Научная статья на тему 'Организация профориентационной работы в ордынском аграрном колледже на основе анализа рынка труда Новосибирской области'

Организация профориентационной работы в ордынском аграрном колледже на основе анализа рынка труда Новосибирской области Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
227
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК ТРУДА / РЫНОК ОБРАЗОВАНИЯ / ВОСТРЕБОВАННОСТЬ ПРОФЕССИЙ И СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ / ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / ТРУДОУСТРОЙСТВО / LABOR MARKET / EDUCATION / MARKET DEMAND FOR OCCUPATIONS AND PROFESSIONS / CAREER GUIDANCE / JOB PLACEMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фёдорова Лилия Александровна, Черкашин Владимир Николаевич, Шабанова Наталья Николаевна

В статье анализируется ситуация на рынке труда и рынке образования Новосибирской области. Описаны современные подходы и тенденции в организации профориентационной работы Ордынского аграрного колледжа. Обобщены показатели трудоустройства выпускников. Представлена система профориентационной работы ОАК.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фёдорова Лилия Александровна, Черкашин Владимир Николаевич, Шабанова Наталья Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF CAREER GUIDANCE IN ORDYNSK AGRICULTURAL COLLEGE BASED ON ANALYSIS OF LABOUR MARKET NOVOSIBIRSK REGION

The article analyzes the situation on the labor market and the education of the Novosibirsk region. The modern approaches and trends in the organization of vocational guidance Ordynskagricultural college.Generalized indicators of employment of graduates.The system of career guidance KLA.

Текст научной работы на тему «Организация профориентационной работы в ордынском аграрном колледже на основе анализа рынка труда Новосибирской области»

УДК 378

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В ОРДЫНСКОМ АГРАРНОМ КОЛЛЕДЖЕ НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА РЫНКА ТРУДА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

Лилия Александровна Фёдорова

Новосибирский государственный аграрный университет, 630039, Россия, г. Новосибирск, ул. Никитина, д. 155, старший преподаватель кафедры философии, тел. (953)878-33-47, e-mail: lija28@mail.ru

Владимир Николаевич Черкашин

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Новосибирской области «Ордынский аграрный колледж», 633260, Россия, Новосибирская область, р. п. Ордынское, пр. Революции, 96, директор, тел. (960)787-30-34; e-mail: py87@sibmail.ru

Наталья Николаевна Шабанова

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Новосибирской области «Ордынский аграрный колледж», 633260, Россия, Новосибирская область, р. п. Ордынское, пр. Революции, 96, преподаватель высшей квалификационной категории, тел. (913)753-35-22, e-mail: shabanovanatali_1977@mail.ru

В статье анализируется ситуация на рынке труда и рынке образования Новосибирской области. Описаны современные подходы и тенденции в организации профориентационной работы Ордынского аграрного колледжа. Обобщены показатели трудоустройства выпускников. Представлена система профориентационной работы ОАК.

Ключевые слова: рынок труда, рынок образования, востребованность профессий и специальностей, профориентация, трудоустройство.

ORGANIZATION OF CAREER GUIDANCE IN ORDYNSK AGRICULTURAL COLLEGE BASED ON ANALYSIS OF LABOUR MARKET NOVOSIBIRSK REGION

Liliya A. Fedorova

Novosibirsk State Agricultural University, 630039, Russia, Novosibirsk, Nikitina st., 155, senior lecturer in philosophy, tel. (953)878-33-47, e-mail: lija28@mail.ru

Vladimir N. Cherkashin

State budget professional educational institutions of the Novosibirsk Region «Ordynsk Agricultural College», 633260, Russia, Novosibirsk region, settlement Ordynskoye, pr. of the Revolution, 96, Director, tel. (960)787-30-34, e-mail: py87@sibmail.ru

Natalia N. Shabanova

State budget professional educational institutions of the Novosibirsk Region «Ordynsk Agricultural College», 633260, Russia, Novosibirsk region, settlement Ordynskoye, pr. of the Revolution, 96, a teacher of the highest qualification category, tel. (913)753-35-22, e-mail: shabanovanatali_1977@mail.ru

The article analyzes the situation on the labor market and the education of the Novosibirsk region. The modern approaches and trends in the organization of vocational guidance Ordynskagri-cultural college.Generalized indicators of employment of graduates.The system of career guidance KLA.

