Научная статья на тему 'О некоторых особенностях понимания трансцендирования в экзистенциально-феноменологической традиции'

О некоторых особенностях понимания трансцендирования в экзистенциально-феноменологической традиции Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
818
173
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСЦЕНДИРОВАНИЕ / ТРАНСЦЕНДЕНЦИЯ / ЭКЗИСТЕНЦИЯ / СВОБОДА / КОММУНИКАЦИЯ / ТЕЛЕСНОСТЬ / ИНТЕРСУБЪЕКТИВНОСТЬ / САМОВЫРАЖЕНИЕ / TRANSCENDENCE / TRANSCENDING / TRANSCENDENCY / EXISTENCY / FREEDOM / COMMUNICATION / BODILY / INTERSUBJECTIVITY / SELF-EXPRESSION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Латышева Ж. В.

В статье, на основе анализа философии К. Ясперса и М. Мерло-Понти, раскрывается и развивается трактовка трансцендирования, сложившаяся в экзистенциально-феноменологической традиции. Устанавливается неразрывная связь трансцендирования с экзистенцией, выделяются такие способы трансцендирования, как пребывание в пограничной ситуации, коммуникация, свобода. Аргументируется идея трансцендирования человеком как целостным телесно-духовным существом, помещенным в интерсубъективное пространство. Подчеркивается, что трансцендирование осуществляется посредством самовыражения, которое подразумевает восприятие и говорение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON CERTAIN PECULIARITIES OF UNDERSTANDING TRANSCENDENCE IN THE EXISTENTIAL-PHENOMENOLOGICAL TRADITION

The article, basing on the analysis of K. Jaspers and M. Merleau-Pontys philosophy, reveals and develops the interpretation of transcendence that has taken shape in the existential and phenomenological tradition. An unbreakable link between transcendence and existency is established, such ways of transcending are highlighted as being in a border situation, communication, freedom. The idea of transcendence is argued for a human being as a whole bodilyspiritual being put in an intersubjective space. It is underlined that transcendence is accomplished through selfexpression, which implies perception and speaking.

Текст научной работы на тему «О некоторых особенностях понимания трансцендирования в экзистенциально-феноменологической традиции»



Ж.В. ЛАТЫШЕВА

кандидат философских наук, доцент кафедры философии и религиоведения Владимирского государственного университета имени А.Г. и Н.Г. Столетовых Е-шай: joan_lat@mail.ru

О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ ПОНИМАНИЯ ТРАНСЦЕНДИРОВАНИЯ В ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНО-ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ

В статье, на основе анализа философии К. Ясперса и М. Мерло-Понти, раскрывается и развивается трактовка трансцендирования, сложившаяся в экзистенциально-феноменологической традиции. Устанавливается неразрывная связь трансцендирования с экзистенцией, выделяются такие способы трансцендирования, как пребывание в пограничной ситуации, коммуникация, свобода. Аргументируется идея трансцендирования человеком как целостным телесно-духовным существом, помещенным в интерсубъективное пространство. Подчеркивается, что трансцендирование осуществляется посредством самовыражения, которое подразумевает восприятие и говорение.

Ключевые слова: трансцендирование, трансценденция, экзистенция, свобода, коммуникация, телесность, интерсубъективность, самовыражение.

В век профицита информации и дефицита духовности особую актуальность приобретает исследование такой неотъемлемой составляющей человеческого духа, как трансцендирование. Трансцендирование - это неустранимая духовная тяга, «духовно-творческий прорыв к высшим универсалиям культуры и бытия (истине, красоте, благу, Богу), позитивное превосхождение человеком самого себя, выводящее его поначалу поверхностное инертное сознание и существование на уровни постижения глубинных основ подлинно человеческого бытия» [9, с. 20].

