Научная статья на тему 'Этнопедагогические традиции народной физической культуры традиционного общества как социально-педагогический феномен'

Этнопедагогические традиции народной физической культуры традиционного общества как социально-педагогический феномен Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
771
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и наука
Scopus
ВАК
ESCI
Ключевые слова
ЭТНОПЕДАГОГИКА / ТРАДИЦИИ / НАРОДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Ягодин Валерий Владимирович

В статье дается определение этнопедагогических традиций народной физической культуры как социально-педагогического явления. Выделены виды и описаны традиции народной физической культуры традиционного общества, которые многие столетия оказывали влияние на формирование и развитие личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Этнопедагогические традиции народной физической культуры традиционного общества как социально-педагогический феномен»

ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 370 (045)

ББК 431

ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ НАРОДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ТРАДИЦИОННОГО ОБЩЕСТВА КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН

В. В. Ягодин

Ключевые слова: этнопедагогика; традиции; народная физическая культура.

Резюме: В статье дается определение этнопедагогических традиций народной физической культуры как социально-педагогического явления. Выделены виды и описаны традиции народной физической культуры традиционного общества, которые многие столетия оказывали влияние на формирование и развитие личности.

В традиционном обществе традиции служили универсальным регулятором взаимоотношений между всеми его членами. Как и всякое сложное социальное явление, традиция имеет неоднозначное толкование. Более широкое видение обнаруживается у философов (С. А. Арутюнов, Э. С. Маркарян, М. Ф. Овсянников, С. А. Токарев и др.), утверждающих, что традиции - это не только прочные, унаследованные от предшествующих поколений и поддерживаемые силой общественного мнения формы человеческих взаимоотношений, но также принципы, по которым развивается вся мировая общечеловеческая культура. Они усматривают в традиции связь между различными ступенями развития общества, своеобразный закон социальной формы движения материи. У социологов - это «механизм социального воспроизводства институтов и норм, который узаконивает последние самим фактом их принадлежности к традиции» [2, с. 323].

Ряд авторов (С. А. Арутюнов, И. В. Суханов и др.) ограничивают традицию сферой общественного сознания, исключая ее из сферы материальных носителей социальной памяти. В этой трактовке выпадают традиции, связанные с материальными культурными ценностями, например в сфере народной физической культуры - использование игрушек, инвентаря и экипировки для занятий и состязаний. Мы разделяем взгляды ученых (Ю. В. Бромлей, Р. Ф. Итс, С. А. Токарев и др.), которые рассматривают традицию как явление не только духовной, но и материальной культуры, выражение предметного мира человеческих отношений.

Все рассмотренные нами концепции традиции сходятся в следующем: во-первых, традиция - это явление (элемент) культуры, во-вторых - это форма сохранения, приумножения (развития) и трансляции (передачи) новым поколениям человеческого опыта (ценностей культуры), и, наконец, - это средство (способ, механизм) реализации этих ценностей.

Народными традициями можно называть лишь те элементы этнического культурного наследия, которые передаются от поколения к поколению в течение достаточно длительного времени. Традиции предполагают наличие в родовом потенциале народной культуры психологических и ментальных особенностей и способностей конкретного этноса - ценностных ориентаций, общих представлений, чувств, настроений, обычаев и т. д.

Формирование системы народных традиций ученые связывают с началом сознательного воздействия на личность [7]. С большой долей уверенности можно предположить, что этот процесс связан также с возникновением педагогики народного воспитания. Действительно, важнейшей функцией народных традиций является передача подрастающим поколениям ценностей духовной и материальной культуры своего народа, сущностных особенностей его менталитета, национального характера.

