Научная статья на тему 'ХАРАКТЕРИСТИКА СТАТУСА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ОРДИНАТОРОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА'

ХАРАКТЕРИСТИКА СТАТУСА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ОРДИНАТОРОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
77
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КОМПОНЕНТЫ / ОРДИНАТОР / ОБУЧЕНИЕ / МЕДИЦИНСКИЙ ВУЗ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Малютина Татьяна Владимировна, Цыганкова Ольга Юрьевна, Лонская Лариса Владимировна

Актуальность темы статьи определена тем, что профессиональная идентичность будущего врача обладает рядом специфических характеристик. Эти характеристики определяют ее уникальность в сравнении с другими профессиональными установками. В статье рассматривается статус профессиональной идентичности ординаторов первого курса обучения медицинского вуза. Обучение в ординатуре рассматривается как наиболее важный этап для формирования профессиональной идентичности. Этап обучения в ординатуре позволяет молодому специалисту дополнить теоретические знания по более узкому профилю, закрепить практические навыки и подготовиться к дальнейшей самостоятельной профессиональной деятельности. Если говорить о преимуществах обучения в ординатуре, то можно отметить, что они составляются из того, что дают выпускнику медицинского вуза больше знаний, практического опыта в клинической специализации и возможности его применения в дальнейшей профессиональной деятельности. Статус профессиональной идентичности один из критериев формирования профессиональной идентичности будущего врача. В статье описаны основные характеристики статуса идентичности (преждевременная идентичность, диффузная идентичность, мораторий, достигнутая идентичность, псевдоидентичность). Также в статье рассмотрены социально-психологические условия, которые способствуют формированию врачебной профессиональной идентичности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Малютина Татьяна Владимировна, Цыганкова Ольга Юрьевна, Лонская Лариса Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHARACTERISTICS OF THE STATUS OF PROFESSIONAL IDENTITY OF RESIDENTS OF A MEDICAL UNIVERSITY

The relevance of the topic of the article is determined by the fact that the professional identity of the future doctor has a number of specific characteristics. These characteristics make it unique in comparison with other professional installations. The article discusses the status of professional identity of first-year residents of a medical university. Residency training is considered as the most important stage for the formation of professional identity. The residency training stage allows a young specialist to supplement theoretical knowledge in a narrower field, consolidate practical skills and prepare for further independent professional activity. If we talk about the benefits of residency training, it can be noted that they are made up of what gives the graduate of a medical university more knowledge, practical experience in clinical specialization and the possibility of its application in further professional activities. The status of professional identity is one of the criteria for the formation of the professional identity of the future doctor. The article describes the main characteristics of identity status (premature identity, diffuse identity, moratorium, achieved identity, pseudo-identity). The article also discusses the socio-psychological conditions that contribute to the formation of medical professional identity.

Текст научной работы на тему «ХАРАКТЕРИСТИКА СТАТУСА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ОРДИНАТОРОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА»

Сравнительный анализ результатов начала и конца исследования показал, что дети с низким уровнем достигли среднего уровня, увеличилось количество детей, показавших высокий уровень командной работы. Это доказывает, что содержание и приемы работы были выбраны правильно и оказались эффективными, разработанная и внедренная система работы по формированию навыков командной работы способствовала повышению качественного уровня коммуникации. А развитие командной работы и обеспечение коммуникативных действий соответствует ориентирам ФГОС.

Создавая в группах необходимую естественную пространственную среду, способствующую формированию навыков командной работы, учитывая возрастные особенности детей, и выполняя систематическую работу в данном направлении, были достигнуты положительные результаты.

Выводы. Как показало исследование на констатирующем этапе эксперимента, навыки командной работы у всех детей разные, преобладал в основном только средний уровень сформированности. В ходе формирующего этапа исследования дети совершенствовали свои коммуникативные навыки, посредством взаимодействия на игровых часах программы. Строительство сооружений, обмен ресурсов, выработка стратегии игры и т.д. - всё это посодействовало формированию навыков командной работы, с помощью координации чутких педагогов.

С помощью сравнения полученных данных на контрольном этапе исследования результатом систематической работы по формированию навыков командной работы было заметно различие между выборками.

Работа, проведенная во время исследования, на основе поставленных задач позволяет сделать следующие выводы:

1. Изучение проблемы формирования навыков командной работы у детей младшего школьного возраста, показало, что существует направленность личности и его формирующаяся способность контролировать свои действия, рефлексировать над ними, выстраивать внутренний план действий.

