Научная статья на тему 'Организация физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками с учетом региональных особенностей Крайнего Севера'

Организация физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками с учетом региональных особенностей Крайнего Севера Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1115
185
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА / КРАЙНИЙ СЕВЕР / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Аникеева Г.Р.

Целью статьи стало описание технологий организации оздоровительной физической культуры и здоровьесбережения детей в детском саду с учетом региональных особенностей Крайнего Севера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Preschoolers’ health organization of sports and recreation activities with preschool children from the regional perspective of the High North

The purpose of the article is description of technologies of organizing of healthimproving physical training and children’s health saving in kindergarten from a regional perspective of the Far North.

Текст научной работы на тему «Организация физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками с учетом региональных особенностей Крайнего Севера»

Аникеева Г.Р. заведующий Детский сад №4 «Снегурочка» Салехард, Россия

Организация физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками с учетом региональных особенностей Крайнего Севера

Аннотация: Целью статьи описание технологий организации оздоровительной физической культуры и здоровьесбережения детей в детском саду с учетом региональных особенностей Крайнего Севера.

Ключевые слова: здоровьесбережение, двигательная активность, климатические особенности

Проблема полноценного физического развития дошкольников, проживающих в условиях Крайнего Севера, в настоящее время является особо значимой. Такие факторы, как низкая температура, полярная ночь, слабая солнечная активность, ультрафиолетовое голодание, геомагнитные бури, влияют на адаптивную перестройку организма ребенка, а это, в свою очередь, создает дополнительную нагрузку на его психофизическую сферу. Показатели иммунитета на Севере у детей находятся на более низком уровне, чем у жителей других регионов страны. Острые респираторные вирусные инфекции у детей на Севере из года в год возникают в 2 раза чаще, чем в других регионах. Это же относится к заболеваниям органов зрения. Миопия встречается практически у каждого четвертого школьника. В районе Крайнего Севера установлены изменяющиеся сезонные периоды (биологические ритмы), самыми негативными из которых являются период «полярной ночи» (ноябрь -декабрь) и выход из «полярной ночи» (январь - февраль). Крайне неблагоприятно

действуют на детей ограничения подвижности из-за малого пребывания на свежем воздухе, (длительный холод, частая пурга) и неприспособленного для игр жилья. Пребывание дошкольников на открытом воздухе в северных регионах в зимний период составляет в среднем 3% суточного бюджета времени. В целом климатические условия Ямало-ненецкого региона представляют собой сложный комплекс отрицательных факторов в отношении их воздействия на организм человека, особенно детский.

Одним из путей укрепления здоровья детей должна стать осторожная разумная тренировка организма, создание социальных мер защиты, позволяющих облегчить адаптацию на Крайнем Севере и существенно снизить темп истощения резервов, повысить жизнестойкость

В режимах дня предложенных различными программами воспитания детей в детском саду и рекомендованных для дошкольных учреждений умеренных климатических зон, не учитывается специфика работы за полярным кругом. С учетом вышеуказанных особенностей в дошкольном учреждении был разработан прежде всего гибкий режим дня. Во все части, которого интегрирована физкультурно-оздоровительная работа. Разработан двигательный режим на весеннее - летний и осенне-зимний периоды. Для зон Крайнего Севера необходимы в первую очередь некоторые уточнения длительности таких режимных процессов, как дневной сон и прогулки. В полярную ночь дети встают после

дневного сна с неудовольствием, уже за ужином проявляют сонливость. Поэтому дневной сон в этот период увеличен на 30 минут. Время, отведенное для прогулки, используется со значительными отклонениями. Разработаны наиболее целесообразные для каждой возрастной группы продолжительность и содержание прогулок при разных сочетаниях температуры воздуха и силы ветра. В очень холодную погоду, когда мороз достигает до -30, прогулки проводятся, но бывают короткими 10-15 мин. Выносной материал в таких условиях не берется. Дети вместе с воспитателями обегают участок, прыгают по снежным валам и быстро возвращаются в помещение. Прогулки проходят как своеобразные соревнования с погодой. Практика показала, что даже такие короткие вылазки необходимы детям как хорошая зарядка, эмоциональная и физическая. В хорошие дни с температурой до -15 прогулки проводятся во всех группах 2 раза в день, общей продолжительностью до 3 часов. Мы широко пропагандируем проведение родителями индивидуальных прогулок с детьми в вечерние часы при относительно благоприятной погоде.

