Научная статья на тему 'Проект «Музыкальный калейдоскоп» в российской палитре фестивально-конкурсного движения: от общего к частному'

Проект «Музыкальный калейдоскоп» в российской палитре фестивально-конкурсного движения: от общего к частному Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
165
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
фестиваль / грант Министерства культуры РФ / филармония РСО-Алании / музыкально-образовательная программа / патриотическое воспитание / толерантность / уважение к народной культуре / межрегиональное культурное сотрудничество / festival / a grant from the Ministry of Culture of the Russian Federation / Philharmonic Society of North Ossetia-Alania / musical educational program / patriotic education / tolerance / respect for folk culture / interregional cultural cooperation

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Беккерман П.Б., Беккерман Т.Е.

Данная работа анализирует значение конкретного межрегионального фестиваля в общем российском культурном пространстве. Авторы рассматривают функции проекта «Музыкальный калейдоскоп» с образовательной и культурной точки зрения. В статье затрагиваются такие аспекты как патриотическое воспитание, просветительство и трансляция современного искусства молодёжи. Авторами подчеркивается важность воспитания интереса к классической музыке, а также необходимость сохранения народных и региональных традиций, особенностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Creative development of children in piano lessons in the terms of additional education: actual problems and challenges

This work analyzes the significance of a particular interregional festival in the general Russian cultural space. The authors examine the functions of the project "Musical Kaleidoscope" from an educational and cultural point of view. The article touches upon such aspects as patriotic education, enlightenment and broadcasting of contemporary art for Youth. The authors emphasize the importance of fostering interest in classical music, as well as the need to preserve folk and regional traditions and characteristics.

Текст научной работы на тему «Проект «Музыкальный калейдоскоп» в российской палитре фестивально-конкурсного движения: от общего к частному»

DOI: 10.24412/2226-0773-2021-10-3-260-267

Проект «Музыкальный калейдоскоп» в российской палитре фестивально-конкурсного движения: от общего к частному

П.Б. Беккерман1, Т.Е. Беккерман2

1Северо-Осетинский государственный педагогический институт

362003, Республика Северная Осетия-Алания, г. Владикавказ, ул. Карла Маркса, д. 36

North Ossetian State University

Karl Marx str., Republic of North Ossetia-Alania, Vladikavkaz 362003 Russia

e-mail: pavelbek@mail.ru

2Институт культуры и искусств, Московский городской педагогический университет

129226, г. Москва, 2-ой Сельскохозяйственный проезд, д. 4, к. 1

Institute of Culture and Arts, Moscow City University

2nd Agricultural passage, 4, build. 1, Moscow 129226 Russia

e-mail: tatapa88@gmail.com

Ключевые слова: фестиваль, грант Министерства культуры РФ, филармония РСО-Алании, музыкально-образовательная программа, патриотическое воспитание, толерантность, уважение к народной культуре, межрегиональное культурное сотрудничество.

Key words: festival, a grant from the Ministry of Culture of the Russian Federation, Philharmonic Society of North Ossetia-Alania, musical educational program, patriotic education, tolerance, respect for folk culture, interregional cultural cooperation.

Резюме: Данная работа анализирует значение конкретного межрегионального фестиваля в общем российском культурном пространстве. Авторы рассматривают функции проекта «Музыкальный калейдоскоп» с образовательной и культурной точки зрения. В статье затрагиваются такие аспекты как патриотическое воспитание, просветительство и трансляция современного искусства молодёжи. Авторами подчеркивается важность воспитания интереса к классической музыке, а также необходимость сохранения народных и региональных традиций, особенностей.

Abstract: This work analyzes the significance of a particular interregional festival in the general Russian cultural space. The authors examine the functions of the project "Musical Kaleidoscope" from an educational and cultural point of view. The article touches upon such aspects as patriotic education, enlightenment and broadcasting of contemporary art for Youth. The authors emphasize the importance of fostering interest in classical music, as well as the need to preserve folk and regional traditions and characteristics.