2. Подмечены основополагающие компоненты командной работы, которые отличают ее от групповой работы, подмечая постоянное взаимодействие членов команды между собой, а также направленность работы команды на достижение поставленной цели и, в следствие, взаимную зависимость членов команды друг от друга.

3. Формирование навыков командной работы в младшем школьном возрасте является важным процессом социализации. Формируются навыки межличностного общения, воспитывается толерантность. Не стоит упускать аспект, что при организации командной работы детей педагогу важно учитывать индивидуальные способности каждого ребенка и направлять их на достижение поставленной перед командой цели.

4. Для повышения навыков командной работы предложена полная механика игры, посредством которой на программах выездных смен можно посодействовать формированию навыков командной работы у детей младшего школьного возраста. Игра работает по принципу тренинга, где от действия игроков зависит дальнейший ход всей игры, а также внутренние и внешние коммуникации. Все игровые взаимодействия направлены на то, чтобы дети смогли самостоятельно нести оценку своей деятельности и своей коммуникативной деятельности.

Проведенное исследование формирования навыков командной работы показало, что стоит вносить в программы выездных смен тренинговые игры живого действия, которые помогут создать больше условий для мотивации участников к развитию социально необходимых навыков. Полученные результаты позволяют наметить некоторые перспективы дальнейшего изучения проблемы формирования навыков командной работы, а также коммуникативных действий.

Литература:

1. Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами. - СПб.: Питер, 2012. - 846 с.

2. Колесов К.И., Незнахина Е.Л., Болоничева Т.В. Командообразование и командная работа. - Нижний Новгород: НГТУ, 2021. - 126 с.

3. Коломинский Я.Л. Социально-педагогическая психология. - СПб.: Питер, 2000. - 212 с.

4. Ледовская М.Е. Командная работа и лидерство: учебное пособие. - Белгород: Издательство Белгородского университета кооперации, экономики и права, 2019. - 174 с.

Психология

УДК 159.923

кандидат психологических наук Малютина Татьяна Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Омский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации (г. Омск); кандидат медицинских наук Цыганкова Ольга Юрьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Омский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации (г. Омск); кандидат педагогических наук Лонская Лариса Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Омский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации (г. Омск)

ХАРАКТЕРИСТИКА СТАТУСА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ОРДИНАТОРОВ

МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА

Аннотация. Актуальность темы статьи определена тем, что профессиональная идентичность будущего врача обладает рядом специфических характеристик. Эти характеристики определяют ее уникальность в сравнении с другими профессиональными установками. В статье рассматривается статус профессиональной идентичности ординаторов первого курса обучения медицинского вуза. Обучение в ординатуре рассматривается как наиболее важный этап для формирования профессиональной идентичности. Этап обучения в ординатуре позволяет молодому специалисту дополнить теоретические знания по более узкому профилю, закрепить практические навыки и подготовиться к дальнейшей самостоятельной профессиональной деятельности. Если говорить о преимуществах обучения в ординатуре, то можно отметить, что они составляются из того, что дают выпускнику медицинского вуза больше знаний, практического опыта в клинической специализации и возможности его применения в дальнейшей профессиональной деятельности. Статус профессиональной идентичности один из критериев формирования профессиональной идентичности будущего врача. В статье описаны основные характеристики статуса идентичности (преждевременная идентичность, диффузная идентичность, мораторий, достигнутая идентичность, псевдоидентичность). Также в статье рассмотрены социально-психологические условия, которые способствуют формированию врачебной профессиональной идентичности.

Ключевые слова: профессиональная идентичность, социально-психологические компоненты, ординатор, обучение, медицинский вуз.

Annotation. The relevance of the topic of the article is determined by the fact that the professional identity of the future doctor has a number of specific characteristics. These characteristics make it unique in comparison with other professional installations. The article discusses the status of professional identity of first-year residents of a medical university. Residency training is considered as the most important stage for the formation of professional identity. The residency training stage allows a young specialist to supplement theoretical knowledge in a narrower field, consolidate practical skills and prepare for further independent professional activity. If we talk about the benefits of residency training, it can be noted that they are made up of what gives the graduate of a medical university more knowledge, practical experience in clinical specialization and the possibility of its application in further professional activities. The status of professional identity is one of the criteria for the formation of the professional identity of the future doctor. The article describes the main characteristics of identity status (premature identity, diffuse identity, moratorium, achieved identity, pseudo-identity). The article also discusses the socio-psychological conditions that contribute to the formation of medical professional identity.

