Проект «Шахматы в школах» в контексте теории общественного блага
Сметана Владимир Васильевич,
кандидат философских наук, председатель попечительского совета краевой общественной организации «Федерация шахмат Краснодарского края»
E-mail: [email protected]
В статье анализируется социальный проект «Шахматы в школах» в формате государственного-частного партнерства в контексте теории общественного блага. Рассмотрены эволюционные закономерности развития теории общественного блага, научные школы и логика трансформации теории от общих размышлений об общественном благе к последовательному внедрению в мировую экономику. Законодательное закрепление принципов теории общественного блага в международных актах и далее в российском праве отдельных законодательных решений способствуют стимулированию общественного блага на государственном уровне. В социальном проекте «Шахматы в школах» отражена логика проекта и роль участников проекта (Благотворительный фонд Елены и Геннадия Тимченко, Федерация шахмат России, регионы Российской Федерации и федерации шахмат регионов России) по достижения общественного блага в принципиально новом формате.
Ключевые слова: социальный проект, общественное благо, социальное партнерство, шахматы в школах, государственно-частное партнерство.
Теория общественных благ на протяжении всей эволюции человечества просматривается в работах философов, экономистов и социологов.
Свою озабоченность в вопросе разделение общественного и частного блага мы можем увидеть в трудах Аристотеля: «Политика», где основной тезис: «Общественное благо является целью существования государства».
В своей работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» [6] шотландец Адам Смит уже в 1776 году поднимает вопрос о необходимых общественных благах: «Ни одно общество, без сомнения, не может процветать и быть счастливым, если значительнейшая часть его членов бедна и несчастна. Да кроме того, простая справедливость требует, чтобы люди, которые кормят, одевают и строят жилища для всего народа, получали такую долю продуктов своего собственного труда, чтобы сами могли иметь сносную пищу, одежду и жилище».
На протяжении всего 19-го века и первой половины 20-го столетия теорию общественных благ можно увидеть в работах К. Маркса, где он выделял общественное благо, как «бесплатный дар». У маржиналистов К. Менгера и У. Джевонсона общественное благо просматривается через применение в бюджетной политике. А английского экономиста А. Маршалла в рамках неоклассического подхода общественное благо рассматривается, как связь индивида с коллективом, через место проживания индивида. В изучениях шведского экономиста К. Викселя можно увидеть выводы о невозможности определять свои предпочтениях к общественным благам без участия в политических процессах.
С 1950-х годов основополагающей теорией стала теория общественных благ, разработанная американским экономистом, лауреатом Нобелев-
171
ской премии (1970) П. Самуэльсоном. Именно ему принадлежит классическое определение общественного блага, затраты на производство и распространение которого берет на себя государство, оно обладает следующими свойствами: неконкурентоспособность (несоперничество), обусловленная доступностью всех к такому благу; неисключаемость, то есть ограничить доступ потребителей к такому благу практически невозможно; неделимость, следовательно, индивид не может сам выбрать объем потребления [5].
Неоинституционалисты (Т. Эггер-тссон, Дж. Ходжсон и др.) исследуют не столько результат, сколько процесс принятия решений, его условий, факторов и предпосылок. В центре внимания оказывается не столько поведение отдельного индивида, а сколько сама структура института, т.к. интересы и предпочтения индивида формируются под воздействием институциональной среды. Институт тут выступает как продукт общественного развития и форма, в рамках и при участии которой протекает хозяйственная деятельность. По их мнению, общественные блага -это такие блага, которые потребляются коллективно, всеми гражданами, независимо от того, оплачиваются они или нет. Таким образом, потребление общественных благ для пользователя становится доступным без дополнительных затрат [7].
В настоящее время, образование является неотъемлемой частью гражданских прав в Российской Федерации и соответствует всем признакам общественного блага. Этому способствует и международное право. Так, в ст. 26 «Всеобщей декларации прав человека» [3] закреплено: «Каждый человек имеет право на образование. Образование должно быть бесплатным по меньшей мере в том, что касается начального и общего образования. Начальное образование должно быть обязательным».
В ст. 7 Конституции Российской Федерации [1] закреплено: «Российская Федерация - социальное государство,
политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».
