Научная статья на тему 'Дни карьеры как форма содействия профессиональному самоопределению и трудоустройству студентов педагогического вуза'

Дни карьеры как форма содействия профессиональному самоопределению и трудоустройству студентов педагогического вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
122
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЕ СОБЫТИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ТРУДОУСТРОЙСТВО / CAREER-ORIENTED EVENT / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / EMPLOYMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шаляпина Светлана Васильевна

Описан положительный опыт реализации регионального профориентационного события «Дни карьеры в ТГПУ», являющегося одной из форм содействия профессиональному самоопределению и трудоустройству студентов федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Томский государственный педагогический университет». Описаны этапы «Дней карьеры», реализованные в 2017/18 учебном году, и подведены итоги с учетом мнения студентов-участников и результатов опроса по предполагаемому трудоустройству студентов – выпускников 2018 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шаляпина Светлана Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CAREER DAYS AS A FORM OF ASSISTANCE IN PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION AND EMPLOYMENT OF PEDAGOGICAL UNIVERSITY STUDENTS

This article describes the positive experience of the implementation of the regional career guidance event “Career Days at TSPU” (hereinafter referred to as the Event or Career Days at TSPU), which is one of the forms of promoting professional self-determination and employment of students of Tomsk State Pedagogical University. The key idea of this Event is to create a platform for meetings of employers and young specialists – graduates of TSPU and receive the latter, in the process of direct communication, specific information that motivates the development of a professional (pedagogical) trajectory. The paper describes the stages of the “Career Days in TSPU”, which were developed taking into account the understanding of employment as a process of finding suitable work, preparing for it and applying for this work: the first stage is the practical training “Resume Writing”; the second – inter-faculty events “Professional Navigator”; the third – meetings of senior students with the heads of municipal education authorities of the Tomsk region; the fourth stage is an open general university event “Fair of Pedagogical Vacancies”. The article also presents the principles of implementation (multi-entity, regionality, activity, individualization) and a key mechanism for implementing the Event, which is the interaction between the employment assistance department of the TSPU and the career guidance council, which includes representatives from all faculties of the university. The organizational, regulatory, methodical, informational, and staffing support for “Career Days at TSPU” is carried out by the administrative interaction of these structures. The article completed the presentation of the results of the implementation of the “Career Days in TSPU” for the 2017–2018 academic year, which is based on the opinions of the participating students.

Текст научной работы на тему «Дни карьеры как форма содействия профессиональному самоопределению и трудоустройству студентов педагогического вуза»

УДК 005.966:387.4-05787

йО! 10.23951/2307-6127-2019-1-79-83

ДНИ КАРЬЕРЫ КАК ФОРМА СОДЕЙСТВИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ И ТРУДОУСТРОЙСТВУ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

С. В. Шаляпина

Томский государственный педагогический университет, Томск

Описан положительный опыт реализации регионального профориентационного события «Дни карьеры в ТГПУ», являющегося одной из форм содействия профессиональному самоопределению и трудоустройству студентов федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Томский государственный педагогический университет». Описаны этапы «Дней карьеры», реализованные в 2017/18 учебном году, и подведены итоги с учетом мнения студентов-участников и результатов опроса по предполагаемому трудоустройству студентов - выпускников 2018 года.

Ключевые слова: профориентационное событие, профессиональное самоопределение, трудоустройство.

Проблема профессионального самоопределения последние десятилетия не теряет своей актуальности. Поступление в педагогический вуз зачастую продиктовано не осознанным выбором педагогической специальности, а массовым желанием получить высшее образование в принципе. Кроме того, часть студентов осознанно выбравших педагогическую специальность при поступлении, имеют нечеткое представление о реальной практической деятельности, содержании и условиях труда педагогического работника либо теряют мотивацию в процессе обучения, в результате чего трудоустраиваются по окончании вуза не по профилю.

С другой стороны, если в годы СССР престиж педагогической профессии не вызывал сомнений, а процесс трудоустройства происходил без затруднений: молодые педагоги по направлению педагогического вуза трудоустраивались в школы и становились частью уважаемого педагогического сообщества, то сегодня оба эти фактора очень неоднозначны.

С учетом вышеизложенного противоречия поддержка и содействие профессионально-педагогическому самоопределению студентов и подготовка их к процессу трудоустройства является важной задачей для всех субъектов данного процесса: студентов-выпускников, педагогического состава вуза, организаций-работодателей, нуждающихся в педагогических кадрах, руководителей муниципальных и региональных органов управления образованием.