«Трансцендирование» выступает высокоёмким термином, охватывая онтологический, гносеологический, этический, эстетический, социальный, религиозный и иные аспекты. В данном термине сконцентрированы различные способы, направления, формально-содержательные и другие особенности процессов превосхождения. Так, в ходе изучения семантики трансцендирования, сложившейся в философской литературе прошлых эпох, нами выделены некоторые из его многообразных смысловых контекстов. В частности, трансцендирование выступает как:

1. стремление к высшим универсалиям бытия (благу, прекрасному, Богу, любви), самосовершенствование (в эпохи Античности и Возрождения);

2. символико-анагогическое познание Бога, религиозно-духовное возрастание и опыт непознаваемого запредельного (в Средние века);

3. диалектическое единство рационального и интуитивного в преодолении эмпирической реальности и постижении актуальной бесконечной реальности (Бога) (у Р. Декарта и Б. Паскаля);

© Ж.В. Латышева

4. развертывание целостной системы трансцендентального идеализма (у И. Канта);

5. постижение и принятие установлений Абсолютного бытия в качестве руководства к творческой деятельности ученого (у И. Фихте);

6. иррациональный выбор, «прыжок» в абсурдную ситуацию как возможность общения с Богом, приход к парадоксу веры (у С. Кьеркегора) и др.

Представленная смысловая палитра показывает, что в философской рефлексии предшествующих исторических периодов данная идея присутствует лишь имплицитно. И только в таких направлениях философии XX столетия, как феноменология и использующий феноменологическую методологию экзистенциализм происходит последовательная те-матизация и экспликация сущности трансценди-рования. Поэтому, в настоящей статье мы считаем необходимым осуществить анализ трактовки транс-цендирования, сложившейся в экзистенциально-феноменологической традиции с целью выявления глубинных характеристик и особенностей указанного процесса превосхождения.

О. Ф. Болльнов в своей глубокой и тонкой работе «Философия экзистенциализма» пишет: «.. .в экзистенциальной философии говорится о настоящем прорыве сквозь плоскость всех содержательных определений в такое новое пространство, которое недоступно иррациональным силам в человеке настолько же, насколько и его мыслительным возможностям», «... экзистенциальная философия учит, что существование проявляется в человеке лишь в реализации такого движения, в котором все возможные содержательные определения отводятся в качестве несоразмерных» [1]. Эти высказывания верно

характеризуют экзистенциальное существование - наиболее интимную область, сердцевину человеческого внутреннего мира, которая открывается как нечто истинное и глубинное по мере удаления человека от предметностей и содержаний текущей жизни, по мере выхода его субъективности в иное измерение бытия. Кроме того, слова О.Ф. Болльнова достаточно ярко раскрывают и трансцендирующую специфику человеческого существования, существования, называемого экзистенциальным.

Действительно, как явствует из рефлексии представителей экзистенциализма, эта философия буквально пронизана идеей трансцендирования. Аргументируем этот тезис посредством рассмотрения подходов К. Ясперса и М. Мерло-Понти, чьи творческие поиски выступают одними из наиболее оригинальных и убедительных проявлений экзистенциального и экзистенциально-феноменологического мышления.

К. Ясперс признает существование трансцендентной реальности. Однако, по его мнению, трансцендентное - это не потусторонний мир, а, скорее, символическое бытие, бытие неких символов. Трансцендентное проявляется в языке, мифах, религии, метафизических объектах и постигается как конец, граница эмпирического мира. Причиной возникновения трансценденции является экзистенциальное существование, которое, согласно немецкому экзистенциалисту, «... есть то, что относит себя к самому себе и в этом - к своей трансценденции» [1]. Именно Ясперс впервые определил особое экзистенциальное движение к трансценденции (абсолютному бытию), форму связи с ней как транс-цендирование (das «Transzendieren»).

Ясперс выделяет три измерения бытия - Dasein, (предметное существование), экзистенцию (бытие-для-самого-себя) и трансценденцию (сущее-само-по-себе). Данные измерения выступают крайними точками сущего и не составляют единого целого. Вообще, как считает немецкий философ, мир изначально не является цельным, а всегда предстает в виде глубоких трещин, разломов, руин, тотального крушения. Именно в ощущении подобного крушения и заключается, как он считает, возможность философского трансцендирования, которое, как трансцендирование к единству, целостности бытия, может реализовываться трояко - через мироориен-тацию, просветление экзистенции и метафизику.