Этнопедагогические традиции народной физической культуры мы определяем как социально-педагогический феномен, отражающий формы и характер сохранения, развития и передачи новым поколениям элементов народной физической культуры, оказывающих влияние на формирование и развитие личности, и одновременно механизм реализации ценностей народной физической культуры как социально-педагогического явления. В свою очередь народная физическая культура традиционного общества - это все виды непосредственной непрофессиональной деятельности народных масс, имеющей целью физическое, психологическое, эстетическое и нравственное воздействие на человека для подготовки его к труду, военному делу, для приспособления к естественной среде, для укрепления здоровья, для релаксации и развлечения и т. д. В данных дефинициях мы придерживаемся современной трактовки понятия «физическая культура», в которой это социальное явление характеризуется как «область культуры, в основе которой лежит деятельность, направленная на социальное преобразование тела человека, его физического состояния, и которая включает в себя социально сформированные средства, механизмы и результаты этой деятельности, связанные с ней нормы и правила поведения, эмоциональные реакции, знания, интересы, потребности, ценностные ориентации и т. п., социальные институты и отношения» [6, с. 86].

В «Кратком философском словаре» при перечислении типичных форм традиций доиндустриального общества не упоминаются традиции, имеющие отношение к народной физической культуре, по причине ее неизученности как социально-педагогического явления [2, с. 323]. Однако исследование народной физической культуры эпохи традиционного общества выявило ее со-

циально-педагогическую роль не только в физическом, но также в нравственном, трудовом, патриотическом, экологическом, эстетическом, полоролевом воспитании [9]. При этом выяснилось, что, помимо традиций, непосредственно направленных на совершенствование тела, выявляются компоненты, тесно связанные с этими традициями, причем обладающие значительным воспитательным потенциалом. По своей сущности они также являются традициями народной физической культуры [11].

Взяв за основу социальную роль, а также связь с тем или иным видом социальной деятельности объекта (и/или субъекта) воспитания, мы выделяем следующие виды этнопедагогических традиций народной физической культуры традиционного общества.

1. Двигательные - связанные с деятельностью, которая совершенствует двигательные способности объекта воспитания.

2. Промысловые - связанные с промысловой деятельностью и оказывающие многостороннее влияние на формирование и развитие как телесной сферы человека, так и его личности.

3. Сакральные - связанные с двигательной деятельностью, наполненной сакральным смыслом, способствующие социализации личности.

4. Трудовые - связанные с трудовой деятельностью объекта воспитания, которая делает его одновременно субъектом воспитания.

5. Оздоровительные - связанные с профилактикой и лечением болезней.

6. Управленческие - связанные с управлением физкультурной деятельностью.

7. Самоуправленческие - связанные с деятельностью объекта воспитания, в которой он в наибольшей степени является одновременно и субъектом воспитательного процесса.

8. Контрольные - связанные с контролем общественности за уровнем двигательной и социальной подготовленности.

9. Праздничные - связанные с организацией праздников и состязаний, воспитывающие чувство причастности к своему социуму.

Попытаемся дать краткую характеристику каждой традиции (за исключением тех, которые были уже раскрыты нами в прежних публикациях [9; 10]). Формы использования различных видов этнопедагогических традиций народной физической культуры традиционного общества представлены в таблице.

Виды и формы этнопедагогических традиций народной физической культуры традиционного общества

Виды традиций Формы традиций

1 2

1. Двигательные Физические упражнения, подвижные игры, состязания, танцы, забавы

2. Промысловые Охота, рыбная ловля

3. Сакральные Охотничья магия, культовые пляски, военные танцы

Окончание таблицы

1 2

4. Трудовые Самостоятельное изготовление игрушек, инвентаря для состязаний; подготовка мест для игр и состязаний, уход за животными

5. Оздоровительные Закаливание, массаж, лечебная гимнастика

6. Управленческие Семейное физическое воспитание; молодежные дома; наставничество; участие старших на занятиях физической культурой

7. Самоуправленческие Игрушки; подростковые и молодежные объединения; игровое самоуправление

8. Контрольные Ритуалы и обряды (инициации, выбора вождя; посвящения в мужчину, охотника, воина и т. д.); тесты-испытания: при сватовстве, вступлении в молодежные, ремесленнические союзы и т. п.

