Научная статья на тему 'ПРОЕКТ "РАСПРАВЬ КРЫЛЬЯ" ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ БУДУЩИХ ВРАЧЕЙ ВЕТЕРИНАРНОЙ МЕДИЦИНЫ'

ПРОЕКТ "РАСПРАВЬ КРЫЛЬЯ" ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ БУДУЩИХ ВРАЧЕЙ ВЕТЕРИНАРНОЙ МЕДИЦИНЫ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
37
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / СТУДЕНТ / ПРОФЕССИЯ / ВЕТЕРИНАРНЫЙ ВРАЧ / ПРОЕКТ / ЗАНЯТИЯ С ЭЛЕМЕНТАМИ ТРЕНИНГА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ховайло Оксана Владимировна

В статье описывается проект по формированию и развитию профессиональной идентичности будущих врачей ветеринарной медицины, который является часть диссертационного исследования на соискание ученой степени кандидата психологических наук. Профессиональная идентичность - это сложная система представлений о мире профессий и о себе как о профессионале в конкретной сфере деятельности. Высокий уровень профессиональной подготовленности будущих врачей ветеринарной медицины в последнее десятилетие набирает обороты, поэтому важно понять выбранную сферу деятельности во всем ее многообразии. Формирование профессиональной идентичности долгий процесс личностного и профессионального развития, который появляется на высоком уровне овладения профессией, и он охватывает весь период профессиональной деятельности личности: от возникновения профессионального намерения до выхода из трудовой деятельности. Цель исследования - описать проект «Расправь крылья» для формирования и развития профессиональной идентичности будущих врачей ветеринарной медицины. Проект состоит 5 занятий, где форма реализации проекта является - занятия с элементами тренинга. Занятие 1: Вводное занятие. Точка отсчета. Занятие 2: Грани профессиональной идентичности. Занятие 3: Самомотивация в профессиональной деятельности. Занятие 4: Общение с окружающими людьми. Занятие 5: Завершение. Проект реализован на базе Учреждения образования «Витебская ордена «Знак Почёта» государственная академия ветеринарной медицины», среди обучающихся, получающих образовательные услуги первой ступени высшего образования факультета ветеринарной медицины. Разработанный проект поможет обучающимся сформировать и раскрыть свои представления и профессии, а также другим исследователям ознакомится с одной из возможных форм работы с обучающимися в сельскохозяйственных учебных заведениях. Методологической основой для разработки проекта послужили современные труды отечественных и зарубежных психологов, посвященные рассмотрению профессиональной идентичности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Ховайло Оксана Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROJECT "SPREAD YOUR WINGS" FOR THE DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL IDENTITY OF FUTURE VETERINARY MEDICINE DOCTORS

The article describes a project on the formation and development of the professional identity of future veterinary medicine doctors, which is part of the dissertation research for the degree of Candidate of Psychological Sciences. Professional identity is a complex system of ideas about the world of professions and about yourself as a professional in a particular field of activity. The high level of professional training of future veterinary medicine doctors has been gaining momentum in the last decade, so it is important to understand the chosen field of activity in all its diversity. The formation of professional identity is a long process of personal and professional development, which appears at a high level of mastering a profession, and it covers the entire period of a person's professional activity: from the emergence of professional intention to retirement from work. The purpose of the study is to describe the project «Spread your wings» for the formation and development of the professional identity of future veterinary medicine doctors. The project consists of 5 classes, where the form of project implementation is - classes with training elements. Lesson 1: Introductory lesson. The point of reference. Lesson 2: Facets of professional identity. Lesson 3: Self-motivation in professional activity. Lesson 4: Communication with other people. Lesson 5: Completion. The project was implemented on the basis of the Educational Institution «Vitebsk Order «Badge of Honor» State Academy of Veterinary Medicine», among students receiving educational services of the first stage of higher education of the Faculty of Veterinary Medicine. The developed project will help students to form and reveal their ideas and professions, as well as other researchers to get acquainted with one of the possible forms of work with students in agricultural educational institutions. The methodological basis for the development of the project was the modern works of domestic and foreign psychologists devoted to the consideration of professional identity.