Key words: labor market, education, market demand for occupations and professions, career guidance, job placement.

Профориентационная работа - это совокупность педагогических и психологических мероприятий, направленных на оптимизацию процесса выбора специальности, обучения, трудоустройства молодежи в соответствии с их желаниями, склонностями, способностями, а также на выбор пути их дальнейшего профессионального образования [1].

Практическая сторона профориентации включает в себя деятельность государственных и общественных организаций, образовательных учреждений, а также семьи по совершенствованию процесса профессионального и общественного самоопределения в интересах личности и общества в целом. В условиях так называемой «демографической ямы», конкуренции за каждого обучающегося,профориентационная работа становится важнейшим направлением деятельности каждого образовательного учреждения, в том числе системы СПО.

Рынок труда в Новосибирской области мало чем отличается от рынка труда всей нашей страны. В данном регионе наиболее востребованы специалисты, занимающиеся продажами, работники IT-специальностей, а также инженеры и рабочие. Кроме того, на рынке труда Новосибирской области востребованы рабочие сельскохозяйственных специальностей, но, к сожалению, уровень зарплат для них оставляет желать лучшего. Несмотря на то, что в регионе активно развиваются различные агропромышленные комплексы, заработная плата их сотрудников невысока.

Также стоит отметить рост количества вакансий, которые связаны со строительными специальностями, так как в Новосибирской области возводится большое количество различных объектов жилой и коммерческой недвижимости.

На основе анализа рынка труда, составлен перечень, какие специалисты будут нужны предприятиям области в 2016-2020 годах. Так, в список самых востребованных специалистов социально-экономической сферы вошли учителя, врачи, инженеры-технологи, электрики, электронщики, конструкторы, энергетики, механики и программисты.

Среди специалистов со средним профессиональным образованием больше всего нужны будут медсестры, слесари, повара, водители, электрогазосварщики, электромонтеры, трактористы, техники, операторы машинного доения, механизаторы и животноводы.

При этом специалистов со средним профессиональным образованием нужно будет в 3 раза больше, чем с высшим.

Исходя из анализа рынка труда Новосибирской области и приоритетных направлений развития Новосибирской области, мы видим, что потребность в специалистах со средним профессиональным образованием гораздо выше,чем потребность в других кадрах. Большая часть выпускников, получивших общее среднее образование, ориентирована на получение высшего профессионального образования [2].

Отсюда и возникает необходимость в профориентации, как главном факторе, регулирующим предложение и спрос на рынке образования Новосибирской области.

Профориентационная работа рассматривается в ГБПОУ НСО «Ордынский аграрный колледж», как важная составляющая работы всего учебного заведения. С повышением требований к системе профессиональной подготовки, с предъявлением высоких требований к компетенциям выпускников профессиональных учебных заведений, повышаются требования к профориентационной работе. Она приобретает приоритетное значение, как неотъемлемая часть образовательного процесса.

Ситуация, сложившаяся в современном обществе, затрудняет для школьников выбор специализированного учебного заведения и будущей профессии. Изучение литературы и существующей практики показывает, что в значительной степени профессиональная ориентация учащихся происходит за счет хаотично усваиваемой ими информации, которую школьники получают из окружающего их социума, домашнего окружения, личных впечатлений, теле-, радиопередач, Интернета, реже - из газет и журналов. Социально-педагогическая задача профориентационной работы заключается в систематизировании этой разрозненной информации и осуществления профессионального выбора.

На выбор учащегося влияет и социальная потребность: возможность продвигаться социально и быть защищенным от угрозы безработицы. В связи с этим семья старается всячески предостеречь учащегося от ошибочного профессионального выбора.

