Научная статья на тему 'Воспитание и развитие социальной активности молодежи на основе интерактивных форм'

Воспитание и развитие социальной активности молодежи на основе интерактивных форм Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
321
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВОЛОНТЁРСКОЕ ДВИЖЕНИЕ / ОБЩИЕ КОМПЕТЕНЦИИ ВЫПУСКНИКА КОЛЛЕДЖА / EDUCATIONAL ACTIVITIES / INTERACTIVE FORMS / PROJECT WORK / VOLUNTEER MOVEMENT / THE GENERAL COMPETENCE OF THE COLLEGE GRADUATE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фёдорова Лилия Александровна, Харина Лидия Альбертовна

В статье анализируются интерактивные формы организации деятельности студентов во внеучебное время. Представлены современные подходы и тенденции в организации воспитательной работы системы СПО. Обобщены результаты деятельности Ордынского аграрного колледжа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фёдорова Лилия Александровна, Харина Лидия Альбертовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATION AND SOCIAL DEVELOPMENT OF YOUTH ACTIVITY BASED INTERACTIVE FORMS

The article analyzes the interactive forms of organization of activity of students during school hours. Modern approaches and trends in the organization of educational work of the ACT system. The results of the activities of the agricultural college Orda.

Текст научной работы на тему «Воспитание и развитие социальной активности молодежи на основе интерактивных форм»

УДК 378

ВОСПИТАНИЕ И РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МОЛОДЕЖИ НА ОСНОВЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМ

Лилия Александровна Фёдорова

Новосибирский государственный аграрный университет, 630039, Россия, Новосибирск, ул. Никитина, д. 155, старший преподаватель кафедры философии, тел. (953)878-33-47, e-mail: lija28@mail.ru

Лидия Альбертовна Харина

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Новосибирской области «Ордынский аграрный колледж», 633260, Россия, Новосибирская область, р. п. Ордынское, пр. Революции, 96, заместитель директор по учебно-воспитательной работе, тел. (913)398-73-52, e-mail: py87@sibmail.ru

В статье анализируются интерактивные формы организации деятельности студентов во внеучебное время. Представлены современные подходы и тенденции в организации воспитательной работы системы СПО. Обобщены результаты деятельности Ордынского аграрного колледжа.

Ключевые слова: воспитательная деятельность, интерактивные формы, проектная деятельность, волонтёрское движение, общие компетенции выпускника колледжа.

EDUCATION AND SOCIAL DEVELOPMENT OF YOUTH ACTIVITY BASED INTERACTIVE FORMS

Liliya A. Fedorova

Novosibirsk State Agricultural University, 630039, Russia, Novosibirsk, Nikitina st., 155, senior lecturer in philosophy, tel. (953)878-33-47, e-mail: lija28@mail.ru

Lydia A. Harina

State budget professional educational institutions of the Novosibirsk Region «Ordynsk Agricultural College», 633260, Russia, Novosibirsk region, settlement Ordynskoye, pr. of the Revolution, 96, deputy director for teaching and educational work, tel. (913)398-73-52, e-mail: py87@sibmail.ru

The article analyzes the interactive forms of organization of activity of students during school hours. Modern approaches and trends in the organization of educational work of the ACT system. The results of the activities of the agricultural college Orda.

Key words: educational activities, interactive forms, project work, volunteer movement, the general competence of the college graduate.

Закон РФ «Об образовании» трактует образование как единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и

(или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов [1].

Воспитание стоит на первом месте по сравнению с обучением. Сегодня воспитание молодежи стало объектом самого пристального внимания со стороны государства. Система начального профессионального образования области готовит непосредственную производительную силу области- рабочие кадры. Только 5% от общего количества рабочих занятых в экономике в России составляет высококвалифицированные рабочие кадры. Современный работник - это специалист обладающий не только профессиональными компетенциями, но и социальными компетенциями. Отсюда воспитательная функция профессионального образовательного учреждения выступает на первый план. Без серьезного анализа успехов и проблем нынешнего состояния профессиональной подготовки, состояния воспитаний рабочих кадров не обойтись.

В период активного внедрения ФГОС, все усилия направлены на выполнение их требований, обеспечивающих качество образования. Основным ориентиром является воспитательный компонент ФГОС, который ориентирован на реализацию гуманистических приоритетов современной социальной политики, создание условий для полноценной реализации потенциала воспитательного процесса в решении задач консолидации нации, обеспечения конкурентоспособности и безопасности личности, общества и государства, воспитания в общественном сознании установок социальной ответственности, толерантности, патриотизма; содействует развитию и обеспечению полноценной реализации воспитательного потенциала образовательных учреждений и других социальных институтов в формировании у обучающихся актуального социокультурного опыта, духовно-нравственных идеалов, расширение пространства реализации подростками активной гражданской позиции в социальном творчестве [2].

