Научная статья на тему 'Проект «Новая формула науки»'

Проект «Новая формула науки» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY-NC-ND
141
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экономическая социология
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проект «Новая формула науки»»

Исследовательские проекты

ПРОЕКТ «НОВАЯ ФОРМУЛА НАУКИ» (идеи и реализация)

Организация-инициатор проекта: АНО ОИЦ «Con-text», г. Томск. Период реализации проекта: июнь 2004 г. - август 2005 г. Финансовая поддержка: Фонд Форда.

Предыстория

Проект с громким названием «Новая формула науки» не родился бы, если бы не другой поддержанный этим же Фондом проект «Создание ОИЦ "Вестник Евразии"». На рисунке, представленном ниже, схематично изображено «рождение» «Новой формулы».

Проект С.А. Панарина состоялся и был успешным. Совершенно очевидно, что он не задумывался лишь только как «Школа молодого автора» (ШМА), но для нас, инициаторов проекта «Новая формула науки», именно эта Школа стала началом и толчком к созданию своего проекта.

Краткое описание ШМА: «Численность участников одного тренинга - не более 30 человек (с разбиением на небольшие рабочие группы), продолжительность - 5 дней. Формы работы:

а) 2-3 лекции специалистов по методике написания научного текста (прежде всего статьи);

б) консультации профессиональных редакторов и издателей; в) рецензирование специально подобранных текстов слушателями в группах - с последующими репортерскими отчетами на общих заседаниях; г) взаиморедактирование в группах; д) проведение «круглых столов» по проблематике социальной повседневности в регионах проживания слушателей; е) свободная дискуссия по образовательным программам; ж) оценка слушателями семинара, обсуждение их предложений, и т.д.».

Поскольку участникам ШМА понравились технологии обучения и идеология тренинга, а главное, появился вкус к самостоятельной научной и образовательной деятельности, то и родился проект «Новой формулы».

Постановка проблемы

Сегодня молодые люди, решившие связать свою судьбу с научной деятельностью в провинциальных вузах, сталкиваются с различными проблемами, главными из которых, на наш взгляд, являются следующие.

1. Институциональные проблемы науки в регионах:

a. незначительное количество, формальность работы региональных, местных, вузовских научных школ, исследовательских центров, лабораторий. Характерной проблемой остается фактическое нежелание (или неумение) старшего поколения ученых привлекать аспирантов и студентов в исследовательские проекты;

b. распад относительно единого научного поля советского периода, обнаживший и усугубивший сильнейшие перепады в доступе к интеллектуальным и финансовым ресурсам, автаркия локальных научных центров.

2. Проблемы коммуникации в научной сфере:

a. недостаточность и разорванность профессиональной коммуникации на уровне институциональных взаимодействий ограничивает возможности ознакомления с массивом современного научного знания, проведения сравнительных межрегиональных исследований и т.д.

b. отсутствие во многих вузах «горизонтального сообщества», т.е. открытого пространства неформальной коммуникации среди профессионалов, не опосредованного статусами, учебными планами, формальностями защиты квалификационных работ;

c. формальность и ненаучность конференций, застой в региональной научной коммуникации;

ё. понятийный разрыв между столичными «теоретиками», оперирующими идеями ведущих западных текстов гуманитарного поля, и региональными «практиками», социализированными на стереотипных программах региональных вузов.

3. Проблемы самопрезентации исследователя в научном сообществе:

a. непонимание принципов написания научной статьи, несоблюдение законов научного жанра. Знания такого рода не преподаются в рамках студенческих или аспирантских программ. Качество научных статей - основного средства презентации исследования профессиональному сообществу - в региональных изданиях таково, что большинство из них научным сообществом не читается, не рецензируется и, по большому счету, к собственно научным работам не относится;

b. неумение искать и привлекать дополнительные финансовые ресурсы (гранты), отсутствие навыков корректного оформления заявок на финансирование исследований и научных поездок (стажировок, конференций, семинаров) также не способствует качеству научных работ.

Перечень выделенных проблем не исчерпывающ, в разных учебных и научных учреждениях может существовать своя специфика. Важно, что в основе большинства из них лежат проблемы управления и коммуникации в науке, на решение которых и направлен данный проект.

Цели и задачи проекта

Основной целью проекта «Новая формула науки» является формирование и развитие молодежной научной среды в российских регионах через поиск и применение эффективных механизмов управления и организации в науке.

Цель достигается выполнением ряда задач, которые можно разделить на две группы.

