УДК 378
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОРПОРАТИВНОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
Лилия Александровна Фёдорова
Новосибирский государственный аграрный университет, 630039, Россия, г. Новосибирск, ул. Никитина, д. 155, старший преподаватель кафедры философии, тел. (953)878-33-47, e-mail: [email protected]
В статье анализируются тенденции в системе непрерывного профессионального образования взрослых. Обобщены подходы, принципы, методы корпоративного образования. Выявлены особенности организационных форм и моделей КО.
Ключевые слова: корпоративное образование, методология, андрагогическая модель, краудсорсинг, корпоративный университет, дуальное образование.
METHODOLOGICAL BASIS OF FORMATION OF CORPORATE EDUCATION SYSTEM
Liliya A. Fedorova
Novosibirsk State Agricultural University, 630039, Russia, Novosibirsk, Nikitina st., 155, senior lecturer in philosophy, tel. (953)878-33-47, e-mail: [email protected]
The article analyzes trends in the system of continuing professional education for adults. Generalized approaches, principles, methods of corporate education. The features of the organizational forms and models of KO.
Key words: corporate education, methodology, andragogic model, crowdsourcing, corporate university, the dual education.
Одной из задач Федеральной целевой программы развития образования является приведение содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда.
Существующая за счёт государства «традиционная» система профессионального образования и подготовки не успевает за реальными потребностями производства и рынка труда. Альтернативой государственным программам выступает корпоративное образование [1].
Целью данного исследования является выявление методологических основ формирования корпоративной системы образования. В соответствии с целью решаются следующие задачи: обобщить подходы, принципы, методы корпоративного образования; выявить особенности организационных форм и моделей КО.
Методология - это система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе. В переводе с греческого термин «методология» может быть представлен как «путь познания».
Раскрывая объём понятия «методология корпоративного образования», будем основываться на общепринятом трёхуровневом подходе.
1. Общая методология - общий философский подход, общий способ познания. Для корпоративного образования - это культурологический подход, философско-антропологическая теория общения, праксиологические концепции деятельности, андрагогические теории. Особое место занимает философско-образовательный анализ и синтез аспектов образовательной деятельности, рефлексивный анализ философии образования. Философско-образовательные исследования охватывают «пограничные» сферы: взаимоотношения образования с культурой, наукой, религией, искусством, экономикой, политикой, правом, этикой и т.п. [2]. Суть методов: придание философско-образовательному знанию естественного направления развития - не от общефилософских норм к описанию, объяснению и предвидению специфических явлений образовательно-педагогической действительности, а от реальной практики - к частнонауч-ному философскому знанию, отражающему специфику рассматриваемых явлений.
2. Специальная методология - совокупность методологических принципов, применяемых в данной области знания. На данном уровне теоретико-методологическую основу исследования составляют: концепция непрерывного образования; кластерный подход в профессиональном образовании; исследования, раскрывающие проблемы социального партнерства и управления качеством образования в профессиональной школе; исследования рынка образовательных услуг. А также теории личности, деятельности общения, в частности, идеи об интегральных характеристиках личности; об освоении деятельности и ее субъекте; о психическом, как деятельности, единстве теоретического и практического; о ведущем (определяющем) виде деятельности; об общении и отношениях личности.
3. Методология как совокупность конкретных методов.
Для того чтобы обеспечить должное качество образования, система корпоративного обучения должна быть открытой, динамичной, проектно-ориентированной (реагирующей на изменения среды и запросы потребителя образовательных услуг), восприимчивой к инновациям, управляемой и экономически целесообразной.
К конкретным принципам корпоративного образования относят:
- нацеленность на решение стратегических и тактических задач, стоящих перед компанией;
- обучение может проводиться как обучающий консалтинг: результатом является разработка новых принципов работы компании, формирование регламентов, процедур взаимодействия и стандартов предприятия;
- корпоративное знание: участие в программе обучения сотрудников различных подразделений позволяет сформировать единые корпоративные принципы работы и взаимодействия, развить корпоративную культуру компании.
Более частные принципы представлены принципами практической необходимости, системности, прозрачности, методологической ясности, субъективной оценки качества обучения, объективной оценки качества обучения, суммарной оценки эффективности обучения, накопления знаний, увеличения возможностей
(сокращения затрат), поддержки менеджеров, достаточной мотивации, поддержания навыков, внедрения результатов обучения [3].
Специфическими способами решения задач корпоративной деятельности являются аутсорсинг и краудсорсинг. Понятие краудсорсинг появилось в 2006 году. Краудсорсинг (от англ. crowdsourcing, crowd - «толпа» и sourcing - «использование ресурсов») - это решение задач, которые традиционно выполняет один или несколько штатных сотрудников, привлекая широкий круг добровольцев, часто работающих дистанционно. От аутсорсинга краудсорсинг отличается тем, что здесь исполнителей множество, а оплата не практикуется. Краудсорсинг используется как в малых компаниях, так и больших компаниях с классическим подходом к экономике, использующих техники управления «коллективным разумом». Данные подходы также используются в корпоративном образовании.
