Научная статья на тему 'Проект «Грани дополнительного образования» как форма содействия профессиональному самоопределению студентов педагогического вуза'

Проект «Грани дополнительного образования» как форма содействия профессиональному самоопределению студентов педагогического вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
52
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОЕКТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОБА / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / ADDITIONAL EDUCATION / PROJECT / PROFESSIONAL TRIALS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шаляпина С. В.

Введение. В статье представлено исследование по проблеме содействия профессиональному самоопределению студентов педагогического вуза посредством дополнительного профессионального образования и, в частности, проб по смежным педагогическим профессиям. В качестве решения данной проблемы в Томском государственном педагогическом университете был разработан региональный проект «Грани дополнительного образования» (далее Проект). Методология. В качестве теоретико-методологической основы автор опирается на исследования российских ученых конца XX начала XXI в. (В. Н. Шубкин, Е. А. Климов, О. В. Голубева и др.). Выявленное противоречие и обозначенная проблема позволили сформулировать цель: разработка и реализация Проекта как формы содействия профессиональному самоопределению студентов посредством дополнительного образования и профессиональных проб по должности педагога дополнительного образования. Исследование проводится на основе теоретических (изучение статистики, анализ литературы, моделирование работы) и эмпирических (наблюдение, эксперимент, анкетирование) методов. Результаты. На данный момент исследование находится на формирующем этапе, но уже можно говорить о первых серьезных результатах: разработан и начат Проект, команду которого составили 26 студентов ТГПУ и 108 школьников 1-4-го классов школ Томского района; запущены программа дополнительного профессионального образования студентов и профессиональные пробы: проведено анкетирование, определены микрогруппы, студентами разработаны 7 дополнительных общеразвивающих программ для детей, после чего студенты приступили к реализации этих программ для младших школьников Томского района. Заключение. Контрольное анкетирование студентов-участников Проекта показало, что у них наблюдаются интерес и полная включенность в деятельность педагога дополнительного образования, а анкетирование детей-участников Проекта выявило, что всем респондентам нравится посещать организованные занятия, и они планируют продолжать обучение. Таким образом, уже сейчас есть основания утверждать, что проект «Грани дополнительного образования» можно рассматривать как одну из форм профессионального самоопределения студентов педагогического вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шаляпина С. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROJECT “FACETS OF ADDITIONAL EDUCATION” AS A FORM OF ASSISTING PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF STUDENTS OF PEDAGOGICAL UNIVERSITY

Introduction. The article presents a research in contributing to professional self-determination of students of a pedagogical university by means of additional professional education and trials in related pedagogical professions. As a way of solving this problem there has been put forward the regional project “Facets of Additional Education” set up by Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education “Tomsk State Pedagogical University”. Methods. For theoretical and methodological basis of the research the author chooses researches by the Russian scientists of the end of the XX century the beginning of the XXI century (V. N. Shubkin, E. A. Klimov, O. V. Golubeva, etc.). The revealed contradiction and the defined problem allowed to formulate the aim of research: to set up and carry out the Project as a form of contributing to professional self-determination of students by means of additional professional education and professional trials as teachers of additional education. The research is carried out by means of theoretical (analyzing statistics, analyzing scientific publications, modeling the project work) and empirical (observation, experiment, questioning) methods. Results. At present the research is at the forming stage, but the following results can already be revealed: we have set up and begun to carry out the Project, within which a group of participants (26 students of TSPU and 108 children going to 1-4 grades of schools of the Tomsk district) was made up, a program of additional professional education and professional trials have been realized, questioning has been issued, micro groups have been determined, students have worked out 7 additional programs of general development for children, after which students begin to realize these programs for elementary school children of the Tomsk district. Conclusion. Control questioning of students who are the participants of the Project has showed the students’ interest and 100 % involvement of the teacher into additional education. Questioning of children who are the participants of the Project revealed that 100 % respondents like to come to the organized lessons and they plan to continue studying. To sum up, it is reasonable to state that the Project “Facets of Additional Education” can be considered as a form of self-determination of students of a pedagogical university.

