© Я.Ф. Малкова, 2009
УДК 141.32+572 ББК Ю3(4Г)6-63
ПРОЕКТ «НОВОЙ ФИЛОСОФИИ» К. ЯСПЕРСА: ФИЛОСОФСКО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Я. Ф. Малкова
Данная статья посвящена рассмотрению становления экзистенциалистской философии К. Ясперса, в процессе перехода его от деятельности в сфере психиатрии к деятельности в сфере философии.
Ключевые слова: экзистенциализм, феноменологический метод, психологические исследования, мировоззрение, преодоление фундаментальных кризисов человеческой жизни, экзистенциальное мышление.
Философское учение К. Ясперса возникает как результат взаимодействия целого ряда факторов. Во-первых, в формировании экзистенциалистских воззрений К. Ясперса большую роль сыграла его личная жизненная ситуация. «Философская автобиография» К. Ясперса - это мастерски проведенный самоанализ, позволяющий проследить безусловную связь жизненного пути философа и истоки создания им философии экзистенциализма. Во-вторых, большое влияние на мыслителя оказали идеи философов прошлого (прежде всего Б. Спинозы, И. Канта, С. Кьеркегора), а также его современников (М. Вебера, М. Хайдеггера и др.). В-третьих, в его философском учении нашла отражение и политическая жизнь Германии того периода. В-четвертых, и, на наш взгляд, одним из самых главных моментов, обусловивших формирование экзистенциальной философии К. Ясперса, была его профессиональная деятельность - занятие психологией и психиатрией. Заняться медициной К. Ясперса заставило состояние его собственного здоровья, однако дело не ограничивалось только поиском научных основ для выработки оптимального образа жизни. К. Ясперса не удовлетворяли примитивные представления физиологическо-
го материализма, стремившегося, по сути дела, свести психические процессы лишь к биохимическим. Он был сторонником противоположного принципа, сформулированного психиатром Г. Шюле: «Психические болезни есть болезни личности» [1, с. 28-35]. Мыслит и чувствует - как нормальным, так и аномальным образом - вовсе не мозг, а человеческая личность. Отметим, что к началу ХХ в. методологически осмысленной психиатрии еще не существовало, и именно К. Ясперс сделал первый шаг к восстановлению в правах того, чем, собственно, должна была, судя по названию, заниматься психиатрия, а именно живой душой человека. Обратим внимание на принципиально новые, в сравнении с традиционным толкованием психиатрии, моменты. Во-первых, констатируется, что предмет психиатрии - не столько тело, сколько «душа» человека; «скорее, его душа, его личность, он сам» [3]. Если так, то психиатрия оказывается значительно ближе к гуманитарным областям знания, чем к естественным наукам. Во-вторых, разработанные естественными науками методы исследования оказываются в психиатрии малозначительными - настолько же, насколько мало значит для нее исследование тела вообще. Если мы должны исследовать душу человека, его личность, то для этого требуются принципиально иные методы. Именно обращение к достижениям философов и позволили К. Ясперсу найти принципиально новый подход к психиатрии. Очень важную роль, по его призна-
нию, в этом сыграли учения Э. Гуссерля и В. Дильтея. Феноменология Э. Гуссерля - в ее раннем варианте - позволила получить исходный «эмпирический» материал для новой психиатрии: ведя диалог с больным, К. Ясперс просил его описывать свои внутренние переживания с той же строгостью и четкостью, с которой, например, естествоиспытатель описывает факты внешнего мира, так постепенно стали вырисовываться контуры принципиально нового психопатологического подхода. Открытия В. Дильтея позволили К. Ясперсу разработать принципиально новую психологию, названную им «понимающей», которая была ориентирована именно на выяснение мотивов. В таком случае пациент являлся уже не «случаем болезни», а личностью, которую необходимо понять. К. Ясперс пишет: «Верилось, правда, всякий раз на новый лад, что удастся найти методы, которые позволят постичь человека как единое целое (в том, что касается его конституции, характера, типа сложения, единства заболевания). На каждом из путей такого поиска, а каждый из них в каких-то пределах был плодотворен, эта мнимая целостность оказывалась на самом деле лишь моментом той всеохватной целостности человеческого бытия, которая никогда не становилась предметом исследования - именно как эта всеохватывающая целостность. Ведь человек как целое выходит за рамки любой мыслимой объективируемо-сти. Как сущность для себя самого и как предмет исследования для ученого он просто принципиально неисчерпаем. Он как бы остается открытым. Человек - всегда больше того, что он знает о себе и что может о себе знать» [2]. Хотелось бы привести некоторые принципиальные тезисы, выдвинутые К. Ясперсом в труде «Общая психопатология», сформировавшие впоследствии основу его с экзистенциалистских воззрений, а именно:
- Человеческая психика принципиально незавершена. В любой момент она представляет собой нечто большее, чем в момент предшествующий, она находится в непрерывном развитии и не может быть остановлена, зафиксирована, что неизбежно при превращении ее в объект традиционного научного исследования. Динамика развития человеческой лично-
сти, следовательно, никогда не позволяет схватить ее целиком и окончательно. Именно эти черты человеческой психики и должен был отразить впоследствии термин «Экзистенция».
