Научная статья на тему 'Принципы организации дошкольной образовательной деятельности'

Принципы организации дошкольной образовательной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4825
333
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и наука
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / РАЗВИТИЕ И САМОРАЗВИТИЕ РЕБЕНКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Денисова Рута Робертовна

В статье рассмотрены проблемы, связанные с укреплением дошкольного образовательного пространства. Предложена взаимосвязанная совокупность принципов построения образовательной деятельности ДОУ, ориентированная на развивающуюся детскую личность как главную ценность общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Денисова Рута Робертовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Принципы организации дошкольной образовательной деятельности»

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 37.041 ББК 74.100

ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Р. Р. Денисова

Ключевые слова: дошкольное образование; дошкольное образовательное учреждение; образовательная среда; личностно ориентированное взаимодействие; развитие и саморазвитие ребенка.

Резюме: В статье рассмотрены проблемы, связанные с укреплением дошкольного образовательного пространства. Предложена взаимосвязанная совокупность принципов построения образовательной деятельности ДОУ, ориентированная на развивающуюся детскую личность как главную ценность общества.

Изменения, происходящие в нашей стране за последние годы, расширили и видоизменили функции дошкольного образования как важного фактора социальной стабильности, преемственности, культуры. Дошкольная образовательная деятельность, регламентируемая Законом РФ «Об образовании», Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении и другими нормативно-правовыми документами, создает внешние и внутренние условия для гуманистической ориентации растущей личности. Обращенность к личности, стремление обеспечить ее растущие познавательные потребности и запросы -характерная особенность современной системы дошкольного образования.

Образовательная деятельность ДОУ рассматривается нами как специфическая сфера социальной жизни, создающая особый культурный контекст, стимулирующий личностное развитие ребенка. Акцент поставлен на выполнение жизненно важной функции образовательной деятельности - оказание помощи и поддержки молодому поколению при вхождении в мир самостоятельного социального опыта. Такое понимание дошкольного образования восходит к классической российской дошкольной педагогике К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, П. Ф. Каптерева, С. Т. Щацкого и др.

Совсем недавно традиционное «дошкольное воспитание» изменило свое название на более широкое - «дошкольное образование», определяемое Законом РФ «Об образовании» как исходная и неотъемлемая ступень образовательной системы в целом. Изменение официального названия неслучайно, переимено-

вание показывает новый статус и приоритетность осуществления образовательной деятельности на этапе дошкольного развития. Ребенок, пребывающий в дошкольном учреждении, включается в образовательный процесс, в повседневную жизнь других детей, вступает в определенные отношения с некоторыми из них, погружается в атмосферу детского сада, в тот «дух», который ему свойственен. Поэтому детский сад, реализуя образовательные и воспитательные функции, выступает значимым фактором личностного роста воспитанников, причем в некоторых случаях остается основным каналом позитивного влияния.

Укрепить дошкольное пространство в структуре единого российского образовательного пространства призваны государственные документы, которые определяют перспективы его дальнейшего развития и функционирования. Среди них Концепция дошкольного воспитания, созданная авторским коллективом под руководством профессора В. А. Петровского [2; 4]. В названном документе отражены основные принципы построения развивающей среды в дошкольном учреждении. Указанные принципы предполагают реализацию личностно ориентированной модели взаимодействия взрослых и детей на основе общедоступности дошкольного образования, его адаптивности к уровню и особенностям развития воспитанников, через создание условий для самореализации каждого.

Данные принципы были сформулированны в конце 80-х гг. прошлого века. На современном этапе в связи с осознанием новых функций и нового содержания дошкольного образования, повышением качества образовательной деятельности они нуждаются в пересмотре и частичной корректировке.

Ведущая идея обновления педагогических принципов видится нами в осмыслении социокультурного сопровождения, развития, воспитания, обучения ребенка в разных жизненных контекстах на фоне становления новых отношений между детьми и взрослыми, теоретико-методологического изучения таких понятий, как «детство», «культура детства», «мир детства», «жизненное пространство ребенка» и др. (А. В. Запорожец, Е. В. Субботский, В. Т. Кудрявцев, Д. И. Фельдштейн и др. [3; 5]).

Предлагаемые принципы построения образовательной деятельности в ДОУ гуманистически ориентирует сферу взаимодействия дошкольника и воспитателя на развитие, саморазвитие ребенка, его образование, самообразование, воспитание, самовоспитание, свободное общение. Многие из них были вытеснены, «забыты» в связи с переориентацией дошкольного образования на «обучающие» смыслы. Считаем, что требуется новая трактовка обозначенных принципов, адекватная современным представлениям наук о детском развитии. Рассмотрим каждый из принципов.

