Научная статья на тему 'Проект федерального закона «о полиции»: проблемы противодействия преступности сотрудников органов внутренних дел'

Проект федерального закона «о полиции»: проблемы противодействия преступности сотрудников органов внутренних дел Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
379
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РЕФОРМА / МИЛИЦИЯ / ПОЛИЦИЯ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН / ПРОЕКТ / ЗАКОНОПРОЕКТ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ / ПРЕСТУПНОСТЬ / ПРЕСТУПЛЕНИЯ / СОТРУДНИКИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / КОРРУПЦИЯ / REFORM / MILITIA / POLICE / THE FEDERAL LAW / DRAFT / BILL / COUNTERACTION / CRIMINALITY / CRIMES / THE INTERNAL AFFAIRS ORGANS EMPLOYEES / CORRUPTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Тагаев Нурди Мусаевич

С позиции проекта федерального закона «О полиции» выносятся на обсуждение проблемы, связанные с правовым закреплением основ противодействия преступности сотрудников органов внутренних дел. Автор анализирует положение соответствующего проекта на предмет профилактической составляющей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The important stage of legislative reform on counteraction against the internal affairs organs employees criminality

The author based on the Federal law «About police» draft submits the problems connected with legal foundation of counteraction against the Internal Affairs organs employees criminality for discussion

Текст научной работы на тему «Проект федерального закона «о полиции»: проблемы противодействия преступности сотрудников органов внутренних дел»

Тагаев Н.М.

Проект федерального закона «О полиции»: проблемы противодействия преступности сотрудников органов внутренних дел

Россия переживает сегодня воистину один из важных периодов своей истории. В начале августа 2010 г. в средствах массовой информации опубликован для обсуждения проект федерального закона «О полиции». Несмотря на то, что для обсуждения был дан один месяц, проект закона вызвал немалый интерес у политиков, правоведов, правозащитников и многих граждан страны.

Важное место в законодательной инициативе и продвижении нового закона принадлежит Администрации Президента Российской Федерации и МВД России. Проект не окончательный, его обсудит и Госдума. В законную силу он должен вступить с 1 января 2011 г.

Проект федерального закона «О полиции» (далее - законопроект) подготовлен в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 18 февраля 2010 г. № 208 «О некоторых мерах по реформированию Министерства внутренних дел Российской Федерации».

Перед МВД была поставлена принципиально новая задача - законодательно закрепить новую социальную модель деятельности органов внутренних дел [1].

За последние несколько лет в данной сфере предпринимались значительные усилия: был принят ряд законодательных, президентских и правительственных актов, позволивших усовершенствовать правовую базу работы органов внутренних дел, появилась рассчитанная на перспективу концепция их развития, принимались меры по улучшению финансового, материально-технического, кадрового обеспечения и др. Но реалии свидетельствуют, что поиск путей повышения эффективности этого важного звена правоохранительной системы должен быть еще более интенсивным [2].

Не вдаваясь в дискуссию по поводу переименования милиции в полицию, попытаемся проанализировать положения соответствующего проекта на предмет профилактической составляющей преступных проявлений сотрудников органов внутренних дел.

Милиция - основной правоохранительный орган, составляющий государственно-правовую основу среди субъектов борьбы с преступностью. В то же время именно работники полиции (милиции), органов внутренних дел сами нередко являются инициаторами и носителями преступности.

Мы не случайно обратились к данной теме. Обусловлено это тем, что согласно новым правовым предписаниям к кадровому потенциалу будущей правоохранительной структуры предъявляются повышенные требования. Особое внимание в изучаемом документе уделяется качественному выполнению служебных полномочий представителями закона, повышению авторитета полицейских структур у граждан страны.

В законопроект включены в адаптированном виде нормы ряда международных документов, касающихся полицейской деятельности: Кодекса поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, Международного кодекса поведения государственных должностных лиц, Декларации о полиции, Европейского кодекса полицейской этики, Всеобщих стандартов борьбы с коррупцией в полицейских ведомствах и органах. То есть правовая база, которая уже успела доказать свою состоятельность, опробированность, а также исторический опыт построения правоохраны. В их основе - невмешательство полиции в права граждан. Любой сотрудник правопорядка отныне будет знать - он может вмешиваться в жизнь человека до определенного предела. Дальше начинают действовать права гражданина, нарушать которые нельзя [3].

