Степанова Т.Ю. Проект "Конкурс-аукцион» как форма адаптации на рынке труда лиц с инвалидностью и ОВЗ (на примере Омского ГАУ) // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2022. - № 4 (31) октябрь - декабрь - URL http://e-journal.omgau.ru/images/issues/2022/4/01028.pdf. - ISSN 2413-4066
Научная статья
УДК 376.1:331.538.4:378.6(571.13)
Проект "Конкурс-аукцион» как форма адаптации на рынке труда лиц с инвалидностью и ОВЗ (на примере Омского ГАУ)
Т.Ю. Степанова
Омский государственный аграрный университет имени П.А. Столыпина, Омск, Россия
Аннотация: В данной статье представлены результаты исследования по актуальному и значимому вопросу адаптации на рынке труда лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в период получения профессии в образовательной организации. Объектом исследования являлся процесс совместного участия обучающиеся с инвалидностью и здоровых обучающихся в мероприятиях, реализуемых в рамках проекта «Конкурс-аукцион». Методы исследования включали: изучение литературных источников, законодательных нормативно-правовых актов, результатов мониторинга трудоустройства. На основе проведенного исследования сделаны соответствующие выводы и предложены меры по обеспечению успешной адаптации на рынке труда и построению карьеры обучающихся с инвалидностью и ОВЗ.
Ключевые слова: проект, обучение, инвалиды, ограниченные возможности здоровья, трудоустройство, рынок труда, карьера.
Original article
The project "Competition-auction" as a form of adaptation in the labor market of persons with disabilities and disabilities (on the example of the Omsk State Agrarian
University)
T.Y. Stepanova
Omsk State Agrarian University named after P.A. Stolypin, Omsk, Russia
Abstract. This article presents the results of a study on the relevant and significant issue of adaptation in the labor market of persons with disabilities and disabilities during the period of obtaining a profession in an educational organization. The object of the study was the process of joint participation of students with disabilities and healthy students in the activities implemented within the framework of the "Competition-Auction" project. The research methods included: the study of literary sources, legislative normative legal acts, the results of employment monitoring On the basis of the study, relevant conclusions were drawn and measures were proposed to ensure successful adaptation to the labor market and career building for students with disabilities and disabilities.
® Степанова Т.Ю.
Keywords: project, training, disabled people, limited health opportunities, employment, labor market, career.
В современном мире активно идет процесс гуманизации отношения государства и общества к инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ), расширяются аспекты их интеграции в разные сферы деятельности. Получение образования превращает инвалидов из пассивных потребителей социальных услуг в активных, успешных и уверенных в своих возможностях людей, при этом важно обеспечить условия для их адаптация на рынке труда и успешного построения карьеры. Трудоустройство людей с инвалидностью и ОВЗ является сложной задачей, сегодня этот вопрос решается на уровне государства. Федеральный Закон от 24.11.1995 года № 181-ФЗ (ред. от 29.11.2021) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в нашей стране.
Социально значимый комплекс мер запланирован в рамках проекта Межведомственного комплексного плана мероприятий по повышению доступности среднего профессионального и высшего образования для инвалидов и лиц с ОВЗ, в том числе профориентации и занятости указанных лиц. Он разработан Минобрнауки России совместно с рядом заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, вузов и общественных организаций в соответствии с протоколом заседания Совета при Правительстве Российской Федерации по вопросам попечительства в социальной сфере. В числе ключевых результатов, запланированных к 2030 году, определен показатель - не менее 80% выпускников с инвалидностью трудоустроены (самозанятые, продолжают обучение) [1].
Адаптация молодежи на рынке труда формируется в период получения профессии и закрепляется в процессе трудоустройства. Несмотря на многочисленные меры социальной поддержки, закрепленные Российским законодательством, молодые люди с ОВЗ в возрасте от 18 до 35 лет являются наиболее уязвимой категорией, так как в этом возрасте многие из них сталкиваются с решением социально-психологических проблем, с проблемой профессионального развития, построения карьеры. Рассмотрим процесс подготовки инвалидов и лиц с ОВЗ к адаптации на рынке труда в процессе получения образования, на примере Омского ГАУ. В университете разработана и действует программа содействия трудоустройству и постдипломному сопровождению выпускников из числа инвалидов и лиц с ОВЗ, мероприятия, реализуемые в рамках программы направлены на комплексную работу со студентами-инвалидами. В программе определены формы адаптации на рынке труда лиц с инвалидностью и ОВЗ, одной из которых является реализация проекта "Конкурс-аукцион». Созданная в университете доступная среда для инвалидов лиц с ОВЗ, позволяет им принимать участие в проекте наравне с другими обучающимися.
