Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ИДЕНТИЧНОСТИ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С БУДУЩИМИ УЧИТЕЛЯМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ'

ФОРМИРОВАНИЕ ИДЕНТИЧНОСТИ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С БУДУЩИМИ УЧИТЕЛЯМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
50
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕНТИЧНОСТЬ ЛИЧНОСТИ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С УЧИТЕЛЯМИ / БУДУЩИЕ УЧИТЕЛЯ ФК / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ГОТОВНОСТЬ К ПРОФЕССИИ / МОТИВАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Данилова А.Н., Шубович М.М., Кокин В.А., Петрищева Н.Н.

Цель исследования - раскрыть условия формирования идентичности личности обучающихся в процессе взаимодействия с будущими учителями физической культуры (ФК) в период проведения педагогической практики. Методика и организация исследования. В исследовании приняли участие студенты 3-4-го курсов ФГБОУ ВО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова», направления подготовки «Физическая культура». Для диагностики уровней сформированности профессиональной идентичности у будущих учителей ФК использовалась «Методика изучения профессиональной идентичности» (МИПИ). Методиками «Карта интересов» (КИ) и «Методика изучения личностной идентичности» (МИЛИ) диагностировали уровни идентичности личности обучающихся. Результаты исследования и выводы. Установлено, что в процессе взаимодействия будущих учителей ФК и обучающихся происходит формирование профессиональной идентичности у студентов, выражающееся в повышении мотивации, интереса к будущей профессиональной деятельности, что значительно повышает социально-двигательную активность, способствует успешному процессу личностной идентичности и социализации: у них возрастает интерес к занятиям физической культурой, спорту, к ведению здорового образа жизни и т.д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMING THE IDENTITY OF STUDENTS IN AN EDUCATIONAL ORGANIZATION IN CONDITIONS OF INTERACTION WITH FUTURE TEACHERS OF PHYSICAL CULTURE

Objective of the study was to reveal the conditions for the formation of students' personal identity in the process of interaction with future teachers of physical culture during the period of pedagogical practice. Methods and structure of the study. The study involved students of the 3rd-4th courses of the Ulyanovsk State University of Education, directions of training “Physical culture”. To diagnose the levels of formation of professional identity in future teachers of physical education, the "Methodology for the Study of Professional Identity" was used. Methods "Map of interests" and "Method of studying personal identity" diagnosed the levels of identity of students. Results and conclusions. It has been established that in the process of interaction between future PE teachers and students, the professional identity of students is formed, which is expressed in an increase in motivation, interest in future professional activities, which significantly increases social and motor activity, contributes to the successful process of personal identity and socialization: they have an increased interest in physical culture, sports, healthy lifestyle, etc.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ИДЕНТИЧНОСТИ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С БУДУЩИМИ УЧИТЕЛЯМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ»

ФОРМИРОВАНИЕ ИДЕНТИЧНОСТИ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С БУДУЩИМИ УЧИТЕЛЯМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

УДК/UDC 371.7

Поступила в редакцию 21.11.2021 г.

Информация для связи с автором: tjusha92@mail.ru

Аспирант А.Н. Данилова1

Доктор педагогических наук, профессор М.М. Шубович1

Кандидат педагогических наук, доцент В.А. Кокин1

Н.Н. Петрищева1

1Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н.Ульянова, Ульяновск

FORMING THE IDENTITY OF STUDENTS IN AN EDUCATIONAL ORGANIZATION IN CONDITIONS OF INTERACTION WITH FUTURE TEACHERS OF PHYSICAL CULTURE

Postgraduate student A.N. Danilova1 Dr. Hab., Professor M.M. Shubovich1 PhD, Associate Professor V.A. Kokin1 N.N. Petrishcheva1

1 Ulyanovsk State University of Education, Ulyanovsk

Аннотация

Цель исследования - раскрыть условия формирования идентичности личности обучающихся в процессе взаимодействия с будущими учителями физической культуры (ФК) в период проведения педагогической практики. Методика и организация исследования. В исследовании приняли участие студенты 3-4-го курсов ФГБОУ ВО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова», направления подготовки «Физическая культура». Для диагностики уровней сформиро-ванности профессиональной идентичности у будущих учителей ФК использовалась «Методика изучения профессиональной идентичности» (МИПИ). Методиками «Карта интересов» (КИ) и «Методика изучения личностной идентичности» (МИЛИ) диагностировали уровни идентичности личности обучающихся.