В процессе осуществления философской миро-ориентации происходит преодоление закрытости, ограниченности мира, преодоление необоснованности суждений о нём. Причем совершается данный переход во всех областях реальности мира, в частности, в таких её проявлениях, как наука, по-

литика, воспитание, мировоззрение, философия. Перед лицом выявленных недостаточности и неопределенности возникают, согласно Ясперсу, два потенциальных альтернативных способа их превос-хождения - возврат к религии и движение к философской суверенности.

Просветление экзистенции, показывающей себя как «... прорыв мирового бытия, прорыв, находящийся все время в действии» [2], носит характер мыслительного подтверждения экзистенции. Однако способы подобного просветления должны быть адекватны неуловимости, непредметности «прорыва мирового бытия». Тем не менее, пути просветления экзистенции, в числе которых - формирование всеобщего в его особенностях, способствуют вырабатыванию только формальной экзистенциальной схемы, пригодной лишь в качестве примерной предварительной инструкции взаимодействия с экзистенцией.

Экзистенция, как и трансценденция, являясь непостижимой для разума, раскрывается через трансцендирование, которое проявляется, как мы считаем, многопланово: в пограничной ситуации, в коммуникации, историчности и свободе.

Пограничные ситуации - это нечто нисходящее в мир в виде особых представлений, знаков, шифров. Среди этих шифров - эротика, единство человека с миром, свобода, смерть, крушение. Понять шифры трансцендентного помогают, по мнению Ясперса, искусство во всех его видах и философия. Зыбкость, неустойчивость бытия побуждает человека к поискам вечного и постоянного, стремлению «видеть знак непреходящего в более или менее эмпирически устойчивом, длящемся. Долг, терпение, надежда в душе человека противостоит нигилизму и страсти к разрушению, свидетельствуя о трансцендентном, о Боге» [3, с. 312]. Переживание указанных ситуаций, прочтение шифров предстает, на наш взгляд, именно как трансцендирование, открывающее человеку лишь присутствие трансцендентного, но не его понимание и выступающее глубинным процессом осуществления полноты экзистенциального бытия.

Коммуникация - это форма существования экзистенции. В экзистенциальной коммуникации как форме трансцендирования выявляется и обретает действительность самость Я, обоюдно создаются самости участвующих в коммуникации сторон. «Коммуникация - это любовная борьба, в которой экзистенция борется за безусловную открытость. Но это борьба особого рода, ибо здесь не стремятся ни к превосходству, ни к победе и каждая сторона предоставляет все в распоряжение другой» [2]. Именно в коммуникативном трансцендировании

реализуются добро, верность, ответственность и философствование.

Историчность представляет собой еще одну сущностную сторону экзистенции и её трансцен-дирования. Стремящееся к целостности, т.е. транс-цендирующее бытие экзистенции всегда исторично. «Историчность - это единство наличного бытия и экзистенции, необходимости и свободы: в историческом сознании сняты как абсолютная необходимость, так и не знающая сопротивления свобода» [2]. Вследствие этого историчность предстает цело-купностью конечного (временного) и бесконечного, отраженного в мгновении.

Экзистенция - это еще и свобода. Понимая себя как свободу, человек тем самым постигает свою трансценденцию, явлением которой он оказывается, и оказывается именно через свободу. Экзистенция не коренится в повседневности, а напротив, противостоит ей, опираясь на свободное от утилитарных мотивов сознание ничто. Экзистенция - это, с одной стороны, «сопротивление» (Trotz), а с другой - «самоотдача» (Hingabe), это подъем и крушение, это противоположность законов дня и ночи.