[Bekkerman P.B.1, Bekkerman T.E.2 Creative development of children in piano lessons in the terms of additional education: actual problems and challenges]

В наши дни, несмотря на самые мрачные события, а также любого рода лишения или ограничения, невозможно представить современную реальность без фестивалей и конкурсов. Они навсегда вошли в обиход, в общественное сознание и повседневный график любой сферы жизни. Культурная сфера всегда была особенной в силу сложившихся культурно-бытовых традиций нашей страны, поэтому в современной литературе и в трудах представителей научного сообщества, в любой период времени, мы встречаем множество работ о конкурсах и фестивалях в области культуры и искусства. Там говорится, как об их актуальности (Черномуров, 2018), роли и влиянии на развитие культуры и искусства в регионах (Вафина, 2020; Соболева, 2019), а также самих регионов (Горбик, 2019; Махмудова, 2019), так и о конкретных событиях в широкой перспективе.

В данной статье мы рассмотрим значимый российский фестиваль «Музыкальный калейдоскоп», проводимый на средства гранта Министерства культуры РФ, в общем контексте российского опыта подобных мероприятий, а далее обратимся к отличительным особенностям данного фестиваля, с точки зрения развития культуры и искусства, воспитания молодёжи и музыкального просветительства.

Итак, данный фестиваль ставил своей целью развитие и сохранение общего культурного и информационного пространства между народами Северного Кавказа. География проекта изначально представлялась еще более широкой, чем это требует межрегиональный статус, а именно планировались концерты и творческие мероприятия во Владикавказе, Ставрополе и даже в столице Республики Южная Осетия городе Цхинвал. Однако по определенным причинам задуманное в Цхинвале не реализовалось, но было перенесено на 2021 год, а на карту проекта был добавлен город Беслан.

Здесь следует отметить, что «Музыкальный калейдоскоп» представлен как «музыкально-образовательная программа Северо-Осетинской государственной филармонии», как это задумано и озвучено директором филармонии, заслуженным деятелем искусств РФ, председателем Северо-Осетинского отделения Союза композиторов России Ацамазом Владимировичем Макоевым. Именно эта идея и особенность фестиваля сделала возможным исполнение просветительской миссии его участников.

По мнению учёных, фестиваль как форму можно относить к методам трансляции современного искусства (Воржевитина, 2019), чему полностью соответствует программа «Музыкального калейдоскопа» в Ставрополе. Открыла фестивальные мероприятия в городе творческая встреча. Обучающихся Ставропольского краевого колледжа искусств посетил блистательный композитор и пианист Ацамаз Макоев. Будущие музыканты услышали его произведения для фортепиано, а также переложения фрагментов крупных сочинений автора. Разумеется, исполнение предваряли интересные отступления об истории создания и исполнения произведений. Авторское прочтение пианиста А.В. Макоева предстало перед слушателями мастеровитым, современным и эмоциональным, а главное - отражающим веяния и ход развития, как всего музыкального искусства, так и мировой композиторской мысли, от русской и советской классики до музыки первой четверти XXI века.

Композитор также познакомил ребят с программой фестиваля в Ставрополе и рассказал более подробно об этом проекте и предшествующих ему фестивалях Министерства культуры РФ «Музыкальные сезоны» и «Провинциальная симфония». Также колледжу были переданы подаренные автором данной статьи издания проекта «На Барбашовом поле» (Беккерман, 2020б; Официальный сайт П. Беккерман). Проект был реализован при поддержке Северо-Осетинского отделения Союза композиторов России, Благотворительного фонда «Во благо жизни» (директор В.Е. Саратовская) и редакции международного альманаха «Гуманитарное пространство» (главный редактор М.А. Лазарев).

