Научная статья на тему 'Проект интерактивной карты профессионального образования Новосибирской области'

Проект интерактивной карты профессионального образования Новосибирской области Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
377
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНТЕРАКТИВНАЯ КАРТА / ТЕКСТЫ ОПИСАНИЯ КАРТ / РЕГИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ / НОВОСИБИРСКАЯ ОБЛАСТЬ / VOCATIONAL EDUCATION / INTERACTIVE MAP / MAP DESCRIPTION TEXTS / REGIONAL MODEL / NOVOSIBIRSK REGION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Черных Сергей Иванович, Фёдорова Лилия Александровна

В статье представлен проект интерактивной карты профессионального образования Новосибирской области современного периода. Разработка тематического содержания карты является научным и практическим результатом и основой региональной модели интеграции систем государственного и корпоративного профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Черных Сергей Иванович, Фёдорова Лилия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROJECT OF THE INTERACTIVE MAPS OF PROFESSIONAL EDUCATION OF THE NOVOSIBIRSK REGION

In the article the project of multimedia card of professional education of the Novosibirsk region of the modern period is presented. The development of the thematic content of the map is a scientific and practical result and the basis of a regional model for the integration of public and corporate vocational education systems.

Текст научной работы на тему «Проект интерактивной карты профессионального образования Новосибирской области»

УДК 528.9:004

ПРОЕКТ ИНТЕРАКТИВНОЙ КАРТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

Сергей Иванович Черных

Новосибирский государственный аграрный университет, 630039, Россия, г. Новосибирск, ул. Никитина, 155, доктор философских наук, доцент, зав. кафедрой философии, тел. (913)899-34-80, e-mail: 2560380@ngs.ru

Лилия Александровна Фёдорова

Новосибирский государственный аграрный университет, 630039, Россия, г. Новосибирск, ул. Никитина, 155, старший преподаватель кафедры философии, тел. (953)878-33-47, e-mail: lija28@mail.ru

В статье представлен проект интерактивной карты профессионального образования Новосибирской области современного периода. Разработка тематического содержания карты является научным и практическим результатом и основой региональной модели интеграции систем государственного и корпоративного профессионального образования.

Ключевые слова: профессиональное образование, интерактивная карта, тексты описания карт, региональная модель, Новосибирская область.

THE PROJECT OF THE INTERACTIVE MAPS OF PROFESSIONAL EDUCATION OF THE NOVOSIBIRSK REGION

Sergey I. Chernykh

Novosibirsk State Agricultural University, 630039, Russia, Novosibirsk, Nikitina st., 155, D. Sc., tel. (913)899-34-80, e-mail: 2560380@ngs.ru

Liliya A. Fedorova

Novosibirsk State Agricultural University, 630039, Russia, Novosibirsk, Nikitina st., 155, senior lecturer in philosophy, tel. (953)878-33-47, e-mail: lija28@mail.ru

In the article the project of multimedia card of professional education of the Novosibirsk region of the modern period is presented. The development of the thematic content of the map is a scientific and practical result and the basis of a regional model for the integration of public and corporate vocational education systems.

Key words: vocational education, interactive map, map description texts, regional model, Novosibirsk Region.

Проблема отсутствия целостной концепции профессионального образования рождает много острых вопросов по его совершенствованию. Большинство из них носит междисциплинарный характер и может быть подвергнуто социально-философскому анализу. Это особенно явно в условиях наступления шестого технологического уклада, содержанием которого является четвертая индустриальная революция. Одним их аспектов проектной работы по совершенствованию профессионального образования является разработка региональных

карт. Опыт создания такой карты на примере Новосибирской области представлен ниже. Разрабатывается совместно с кафедрой картографии и геоинформатики СГУГиТ.

В этой связи можно говорить о нескольких видах карт. Образовательно -географические карты отображают расположение организаций профессионального образования, их связь с социально-экономическими условиями. Разработка образовательно-географических карт относится к технологиям визуализации знаний и предполагает анализ системы профессионального образования региона, разработку легенды и тематического содержания карты и её интерпретации.

На смену традиционным технологиям пришли мультимедийные и интерактивные технологии. На сегодняшний день в картографических источниках и ГОСТ не существует определения «интерактивная карта». Проводя понятийный анализ категорий мультимедийная карта и интерактивная карта, выявим их основное отличие. Мультимедийный принцип расширяет объёмы воспринимаемой информации за счёт видео, фото, звука, анимации, ссылок к Интернет-ресурсам [1]. Интерактивный принцип обеспечивает двухстороннее диалоговое взаимодействие пользователя и компьютера. Интерактивная карта представляет собой также визуальную информационную систему, но электронную.