Одной из форм содействия профессиональному (педагогическому) самоопределению и трудоустройству студентов педагогического вуза является реализуемое в ФГБОУ ВО «Томский государственный педагогический университет» (ТГПУ) региональное профориентационное событие «Дни карьеры в ТГПУ», направленное на подготовку студентов к процессу трудоустройства, адаптацию к рынку труда, осознание выпускниками своей востребованности и конкурентоспособности.

В контексте «Дней карьеры в ТГПУ» понимание словосочетания «профориентацион-ное событие» складывается из двух определений:

1) профессиональная ориентация, профориентация, выбор профессии или ориентация на профессию (лат. professio - род занятий и фр. orientation - установка) - система научно-обоснованных мероприятий, направленных на подготовку молодежи к выбору профессии (с учетом особенностей личности и потребностей народного хозяйства в кадрах), на оказание помощи молодежи в профессиональном самоопределении и трудоустройстве [1, с. 75];

2) событие (в ракурсе образовательного события) - образование в пространстве и времени, содержание которого характеризуется смыслами и ценностями; его организация определяется действием; основной функцией являются качественные изменения [2, с. 74].

Также в основу понимания «профориентационного события» положена позиция Л. В. Горюновой, которая отмечает личностно-смысловую значимость события и новую возможность профессионального движения [3].

Ключевая идея реализуемого в ТГПУ профориентационного события заключается в создании площадки для встреч работодателей и молодых специалистов - выпускников ТГПУ и получения в процессе прямого общения конкретной информации (знаний), мотивирующей на развитие профессиональной (педагогической) траектории.

Говоря о содействии профессиональному (педагогическому) самоопределению студентов - участников «Дней карьеры в ТГПУ», нужно начать с определения понятия «самоопределение». В словаре русского языка С. И. Ожегова (1987) понятие «самоопределиться» трактуется как процесс определения своего места в жизни, в обществе, осознания своих интересов [4].

Переходя к определению «профессиональное самоопределение», следует отметить, что большинство исследователей, занимавшихся этим вопросом, рассматривают процесс профессионального самоопределения (имея в виду выбор профессии) как существенную сторону развития личности (Е. А. Климов, 1974; Т. В. Кудрявцев, 1983; П. А. Шавир, 1981; В. В. Чебыщева, 1978; и др.). А в психологической литературе принято определять профессиональное самоопределение либо как акт, момент выбора профессии [5, с. 8], либо как длительный процесс, занимающий большую часть жизни индивида [6]. Авторы данной статьи как организаторы события при подготовке и организации «Дней карьеры в ТГПУ» взяли за основу позицию первых исследователей (например, А. М. Кухарчук и А. Б. Ценци-пер), которые считают, что «самостоятельный выбор профессии, осуществляемый в результате анализа своих внутренних ресурсов, в том числе и способностей, и соотнесение их с требованиями профессии следует назвать профессиональным самоопределением» [6, 7]. Но при этом поддерживают значимость социологического подхода к профессиональному самоопределению, который выдвигает на первый план потребности общества в педагогических кадрах [8].

Профессиональное самоопределение, являясь многоаспектной проблемой, в процессе «Дней карьеры в ТГПУ» предусматривает реализацию следующих принципов:

- принцип полисубъектности - объединение усилий всех заинтересованных субъектов (студенты-выпускники, работодатели), где каждый выполняет свои функциональные обязанности;

- принцип региональности - ориентация на особенности и потребности конкретных работодателей, системы образования и рынка труда Томской области;

- принцип активности - приоритет активной позиции всех участников события для достижения главной цели и решения поставленных задач;

- принцип индивидуализации - учет индивидуальных личностных способностей и предполагаемого места жительства студентов.

В качестве ключевого механизма, реализующего событие, выступает взаимодействие отдела содействия занятости ТГПУ и совета по профориентации, в состав которого входят представители всех факультетов вуза. Посредством административного взаимодействия данных структур осуществляется организационное, нормативно-методическое, информационное, кадровое обеспечение «Дней карьеры в ТГПУ».

Организационное обеспечение включает: подготовку и согласование графиков проведения мероприятий и этапов события; взаимодействие с организациями и учреждениями системы образования, культуры, спорта, социальной защиты Томской области; Ассоциацией молодых учителей Томской области; Центром занятости населения г. Томска и Томского района.

Нормативно-методическое обеспечение представлено: Положением о региональном профориентационном событии «Дни карьеры в ТГПУ»; приказом по вузу; методическими разработками практического занятия «Составление резюме» и лекции «Трудовое законодательство. О чем важно знать, выходя на рынок труда»; буклетами, методическими и презентационными материалами выступающих специалистов.