Главным действом программы в концертном зале Ставропольской государственной филармонии был камерный концерт солистов и коллективов Северо-Осетинской государственной филармонии. С воспитательной и просветительской точки зрения, важным номером камерного концерта стало выступление ансамбля скрипачей Владикавказского колледжа искусств им. В. Гергиева (Художественный руководитель - Заслуженный работник культуры РСО-Алания Ирина Иванова). Этот коллектив подаёт пример юным музыкантам, достигая заметных высот исполнительского мастерства и тем самым показывая возможность и доступность творческого и личностного развития молодёжи.

На наш взгляд, фестиваль является замечательной площадкой для воспитания юных музыкантов (поднятия уровня их музыкальной культуры), что подтверждается и другими учеными (Новоселов, 2018; Ускова, 2018.). Примечательно, что всё выше сказанное происходит в различных контекстах, то есть фестиваль воспитывает и просвещает молодёжь, учит юных музыкантов слушать и понимать музыку, обучает коммуникативным навыкам, как во время их выступления на сцене, так и в момент посещения молодыми людьми тех или иных мероприятий. Таким образом, молодые музыканты ансамбля скрипачей и юные музыканты из зала обогащались и заряжались этой музыкально-фестивальной средой. Музыканты-зрители ощущали и примеряли на себя «ситуацию успеха» выше упомянутого ансамбля.

В подобной среде, как на занятиях искусством, так и при общении с искусством, в данном случае с музыкой разных стилей и направлений, реализуется рекреативная функция образования (Беккерман П.Б., Беккерман Т.Е, 2019: 19) Одним из результатов такой рекреации является своеобразный вызов ресурсов. Он запускает все позитивные творческие и созидательные процессы личности, благодаря чему происходит «обновление» (Беккерман П.Б., Беккерман Т.Е, 2019: 20) творческой личности и дальнейшая творческая самореализация. Молодые же музыканты в процессе сценической социализации обретают уверенность в себе и перенимают опыт старшего поколения музыкантов, вместе с которыми выходят на одну сцену.

В концерте, среди прочего, впервые на Ставропольской сцене прозвучала песня «На Барбашовом поле» (Беккерман, 2020а: 28-32; Официальный сайт П. Беккерман) в исполнении авторов данной статьи. В отличие от премьеры песни во Владикавказе, в рамках фестиваля «Музыкальные сезоны» (Издательского дома «Советская Сибирь»), где звучала инструментальная фонограмма, в Ставрополе, ввиду камерности и более классической направленности концерта, песня была исполнена в акустическом варианте Павлом и Татьяной Беккерман (тв. псевдоним Татьяна Ветринская). У рояля - композитор песни, Автором стихов данного произведения является постоянный соавтор П. Беккермана, член Союза писателей Израиля и Москвы Евгений Аронович Минин. Сей факт подкрепляет даже международный статус данного фестиваля, также как и всех более ранних фестивалей, где было представлено выше названное произведение.

Прозвучало также другое произведение одного из авторов данной статьи - «Горянка» (Беккерман, Вязников 2018: 232), написанное на стихи Народного поэта Карачаево-Черкесской республики, заслуженного деятеля искусств РФ Азрета Алиевича Акбаева. Исполнение этой песни не только знак культурного сотрудничества между регионами нашей страны и тесных творческих союзов между авторами разных национальностей на площадке «Музыкального калейдоскопа». Здесь налицо выполнение важной миссии сохранения культурно-бытовых традиций и народных ценностей, характерных для всех республик Северного Кавказа, Такое становится возможным благодаря появлению произведений на русском языке о традициях и ценностях кавказских народов. Так выше упомянутые песни становятся доступными всему населению РФ, на форумах и фестивалях в любом субъекте РФ.

