Научная статья на тему 'Проект «Новая формула науки»: школа молодого автора'

Проект «Новая формула науки»: школа молодого автора Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY-NC-ND
104
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экономическая социология
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проект «Новая формула науки»: школа молодого автора»

Исследовательские проекты

ПРОЕКТ «НОВАЯ ФОРМУЛА НАУКИ»: Школа молодого автора «Проблемы управления в науке» АНО ОИЦ «Con-Text» 22-29 августа 2004 г., г. Томск

Проект «Новая формула науки» представляет собой программу действий по развитию межрегиональной сети молодых ученых и преподавателей, аспирантов и студентов гуманитарных дисциплин.

Руководитель сетевого проекта - Н.П. Рыжова, старший преподаватель кафедры ЭиМО АмГУ, г. Благовещенск.

Проект финансируется Фондом Форда и частично РГНФ. Выполнение задач проекта проходит с мая 2004 по июнь 2005 г.

Цель проекта состоит в «формировании и развитии молодежной среды через поиск и применение эффективных механизмов управления и организации в науке». Его деятельность направлена на устранение институциональных проблем, с которыми сталкиваются молодые ученые, при помощи: 1) активизации горизонтальных связей молодых специалистов; 2) привития навыков управления; 3) обучения самопрезенатации в академической среде.

Программа проекта «Новая формула науки» в 2004-2005 гг.:

■ Создание образовательно-исследовательского центра АНО ОИЦ «Con-Text» (Н.Б. Галашова, Н.П. Рыжова, Н.В. Форрат, Н.А. Шиманская).

■ Издание периодического альманаха «Евразийское пространство глазами молодых или Новое поколение о ...» (ред. - А. А. Космарский).

■ Проведение сетевой Школы молодого автора «Проблемы управления в науке» (Н.Б. Галашова, Н.П. Рыжова, Н.В. Форрат, Н.А. Шиманская).

- конкурс мини-грантов на выполнение региональных научно-образовательных проектов;

- отчетная конференция «Модернизация науки в российских регионах».

■ Проведение межрегионального социологического исследования способов формирования молодого поколения в российской гуманитарной науке (А. А. Космарский, Н.В. Форрат).

Проект ориентирован на поддержание и расширение уже действующей неформальной сети. В ее состав входят молодые специалисты - гуманитарии: историки, социологи, экономисты, географы, политологи, филологи и др. Ядро сети формируют выпускники 2002-2003 гг. серии школ молодого автора6, проведенных под руководством С. А. Панарина и В.И. Дятлова при поддержке Фонда Форда и Фонда им. Ф. Науманна.

Школа молодого автора (ШМА) - это выездные тренинги, направленные на обучение молодых ученых навыкам организации стилистического редактирования научного текста.

6 Более подробную информацию о ШМА см.: http://www.eavest.ru/

ШМА была создана ОИИЦ «Вестник Евразии»7 в 2002 г. В европейской части России руководителем ШМА является главный редактор журнала «Вестник Евразии», зав. отделом стран СНГ Института востоковедения РАН С. А. Панарин, а в сибирской части России -д.и.н., профессор кафедры мировой истории и международных отношений Иркутского государственного университета, зам. гловного редактора журнала «Диаспоры» В.И Дятлов.

АНО ОИЦ «Con-Text» - центр сетевого взаимодействия

Образовательно-исследовательский центр «Con-Text» был учрежден в г. Томске в декабре 2003 г. Его функциональная значимость - исполнять роль координатора сетевого взаимодействия и функционировать в качестве самостоятельного члена сети.

Сотрудники ОИИЦ «Con-Text».'

директор - Н.Б. Галашова, аспирант исторического факультета Томского государственного университета, сотрудник Комиссии по правам человека Томской области;

административный директор - Н.В. Форрат, преподаватель философского факультета ТГУ;

координатор программ «Con-Text» - Н.А. Шиманская, преподаватель гуманитарного факультета Томского политехнического университета.

План мероприятий АНО ОИЦ «Con-Text» на 2004-2005 гг..

■ Презентация центра местному научному сообществу (сентябрь - октябрь 2004 г.).

■ Создание информационной доски и электронной рассылки о научных мероприятиях и конкурсах.

■ Разработка и чтение учебного курса «Жанры презентации результатов социологического исследования».

■ Серия коротких семинаров по развитию навыков управления научной и образовательной деятельностью (ноябрь - декабрь 2004 г.).

■ Выездная школа-семинар по развитию навыков управления научной и образовательной деятельностью (февраль - май 2005 г.).

■ Школа-семинар «Самопрезентация в научном сообществе» для различных целевых групп (март - май 2005 г.).