В сфере корпоративного обучения применяются прогрессивные методы, основанные на креативных и интерактивных подходах. К таким методам относятся метод конкретных ситуаций, деловые и ролевые игры, мозговой штурм, организационно - деятельностные игры, тренинги и другие методы, базирующиеся на принципах обучения взрослых людей [4].
Модульное обучение, дистанционное обучение, наставничество, обучение действием, обучение в рабочих группах, обучение по методу «Shadowing» обучение по методу «Secondment», обучение по методу «buddying» являются современными педагогическими методами практико-ориентированного обучения.
В научном педагогическом сообществе выделяют три модели приближения структуры подготовки кадров к реальным запросам рынка труда. Первая модель - кластерная, объединяющая образовательные организации, учреждения разных уровней, типов и видов, а также управленческую инфраструктуру [5, 6]. Вторая модель основана на возрождении ремесленничества, где под ремесленником на данном этапе понимается многопрофильный, многофункциональный рабочий и специалист среднего звена, умеющий выполнять производственные и организационно-управленческие функции. Третья модель - корпоративное образование, которое максимально учитывает требования работодателя [4].
Формировать собственные системы корпоративного обучения компании вынуждены именно из-за несоответствия уровня подготовки выпускников корпоративным требованиям к качеству труда. Это подтверждается современными исследователями: О. Н. Олейниковой, Е. В. Ткаченко, О. В. Назаровой и др. Корпоративное обучение как элемент непрерывного профессионального образования и системы образования взрослых отражены в работах Р. Льюиса, Э. Капитонова, В. Гневко, А. Шинкаренко, Е. Красниковой, В. Кривошеева, Е. Гвоздевой, Н. Панферовой и др.
В работах исследователей корпоративное образование рассматривается
как:
1) система обучения персонала корпорации: от рядового работника до топ-менеджмента, позволяющая обеспечить эффективную подготовку персонала с определенной целью, способствующей достижению миссии корпорации;
2) система накопления и трансляции (передачи) различного рода знаний: экономических, технологических, производственных, организационных, знаний в области корпоративной культуры, профессионально-этических, управленческих и других для эффективного достижения поставленных перед корпорацией целей. Так как цели и миссии корпораций различаются по содержанию, степени амбициозности и агрессивности, то и образовательные задачи, а значит и методы их достижения, также могут в значительной степени различаться [7].
Одной из форм корпоративного образования являются Корпоративные университеты. Появление в конце 1980-х годов корпоративных университетов стало следствием интеграции национальных экономических пространств и глобализации рынка труда [8]. В настоящее время насчитывается более 1600 зарубежных корпоративных университетов. На международном уровне корпоративное образование выходит из-под контроля и превращается в один из основных факторов миграции квалифицированной рабочей силы. Подготовка кадров становится индустрией, в которой всё большую роль играет не государство, а работодатели и которая приносит немалые доходы. В США в подготовке кадров осваивается 60 миллиардов долларов ежегодно [9].
Успешно конкурируют с государственными образовательными системами Университет Тойота, Оракл Университет, Магдональдс гамбургер университет, Дженерал электрик Кронтвил, Дисней Университет, Чарлз Шваб Университет и др. Российский рынок корпоративного образования значительно превышает размеры государственных инвестиций в систему дополнительного профессионального образования. Организация учёбы сотрудников становится выгодным инвестированием.
Из компаний, предоставивших информацию, Сбербанк занимает первое место в рейтинге корпораций, уделяющих обучению сотрудников наибольшее внимание. В 2014 году затраты банка на корпоративное обучение составили более 2 млрд. рублей. На втором месте компания «Евросеть», на третьем «Газпром нефть». За 2014 год повысили свои знания и навыки 2 млн. существующих и потенциальных сотрудников российских корпораций, затрачено на это 8 млрд. рублей. Лидерами российского корпоративного образования являются такие кампании, как ЛУКОЙЛ, ВЭБ, «Росгосстрах», «Норильский никель», «Роснефть», ВТБ, X5 RetailGroup, «Росатом» и др.
Перспективным направлением системных изменений в образовании является совершенствование профессионального образования через взаимодействие субъектов государственной и корпоративной подготовки рабочих кадров и специалистов. Интеграция образовательных учреждений, бизнеса и производства в новых организационно-правовых формах, позволяющая устранять дублирование в подготовке кадров, более рационально использовать финансовые ресурсы, научно-методический и кадровый потенциал, материально-техническую и учебно-лабораторную базу обеспечивает выход качества профессионального образования на более высокую ступень [10].
Важной составляющей в образовательном процессе является обучение на рабочем месте, практика. В европейской практике в современности развиваются
три основные модели обучения на рабочем месте: ученичество на предприятии; организация практики на рабочем месте в рамках образовательной программы; обучение на специально оборудованных рабочих местах в структурных подразделениях образовательных организаций (в мастерских, лабораториях, учебных фирмах, на полигонах, в ресурсных центрах и т.д.). Модель ученичества на предприятии хорошо развита в Австрии и Германии и известна как дуальная система. Эта модель подразумевает вовлечение в систему профессионального образования организаций работодателя в качестве провайдеров образовательных услуг. Этим она принципиально отличается от двух других.