Кроме того, серьезные коррективы вносят реалии сегодняшнего времени. Сегодня воспитание реализуется в сложной информационной среде, где на формирование подростков превалирующее влияние оказывают средства массовой информации, реклама, индустрия развлечений. К сожалению, лидирующая функция воспитания лишь декларируется. На самом деле процесс образования на практике большинством рассматривается как обучение. Мы убеждены, что воспитание и социализация - значимая функция профессионального образования, и они требуют специальной целенаправленной деятельности, обеспеченной технологиями, методами, формами.

Чтобы успешно реализовать воспитательную функцию образовательного учреждения в реалиях сегодняшнего времени:

- необходимо реконструировать забытые эффективные способы воспитательной работы и создать новые технологии и формы работы в сфере воспитания и социализации адекватные изменившейся среде;

- успешно развивать новые методы воспитания и социализации: моделирующие игровые методы, проблемно ценностные формы, позволяющие обучающим формировать свою позицию и развивающие умение ее отстаивать, ме-

тоды социальной коммуникации (молодежные переговорные площадки) и методы организации социальной инициативы подростков (социальные проекты, волонтерское движение);

- воспитание и социализация должны опираться на прогрессивные модели (модель неадаптивной социализации, опыт коллективной жизни, опыт создания единой инфраструктуры воспитательного пространства);

- положительный воспитательный эффект возможен в случае целостного изменения организации учебно - воспитательного процесса образовательного учреждения.

Реализовать воспитательную функцию на практике можно через эффективную воспитательную систему. Создание воспитательной системы колледжа мы начали с выбора стратегии воспитания. Наиболее приемлема для профессиональных учебных заведений, по нашему мнению - социализирующая, где воспитание становится компонентом процесса социализации. Эта стратегия предполагает целенаправленные действия, направленные на интеграцию человека в общество (что совпадает с задачами профессионального образования), на освоение комплекса социальных ролей. Создание таких условий осуществляется через включение обучающихся в различные виды социальных отношений в учебе, общении, деловой игре, практической деятельности. И как результат-формирование ключевых компетенций. Эта модель воспитательной системы позволила нам связать в единую систему основные направления социализации, воспитательной деятельности, выстроить четкую схему звеньев воспитательного процесса.

Разработанная нами воспитательная система имеет следующие компоненты:

- це л епо латание;

- деятельность, обеспечивающая ее реализацию;

субъекты деятельности, ее организующие и в ней участвующие

(педагогическая среда, молодежная среда обучающихся);

- отношения, рождающиеся в ее деятельности, объединяющие субъектов в общность (психологический микроклимат);

- единое воспитательное пространство;

- управление, обеспечивающее интеграцию компонентов в целостную систему;

- педагогические технологии;

- ресурсное обеспечение воспитательного процесса: материально техническая база воспитательной деятельности, кадровый потенциал.

По нашему убеждению, воспитательная система может сложиться только в спаянном, дружном коллективе где, между педагогами и обучающимися строятся отношения на основе сотрудничества, соуправления, сотворчества.

Развитие самоуправления как социального феномена стало сегодня официальной государственной политикой. Навыки социальной практики обучающиеся могут приобрести только в конкретной деятельности. Эти компетенции могут быть освоены через включение в деятельность органов студенческого само-

управления, участие в проектной деятельности, участие в общественной деятельности социума.

Самоуправление - это демократический способ организации коллективной жизни. В колледже самоуправление сформировано на 3-х уровнях:

- групповом,

- уровне творческих объединений,

- уровне колледжа.

В каждой группе сформирован актив группы. В начале учебного года в группах проводится интерактивная игра «Выборы актива» в каждой группе разработанный перечень поручений, что позволяет сделать участниками педагогического процесса 80% обучающихся. На уровне колледжа действуют совет колледжа, совет общежития, совет культорганизаторов, совет физкультуры, совет завучей, временные советы инициативных творческих дел, авторские группы по проектам, волонтерские группы. Наиболее важные дела обсуждаются на молодежных форумах колледжа.

Создание единого воспитательного пространства достигалось нами через систему социального партнерства. Колледж не испытывает проблем с набором обучающихся. В районе колледжа сложился устойчивый положительный имидж. Через систему социального партнерства налажено взаимодействие образовательного учреждения, работодателей, органов государственной и муниципальной власти. Во время практики обучающиеся активно участвуют в производственном процессе предприятий района, работники, обучающиеся принимают активное участие в реализации социальных проектов и программ района. Образовательное учреждение, его обучающиеся, работники -реальная производительная сила района.

Перечислим приоритетные виды деятельности жизнедеятельности колледжа:

- диагностическая;

- учебно-познавательная;

- профессионально-трудовая;

- эстетическая;

- художественно-творческая;

- спортивно-оздоровительная;

- общественно- полезная;

- коррекционная.