Результаты исследования и выводы. Установлено, что в процессе взаимодействия будущих учителей ФК и обучающихся происходит формирование профессиональной идентичности у студентов, выражающееся в повышении мотивации, интереса к будущей профессиональной деятельности, что значительно повышает социально-двигательную активность, способствует успешному процессу личностной идентичности и социализации: у них возрастает интерес к занятиям физической культурой, спорту, к ведению здорового образа жизни и т.д.

Ключевые слова: идентичность личности, взаимодействие с учителями, будущие учителя ФК, профессиональная идентичность, готовность к профессии, мотивация.

Abstract

Objective of the study was to reveal the conditions for the formation of students' personal identity in the process of interaction with future teachers of physical culture during the period of pedagogical practice.

Methods and structure of the study. The study involved students of the 3rd-4th courses of the Ulyanovsk State University of Education, directions of training "Physical culture". To diagnose the levels of formation of professional identity in future teachers of physical education, the "Methodology for the Study of Professional Identity" was used. Methods "Map of interests" and "Method of studying personal identity" diagnosed the levels of identity of students. Results and conclusions. It has been established that in the process of interaction between future PE teachers and students, the professional identity of students is formed, which is expressed in an increase in motivation, interest in future professional activities, which significantly increases social and motor activity, contributes to the successful process of personal identity and socialization: they have an increased interest in physical culture, sports, healthy lifestyle, etc.

Keywords: personal identity, interaction with teachers, future teachers of physical education, professional identity, readiness for the profession, motivation.

□ и

£ г. CL

4—

О OJ и

CL ' -о с

га

^

О (U .с Н

Введение. Современное российское образование претерпевает активные процессы информатизации и цифро-визации. Особое значение в этих условиях приобретает изучение проблемы взаимодействия будущих учителей ФК в условиях организации и проведения педагогической практики с обучающимися в образовательной организации. Актуальность данной проблемы обусловлена потребностью в новых подходах не только физического совершенствования, но и содействия в формировании идентичности личности, как неотъемлемого фактора социально-психологического здоровья обучающихся. Вышеизложенная проблема также выявляет необходимость формирования профессиональ-

ной идентичности будущих учителей ФК на этапе профессионального образования в вузе, реализации полученных компетенций во время педагогической практики в ОО, что является в будущем залогом повышения мотивации, интереса к будущей профессиональной деятельности и успешной реализации в ней.

Цель исследования - раскрыть условия формирования идентичности личности обучающихся в процессе взаимодействия с будущими учителями ФК в период проведения педагогической практики.

Методика и организация исследования. В качестве исходных материалов были уточнены дефиниции «педагоги-

110

http://www.teoriya.ru

№7^ 2022 Июль | Juli

ческое взаимодействие», «формирование идентичности личности», «формирование профессиональной идентичности».

Педагогическое взаимодействие - это процесс, происходящий между воспитателем и воспитанником (учителем и обучающимся) в ходе учебно-воспитательной работы, направленный на развитие личности ребенка, его идентичности (В. И. Загвязинский, Л. А. Левшин, Х. Й. Лийметс и др.).

Идентичность личности - многоаспектное понятие, привлекающее внимание представителей разных наук: философов (Дж. Локк, Г. Гегель, П. Рикер, Дж. Мид), объясняющих понятие идентичности через «... целостность личности, формирующуюся в результате ее социального и личностного взаимодействия» [9, 11]; психологов (У. Джеймс, Э. Эрик-сон), когда идентичность - это «. борьба между своим и чужим, между тождественностью и соответствием себе и обществу» [2]; социологов, когда, например, И. Кон отмечает, что «черты идентичности представляют условный конструкт, который постоянно видоизменяется под воздействием ситуаций и взаимодействий» [6].

В аспекте изучения готовности к выполнению профессиональной деятельности будущими учителями ФК важно, что высшая степень профессионализма является результатом успешного формирования профессиональной идентичности личности (Ю. П. Поварёнков), «... критерий профессионального развития, свидетельствующий о качественных и количественных особенностях принятия человеком: себя как профессионала; конкретной профессиональной деятельности, как способа самореализации; системы ценностей, характеризующих данную профессиональную общность» [10].