Key words: professional identity, socio-psychological components, resident, education, medical school.

Введение. В современных условиях преобразования профессиональных и общественных социальных установок проблема становления профессиональной идентичности современного врача и ее роль в развитии ключевых компонентов личности специалиста медицинского профиля считается весьма современным положением изучения как для эвристических, так и трансдисциплинарных исследований [3, 4].

В ситуации переходного периода, сложившегося в обществе, в том числе и Российском обществе, возникает дестабилизация классических систем личности, ее приоритетов, смыслов, ценностных и моральных установок. Неоднозначность общественного и эволюционного проживания современника проявляется в стремлении к поиску единства и стабильности самоидентичности [1, С. 99].

Становление профессиональной идентичности рассматривается на протяжении всего вузовского обучения с 1-го по 6-ой курсы, а также и на этапе обучения в клинической ординатуре. Период обучения в ординатуре заключается в подготовке к врачебной деятельности по клинической специальности. Обучение в ординатуре направлено на более глубокую подготовку по клинической специальности, развитие способностей самостоятельной врачебной практики на базе уже полученных в вузе знаний. Можно подчеркнуть, что обучение в ординатуре считается ведущим периодом развития идентичности «вчерашнего» студента к себе как к специалисту медицинского профиля, к своей профессиональной деятельности.

Клиническая ординатура - это часть высшего образования медицинских работников. На данном этапе происходит более устойчивое становления профессиональных качеств врача как самостоятельного специалиста. Эта форма обучения при которой выпускник медицинского вуза имеет возможность совершенствовать свои профессиональные навыки в более узкой специализации врачебной деятельности, пополнить свои знания в сфере медицинских технологий, а также иметь клиническая практика в системе здравоохранения.

Этап обучения в клинической ординатуре, для молодого специалиста, не является обязательным, поэтому можно сказать, что это осознанный выбор медика. Учебной программой ординатуры, как и на предыдущих этапах обучения, предусмотрено обязательная и вариативная часть дисциплин и соответствующая определенной дисциплине фонд оценочных средств для контроля знаний ординаторов. Основными формами обучения ординатуры не отличается от обучения в вузе: лекции по дисциплинам узкого клинического профиля, практические занятия, клинический обход пациентов с разбором истории болезни, научно-исследовательская работа по профилю ординатуры, выступление на конференциях.

Цель статьи: изучить и дать характеристику статусу профессиональной идентичности ординаторов первого года обучения медицинского вуза.

Задачи статьи:

1. Дать определение и характеристику статуса профессиональной идентичности.

2. Проанализировать сформированность статуса профессиональной идентичности у ординаторов первого года обучения.

3. Разработать рекомендации, способствующие развитию профессиональной идентичности у ординаторов.

Изложение основного материала статьи. Опираясь, в своей работе, на систему Л.Б. Шнайдер, профессиональную

идентичность понимаем, как систему динамичных, многоуровневых психологических явлений, напрямую связанных с профессиональным самоопределением, профессиональным самосознанием, профессиональным пространством и профессиональным развитием специалиста в целом [4, 6].

В рамках нашего исследования была сформирована группа ординаторов первого года обучения, в количестве (n=60) респондентов. В своем исследовании мы применили методику Л.Б. Шнейдер для исследования статуса профессиональной идентичности МИПИ [4, 6].

Рассмотрены и описаны пять статусов профессиональной идентичности: преждевременная идентичность, диффузная, мораторий, достигнутая идентичность и псевдоидентичность. В своей работе Л.Б. Шнайдер дала более полную характеристику классификации статусов идентичности предложенных Дж. Марсиа [2, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10].

1. Преждевременная идентичность. Демонстрируется у личности, не испытывающей кризис идентичности. Они характеризуются устоявшимися личностными целями, взглядами, мировоззрением. Это следствие их взаимоидентификации с родителями, ближайшим окружением, а не итог собственной инициативы принятия решения при выборе профессии.

2. Диффузная идентичность. Типична для личности не имеющей сложившихся взглядов, идеологии, принципов, установок и в процессе обучения не прикладываю особых усилий для их формирования. Выбор бедующей профессии происходит по согласованию с близким окружением: родители, знакомые, друзья. Не исключено, что на разных этапах становления профессиональная идентичность сменится на «мораторий» или «достигнутую» идентичность, велика вероятность, что сохранится как «диффузная» или «псевдоидентичность».

