Тагаев Н.М.
Проект федерального закона «О полиции»: проблемы противодействия преступности сотрудников органов внутренних дел
Россия переживает сегодня воистину один из важных периодов своей истории. В начале августа 2010 г. в средствах массовой информации опубликован для обсуждения проект федерального закона «О полиции». Несмотря на то, что для обсуждения был дан один месяц, проект закона вызвал немалый интерес у политиков, правоведов, правозащитников и многих граждан страны.
Важное место в законодательной инициативе и продвижении нового закона принадлежит Администрации Президента Российской Федерации и МВД России. Проект не окончательный, его обсудит и Госдума. В законную силу он должен вступить с 1 января 2011 г.
Проект федерального закона «О полиции» (далее - законопроект) подготовлен в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 18 февраля 2010 г. № 208 «О некоторых мерах по реформированию Министерства внутренних дел Российской Федерации».
Перед МВД была поставлена принципиально новая задача - законодательно закрепить новую социальную модель деятельности органов внутренних дел [1].
За последние несколько лет в данной сфере предпринимались значительные усилия: был принят ряд законодательных, президентских и правительственных актов, позволивших усовершенствовать правовую базу работы органов внутренних дел, появилась рассчитанная на перспективу концепция их развития, принимались меры по улучшению финансового, материально-технического, кадрового обеспечения и др. Но реалии свидетельствуют, что поиск путей повышения эффективности этого важного звена правоохранительной системы должен быть еще более интенсивным [2].
Не вдаваясь в дискуссию по поводу переименования милиции в полицию, попытаемся проанализировать положения соответствующего проекта на предмет профилактической составляющей преступных проявлений сотрудников органов внутренних дел.
Милиция - основной правоохранительный орган, составляющий государственно-правовую основу среди субъектов борьбы с преступностью. В то же время именно работники полиции (милиции), органов внутренних дел сами нередко являются инициаторами и носителями преступности.
Мы не случайно обратились к данной теме. Обусловлено это тем, что согласно новым правовым предписаниям к кадровому потенциалу будущей правоохранительной структуры предъявляются повышенные требования. Особое внимание в изучаемом документе уделяется качественному выполнению служебных полномочий представителями закона, повышению авторитета полицейских структур у граждан страны.
В законопроект включены в адаптированном виде нормы ряда международных документов, касающихся полицейской деятельности: Кодекса поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, Международного кодекса поведения государственных должностных лиц, Декларации о полиции, Европейского кодекса полицейской этики, Всеобщих стандартов борьбы с коррупцией в полицейских ведомствах и органах. То есть правовая база, которая уже успела доказать свою состоятельность, опробированность, а также исторический опыт построения правоохраны. В их основе - невмешательство полиции в права граждан. Любой сотрудник правопорядка отныне будет знать - он может вмешиваться в жизнь человека до определенного предела. Дальше начинают действовать права гражданина, нарушать которые нельзя [3].
Заметим, что принятию экстренных законодательных нововведений предшествует не вполне утешительная статистика.
Так, в 2009 г. выявлено около 101 тыс. правонарушений, совершенных сотрудниками органов внутренних дел (+17 %). На централизованный учет в ГИАЦ МВД России поставлено около 60 тыс. сотрудников органов внутренних дел. За 2008-2009 гг. выявлено 6 523 должностных преступления (в 2009 г. - 3 405), в том числе 2 311 - превышение должностных полномочий, 1 583 - по фактам взяточничества, 1 220 - злоупотребление должностными полномочиями, 1 065 - служебный подлог. В отношении 4 202 сотрудников возбуждены уголовные дела (что на 11 % больше, чем в 2008 г.). За должностные преступления к уголовной ответственности в 2009 г. привлечено 2 717 сотрудников (+9 %) [4, с. 6-7].
Анализ показывает, что факты противоправной деятельности должностных лиц органов внутренних дел России нередко носят коррупционный характер. При этом доминирующими по коррупциоемкости являются следующие составы должностных преступлений: превышение должностных полномочий (ст. 286); злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ); взяточничество (ст. 290, 291 УК РФ); служебный подлог (ст. 292 УК РФ) [4, с. 7].
«Целый ряд правонарушений, совершенных в МВД за последнее время, получил широкий общественный резонанс и, скажем прямо, сказался на авторитете МВД и его сотрудников», - высказал
претензии Президент РФ руководству МВД. Поводом к такой оценке стали ЧП и скандалы, в которых участвовали и участвуют сотрудники милиции [5].
Определенный перечень норм проекта федерального закона предусматривает комплекс мер, направленных на противодействие преступности сотрудников полиции. Обозначим наиболее важные из них.
Сотрудник полиции при осуществлении служебной деятельности, а также во внеслужебных отношениях должен воздерживаться от любых действий, могущих опорочить его достоинство, вызвать сомнение в его беспристрастности или подорвать авторитет полиции (ч. 4 ст. 7).
Полиция при осуществлении своей деятельности должна обеспечивать общественное доверие к себе и поддержку граждан (ч. 1 ст. 8).
Сотрудник полиции обязан: выполнять служебный долг в соответствии с должностным
регламентом (должностной инструкцией); выполнять приказы и распоряжения соответствующих начальников, отданные в установленном порядке и не противоречащие закону; не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую законом тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с выполнением служебных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство; представлять в установленном законодательством Российской Федерации порядке сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей; соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты, установленные федеральными законами; сообщать непосредственному начальнику о личной заинтересованности при выполнении служебных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принимать меры по предотвращению такого конфликта; уведомлять непосредственного начальника, органы прокуратуры Российской Федерации или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц с целью склонить к совершению коррупционных правонарушений (ч. 1 ст. 27).