В ст. 66 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» закреплено: «Начальное общее образование направлено на формирование личности обучающегося, развитие его индивидуальных способностей, положительной мотивации и умений в учебной деятельности (овладение чтением, письмом, счетом, основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни)» [2].
Таким образом, законодатель закрепил в законе «начальное общее образование» по всем признакам общественное благо для граждан Российской Федерации. Обычно предполагается, что общественное благо предоставляется государством и оплачивается за счет обязательного налогообложения.
Реализация социальных проектов на территории Российской Федерации в общеобразовательных учреждениях сегодня поддерживается Правительством Российской Федерации и региональной властью - «Шахматы в школах» и «самбо в школах».
Рассмотрим проект «Шахматы в школах» в контексте теории общественного блага, который внедряется в начальные классы общеобразовательных учреждений с 2013 года на территории Российской Федерации.
Проект «Шахматы в школах» реализуется в формате социального партнерства по инициативе Благотворительного фонда Елены и Геннадия Тимченко, при поддержке общероссийского общественного объединения «Федерация шахмат России» в регионах России и с согласия региональной власти при активном участии региональных федераций шахмат. Реализация проекта «Шахматы в школах» проходит в начальной школе среди учеников 1-4-х классов и имеет разные форматы: все-
172
обуч, 3-й урок физкультуры или дополнительный урок. И данное правило распространяется на всю общеобразовательную школу и таким образом имеет все признаки общественного блага: неконкурентоспособность, неисключае-мость и неделимость.
Формат реализации проекта «Шахматы в школах» можно уверенно отнести к государственно-частному партнерству, т.к. роль спонсоров и меценатов в данном проекте является необходимым условием для запуска проекта. Ведь именно они безвозмездно предоставляют шахматный инвентарь и литературу в общеобразовательные учреждения, содействуют образовательному процессу через кураторство от региональной федерации шахмат, подведением итогов реализации по окончанию учебного года через конкурс «на лучшую программу преподавания», а также материального поощрения школы-победителя и учителя, преподававшего шахматы в этой школе. По окончании проекта проводится шахматный турнир,
на который каждый регион направляет свою школу-победителя с командой учеников.
Роль региональной власти в запуске проекта «Шахматы в школах» на территории субъекта является ключевой и необходимой, т.к. внедрение инновационных подходов в образовании связано с концептуализацией региональных приоритетов в образовательном процессе, изменением нормативной базы (в некоторых регионах), переподготовкой кадров и необходимой координации между региональной властью и муниципальными образованиями на территории субъекта.
Роль общественных организаций, а именно Федерации шахмат России, региональных и муниципальных федераций шахмат является необходимым связующем звеном между видом спорта шахматы и шахматным образованием. Здесь и методологическая поддержка, организационная и кадровая (таблица 1).
Таблица 1. Вклад участников в проект «Шахматы в школах»
Участники Вклад Результат
Федерация шахмат России - Организация конкурса между субъектами Российской Федерации (ежегодно); - координация и поддержка проекта на федеральном уровне; - проведение итогового командного соревнования между региональными школами-победителями (ежегодно); - методологическая поддержка проекта; - др. - Развитие вида спорта шахматы на территории России; - популяризация вида спорта шахматы среди детей.
Региональные федерации шахмат - Формирование заявок регионов в отборе на участие в проекте «Шахматы в школах» (одноразово); - взаимодействие с региональной властью, согласование совместного участия в реализации проекта «Шахматы в школах» на территории региона; - участие в реализации проекта на территории субъекта (непрерывно); - содействие в реализации проекта на территории муниципальных образований субъекта (непрерывно); - подготовка преподавателей к участию в проекте «Шахматы в школах»; - информационная поддержка проекта (непрерывно); - др. - Участие региональной федерации во всероссийском проекте «Шахматы в школах»; - развитие вида спорта шахматы на территории субъекта Российской Федерации; - развитие вида спорта шахматы в муниципальных образованиях на территории региона.
Благотворительный фонд Елены и Геннадия Тимченко - Безвозмездная передача шахматного инвентаря и литературы участникам проекта (ежегодно); - проведение конкурса на лучшую программу преподавания в регионах и поощрение победителей (ежегодно); - финансирование команд-победителей на всероссийское соревнование по проекту «Шахматы в школах» (ежегодно); - др. - Благотворительность направленная на развитие детей.