Заметим, что принятию экстренных законодательных нововведений предшествует не вполне утешительная статистика.

Так, в 2009 г. выявлено около 101 тыс. правонарушений, совершенных сотрудниками органов внутренних дел (+17 %). На централизованный учет в ГИАЦ МВД России поставлено около 60 тыс. сотрудников органов внутренних дел. За 2008-2009 гг. выявлено 6 523 должностных преступления (в 2009 г. - 3 405), в том числе 2 311 - превышение должностных полномочий, 1 583 - по фактам взяточничества, 1 220 - злоупотребление должностными полномочиями, 1 065 - служебный подлог. В отношении 4 202 сотрудников возбуждены уголовные дела (что на 11 % больше, чем в 2008 г.). За должностные преступления к уголовной ответственности в 2009 г. привлечено 2 717 сотрудников (+9 %) [4, с. 6-7].

Анализ показывает, что факты противоправной деятельности должностных лиц органов внутренних дел России нередко носят коррупционный характер. При этом доминирующими по коррупциоемкости являются следующие составы должностных преступлений: превышение должностных полномочий (ст. 286); злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ); взяточничество (ст. 290, 291 УК РФ); служебный подлог (ст. 292 УК РФ) [4, с. 7].

«Целый ряд правонарушений, совершенных в МВД за последнее время, получил широкий общественный резонанс и, скажем прямо, сказался на авторитете МВД и его сотрудников», - высказал

претензии Президент РФ руководству МВД. Поводом к такой оценке стали ЧП и скандалы, в которых участвовали и участвуют сотрудники милиции [5].

Определенный перечень норм проекта федерального закона предусматривает комплекс мер, направленных на противодействие преступности сотрудников полиции. Обозначим наиболее важные из них.

Сотрудник полиции при осуществлении служебной деятельности, а также во внеслужебных отношениях должен воздерживаться от любых действий, могущих опорочить его достоинство, вызвать сомнение в его беспристрастности или подорвать авторитет полиции (ч. 4 ст. 7).

Полиция при осуществлении своей деятельности должна обеспечивать общественное доверие к себе и поддержку граждан (ч. 1 ст. 8).

Сотрудник полиции обязан: выполнять служебный долг в соответствии с должностным

регламентом (должностной инструкцией); выполнять приказы и распоряжения соответствующих начальников, отданные в установленном порядке и не противоречащие закону; не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую законом тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с выполнением служебных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство; представлять в установленном законодательством Российской Федерации порядке сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей; соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты, установленные федеральными законами; сообщать непосредственному начальнику о личной заинтересованности при выполнении служебных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принимать меры по предотвращению такого конфликта; уведомлять непосредственного начальника, органы прокуратуры Российской Федерации или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц с целью склонить к совершению коррупционных правонарушений (ч. 1 ст. 27).

Гражданин Российской Федерации не может быть принят на службу в полицию, а сотрудник полиции не может проходить службу в полиции в случаях: осуждения его к наказанию по приговору суда, вступившему в законную силу, а равно наличия судимости в настоящее время или в прошлом; прекращения в отношении него уголовного преследования по нереабилитирующим основаниям (истечение срока давности уголовного преследования; в связи с примирением сторон, за исключением дел частного обвинения; вследствие акта об амнистии; в связи с деятельным раскаянием) (ч. 1 ст. 28).

Сотруднику полиции в связи с прохождением службы в полиции запрещается: участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организации; осуществлять предпринимательскую деятельность; заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности; приобретать в случаях, установленных федеральным законом, ценные бумаги, по которым может быть получен доход; быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в системе федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, если иное не предусмотрено федеральным законом; получать в связи с выполнением служебных обязанностей вознаграждения от граждан и организаций (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и т.п.); разглашать или использовать в целях, не связанных со службой в полиции, сведения, отнесенные в соответствии с федеральными законами к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с выполнением служебных обязанностей; подстрекать, склонять, побуждать в прямой или косвенной форме к совершению противоправных действий (ч. 1 ст. 30).