Разработка проекта интерактивной карты профессионального образования Новосибирской области предполагает несколько этапов.

Первый этап: моделирование образовательно-географической карты, программными разделами которой могут являться:

- назначение карты;

- математическая основа;

- содержание карты;

- способы изображения и оформления;

- принципы генерализации;

- информационная база, источники и указания по их использованию;

- экономико-географическая характеристика территории;

- технология изготовления карты.

Остановимся на первых трёх пунктах. Классифицируем карту следующим образом. По территориальному охвату: карта региона. По содержанию: тематическая карта общественных явлений или социально-экономическая. Среди карт социальной инфраструктуры относится к картам образования. По назначению: культурно-образовательная.

Назначение карты: систематизация и визуализация информации о количестве и расположении организаций профессионального образования с целью исследования проблем профессионального образования Новосибирской области.

Математической основой и содержанием карты является следующий анализ динамики показателей деятельности учреждений профессионального образования.

Третий современный период начался с 2012 года, когда полномочия в сфере начального и среднего профессионального образования с Федерального

уровня были переданы в ведение субъектов РФ, основан на положениях Закона «Об образовании в Российской Федерации».

Данный период характеризуется усилением мер по обеспечению качества профессионального образования, в частности, через гармонизацию требований ФГОС, профессиональных стандартов и стандартов Ворлдскиллс на основе совместной деятельности трудового сообщества, бизнеса и науки [2].

На сегодняшний день выявлена тенденция создания современной структуры сети образовательных организаций профессионального образования на основе новых инфраструктурных элементов: межрегиональных отраслевых ресурсных центров, межрегиональных центров прикладных квалификаций, центров оценки сертификации квалификаций.

В то же время происходит сокращение и оптимизация учреждений профессионального образования. На основании Закона «Об образовании в Российской Федерации» 2012 года начальное профессиональное образование приравнивается к среднему профессиональному образованию по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих [3].

Количество образовательных учреждений подготовки квалифицированных рабочих, служащих по отношению к 1990 году сократилось почти в четыре раза

(рис. 1) [4, 5].

Рис. 1. Количество образовательных учреждений подготовки квалифицированных рабочих, служащих

Система НПО ликвидирована, подготовка рабочих осталась ступенью в системе СПО.

В настоящее время сформирована сеть из 19 ресурсных центров [6]. В ресурсных центрах по программам профессионального образования обучается более 9675 студентов, что составляет 46 % от численности всех обучающихся в профессиональных образовательных учреждениях (44% в 2014 году).

В системе среднего профессионального образования создано шесть многофункциональных центров прикладных квалификаций.

Одним из направлений в построении новой инфраструктуры подготовки кадров является формирование образовательных кластеров [7]. Такая практика отрабатывается в авиастроительной отрасли, приборостроении, агропромышленном комплексе, в энергетике, в области химических и биотехнологий на основе интегрированных образовательных программ университетов и колледжей.

За счёт переструктурирования количество учреждений среднего профессионального образования по программам подготовки специалистов среднего звена изменилось незначительно (рис. 2) [4, 5].

Рис. 2. Количество образовательных учреждений подготовки специалистов

среднего звена

На основании данных рис. 3 можно отметить сокращение численности обучающихся в учреждениях профессионального образования. При анализе таких показателей, как приём специалистов среднего звена 1990 и 2015 годов видим, что эти показатели снизились. В качестве негативной тенденции отметим отрицательную динамику выпуска специалистов среднего звена на 10 000 чело-

век занятого населения. В 2015 году по отношению к 1990 году этот показатель составил 65, 1%, т.е. 86 человек в 1990 году и 56 человек в 2015 году [4, 5].

180

160

140

120

100

80

60

40

20

число численность численность прием, тыс. чел.

образовательных обучающихся (на обучающихся (на учреждений (на начало учебного конец года) на 10 начало года) года), тыс. чел. 000 человек

населения, чел.

1990 2015

выпуск выпуск

специалистов специалистов среднего звена, среднего звена, тыс. чел. на 10 000

человек занятого населения, чел

0

Рис. 3. Основные показатели подготовки специалистов среднего звена

в 1990 и 2015 гг.

Эта тенденция характерна и для показателей подготовки квалифицированных рабочих, служащих (рис. 4). Здесь наблюдается значительное снижение. В 2015 году в четыре раза меньше выпустилось квалифицированных рабочих, служащих, чем в 1990 году [4, 5]. Это привело к проблеме нехватки квалифицированных рабочих и, как следствие, к экономическому спаду первого десятилетия 21 века.