Отмена мероприятий в Цхинвале не остановила П. Беккермана от идеи проведения презентации проекта «На Барбашовом поле» там в любом формате. Немаловажной в этой ситуации была готовность и решимость Министерства культуры РЮО и лично министра Жанны Виссарионовны Зассеевой организовать встречи с молодёжью Южной Осетии, после передачи одноименного образовательного контента (Беккерман, 2020а) и мультимедийного издания в Цхинвал выше сказанное произошло. Это является подтверждением реализации просветительской функции фестиваля, что, по аналогии с примером из Республики Дагестан, может считаться опытом музыкального просветительства (Абдулаева, 2019), но уже межрегионального или даже международного.

Ранее упомянутый концерт в Беслане стал олицетворением многогранности фестиваля «Музыкальный калейдоскоп». Там звучали все жанры и направления классической музыки: от романса до симфонических и хоровых полотен. По праву ярко и аутентично было представлено наследие народного творчества, а также современная народная музыка на осетинском языке. Вообще на всех площадках фестиваля была слышна классическая музыка, интерес к которой необходимо развивать у современной молодёжи, нередко оторванной от истоков классического искусства.

В немалой степени был активизирован ресурс патриотического воспитания, что, по мнению исследователей, является одним из предназначений музыкального фестиваля (Вафина, Каюмова, 2020). Ведь презентация проекта, посвящённого подвигу Героя Советского Союза П.П. Барбашова (Беккерман, 2020а: 29), в год 75-летия Великой Победы, закономерно заняла свое достойное место в программе «Музыкального калейдоскопа», что было освещено прессой (Беккерман, 2021).

В заключении отметим, что реализация подобного рода фестивалей является необходимым и действенным ресурсом культурно-образовательного пространства, многие механизмы которого еще не полностью задействуются. Надеемся, что опыт проекта «Музыкальный калейдоскоп» будет в полной мере способствовать достижению всех заявленных целей в более широкой перспективе. Мы считаем, что многие свершения фестиваля, подробно описанные выше, заслуживают дальнейшего внимания и продолжения, в целях поддержки культуры и искусства, воспитания уважения к народной культуре и толерантного отношения к народам нашей многонациональной страны, патриотического и ценностного воспитания, а также творческого и эстетического развития, в первую очередь, молодого поколения.

ЛИТЕРАТУРА

Абдулаева М.Ш. 2019. Фестиваль академической музыки в Дагестане: региональный опыт музыкального просветительства. С. 10-13. - В сб.: Диалоги о культуре и искусстве. материалы VIII Всероссийской научно-практической конференции, с международным участием (Пермь, 18–20 окт. 2018 г.). В 2 ч.: Ч. 2. Отв. ред. Е. В. Баталина-Корнева; ред. кол.: А. А. Лисенкова, М. М. Чудинова; Н. В.Злобина; Перм. гос. ин-т культуры. Пермь. 412 с.

Беккерман П.Б. 2020a. Образовательный контент «На Барбашовом поле». Цикл тематических занятий социальной и патриотической направленности по авторскому песенному материалу: учебно-методическое пособие. М.: Павел Беккерман Продюсерский центр; БФ «Во благо жизни». 50 с.

Беккерман П.Б. 2020б. Потомки Победы:песни о главном. - Областная культурно-просветительская газета «Грани культуры» 12 (245). Июнь 2020. С. 14.

Беккерман П.Б. 2021. Песня о Герое Советского Союза, погибшем в боях за Северный Кавказ. Под ред. Т. Асаева. - Общественно-политической газеты Чеченской Республики «Вести республики». №5 (3298). - URL: http://vesti95.ru/2021/01/pesnya-o-geroe-sovetskogo-soyuza-pogibshem-v-boyah-za-severnyj-kavkaz/ [06.03.2021]

Беккерман П.Б., Беккерман Т.Е. 2019. О важности рекреации для профессионально- творческого роста учащейся молодёжи на занятиях искусством. - Сибирский учитель. 2 (123): 18-22.

Беккерман П.Б., Вязников А.В. 2018. Сохранение национальных традиций на занятиях вокалом как воспитательно-просветительский фактор творческого развития молодёжи в дополнительном художественном образовании. - Гуманитарное пространство. Международный альманах. 8. (3): 230-235.