В «сопротивлении» обнаруживается свобода, которая устремляет человека к познанию и самопознанию. Порыв свободы определяет только человеку присущее разнообразие путей духовного роста. Он, предстающий как свободное самосознание, свободная воля, вырывает человека из природы, отделяет его от божества и противопоставляет как природе, так и божеству. Однако, в устремленности к трансцендентному, проявляющемуся в поисках истины, одной свободной воли недостаточно. Важно совершить скачок от противостояния, свободного отрицания к полной самоотдаче. «Божество не желает слепой самоотдачи, оно хочет свободы, которая сопротивляется, и только из противостояния может возникнуть полная самоотдача» [11, с. 79]. Таким образом, человек обретает себя через свою свободу и трансцендирование.

Итак, сущность трансцендирования в контексте философии К. Ясперса, коренится в невыразимой сущности экзистенции и её неизбывном тяготении к абсолютному бытию. Именно в трансценди-ровании экзистенция обретает целостное бытие. Трансцендирование может проявляться в пограничной ситуации, коммуникации, историчности, свободе. Философское трансцендирование реализуется посредством мироориентации, просветления экзистенции и метафизики. Трансцендирование ставит человека перед альтернативой принятия либо религиозных, либо философских истин. Оно носит характер качественного скачка от противостояния к самоотдаче; принимает форму свободного и ре-

шительного выбора вечных, непреходящих ценностей человеческого бытия, отрицающих пустоту и бессмысленность «повседневного сна», излечивающих слепоту духовного ока. Так понятое трансцен-дирование заключает в себе, на наш взгляд, момент внутренней борьбы, борьбы духа с обыденностью, низменностью и трагизмом человеческой жизни, борьбы как прорыва к подлинному, экзистенциальному существованию.

Особую значимость в контексте настоящего исследования приобретают идеи Мориса Мерло-Понти. В его творчестве последовательно и ярко проведена тема двух сущностных центров человека - телесности и духовности, которые могут быть истолкованы, по нашему мнению, как две принципиально значимые сферы трансцендирования человека. Рационализм Э. Гуссерля, одного из основных идейных предшественников М. Мерло-Понти, предполагает такой путь поиска истин, как рефлексия трансцендентальной субъективности. Однако впоследствии самим автором трансцендентальной феноменологии этот способ признается недостаточным, вследствие чего им поднимается тема интерсубъективности, вводится понятие вчувствования (ЕЫиЫи^), обозначается различие тела-Когрег и тела-ЬеШ (чувственно-воспринимаемого тела вообще и тела меня самого). Вслед за Гуссерлем Мерло-Понти ставит проблему смысловой связи человека и мира, человека и человека, первичным и основополагающим моментом которой является восприятие. Поэтому его подход открывает, как мы считаем, очень важные направления в выявлении трактовки трансцендирования в экзистенциально-феноменологической традиции. Обратимся в этой связи к рассмотрению основных идей французского философа.

В своих работах мыслитель выступает как сторонник поиска априорных и предельных составляющих культуры, познания и человеческого существования [см.: 4; 5; 6; 7; 8]. В этом смысле он апеллирует к «чистой предметности» и рефлексии относительно ее «чистого сознания». По мнению В. В. Фурс, «Мерло-Понти ставит перед собой задачу показать, что человек в своем существовании не является ни чистым «в-себе-бытием» (вещью, материальным телом), ни чистым «для-себя-бытием» (мыслящей вещью, суверенной свободой), и попытаться обнаружить решение проблемы в синтезе, «между двух бытий» [6, с. 171].

Именно поэтому французский феноменолог ставит в центр своего исследовательского внимания человеческую субъективность, причем трактует ее как единение считаемых ранее несоединимыми начал: духовности и чувственности, сознательного и

бессознательного. Однако в данном слиянии обнаруживается доминанта, очерчивающая жизненное пространство субъективности, и эта доминанта не «разум, синтезирующий согласно априорным правилам разобщенное многообразие ощущений или чувственных качеств», а «живое психосоматическое «я», тело, воспринимающее мир - и самим фактом восприятия образующее его и осмысливающее - в подлежащих феноменологическому прояснению универсальных формах или образах» [5, с. 11].