Информационное обеспечение осуществляется через размещение информации на официальном сайте ТГПУ (https://www.tspu.edu.ru), на сайте Центра содействия трудоустройству ТГПУ (http://jobcenter.tspu.edu.ru), посредствам рассылки положения и информационных писем социальным партнерам и другим потенциальным участникам события.

Кадровое обеспечение: преподавательский состав ТГПУ, привлеченные участники Ассоциации молодых учителей Томской области, руководители муниципальных органов управления образованием Томской области, руководители и специалисты Департамента общего образования Томской области, Центра занятости населения г. Томска и Томского района.

Работая в направлении трудоустройства будущих педагогов, организаторы события понимают под трудоустройством не просто обеспечение работой [9], а ориентируются на учебное пособие по трудовому праву, где трудоустройство определяется как процесс поиска подходящей работы, подготовки к ней и устройства на эту работу [10].

В контексте вышеуказанных трех составляющих (поиска, подготовки, устройства) разработаны этапы «Дней карьеры в ТГПУ». Поиск работы осуществляется через первый этап - практические занятия «Составление резюме» для студентов последнего курса обучения всех факультетов. В результате данного этапа каждый участник создает персональное резюме с учетом современных требований к структуре и содержанию. Также в рамках данного этапа проходит знакомство с региональными сайтами вакансий и базой педагогических вакансий Центра содействия трудоустройству ТГПУ.

Содействие в подготовке к новой работе реализуется в рамках второго и третьего эта- второй этап - межфакультетские мероприятия «Профессиональный навигатор», объединившие две формы работы: лекцию по обобщению знаний о трудовом законодательстве «Трудовое законодательство: о чем важно знать, выходя на рынок труда» и встречи-знакомства студентов старших курсов с профессиональными траекториями заслуженных педагогов и молодых специалистов системы образования Томской области;

- третий этап - встречи студентов старших курсов с руководителями муниципальных органов управления образованием Томской области. Данный этап дает возможность студентам, уроженцам районов и городов Томской области в процессе прямого общения с руководителями этих муниципальных органов узнать о структуре, вакансиях и преференциях

для молодых специалистов, а студентам из других регионов и стран пообщаться с руководителями Департамента общего образования Томской области.

С целью содействия устройству на работу будущих педагогов реализуется четвертый этап - открытое общевузовское мероприятие «Ярмарка педагогических вакансий», в рамках которого для работодателей предлагается очная и заочная форма участия, что дает возможность выпускникам, пообщавшись с директорами и заместителями директоров образовательных организаций и просмотрев видеоролики и презентации из отдаленных районов региона, выбрать для себя наиболее интересный вариант и договориться о трудоустройстве.

Необходимо отметить, что по завершении всех этапов события прослеживается заинтересованность в участии в мероприятиях события как со стороны работодателей, так и со стороны будущих педагогов, выпускников ТГПУ. Это подтверждается регистрационными листами участников мероприятий, в которых отражено, что (несмотря на добровольное участие) 83 % выпускников 2018 г. приняли участие в одном и более этапах события, а количество работодателей превысило 70 образовательных организаций.

Подводя итоги «Дней карьеры в ТГПУ», организаторы ориентировались на два основных показателя: результаты персонального распределения и результаты анкетирования выпускников.

Анализ состоявшегося персонального распределения показывает, что 80 % выпускников 2018 г., получая диплом ТГПУ, уже сориентированы относительно своей дальнейшей профессиональной траектории. Из них 59 % планируют трудоустраиваться по профилю подготовки (или уже работают), а 21 % планируют продолжить обучение. Из оставшихся 20 % выпускников 4 % не планируют трудоустройство в связи с декретным отпуском или службой в Вооруженных силах Российской Федерации, 8 % написали заявление на самостоятельное трудоустройство в связи с переездом в другой регион либо возвращением на постоянное место жительства (иностранные студенты) и лишь 8 % не определились относительно будущей работы.

После окончания «Дней карьеры в ТГПУ» было проведено анкетирование выпускников. В нем приняли участие 260 человек (64 % от общего количества).

На вопрос «Чем Вы руководствовались, поступая в ТГПУ и выбирая профессию?» только 56 % респондентов выбрали вариант ответа «интерес к содержанию самой профессии», 39 % ориентировались на «советы родителей или друзей и доступность поступления и обучения», 5 % при поступлении были замотивированы «возможностью получать стабильную зарплату». Таким образом, можно констатировать, что осознанный выбор педагогической профессии сделали только 56 % респондентов.