Текст научной работы на тему «Проект «Грани дополнительного образования» как форма содействия профессиональному самоопределению студентов педагогического вуза»

УДК/UDC 378.37(571.16) С. В. Шаляпина

S. Shalyapina

ПРОЕКТ «ГРАНИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» КАК ФОРМА СОДЕЙСТВИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ

СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

PROJECT "FACETS OF ADDITIONAL EDUCATION" AS A FORM OF ASSISTING PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF STUDENTS OF PEDAGOGICAL UNIVERSITY

Введение. В статье представлено исследование по проблеме содействия профессиональному самоопределению студентов педагогического вуза посредством дополнительного профессионального образования и, в частности, проб по смежным педагогическим профессиям. В качестве решения данной проблемы в Томском государственном педагогическом университете был разработан региональный проект «Грани дополнительного образования» (далее — Проект).

Методология. В качестве теоретико-методологической основы автор опирается на исследования российских ученых конца XX - начала XXI в. (В. Н. Шубкин, Е. А. Климов, О. В. Голубева и др.). Выявленное противоречие и обозначенная проблема позволили сформулировать цель: разработка и реализация Проекта как формы содействия профессиональному самоопределению студентов посредством дополнительного образования и профессиональных проб по должности педагога дополнительного образования.

Исследование проводится на основе теоретических (изучение статистики, анализ литературы, моделирование работы) и эмпирических (наблюдение, эксперимент, анкетирование) методов.

Результаты. На данный момент исследование находится на формирующем этапе, но уже можно говорить о первых серьезных результатах: разработан и начат Проект, команду которого составили 26 студентов ТГПУ и 108 школьников 1-4-го классов школ Томского района; запущены программа дополнительного профессионального образования студентов и профессиональные пробы: проведено анкетирование, определены микрогруппы, студентами разработаны 7 дополнительных общеразвивающих программ для детей, после чего студенты приступили к реализации этих программ для младших школьников Томского района.

Заключение. Контрольное анкетирование студентов-участников Проекта показало, что у них наблюдаются интерес и полная включенность в деятельность педагога дополнительного образования, а анкетирование детей-участников Проекта выявило, что всем респондентам нравится посещать организованные занятия, и они планируют продолжать обучение.

Таким образом, уже сейчас есть основания утверждать, что проект «Грани дополнительного образования» можно рассматривать как одну из форм профессионального самоопределения студентов педагогического вуза.

Introduction. The article presents a research in contributing to professional self-determination of students of a pedagogical university by means of additional professional education and trials in related pedagogical professions. As a way of solving this problem there has been put forward the regional project "Facets of Additional Education" set up by Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Tomsk State Pedagogical University".

Methods. For theoretical and methodological basis of the research the author chooses researches by the Russian scientists of the end of the XX century — the beginning of the XXI century (V. N. Shubkin, E. A. Klimov, O. V. Golubeva, etc.). The revealed contradiction and the defined problem allowed to formulate the aim of research: to set up and carry out the Project as a form of contributing to professional self-determination of students by means of additional professional education and professional trials as teachers of additional education.

The research is carried out by means of theoretical (analyzing statistics, analyzing scientific publications, modeling the project work) and empirical (observation, experiment, questioning) methods.

Results. At present the research is at the forming stage, but the following results can already be revealed: we have set up and begun to carry out the Project, within which a group of participants (26 students of TSPU and 108 children going to 1-4 grades of schools of the Tomsk district) was made up, a program of additional professional education and professional trials have been realized, questioning has been issued, micro groups have been determined, students have worked out 7 additional programs of general development for children, after which students begin to realize these programs for elementary school children of the Tomsk district.

Conclusion. Control questioning of students who are the participants of the Project has showed the students' interest and 100 % involvement of the teacher into additional education. Questioning of children who are the participants of the Project revealed that 100 % respondents like to come to the organized lessons and they plan to continue studying.

To sum up, it is reasonable to state that the Project "Facets of Additional Education" can be considered as a form of self-determination of students of a pedagogical university.

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, дополнительное образование, проект, профессиональная проба.

Keywords: professional self-determination, additional education, project, professional trials.

Введение

В данной статье речь пойдет о реализуемом в ФГБОУ ВО «Томский государственный педагогический университет» (ТГПУ) региональном проекте «Грани дополнительного образования» (далее — Проект).

История Проекта началась с обозначенной потребности наших социальных партнеров — управления образования Томского района — в привлечении студентов к организации программ дополнительного образования для детей Томского района. На основе приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей» 2016 г., «майских указов» 2012 г. Президента РФ В. В. Путина и других федеральных документов коллеги, работающие со школьниками, провели анализ и выявили нехватку организационно-педагогических ресурсов для своевременного и качественного выполнения поставленных задач.