9. Праздничные Элементы физической культуры на празднике; праздничная обстановка во время состязаний

Из двигательных традиций древнейшими являются физические упражнения как основное средство физического воспитания и двигательной подготовки детей, подростков и молодежи. В разных регионах планеты находили копья с притупленным острием, игрушечные пращи и луки, свидетельствующие о том, что все эти снаряды предназначались для тренировочных занятий. Сложно представить себе, что готтенготы в Африке или аборигены Австралии, у которых способ охоты связан с бегом с целью преследования зверя «до упада», могли делать это без специальной тренировки [11], как и охоту на мамонтов в эпоху палеолита.

Промысловые традиции вначале представляли собой виды трудовой деятельности, но со временем превратились в средство отдыха, развлечения, общения с природой, развития ловкости, выносливости, закаливания организма. Помимо физической нагрузки, охота и рыбная ловля вырабатывают наблюдательность, выдержку и смелость, умение понимать прекрасное. Они воспитывают в человеке любителя и знатока природы, формируют ряд личностных и психофизических качеств, а также целый ряд прикладных навыков и умений.

Зарождение сакральных традиций связано с чувством страха перед могуществом природы, с верой в потусторонние силы. Охотничья магия возникла при палеолите. Метание копья в изображение животного или бег с тяжелым камнем в руках сопровождались магическими заклинаниями, которые, по мнению упражняющихся, должны были способствовать удаче в охоте. Однако в этих культовых обрядах мы видим прежде всего тренировку в силе, ловкости, меткости, психологическую подготовку к предстоящей опасной охоте, а также способ передачи социального опыта новым поколениям.

В раннем каменном веке зародились также культовые пляски и военные танцы, соединяющие в себе элементы физической культуры и магии. Магиче-

ские танцы были у всех народов мира, в разных местах они отличались своеобразием и местным колоритом, но везде имели огромное педагогическое значение. Продолжительные телесные движения, развивающие выносливость и гибкость, совершенствующие координацию, были одухотворены не только верой в высшие силы, но также единым стремлением к сплочению и усилению своего рода. Примитивное музыкальное сопровождение формировало у наших далеких предков целый ряд качеств эстетического характера. Самые маленькие дети, в силу своего возраста не принимавшие участие в плясках, наблюдая это, старались подражать взрослым (подражание - один из важных методов самовоспитания в народной педагогике). Культовые пляски того времени выполняли функции физического, трудового (имитировались трудовые действия), патриотического, нравственного и эстетического воспитания.

Трудовые традиции отражают деятельность в сфере народной физической культуры с целью подготовки к занятиям, играм или состязаниям. Изготовление своими руками игрушек (волчок, «летающий змей» и др.), инвентаря для занятий играми и физическими упражнениями (самодельный лук, ходули, городки и др.), подготовка мест для занятий, игр или состязаний (изготовление снежной горки, заливка катка и т. д.) способствуют не только трудовому воспитанию, но также формированию интеллектуальных, эмоционально-волевых и духовных качеств личности.

Каждый народ заботился о воспитании здорового поколения, поэтому формировал свои оздоровительные традиции, которые одновременно обладали общевоспитательным эффектом. Так, закаливание не только позволяло укреплять здоровье, выживать в тех или иных природно-климатических условиях, но также способствовало формированию волевой и эмоционально-психической сфер личности. На Севере и в Сибири закаливание ребенка начиналось еще во внутриутробный период, когда будущая роженица отправлялась жить в неотапливаемое помещение. В дальнейшем ребятишки могли спокойно бегать на улице босиком в морозную погоду. Особенно следует выделить подвижные игры на воздухе, а также те, в которых присутствует контакт с природными элементами. Игры на воде летом, а в снежки - зимой, использование камней, деревянных палочек, льдинок, сосулек и т. д. - все это не только способствует закаливанию, воспитанию целого ряда морально-волевых качеств личности, но также и формированию основ представлений о человеке как части природы, т. е. экологическому воспитанию.