Принцип развития отражает развивающую ориентацию дошкольного образования. Развивать - значит сделать сильнее, дать окрепнуть, помочь созреть духовно, умственно, культурно; довести до высокой степени совершенства; помочь пережить процесс перехода от одного состояния в другое, более

качественное; распрямить части чего-то свернутого, нераскрывшегося. Развивающее образование ориентировано на то, чтобы каждому дошкольнику создавать условия, в которых он мог бы максимально реализовать свою личностную сущность. Принцип определяет исходную позицию педагога по отношению к воспитаннику, опора делается на имеющийся природный потенциал, стимулирование внутренних духовных сил ребенка.

Принцип природосообразности образовательной деятельности был разработан еще классической педагогикой как требование соответствия педагогического влияния природе (биологической прежде всего) ребенка (Я. Ко-менский, Ж.-Ж. Руссо и др.). Образование и воспитание призвано не вредить физическому и психическому здоровью, а способствовать его укреплению (Л. Н. Толстой). Ребенок не только органическая часть природы, но и социума. Поэтому следует учитывать его социальную сущность. Принцип природосооб-разности говорит о том, что дошкольная образовательная деятельность должна соответствовать как внутренней природе ребенка, так и внешним условиям.

Принцип диалогического общения рассматривает диалог как неотъемлемое условие взаимодействия субъектов образовательного процесса, отражает существование тесной связи между взаимной и встречной открытостью, искренностью, взаимопониманием воспитателя и ребенка. Именно диалог воспитателя с ребенком в образовательном процессе проецирует установку на разумение, на разум. Главная задача диалога - развитие партнеров, где другой становится посредником в освоении ценностей культуры. Реализация данного принципа в образовательном пространстве ДОУ обеспечивает ребенку атмосферу, стимулирующую его активность, любознательность, стремление к познанию, уверенность в своих силах, открытость внешнему миру, инициативность, самостоятельность.

Принцип доверительного сотрудничества подразумевает открытость, взаимную обусловленность, активность всех субъектов образовательного процесса. В данном контексте имеется в виду сотрудничество систем: «ребенок -педагог», «родители - ребенок», «педагог - родители». Доверительное сотрудничество характеризуется способностью его участников вызывать у ребенка желание подключиться к социально ценной деятельности в качестве полноправного партнера, который осознает причастность к совместному делу, социальную востребованность, переживает радость, удовлетворение от расширения индивидуального опыта.

Сотрудничество взрослого и ребенка протекает на фоне совместной деятельности. Любое действие вначале должно выполняться как совместное: взрослый постоянно передает ребенку свое умение, которым он постепенно овладевает. Таким образом, сотрудничество взрослых и детей, их содружество в реальных и живых контактах друг с другом - это та среда, где возникают качества развивающейся личности ребенка.

Несмотря на то что новое поколение детей растет психологически иным, внутренне свободным и менее зависимым от взрослых, педагогу важно не по-

терять доверие ребенка. Доверительное сотрудничество в этот период ориентировано в первую очередь не на «обмен информацией», а на ценностное осмысление происходящего внутри и вокруг себя. Таким образом, достижение доверительного сотрудничества с ребенком - процесс длительный и сложный, но необходимый для личностного (жизненного) самоопределения ребенка.

Принцип взаимного развивающего влияния педагога и ребенка раскрывает взаимообусловленность воспитателя и воспитуемого в образовательной деятельности. В отечественной педагогике этот принцип не формулировался, однако существуют некоторые подходы к осмыслению данного феномена. Педагоги и мыслители прошлого (К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, П. Ф. Каптерев, С. Т. Шацкий, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский др.) понимали, что успех воспитания определяется творческими отношениями между детьми и педагогом. При этом взрослый не выступает в роли непререкаемого авторитета - он тоже ошибается, ищет свои ошибки, исправляет их, анализирует свою работу и тем самым проделывает собственный путь развития.

Образовательная деятельность направлена на изменение и развитие ребенка, но в ней заложена необходимость саморазвития педагога. Она предусматривает и передачу знаний, и совместный личностный рост педагогов и детей. Воспользовавшись идеями М. Бубера [1], можно сказать, что образуется личностное пространство, которое называется сферой «между».

Принцип взаимного развивающего влияния воспитателей и воспитуемых означает такое выстраивание образовательной деятельности, при котором дети и взрослые будут беречь душевное равновесие друг друга, взаимно способствуя развитию лучших человеческих качеств.

Принцип ненасилия восходит к пониманию детства как «самоценного» периода и подразумевает отсутствие любой формы насилия (физического, морального) над ребенком. Ненасильственное воспитание и обучение - это источник дополнительных потенциалов в развитии ребенка. Его значимость осознавали многие педагоги и философы: Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, А. Дистер-вег, К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, А. Н. Острогорский и др. Ненасилие в образовательной деятельности позволит дошкольникам преодолеть тревожность, страх, чувство неполноценности.