С другой стороны, 184 человека (из анкетируемых) были участниками «Дней карьеры в ТГПУ» и 39 % из них на вопрос «Способствовали ли «Дни карьеры в ТГПУ» Вашему профессиональному самоопределению и поиску работы?» ответили «Да, конечно». Все 72 человека отметили, что данные мероприятия помогли им найти подходящий вариант трудоустройства. Из оставшихся 61 % 42 % студентов были сориентированы на работу в образовательных организациях после прохождения производственной практики и лишь 9 % студентов (на момент получения диплома) не выбрали будущее место работы.

Таким образом, представленный в данной статье опыт по реализации регионального профориентационного события «Дни карьеры в ТГПУ» имеет положительные результаты и может быть использован с целью содействия профессиональному самоопределению и трудоустройству выпускников педагогических вузов.

Список литературы

1. Большая советская энциклопедия: в 30 т. / гл. ред. А. М. Прохоров. 3-е изд. М.: Советская энциклопедия, 1969-1978. Т. 20. С. 75.

2. Волкова Н. В. Взаимосвязь и взаимообусловленность образовательных событий и педагогической деятельности // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2018. Вып. 1 (19). С. 74-78. DOI 10.23951/2307-6127-2018-174-78. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/vzaimosvyaz-i-vzaimoobuslovlennost-obrazovatelnyh-sobytiy-i-pedagogicheskoy-deyatelnosti (дата обращения: 02.07.2018).

3. Горюнова Л. В. Профессиональная мобильность специалиста как проблема развивающегося образования России: дис. ... д-ра пед. наук. Ростов н/Д, 2006. 374 с. URL: http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-08/dissertaciya-professionalnaya-mobilnost-spetsialista-kak-problema-razvivayuschegosya-obrazovaniya-rossii (дата обращения: 08.07.2018).

4. Ожегов С. И. Словарь русского языка. 18-е изд. М.: Русский язык, 1987. 796 с. URL: http://www.ozhegov.com/words/31405. shtml (дата обращения: 12.07.2018).

5. Угарова М. Г. Профессиональное самоопределение студентов педагогического вуза. URL: http://nauka-pedagogika. com/psihologiya-19-00-07/dissertaciya-professionalnoe-samoopredelenie-studentov-pedagogicheskogo-vuza (дата обращения: 12.07.2018).

6. Борисова Е. М. Понятие профессионального самоопределения в психологии. URL: https://superinf.ru/view_helpstud. php?id=5719 (дата обращения: 02.07.2018).

7. Шатрова Д. В. Содействие профессиональному самоопределению студентов в образовательном процессе. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/sodeystvie-professionalnomu-samoopredeleniyu-studentov-v-obrazovatelnom-protsesse-po-materialam-raboty-na-fakultative-upravlenie (дата обращения: 18.07.2018).

8. Шафиков В. В. Формирование профессионального самоопределения студентов педагогического вуза. URL: http://www. dissercat.com/content/formirovanie-professionalnogo-samoopredeleniya-studentov-pedagogicheskogo-vuza (дата обращения: 18.07.2018).

9. Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. М.: Русский язык, 2000. URL: https:// www.efremova.info/word/trudoustrojstvo.html#.W0gwbXXnhhE (дата обращения: 12.07.2018).

10. Шиян В. И. Трудовое право: учеб. пособие. 2008. URL: http://uchebniki-besplatno.com/pravo-uchebnik-trudovoe/ponyatie-trudoustroystva.html (дата обращения: 15.07.2018).

Шаляпина Светлана Васильевна, начальник отдела содействия занятости, ассистент кафедры, аспирант, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061). E-mail: [email protected]

Материал поступил в редакцию 02.10.2018.

DOI 10.23951/2307-6127-2019-1-78-83

CAREER DAYS AS A FORM OF ASSISTANCE IN PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION AND EMPLOYMENT OF PEDAGOGICAL UNIVERSITY STUDENTS

S. V. Shalyapina

Tomsk State Pedagogical University, Tomsk, Russian Federation

This article describes the positive experience of the implementation of the regional career guidance event "Career Days at TSPU" (hereinafter referred to as the Event or Career Days at TSPU), which is one of the forms of promoting professional self-determination and employment of students of Tomsk State Pedagogical University. The key idea of this Event is to create a platform for meetings of employers and young specialists - graduates of TSPU and receive the latter, in the process of direct communication, specific information that motivates the development of a professional (pedagogical) trajectory. The paper describes the stages of the "Career Days in TSPU", which were developed taking into account the understanding of employment as a process of finding suitable work, preparing for it and

applying for this work: the first stage is the practical training "Resume Writing"; the second -inter-faculty events "Professional Navigator"; the third - meetings of senior students with the heads of municipal education authorities of the Tomsk region; the fourth stage is an open general university event "Fair of Pedagogical Vacancies". The article also presents the principles of implementation (multi-entity, regionality, activity, individualization) and a key mechanism for implementing the Event, which is the interaction between the employment assistance department of the TSPU and the career guidance council, which includes representatives from all faculties of the university. The organizational, regulatory, methodical, informational, and staffing support for "Career Days at TSPU" is carried out by the administrative interaction of these structures. The article completed the presentation of the results of the implementation of the "Career Days in TSPU" for the 2017-2018 academic year, which is based on the opinions of the participating students.