Увеличить число детей Томского района, вовлеченных в дополнительное образование, включая ресурс студентов ТГПУ, было первой предпосылкой Проекта. Второй — привлечь студентов к проведению занятий в соответствии с нормативно-правовой базой и получить качественные образовательные результаты. Третьей и основной предпосылкой для авторов, уделяющих большое внимание проблеме профессионального самоопределения, стало то, что для студентов, вовлеченных во взаимодействие с детьми, эта деятельность может стать одной из форм содействия профессиональному самоопределению.

Для университета и организаторов Проекта профессиональное самоопределение студентов имеет особую актуальность, поскольку заказ государства на подготовку высокопрофессиональных педагогических кадров можно осуществить при условии, если выпускниками ТГПУ будут не просто специалисты, обладающие определенным уровнем предметных и психолого-педагогических знаний, а желающие работать с детьми и планирующие связать свою трудовую деятельность с педагогической профессией.

Нам, как организаторам и исследователям, было важно разработать ресурсный Проект, нацеленный на содействие профессиональному самоопределению, в рамках которого для студентов будет организовано дополнительное профессиональное образование и реальный процесс профессиональных проб. Целенаправленно к участию в Проекте были приглашены студенты, не рассматривающие вариант трудоустройства школьным учителем, но при этом не исключающие возможность своего профессионального развития в области образования. В Проекте им предоставляется возможность попробовать себя в должности педагога дополнительного образования, что может способствовать их профессиональному самоопределению.

Методология

Говоря о профессиональном самоопределении, в качестве теоретико-методологической основы мы опираемся на исследования российских ученых В. Н. Шубкина [1], И. С. Кона [2], Е. А. Климова [3; 4], Д. Л. Константиновского [5], Н. С. Пряжникова [6], В. Ю. Дементьева [7, с. 132],

Е. Н. Шаровой и Т. В. Мулиной [8, с. 52], Т. В. Жуковской [9, с. 9], которые в общем смысле рассматривали профессиональное самоопределение как процесс выбора профессии и определения своего места в жизни. Акцентируя внимание на профессиональном педагогическом самоопределении, мы поддерживаем идею О. В. Голубевой, которая пишет о том, что профессиональное самоопределение будущего педагога «представляет собой длительный, динамичный, целостный процесс вхождения в профессию, результат выбора и проектирования будущей профессионально-педагогической деятельности» [Ю, с. 19].

О важности профессионального самоопределения говорили многие общественные деятели и исследователи. В реальной подготовке студентов педагогических вузов в период прохождения обязательной производственной практики предусмотрены профессиональные пробы по основному профилю подготовки, при этом прослеживается недостаточность пробных действий по смежным педагогическим профессиям: устранение этого дефицита было положено в основу Проекта. Данный дефицит позволяет сформулировать проблему: поиск формы содействия профессиональному самоопределению студентов посредством дополнительного образования и профессиональных проб по смежным педагогическим профессиям.

Цель исследования: разработка и реализация Проекта как формы содействия профессиональному самоопределению студентов посредством дополнительного образования и профессиональных проб по должности педагога дополнительного образования.

Исследование проводится на основе теоретических (изучение статистики охвата детей Томского района дополнительным образованием; анализ литературы по профессиональному самоопределению и организации профессиональных проб; моделирование структуры и работы по Проекту) и эмпирических (наблюдение за процессом обучения и профессиональных проб студентов; эксперимент «Реализация дополнительных общеразвивающих программ»; анкетирование студентов и школьников) методов.

Говоря о проекте «Грани дополнительного образования», уточним, что вслед за учеными В. Н. Бурковым, А. М. Новиковым, Д. А. Новиковым под проектом мы понимаем «ограниченное во времени целенаправленное изменение отдельной системы с установленными требованиями к качеству результатов, возможными рамками расхода средств и ресурсов и специфической организацией» [11, с. 14]. Переходя к названию Проекта — «Грани дополнительного образования», остановимся на понимании определения и процесса «дополнительное образование».

Мы понимаем дополнительное образование как, во-первых, уникальное пространство, погрузившись в которое, каждый человек (ребенок, подросток, студент, взрослый) может сделать свой мир интереснее, насыщеннее, развить свои способности, компетенции, или даже раскрыть таланты и новые личностные грани; во-вторых, идеальная форма организации досуга и профилактики зависимостей как детей, так и взрослых; в-третьих, одно из средств профориентации и профессионального самоопределения человека.