Исследуя человека как телесность, Мерло-Понти размышляет о неотъемлемой его характеристике - свободе. Свобода, считает ученый, появляется тогда, когда человек принимает определенное решение и реализуется она в постоянном изменении способов бытия-в-мире, представая как «власть прервать свои планы», «власть начать что-то другое» [6, с. 194]. В то же время, отмечает философ, человек осуществляет собственную свободу в уже заданном пространстве и времени и посему никогда не бывает полностью независимым. «Если мы и в самом деле помещены в бытие, то наши действия с необходимостью приходят извне, если мы возвращаемся к конституирующему сознанию, то необходимо, чтобы они шли изнутри. Но мы только что научились признавать порядок явлений. Мы смешаны с миром и с другими в неразрывном беспорядке. Идея ситуации исключает абсолютную свободу в самом начале наших вовлеченностей. Впрочем, она исключает ее равным образом и из их окончания» [6, с. 196 - 197].

Мерло-Понти развивает такую трактовку личности, согласно которой человек есть по своей сути бесконечная открытая потенциальность. Ни одним из проявлений человека не ограничивается его постоянно творимое бытие. Тем не менее, французский исследователь замечает, что человек в своем становлении не замкнут, что единственная стабильная характеристика бытия личности - это интерсубъективность, «несвобода игнорировать других».

Вышеизложенное дает основания считать, что телесность человека, «живое психосоматическое «я» выступает мощным регулятором трансценди-рования. Именно в телесности отзываются, находят отклик самые высокие откровения духовной жизни, именно телесность выступает материально-физическим фундаментом, на котором вырастают многообразные интенции духовного по своему истоку и природе процесса трансцендирования. Именно телесность подпитывает трансцендирую-щего человека эмоционально-чувственной, телесной энергией. Вместе с тем, трансцендирование «помещено в бытие» и потому испытывает влияние внешних природных и, особенно социальных,

воздействий. Отсюда трансцендирование не может быть признано сферой исключительной, ничем не ограниченной свободы, а оказывается всегда связанным с той социальной ситуацией, в которую помещен человек.

Трансцендирование человека, кроме того, можно интерпретировать как бесконечную открытую возможность духовного возрастания. Оно всегда интерсубъективно, не выступает замкнутым, закрытым процессом и невозможно без участия в этом процессе сообщества других личностей: « Другие, не бывающие для меня просто особями одного со мной рода ..., но захватывающие меня и захватываемые мной, «другие», вместе с которыми я осваиваю единое и единственное, действительное и наличное Бытие ...» [5, с. 11- 12] являются индивидуально-личностным пространством, полем свободы или «обусловленной свободой» [6, с. 196]. Итак, пространство трансцендирования в контексте экзистенциальной феноменологии Мерло-Понти показывает себя как сфера «обусловленной свободы».

Мерло-Понти считает, что общение между индивидами происходит посредством самовыражения, целью которого является сообщение другим результатов собственного опыта восприятия. Перцептивный опыт в процессе самовыражения выводится на уровень символизации. Безмолвная символизация (природное выражение) основывается на индивидуальном стиле субъекта, а языковая (искусственная) символизация функционирует благодаря взаимодействию стабильных форм языка и творения новых значений говорящим субъектом. Тем не менее, французский исследователь не ограничивает трактовку феномена говорения лишь лингвистическим контекстом. Искусство, особенно литература и живопись, является «говорящим словом», где язык из средства сообщения трансформируется в язык смыслоговорящий и где человек доказывает свою способность к трансцендирова-нию, творчеству, инициативе. То есть именно акт говорения выступает, как мы считаем, одним из центральных путей трансцендирования, в котором «реализуется начатое еще на эмоциональном уровне взаимное пересечение перспектив отдельных индивидов, образующее человеческую историю в живом слове.» [4, с. 243].