Изобретались самобытные методы и системы лечебной физической культуры. Поволжские чуваши при простудных заболеваниях вначале купались в реке (в любую погоду), затем убегали в лес и интенсивно рубили дрова [8]. Жители Сибири применяли прогревания в печи, в которой только что испекли ржаной хлеб [4]. Значительным оздоровительным эффектом отличаются традиционные гимнастические системы народов Востока (например, цигун, тай-цзи-цюань - китайск.), в основе которых лежит способность управлять жиз-

ненной энергией, которую можно сознательно направлять к тому или иному органу или ко всему организму.

Управленческие традиции отражают роль общественности в воспитании подрастающих поколений эпохи традиционного общества. При неолите зародился воспитательный институт молодежных домов (раздельно для мальчиков и девочек), в которых подростков готовили к обряду совершеннолетия. Здесь большое внимание уделялось физической подготовке и воспитанию морально-волевых качеств. В разных регионах мира применялись различные средства физической подготовки. Так, у австралийских аборигенов были популярны игры в мяч и метание бумеранга, африканские юноши тренировались в раскачивании на лианах с последующими прыжками, в беге на значительные расстояния с отягощениями, американские индейцы и эскимосы использовали бег на большие расстояния, поднимание и переноску тяжелых камней, командные игры с попаданием мяча в цель и т. д.

Предоставление максимальной самостоятельности как один из принципов народной педагогики отражают самоуправленческие традиции. Игрушки, связанные с двигательной деятельностью, играют огромную воспитательную роль, поскольку обогащают двигательную культуру, развивают самостоятельность, активность, когнитивные и креативные качества, благотворно воздействуют на интеллектуальную, эмоционально-волевую сферы личности ребенка. С этой целью использовались волчки, камушки, игрушечные арканы, луки и стрелы, мячи, мячики, скакалки и т. д.

Подростковые и молодежные объединения существовали у многих народов. Примером могут служить «парни своей деревни», существовавшие у большинства народов Европы со времен Средневековья до начала XX в. Объединялись они не только для соревнований со сверстниками из другой деревни, но и с целью не давать в обиду своих девушек и парней. Чтобы попасть в такую компанию, нужно проявить удаль и отвагу. Так, у словацких крестьян частью приема юноши в «мужскую компанию» был «запас» - борцовский поединок с взрослым мужчиной. В Средней Азии также существовали подобные мужские объединения: «чоро» - у киргизов, «огайни» - у узбеков, «огул» - у уйгуров и огузов. Юноши тренировались, устраивали состязания в метании копья, стрельбе из лука с места и на скаку, в фехтовании на саблях, мечах, палицах [3]. Деятельность таких союзов способствовала не только физическому воспитанию, но также закладыванию основ высокого патриотизма.

В народных играх и состязаниях большое воспитательное значение имела традиция самоуправления, когда участники сами подбирали место занятий, разбивались на команды, проводили жеребьевку, производили судейство, и т. д. В ролевых играх каждому хотелось получить заветную роль («полководца», «царя-батюшки» и т. д.), но для этого надо было завоевать авторитет, проявляя незаурядные двигательные и морально-волевые качества.

Контрольная традиция в народной педагогике традиционного общества проявлялись в виде контроля над физической подготовкой, предшествовав-

шей социализирующим обрядам: инициациям, посвящениям в охотники, воины и т. д. Инициации выполняли важные функции приобщения подрастающего поколения к социальному опыту предков, формирования качеств личности, необходимых для суровой жизни в первобытных условиях.