Вышеуказанные аспекты полностью вписываются в определение дополнительного образования, данное в Федеральном законе № 273 «Об образовании в Российской Федерации», в котором говорится, что «дополнительное образование — вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования» [12, п. 14 ст. 2]. Дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование [12, п. 6 ст. 10].

Основная содержательная идея Проекта заключается в том, что дополнительное профессиональное образование, профессиональные пробы студентов способствуют их профессиональному самоопределению и повышают доступность дополнительного образования детей, так как участниками реализуемых дополнительных общеразвивающих программ (в рамках профессиональных проб) являются дети, ранее не охваченные дополнительным образованием, которым предоставляется возможность в своей школе посещать организуемые студентами кружки и секции.

Отсюда формируются две содержательные линии Проекта, соответствующие двум подвидам дополнительного образования.

Таблица 1

Содержательные линии Проекта (далее — СЛП)

Структурные элементы I СЛП: дополнительное профессиональное образование II СЛП: дополнительное образование детей

Целевая аудитория Студенты ТГПУ, обучающиеся по укрупненной группе специальностей 44.00.00 Образование и педагогические науки, не рассматривающие вариант трудоустройства школьным учителем и не исключающие возможность своего профессионального развития в области образования Дети — обучающиеся Томского района, неохваченные дополнительным образованием

Мотивация участия в Проекте — Получение дополнительного профессионального образования; — погружение в специфику деятельности педагога дополнительного образования — Знакомство с выбранным видом деятельности; — внеучебная занятость; — общение, социализация, самовыражение

Вид образовательной программы Программа дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) Дополнительные общеразвивающие программы, разработанные студентами

Результат Повышение уровня профессионального самоопределения и профессионального развития Знакомство с каким-либо видом деятельности в области дополнительного образования, интерес к дальнейшему развитию

В Проекте определены две группы задач.

Организационно-педагогические:

• выявить заинтересованных участников Проекта;

• разработать и реализовать дополнительную профессиональную программу (повышения квалификации) студентов ТГПУ;

• создать условия для реализации дополнительных общеразвивающих программ в школах Томского района;

• организовать и сопровождать этап профессиональных проб студентов;

• разработать и реализовать дополнительные общеразвивающие программы для обучающихся общеобразовательных учреждений — партнеров Проекта.

Образовательно-воспитательные:

• способствовать формированию творческих, физических, интеллектуальных, профессиональных способностей и возможностей детей и студенческой молодежи;

• содействовать формированию у участников Проекта коммуникативных и познавательных компетенций;

• способствовать формированию культуры организации досугового времени участников Проекта;

• содействовать социализации и профессиональному самоопределению студентов ТГПУ и детей, участников Проекта.

Результаты

Переходя к описанию практической деятельности в рамках Проекта и ее результатам, отметим, что Проект стартовал в феврале 2019 г Партнером Проекта стало управление образования Томского района.

Организационно-подготовительный этап Проекта предполагал подготовку нормативно-правовой базы (положение, распоряжение ректора, договор о сотрудничестве), разработку программы повышения квалификации «Психолого-педагогические и методические особенности организации продуктивной деятельности в дополнительном образовании детей» и формирование команды участников. Ими стали 26 студентов 2-5-го курсов четырех факультетов ТГПУ (физико-математический, культуры и искусств, технологии и предпринимательства, физической культуры и спорта), замотивированные на дополнительное профессиональное образование и прохождение профес-

сиональных проб, а также 108 обучающихся 1-4-го классов Томской области, не охваченных дополнительным образованием, имеющих свободное время и интерес к развитию по какому-либо направлению деятельности.

Основной этап Проекта начался с реализации программы дополнительного профессионального образования для студентов — участников Проекта. После этого мы перешли к профессиональным пробам.

Еще раз отметим, что профессиональные пробы активно используются при получении высшего педагогического образования во время обязательной производственной практики студентов, но в проекте «Грани дополнительного образования» они приобретают особую актуальность, так как осуществляются в рамках дополнительного профессионального образования по смежной педагогической специальности «Педагог дополнительного образования». При сохранении основного содержания профессиональной пробы с учетом позиций исследователей С. Н. Чистяковой [13], Л. С. Деминой, Л. Г Смышляевой, Г Ю. Титовой [14; 15] в Проекте организуется полное погружение студентов в деятельность педагога дополнительного образования и работу организуемого кружка, студии или творческого объединения детей. Для каждого из студентов профессиональная проба проходит как законченный трудовой цикл, во время которого они находятся в условиях, максимально приближенных к профессиональной деятельности педагога дополнительного образования.