- Происходящее в сфере человеческой психики охватывает не только рациональные моменты, но и затрагивает сферу иррационального. Именно сопереживание, иначе говоря, «вчувствова-ние», становится тем процессом, который соединяет рациональные и иррациональные моменты.
- В отличие от пути объяснения, когда пациент деперсонализируется, превращаясь в предмет исследования науки (например, при исследовании утомления), «вчувствующийся», «понимающий» путь психологических исследований ориентирован на непременный диалог с больным, которого уважают как личность, даже если болен тяжело, ибо след этой личности остается даже при самых тяжелых поражениях психики.
- Следующий важный момент: при феноменологических описаниях собственных состояний больной, естественно, испытывает затруднения с подбором средств для их словесного выражения, для передачи тонкостей собственных переживаний. А потому ему просто необходимо использовать для описания своих психических состояний те средства, которые были уже найдены человечеством в области литературы и искусства. В свою очередь, литература и искусство могут рассматриваться и с чисто врачебной точки зрения - как способ художника феноменологически описать свои собственные переживания, используя арсенал накопленных на протяжении тысячелетий выразительных средств и образов.
Практическое применение феноменологического метода и расширение сфер влияния методологии «понимающей психологии» на всю философию в целом позволило К. Ясперсу создать собственный оригинальный метод - «новую философию».
«Новая философия», как ее понимает К. Ясперс, оказывается естественным про-
должением и рефлексией над «понимающей» психологической наукой, которая стала возможна благодаря перенесению акцента с методологии, основывающейся на субъект-объектных отношениях, на методологию, принимающую во внимание единство человека и бытия. Заявленные выше положения в контексте развернутой в книге психопатологической концепции позволяют отметить следующую специфику его методологической позиции. К. Ясперс стремится определить специфику философии, ее самостоятельность и независимость как формы духовной деятельности, утвердить особый исключительно философский подход к познанию и истолковыванию бытия, выходящий за рамки науки. По мнению К. Ясперса, принципиальные границы научного познания, в пределах которых ценность его не подвергается ни малейшему сомнению, может нащупать только философия, но философия новая, предлагаемая впервые им самим. К. Ясперс определяет свое философское творчество как «рациональное постижение границ сотворения человеческого». Именно «постижение», а не «рефлексия», потому что операции, которые мышление осуществляет на границах, относятся не только к этим границам, но и к экзистенции мыслящего, к его образу бытия как мыслящего субъекта и к его возможной свободе. Мышление в таком случае оказывается моментом способа бытия, которое гораздо шире и не может быть исследовано в рассудочных категориях. К. Ясперс хочет создать такую философию, которая соответствовала бы критериям научности «понимающей психологии». Поэтому он говорит о «рациональном постижении», которое не опирается ни на аффективный опыт (движения души, чувства, устремления), ни на откровение, а основывается на ясных шагах разума. «Разум» выступает при этом, разумеется, как нечто живое, неустанно стремящееся к истине, которая всегда остается по ту сторону его владений. Тем самым, человек для К. Ясперса не просто субъект, влекомый познанием частностей, а индивидуальность, обнаруживающая свое единство с бытием и, выходящая, тем самым, на более общий уровень постижения мира.
Главный признак «новой философии», о котором говорит К. Ясперс, - это ее принципиальная незавершимость, вечный процесс становления. Поскольку предметом интереса К. Ясперса является жизнь человеческой души, экзистенция, которая принципиально незавершима, то не может быть философии, которая давала бы результат постижения человеческой души. Всякий результат постижения того, что не имеет конца и представляет собой постоянное становление, относителен, мертв, а потому не истинен. Он - «вечно вчерашнее», и в любой следующий момент экзистенция ускользает от него. Экзистенция человека дает ему основания постигать мир в его целостности, а потому потребность ответить на вопрос «Что есть Бытие?» - для него витальна, необходима для обретения им психического здоровья. Критические или стрессовые ситуации всегда связаны с тем, что человек ощущает разрыв с тем миром, в котором он пребывает, у него не получается увязать быстротечные частности мира в единую картину. Интересным является тот факт, что первоначальные попытки ответа в античной философии сводились к тому, что Бытием считалась одна из конкретных, наглядно данных стихий, растянутая силою абстракции до бесконечности. Бытием объявлялась вода вообще (Фалес), огонь вообще (Гераклит), затем - атомы, жизнь, дух. По мнению К. Ясперса, уже в этих достаточно примитивных онтологиях проявляется нечто, крайне негативное в психологическом плане: противопоставление себя как наблюдателя Бытию: «человеческое мышление, всегда находящееся в плену расколотости субъекта и объекта, которое оно, впрочем, само производит как свою собственную существенную предпосылку, не может ни снять тотальности, ни достичь ее. Целое, которое не было бы ни субъектом, ни объектом, которое охватывало бы оба члена и единственно заслуживало бы имени Бытия, ускользает от него, не дается ему. Из глубины этого недоступного Объемлющего проистекает раскол субъекта и объекта, дающий человеку импульс для творчества. Для мышления, пожалуй, этот раскол остается непреодолимым» [4]. Какую бы онтологию ни строило человеческое мышление, оно всегда противопоставляет себя, как Я - Бытию. Воз-
можен ли выход? Как заметил один из немецких поэтов, страх порождает и возможности его преодоления. То, что кажется трагедией: крах попыток постичь Бытие в целом, так, чтобы это Бытие включало бы и Я, которое мышление противопоставляет ему, - на самом деле имеет колоссальный эвристический потенциал.
