Научная статья на тему 'Использование профессиональных проб при подготовке социальных педагогов на уровнях бакалавриата и магистратуры'

Использование профессиональных проб при подготовке социальных педагогов на уровнях бакалавриата и магистратуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
188
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PROFESSIONAL PROBATION / PROFESSIONAL TRAINING OF SOCIAL TEACHERS / PROFESSIONALIZATION / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОБА / ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ / ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Демина Людмила Сергеевна

Представлены механизмы использования профессиональной пробы как специально организованного действия, которое является эффективным способом подготовки социальных педагогов в вузе для решения задач их самоопределения при выборе специализации в контексте акменаправленной профессионализации. Раскрыт потенциал профессиональной пробы, проявляющийся в планировании студентом собственного карьерного развития, формировании мотивации к самосовершенствованию, преодолению трудностей в профессиональной деятельности. Обозначены возможности использования профессиональных проб в процессе непрерывной профессионализации будущих социальных педагогов на уровнях бакалавриата и магистратуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Демина Людмила Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF PROFESSIONAL PROBATIONS AT TRAINING OF SOCIAL TEACHERS IN HIGHER SCHOOL: INTERRELATION BETWEEN UNDERGRADUATE AND GRADUATE LEVELS

In the article the author describes the mechanism of using professional probations as a specially organized action, which is an effective method of training of social teachers in higher school at the undergraduate and graduate levels to meet the challenges of self-determination in the choice of specialization in the context of acme-directed professionalization. The results of directed, systematic, phased-organized inclusion of future social teachers in professional probations are forming students’ professional competencies, the development of motivation to achieve high results in educational and professional activities, self-determination in specialization, planning professional selfdevelopment. The author shows how to use professional probations during continuous professionalization of social teachers at the undergraduate and graduate levels.

Текст научной работы на тему «Использование профессиональных проб при подготовке социальных педагогов на уровнях бакалавриата и магистратуры»

Л. С. Демина. Использование профессиональных проб при подготовке социальных педагогов...

УДК 378.147.88

Л. С. Демина

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРОБ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ

НА УРОВНЯХ БАКАЛАВРИАТА И МАГИСТРАТУРЫ

Представлены механизмы использования профессиональной пробы как специально организованного действия, которое является эффективным способом подготовки социальных педагогов в вузе для решения задач их самоопределения при выборе специализации в контексте акменаправленной профессионализации. Раскрыт потенциал профессиональной пробы, проявляющийся в планировании студентом собственного карьерного развития, формировании мотивации к самосовершенствованию, преодолению трудностей в профессиональной деятельности. Обозначены возможности использования профессиональных проб в процессе непрерывной профессионализации будущих социальных педагогов на уровнях бакалавриата и магистратуры.

Ключевые слова: профессиональная проба, подготовка будущих социальных педагогов, профессионализация.

Современный выпускник вузовской программы подготовки социально-педагогических кадров должен быть в полной мере готов к осуществлению своей будущей профессиональной деятельности согласно требованиям, обновленным на нормативно-правовом уровне. Его деятельность как педагога предполагает овладение профессиональными (трудовыми) действиями, описанными в профессиональном и образовательном стандартах, а также компетенциями и знаниями, необходимыми для их осуществления. Помимо вышеизложенного, в связи с тем что область практической социально-педагогической деятельности очень широка, будущий социальный педагог должен быть подготовлен к реализации профессиональных действий в рамках конкретного направления (специализации). Освоить данное направление педагогической деятельности в учебной аудитории сложно, поэтому в процессе подготовки будущего социального педагога в вузе необходимо использовать профессиональные пробы. Однако их реализация в данном случае будет связана главным образом не с их традиционной задачей (профориентацией), а скорее с возможностями профессиональной пробы как средства формирования у будущих социальных педагогов навыков осуществления профессиональных действий и направленности на акме.

Двухуровневая система подготовки социальных педагогов в вузе позволит реализовать идею «образование через всю жизнь», которая обусловливает задачи направленности образования на личность обучаемого, ее всестороннее развитие; подготовки к непрерывному образованию; ориентации на самообразование, мотивации к пополнению знаний и формирование готовности к переквалификации в зависимости от условий рынка труда [1, 2].

Процесс профессионализации будущих педагогов требует организационно-методического обеспечения, важнейшим компонентом которого, по мнению авторов, выступает такое образовательное явление, как профессиональная проба. Потенциал

профессиональных проб как образовательного явления и средства профессионализации личности был отмечен многими современными учеными. В данном исследовании используется трактовка этого понятия С. Н. Чистяковой. В ее трудах профессиональная проба трактуется как специально организованное испытание, максимально приближенное к ситуации реальной профессиональной деятельности. Основная цель профессиональной пробы - знакомство молодежи с различными аспектами профессиональной деятельности, вовлечение в создание реальных материальных и нематериальных продуктов с последующим рефлексивным осмыслением приобретенного опыта [3].