В соответствии с методологией профессиональных проб на вводно-ознакомительном этапе профессиональных проб было проведено входное анкетирование 26 студентов — участников Проекта по вопросам профессионального самоопределения и осведомленности о работе системы дополнительного образования. По его итогам: 15 респондентов (57 %) не планируют работать школьными учителями, но рассматривают вариант профессионального развития в педагогической сфере; 7 человек (27 %) впервые знакомятся со спецификой работы педагога дополнительного образования, 18 опрошенных (69 %) имели поверхностное представление и только 1 студент (4 %) хорошо знаком с этой деятельностью и пробовал себя в качестве помощника педагога дополнительного образования.

На подготовительном этапе профессиональных проб в рамках индивидуальных бесед и групповых встреч определились микрогруппы и интересные для них виды деятельности: робототехника, компьютерная графика, изобразительное искусство, хореография, декоративно-прикладное искусство, легкая атлетика, волейбол.

Исполнительский этап профессиональных проб начался с проектирования дополнительных общеразвивающих программ для детей младшего школьного возраста. В результате было подготовлено 7 дополнительных общеразвивающих программ [16]:

• «Азы современной хореографии» (авторы: С. В. Гунина, В. С. Гиленко, Р. А. Матвеева, А. В. Теленкова);

• «Юный инженер» (авторы: О. С. Нетесова, Т. А. Архипова, А. В. Батурина, А. А. Буркина, А. И. Соловатов);

• «Веселый мяч» (авторы: П. А. Воякин, О. Р. Бокарева, А. Д. Крымский, Е. И. Терентьева);

• «Вместе с красками по сказкам» (авторы: А. Е. Новокрещенова, К. С. Чернов, А. А. Борисова);

• «Шкатулка идей для досуга» (авторы: М. В Галич, Н. В. Нем, А. В. Никитина, Ю. И. Опалева, А. А. Просина, Е. В. Хомиц, В. С. Чипакова, К. А. Шатрова);

• «Спринтером стать поможем» (авторы: П. А. Воякин, О. Р. Бокарева, В. Ю. Жабина, А. Т. Голунов, Е. С. Мауль);

• «Компьютерная графика» (авторы: О. С. Нетесова, Ю. А. Варкентин, Д. Р. Зимадеева).

Студенты приступили к реализации разработанных программ, в том числе проведению занятий и мастер-классов для обучающихся, которые по разным причинам не могут посещать учреждения дополнительного образования.

На исполнительском этапе профессиональной пробы студенты последовательно продвигаются, повышая уровень сложности поставленных перед ними задач, получая консультации и демонстрируя результаты своей работы на общих встречах.

Необходимо отметить, что на всех этапах Проекта студентов сопровождают кураторы факультета, а во время выездов в школы, на базах которых реализуются программы, поддержку и наставничество оказывают кураторы Проекта от образовательных учреждений — профессионалы с многолетним опытом.

Профессиональные пробы продолжатся до декабря 2019 г, а в январе 2020 г, на заключительном этапе Проекта, запланировано итоговое анкетирование участников, проведение круглого стола с партнерами и анализ деятельности по Проекту.

Заключение

Анкетирование студентов ТГПУ, погруженных в рамках Проекта в деятельность педагога дополнительного образования, проведенное на исполнительском этапе профессиональных проб, показало, что на вопрос «Помогло ли Вам участие в Проекте получить полное представление о специфике работы педагога дополнительного образования?» все респонденты ответили утвердительно, и 11 опрошенных (42 %) подтвердили, что будут рассматривать вариант трудоустройства на должность педагога дополнительного образования. Таким образом, уже сейчас есть основания утверждать, что Проект «Грани дополнительного образования» можно рассматривать как одну из форм профессионального самоопределения студентов педагогического вуза.

Кроме того, анкетирование 108 детей Томского района, участников реализуемых дополнительных общеразвивающих программ (многие из которых едут на занятия из соседней деревни или идут пешком один-два километра), выявило, что все они рады посещать организованные занятия и планируют продолжать обучение.

