Гайданина Ирина Ивановна,
руководитель Обухова Ольга Владимировна,
МДОУ ЦРР ДС «Загадка» г. Новый Уренгой, ЯНАО
Проект комплексного формирования личности детей дошкольного возраста, проживающих в климатогеографических условиях Крайнего Севера, средствами физического воспитания
Самое драгоценное, что есть у человека, - это здоровье. Однако в последнее время наше общество поражает грустная статистика частоты заболеваемости детей дошкольного возраста. Результаты многочисленных исследований свидетельствуют о том, что в регионах Крайнего Севера отрицательные тенденции в состоянии здоровья детей в значительной степени усугубляются, при этом ухудшение состояния здоровья происходит на фоне низкой двигательной активности детей (А.В.Мазурин, К.И.Григорьев, 1990;
В.Л.Хрущев,1994).
Сегодня детские сады России работают по разнообразным вариативным программам, созданным научными коллективами и отдельными педагогами-исследователями по вышеуказанным проблемам (В.К. Бальсевич, 1994; Ю.К. Чернышенко, 1999; Т.А. Банникова, 2004; Т.В. Панская, 2005; Г.Н. Лиджиева, 2005; А.В.Бултукова, 2006). Заметно возросло научнометодическое и информационное обеспечение процесса физического воспитания дошкольников. Важно отметить повышение интереса и компетентности родителей, педагогов по данному направлению. Но, несмотря на предпринимаемые действенные меры по оздоровлению дошкольников округа, несомненно, оказывающие на здоровье детей позитивное воздействие, состояние их здоровья имеет тревожную тенденцию к ухудшению (Л.В.Шевченко, 2003).
Вышеизложенное предопределяет необходимость разработки программы по комплексному формированию личности детей дошкольного возраста средствами физического воспитания в климатогеографических условиях Крайнего Севера и технологий ее реализации. Научной новизной проекта выступает применение инновационного подхода, который предполагает использование принципа воспитания не физического (теологическая концепция), а через физическое (актологическая концепция), где средства физического воспитания позволяют не только развивать физические качества и формировать основные двигательные навыки, но и несут в себе огромный потенциал в плане профилактики предпатологических состояний и развития психических кондиций личности (Л.И. Лубышева, 1992; Н.А.Рощина, 2004).
С 2002 года центр развития ребенка являлся городской экспериментальной площадкой по теме «Научно-технологическое обоснование концепции физического воспитания дошкольников в климатогеографических условиях Крайнего Севера»». В мае 2006 года детскому саду присвоен статус окружной экспериментальной площадки по теме «Комплексное формирование личности детей дошкольного возраста, проживающих в климатогеографических условиях Крайнего Севера, средствами физического воспитания», научное руководство которой осуществляет группа учёных Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма (кафедра дошкольного образования, научный руководитель проекта - профессор, доктор педагогических наук Ю.К.Чернышенко).
Целью исследования является обоснование эффективности предлагаемых нами направлений обновления процесса физического воспитания детей 3-6 лет в дошкольных учреждениях города.
Материальная база учреждения позволяет решать физкультурно-оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи. Имеются два физкультурных и один музыкально-хореографический залы, бассейн, изостудия, зимний сад, лаборатория, кабинеты: учителя-логопеда, педагога-психолога, «сенсорная комната» и другие помещения, способствующие комплексному развитию личности ребенка. Групповые комнаты оснащены спортивными комплексами; спортивное оборудование внедрено в игровую среду.
Медицинский блок включает в себя: медицинский, процедурный, физиотерапевтический кабинеты. В физиотерапевтическом кабинете работают: фитобар, кабина инфракрасного излучения по типу сауны, солярий ультрафиолетового излучения, гидромассажная ванна, тубус-кварц, ингаляторий. Работает автоматизированный комплекс диспансерного обследования (АКДО), который позволяет на раннем этапе не только выявить у воспитанников те или иные заболевания, но и определить степень риска возникновения патологий.
В рамках данного проекта специалистами детского сада разработаны следующие методики и технологии:
- Технология подготовки детей к обучению в начальной школе средствами физического воспитания, которая обеспечивает возможность повышения уровня готовности детей к школе, основываясь на принципах здоровьесберегающей педагогики, используя для этого подвижные игры, способствующие развитию основных психических процессов, сопряженно с двигательными навыками. Подвижные игры подобраны с учетом сенситивных периодов, взаимосвязи развития психических процессов с успешностью обучения и половозрастных особенностей дошкольников;
- С целью формирования знаний в области физической культуры разработана методика освоения детьми физкультурных знаний и связанных с ними умений и навыков, составляющих основу интеллектуальных ценностей физической культуры. Данная методика и
содержание знаний разработаны с учетом возрастных особенностей, климато-погодных факторов региона и позволяют дошкольникам получать знания и умения в области физической, подкрепляя это движениями, формируя стойкие стимулы к занятиям физическими упражнениями;
- Методика профилактики метеотропных реакций и повышения общей неспецифической резистентности организма, позволяющая средствами физического воспитания профилактировать отрицательное воздействие климато-погодных факторов на формирующийся организм дошкольников, определены критические величины температурного режима для прогулок дошкольников в наших климатических условиях, разработаны вариативные режимы жизнедеятельности детей в ДОУ. Суть данной методики заключается в том, что в обычные дни организм детей поддерживается в режиме повышенной двигательной активации, а в неблагоприятные по метеоусловиям дни двигательная нагрузка снижается, что подкрепляется комплексом оздоровительных и профилактических мероприятий.