Дуальная система обучения в нашей классификации относится к первой, кластерной, модели приближения структуры подготовки кадров к реальным запросам рынка труда. Дуальная система обучения - самая распространенная, популярная в обществе траектория профессионального образования ФРГ. В соответствии с определением Агентства стратегических инициатив (АСИ), «дуальное образование - вид профессионального образования, при котором практическая часть подготовки проходит на рабочем месте, а теоретическая часть - на базе образовательной организации. Система дуального образования предполагает совместное финансирование программ подготовки кадров под конкретное рабочее место коммерческими предприятиями, заинтересованными в квалифицированном персонале, и региональными органами власти, заинтересованными в развитии экономики и повышении уровня жизни в регионе» [11]. Дуальное обучение в ФРГ введено в строгие законодательные рамки и осуществляется с помощью торгово-промышленных и ремесленных палат. Из 3,6 млн. предприятий Германии в программе профессионального обучения задействованы 500 тыс., причем более половины характеризуются как мелкие и средние. Сумма инвестиций частного бизнеса составляет более 23 млрд. евро ежегодно. На данный момент в Германии получить образование по дуальной системе можно по 344 профессиям. По инициативе Агентства стратегических инициатив с декабря 2013 года в России запущен системный проект «Подготовка рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности, на основе дуального образования», в котором по итогам конкурсного отбора участвуют 10 субъектов Российской Федерации.
Таким образом, формирование корпоративной системы образования является актуальным направлением на современном этапе реформирования Российского образования. При анализе форм корпоративного образования, в частности, дуального профессионального образования и корпоративных университетов, выявлено, что данные модели, основанные на интеграции образования, бизнеса и производства, востребованы обществом. Российская образовательная система имеет общие «корни» и опыт практико-ориентированного обучения. Поэтому внедрение и развитие форм корпоративного профессионального образования может быть использовано в качестве инструмента модернизации отечественного образования в период выхода из кризиса.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Фёдорова Л. А. Концепция формирования информационно-образовательного ресурсного центра профессиональной подготовки в системе удалённого доступа [Текст] // Профессиональное образование в современном мире. - 2015. - № 1.
2. Наливайко Н. В. Философия образования: формирование концепции: монография [Текст] / Н. В. Наливайко. - Новосибирск, Изд-во СО РАН, 2008. - 272 с.
3. [Электронный ресурс] - Режим доступа. - http://www.top-personal.ru/issue.html? 1730
4. Федорова Л. А. Корпоративное обучение в системе непрерывного профессионального образования [Текст] // Межрегион. междисципл. науч. конф. «Традиции и новации в начале XXI века», посв. 60-летнему юбилею д.и.н. М. Н. Колоткина: сб. статей. - Новосибирск: СГГА, 2012. - С. 196-199.
5. Федорова Л. А., Бадрова И. Г. Роль научно-методической службы в структуре научно-образовательного центра управленческих проектов и непрерывной профессиональной подготовки [Текст]: сб. статей // Интерэкспо ГЕО-Сибирь-2014. X Междунар. науч. конгр. : Междунар. науч. конф. «Глобальные процессы в региональном измерении: опыт истории и современность» : сб. материалов в 2 т. (Новосибирск, 8-18 апреля 2014 г.). - Новосибирск : СГГА, 2014. Т. 2.-С. 26-31.
6. Фёдорова Л. А. Реализация кластерной политики - основа системных преобразований в профессиональном образовании [Текст] // АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ. Информационно-образовательная среда как фактор устойчивого развития современного инновационного общества. Междунар. науч.-метод. конф. : сб. материалов в 4 ч. (Новосибирск, 27 февраля - 1 марта 2013 г.). - Новосибирск : СГГА, 2013. Ч. 1. - С. 261-267.
7. Минзов А. С., Черемисина Е. Н. Корпоративные университеты: проблемы создания и тенденции развития. [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://minzov.ru/analitic/30.pdf
8. Чумаков А. Н. Глобализация: контуры целостного мира: монография [Текст] / А. Н. Чумаков. - М.: Проспект, 2005.
9. Фёдорова Л. А. Направления интеграции начального и среднего профессионального образования [Текст]: Сб. статей // Материалы VII Международной выставки и научного конгресса «ГЕО-Сибирь - 2011». - Новосибирск: Сибирская государственная геодезическая академия, 2011. - С. 261-267.
10. Непрерывное образование в политическом и экономическом контекстах [Текст] / Отв. ред. Г. А. Ключарев.- М.: ИС РАН, 2008 г. - 400 с.
11. Презентация отдела международного сотрудничества Федерального института профессионального образования Германии. [Электронный ресурс] - Режим доступа. -http://www.asi.ru/molprof/dualeducati on/
© Л. А. Фёдорова, 2016