Текст научной работы на тему «ПРОЕКТ "РАСПРАВЬ КРЫЛЬЯ" ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ БУДУЩИХ ВРАЧЕЙ ВЕТЕРИНАРНОЙ МЕДИЦИНЫ»

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2023, Том 11, № 2 / 2023, Vol. 11, Iss. 2 https://mir-nauki.com/issue-2-2023.html URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/38PSMN223.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Ховайло, О. В. Проект «Расправь крылья» для развития профессиональной идентичности будущих врачей ветеринарной медицины / О. В. Ховайло // Мир науки. Педагогика и психология. — 2023. — Т. 11. — № 2. — URL: https://mir-nauki.com/PDF/38PSMN223.pdf

For citation:

Khovailo O.V. The project «Spread your wings» for the development of professional identity of future veterinary medicine doctors. World of Science. Pedagogy and psychology. 2023; 11(2): 38PSMN223. Available at: https://mir-nauki.com/PDF/38PSMN223.pdf. (In Russ., abstract in Eng.)

Ховайло Оксана Владимировна

УО «Витебский государственный университет имени П.М. Машерова», Витебск, Республика Беларусь

Аспирант

Магистр психологических наук E-mail: oksanakhovailo@mail.ru

Проект «Расправь крылья» для развития профессиональной идентичности будущих врачей ветеринарной медицины

Аннотация. В статье описывается проект по формированию и развитию профессиональной идентичности будущих врачей ветеринарной медицины, который является часть диссертационного исследования на соискание ученой степени кандидата психологических наук. Профессиональная идентичность — это сложная система представлений о мире профессий и о себе как о профессионале в конкретной сфере деятельности. Высокий уровень профессиональной подготовленности будущих врачей ветеринарной медицины в последнее десятилетие набирает обороты, поэтому важно понять выбранную сферу деятельности во всем ее многообразии. Формирование профессиональной идентичности долгий процесс личностного и профессионального развития, который появляется на высоком уровне овладения профессией, и он охватывает весь период профессиональной деятельности личности: от возникновения профессионального намерения до выхода из трудовой деятельности. Цель исследования — описать проект «Расправь крылья» для формирования и развития профессиональной идентичности будущих врачей ветеринарной медицины.

Проект состоит 5 занятий, где форма реализации проекта является — занятия с элементами тренинга. Занятие 1: Вводное занятие. Точка отсчета. Занятие 2: Грани профессиональной идентичности. Занятие 3: Самомотивация в профессиональной деятельности. Занятие 4: Общение с окружающими людьми. Занятие 5: Завершение. Проект реализован на базе Учреждения образования «Витебская ордена «Знак Почёта» государственная академия ветеринарной медицины», среди обучающихся, получающих образовательные услуги первой ступени высшего образования факультета ветеринарной медицины.

Разработанный проект поможет обучающимся сформировать и раскрыть свои представления и профессии, а также другим исследователям ознакомится с одной из возможных форм работы с обучающимися в сельскохозяйственных учебных заведениях. Методологической основой для разработки проекта послужили современные труды

отечественных и зарубежных психологов, посвященные рассмотрению профессиональной идентичности.

Ключевые слова: профессиональная идентичность; студент; профессия; ветеринарный врач; проект; занятия с элементами тренинга

Введение

Формирование профессиональной идентичности будущих врачей ветеринарной медицины должно быть положено в основу разработки условий профессионально-личностного развития. Формированию и развитию профессиональной идентичности, а также формированию собственных возможностей и потенциалов, адекватных представлений о своих возможностях в профессии происходит в период обучения в высшем учебном заведении [1-3].

Профессиональная идентичность — это сложная система представлений о мире профессий и о себе как о профессионале в конкретной сфере деятельности. Профессиональная идентичность — это элемент профессионального воспитания, то есть относиться к аксиологической составляющей профессиональной культуры человека. Также профессиональная идентичность является неотъемлемой частью личностной идентичности.

Сформированность профессиональной идентичности, ее гибкость и адекватность являются условием успешной реализации субъекта труда в своей профессии, она выступает индикатором и регулятором во взаимоотношениях профессионала с его профессией, обществом и самим собой [5; 6]. Поскольку идентичность профессионала формируется под действием различных факторов мы решили изучить эти факторы.

Ветеринарная медицина — наука, которая представляет собой систему научных знаний о болезнях животных, методах их лечения и профилактики с целью сохранности поголовья и повышению его продуктивности. Она изучает строение организма животных, его физиологию, причины возникновения болезней, методы их диагностики, лечения и профилактики [1; 2].