Создание системы воспитательной деятельности позволило существенно повысить качество воспитания разнообразить формы воспитательного процесса. Различные виды досуговой деятельности направлены на формирование личности обучающихся. В колледже ведется разносторонняя по формам и содержанию воспитательная деятельность: предметные недели, конкурсы по профессии. Традицией стало проведение Дня молодого рабочего, вечера встречи 3 курса, Дня лицеиста, День первокурсника, Дни здоровья, спортивные праздники.

Духовно-нравственное воспитание реализуется через программу этнической социализации, программу художественного творчества. Представленный нами проект «Сохраним душу народа» выиграл гранд на областной ярмарке со-

циально - значимых проектов. Большая работа по воспитанию на народных традициях ведется преподавателем истории, библиотекарем колледжа.

Создание положительного психологического климата в образовательном учреждении - важнейшее условие успешного воспитания.

Его критерии:

- сплоченность коллектива, мажорные отношения;

- удовлетворенность результатами деятельности;

-наличие традиций;

- единство администрации и членов коллектива;

- взаимоуважение и взаимопонимание, толерантность в отношениях;

- конструктивный характер критики;

- достижения каждого замечаются и своевременно стимулируются;

- демократический стиль управления;

- наличие совместно выработанной программы развития;

- низкая заболеваемость у обучающихся и взрослых;

- создание администрацией условий для успеха каждого члена коллектива;

- создание здоровьесберегающей среды.

Одним из требований ФГОС нового поколения является применение активных и интерактивных педагогических технологий [3]. В организации воспитательной деятельности мы используем современные педагогические технологии:

- технология личностно-ориентированного КТД;

- технология педагогической поддержки;

- групповые технологии;

- шоу-технологии;

- деловые игры;

- инициативные коллективные дела;

- система поручений;

- тренинги общения;

- технология молодежных переговорных площадок;

- технология проектов.

Большой интерес в последнее время вызывает метод проектов. В колледже накоплен интересный опыт применения этого метода на уроках и во внеурочной деятельности. Нами выиграно три областных гранда [4]. Участвуя в реализации социальных проектов, обучающиеся приобрел и ценный опыт социальной жизни, это своего рода «подготовительные курсы» к жизни в гражданском обществе. В колледже действует молодежная переговорная площадка. Где обучающиеся активно включаются в жизнь района, учатся разговаривать с властью. Поставленные перед профессиональным образованием задачи заставляют нас активно искать самые современные формы работы с молодежью. Уже в колледже наши обучающиеся приобретают навыки предпринимательской деятельности, в рамках школы молодого предпринимателя.

Работая над созданием воспитательной системы, мы пришли к выводу:

- при наличии воспитательной системы образовательное учреждение перестает быть местом пребывания для обучающихся и педагогов. Оно становится

целостным социальным организмом, где есть логика функционирования и развития.

- позиция педагога меняется - он перестает выступать постоянным источником и исполнителем воспитательного процесса. Воспитательная система, будучи однажды « запущена», сама генерирует педагогический процесс;

- позволяет эффективнее использовать педагогический потенциал, мобили-зирует ресурсы, выстраивает единое воспитательное пространство.

- в корне меняет взаимодействие педагогов и обучающихся, преодолевает отчуждение детей от образовательного учреждения;

Таким образом, воспитательная система позволяет наиболее эффективно реализовать воспитательную функцию образовательного учреждения;

В нашем случае мы получили упорядоченный, целенаправленный воспитательный процесс, что привело к повышению качества воспитания: повысилась активность учащихся, 80% учащихся были включены в систему поручений, 60% учащихся вовлечены в работу кружков, клубов, социальных проектов. И конечно, самый главный итог, это подготовка рабочих кадров, которые в стенах учебного заведения приобрели не только профессиональные навыки, но и навыки социальной жизни, которые смогут не найдя рабочего места, сами могут создать для себя и для своих ровесников рабочее место.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:

1. Российская Федерация. Законы: Об образовании в Российской Федерации, [Текст]: федер. закон от 29.12.2012 г. № 273 // СПС «Консультант Плюс».

2. Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования (ФГОС СПО). [Электронный ресурс] - Режим доступа. - http:// www: firo. ru;

3. Фёдорова Л. А. ТРИЗ-педагогика как инновационная технология интерактивного обучения [Текст]: сб. статей // Материалы международной научно-методической конференции «Интеграция образовательного пространства с реальным сектором экономики». - Новосибирск, 27 февр.-2 марта 2012 г. - Ч. 3. - Новосибирск: СГГА. - С. 131-135.

4. Фёдорова Л. А., Черкашин В. Н., Шабанова Н. Н. Направления деятельности Ордынского аграрного колледжа в рамках соглашения о Сотрудничестве в сфере непрерывного образования [Текст]: сб. статей // Материалы междунар. научно-практич.конференции «Ведущая роль современного университета в технологической и кадровой модернизации российской экономики». Новосибирск, 16-20 февраля 2015 г. - Новосибирск: СГУГиТ, 2015.

© Л. А. Фёдорова, Л. А. Харина, 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.