Модернизация российского образования, направленная на повышение качества подготовки специалистов всех уровней, невозможна без создания единого образовательного пространства, без кардинальных изменений в отношениях между производителями и потребителями образовательных услуг, без социального партнерства в данной области. Социальное партнерство является важнейшим условием обеспечения качественного профессионального образования и обучения.

Основной целью профориентационной работы в ГБПОУ «Ордынский аграрный колледж»» является выполнение государственного заказа на подготовку специалистов.

Задачи, которые мы решаем в ходе профориентационной работы:

-привлечение преподавательского состава, а также обучающихся колледжа, к активному участию в научно-обоснованной системе мер профессиональной ориентации молодёжи района;

-изучение и прогнозирование перспектив формирования контингента колледжа;

- моделирование системы профориентационной работы;

-пропаганда образовательной деятельности колледжа;

- повышение качества контингента обучающихся (более высокий образовательный уровень, увеличение количества «отличников» и «хорошистов»);

-демонстрация возможностей трудоустройства на предприятия города и муниципальные предприятия района;

- установление и укрепление постоянных контактов с коллективами школ;

-создание сети социальных партнеров;

- повышение уровня осведомленности школьников о специальностях и профессияхколледжа;

- формирование позитивного имиджа колледжа;

- повышение конкурентоспособности колледжа на рынке образовательных услуг;

- создание условий для осознанного профессионального самоопределения и раскрытия способностей личности.

Положительно сказывается на организации профориентационной работы и количестве желающих получить профессиональное образование в Ордынском аграрном колледже совместная деятельность в рамках соглашения по непрерывному профессиональному образованию с СГУГиТ. Взаимодействие обеспечивает качество образовательной деятельности, повышает престиж учебного заведения [3].

Важным звеном в профориентационной работе колледжа является работа с родителями. Практика показывает, что проблемы профессионального самоопределения старшеклассников нередко являются следствием их личностной незрелости, в основе которого лежат трудности семейного воспитания - непонимание родителей своих задач в отношении взрослеющих детей, склонность родителей к авторитарному давлению и к гиперопеке, что тормозит развитие личности, и главное - мешает профессиональному самоопределению. Родители обычно принимают активное участие в определении жизненных и профессиональных планов своих детей. Вместе с тем, вопросы выбора профессии и определения путей образования представляет трудную задачу, как для самих учащихся, так и для их родителей.

Поэтому в профориентационной работе мы практикуем выход на родителей - это посещения родительских собраний в школах, дни открытых дверей в колледже для родителей.

Для повышения имиджа образовательного учреждения, впервые в 2015 г., мы провели общественную экспертизу учебного заведения силами общественности Ордынского района. Колледж, в качестве экспертов, посетили женсоветы муниципальных поселений района, представители общественных организаций. Студенты колледжа подготовили мастер- классы для экспертов и показали материальную базу.

Подготовка качественной информационной продукции - важнейшая составляющая успешной профориентационной работы. Эта работа позволяет информировать максимально широкую аудиторию (школьников, их родителей, преподавателей), используя такие площадки, как общешкольные родительские собрания, ярмарки профессий, массовые мероприятия. Для этих целей подготовлены: фильм о колледже, буклеты, листовки, плакаты, афиши, презентационные видеоматериалы. Используем интернет ресурсы. Учебные заведения, ак-

тивно использующие в своей работе интернет-ресурсы, представляются старшеклассникам более современными и передовыми, а значит заслуживающими доверие. Поэтому в колледже активно ведется работа в этом направлении. На сайте колледжа представлен максимум сведений о специальностях, их содержании, условиях образования и сроках обучения, перспективах трудоустройства, возможности продолжения обучения. Так же на сайте можно познакомиться со всеми новостями, событиями, происходящими в колледже.

Выбор профессии - чуть ли не самый главный фактор того, как сложится твоя последующая жизнь, и как ты в ней будешь себя чувствовать. Ведь всем хочется не только зарабатывать деньги, но и реализовать свой потенциал и получать настоящее удовольствие от своей деятельности.