На данный момент особого внимания по изучению профессиональной идентичности врачей ветеринарной медицины не уделялось. Большинство работ посвящены по изучению профессиональной этики и деонтологии врача ветеринарной медицины.

Формирование профессиональной идентичности будущих врачей ветеринарной медицины — это сложный процесс, процесс отождествления себя в выбранной профессии.

Для изучения профессиональной идентичности будущих врачей ветеринарной медицины необходимо учитывать признаки и особенности профессии врача ветеринарной медицины:

• недопущение жестокого обращения с животными при осуществлении ветеринарной деятельности и не только;

• неблагоприятные условия труда врачей ветеринарной медицины оказывает неблагоприятное влияние на здоровье, приводит к возникновению профессиональных заболеваний. Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь 24.09.2020 г. № 74 в новой редакции изложен список производств, цехов, профессий рабочих и должностей служащих с вредными условиями труда, работа в которых дает право на сокращенную продолжительность рабочего времени, шифры специальностей: 1107318-039,

1492250-002, 1692250-002, 1703240-001, 1713212-002, 1725164-004, 17321310020, 174, 1751;

• деформация личности специалиста под влиянием профессиональных стрессов;

• контроль эмоционально-волевой сферы;

• возможна работа в смежных отраслях (грумер, дрессировщик, кинолог, феминолог, ипполог и т. д.);

• работа на животноводческих и птицеводческих фабриках;

• проведение и контроль за обеспечением ветеринарно-санитарного качества продуктов животного происхождения;

• знание и соблюдение законодательных актов Республики Беларусь для осуществления ветеринарной деятельности;

• выбор категории животных для работы (работа с мелкими животными, птицами, сельскохозяйственными животными и т. д.);

• необходимость постоянно повышать профессиональные умения.

Это довольно неполный список признаков и особенностей профессии врача ветеринарной медицины. Каждый специалист может его дополнить или сократить исходя из его профессионального опыта. Профессиональная идентичность будущего врача ветеринарной медицины состоит из взаимосвязи этих признаков и особенностей, представленных ранее [7].

При принятии профессиональных решений врач ветеринарной медицины должен руководствоваться своей совестью, этическими правилами и нормами ветеринарной медицины, профессиональными принципами и правилами, законодательными актами Республики Беларусь касающиеся оказания помощи животным.

Также профессиональная идентичность будущего врача ветеринарной медицины должна формироваться в специально созданных условиях теоретического обучения и практического обучения, которое позволит показать будущему специалисту отношение к выбранной профессии, отношение к животным, которых необходимо лечить [8].

В учебных заведениях заниматься психологическим сопровождением и помогать в формировании профессиональной идентичности может социально-педагогическая и психологическая служба учреждения образования, работа которой должна быть направлена на раскрытие представлений о своих возможностях в профессии.

Цель исследования — проанализировать проект для развития и формирования профессиональной идентичности будущих врачей ветеринарной медицины.

Методы и материалы

Исследование проводилось на базе УО «Витебская ордена «Знак Почёта» государственная академия ветеринарной медицины», среди студентов 3-5 курсов, факультета

1 Список производств, цехов, профессий рабочих и должностей служащих с вредными и (или) опасными условиями труда, работа в которых дает право на сокращенную продолжительность рабочего времени с изменениями 2020 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https ://ohranatruda. of.by/spisok-proizvodstv-tsekhov-professii-rabochikh-i-dolzhnostei-sluzhashchikh-s-vrednymi-i-ili-opasnymi-usloviyami-truda-rabota-v-kotorykh-daet-pravo-na-sokrashchennuyu-prodolzhitelnost-rabochego-vremeni-s-izmeneniyami-2020.html. — Дата доступа: 20.09.2022.

ветеринарной медицины, получающие образовательные услуги первой ступени высшего образования. Общее количество респондентов — 228. Исследование проходило анонимно. Эмпирическое исследование проводилось в два этапа, между этапами был реализован проект «Расправь крылья» для формирования и развития профессиональной идентичности будущих врачей ветеринарной медицины.

Для изучения уровня развития профессиональной идентичности у будущих врачей ветеринарной медицины было проведено эмпирическое исследование. Нами были использованы следующие методики: методика М. Куна, Т. Макпартленда «Кто Я?»2, методика К. Замфир «Мотивация профессиональной деятельности» (модификация А. Реана)3, методика изучения профессиональной идентичности (МИПИ) Л.Б. Шнейдер [9].