В первобытном обществе вождем племени мог стать только человек, обладающий выдающимися физическими и личностными качествами. Поэтому обряд выбора вождя всегда содержал очень серьезные, порой опасные испытания на предмет двигательной и психологической подготовки. Воспитательное значение этого обряда заключалось в том, что для детей, подростков и молодежи претенденты на статус вождя представляли собой некий «пример-идеал», «личность-символ» [1], к которому следует стремиться и которому надо подражать.

В эпоху традиционного общества молодому человеку из народа для получения того или иного социального статуса требовалась серьезная физическая и морально-волевая подготовка, которая велась средствами народной физической культуры. Так, практически у каждого народа существовали ритуалы посвящения в мужчину, охотника, воина и т. д. Юного аварца признавали мужчиной и разрешали жениться, если тот мог ударом кулака свалить быка или удержать его за рога в течение определенного времени [3]. В Якутии юноша признавался охотником и воином после испытаний в стрельбе из лука и в искусстве защиты от нескольких вооруженных воинов [5]. Тесты-испытания в обрядах сватовства, которые практиковались многими народами, были направлены на выявление способности молодого человека к тяжелому труду, а также к защите семьи и своего рода от врагов. У бразильских племен бороро и конелла кандидат в женихи должен был победить в борьбе, в беге с тяжелым куском дерева и бросании им в цель [11]. Подобные испытания проходили при вступлении в различные молодежные союзы, а также в средневековых европейских городах при приеме в цеха ремесленников (важность хорошей физической подготовки для ремесленников объяснялась не только слабой механизацией их труда, но и тем, что каждый цех участвовал в охране города и выставлял отряд в городское ополчение).

К праздничным традициям народной физической культуры мы относим праздничную обстановку во время состязаний, которые являлись, как правило, составной частью народных праздничных гуляний.

Исследование этнопедагогических традиций народной физической культуры традиционного общества полезно не только с позиций истории педагогики, но также для оценки возможного использования их в современных условиях. Традиции обладают способностью к развитию, поскольку диалектически сочетают в себе стабильность и динамику (Д. Б. Зильберман, В. Д. Плахов, К. В. Чистов и др.). Это является предпосылкой к глубокому, многостороннему исследованию проблемы возможностей, места, особенностей и форм использования этнопедагогических традиций народной физической культуры в современном педагогическом процессе.

Литература

1. Волков Г. Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издат. центр «Академия», 1999. - 168 с.

2. Краткий философский словарь. - М.: Проспект, 1997. - 400 с.

3. Мандзяк А. Воинские традиции народов Евразии / Под общ.

ред. А. Е. Тараса. - Мн.: Харвест; М.: АСТ, 2002. - 384 с.

4. Миненко Н. А. К истории русской народной медицины в Сибири

XVIII - первой половины XIX вв. // Традиции и инновации в быту и культуре народов Сибири: Сб. науч. тр. / Сибир. отд-ние АН СССР; Ин-т истории, филологии и философии. - Новосибирск, 1983. - С. 88-103.

5. Пономарев Н. И. Возникновение и первоначальное развитие физического воспитания. - М.: ФИС, 1970. - 248 с.

6. Столяров В. И. Философско-культурологический анализ физической культуры // Вопр. философии. - 1988. - № 4. - С. 78-91.

7. Суханов И. В. Обычаи, традиции и преемственность поколений. - М.: Политиздат, 1976. - 216 с.

8. Фукс А. Записки А. Фукс о чувашах и черемисах Казанской губернии. - Казань: Тип. Казан. ун-та, 1840. - 300 с.

9. Ягодин В. В. Народная физическая культура как компонент народной педагогики традиционного общества / / Образование и наука. - 2003. - № 6 (24). - С. 32-45.

10. Ягодин В. В. Традиции народной физической культуры и современная педагогика // Образование и наука. - 2004. - № 4 (28). - С. 56-69.

11. Bernatzik H. A. Die neue Grosse Vollkerkunde. - Wien, 1962. - 976 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.