Проблема трудоустройства выпускников учреждений среднего профессионального образования достаточно остро стоит в условиях современных тенденций развития рыночной экономики. Каждый выпускник рассчитывает найти работу по профилю полученной специальности, получать достойную заработную плату (которая сегодня, к сожалению, зачастую ниже уровня обеспечения нужд и потребностей молодых специалистов) и видеть перспективу карьерного роста.

Выделим основные проблемы, с которыми сталкивается выпускник, устраиваясь на работу:

- дефицит рабочих мест по полученной специальности

- низкий уровень заработной платы (как правило, из-заотсутствие стажа и квалификации);

- завышенные требования со стороны работодателей (наличие стажа, дополнительных умений, высокой квалификации специалиста(например, хорошее владение иностранным языком или умение работать со сложным программным обеспечением ПК и т.д.);

- несоответствие компетентности выпускников требованиям работодателя (недостаточно высокий уровень знаний и умений);

- низкий общественный статус некоторых профессий (специальностей).

Работа по содействию трудоустройству выпускников колледжа ведется по

следующим направлениям:

- информационное обеспечение обучающихся и выпускников в области занятости и трудоустройства;

- индивидуальная работа с обучающимися и выпускниками по вопросам

трудоустройства и временной занятости;

- анализ рынка труда и взаимодействия с работодателями;

- своевременное обеспечение выпускников информацией по имеющимся

вакансиям;

- создание и ведение базы данных об обучающихся старших курсов и выпускниках по профессиям колледжа;

- участие в ярмарках вакансий и других аналогичных мероприятиях, экскурсии на предприятия;

- сбор информации о результатах работы по трудоустройству выпускников;

- проведение анкетирования среди выпускников;

- проведение компьютерной диагностики и тестирования выпускников с целью выявления личностных и профессиональных качеств;

- организация производственных практик во время обучения с последующим

трудоустройством по месту прохождения практики.

Таким образом, систематичная профориентационная работа в колледже позволяет образовательному учреждению выгодно заявить о себе на рынке образовательных услуг, а также привлечь профессионально сориентированных абитуриентов, которые впоследствии успешно осваивают профессиональную образовательную программу.Расширить сеть социальных партнеров.

Поэтому последние несколько лет колледж выполняет план набора, а трудоустройство выпускников, с учетом призыва в Российскую армию и дальнейшим повышением частью выпускников уровня образования составляет 100%.

Социально ответственное образовательное учреждение должно формировать образовательные потребности, воздействовать на выбор абитуриентов, информировать потенциального потребителя о том, какие профессии будут востребованы через пять-шесть лет на рынке труда с учетом тенденций развития экономики. Помимо этого, колледж должен активно формировать позитивный имидж, опираясь на заслуженное доверие со стороны потребителей. Через знакомство с колледжем возникает интерес к нему, а у многих - желание учиться именно здесь.

Формирование системы профориентационной работы действительно важно и значимо. Единая система мониторинга образовательных потребностей, формирование механизма управления кадровым потенциалом позволит не только оперативно реагировать на изменения, происходящие на рынке труда, но и прогнозировать ситуацию на нем, и в итоге готовить именно тех специалистов, которые будут востребованы через пять-шесть лет.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Болдина М. А., Деева Е. В. Понятие и сущность профориентационной работы в образовательном учреждении [Текст]: // Социально-экономические явления и процессы. - 2012. - № 12.

2. Фёдоров М. Н., Фёдорова Л. А. Анализ изменений в профессиональном образовании региона // Профессиональное образование в современном мире. - 2014. - № 1(12). - С. 102-110.

3. Фёдорова Л. А., Черкашин В. Н., Шабанова Н. Н. Направления деятельности Ордынского аграрного колледжа в рамках соглашения о Сотрудничестве в сфере непрерывного образования [Текст]: сб. статей // Материалы междунар. научно-практич.конференции «Ведущая роль современного университета в технологической и кадровой модернизации российской экономики». - Новосибирск: СГУГиТ, 16-20 февраля 2015 г.

© Л. А. Фёдорова, В. Н. Черкашин, Н. Н. Шабанова, 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.