Key words: career-oriented event, professional self-determination, employment.

References

1. Bol'shaya sovetskaya entsiklopediya: v 30 t. Gl. red. A. M. Prokhorov. 3-e izd. T. 3 [Great Soviet encyclopedia: in 30 volumes. Chief editor A. M. Prokhorov. Edition 3. Vol. 20]. Moscow, Sovetskaya entsiklopediya Publ., 1969-1978. P. 75 (in Russian).

2. Volkova N. V. Vzaimosvyaz' i vzaimoobuslovlennost' obrazovatel'nykh sobytiy i pedagogicheskoy deyatel'nosti [Interaction and intercorelation of educational events and pedagogical activity]. Nauchno-pedagogicheskoye obozreniye - Pedagogical Review, 2018, vol. 1 (19), p. 74-78. DOI 10.23951/2307-6127-2018-1-74-78. (in Russian). URL: https://cyberleninka.ru/articleyv/ vzaimosvyaz-i-vzaimoobuslovlennost-obrazovatelnyh-sobytiy-i-pedagogicheskoy-deyatelnosti (accessed 2 July 2018).

3. Goryunova L. V. Professional'naya mobil'nost'spetsialista kakproblema razvivayushchegosya obrazovaniya Rossii. Dis. dokt. ped. nauk [Professional mobility of a specialist as a problem of developing education in Russia. Dis. doc. of ped. sci.]. Rostov-on-Don, 2006, 374 p. (in Russian). URL: http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-08/dissertaciya-professionalnaya-mobilnost-spetsialista-kak-problema-razvivayuschegosya-obrazovaniya-rossii (accessed 8 July 2018).

4. Ozhegov S. I. Slovar'russkogoyazyka. 18-e izdaniye [Dictionary of the Russian language. Edition 18]. Moscow, Russkiy yazyk Publ., 1987. 796 p. (in Russian). URL: http://www.ozhegov.com/words/31405.shtml (accessed 12 July 2018).

5. Ugarova M. G. Professional'noye samoopredeleniye studentov pedagogicheskogo vuza [Professional self-determination of pedagogical university students] (in Russian). URL: http://nauka-pedagogika.com/psihologiya-19-00-07/dissertaciya-professionalnoe-samoopredelenie-studentov-pedagogicheskogo-vuza (accessed 12 July 2018).

6. Borisova E. M. Ponyatiye professional'nogo samoopredeleniya vpsikhologii [The concept of professional self-determination in psychology] (in Russian). URL: https://superinf.ru/view_helpstud.php?id=5719 (accessed 2 July 2018).

7. Shatrova D. V. Sodeystviye professional'nomu samoopredeleniyu studentov v obrazovatel'nom protsesse [Promoting professional self-determination of students in the educational process] (in Russian). URL: https://cyberleninka.ru/article/v/ sodeystvie-professionalnomu-samoopredeleniyu-studentov-v-obrazovatelnom-protsesse-po-materialam-raboty-na-fakultative-upravlenie (accessed 18 July 2018).

8. Shafikov V. V. Formirovaniye professional'nogo samoopredeleniya studentov pedagogicheskogo vuza [Formation of professional self-determination of pedagogical university students] (in Russian). URL: http://www.dissercat.com/content/ formirovanie-professionalnogo-samoopredeleniya-studentov-pedagogicheskogo-vuza (accessed 18 July 2018).

9. Efremova T. F. Novyy slovar' russkogo yazyka. Tolkovo-slovoobrazovatel'nyy [New dictionary of the Russian language. Explanatory-word-formation]. Moscow, Russkiy yazyk Publ., 2000 (in Russian). URL: https://www.efremova.info/word/ trudoustrojstvo.html#.W0gwbXXnhhE (accessed 12 July 2018).

10. Shiyan V. I. Trudovoyepravo: uchebnoyeposobiye [Labour law: textbook]. 2008 (in Russian). URL: http://uchebniki-besplatno. com/pravo-uchebnik-trudovoe/ponyatie-trudoustroystva.html (accessed 15 July 2018).

Shalyapina S. V., Tomsk State Pedagogical University (ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russian Federation, 634061). E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.