В исследовании была выдвинута гипотеза: у студентов в незначительной мере отличается уровень сформированности профессиональной идентичности между курсами, сформированы статусы профессиональной идентичности: «мораторий», «достигнутая позитивная идентичность», «диффузная».

Вначале мы провели диагностику среди студентов 3 курса факультета ветеринарной медицины. Исследование проводилось в два этапа. Первый этап — это первичное исследование. Второй этап проводился после занятий с элементами тренинга. В первом этапе участвовало 33 респондента. Во втором этапе участвовало 40 респондентов.

Затем было проведено исследование среди студентов 4 курса факультета ветеринарной медицины. В первом этапе участвовало 27 респондентов. Во втором этапе участвовало 27 респондентов.

Далее проведено исследование среди студентов 5 курса факультета ветеринарной медицины. В первом этапе участвовало 42 респондента. Во втором этапе участвовало 59 респондентов. Количество респондентов отличается, т. к. часть респондентов могла отсутствовать на первом этапе или потому что они отказались от прохождения методик. Испытуемым было предложено пройти 3 тестовые методики. Исследование проходило анонимно.

Для проверки статистической значимости исследования до и после реализации проекта использовалась программа IBM SPSS Statistics 26.

Обзор профессиональной идентичности будущих врачей ветеринарной медицины

На основе полученных данных методики «Мотивация профессиональной деятельности (методика К. Замфир в модификации А.А. Реана)», получили следующие результаты, представленные в таблице 1. Обработка данных проходила в два этапа. Первый этап — это проверка данных на нормальность распределения, для этого были использован критерий Колмогорова — Смирнова, Шапиро-Уилка.

2 Румянцева, Т.В. Психологическое консультирование: диагностика отношений в паре. Учебное пособие. / Т.В. Румянцева. — СПб.: Речь, 2006. — 176 с.

3 Сборник психологических тестов. Часть III: Пособие / сост. Е.Е. Миронова. — Мн.: Женский институт ЭНВИЛА, 2006. — 120 с.

Таблица 1

Результаты методики «Мотивация профессиональной деятельности»

Критерии нормального распределения 3 курс 4 курс 5 курс

Шкалы критерий Шапиро-Уилка критерий Колмогорова-Смирнова критерий Шапиро-Уилка критерий Колмогорова-Смирнова критерий Шапиро-Уилка критерий Колмогорова-Смирнова

Внутренняя мотивация 0,010 0,054 0,158 0,200 0,001 0,011

Внешняя положительная мотивация 0,014 0,108 0,000 0,000 0,000 0,001

Внешняя отрицательная мотивация 0,021 0,025 0,159 0,128 0,004 0,006

Составлено автором

Итак, для 3 курса критерий Шапиро-Уилка (р > 0,05 — нормальное распределение), критерий Колмогорова — Смирнова (р > 0,2 — нормальное распределение), исходя из данных таблицы видим, что значения отклоняются от нормального. Для 4 курса по критерию Шапиро-Уилка (р > 0,05 — нормальное распределение), критерий Колмогорова — Смирнова (р > 0,2 — нормальное распределение), исходя из данных таблицы видим, расхождение показателей, дополнительно были использованы: график Р_Р, исходя из этого

распределение отклоняется от нормального. Для 5 курса критерий Шапиро-Уилка (р > 0,05 — нормальное распределение), критерий Колмогорова — Смирнова (р > 0,2 — нормальное распределение), исходя из данных таблицы видим, исходя из данных таблицы видим, что значения отклоняются от нормального. Поэтому для проверки статистической значимости проведенной программы будет использован непараметрический критерий: Т-критерий Вилкоксона.