Следующая важная идея последователя Гуссерля связана с тем, что интерсубъективность как сфера взаимного трансцендирования, возникает в момент восприятия индивидуальным телом тела «другого» как видения мира и носителя поведения, как «первичного культурного субъекта» [4, с. 241]. Для нас представляется бесспорным то, что первичный момент возникновения отношения к миру, от-

ношения между субъектами является важнейшим импульсом, определяющим весь ход дальнейшего общения. Первичный импульс создает основу, на почве которой формируются и вырастают человеческая личность и человеческая культура.

Продолжая рассмотрение процесса восприятия, Мерло-Понти в большинстве своих работ уделяет внимание способности видения, опыту мира, благодаря которому видящий общается с мирозданием, приближает его к себе. Подобная способность видения предстает важным элементом системы трансцен-дирования, когда человек может осуществляться «... вне самого себя, изнутри участвовать в артикуляции Бытия и его «я» завершается и замыкается на себе только посредством этого выхода вовне» [5, с. 51].

Мысль о самоосуществлении «я» посредством его выхода вовне достаточно типична для философского мышления ХХ столетия. Так, Б. Кроче пишет о существовании как нахождении вне самого себя, о личностном становлении как превосхождении себя и видении своей личности в зеркале другой личности. Мигель де Унамуно считает, что «этимологически «существовать» (existir) раскрывается как «находиться вне самого себя», «быть вне нашего ума» - ex-sistere. Однако тут же задает ряд вопросов, ответы на которые показывают невозможность полного выхода за пределы собственного ума. «Но есть ли что-нибудь вне нашего ума, вне нашего сознания, заключающего в себе все, что нам известно? - Разумеется, есть Материя познаваемого, она приходит к нам извне. Какова она, эта материя? - Это невозможно узнать, потому что узнать - это придать материи форму, и невозможно, следовательно, познать бесформенное как бесформенное. С таким же успехом можно искать порядок в хаосе» [10, с. 235]. Человек направляет свой взгляд на себя, на Других, на поиски истины, но не располагает никакими другими ресурсами познания, кроме своего Я. Взирая на окружающее и окружающих, индивид не ищет абсолютной, раз и навсегда данной истины, а обнаруживает ее в событии и оттого постоянно открыт для нее. Воспринимая мир, пишет французский феноменолог, углубляя и расширяя свою перцепцию, человек вначале несколько отстраняется от истины для того, чтобы впоследствии сильней почувствовать связь с ней. В итоге своего перцептивно-рефлектирующего трансцендирования человек-философ «обнаруживает не бездну собственного я или абсолютного знания, а обновленный образ мира и самого себя, укорененного в этом новом мире и живущего среди других людей» [4, с. 44].

Итак, подводя итог сказанному, можно утверждать, что трансцендирование осуществляется «живым психосоматическим «я», духовным, сое-

диненным с телесностью. Духовное содержание трансцендирования у Мерло-Понти всегда слито с чувственно-телесным началом, данный процесс всегда осуществляется как синтез «души и тела», «восприятия и cogito».

Трансцендирование «помещено в бытие», в человеческое бытие, а значит, сопряжено с социальной действительностью. Оно развертывается в интерсубъективном пространстве и проявляет себя как сфера обусловленной сообществом других личностей свободы.

Важнейшим проявлением трансцендирования является общение, которое осуществляется через самовыражение, - безмолвное и языковое. На уровне безмолвного, природного общения большое значение имеет восприятие сферы чувственности другого (сенсорных полей), то есть осуществление своеобразного синергетического обмена (что позволяет увидеть в межличностном общении, и, следовательно, в трансцендировании признаки самоорганизующийся системы). Языковое (символическое) самовыражение реализуется в говорении. Говорение понимается Мерло-Понти очень широко - как стремление к высшим смыслам культуры, их творение, и в этом контексте выступает в роли одного из главных способов трансцендирования в обществе.