Одной из разработанных концепций профессиональной идентичности является труд Л. Б. Шнейдер [14], в которой выделяются компоненты: когнитивный, эмоционально-оценочный, мотивационно-ценностный [13], наличие и развитие которых у будущих учителей ФК «... будет способствовать повышению мотивации, ответственному отношению к нормам и правилам; осознанию ценностей и социальных установок, характерных для выбранной профессии; успешности и позитивному настрою при прохождении производственных прак-

тик [3] и психологической готовности к будущей профессии в качестве учителей ФК».

Для определения у студентов - будущих педагогов ФК уровней сформированности профессиональной идентичности выбрана МИПИ Л. Б. Шнейдер [14]. Исследование проводилось на базе ФГБОУ ВО «УлГПУ им. И. Н. Ульянова» со студентами 3-4-го курсов факультета физической культуры. В эксперименте участвовали 56 студентов, из которых в число экспериментальной группы (ЭГ) вошли 27 человек, контрольной группы (КГ) - 29 человек. Важно, что в процессе данного взаимодействия происходит формирование и личностной идентичности обучающихся 5-6 классов школы, определение уровней сформированности которой осуществлялось с помощью методик (КИ) Е. И. Рогова и (МИЛИ) Л. Б. Шнейдер.

Результаты исследования и их обсуждение. Эксперимент проходил в три этапа. Целью констатирующего этапа являлась диагностика уровней сформированности профессиональной идентичности у будущих педагогов ФК с применением МИПИ. Респонденты распределились по трем уровням: низкий, средний и высокий (табл. 1).

В ходе первичной диагностики установлено, что число респондентов с низким уровнем в общей структуре профессиональной идентичности отмечено по когнитивному (39,2 % ЭГ и 35,3 % КГ), мотивационно-ценностному (38,8 % ЭГ и 36,8 % КГ) и операциональному (46,7 % ЭГ и 43,1 % КГ) компонентам, что объясняется недостаточной практикой применения теоретических знаний, низкой мотивацией, слабой психологической готовностью к будущей профессиональной деятельности и недостаточным уровнем навыка взаимодействия с обучающимися.

На первом этапе эксперимента также проводилась диагностика уровней сформированности личностной идентичности обучающихся 5-6-х классов. Результаты по методике КИ [12], показали, что преобладают интересы в области художественной деятельности (26,9 %), наблюдение и изучение животных и растений (25,1 %), а также деятельность, связанная с навыками общения с людьми

Таблица 1. Результаты диагностики уровней сформированности профессиональной идентичности у будущих учителей ФК

Компоненты Констатирующий этап Контрольный этап

Уровни ЭГ, % КГ, % Уровни ЭГ, % КГ, %

Когнитивный Низкий 39,2 35,3 Низкий 16,6 29,6

Средний 47,1 46,4 Средний 48,1 49,1

Высокий 13,7 18,3 Высокий 35,3 21,3

Мотивационно-ценностный Низкий 38,8 36,8 Низкий 12,0 31,2

Средний 49,6 50,1 Средний 53,2 50,9

Высокий 11,6 13,1 Высокий 34,8 17,9

Операциональный Низкий 46,7 43,1 Низкий 22,3 40,3

Средний 41,3 48,1 Средний 51,0 49,1

Высокий 12,0 8,8 Высокий 26,7 10,6

Таблица 2. Результаты диагностики уровней сформированности личностной идентичности школьников по методике «Личностной идентичности» Л.Б. Шнейдер

Шкала Выраженность признака Констатирующий этап, % Контрольный этап, %

Шкала самоуважения Не выражен 51,8 38,9

Выражен 32,1 39,4

Ярко выражен 16,1 21,7

Шкала самопринятия Не выражен 53,1 45,9

Выражен 29,9 34,1

Ярко выражен 17 20

Шкала самопонимания Не выражен 56,1 49,9

Выражен 24,7 24,9

Ярко выражен 19,2 25,3

№7 • 2022 Июль | Juli

http://www.teoriya.ru

□ и

£ г. CL

ч—

О 0J и

CL ' -о с га

Ii

О (U .с Н

(15,3). К сожалению, занятия физической активностью, просмотр спортивных передач, участие в спортивных встречах и диспутах, многоборьях и др. по данной шкале находятся лишь на четвертом месте, что характеризует низкую осведомленность и отсутствие заинтересованности обучающихся в вопросах занятий спортом, сохранения и укрепления здоровья. Для определения уровней сфор-мированности идентичности личности школьников применялась МИЛИ [13] (табл. 2).