Для начала полученные данные с помощью «Методика изучения профессиональной идентичности (МИПИ) Л.Б. Шнейдер» (табл. 2) были проверены на нормальность распределения с помощью критерия Колмогорова-Смирнова. Результат у респондентов 3 курса, следующий: Асимп. знач. (двухсторонняя) = 0,000 (р < 0,05), то гипотеза о том, что соответствующее распределение нормально, должна быть отвергнута. Исходя из этого был выбран Т-критерий Уилкоксона, полученные данные Тэмп = 0,285, Ткр = 0,185 (п = 33), то есть изменения мотивационного профиля студентов статистически не значимы. Результат респондентов 4 курса, следующий: Асимп. знач. (двухсторонняя) = 0,000 (р < 0,05), то гипотеза о том, что соответствующее распределение нормально, должна быть отвергнута. Исходя из этого был выбран Т-критерий Уилкоксона, полученные данные Тэмп = 0,317, Ткр = 0,119 (п = 27), то есть изменения мотивационного профиля студентов 4 курса статистически не значимы. Результат респондентов 5 курса, следующий: Асимп. знач. (двухсторонняя) = 0,000 (р < 0,05), то гипотеза о том, что соответствующее распределение нормально, должна быть отвергнута. Исходя из этого был выбран Т-критерий Уилкоксона, полученные данные Тэмп = 0,532, Ткр = 0,319 (п = 42), то есть изменения мотивационного профиля студентов 5 курса статистически не значимы.

Также можно предположить, что для обучающихся, получающие образовательные услуги первой ступени высшего образования 5 курса проект помог укрепить уже сформированную профессиональную идентичность. А также данные методики имеют незначительные изменения, отсюда они не имеют статистической значимости.

Методика «Кто я?» направлена на выявление содержательных характеристик идентичности личности. В данном исследовании мы делали акцент на выявление профессиональной идентичности. Были получены следующие результаты (табл. 3).

Таблица 2

Результаты данных «Методика изучения профессиональной идентичности (МИПИ) Л.Б. Шнейдер»

3 курс до 3 курс после участия в проекте (количество участников) 4 курс до 4 курс после участия в проекте (количество участников) 5 курс до 5 курс после участия в проекте (количество участников)

Показатели методики участия в проекте (количество участников) участия в проекте (количество участников) участия в проекте (количество участников)

Преждевременная идентичность 2 0 6 2 6 2

Диффузная идентичность 9 9 7 6 19 20

Достигнутая

позитивная 5 5 3 9 4 2

идентичность

Псевдоидентичность 6 8 2 2 3 7

Мораторий 10 6 9 7 7 10

Не определившиеся с

результатом 1 5 - 1 3 1

респонденты

Составлено автором

Исходя из полученных данных методики большие показатели по категориям «студент», «врач ветеринарной медицины — студент», «будущий ветеринарный врач». Показатель идентификации «студент» показывает, что они не готовы называть себя будущим врачом ветеринарной медицины. Они стараются подольше насладиться беззаботным университетским временем, стараясь не думать о будущей ответственности. Возможно, это связано с не достаточным уровнем сформированности психики, недостаточный уровень владения теоретических и практических знаний. Показатель «врач ветеринарной медицины — студент» свидетельствует о двойной позиции по отношению к студенчеству и профессиональной деятельностью.

Таблица 3

Результаты методики «Кто Я?»

3 курс 4 курс 5 курс

количество количество количество количество количество количество

Идентичность респондентов респондентов респондентов респондентов респондентов респондентов

в первом во втором в первом во втором в первом во втором

этапе этапе этапе этапе этапе этапе

Будущий врач ветеринарной медицины 8 (24,2 %) 8 (20,0 %) 2 (7,1 %) 12 (44,5 %) 8 (19,0 %) 20 (34 %)

Студент 1 (3,1 %) 1 (2,5 %) 8 (30,0 %) 6 (22,2 %) 10 (23,8 %) 2 (3,3 %)

Будущий врач

ветеринарной 2 6 11 1

медицины — (6,1 %) (22,2 %) (26,2 %) (1,7 %)

студент

Не

определившиеся 22 31 11 9 13 36

с результатом (66,6 %) (77,5 %) (40,7 %) (33,3 %) (31,0 %) (61,0 %)

респонденты

Составлено автором

Показатель «будущий ветеринарный врач» свидетельствует о том, что целенаправленности в жизни, устойчивой позиции и реализации себя как профессионала именно в сфере ветеринарной медицины. Также есть показатели, где респонденты не определились с результатом, это может свидетельствовать о том, что они намеренно оставили бланк без ответа, а также возможно данная тема им не интересна, или другая причина.