Во время физкультурных занятий увеличена интенсивность упражнений за счет изменения их дозировки, темпа выполнения движений. Важным условием повышения двигательной активности на занятии является рационное использование оборудования. В своей работе стремимся на одном занятии использовать минимум оборудования, максимально обыгрывая его. С одним и тем же пособием можно дать детям различные задания, тем самым сокращая время на расстановку оборудования, его смену. При контроле уровня двигательной активности детей пользуемся контрольными приборами, регистрирующими плотность занятия (шагомеры, секундомеры, песочные часы). Сравнительный анализ плотности занятий и двигательной активности детей во время занятий помогает выявить ошибки, рационально строить занятия.

Объем установленных программой физкультурных занятий и утренней гимнастики является не достаточно полноценным для физического развития детей в условиях Крайнего Севера, поэтому дополнительно к утренней гимнастике, которая проводится в быстром темпе в сюжетной форме, с использованием подвижных игр, национальных спортивных игр, ежедневно проводится вторая гимнастика после сна, которая также проводится в игровой форме. В условиях Крайнего Севера возникает необходимость компенсировать недостаток двигательной активности на прогулках хорошо продуманной организацией игровой деятельности детей в помещениях в свободное от занятий время. Для этого широко используются в свободное от занятий время физкультурный и музыкальный залы.

Разработана картотека подвижных игр с учетом индивидуальной активности. Для работы с малоподвижными детьми разработана программа «Мостик», основными задачами которой являются: формирование основ двигательной культуры и обеспечение нормального уровня физической подготовленности с учётом возможностей и состояния здоровья детей, воспитание у детей уверенности в своих силах и повышение их двигательной активности. Практикуется использование специальных релаксационных упражнений «Блестящие глазки».

Туристская деятельность дошкольников является одним из эффективных средств всестороннего развития личности ребенка. Она включает в себя знакомство с окружающим миром, расширяет кругозор детей. Но главной ее целью и задачей является оздоровление детей, т.к. от обычной познавательной экскурсии, за пределы участка детского сада, туристскую прогулку отличает насыщенная двигательная деятельность детей: 80% времени составляют циклические движения: ходьба, бег, ходьба на лыжах, езда на велосипеде.

Разработан детско-родительский проект «Детский туризм, как средство оздоровления детей в условиях Крайнего севера». Новизна в данном проекте заключается в подборе методов взаимодействия родителей и детей (совместная игровая деятельность, мастер-класс для детей, совместные прогулки-походы, соревнования, изготовление пособий для занятий) и возможность использования их в разные режимные моменты: совместное проведение занятий, прогулка, вечернее время.

Маленькие салехардцы - жители Ямало-Ненецкого полуострова и естественно их надо знакомить с трудом, бытом, играми коренных жителей Ямала (ненцев, ханты). Многие игры народов Севера проводятся в детском саду, т.к. они просты по содержанию, не требуют сложных атрибутов. Разработан проект: "Развитие двигательных умений и навыков дошкольников через национальные подвижные игры" Цель проекта заключается в разработке этнопедагогической практики национально-регионального компонента через подвижные игры народов Севера и внедрения в традиционные средства в системе физического воспитания. Все игры народов Севера связаны с прыжками, метанием, бегом, способствуют упражнению детей в основных видах движения, формированию быстроты реакции, выносливости. В детских сада Севера традиционно проводятся вечера развлечений, связанных с началом и концом полярного лета. В них включаются игры «Гонки на оленьих упряжках», «Борьба на палке» и др.

Таким образом целью физкультурно-оздоровительной работы проводимой в учреждении является достижение каждым дошкольником максимально высокого уровня функциональных проявлений, компенсирующих отрицательное влияние условий Крайнего Севера. Учет региональных особенностей Крайнего Севера, а также индивидуальных способностей детей во многом обеспечивает успешность физкультурных мероприятий в системе физического воспитания дошкольников и повышение двигательной активности детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.