Анализируя первые результаты Проекта «Грани дополнительного образования», можем констатировать его эффективность и рассматривать как механизм решения обозначенной в данной статье проблемы. Оригинальность Проекта, на наш взгляд, заключается в том, что через организацию профессиональных проб и дополнительное образование студентов повышается уровень их профессионального самоопределения, практических умений, а также расширяются возможности дополнительного образования для детей Томской области.

Литература

1. Шубкин В. Н. Социология и общество: Научное познание и этика науки [Электронный ресурс]. М., 2010. 424 с. URL: http://www.isras.ru/publ.html?id=1792 (дата обращения: 15.12.2018).

2. Кон И. С. В поисках себя. Личность и ее самопознание [Электронный ресурс]. М., 1984. URL: http://www.bim-bad.ru/ docs/kon_personality_selfconscience.pdf (дата обращения: 26.12.2018).

3. Климов Е. А. Как выбрать профессию. М., 1990. 159 с.

4. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения [Электронный ресурс]. М., 2010. 304 с. URL: http:// academia-moscow.ru/ftp_share/_books/fragments/fragment_21192.pdf (дата обращения: 04.01.2019).

5. Константиновский Д. Л. Самоопределение или адаптация? [Электронный ресурс] // Мир России. 2003. № 2. URL: http://ecsocman.hse.ru/data/287/938/1219/2003_n2_p123-143.pdf (дата обращения: 21.12.2018).

6. Пряжников Н. С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения [Электронный ресурс]. М. ; Воронеж, 2003. 400 с. URL: http://psychlib.ru/mgppu/PMa-2003/PMa-393.htm#$p1 (дата обращения: 06.01.2019).

7. Дементьева В. Ю. Профессиональное самоопределение студенческой молодежи среднего российского города : авто-реф. дис. ... канд. социол. наук. Новочеркасск, 2006. 28 с.

8. Шарова Е. Н., Мулина Т. В. Профессиональное самоопределение молодежи в условиях социокультурной трансформации Российского общества [Электронный ресурс] // Журнал социологии и социальной антропологии. 2010. Т. 13, № 1. С. 50-68. URL: http://ecsocman.hse.ru/text/35862636.html (дата обращения: 06.01.2019).

9. Жуковская Т. В. Стимулирование профессионального самоопределения студентов в вузе : автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2006. 28 с.

10. Голубева О. В. Профессиональное самоопределение будущего учителя в процессе педагогической практики : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Нижний Новгород, 2010.

11. Новиков А. М., Новиков Д. А. Образовательный проект (методология образовательной деятельности). М., 2004. 120 с.

12. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ. URL: http:// legalacts.ru/doc/273_FZ-ob-obrazovanii/ (дата обращения: 13.04.2019).

13. Профессиональные пробы и выбор профессии: книга для учителя / под ред.С. Н. Чистяковой. М., 2011. 152 с.

14. Демина Л. С. Особенности организации профессиональных проб при подготовке социальных педагогов в вузе [Электронный ресурс] // Вестник ТГПУ. 2015. № 3 (156). С. 136-140. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-organizatsii-professionalnyh-prob-pri-podgotovke-sotsialnyh-pedagogov-v-vuze (дата обращения: 17.04.2019).

15. Смышляева Л. Г., Демина Л. С., Титова Г. Ю. Профессиональная проба как педагогическая технология [Электронный ресурс] // Высшее образование в России. 2015. № 4. С. 65-69. URL: https://tiei.ru/wp-content/uploads/ Professionalnaya-proba-kak-pedagogicheskaya-tehnologiya.pdf (дата обращения: 16.04.2019).

16. Основы вожатской деятельности : практикум / под общ. ред. Г. Ю. Титовой, Н. М. Михайловской, О. В. Перовой, С. В. Шаляпиной. Томск, 2019. 108 с.

References

1. Shubkin V. N. Sotsiologiya i obshchestvo: Nauchnoe poznanie i etika nauki [Sociology and Society: Cognition and scientific ethics]. Moscow, 2010, 424 p. Available at: http://www.isras.ru/publ.html?id=1792 (accessed 15.12.2018). (In Russian).