Гражданин Российской Федерации не может быть принят на службу в полицию, а сотрудник полиции не может проходить службу в полиции в случаях: осуждения его к наказанию по приговору суда, вступившему в законную силу, а равно наличия судимости в настоящее время или в прошлом; прекращения в отношении него уголовного преследования по нереабилитирующим основаниям (истечение срока давности уголовного преследования; в связи с примирением сторон, за исключением дел частного обвинения; вследствие акта об амнистии; в связи с деятельным раскаянием) (ч. 1 ст. 28).
Сотруднику полиции в связи с прохождением службы в полиции запрещается: участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организации; осуществлять предпринимательскую деятельность; заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности; приобретать в случаях, установленных федеральным законом, ценные бумаги, по которым может быть получен доход; быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в системе федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, если иное не предусмотрено федеральным законом; получать в связи с выполнением служебных обязанностей вознаграждения от граждан и организаций (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и т.п.); разглашать или использовать в целях, не связанных со службой в полиции, сведения, отнесенные в соответствии с федеральными законами к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с выполнением служебных обязанностей; подстрекать, склонять, побуждать в прямой или косвенной форме к совершению противоправных действий (ч. 1 ст. 30).
Сотрудник полиции должен: выполнять служебные обязанности добросовестно и на высоком профессиональном уровне; исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют основной смысл и содержание его профессиональной служебной деятельности; осуществлять свою деятельность в пределах полномочий федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел; исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному выполнению служебных обязанностей; соблюдать ограничения и не нарушать запреты, установленные настоящим федеральным законом «О полиции» и другими федеральными законами; не совершать поступки, порочащие его честь и достоинство; проявлять беспристрастность и корректность в обращении с гражданами; не допускать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету полиции; соблюдать установленные правила публичных выступлений и предоставления служебной информации (ч. 1 ст. 31).
В связи с вышесказанным особое место в профилактике правонарушений сотрудников полиции занимает вопрос не только четких предписаний и запретов, адресованных полицейским, но и определение последствий за их невыполнение.
Заметим, в проекте не установлены виды ответственности за невыполнение требований, установленных в законе, отсутствуют четкие критерии оценки противоправного поведения сотрудника полиции. Данное обстоятельство указывает на недостаток предстоящих нововведений, способствующих неблагоприятной тенденции произвольного, внутриведомственного реагирования на проступки сотрудников полиции.
Вызывают интерес установленные ч. 8 ст. 32 проекта гарантии правовой защиты жизни и здоровья, чести и достоинства, а также имущества сотрудника полиции и членов его семьи от преступных посягательств в связи с выполнением им служебных обязанностей.
Немаловажным профилактическим фактором противоправной деятельности сотрудников полиции является один из элементов социальной защиты - достойная оплата труда. Как следует из законопроекта, оплата сотрудника полиции производится в виде денежного довольствия, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности (ч. 1 ст. 44).
Помимо этого в тексте анализируемого документа не вполне учитываются рекомендации, изложенные в Декларации о полиции, принятой Парламентской ассамблеей Совета Европы в 1979 г. В Декларации указано, что профессиональные, психологические и материальные условия, в которых полицейский должен выполнять свои обязанности, в свою очередь должны защищать его честь, достоинство и беспристрастность. Полицейский имеет право на повышенную заработную плату с учетом особых факторов несения службы, таких как повышенный риск и ненормированный рабочий график.
Следует согласиться с мнением главы Мосгордумы Владимира Платонова о том, что блок социальной защиты должен быть составной частью единого закона. Причем таким, чтобы из желающих работать в полиции стояла очередь [6].
Президент России пообещал, что скоро появится отдельный закон о социальной защите сотрудников МВД. «Этот вопрос будет урегулирован. Но не станем размазывать (социальные гарантии) в этом законе, будем принимать отдельный закон», - заявил Д. Медведев [7].
Подводя итоги, следует отметить, что проект федерального закона «О полиции» при имеющихся недостатках, на которые, мы надеемся, обратит внимание законодатель, все же обеспечит превентивные меры, предупреждающие среди сотрудников полиции должностные и иные преступления, коррупционные действия, разглашение служебной тайны, утрату носителей секретной информации, оружия и боеприпасов, проникновение на службу в органы внутренних дел лиц, преследующих преступные и корыстные интересы.
Литература
1. Рожденная без революций // Российская газета. 2010. 12 августа.
2. Губанов А.В. Полиция зарубежных государств: организационно-правовые основы, стратегия, тактика, кадровое обеспечение деятельности, международное полицейское сотрудничество. М., 2001.
3. Булавин С. Полиция - абсолютно логичный шаг // Известия. 2010. 10 августа.
4. Реализация ведомственной стратегии собственной безопасности // Профессионал. 2010. № 2.
5. Медведев Д. Милиция меняет содержание // Известия. 2010. 10 августа.
6. Полицейское раздвоение // Российская газета. 2010. 16 сентября.
7. Медведев Д. В России появится отдельный закон о соцзащите милиционеров // Российская газета. 2010. 19 августа.