Вафина А.Д. 2020. Музыкальный фестиваль как ресурс развития музыкальной культуры населения города Елабуга Республики Татарстан. С. 95-100. - В сб.: Музыкальная культура XXI века: Теория, исполнительство, образование. Материалы I Всероссийской научно-практической конференции. Редколлегия: З.М. Явгильдина, Т.Ю. Гордеева, Л.З. Бородовская. Казань: Казанский государственный институт культуры. 362 с.

Вафина А.Д., Каюмова Л.А. 2020. Музыкальный фестиваль как средство патриотического воспитания молодёжи. - В сб.: Современное общество: актуальные проблемы и перспективы развития в социокультурном пространстве. Сборник научных статей по итогам VII Международной научно-практической конференции. Под редакцией Г.Н. Петрова. С. 267-272.

Воржевитина В.А. 2019. Фестиваль как метод трансляции современного искусства. - В сб.: Культурные тренды современной России: от национальных истоков к культурным инновациям. Сборник материалов VII Всероссийской научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и молодых учёных. В 5-ти томах. Белгород. С. 261-264.

Горбик Я.А. 2019. Музыкальный фестиваль как фактор сохранения и популяризации музыкальных традиций региона. С. 52-55. - В сб.: Музыкальное образование в контексте современных социокультурных вызовов. материалы Всероссийской научно-практической конференции: В 2 ч.: Ч. 1. (Воронеж, 19 апреля 2019 г.). Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет. 248 c.

Кабисова А. 2020. «Музыкальный калейдоскоп» [Электронный ресурс]. - URL: https://sputnik-ossetia.ru/culture/20201224/11600776/Dolzhen-byl-proyti-v-Tskhinvale-Makoev-o-kontserte-festivalya-Muzykalnyy-kaleydoskop.html [06.03.2021]

Махмудова К.Г. 2019. Музыкальный фестиваль как культурная практика развития региона (на примере Республики Дагестан). - Культура и цивилизация. 9. (5-1): 103-110.

Новоселов В.А. 2018. Фестивали конкурсы как площадка для воспитания юного музыканта. - В сб.: Музыкально-педагогическое наследие Д.Б. Кабалевского и актуальные проблемы современного музыкального образования. материалы Всероссийской научной конференции. Министерство образования и науки Российской Федерации, Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), Таганрогский институт имени А.П. Чехова (филиал) «РГЭУ (РИНХ)». С. 110-117.

Официальный сайт Издательского дома «Советская Сибирь». [Электронные ресурс]. - URL: http://www.sovsibir.ru/news/171744 [06.03.2021].

Официальный сайт Павел Беккерман Продюсерский центр. [Электронный ресурс]. - URL: http://bekkerman.ru/index.php/news/396-na-barbashovom-pole-nauchnyj-muzykalno-publitsisticheskij-proekt-2020-05-08-18-05-02.html [06.03.2021]

Соболева Е.А. 2019. Роль фестивального движения Союза композиторов в развитии музыкальной культуры регионов (на примере Астраханского фестиваля современной музыки). - Philharmonica. International Music Journal. 1: 43-52.

Ускова Е.А. 2018. Фестиваль детского творчества «Рождественская звезда» как средство духовно-нравственного воспитания учащихся/В сборнике: II Островидовские чтения. Материалы Второй межрегиональной историко-церковной конференции «Островидовские чтения» «1917-2017: уроки столетия». Отв. ред. С. Л. Логинов. С. 141-143.

Черномуров Р.Л. 2018. Актуальность и значимость музыкальных фестивалей в социуме. - В сб.: Культурные тренды современной России: от национальных истоков к культурным инновациям. Сборник докладов VI Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и молодых учёных. В 4-х томах. Ответственный редактор И.Е. Белогорцева. С. 168-170.

Получена / Received: 06.03.2021

Принята / Accepted: 09.03.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.