3. Мораторий. Описывает людей, находящихся в состоянии кризиса которые динамично, пытаются выйти из этого кризиса, пробуют различные варианты, находится в состоянии поиска полезной информации для разрешения кризиса. Тем не менее цели и ожидания их интересы, намерения, влечения до конца не определены, они могут радикально пересматривать свои убеждения как по отношению к себе, так и к процессу обучения в цело и выбору профессии в том числе. В тоже время для человека со статусом «мораторий» характерна адекватная самооценка, диверсификация интересов и социальных отношений.

4. Достигнутая идентичность. Характерно для тех, кто пережил этап кризиса, определил цели, задачи, в результате этого у них сформировался конкретный комплекс личностно значимых целей, ценностей и убеждений. Они хорошо приспосабливаются к новым условиям, достаточно самостоятельны, показывают хороший уровень успеваемости и заинтересованности в обучении, творческий подход, склонны к рефлексивности. Представление «достинутой»

идентичности считается показателем положительной самооценки своих качеств, благополучного регулирования системы идентификации и индивидуализации. Свои достижения принимают как главные, предоставляющие им установку и осознанность действий.

5. Псевдоидентичность. Ее вправе воспринимать как «гиперидентичность». Выражается как углубление в роль в результате устойчивого преуменьшения и отторжения своей личностной уникальности или напротив ее чрезмерное акцентирование. Нарушение системы идентификации и дифференциации в сторону преувеличения, также характеризуются, деформацией реальной жизненной ситуации, ригидностью, низкой рефлексивностью, отрицание критики по отношению к себе.

В итоге проведения исследования было выделены группы ординаторов, относящиеся к конкретным статусам идентичности. Ординаторы (1 курс, п=5), имеют статус преждевременной идентичности, они не обладают постоянными профессиональными целями, планом, принципами, но при этом стремятся их выработать и сформировать некоторые варианты своего последующего профессионального развития в клинической специализации.

Чаще всего к этому статусу принадлежат молодые люди, которые на протяжении обучения в вузе не проявляли должного внимания и интереса к обучению или молодые люди недостаточно осознают важность и значимость выбора профессии. Скорей всего на момент обучения не получилось осуществить выбор клинической специальности и решение обучения в ординатуре был неосознанный.

Ординаторы (1курс, п=13), имеющие статус диффузной идентичности, характеризуются тем, что не имеют постоянных целей, направленности и стремящиеся их активно сформировать. Основными характеристиками ординаторов, имеющих статус диффузной идентичности, являются:

1. относительный уровень удовлетворенности собственным решением обучения в ординатуре, выбором клинической специальности, собственными достижениями и способностями,

2. нерешительность в успехе своих целедостижений, невысокая самостоятельность;

3. повышенный уровень тревоги и беспокойства, также проявляется обособленность и отсутствие внимания к собственным успехам и результатам, небольшое стремление для достижения поставленных задач и результата;

4. проявление беспокойства в отношении мнения окружающих о себе, самоосуждение в ошибках, предпочтениях и т.д.

Для вышеописанной группы обучение в ординатуре и выбор клинической специальности является нежеланный: бюджетное место, проходной балл, низкая мотивация и т.д.

Ординаторы, имеющие статус мораторий (1курс, п-15), характеризуются исследованием альтернативных вариантов профессионального развития и активно пытаются из такого состояния выйти, приняв осознанное решение о своем профессиональном будущем. Это статус идентичности, при котором молодые люди находятся в состоянии кризиса, но активно пытаются разрешить его, при этом пробуя различные варианты выхода из сложившейся ситуации. Для них обычно характерна повышенная тревожность, неудовлетворенность сложившейся ситуацией, повышенная познавательная активность, но при этом низкая самооценка и оценка собственных возможностей для достижения поставленных целей, поиском социальной поддержки и избегания проблем.

Для ординаторов, имеющих статус достигнутой идентичность (1курс, п=20), характерны признаки, которые проявляются в сформированности определенных личностно значимых для него целей, убеждений, направленности. Также можно отметить, что для студентов с достигнутой идентичностью характерны следующие признаки:

1. Высокая познавательная потребность.

2. Значение профессиональной сферы и удовлетворенность выбранной профессии.

3. Достаточно высокий уровень проявления волевого усилия для достижения намеченных целей.

4. Адекватная оценка своего потенциала, для достижения результатов деятельности.

5. Проявление инициативности в самостоятельной практической деятельности.