Вторым шагом была проверка статистической значимости реализованного проекта «Расправь крылья» был использован непараметрический критерий: Т-критерий Вилкоксона. Результаты представлены в таблице 4.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 4

Результаты статистической значимости реализованного проекта «Расправь крылья»

Критерий 3 курс 4 курс 5 курс

Шкалы Т-критерий Вилкоксона Т-критерий Вилкоксона Т-критерий Вилкоксона

Внутренняя мотивация 0,104 0,030 0,080

Внешняя положительная мотивация 0,852 0,006 0,521

Внешняя отрицательная мотивация 0,006 0,010 0,360

Составлено автором

Показатели Т-критерий Вилкоксона для 3 курса (р > 0,05 — то статистически значимые различия отсутствуют), исходя из таблицы изменения внешней положительной и внутренней мотивации статистически не значимы, а внешней отрицательной мотивации значимы. Можно сказать, что для респондентов 3 курса проект помог сгладить внешние негативные издержки выбранной профессии, тем самым показывая незначительный рост внешней положительной и внутренней мотивации.

Для 4 курса Т-критерий Вилкоксона (р > 0,05 — то статистически значимые различия отсутствуют), исходя из таблицы изменения всех показателей статистически значимы. Делая вывод, программа помогает студентам 4 курса сглаживать внешние негативные издержки выбранной профессии и стимулирует рост внутренней мотивации (возможно углубления в тонкости и дальнейшее развитие в выбранной профессии), а также внешнюю составляющую данной профессии.

Результаты 5 курса по Т-критерий Вилкоксона (р > 0,05 — то статистически значимые различия отсутствуют), исходя из таблицы изменения всех показателей статистически не значимы. Можно считать, что проект не эффективна для студентов 5 курса, но это свидетельствует о сформированной профессиональной мотивации и осознании положительных и отрицательных моментов в профессиональной деятельности.

Таким образом, по результатам исследования можно сделать следующие выводы: студенты проявляют активность для освоения выбранной профессии. Мотивация профессиональной деятельности может в дальнейшем проявляться в стремлении к продвижению по работе, в удовлетворении от самого процесса и результата работы, в возможности наиболее полной самореализации именно в данной сфере деятельности.

Проект «Расправь крылья» для развития профессиональной идентичности будущих врачей ветеринарной медицины

Основываясь на полученных данных, нами был разработан проект «Расправь крылья» для того, чтобы сформировать и развить профессиональную идентичность у студентов к осуществлению профессиональной деятельности. Упражнения для реализации проекта

составлены на основе работ современных практических психологов (К. Фопель [10], Л.Б. Шнейдер4, 5 [9; 11], Т.А. Мардасова, П.Р. Юсупов [12] и др.).

Таблица 5

Содержание занятий с элементами тренинга проекта «Расправь крылья»

Номер занятий с элементами тренинга Название занятий с элементами тренинга Упражнения, входящие в занятия с элементами тренинга Количество аудиторных часов занятий с элементами тренинга

1 Вводное занятие. Точка отсчета 1. Представление тренера, обсуждение настроения группы, настроя на работу (10 минут). 2. Упражнение «Имена — это важно» (5 минут). 3. Упражнение «Один день из профессиональной жизни» (20 минут). 4. Обсуждение (дискуссия) разных образов профессиональной деятельности врача ветеринарной медицины (20 минут). 5. Упражнение «Гостиница» (15 минут). 6. Упражнение «Подарок с намеком» (20 минут). 7. Подведение итогов. 2

2 Грани профессиональной идентичности 1. Вступление «Понятие профессиональная идентичность» (10 минут). 2. План моего будущего (15 минут). 3. Рисунок — границы профессиональной деятельности (20-30 минут). 4. Профессиональная идентичность (20 минут). 5. Точки профессионального роста (30 минут). 6. Упражнение «Мой профессиональный портрет в лучах солнца» (15 минут). 7. Упражнение «Стул» (15 минут). 8. Упражнение «Повышение профессионализма» (15 минут). 9. Подведение итогов занятия. 2

3 Самомотивация в профессиональной деятельности 1. Небо и земля (20 минут). 2. Упражнение «Мотивация успеха» (20 минут). 3. Упражнение «Смена» (5 минут). 4. Упражнение «Иллюстрированные цели» (20-25 минут). 5. Метод «Лицензия на приобретение знаний» (20-25 минут). 6. Подведение итогов занятия. Упражнение «Соковыжималка» (20 минут). 2