Разработаны система закаливания и оздоровления детей, календарно-тематическое планирование процесса физического воспитания дошкольников в условиях детского сада. В планировании учтены: тип, величина, интенсивность и объём нагрузки, периодичность занятий (3 раза в неделю), половозрастные особенности дошкольников и сезонная периодизация региона.
- Для оптимизации процесса развития эмоционально-волевой сферы детей разработана технология развития эмоционально-волевых свойств личности детей средствами подвижных игр. Определены психолого-педагогические принципы развития эмоционально-волевой сферы, технологические особенности организации и проведения подвижных игр. Подвижные игры систематизированы по направлениям развития эмоционально-волевой сферы.
- Для оптимизации процесса формирования межличностных отношений дошкольников разработана технология гармонизации межличностных отношений в детском коллективе средствами музыкальнокоммуникативных игр, позволяющая на основе музыки и тесного тактильного контакта (ребёнок-ребенок, ребёнок-педагог) «взрастить» у дошкольника веру в свои силы, сформировать его позитивное самовосприятие, воспитать потребность в общении со сверстниками, что и помогает становлению его как личности;
- Для коррекции детско-родительских отношений разработана технология гармонизации детскородительских отношений средствами физического воспитания. Определены психолого-педагогические особенности организации совместной двигательноигровой деятельности. Квалифицированы игры и упражнения, доступные для совместного выполнения родителями и детьми.
- Для коррекции взаимоотношений при взаимодействии детей в совместной игровой деятельности разработана технология по формированию морально-
нравственных качеств личности средствами физического воспитания, сформированы этапы организации подвижных игр, определены особенности реализации педагогической технологии сопряженного физического и нравственного воспитания.
Разработки прошли экспериментальную оценку эффективности, в результате чего уменьшилось количество часто болеющих детей, выявлена положительная динамика в развитии психических процессов, эмоционально-волевой сферы, физической подготовленности, сформированности основных движений, снизилась частота метеотропных реакций на неблагоприятные погодные факторы. Увеличилось количество семей, сознательно выполняющих правила здорового образа жизни, наблюдается положительная динамика эмоционального сближения детей и родителей, улучшение во взаимоотношениях при взаимодействии детей в совместной игровой деятельности.
Технологии: «Подготовка детей к обучению в школе средствами физического воспитания», «Развитие эмоционально-волевой сферы у дошкольников средствами подвижных игр», планирование «Погружение в образ» и методика профилактики метеотропных реакций и повышения общей неспецифической резистентности организма внедрены в работу городских муниципальных дошкольных учреждений.
Опыт работы детского сада был представлен: на Всероссийском конкурсе инновационных разработок «Сильная Россия — конкурентоспособное образование» и на Российском образовательном Форуме - 2005, г.Москва, где разработка по подготовке детей к обучению в школе средствами физического воспитания удостоена диплома и памятного знака финалиста конкурса, на окружных научно-практических конференциях. Также работы представлялись на окружных и городских конкурсах методических идей и удостоены дипломов 1,2,3 степеней. Материалы печатались в журналах «Актуальные вопросы физической культуры и спорта», в газетах «Дошкольное образование», «Детский сад. Управление». Выпущены учебнометодические пособия и методические вестники. В 2007 году опыт педагогов представлен в печати научно-информационно-публицистического журнала «Образование Нового Уренгоя: опыт, поиск, перспективы» (статьи: «Основные принципы физического воспитания детей дошкольного возраста, проживающих в условиях Крайнего Севера и организационнометодические условия их реализации», «Коррекция отношений между детьми и родителями средствами физвоспитания», «Общая двигательная активность родителей и детей как фактор формирования моральнонравственных качеств личности»).
На пятом этапе эксперимента (2007-2010 уч.г.г.) осуществляется работа по оптимизации разделов программы по комплексному формированию личности детей дошкольного возраста средствами физического воспитания, проживающих в климатогеографических условиях Крайнего Севера, и технологий её реализации.