Профессиональные пробы, направленные на решение конкретной социально-педагогической проблемы, развитие профессиональных действий и самой профессиональной деятельности будущих социальных педагогов, становятся одним из важных механизмов соединения теории, практики и науки в процессе их подготовки на уровне бакалавриата. Представим кратко опыт организации профессиональных проб при подготовке социальных педагогов в Томском государственном педагогическом университете, отражающий особенности встраивания профессиональных проб в основную образовательную программу на уровне бакалавриата.

Профессиональные пробы включены в различные виды образовательной деятельности студентов в рамках основных образовательных программ соответственно учебным планам (изучение профильных дисциплин, выполнение научно-исследовательской работы, прохождение учебной и производственной практик, внеучебная деятельность). Обязательным компонентом образовательных программ профессиональной подготовки педагога выступает практика, которая рассматривается авторами как интегрированное пространство концентрации профессиональных проб. При организации практики важно осуществлять консультационно-наставническую поддержку студентам как

Вестник ТГПУ (ТБРиБи1Шт). 2016. 5 (170)

необходимое условие продуктивности их рефлексивного осмысления педагогического опыта, полученного в ходе профессиональных проб.

Подготовка магистров к профессиональной социально-педагогической деятельности на основе профессиональных проб предполагает большую самостоятельность студентов. Магистр должен иметь право занимать более высокие должности, это профессионал, способный решить самые сложные задачи в своей сфере, обладающий аналитическим мышлением и способностями к прогнозированию. Как правило, магистрант ориентируется на научно-исследовательскую и (или) преподавательскую работу. В связи с этим организация профессиональных проб магистров основывается на некоторых ключевых позициях:

- ориентация студентов на активный поиск новых способов решения актуальных социально-педагогических проблем. Так как магистр является специалистом более высокого уровня, он должен уметь анализировать социально-педагогическую реальность и быстро реагировать на изменение ее проблемного поля, развивать инновационные подходы в опыте практической деятельности;

- акцентация содержания профессиональных проб магистров на научно-исследовательском направлении деятельности. При выполнении профессиональных проб магистрантам предлагается участвовать в научных конференциях и проектах. Также для специалиста такого уровня важно уметь управлять не только собственной исследовательской деятельностью, но и деятельностью исследовательского коллектива. В этих целях они

могут попробовать свои силы в качестве руководителя группы в разработке и реализации мини-проектов и пр.;

- формирование в процессе проб навыков наставнической деятельности. Для развития инновационного социально-педагогического опыта необходимо приобщать к нему молодых специалистов. В связи с этим магистрантам предлагаются пробы, ориентированные на взаимообучение, где студенты, работающие по профессии, обучают тех, кто не имеет опыта профессиональной социально-педагогической деятельности.

Систему профессиональных проб (ПП) магистров можно представить в аналогии с уровнем бакалавриата (таблица).

При планировании процесса профессиональных проб магистров учитываются те умения, которые они приобрели на уровне бакалавриата. Если магистранты получали подготовку в бакалавриате по другой специальности, им даются дополнительные задания для самостоятельной работы и предоставляется возможность пройти профессиональные пробы, предназначенные для бакалавров.

В процессе прохождения профессиональных проб было проведено анкетирование 60 обучающихся, по результатам которого 53 человека отметили, что пробы способствовали более глубокому пониманию содержания профессиональной деятельности; 37 человек указали, что пробы помогли в выборе специализации; 44 человека обозначили, что пробы дали им возможность раскрыть свои педагогические способности и выявить недостатки в

Использование профессиональных проб при подготовке социальных педагогов

на уровне магистратуры

Вид образовательной деятельности обучающихся Описание форм использования профессиональных проб

Изучение профильных дисциплин (методика и технологии работы социального педагога, психолого-педагогическая диагностика в работе социального педагога, теория и практика дополнительного образования детей и др.) Изучение теоретического материала как способа решения социально-педагогических проблем и задач. Формирование способов выполнения профессиональных действий в учебно-лабораторной среде. Учебные задания, организованные по типу ПП (контактное (аудиторное) обучение и обучение с использованием дистанционных технологий)

Научно-исследовательская и производственная практики Демонстрация образцов профессиональных действий, объединенных одной или несколькими трудовыми функциями. Попытки самостоятельного выполнения профессиональных заданий. Формирование списка педагогических проблем и задач. Выполнение ПП в реальной образовательной или социальной организации в условиях супервизии, взаимооценивания и самооценивания

