ние здоровья, особенности семейного воспитания. Причем речь идет об образовательной деятельности, реализуемой в ДОУ разного типа, среди которых детские сады общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и др.), детские сады компенсирующего вида, детские сады присмотра и оздоровления, детские сады комбинированного вида. Одно условие остается неизменным: обращенность образовательной деятельности к детской личности, благодаря чему каждый - и отстающий в развитии, и сверходаренный - сможет реализовать себя.
Литература
1. Бубер М. Проблема человека / Пер. с нем. - Киев: Ника-Центр: Вист-С, 1998. - 132 с.
2. Концепция дошкольного воспитания //Дошкольное воспитание. -1989.- № 5. - С. 10-24.
3. Кудрявцев В. Т. Исследования детского развития на рубеже столетия (научная концепция института) // Вопросы психологии. - 2001. - № 2. - С. 322.
4. Петровский В. А., Кларина Л. М. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении // Дошкольное образование в России. - М., 1997. -336 с.
5. Фельдштейн Д. И. Детство как социально-психологический феномен и особое состояние развития // Вопр. психологии. - 1998. - № 3. - С. 3-18.
УДК 372.212.1 ББК Ч 411.354
НАРОДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ДОШКОЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ
В. В. Ягодин
Ключевые слова: народная физическая культура; народные традиции; двигательная активность; воспитание; подвижные игры.
Резюме: В статье показаны возможности видов (игры, танцы, забавы, закаливание) и традиций народной физической культуры для воспитания дошкольников в семье, в ДОУ, в системе наставничества, в учреждениях дополнительного образования, в самовоспитании.
Дошкольная педагогика призвана решать задачи биологического развития ребенка, а также становления его как личности в интеллектуально-познавательной, творческо-деятельностной, эмоциональной и нравственно-волевой
сферах [4, С. 62-76]. Огромную роль играет двигательная деятельность ребенка, необходимая для его биологического развития, на основе которого впоследствии формируется социальная сфера личности. В наше время именно дефицит двигательной активности дошкольников является серьезной проблемой. Практически утрачены традиции семейного физического воспитания [19]. В нашем исследовании 77,2% реципиентов (из 500 школьников и студентов Свердловской области) указали, что, будучи детьми, дома вообще не занимались физической культурой. Вместе с тем даже идеально организованный двигательный режим в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) позволяет восполнять лишь 55-60% естественной потребности детей в движениях [3, С. 5]. Неудивительно, что 40% дошкольников показывают уровень двигательных способностей ниже среднего [19].
Положительная в целом тенденция многообразия образовательно-воспитательных программ в ДОУ в ряде случаев породила две противоположные проблемы. С одной стороны, вредное для здоровья завышение для данного возраста физической нагрузки, с другой - ориентация на преимущественно интеллектуальное развитие детей в ущерб физическому и социально-личностному становлению. В результате, при норме 50% дети активно двигаются не более 30% времени [12, С. 4]. Дефицит двигательной активности является одним из главных факторов неудовлетворительного здоровья дошкольников [3,
С. 5].
В настоящее время недостаточно используются средства народной культуры, педагогическая ценность которых выходит далеко за рамки физического воспитания и проверена многими столетиями [17]. Возьмем пособие по физическому воспитанию в ДОУ Л. Д. Глазыриной, очень емкое и дидактически грамотное. Однако народные танцы, например, в предлагаемых программах отсутствуют. Для детей среднего дошкольного возраста рекомендованы хороводы, но не народные. Младшим дошкольникам не предложено ни одной народной игры [5]. Факт удивительный, так как до этого было опубликовано хорошее учебное пособие М. Ф. Литвиновой для воспитателей детского сада с рекомендациями по применению народных подвижных игр [10].
Такая ситуация связана с тем, что современные преподаватели и тренеры в большинстве своем не знакомы с народными видами физической культуры. Мы провели опрос 80-ти студентов 1-4 курсов института физической культуры УрГПУ (Екатеринбург) на предмет знания ими народных игр, состязаний, забав. В среднем каждый студент сумел назвать лишь чуть больше трех видов.