173
Окончание
Участники Вклад Результат
Регион Российской Федерации - Реализация социальной политики в регионе; - внесение изменений в нормативные документы региона (при необходимости); - совместное участие с региональной федерацией в обучении тренеров-преподавателей в школах в рамках проекта (ежегодно); - координация проекта в муниципальных образованиях субъекта (непрерывно); - др. - Участие во всероссийском проекте «Шахматы в школах»; - реализация инновационных проектов в регионе; - повышение успеваемости учеников в школе на территории региона.
Частно-государственный подход в теории общественных благ отдает приоритет институту частной собственности и допускает неравномерность в распределении благ в обществе. Сторонники смешанного подхода считали, что должен поддерживаться особый баланс между величиной расходов, необходимых для удовлетворения потребностей, обеспечиваемых исключительно рынком, и величиной расходов, необходимых для удовлетворения потребностей, обеспечиваемых исключительно обществом, так называемых «общественных благ» [7].
Успех реализации социальных проектов во многом стал возможен с изменениями в образовательном процессе и поиске инновационных решений. Реализацию проекта «Шахматы в школах» на территории Российской Федерации можно отнести к успешному государственно-частному партнерству, и многолетняя практика подтвердила такую модель социального партнерства. Таким образом, можно утверждать, что проект «Шахматы в школу» -общественное благо, способно сделать детей умнее.
Литература
1. Конституция Российской Федерации: (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_28399/
2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 (ред. от 02.07.2021) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2021)
3. Всеобщая декларация прав человека: принята и провозглашена Генеральной Ассамблеей ООН 10 дек. 1948 г. // Рос. газ. - 1998. - 10 дек. -С. 4.
4. Вестник Бурятского государственного университета. 2014. № 2. С. 18-21.
5. Самуэльсон П.А. Экономика. - М.: Алгон ВНИИСИ, 1992. - Т. 1
6. Смит, А. Исследование о природе и причинах богатства народов. -Москва: Издательство социально-экономической литературы, 1962. -С. 75.
7. Цыренова В.Д. «Эволюция понятия общественное благо в разных экономических школах», Вестник Бурятского государственного университета. 2014. № 2. С. 18-21.
THE CHESS IN SCHOOLS PROJECT IN THE CONTEXT OF THE THEORY OF THE PUBLIC GOOD
Smetana V.V.
Chess Federation of the Krasnodar Territory
The article analyzes the social project «chess in schools» in the format of public-private partnership in the context of the theory of the public good. The evolutionary patterns of the development of the theory of the public good, scientific schools and the logic of the transformation of the theory from general reflections on the public good to a consistent introduction into the world economy are considered. The legislative consolidation of the principles of the theory of the public good in international acts and further in the Russian law of individual legislative decisions contribute to the promotion of the public good at the state level. The social project «chess in schools» reflects the logic of the project and the role of the project participants (the Timchen-ko Foundation, the Chess Federation of Rus-
174
sia, the regions of the Russian Federation and the Chess Federation of the Russia regions) to achieve the public good in a fundamentally new format.
Keywords: social project, public good, social partnership, chess in schools, public-private partnership.
References
1. The Constitution of the Russian Federation: (adopted by popular vote on 12.12.1993 with amendments approved during the nationwide vote on 01.07.2020) http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_28399/
2. Federal Law of December 29, 2012 N 273-FZ (as amended on July 2, 2021)
«On Education in the Russian Federation» (as amended and supplemented, entered into force on September 1, 2021)
3. Universal Declaration of Human Rights: adopted and proclaimed by the UN General Assembly on December 10. 1948 // Ros. gas. - 1998. - Dec 10. - S. 4.
4. Bulletin of the Buryat State University. 2014. No. 2. S. 18-21.
5. Samuelson P.A. Economy. - M.: Algon VNI-ISI, 1992. - T. 1.
6. Smith, A. Research on the nature and causes of the wealth of peoples. - Moscow: Publishing house of socio-economic literature, 1962. -S. 75.
7. Tsyrenova V.D. «Evolution of the concept of public good in different schools of econom-ics», Bulletin of the Buryat State University. 2014. No. 2. S. 18-21.
175