Принцип культурно-деятельностный отражает идею образовательной деятельности как культурной, способной сохранить и приумножить жизненные силы растущей личности. Данный принцип связан не с упрощенными операционально-исполнительскими моментами деятельности, он напрямую относится к личностному становлению, предполагает развитие у детей в ДОУ разнообразных навыков и умений, потребностей, способностей, контроля и самоконтроля. Очевидно, что дошкольное образование - это особая сфера содействия культурному развитию ребенка, которая способна сделать ребенка «сен-зитивным» к восприятию смыслов человеческой жизни.

Принцип обучения деятельности. На этапе дошкольного детства ребенка важно не просто научить чему-либо, а научить учиться, чтобы обладать

большими возможностями для совершенства. Смысл предлагаемого принципа сводится к тому, чтобы дети овладели «деятельностью научения учению», которая понимается как метадеятельность, регламентирующая конкретные виды активности ребенка (не только познавательную, но и игровую, трудовую и т. п.).

Обучение деятельности - это обучение не навыкам, а умению ставить цели и реализовывать их в дальнейшем. Образование в дошкольном возрасте не предполагает обязательного усвоения определенных знаний в строго заданном объеме, оно лишь закладывает готовность к самостоятельному познанию, которая становится ключом успешного личностного развития. Фактически речь идет о приоритете ценностей развития перед ценностями обучения. Поэтому у дошкольников необходимо развить умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки, научить ставить доступные цели и организовывать свою деятельность.

Принцип преемственности образования. Преемственность образования, как и связанное с ним понятие «непрерывность» (имеется в виду преемственность и согласованность на стыках отдельных этапов образования), понимается не только как внешняя, формальная связь, но прежде всего как преемственность целей, задач, содержания и смысловой направленности образовательной деятельности, обеспечивающей личностное развитие воспитанника.

Преемственность выступает как связь времен, возрастных формаций, без нее не может быть прогрессивного личностного развития человека. Личность ученика начинает формироваться не в школе, а задолго до того, как ребенок станет учеником. Поэтому уже в детском саду нужно формировать установку на развитие, совершенствование себя в новой деятельности, доступной в будущем. Таким образом, рассматриваемый принцип выстраивает образование через системную обусловленность изменений в личностном развитии.

Принцип здоровьесбережения ребенка в образовательном процессе ДОУ, реализует обобщенное, целостное представление о здоровье - психологическом и соматическом. Усиленная забота о последнем и пренебрежительное отношение к духовному состоянию воспитанника приводит к дисгармоничному развитию.

Приходится констатировать, что нередко на здоровье детей негативно влияют факторы, непосредственно зависящие от педагогов (перегрузка учебным материалом, дискомфортная обстановка в детском саду, семье, недостаточное внимание к игровой деятельности, бессистемность закаливающих и оздоровительных процедур, отсутствие индивидуализации в питании, закаливании, двигательной активности). Поэтому устранить неблагоприятные, стрессогенные факторы - главная задача педагога.

Реализация представленных принципов позволит максимально адаптировать образовательную деятельность к индивидуальным особенностям детей, а именно, учитывать характер протекания мыслительных процессов, уровень знаний и умений, работоспособность, уровень познавательной и практической самостоятельности и активности, обучаемость, отношение к познанию, состоя-

ние здоровья, особенности семейного воспитания. Причем речь идет об образовательной деятельности, реализуемой в ДОУ разного типа, среди которых детские сады общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и др.), детские сады компенсирующего вида, детские сады присмотра и оздоровления, детские сады комбинированного вида. Одно условие остается неизменным: обращенность образовательной деятельности к детской личности, благодаря чему каждый - и отстающий в развитии, и сверходаренный - сможет реализовать себя.

Литература

1. Бубер М. Проблема человека / Пер. с нем. - Киев: Ника-Центр: Вист-С, 1998. - 132 с.

2. Концепция дошкольного воспитания //Дошкольное воспитание. -1989.- № 5. - С. 10-24.

3. Кудрявцев В. Т. Исследования детского развития на рубеже столетия (научная концепция института) // Вопросы психологии. - 2001. - № 2. - С. 322.

4. Петровский В. А., Кларина Л. М. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении // Дошкольное образование в России. - М., 1997. -336 с.

5. Фельдштейн Д. И. Детство как социально-психологический феномен и особое состояние развития // Вопр. психологии. - 1998. - № 3. - С. 3-18.

УДК 372.212.1 ББК Ч 411.354

НАРОДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ДОШКОЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ

В. В. Ягодин

Ключевые слова: народная физическая культура; народные традиции; двигательная активность; воспитание; подвижные игры.

Резюме: В статье показаны возможности видов (игры, танцы, забавы, закаливание) и традиций народной физической культуры для воспитания дошкольников в семье, в ДОУ, в системе наставничества, в учреждениях дополнительного образования, в самовоспитании.

Дошкольная педагогика призвана решать задачи биологического развития ребенка, а также становления его как личности в интеллектуально-познавательной, творческо-деятельностной, эмоциональной и нравственно-волевой

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.