Особое значение французский феноменолог придает способности видения, организующей специфически человеческий опыт мира. Данная способность предстает неотъемлемым элементом сложной и динамичной системы трансцендирования. Пробужденный опыт мира как целостное телесное переживание этого мира помогает человеку осуществлять движение, суть которого - в постоянном обновлении, творении образа мира и себя, в постоянном саморазвитии и совершенствовании, возвращении к себе на новом, более высоком духовном уровне. То есть, трансцендирование, интерпретированное в контексте экзистенциальной феноменологии М. Мерло-Понти, приобретает черты целостной, перцептивно-рефлектирующей, конституирующей деятельности человека.

Таким образом, трансцендирование, в рамках проведенного исследования, показывает свои различные, можно даже сказать, противоположные аспекты. Во-первых, рассматриваемый процесс - это самоосуществление человека как фундаментального стремления к целостности бытия. во-вторых, - это самовыражение человека посредством своей психосоматической целостности. И, кроме того, трансцендирование выступает, с одной стороны, как интимно-экзистенциальный процесс. а с другой - как социальный, осуществляющийся в сфере интерсубъективности.

Библиографический список

1. Болльнов О.Ф. Философия экзистенциализма: Философия существования. СПб.: Лань, 1999. 222 с. [Электронный ресурс]: [сайт]. Режим доступа: http://elenakosilova.narod.ru/studia/bollnow.htm, свободный. - Загл. с экрана.

2. Бохенский Ю.М. Современная европейская философия (первой половины XX века) [Электронный ресурс]: [сайт]. Режим доступа: http://www.agnuz.info/tl_files/library/books/fil/index.htm, свободный. - Загл. с экрана.

3. Зотов А.Ф., Мельвиль Ю.К. Западная философия XX века. М.: «Проспект», 1998. 432 с.

4. Мерло-Понти М. В защиту философии. Пер. с франц., примеч. и послесл. И.С. Вдовиной. М.: Издательство гуманитарной литературы, 1996. 248 с.

5. Мерло-ПонтиМ. Око и дух. Пер. с фр., предисл. и коммент. А. В. Густыря. М.: Искусство, 1992. 63 с.

6. Мерло-Понти М. Феноменология восприятия (глава «Свобода»). От Я к Другому. Сб. пер. по проблемам интерсубъективности, коммуникации, диалога. А. А. Михайлов (ред.). Мн.: Менск, 1997. С.173 - 199.

7. Мерло-Понти М. Феноменология восприятия (предисловие). Зарубежная феноменология и экзистенциализм, 1994. С. 7 - 23.

8. Мерло-ПонтиМ. Феноменология языка. Логос, 1994. № 6. С. 179 - 193.

9. Проблемы духовных ценностей в философии и культуре: Монография. Н.А. Дивакова, А.М. Егорова, В. А. Егорова, С. С. Чернова (ред.). Книга 5. Новосибирск: Изд-во «Сибпринт», 2011. 210 с.

10. Философия культуры. Становление и развитие. Спб.: «Лань», 1998. 448 с.

11. Jaspers K. Philosophie. - Heidelberg, 1973, T. III.

Z.V. LATYSHEVA

ON CERTAIN PECULIARITIES OF UNDERSTANDING TRANSCENDENCE IN THE EXISTENTIAL-PHENOMENOLOGICAL TRADITION

The article, basing on the analysis of K. Jaspers' and M. Merleau-Ponty's philosophy, reveals and develops the interpretation of transcendence that has taken shape in the existential and phenomenological tradition. An unbreakable link between transcendence and existency is established, such ways of transcending are highlighted as being in a border situation, communication, freedom. The idea of transcendence is argued for a human being as a whole bodily-spiritual being put in an intersubjective space. It is underlined that transcendence is accomplished through self-expression, which implies perception and speaking.

Key words: transcendence, transcending, transcendency, existency, freedom, communication, bodily, intersubjectivity, self-expression.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.