Целесообразность использования элементов народной педагогики в воспитании детей дошкольного возраста отражена во многих работах. Вместе с тем роль народной физической культуры, как правило, ограничена аспектом физического воспитания, а из ее педагогических средств выделены лишь подвижные игры. В традиционном обществе на формирование личности детей описываемого возраста оказывали положительное влияние не только структурные элементы (виды) народной физической культуры (подвижные игры, состя-
зания, танцы, забавы, закаливание), но также ее воспитательные традиции (использование фольклорных образов и имен прославленных спортсменов, наставничество, участие старших в двигательной деятельности детей, элементы физической культуры как компонент праздника, связь с трудом).
Виды и традиции народной физической культуры можно и нужно использовать в современной дошкольной педагогике: в рамках семейного воспитания, в ДОУ, в системе наставничества, в учреждениях дополнительного образования с физкультурно-спортивным уклоном, в процессе самовоспитания.
В традициях каждого народа было уважительное отношение к своим родителям. Упрочению авторитета родителей способствовали не только требовательно-ласковое, заботливое отношение к своим детям, но также участие в их играх, состязаниях, забавах. В народной культуре есть множество совместных для родителей и детей подвижных игр. Так, у русских для самых маленьких существуют игры «Ехали, ехали, ехали с орехами...», «Ладушки», «Карусель» и др. С более старшими детьми родители могут играть в «Каравай», «Кошки-мышки» и др. В семье можно давать первые уроки народных танцев. Такие занятия содействуют эмоциональному сближению членов семьи, развитию духовной сферы ребенка.
Все это годится и для ДОУ, причем здесь можно проводить народные игры, танцы, хороводы с участием большого количества детей, что усиливает воспитательный эффект.
Одной из задач дошкольной педагогики является привитие детям чувства симпатии, интереса, дружелюбного отношения к людям других национальностей и культур, поскольку это качество начинает формироваться уже с 4-6 лет [8, С. 5]. В конце XIX в. в детских садах, организованных для простолюдинов на окраинах России в местах с многонациональным населением, существовала практика ознакомления детей с культурой разных этносов, что способствовало установлению более дружеской атмосферы в детской среде [7, С. 13]. Научные исследования и опыт современных ДОУ с многонациональным составом детей также показывают, что интернациональному и поликультурному воспитанию дошкольников способствуют совместные игры, состязания, и танцы различных народов [11, С. 18].
В традиционном обществе значительную роль играло наставничество как традиция народной физической культуры, которая зародилась еще в каменном веке. Самым лучшим охотникам, воинам, которые по возрасту, из-за травм или болезней не могли принимать участия в охоте или сражениях, поручали обучение и физическую подготовку подрастающего поколения. В наше время наставничество не менее актуально, поскольку, как уже говорилось, семейное физическое воспитание находится на очень низком уровне, а общеобразовательные учреждения не обеспечивают всем дошкольникам нормальную двигательную активность. В роли наставников могут выступать ветераны спорта, тренеры-пенсионеры или действующие спортсмены на общественных началах или за скромную плату (нечто подобное уже было в СССР, когда энту-
зиасты тренировали дворовые команды). Старшие дошкольники могут привлекаться в группы детей, занимающихся физическими упражнениями под руководством наставников. Временная оторванность от родителей и воспитателей способствует формированию самостоятельности, коммуникативных способностей, коллективизма, чувства товарищества и других важных личностных качеств.
Во многих видах спорта серьезные занятия начинаются с дошкольного возраста. В учреждениях дополнительного образования со спортивным уклоном полезно использовать в тренировочном процессе народные игры, состязания-забавы, элементы народных танцев с целью создания большего разнообразия и эмоциональности физических упражнений.
В старшем дошкольном возрасте закладываются предпосылки самовоспитания [9, С. 31]. В традициях народной педагогики было предоставление самостоятельности детям самого маленького возраста. Поэтому чрезвычайно полезной представляется самостоятельная двигательная активность, которая в симбиозе с рационально построенными занятиями физической культурой дает возможность воспитывать у дошкольников умение творчески пользоваться приобретенными физкультурными знаниями и навыками, проявлять активность, самостоятельность, сообразительность, смекалку, находчивость. При этом большое значение имеют виды двигательной активности, привлекающие своей эмоциональностью, образностью, динамичностью [1, С. 5; 9, С. 39]. Такими качествами обладают народные игры, состязания и забавы, где соревновательный элемент способствует волевому самовоспитанию. Кроме того, формирование многих нравственных качеств связано с необходимостью строгого выполнения правил.