4 Общение с окружающими людьми 1. Упражнение «Броуновское движение» (4 минуты). 2. Упражнение «Эксперимент» (10 минут). 3. Упражнение «Сильные стороны» (20 минут). 4. Технопроектная игра развивающей кооперации «ТИРК» (20 минут). 5. Упражнение «Шесть шляп мышления» (20 минут). 6. Подведение итогов занятия. Упражнение «Сбор чемодана в дорогу» (15 минут). 2

5 Завершение 1. Коллаж — мое профессиональное развитие (35 минут). 2. Анкета участников тренинга (15 минут). 3. Упражнение «Фантазии о жизненном пути и имени» (15 минут). 4. Символическое закрытие (15 минут). 2

Составлено автором

4 Шнейдер, Л.Б. Психология карьеры: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Л.Б. Шнейдер, З.С. Акбиева, О.П. Цариценцева. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт, 2018. — 187 с.

5 Шнейдер, Л.Б. Профессиональная идентичность: теория, эксперимент, тренинг: учеб. пособие / Л.Б. Шнейдер. — М.: Моск. психолого-социальный ин-т, 2004. — 600 с.

Проект рассчитан на один учебный год, и включает 5 занятий по 2 академических часа каждое. Целевая группа: обучающие, получающие образовательные услуги первой ступени высшего образования факультета ветеринарной медицины Учреждения образования «Витебская ордена «Знак Почёта» государственная академия ветеринарной медицины». Форма реализации проекта: занятия с элементами тренинга.

Цель проекта — выработка каждым участником своего индивидуального стиля, осознание своих профессиональных возможностей, определение путей профессионального роста, развитие навыков компетентного общения. Главной идеей тренинга стала концепция профессиональной идентичности, понимаемой как многомерный и интегративный психологический феномен, обеспечивающий человеку целостность, тождественность и определенность, которая развивается в ходе профессионального обучения совместно со становление процессов самоопределения, самоорганизации и персонализации, а также обуславливается развитием рефлексии.

Задачи проекта решались путем развития рефлексии, привлечения мыслительных средств для анализа прототипа профессиональной деятельности, проектирования образа профессионального будущего, осмысление своей профессиональной позиции. В таблице 4 представлено содержание занятий с элементами тренинга для развития и формирования профессиональной идентичности личности будущего врача ветеринарной медицины.

После окончания проекта с участниками занятий с элементами тренинга была проведено повторное эмпирическое исследование (табл. 1-3). Согласно данным проект оказал положительное влияние, а также студенты более полно раскрыли представление о своей будущей профессии, узнали больше о своих одногруппниках, раскрыли истинный выбор профессии (табл. 5). Данные занятия имеют долгосрочный эффект, с течением времени они возможно придут и к другим выводам по поводу своей профессиональной идентичности.

Заключение

Реализованный проект «Расправь крылья» способствовал формированию и раскрытию профессиональной идентичности будущих врачей ветеринарной медицины, поможет раскрыть выбранную профессию, студенты раскроют свои профессиональные возможности, определят пути возможного профессионального роста, сформировать навыки самомотивации в профессиональной деятельности, развить навыки компетентного общения. После реализации проекта были разработаны психологические рекомендации для обучающихся, а также для социально-педагогической и психологической службы учреждения образования, где реализовывался проект.

ЛИТЕРАТУРА

1. Основы профессиональной этики в ветеринарной медицине: справочное пособие / А.И. Ятусевич [и др.]; под общ. ред. А.И. Ятусевича. — Витебск: ВГАВМ, 2013. — 204 с.

2. Профессиональная этика и деонтология ветеринарной медицины / А.А. Стекольников [и др.]; под ред. А.А. Стекольникова. — СПб.: Издательство «Лань», 2015. — 448 с.

3. Ховайло, О.В. Профессиональная идентичность будущих ветеринарных врачей [Электронный ресурс] / О.В. Ховайло // Актуальные проблемы воспитательной работы и молодежной политики в современном вузе: [Электронный ресурс] материалы I Международной научно-методической конференции, Витебск, 2829 сентября 2021 г. / УО ВГАВМ; редкол.: Н.И. Гавриченко (гл. ред.) [и др.]. — Витебск: ВГАВМ, 2021. Режим доступа: https://repo.vsavm.bv/bitstream/12345678 9/18143/1/^2021-17-6^.