о 4-1-1-1-1-1-1-1-1—

1990 2000 2005 2010 2011 2012 2013 2014 2015

> выпуск квалифицированных рабочих и служащих, на 10 ООО человек занятого населения, чел.

» » выпуск квалифицированных рабочих и служащих, тыс. чел.

и прием, тыс. чел.

* численность обучающихся (на конец года)на 10 ООО человек населения, чел.

ш численность обучающихся по программам (на конец года), тыс. чел.

» число образовательных учреждений (на конец года)

Рис. 4. Тенденции показателей подготовки квалифицированных рабочих, служащих

На конец 2016 года система профессионального образования НСО насчитывает 22 учреждения, расположенных в Новосибирской области, и 37 учреждений, расположенных в г. Новосибирске, четыре из которых являются филиалами. Данная часть анализа состояния профессионального образования Новосибирской области является основанием для первого этапа проекта.

Второй этап: разработка описательных текстов, справок, гиперссылок, отсылающих к истории конкретного образовательного учреждения, к профессиям и специальностям, по которым осуществляется деятельность.

Решение проблемы обеспеченности рабочими кадрами и в целом повышении качества профессионального образования региона авторы статьи видят в интеграции систем государственного и корпоративного профессионального образования [8]. Поэтому будет важной информация о частно-государственном и социальном партнёрстве учреждений, о корпорациях, компаниях, промышленных и сельскохозяйственных предприятиях, с которыми сотрудничает образовательная организация.

Третий этап: разработка сценариев интерактивного взаимодействия. Они могут содержать различные опросы, отзывы родителей, самих обучающихся. Информация о трудоустройстве и предлагаемых рабочих местах с возможностью заполнения анкет также может осуществляться в интерактивном режиме. Элементы 2ГИСа с указанием направления движения до образовательного учреждения из разных мест нахождения. Вывод линии связи и звонка в организацию и др.

Таким образом, разрабатываемый проект карты в интерактивном режиме отражает образовательно-географическую обстановку, организацию и систему профессионального образования региона. Составлен на основе анализа и обобщения подходов и тенденций развития социально-философских и образовательных исследований, обработки фонда образовательно-статистических данных. Источниками являются отчёты работы министерства труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области, статистические сборники, социально-экономические показатели, перечни учреждений и др.

Разработка тематического содержания карты является научным и практическим результатом и основой региональной модели интеграции систем государственного и корпоративного профессионального образования Новосибирской области.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Применение мультимедийных карт в интерактивном режиме для лекционного курса по дисциплине «Отечественная история» / Д. В. Лисицкий, В. Е. Комиссарова, В. А. Ракунов, А. А. Колесников, П. Ю. Бугаков, Т. С. Сизикова // Сб. статей. Актуальные вопросы модернизации высшего образования: материалы региональной научно-методич. конференции. - Новосибирск : СГГА, 2010. - 313 с.

2. Об основных задачах управления развития трудовых ресурсов и профессионального образования и образовательных учреждений на 2015-2016 учебный год по повышению качества образования. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://tcc-nsk.ru

3. Российская Федерация. Законы: Об образовании в Российской Федерации, [Текст]: федер. закон от 29.12.2012 г. № 273 // СПС «Консультант Плюс».

4. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2012: Р32 Стат. сб. / Рос-стат. - М., 2012. - 990 с.

5. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2015: Р32 Стат. сб. / Рос-стат. - М., 2015. - 1266 с.

6. Фёдорова Л. А. Реализация стратегии интеграции профессионального образования и производства через создание отраслевых ресурсных центров (на примере Новосибирской области) // Интерэкспо ГЕО-Сибирь-2012. VIII Междунар. науч. конгр. : Междунар. науч. конф. «Геопространство в социальном и экономическом дискурсе» : сб. материалов в 2 т. (Новосибирск, 10-20 апреля 2012 г.). - Новосибирск : СГГА, 2012. Т. 2. - С. 42-47.

7. Фёдорова Л. А. Реализация кластерной политики - основа системных преобразований в профессиональном образовании // АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ. Информационно-образовательная среда как фактор устойчивого развития современного инновационного общества. Междунар. науч.-метод. конф. : сб. материалов в 4 ч. (Новосибирск, 27 февраля - 1 марта 2013 г.). - Новосибирск : СГГА, 2013. Ч. 1. - С. 261-267.

8. Черных С. И., Корпоративное образование России: состояние и перспективы развития (социально-философский анализ) : монография. - Новосибирск, 2016 г.

© С. И. Черных, Л. А. Фёдорова, 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.