Мы установили, что задача новой философии, по К. Ясперсу, - в обнаружении оснований ликвидирующего разрыв мышления и бытия. Это основание лежит гораздо глубже, чем казалось предыдущей западноевропейской метафизике, а именно в самом Бытии. Мышление - это всего лишь способность познавать, в то время как Экзистенция - способность существовать, но эта способность является как возможность, которую нужно не только осуществлять, но и прояснять. Феномен Экзистенции выводит нас на проблему терминологии «новой философии». В отличие от «объясняющей» науки «понимающая психология» К. Ясперса и созданная им «новая философия» индивидуализируют человека, а потому вместо понятия он использует экзис-тенциалы. Все это требует особого языка «эк-зистенциалов», который пытался построить М. Хайдеггер, экспериментируя с немецким языком. С той же целью К. Ясперс призывал психиатров учиться у филологов, ведь перед ними на протяжении веков стояла сходная задача - рационально постигать выражения чувств в искусстве. Вступая в эту сферу, философия тоже начинает почти с нуля. Не имея широкого спектра разработанных экзистен-циалов, она мучается ничуть не меньше, чем мучились в поисках слов для описания состояний своей души больные К. Ясперса, которым он предлагал заняться их феноменологическими описаниями. Кажущаяся сложность связана со спецификой «понимающей психологии»: экзистенциалы проживаются, но с большим трудом выражаются в языке, поэтому задачей «новой философии» является именно прояснение экзистенции. Как предварительный итог отметим, что обращение к экзистенции человека происходит тогда, когда привычные способы ориентации в мире подвергаются сомнению, выявляется ущербность унифицированного подхода к миру, что вызывает кризисное состояние, проблемати-
зирующее самого человека, и, тем самым, подталкивает его к философствованию. Ситуация жизненного кризиса, которая переживается человеком как крушение всего и вся, пробуждает в человеке необходимость вернуть себе первозданное единство с Бытием, в попытках обрести его через постижение той мысли, что он и есть бытие - «экзистенция». Философия К. Ясперса строится не на обобщении эмпирически установленных фактов и правил, а является своеобразным индивидуализированным проектом возможностей души. Для К. Ясперса очевидно, что его «новая философия» может выступать как способ врачевания души, так как в ней, во-первых, может быть вербально выражено кризисное состояние экзистенции, а во-вторых, через нее может быть сообщен путь спасения, ее предназначение - выполнение мироо-риентационной функции, условием которой является определение человеком своего места в мире и отношения к нему.
Экзистенциальные воззрения К. Ясперса, основанные на медико-психологическом материале, сформировали такое философское учение, которое позволяет постичь безусловную связь жизни человека и становление его экзистенциального мировоззрения. Именно использование опыта психиатрии позволяет К. Ясперсу рассмотреть на конкретной проблеме преодоления фундаментальных жизненных кризисов понимание философии как своего рода «терапии души».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Перцев, А. В. Ранний Ясперс: рождение экзистенциализма из духа психиатрии. Сова Минев-ры над муравейником. (Очерки жизненной философии) / А. В. Перцев. - Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2003.
2. Ясперс, К. Введение в философию / К. Ясперс ; пер. с нем. под ред. А. А. Михайлова. - Минск: Пропилеи, 2000. - 192 с.
3. Jaspers, K. Die Idee des Arztes / K. Jaspers // Wahrheit und Bewahrung. Philosophie fur die Praxis. -Munchen : R. Piper & Co Verlag, 1983. - 222 S.
4. Jaspers, L. Der Begriff der menschlichen Situation in der Existenzphilosophie von Karl Jaspers / L. Jaspers. - Wurzburg : Becker, 1936. - 93 S.
Ch. YASPERS’ «NEW PHILOSOPHY» PROJECT:
PHILOSOPHIC AND ANTHROPOLOGIC ANALYSIS
Ya.F. Malkova
The article deals with development of Ch. Yaspers’ existentialism philosophy. This theory appeared in the transition period from psychiatry to philosophic activities.
Key words: existentialism, a phenomenological method, psychological researches, overcoming of fundamental crises, existential thinking.