2. Kon I. S. V poiskakh sebya. Lichnost' i ee samopoznanie [In Search of Yourselves. Personality and their Self-understanding]. Moscow, 1984. Available at: http://www.bim-bad.ru/docs/kon_personality_selfconscience.pdf (accessed 26.12.2018). (In Russian).

3. Klimov E. A. Kak vybrat' professiyu [How to Choose a Profession], Moscow, 1990, 159 p. (In Russian).

4. Klimov E. A. Psikhologiya professional'nogo samoopredeleniya [Psychology of Professional Self-determination]. Moscow, 2010, 304 p. Available at: http://academia-moscow.ru/ftp_share/_books/fragments/fragment_21192.pdf (accessed 4.01.2019). (In Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Konstantinovskii D. L. Samoopredelenie ili adaptaciya? [Self-determination or Adaptation?]. World of Russia, 2003, no. 2. Available at: http://ecsocman.hse.ru/data/287/938/1219/2003_n2_p123-143.pdf (accessed 21.12.2018). (In Russian).

6. Pryazhnikov N. S. Metody aktivizatsii professional'nogo i lichnostnogo samoopredeleniya [Methods of Encouraging Professional and Personal Self-determination]. Moscow, Voronezh, 2003, 400 p. Available at: http://psychlib.ru/mgppu/PMa-2003/ PMa-393.htm#$p1 (accessed 6.01.2019). (In Russian).

7. Dement'eva V. Yu. Professional'noe samoopredelenie studencheskoi molodezhi srednego rossiiskogo goroda [Professional Self-determination of Youth of an Average Russian City]. Abstract of Ph. D. thesis. Novocherkassk, 2006, 28 p. (In Russian).

8. Sharova E. N., Mulina T. V. Professional'noe samoopredelenie molodezhi v usloviyah sociokul'turnoj transformacii Rossijskogo obshchestva [Professional Self-determination of Youth At Socio-cultural Transformation of the Russian Society]. Journal of Sociology and Social Anthropology, 2010, vol. 13, no. 1, pp. 50-68. Available at: http://ecsocman.hse.ru/text/35862636. html (accessed 6.01.2019). (In Russian).

9. Zhukovskaya T. V. Stimulirovanie professional'nogo samoopredeleniya studentov v vuze [Encouraging Professional Self-determination of Students in an Institution of Higher Education]. Abstract of Ph. D. thesis. Moscow, 2006, 28 p. (In Russian).

10. Golubeva O. V. Professional'noe samoopredelenie budushchego uchitelya v protsesse pedagogicheskoi praktiki [Professional Self-determination of the Future Teacher During Internship]. Abstract of Ph. D. thesis. Nizhny Novgorod, 2010, 28 p. (In Russian).

11. Novikov A. M., Novikov D. A. Obrazovatel'nyi proekt (metodologiya obrazovatel'noi deyatel'nosti) [Educational Project (Methodology of Educational activities)]. Moscow, 2004, 120 p. (In Russian).

12. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii [On Education in Russian Federation]. Federal Law of December 29, 2012 No. 273-FZ. Available at: http://legalacts.ru/doc/273_FZ-ob-obrazovanii/ (accessed 13.04.2019). (In Russian).

13. Professional'nye proby i vybor professii [First Professional Attempts and the Choice of a Profession]. Ed. S. N. Chistyakova. Moscow, 2011, 152 p. (In Russian).

14. Demina L. S. Osobennosti organizacii professional'nyh prob pri podgotovke social'nyh pedagogov v vuze [Features of organization of professional probation when training social pedagogues in higher school]. Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2015, no. 3 (156), pp. 136-140. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-organizatsii-professionalnyh-prob-pri-podgotovke-sotsialnyh-pedagogov-v-vuze (accessed 17.04.2019). (In Russian).

15. Smyshlyaeva L. G., Demina L. S., Titova G. Yu. Professional'naya proba kak pedagogicheskaya tekhnologiya [Professional Probation as a Pedagogical Technology]. Higher Education in Russia, 2015, no. 4, pp. 65-69. Available at: https://tiei.ru/ wp-content/uploads/Professionalnaya-proba-kak-pedagogicheskaya-tehnologiya.pdf (accessed 16.04.2019). (In Russian).

16. Osnovy vozhatskoi deyatel'nosti [Basic Characteristics of Activities of Youth Leaders]. Eds. G. Yu. Titova, N. M. Mikhailovskaya, O. V. Perova, S. V. Shalyapina. Tomsk, 2019, 108 p. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.