Сотрудник полиции должен: выполнять служебные обязанности добросовестно и на высоком профессиональном уровне; исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют основной смысл и содержание его профессиональной служебной деятельности; осуществлять свою деятельность в пределах полномочий федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел; исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному выполнению служебных обязанностей; соблюдать ограничения и не нарушать запреты, установленные настоящим федеральным законом «О полиции» и другими федеральными законами; не совершать поступки, порочащие его честь и достоинство; проявлять беспристрастность и корректность в обращении с гражданами; не допускать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету полиции; соблюдать установленные правила публичных выступлений и предоставления служебной информации (ч. 1 ст. 31).

В связи с вышесказанным особое место в профилактике правонарушений сотрудников полиции занимает вопрос не только четких предписаний и запретов, адресованных полицейским, но и определение последствий за их невыполнение.

Заметим, в проекте не установлены виды ответственности за невыполнение требований, установленных в законе, отсутствуют четкие критерии оценки противоправного поведения сотрудника полиции. Данное обстоятельство указывает на недостаток предстоящих нововведений, способствующих неблагоприятной тенденции произвольного, внутриведомственного реагирования на проступки сотрудников полиции.

Вызывают интерес установленные ч. 8 ст. 32 проекта гарантии правовой защиты жизни и здоровья, чести и достоинства, а также имущества сотрудника полиции и членов его семьи от преступных посягательств в связи с выполнением им служебных обязанностей.

Немаловажным профилактическим фактором противоправной деятельности сотрудников полиции является один из элементов социальной защиты - достойная оплата труда. Как следует из законопроекта, оплата сотрудника полиции производится в виде денежного довольствия, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности (ч. 1 ст. 44).

Помимо этого в тексте анализируемого документа не вполне учитываются рекомендации, изложенные в Декларации о полиции, принятой Парламентской ассамблеей Совета Европы в 1979 г. В Декларации указано, что профессиональные, психологические и материальные условия, в которых полицейский должен выполнять свои обязанности, в свою очередь должны защищать его честь, достоинство и беспристрастность. Полицейский имеет право на повышенную заработную плату с учетом особых факторов несения службы, таких как повышенный риск и ненормированный рабочий график.

Следует согласиться с мнением главы Мосгордумы Владимира Платонова о том, что блок социальной защиты должен быть составной частью единого закона. Причем таким, чтобы из желающих работать в полиции стояла очередь [6].

Президент России пообещал, что скоро появится отдельный закон о социальной защите сотрудников МВД. «Этот вопрос будет урегулирован. Но не станем размазывать (социальные гарантии) в этом законе, будем принимать отдельный закон», - заявил Д. Медведев [7].

Подводя итоги, следует отметить, что проект федерального закона «О полиции» при имеющихся недостатках, на которые, мы надеемся, обратит внимание законодатель, все же обеспечит превентивные меры, предупреждающие среди сотрудников полиции должностные и иные преступления, коррупционные действия, разглашение служебной тайны, утрату носителей секретной информации, оружия и боеприпасов, проникновение на службу в органы внутренних дел лиц, преследующих преступные и корыстные интересы.

Литература

1. Рожденная без революций // Российская газета. 2010. 12 августа.

2. Губанов А.В. Полиция зарубежных государств: организационно-правовые основы, стратегия, тактика, кадровое обеспечение деятельности, международное полицейское сотрудничество. М., 2001.

3. Булавин С. Полиция - абсолютно логичный шаг // Известия. 2010. 10 августа.

4. Реализация ведомственной стратегии собственной безопасности // Профессионал. 2010. № 2.

5. Медведев Д. Милиция меняет содержание // Известия. 2010. 10 августа.

6. Полицейское раздвоение // Российская газета. 2010. 16 сентября.

7. Медведев Д. В России появится отдельный закон о соцзащите милиционеров // Российская газета. 2010. 19 августа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.