«Конкурс-аукцион» реализуется при поддержке региональных органов управления: Министерства труда и социального развития, Министерства сельского хозяйства и продовольствия и Министерства образования. Активное участие в реализации проекта принимают подведомственные министерствам структуры, такие как: кадровый центр «Областного центра профориентации», управление правовой и организационно-кадровой работы минсельхозпрода, управления сельского хозяйства муниципальных районов Омской области и государственная служба занятости населения. В проекте принимают участие: обучающиеся, выпускники, работодатели, представители выпускающих кафедр и администрация университета. Ответственный за реализацию проекта - Центр профессиональной ориентации и трудоустройства Омского ГАУ [2].
Проект реализуется ежегодно, начиная с сентября 2018 г., состоит из семи этапов, период реализации с сентября по июнь. Первый этап проводится с сентября по октябрь, включает организацию и проведение обучающего семинара для ответственных за трудоустройство выпускников по специальностям/направлениям подготовки Омского ГАУ, в процессе проведения семинара обязательно рассматриваются психолого-педагогические и
организационные аспекты сопровождения студентов с инвалидностью и ОВЗ. Утверждается план реализации проекта.
Второй этап проходит с ноября по февраль, в этот период, в рамках проведения индивидуальных занятий по профессиональному консультированию «Твое профессиональное призвание», проводится компьютерная диагностика деловых и личностных качеств обучающихся выпускных курсов. Диагностику проводят специалисты областного центра профориентации, это выездное мероприятие. Для обучающихся с инвалидностью и ОВЗ компьютерная диагностика проводится на территории университета.
На третьем этапе, с декабря по март, специалистами Областного центра профориентации и Центром профориентации и трудоустройства Омского ГАУ, проводится курс теоретических и практических занятий: деловые игры, квесты, коуч-сессии, мастер-классы.
Для обучающиеся выпускных курсов проводится игра «Карьера», в ходе которой участники могут смоделировать свою будущую профессиональную деятельность с момента окончания университета до завершения трудовой деятельности и игра «Думай как эйчар». Опыт, полученный в процессе проведения игр, позволяет участникам тренинга увереннее проходить собеседование с работодателем, демонстрировать настрой на сотрудничество, выбирать направление деятельности, позволяющее реализовывать полученные компетенции и развиваться в профессиональной сфере [3].
Четвертый и пятый этапы (февраль-март) включают подготовку и согласование графика работы площадок и определение организаций работодателей, участников «Конкурса-аукциона».
Шестой этап (апрель - май) - организуется работа площадок для встреч с работодателями, в ходе которых, обучающиеся проводят самопрезентацию, представляют информацию о своих профессиональных интересах и компетенциях, сформированных в процессе обучения и прохождения практик. Работодатели знакомятся с будущими специалистами, проводят экспресс-собеседование, информируют об имеющихся на предприятии вакансиях и ситуации на рынке труда. На площадках вместе с обучающимися выпускных курсов присутствуют обучающиеся предвыпускных курсов, для них работодатели презентуют места прохождения практик.
В июне на заключительном этапе подводятся итоги проекта. Проходит мониторинг предварительного трудоустройства выпускников, при проведении которого особое внимание уделяется трудоустройству обучающихся с инвалидностью и ОВЗ. Анализируются результаты анкетирования участников мероприятий. Следует отметить, что по результатам мониторинга фактического трудоустройства, все выпускники с инвалидностью и ОВЗ -успешно трудоустраиваются.
На протяжении всего периода реализации проекта ведется информационно-консультационная деятельность. Для оперативного и достоверного информирования обучающихся, выпускников, абитуриентов, преподавателей и сотрудников университета о вопросах занятости и трудоустройства на сайте университета имеется инфоблок, посвященный вопросам трудоустройства www.omgau.ru/trud, также используется популярный и быстрый способ информирования обучающихся через социальную сеть ВКонтакте, где публикуется актуальная информация: вакансии на постоянную и частичную занятость, анонсы мероприятий, способствующих трудоустройству выпускников, проходящих мероприятиях, размещаются ссылки на Интернет-сервисы и рекомендации по эффективному поведению на рынке труда. Для информирования о состоянии регионального рынка труда используется ресурс Министерства труда и социального развития Омской области https://omskzan.ru/content, на котором размещается еженедельный мониторинг ситуации на рынке труда Омской области [4].