В народных танцах психическое напряжение вызвано двигательной активностью в соответствии с ритмом и характером музыкального сопровождения, поэтому, помимо эстетического и духовного самовоспитания, здесь мы тоже имеем дело с самовоспитанием волевых качеств.
Рассмотрим более подробно виды народной физической культуры и ее педагогические традиции.
Известно, что для дошкольника игра - это главная деятельность Согласно требованиям гигиены для удовлетворения потребности в движениях ребенок 3-4 лет должен совершать в сутки от 9000 до 10500 шагов, в 5-6 лет - от 11000 до 135000 [14, С. 10]. Эту «шаговую» двигательную активность дошкольнику психологически гораздо легче реализовать в игре.
Подвижные игры являются основным средством физического воспитания дошкольника (базовые способы игры дети усваивают уже к 4,5-5 годам [13, С. 219]). Каждая современная подвижная игра является либо аналогом, либо модификацией народной игры. Народные игры можно разделить на сюжетные и бессюжетные. Игры с обозначенным сюжетом близки к творческим, поскольку заложенные там образы, зачины, диалоги развивают креативные способности детей. В бессюжетных играх больше совершенствуется сенсорная
сфера ребенка, стимулируются самостоятельность действий, мыслительные процессы. Многие народные подвижные игры содержат в себе элементы театрализации и фольклора (загадки, считалки, шутки, приговоры, попевки, т. е. «игровые прелюдии» или «игровые зачины»). Так, русские игры с сюжетом («Коршун», «Курочка», «Гуси-лебеди» и др.) выполняют когнитивную функцию, будят фантазию, воображение. Игры с попевками («Гори, гори ясно.» и др.) способствуют эстетическому воспитанию, развивают музыкально-ритмические способности. Игры с речевками («Ходят грачи ...» и др.), как и с попевками, совершенствуют речевые навыки [10, С. 17].
В настоящее время существуют определенные проблемы полоролевой социализации, для которой дошкольный возраст является сензитивным [16, С. 2]. Народные игры с участием детей обоего пола способствуют, кроме всего, гендерной самоидентификации и полоролевому воспитанию.
Народные танцы, помимо воздействия на организм занимающихся, развивают чувство ритма, формируют художественную выразительность движений, способствуют духовному, нравственному, патриотическому и эстетическому воспитанию.
У каждого народа есть масса народных забав для любого возраста, связанных с двигательной активностью. Для дошкольников, отличающихся повышенной эмоциональностью, они особенно привлекательны. Забавы, связанные с сохранением равновесия (ходьба по узкой дощечке или по «кочкам», прыжки «на одной ножке» и др.), с передвижением в необычной позе (например, в упоре лежа сзади), с ручной ловкостью (например, жонглирование), помимо развития координационных качеств, совершенствуют эмоциональную сферу личности, вырабатывают способность к концентрации внимания, собранность, настойчивость и т. д. Такие забавы, как катание на коньках, лыжах, санках и т. п., способствуют формированию ряда волевых качеств (смелость, решительность, концентрация внимания, выдержка и др.).
В домашних условиях и в ДОУ чрезвычайно важно проводить закаливание, представляющее собой не только средство физической культуры для укрепления здоровья, но также и возможность формирования и развития волевых качеств и эмоционально-психической сферы детей. Хождение босиком, воздушные ванны и водные процедуры - все эти формы закаливания с древнейших времен были в арсенале традиционной культуры практически всех народов мира. Следует добавить также народные игры, состязания и забавы на свежем воздухе, особенно те, в которых присутствует контакт с природными элементами. Игры на воде летом, в снежки зимой, использование камней, деревянных палочек, льдинок, сосулек и т. д. - все это не только способствует закаливанию, но и формированию основ представлений о человеке как части природы, т. е. экологическому воспитанию.
В народной педагогике значительную воспитательную роль играли героические образы фольклора, которые сочетали в себе невероятные физические и военные способности с целым рядом позитивных качеств личности
(патриотизм, честность, трудолюбие, скромность, уважительное отношения к простым людям и др.). В семье использование образов фольклора в качестве воспитательного средства возможно в форме чтения вслух сказок, былин, а также бесед о прочитанном; рисования и лепки фольклорных героев; ролевых игр с фольклорными сюжетами. К сожалению, согласно исследованию У. Ш. Атангулова, 30% родителей не рассказывают своим малолетним детям сказки, остальные это делают не систематически [2, С. 19].