Так, шкала «Самопонимание» (отражает чувства принятия и понимания собственных взглядов учащимися) представляет: не выражен признак у 56,1% испытуемых, выражен - у 24,7 %, ярко выражен - у 19,2 %, что подчеркивает, что более половины подростков не имеют ярко выраженного чувства понимания себя, не всегда могут разобраться во внутреннем мире (личные чувства и переживания). Причиной этого может быть внутреннее противоречие между ощущением себя взрослым и ребенком.

На формирующем этапе эксперимента для будущих учителей ФК из ЭГ была разработана авторская программа по взаимодействию с обучающимися «Траектория профессионального успеха», и респонденты приняли активное участие в организации массовых спортивных внутришкольных мероприятий для учащихся, провели игры-обсуждения о спорте, величайших спортсменах России и мира, о значимости ЗОЖ, устроили мастер-классы по отдельным видам спорта и т. д. Программа включала инновационные формы взаимодействия: выпуск информационного бюллетеня о спорте, уроки-встречи с молодыми спортсменами, уроки-дебаты по проблемам здоровья школьников, проектирование эколого-спортивных троп, упражнения из хатха-йоги, дыхательные гимнастики на снятие напряжения и зажимов, элементы образовательного коворкинга, стретчинг, «гимнастика для интеллекта», школьные «Олимпийские игры» и др. [8].

На контрольном этапе проводилась повторная диагностика уровней сформированности профессиональной идентичности у будущих учителей ФК из ЭГ и положительная динамика данного процесса подтверждается данными табл. 1. Результаты диагностики обучающихся также демонстрируют увеличение числа лиц, склонных к физической активности, интересу к ЗОЖ, активному участию в спортивных мероприятиях, встречах, играх и др.

Выводы. Взаимодействие студентов - будущих учителей ФК и обучающихся образовательных организаций во время практики взаимосвязано и взаимообусловлено. Результаты эксперимента показывают, что программные мероприятия способствуют развитию уровней профессиональной идентичности студентов, повышая готовность и мотивацию к будущей профессиональной деятельности, а также являются эффективным условием для формирования положительной идентичности личности обучающихся.

Литература

1. Ведерникова, Л.В. Сущность и структура исследовательского потенциала студентов педагогического вуза / Л.В. Ведерникова, Е.В. Кузеванова // Вестник Башкирского университета. - 2015. -Т. 20. - № 1. - С. 285-291.

2. Джеймс, У. Личность // Психология личности: тексты / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтера, А.А. Пузырея. - М.: МГУ, 1982. - 288 с.

3. Ермолаева, Е.П. Профессиональная идентичность и маргина-лизм: концепция и реальность (статья первая) // Психологический журнал. 2001. - Т. 22. - № 4. - С. 51-59.

4. Ивутина, Е.П. Особенности профессиональной идентичности у студентов художественных направлений высших учебных заведений / Е.П. Ивутина, Е.А. Иовлева // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - Т. 44. - С. 97-101. URL: http://e-koncept.ru/2017/570152.htm.

5. Исаева, Д.А. Особенности личностной и профессиональной идентичности в юности и ранней взрослости / Д.А. Исаева //

Вестник Санкт-Петербургского университета: Серия 12. Социология. - 2013. - Вып. 2.

6. Кон, И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание / И.С. Кон.

- М.: Политиздат, 1984. - С. 41.

7. Манжелей, К.В. Конструктивное взаимодействие в физкультурном образовании / К.В. Манжелей // Теория и практика физической культуры. - 2004. - № 12. - С. 24.

8. Мелехина, Н.А. Нетрадиционные подходы детей к физическому воспитанию / Н.А. Мелехина, Н.А. Колмыкова. - СПБ.: Детство-ПРЕСС. - 2012. - 112 с.

9. Мид, Д. Интернализованные другие и самость // Американская социологическая мысль /сост. Е.И. Кравченко. - М.: МГУ, 1994.

- С. 53.

10. Поварёнков, Ю.П. Психологическая характеристика профессиональной идентичности. Кризис идентичности и проблемы становления гражданского общества / Ю.П. Поварёнков // Сборник научных трудов. - Ярославль: ЯГПУ, 2003. - С. 154-163.

11. Рикер, П. Я-сам как другой / пер. с фр. Б. М. Скуратова. - М.: Изд-во гуманитарной литературы, 2008. - С. 211.

12. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога в 2 ч. Часть 1. Система работы психолога с детьми разного возраста: практическое пособие / Е.И. Рогов. - 4-е изд., перераб. и доп. -М.: Юрайт, 2018. - 412 с.

13. Шнейдер, Л.Б. Личностная, гендерная и профессиональная идентичность: теория и методы диагностики / Л.Б. Шнейдер. -М.: Московский психолого-социальный институт, 2007. - 128 с.

14. Шнейдер, Л.Б. Профессиональная идентичность / Л.Б. Шнейдер.

- М.: МОСУ, 2001. - С. 210-215.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис / Э. Эриксон. - М.: Прогресс, 1996. - 344 с.

References

1.

Vedernikova L.V., Kuzevanova E.V. Sushchnost i struktura issledo-vatelskogo potentsiala studentov pedagogicheskogo vuza [The essence and structure of the research potential of students of a pedagogical university]. Vestnik Bashkirskogo universiteta. 2015. Vol. 20. No. 1. pp. 285-291.

James W. Lichnost [Personality]. Psikhologiya lichnosti. Gippenreiter Yu.B., Bubble A.A. [ed.]. Moscow: MGU publ., 1982. 288 p. Ermolaeva E.P. Professionalnaya identichnost i marginalizm: kont-septsiya i realnost (statya pervaya) [Professional identity and marginalism: concept and reality (article one)]. Psikhologicheskiy zhurnal. 2001. Vol. 22. No. 4. pp. 51-59.

Ivutina E.P., lovleva E.A. Osobennosti professionalnoy identichnosti u studentov khudozhestvennykh napravleniy vysshikh uchebnykh za-vedeniy [Features of professional identity among students of art directions of higher educational institutions]. Nauchno-metodicheskiy elektronnyy zhurnal «Kontsept». 2017. Vol. 44. pp. 97-101. Available at: http://e-koncept.ru/2017/570152.htm.

Isaeva D.A. Osobennosti lichnostnoy i professionalnoy identichnosti v yunosti i ranney vzroslosti [Features of personal and professional identity in youth and early adulthood]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta: Seriya 12. Sociologiya. 2013. No. 2. Kon I.S. V poiskah sebya: lichnost i ee samosoznanie [In search of oneself: personality and its self-consciousness]. Moscow: Politizdat publ., 1984. p. 41.

Manzheley K.V. Konstruktivnoye vzaimodeystviye v fizkulturnom ob-razovanii [Constructive interaction in physical education]. Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. 2004. No. 12. p. 24. Melekhina N.A., Kolmykov N.A. Netraditsionnyye podkhody detey k fizicheskomu vospitaniyu [Non-traditional approaches of children to physical education]. St. Petersburg: Detstvo-PRESS publ., 2012. 112 p. Mead D. Internalizovannyye drugiye i samost [Internalized Others and the Self]. Amerikanskaya sociologicheskaya mysl. Moscow: Moscow State University publ., 1994. p. 53.

10. PovarenkovYu.P. Psikhologicheskaya kharakteristika professionalnoy identichnosti. Krizis identichnosti i problemy stanovleniya grazhdan-skogo obshchestva [Psychological characteristics of professional identity. The crisis of identity and the problems of the formation of civil society]. Collection of proceedings. Yaroslavl: YaGPU publ., 2003. pp. 154-163.

11. Riker P. Ya-sam kak drugoy [l-myself as different]. Skuratova B. M. [transl]. Moscow: lzd-vo gumanitarnoy literatury publ., 2008. p. 211.

12. Rogov E.I. Nastolnaya kniga prakticheskogo psikhologa v 2 ch. [Handbook of a practical psychologist in 2 hours]. Part 1. The system of work of a psychologist with children of different ages. Practical guide. 4th ed., rev., sup.. Moscow: Yurayt publ., 2018. 412 p.

13. Schneider L.B. Lichnostnaya, gendernaya i professionalnaya iden-tichnost: teoriya i metody diagnostiki [Personal, gender and professional identity: theory and diagnostic methods]. Moscow: Moscow Psychological and Social Institute publ., 2007. 128 p.

14. Schneider L.B. Professionalnaya identichnost [Professional identity]. Moscow: MOSU publ., 2001. pp. 210-215.

15. Erikson E. Identichnost: yunost i krizis [Identity: youth and crisis]. Moscow: Progress publ., 1996. 344 p.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

9.

http://www.teoriya.ru

№7^ 2022 Июль | Juli

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.