Учитывая все вышеперечисленное можно с уверенностью констатировать важность и необходимость участия студентов с инвалидностью и ОВЗ наравне с остальными студентами в мероприятиях, реализуемые в рамках проекта «Конкурс-аукцион». Совместная
деятельность дает им уверенность в себе, что способствует их успешной адаптации на рынке труда.
Список источников:
1. Афанасьев, Д.В. Перспективы развития высшего образования для инвалидов с учетом потребностей рынка труда /Актуальные вопросы трудоустройства инвалидов после получения ими образования: Материалы заседания Совета по делам инвалидов при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (Совет Федерации, 29 ноября 2021 года) // Аналитический вестник 5(795) - Москва - 2022. - С. 16-24. URL: http://council.gov.ru/ (дата обращения: 18.11.2022).
2. Степанова, Т. Ю. Механизмы функционирования системы содействия трудоустройству выпускников Омского ГАУ / Т. Ю. Степанова // Образование в современном мире: профессиональная подготовка кадрового потенциала с учетом передовых технологий: Сборник научных трудов Всероссийской научно-методической конференции с международным участием, Самара, 14 декабря 2018 года / Ответственный редактор Т.И. Руднева. - Самара: "Ваш Взгляд" - 2018. - С. 392-396. - EDN VVCUFW.
3. Петрова, Е.А. Трудовое и профессиональное ориентирование лиц с инвалидностью и ОВЗ: учеб. пособие / Е.А. Петрова, В.В. Пчелинова, Д.А. Джафар-заде, А.В. Карплюк// - М.: Издательство РГСУ - 2016. - С.243-248.
4. Степанова, Т. Ю. Цифровизация системы содействия трудоустройству выпускников ФГБОУ ВО Омский ГАУ / Т. Ю. Степанова // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2021. - № 4(27). - EDN ITHREP.
References
1. Afanas'ev, D.V. Perspektivy razvitiya vysshego obrazovaniya dlya invalidov s uchetom potrebnostej rynka truda /Aktual'nye voprosy trudoustrojstva invalidov posle polucheniya imi obrazovaniya: Materialy zasedaniya Soveta po delam invalidov pri Sovete Federacii Federal'nogo Sobraniya Rossijskoj Federacii (Sovet Federacii, 29 noyabrya 2021 goda) // Analiticheskij vestnik 5(795) - Moskva - 2022. - S. 16-24. URL: http://council.gov.ru/ (data obrashcheniya: 18.11.2022).
2. Stepanova, T. YU. Mekhanizmy funkcionirovaniya sistemy sodejstviya trudoustrojstvu vypusknikov Omskogo GAU / T. YU. Stepanova // Obrazovanie v sovremennom mire: professional'naya podgotovka kadrovogo potenciala s uchetom peredovyh tekhnologij: Sbornik nauchnyh trudov Vserossij skoj nauchno-metodicheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem, Samara, 14 dekabrya 2018 goda / Otvetstvennyj redaktor T.I. Rudneva. - Samara: "Vash Vzglyad" - 2018. - S. 392-396. - EDN VVCUFW.
3. Petrova, E.A. Trudovoe i professional'noe orientirovanie lic s invalidnost'yu i OVZ: ucheb. posobie / E.A. Petrova, V.V. Pchelinova, D.A. Dzhafar-zade, A.V. Karplyuk// - M.: Izdatel'stvo RGSU - 2016. - S.243-248.
4. Stepanova, T. YU. Cifrovizaciya sistemy sodejstviya trudoustrojstvu vypusknikov FGBOU VO Omskij GAU / T. YU. Stepanova // Elektronnyj nauchno-metodicheskij zhurnal Omskogo GAU. - 2021. - № 4(27). - EDN ITHREP.
Информация об авторе
Степанова Татьяна Юрьевна, кандидат экономических наук, доцент, tyu.stepanova@omgau.org.
Information about author
Stepanova Tatiana Y., Cand. of Econ.Sci., Ass. Prof, tyu.stepanova@omgau.org.