В ряде ДОУ проводят конкурсы на лучшего знатока героев фольклора с перечислением его физических и личностных качеств; конкурсы на лучший рисунок или лепное изображение такого героя; спектакли по сказочным или былинным мотивам с анализом личностей героических образов.
В культуре многих народов существовала традиция воспитания детей и молодежи на образах выдающихся спортсменов, победителей различных состязаний. О них складывались песни, рассказывались легенды. Сами чемпионы старались быть образцом нравственности, примером для подражания [17]. Во времена СССР пропаганда «советского образа жизни» на примере отечественных чемпионов была развернута достаточно широко и действительно способствовала воспитанию целого ряда позитивных качеств личности детей и молодежи. Эта традиция особенно значима для дошкольников, так как в их возрасте популярный спортсмен может быть неким идеалом, а подражание является одним из основных методов самовоспитания. Однако в наши дни СМИ чаще всего муссируют имена знаменитых спортсменов в связи с малопривлекательными фактами их личной жизни.
Использование в воспитательных целях имен прославленных чемпионов в условиях семьи возможно в форме бесед на тему личности того или иного спортсмена после прочитанной или увиденной по телевизору соответствующей информации. В ДОУ можно проводить конкурсы на лучшего знатока выдающихся спортсменов с комментариями воспитателей, подчеркивающими личностные качества этих людей.
Спонтанное (в отличие от традиции наставничества) участие взрослых и старших детей в играх, состязаниях, забавах детворы - это традиция, отражающая особенность народной педагогики с ее широкой аудиторией воспитателей, неравнодушным отношением к своим и чужим детям. Об участии членов семьи в двигательной деятельности детей говорилось выше. В условиях ДОУ надо привлекать старших детей в качестве опекунов, арбитров, а также участников танцев и хороводов, игр и забав, состязаний маленьких детей. Такая деятельность оказывает воспитательное действие как на малышей, так и на старших. Первые под влиянием авторитета старших стремятся быть более активными, целеустремленными, старательными, дисциплинированными. «Наставники», чувствуя важность своей «педагогической миссии», проявляют добросовестность, ответственность, самостоятельность, развивают в себе организаторские и творческие способности, гуманные черты.
В некоторых ДОУ на занятия физической культурой время от времени приглашают родителей. Доказано, что это важно для установления благоприятной атмосферы занятий и способствует укреплению контакта между родителями и их детьми [15].
Наличие элементов физической культуры на празднике - это еще одна замечательная народная традиция. Воспитательная роль праздника заключается в стимулировании процесса социализации личности, осознания ею своего места и отношения к социальным группам [6, С. 173-174], а элементы физической культуры усиливают эмоциональное воздействие. В старину физические упражнения являлись важнейшим компонентом практически любого народного праздника [18]. И в семье и в образовательных учреждениях во время праздников важно не забывать о народные танцах, играх, забавах. Использование национальных ритуалов, традиций, атрибутов придаст празднику особую красочность и эмоциональность, усилит воздействие на духовную сферу личности ребенка.
Не утратила своей значимости и широко используется в практике одна из важнейших традиций народной педагогики - связь народной физической культуры с трудом. С одной стороны, в процессе занятий физической культурой укрепляется здоровье, формируются двигательные навыки, развиваются физические качества, необходимые для трудовой деятельности. С другой стороны, дети овладевают трудовыми навыками при подготовке к занятиям физическими упражнениями (заливка катка, выравнивание ямы с песком для прыжков, расчистка площадки от снега или листьев и т. д.), в процессе изготовления и ремонта инвентаря (шитье мешочков с песком для метания, раскрашивание мишеней и т. д.), с расстановкой инвентаря на площадке, во время ухода за инвентарем.