1. Непосредственное формирование молодежной научной среды:

a. поиск перспективных студентов и аспирантов, их обучение методике написания, редактирования и рецензирования научных текстов, за счет чего будет расширяться наша молодежная научная сеть;

b. выявление и разработка актуальных исследовательских тем, отражающих наиболее острые проблемы на местном и межрегиональном уровнях;

c. издание межрегионального молодежного научного ольманаха «Евразийское пространство глазами молодых, или новое поколение о...», содержание которого в первую очередь будет основано на качественных авторских текстах, отобранных в контексте выполнения задач 1а и 1Ь. Также альманах будет транслировать подходы, применяемые практики и формы работы нашей организации;

ё. организационная помощь в опубликовании наиболее ярких работ молодых авторов в российских и зарубежных научных изданиях, а также помощь молодым ученым в реализации исследовательских проектов по различным направлениям (предоставление информации о грантах, обсуждение проектов, создание межрегиональных исследовательских коллективов через каналы собственной неформальной сети и др.).

2. Опосредованное формирование молодежной научной среды через создание прослойки молодых менеджеров в науке:

a. исследование механизмов формирования нового поколения научного сообщества;

b. овладение методами организации и управления молодежной наукой и передача собственного опыта студентам и аспирантам региональных вузов.

Под навыками управления в науке понимаются следующие:

• навыки организации, подготовки и проведения конференций, научных школ, семинаров;

• навыки формирования научных сетей и организации работы малых групп (исследовательских команд);

• умение писать, редактировать, рецензировать научные работы, формировать научные журналы;

• умение устанавливать контакты с различными научными организациями (формальными и неформальными);

• навыки представления заявок на финансирование, поддержку научных проектов, их сопровождение в течение реализации научного проекта.

Чтобы уважаемым читателям стало понятнее, что мы реально делаем и еще планируем делать дальше, на рисунке схематично изображены основные направления нашей деятельности.

Вкратце расскажем о каждом направлении деятельности. Альманах «Евразийское пространство глазами молодых»

Цель - способствовать развитию научной молодежной среды посредством представления результатов деятельности сети в виде научных текстов.

Целевая аудитория издания: участники сети молодых ученых, а также их «невидимые колледжи» - ближайшее научное окружение (формальное и неформальное); молодые ученые, находящиеся в поиске перспективных исследовательских направлений, проблем и тем; сообщества профессионально интересующихся темой того или иного выпуска; широкий круг специалистов в области общественных и гуманитарных наук, а также всех, кто интересуется проблемами исторического развития и современного состояния России и ближнего зарубежья; эксперты: представители благотворительных фондов, руководители аспирантур, в чьи функции входит поиск новых механизмов и технологий (образовательных в том числе) развития научной деятельности среди молодежи.

Исследовательский проект «Молодое поколение российских гуманитариев: институциональные способы формирования и индивидуальные стратегии успеха»

Цель - изучение способов формирования молодого поколения в российской гуманитарной науке. Исследование будет проводиться методом case study в пяти городах России (Улан-Удэ, Томск, Казань, Тверь и Санкт-Петербург). Сопоставление опыта различных городов позволит описать основные модели формирования молодого поколения ученых, выявить и осмыслить проблемы, с которыми они сталкиваются.

Школа молодого ученого (ШМУ) «Проблемы управления в науке» (22-30 августа 2004 г., Томск)

Цель Школы как образовательного мероприятия - организация и проведение обучающего семинара-тренинга по подготовке менеджеров в сфере науки и образования с тем, чтобы они

• могли разрабатывать и реализовывать проекты в гуманитарной сфере;

• применяли концепции управления для развития научно-образовательной сферы в своем регионе;

• умели использовать различные методические приемы для повышения эффективности научных мероприятий.

Цель Школы как части всего проекта - подготовить проектные коллективы и индивидуальных исполнителей, которые будут способны реализовать качественные научные мероприятия на основе собственных проектных замыслов, соответствующих миссии проекта «Новая формула науки».

Отбор на Школу был конкурсным и проходил по авторским заявкам на проекты, направленным на развитие молодежной науки в регионах.

Образовательная деятельность ОИЦ «Con-text»

Основные направления деятельности: опробовать различные методики дополнительного образования, которые впоследствии можно будет транслировать на всю сеть; разрабатывать и читать спецкурсы в рамках университетской программы, направленные на интеграцию студентов в научное сообщество и улучшение их навыков самопрезентации; выработать целостную стратегию выстраивания молодежного научного сообщества на локальном уровне, которая будет полезна сама по себе, а также для трансляции опыта; установить контакты с различными партнерами, заинтересованными в деятельности центра, что будет полезно для дальнейшего развития сети.

Еще раз подчеркнем, возвращаясь к началу текста и началу нашего проекта, что своим рождением проект «Новая формула науки» обязан С.А. Панарину и его другу и коллеге В.И. Дятлову, но сейчас эти проекты развиваются автономно.

Н.П. Рыжова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.