На основании этого формируется умение разрешать возникающие проблемы и закономерность достижения целей своего профессионального становления.

Группа ординаторов, имеющая статус псевдоидентичность (1курс, п=7), характеризуется стабильным нарушением идентификации с будущей профессиональной ролью. Такое состояние характерно для студентов, которые выбрали клиническую специализацию не путем собственного решения, а по совету родителей или друзей, наличию бюджетных мест, престиж выбранной специализации, материальная составляющая и т.д.

На определенное время такое состояние обеспечивает комфорт, но в дальнейшем приводит к разочарованию и переживаниям по поводу своего профессионального будущего. Для ординаторов, имеющих данный статус идентичности, характерно проявление познавательной активности, но при этом низкая удовлетворенность достигнутыми результатами деятельности. Также низкая оценка своего потенциала, низкое проявление инициативности и мобилизации усилий для достижения результатов, повышенная эмоциональная тревожность и общая напряженность.

Выводы. Таким образом можно обобщить результаты нашего исследования формирования статуса профессиональной идентичности ординаторов 1 года обучения медицинского вуза:

1. Ординаторы (1курс, п=5), имеющие статус преждевременной идентичности, ординаторы (1курс, п=13), имеющие статус диффузной идентичности, ординаторы, имеющие статус мораторий (1курс, п=15), ординаторы, имеющие статус достигнутой идентичность (1курс, п=20), группа ординаторов, имеющая статус псевдоидентичность (1курс, п=7).

2. Анализ трансформации статуса идентичности говорит о том, что на этапе обучения в ординатуре происходит более осмысленное накопление профессиональных знаний и навыков, но также можно отметить, что не у всех ординаторов в полной мере происходит представление себя как будущего представителя профессионального сообщества.

Резюмируя выше сказанное, мы отмечаем, что становление профессиональной идентичности на этапе обучения в ординатуре проявляется через формирование личной оценки значения клинической специальности, удовлетворенность ею, становление профессионального поведения. С нашей точки зрения, необходимой является задача создания технологии сопровождения проработки профессиональных умений в процессе занятий клинических дисциплин, практических занятий в симуляционном центре, развитие коммуникационных навыков и способностей взаимодействия на занятиях по дисциплине «педагогика и психология».

Литература:

1. Григорьева, Д.Д. Реклама как инструмент конституирования этоса [Текст] / Д.Д. Григорьева // Вестник Тверского государственного университета. - Серия «Философия». - 2017. - № 4. - С. 97-101.

2. Денисова, О.В. Становление профессиональной идентичности студента-медика в образовательном процессе вуза: дис. ... канд. психол. наук / О.В. Денисова. - Уфа., 2008. - 218 с.

3. Иванова, Н.Л., Конева, Е.В. Социальная идентичность и профессиональный опыт личности / Н.Л. Иванова, Е.В. Конева. - Ярославль, 2003.

4. Малютина, Т.В. Психолого-педагогическое сопровождение становления профессиональной идентичности студента медицинского вуза: дис. ...канд. психол. наук / Т.В. Малютина. - Кемерово 2018. - 265 с.

5. Миронова, Т.В. Структура и развитие профессионального самосознания: дис. ... д-ра психол. наук / Т.В. Миронова. - М., 1999. - 436 с.

6. Шнейдер, Л.Б. Профессиональная идентичность: структура, генезис и условия становления: дис. ... д-ра психол. наук / Л.Б. Шнейдер. - М., 2001. - 348 с.

7. Marcia J.E. Ego identity status: Relationship to change in self-esteem, «general adjustment» and authoritarianism / J.E. Marcia // Journal of Personality. - 1967. - № 35. - Р. 118-133.

8. Mead, G.H. Mind, self and Society / G.H. Mead. - Chicago: The Univ. of Chicago Press, 1946.

9. Perry, W.G., Jr. Forms of intellectual and ethical development in the college years / W.G. Perry Jr. - NY: Holt, Rinehart & Winston, 1970.

10. Riegel, K.F. Adult life crises: A dialectical interpretation of development // In N. Datan & L.H. Ginsberg (Eds.), Lifespan developmental psychology: Normative life crises. - New York: Academic Press, 1975.