Школа молодого автора «Проблемы управления в науке»

Школа молодого автора состоялась 22-30 августа 2004 г. в г. Томске под руководством ОИЦ «Con-Text». Ее цель заключалась в том, чтобы дать молодым специалистам навыки проектирования и управления в науке. Аудиторию школы составили преимущественно участники сети (всего 22 слушателя). В основном это аспиранты, молодые преподаватели и исследователи из городов. Барнаул, Горно-Алтайск, Иваново, Иркутск, Красноярск, Кызыл, Москва, Омск, Ростов-на-Дону, Томск, Тува, Улан-Удэ, Ульяновск, Хабаровск.

7 Образовательно-исследовательский и издательский центр «Вестник Евразии» создан в 2001 г. в Москве. Директор - С.А. Панарин. Подробнее о центре и журнале см.: http://www.eavest.ru/

Критерием отбора участников служила заявка на выполнение проекта, ориентированного на а) формирование исследовательских команд; б) проведение научно-образовательного мероприятия; в) разработку технологий и методов сетевого взаимодействия. По завершении работы школы участники предоставляют итоговые варианты проектов, которые выставляются на конкурс. По итогам экспертизы объявляются победители. Вознаграждение: мини-гранты в размере до 3000 долл. на реализацию заявки и поддержка проекта посредством обеспечения доступа к ресурсам сети.

Слушатели представляли проекты трех типов: 1) организация и приведение в действие образовательных программ: учебные курсы, практические семинары, школы; 2) формирование локальных исследовательских команд; 3) интернет-проекты: сайты, электронные библиотеки, электронная карта и др.

Программу школы молодого ученого можно условно разделить на три составные части: лекционные занятия, консультации и самостоятельная работа над проектами. Лекционные

8 9

занятия и консультации проводили В.В. Радаев, И.В. Решта , Н.П. Рыжова, В.Ю. Соколов , М.А. Троицкий10.

В.В. Радаев прочитал лекции по темам: «Как создать свой проект: технологии

проектирования» и «Заявка на финансирование проекта», содержание которых строилось на

основе книги «75 простых правил...»11, а также собственного опыта взаимодействия с

фондами. В.В. Радаев рассказал о сути проектной деятельности, организационных навыках

исследователя, структуре и основных элементах заявки на получения грантов. Были

продемонстрированы конкретные схемы и типичные приемы реализации проектов на

12

примере ЭКСОЦЕНТРа , электронного журнала «Экономическая социология», научно-образовательного семинара «Социология рынков» ГУ-ВШЭ.

И. В. Решта провела занятия по темам: «Взаимодействие с фондами и научными организациями», «Экспертная деятельность», рассказав о логике грантозаявителей, аспектах построения логической схемы проекта, мониторинге и экспертной оценке, основных принципах экспертизы проектов. Приводились соответствующие примеры из опыта работы фонда МОФ «Сибирский центр поддержки общественных инициатив» (СЦПОИ). По окончании лекций И.В. Решта провела деловую игру «Экспертный совет: модельные проекты», где часть слушателей выступила в роли экспертов и попыталась оценить конкретные заявки.

М.А. Троицкий сконцентрировал внимание участников школы на темах: «Сетевые проекты», «Модель управления проектом» и «Методы и приемы проведения круглого стола». Преподаватель представил слушателям опыт сетевой работы Форума по международным

8 Решта И.В. - специалист по информационным технологиям МОФ «Сибирский центр поддержки общественных инициатив» (СЦПОИ), член Международной сети оценки программ, член Рабочей группы по взаимодействию Всемирного Банка с некоммерческими организациями Европы и Азии.

9 Соколов В.Ю., к.и.н., доцент кафедры современной отечественной истории ТГУ.

10 Троицкий М.А., к. п.н., зам. директора Научно-образовательного форума по международным отношениям.

11 Радаев В. В. Как организовать и представить исследовательский проект: 75 простых правил. М.: ГУ-ВШЭ, ИНФРА-М, 2001.

12

Специализированный ресурсный центр экономической социологии. См.: www.ecsoc.ru

13 Подробнее о СЦПОИ см.: http://cip.nsk.su/

отношениям14 и форматы проведения научно-образовательных мероприятий. круглый стол, конференция и др.

Н.П. Рыжова рассказала о проекте «Новая формула науки» и создании сетевого центра «Con-Text», поделившись опытом составления заявки, работы с фондами, организации коллективной деятельности и нелегкого труда претворения в жизнь крупных проектов.

Томская ШМА стала первым шагом руководителей сетевого центра на пути реализации их проекта. Безусловно, не все проходило гладко. Однако эти мелочи не затмили главного. стремления создателей проекта «Con-Text» продолжать начатое дело. Следующие вопросы, связанные с деятельностью сети, не теряют своей значимости. кем и на каком уровне должны решаться институциональные проблемы науки? Откуда должны приходить менеджеры академических программ? Возможно и стоит ли взращивать менеджера и ученого в одном лице?

Контактная информация

ОИЦ «Con-Text». con-text@list.ru

З.В. Котельникова

14 Научно-образовательный форум по международным отношениям (директор -А. Д. Богатуров). См.. http.//www.obraforum.ru/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.