4. Грязнова, Е.В. Проблема определения понятия «профессиональная идентичность» в психологии / Е.В. Грязнова, А.Г. Гончарук, М.А. Блохина // Азимут научных изделий: педагогика и психология. — 2019. — Т. 8, № 3(28). — С. 323-325.

5. Малютина, Т.В. Профессиональная идентичность, ее структура и компоненты [Электронный ресурс] / Т.В. Малютина // Омский научный вестник. — 2014. — № 5(132) — Режим доступа: https://cvberleninka.ru/article/n/professionalnava-identichnost-ee-struktura-i-komponentv. — Дата доступа: 18.09.2022.

6. Морозова, О.В. Профессиональная идентичность студентов вуза / О.В. Морозова // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. — 2014. — № 41. — С. 60-64.

7. Ховайло, О.В. Анализ профессиональной идентичности будущих врачей ветеринарной медицины / О.В. Ховайло // Наука — образованию, производству, экономике [Электронный ресурс]: материалы 75-й Региональной научно-практической конференции преподавателей, научных сотрудников и аспирантов, Витебск, 3 марта 2023 г. — Витебск: ВГУ имени П.М. Машерова, 2023. — С. 342345.

8. Ховайло, О.В. Профессиональная идентичность практикующих врачей ветеринарной медицины [Электронный ресурс] / О.В. Ховайло, В.А. Ховайло // Тенденции развития ветеринарной хирургии: [Электронный ресурс] материалы Международной научно-практической конференции, Витебск, 3-4 ноября 2021 г. / УО ВГАВМ; редкол.: Н.И. Гавриченко (гл. ред.) [и др.]. — Витебск: ВГАВМ, 2021. — Режим доступа: https://www.vsavm.by/wp-content/uploads/2013/11/Sbornik-konferentciia-hirurgiia-2021.pdf.

9. Шнейдер, Л.Б. Личностная, гендерная и профессиональная идентичность: теория и методы диагностики / Л.Б. Шнейдер. — М.: Моск. психолого-социальный ин-т, 2007. — 128 с.

10. Фопель, К. Создание команды. Психологические игры и упражнения: пер. с нем. / К. Фопель. — М.: Генезис, 2003. — С. 400.

11. Шнейдер, Л.Б. Профессиональная идентичность: моногр. / Л.Б. Шнейдер. — М.: МОСУ, 2001. — 272 с.

12. Мардасова, Т.А. Тренинг профессиональной идентичности / Т.А. Мардасова, П.Р. Юсупов. — Барнаул: Алтайский государственный университет, 2019. — 152 с.

Khovailo Oksana Vladimirovna

Vitebsk State University named after P.M. Masherov, Vitebsk, Republic of Belarus

E-mail: oksanakhovailo@mail.ru

The project «Spread your wings» for the development of professional identity of future veterinary medicine doctors

Abstract. The article describes a project on the formation and development of the professional identity of future veterinary medicine doctors, which is part of the dissertation research for the degree of Candidate of Psychological Sciences. Professional identity is a complex system of ideas about the world of professions and about yourself as a professional in a particular field of activity. The high level of professional training of future veterinary medicine doctors has been gaining momentum in the last decade, so it is important to understand the chosen field of activity in all its diversity. The formation of professional identity is a long process of personal and professional development, which appears at a high level of mastering a profession, and it covers the entire period of a person's professional activity: from the emergence of professional intention to retirement from work. The purpose of the study is to describe the project «Spread your wings» for the formation and development of the professional identity of future veterinary medicine doctors. The project consists of 5 classes, where the form of project implementation is — classes with training elements. Lesson 1: Introductory lesson. The point of reference. Lesson 2: Facets of professional identity. Lesson 3: Self-motivation in professional activity. Lesson 4: Communication with other people. Lesson 5: Completion. The project was implemented on the basis of the Educational Institution «Vitebsk Order «Badge of Honor» State Academy of Veterinary Medicine», among students receiving educational services of the first stage of higher education of the Faculty of Veterinary Medicine. The developed project will help students to form and reveal their ideas and professions, as well as other researchers to get acquainted with one of the possible forms of work with students in agricultural educational institutions. The methodological basis for the development of the project was the modern works of domestic and foreign psychologists devoted to the consideration of professional identity.

Keywords: professional identity; student; profession; veterinarian; project; classes with training elements

38PSMN223

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.