Психология

УДК 316.6

кандидат педагогических наук, доцент Манакова Марина Вячеславовна

Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) Российского государственного профессионально-педагогического университета (г. Нижний Тагил)

СОВРЕМЕННЫЕ СПОСОБЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ

ВУЗОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация. В статье рассматривается проблема привлечения молодых специалистов в систему образования. Раскрываются сложности профессиональной адаптации молодых специалистов. Описываются этапы их профессионально-личностного развития. Отмечается, что в основу реализации индивидуально-дифференцированного подхода в процессе подготовки будущих педагогов легла ориентация на учет их индивидуальных особенностей. Автор предлагает систему мероприятий, направленных на содействие профессионально-личностному развитию будущего педагога, и психолого-педагогическое обеспечение его индивидуальной образовательной траектории (в т.ч. инвалидов и лиц с ОВЗ) . На этапе профессиональной адаптации психолого-педагогическое сопровождение выпускников педагогического вуза может осуществляться в разных формах. Аавтор раскрывает эти конкретные формы ( создание информационного сайта «Школа молодого педагога»; онлайн индивидуальные консультации с преподавателями института (методистами, психологами и педагогами); организация взаимодействия с городским Сообществом молодых педагогов (мастер-классы, круглые столы, практикумы, семинары, форумы, обмен опытом, тренинги, деловые игры, очные консультации, проектная деятельность, коллективные, групповые и индивидуальные формы образовательной деятельности). .Отмечается необходимость проведения опросов, на основе которых можно спланировать формы психолого-педагогического сопровождения выпускников педагогического вуза. Формы психолого-педагогического сопровождения выпускников педагогического вуза могут быть определены на основе результатов опросов, отражающих наличие возникающих у них проблем. Автор предлагает рассмотреть новые формы сопровождения молодых специалистов. Также представлен комплекс мероприятий для социально-психологической адаптации молодых учителей. На основе проведенной диагностики ,автором были выявлены трудности социально-психологической адаптации в данной образовательной организации. В статье рассматриваются и современные способы профессиональной адаптации молодых педагогов. Автор считает ,что только комплекс современных форм, способов и методов как со стороны вуза, так и со стороны администрации образовательной организации сможет привлечь молодых педагогов в сферу образования.

Ключевые слова: молодой специалист, профессиональная адаптация, образовательная организация, современные способы и формы.

Annоtation. The article deals with the problem of attracting young professionals to the education system. The difficulties of professional adaptation of young specialists are revealed. The stages of their professional and personal development are described. It is noted that the implementation of an individually differentiated approach in the process of training future teachers was based on the orientation to take into account their individual characteristics. The author proposes a system of measures aimed at promoting the professional and personal development of the future teacher, and psychological and pedagogical support of his individual educational trajectory (including disabled people and persons with disabilities) . At the stage of professional adaptation, psychological and pedagogical support of graduates of a pedagogical university can be carried out in various forms. The author reveals these specific forms (creation of the information site "School of a young teacher"; online individual consultations with teachers of the Institute (methodologists, psychologists and teachers); organization of interaction with the city Community of young teachers (master classes, round tables, workshops, seminars, forums, exchange of experience, trainings, business games, face-to-face consultations, project activities, collective, group and individual forms of educational activity). The necessity of conducting surveys is noted, on the basis of which it is possible to plan forms of psychological and pedagogical support for graduates of a pedagogical university. The forms of psychological and pedagogical support for graduates of a pedagogical university can be determined based on the results of surveys reflecting the presence of problems they have. The author suggests considering new forms of support for young professionals. A set of measures for the socio-psychological adaptation of young teachers is also presented. Based on the diagnosis, the author identified the difficulties of socio-psychological adaptation in this educational organization. The article also discusses modern ways of professional adaptation of young teachers.. The author believes that only a complex of modern forms, methods and methods from both the university and the administration of the educational organization will be able to attract young teachers to the field of education. he article deals with the influence of psychological and pedagogical features of students and the process of adaptation to professional motivation. Attention is paid to the peculiarities of education of students in modern conditions.

Key words: young specialist , professional adaptation, educational organization, modern methods and forms

Введение. Отсутствие комплекса мероприятий по психолого-педагогическому сопровождению будущего педагога, начиная с этапа выбора профессии и завершая этапом первичной профессионализации, является одной из актуальных задач современного педагогического образования. Это особенно важно в условиях дефицита высокопрофессионального кадрового резерва в образовательной сфере, ориентированного на профессиональную реализацию в профессии «Педагог».

Выбор профессионального будущего, который еще вчера был так актуален для выпускников школ, воплотился в их выборе профессиональной образовательной организации. Именно в период профессиональной подготовки происходит

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.