НИРС (исследовательские проекты, научно-исследовательский семинар, подготовка магистерской диссертации, участие в научных конференциях и других мероприятиях) Анализ эффективности и затруднений в выполнении ПЛ. Анализ причин неэффективности и затруднений в профессиональной деятельности, построение нового профессионального действия, закрепление и развитие продуктивного опыта, обмен опытом

Внеучебная деятельность (волонтерство, конкурсы профессионального мастерства, олимпиады, участие в социальных проектах, мероприятиях в рамках воспитательной работы факультета, вуза и др.) Формирование общего способа профессиональных действий (понимание реализации профессионального действия в пространстве возможностей). Стихийное проявление эффектов ПП. Формирование индивидуального поля ПП

Л. С. Демина. Использование профессиональных проб при подготовке социальных педагогов.

знаниях. Таким образом, можно отметить, что формирование опыта профессиональной деятельности будущими социальными педагогами в вузе является целенаправленным, регулируемым процессом и задается особенностями содержания образования на каждом уровне (бакалавриат, магистратура) и посредством использования профессиональных проб. Профессиональная проба, в свою очередь, становится тем педагогическим явлением, которое обогащает содержание педагогической практики эффективными технологиями повышения готовности будущих социальных педагогов к самоопределению в специальности, самореализации и развитию в избранном направлении социально-педагогической деятельности.

В заключение следует отметить, что более детальное и системное изучение механизмов организации профессиональных проб, обеспечивающих непрерывную профессионализацию будущих бакалавра и магистра, нацеленных на социально-педагогическую деятельность, в течение их вузовской подготовки является весьма перспективным направлением научно-педагогических исследований. Так, на взгляд авторов, интересным было бы проведение специального исследования, связанного с изучением организации профессиональных проб в вузовской системе подготовки кадров для сферы социальной педагогики России, обеспечивающих развитие этой системы в направлении реализации ее акмепотенциала.

Список литературы

1. Еремина О. В. Возможности бакалавриата в подготовке квалифицированных специалистов // Высшее образование в России. 2010. № 12. С. 144-146.

2. Жигинас Н. В., Сухачёва Н. И. Профессионализация выпускников педагогического вуза как основа интеграции качественного образования // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2015. Вып. 6 (159). С. 56-62.

3. Профессиональные пробы и выбор профессии: книга для учителя / под ред. С. Н. Чистяковой. URL: http://www.prosv.ru/ebooks/ Chistakova_Prof-probi/4.html (дата обращения: 07.03.2014).

Демина Л. С., старший преподаватель.

Томский государственный педагогический университет.

Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061. E-mail: els@sibmail.com

Материал поступил в редакцию 08.02.2016.

L. S. Demina

USE OF PROFESSIONAL PROBATIONS AT TRAINING OF SOCIAL TEACHERS IN HIGHER SCHOOL: INTERRELATION

BETWEEN UNDERGRADUATE AND GRADUATE LEVELS

In the article the author describes the mechanism of using professional probations as a specially organized action, which is an effective method of training of social teachers in higher school at the undergraduate and graduate levels to meet the challenges of self-determination in the choice of specialization in the context of acme-directed professionalization. The results of directed, systematic, phased-organized inclusion of future social teachers in professional probations are forming students' professional competencies, the development of motivation to achieve high results in educational and professional activities, self-determination in specialization, planning professional self-development. The author shows how to use professional probations during continuous professionalization of social teachers at the undergraduate and graduate levels.

Key words: professional probation, professional training of social teachers, professionalization.

References

1. Eremina O. V. Vozmozhрnost¡ bakalavriata v podgotovke kvalifitsirovannykh spetsialistov [Opportunities of undergraduate training of qualified specialists]. Vissheye obrasovaniye v Rossii - Higher Education in Russia, 2010, no. 12, pp. 144-146 (in Russian).

2. Zhiginas N. V., Sukhacheva N. I. Professionalizatsiya vypusknikov pedagogicheskogo vuza kak osnova integratsii kachestvennogo obrazovaniya [Professionalization of pedagogical university graduates as the basis for the integration of high-quality education]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2015, vol. 6 (159), pp. 56-62 (in Russian).

3. Professionalniye probyi vyborprofessii: kniga dlya uchitelya [Professional probations and career choice: teacher's book]. Ed. S. N. Chistyakova. URL: http://www.prosv.ru/ebooks/Chistakova_Prof-probi74.html (acessed 7 March 2014) (in Russian).

Demina L. S.

Tomsk State Pedagogical University.

Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061. E-mail: els@sibmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.