Итак, для более продуктивного использования народной физической культуры в дошкольном воспитании необходимо:
• образовательно-воспитательные программы ДОУ разрабатывать с учетом народно-национальных видов, средств и традиций;
• в воспитательной работе ДОУ с многонациональным составом использовать танцы, хороводы, игры, состязания, забавы, праздники разных народов;
• при проведении праздников с элементами народной физической культуры использовать народно-национальные атрибуты (ритуалы, обряды, костюмы, элементы фольклора и т. п.);
• работникам ДОУ иметь постоянный контакт с родителями на предмет консультирования их по вопросам семейного воспитания;
• в ДОУ шире привлекать родителей и старших детей к участию в организации и проведении физкультурно-спортивных мероприятий;
• в учебных заведениях физической культуры изучать народные игры, состязания, забавы;
• с помощью соответственных государственных, частных и общественных структур наладить всеохватывающую систему наставничества с целью приобщения детей к занятиям физическими упражнениями;
• в СМИ рассказывать о героях отечественного фольклора, выдающихся спортсменах сегодняшней России;
• открывать ДОУ с физкультурно-оздоровительным уклоном, в которых воспитательный компонент содержит национально-духовные элементы. (Примером может служить физкультурно-оздоровительный центр в Белгороде. Это ДОУ насчитывает 9 блоков. Заслуживает внимания «Национально-духовный блок», включающий «комнату национального быта», планирующий «дни народных праздников и русских народных игр», «изучение славянской культуры, духовного начала» [3].)
Литература
1. Абдульманова Л. В. Педагогические основы развития самостоятельной двигательной активности детей старшего школьного возраста: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - Ростов н/Д, 1996.
2. Атангулов У. Ш. Педагогические условия использования идей и опыта народной педагогики в трудовом воспитании школьников: Автореф. дисс. . канд. пед. наук. - Уфа, 1993.
3. Волошина Л. Н. Влияние подвижных игр с элементами спорта на развитие двигательных способностей детей старшего дошкольного возраста: Дисс. ... канд. пед. наук. - Белгород, 2001.
4. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. - 1966. - № 6. - С. 62-76.
5. Глазырина Л. Д. Физическая культура - дошкольникам: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. Младший возраст. - М.: ВЛАДОС, 1999; Средний возраст. - М.: ВЛАДОС, 2001; Старший возраст. М.: ВЛАДОС, 1999.
6. Жигульский К. Праздник и культура: Праздники старые и новые. Размышления социолога / Пер. с польск. - М: Прогресс, 1985.
7. Захарова Л. М. Проблема формирования у дошкольников позитивного отношения к людям разных национальностей в отечественной педагогике (вторая половина XIX - начало XX вв.): Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - Москва, 1998.
8. Капустина Н. Г. Воспитание у старших дошкольников доброжелательного отношения к людям (на материале ознакомления с людьми разных рас): Автореф. дисс. . канд. пед наук. - Екатеринбург, 1996.
9. Кочетов А. И. Организация самовоспитания школьников. - Минск: Нар. Асвета, 1990.
10. Литвинова М. Ф. Русские народные подвижные игры: Пособие для воспитателя детского сада / Под ред. Л. В. Русаковой. - М.: Просвещение, 1986.
11. Мамедова Л. А. Система работы по воспитанию дружбы народов в детских садах с многонациональным составом: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - Баку, 1989.
12. Мищенко Н. Ю. Реализация интегрированного подхода в физическом воспитании детей дошкольного возраста: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. -Челябинск, 2003.
13. Основы дошкольной педагогики / Под ред. А. В. Запорожца, Т. А. Марковой. - М.: Педагогика, 1980.
14. Палько А. С. У истоков здоровья (Физ. развитие дошкольников в семье). - М.: Знание, 1982.
15. Попова М. Н. Взаимодействие родителей и детей на физкультурных занятиях как средство коррекции их отношений: Автореф. дисс. . канд. пед. наук. - СПб., 1999.
16. Радзивилова М. А. Воспитание дошкольников в процессе полоролевой социализации: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - Волгоград, 1999.
17. Ягодин В. В. Народная физическая культура как компонент народной педагогики традиционного общества // Образование и наука: Известия Уральского отделения РАО. - 2003. - № 6(24).
18. Ягодин В. В. Народные праздники и физическая культура // Теория и практика физической культуры. - 1989. - № 6.
19. Ягодин В. В. Семейное физическое воспитание как народная традиция // Теория и практика физической культуры. - 2004. - № 3.