Научная статья на тему 'ПРОЕКТ БИРОБИДЖАН И ПЛАН «МАДАГАСКАР»'

ПРОЕКТ БИРОБИДЖАН И ПЛАН «МАДАГАСКАР» Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
661
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
еврейский вопрос / план «Мадагаскар» / Биробиджанский проект / Jewish issue / plan “Madagascar’ / Birobidzhan project

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Хавкин Б.Л.

Несмотря на значительный объем литературы по теме Холокоста, попытки Польши и Германии решить «еврейский вопрос» путем высылки евреев на остров Мадагаскар – еще не достаточно изучены. Не находится в центре внимания исследователей и советский Биробиджанский проект – планы создания на Дальнем Востоке СССР Еврейской автономной области (она была создана в 1934 г. и существует до сих пор). Что общего между этими планами? Во-первых, идею привлечения в Биробиджан переселенцев из Европы стремились использовать в своих интересах германские нацисты. Существует документ, свидетельствующий о попытках германской стороны договориться с властями СССР об эмиграции польских и немецких евреев в Биробиджан. Во-вторых, биробиджанский и мадагаскарский проекты объединяла свойственная тоталитарным режимам социальная инженерия (в СССР – создание «нового социалистического человека» вообще и «еврейской социалистической нации» в частности; в Третьем рейхе – построение социального государства для «высшей» расы за счет ограбления и уничтожения «неполноценных» рас и народов). Для этого была предпринята попытка территориального решения «еврейского вопроса» «сверху», т.е. государственно-административными методами. Однако следует учитывать, что польско-нацистский план «Мадагаскар» был планом принудительной депортации евреев, а биробиджанский проект – планом их добровольного переселения в пределах территории СССР. Если план «Мадагаскар» был шагом на пути к уничтожению европейских евреев, то советский проект Биробиджан во время Второй мировой войны объективно способствовал их спасению. В этом их принципиальное различие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE BIROBIDZHAN PROJECT AND THE PLAN "MADAGASCAR"

In spite of the fact that there is a considerable amount of literature on the Holocaust, Polish and German attempts to solve Jewish issue by sending the Jewish people to Madagascar have not been studied sufficiently yet. Soviet Birobidzhan project is not in the focus of scientific attention either. There were plans to create in the Far East of the USSR the Jewish Autonomous Region (it was created in 1934 and still exists) What units these plans? Firstly, German Nazi tried to use the idea of attracting immigrants from Europe to Birobidzhan to their own interests. There is a document which serves as evidence that Germany tries to negotiate with USSR about Polish and German Jews to be sent to Birobidzhan. Secondly, Birobidzhan and Madagascar projects were united by social engineering, which was a typical feature of totalitarian regimes (in the USSR there was an idea of creating “a new socialistic person” in general, and “Jewish social nation, in particular; in Third Reich there was an idea of building social state for the “upper” race at the cost of liquidation of “inferior races and nations” and depriving them of all their wealth. To achieve this effect an attempt was made to solve Jewish issue from “above”, that is with the help of state-administrative methods. However, one should take into account the fact that the Po;ish-Nazi plan Madagascar was a plan of involuntary deportation of the Jewish people– a step to wipe out European Jews, while Birobidzhan project was a voluntary relocation within the USSR territory. The Soviet project Birobidzhan helped to save Jews during the Second World War. This makes a principle difference.

Текст научной работы на тему «ПРОЕКТ БИРОБИДЖАН И ПЛАН «МАДАГАСКАР»»

DOI 10.24411/2541-9056-2020-13001 УДК 94 (411.16)

ПРОЕКТ БИРОБИДЖАН И ПЛАН «МАДАГАСКАР» Б.Л. Хавкин

Статья поступила в редакцию 20 октября 2020 г.

Несмотря на значительный объем литературы по теме Холокоста, попытки Польши и Германии решить «еврейский вопрос» путем высылки евреев на остров Мадагаскар - еще не достаточно изучены. Не находится в центре внимания исследователей и советский Биробиджанский проект - планы создания на Дальнем Востоке СССР Еврейской автономной области (она была создана в 1934 г. и существует до сих пор). Что общего между этими планами? Во-первых, идею привлечения в Биробиджан переселенцев из Европы стремились использовать в своих интересах германские нацисты. Существует документ, свидетельствующий о попытках германской стороны договориться с властями СССР об эмиграции польских и немецких евреев в Биробиджан. Во-вторых, биробиджанский и мадагаскарский проекты объединяла свойственная тоталитарным режимам социальная инженерия (в СССР -создание «нового социалистического человека» вообще и «еврейской социалистической нации» в частности; в Третьем рейхе - построение социального государства для «высшей» расы за счет ограбления и уничтожения «неполноценных» рас и народов). Для этого была предпринята попытка территориального решения «еврейского вопроса» «сверху», т.е. государственно-административными методами.

Однако следует учитывать, что польско-нацистский план «Мадагаскар» был планом принудительной депортации евреев, а биробиджанский проект - планом их добровольного переселения в пределах территории СССР. Если план «Мадагаскар» был шагом на пути к уничтожению европейских евреев, то советский проект Биробиджан во время Второй мировой войны объективно способствовал их спасению. В этом их принципиальное различие.

Ключевые слова: еврейский вопрос, план «Мадагаскар», Биробиджанский проект.

THE BIROBIDZHAN PROJECT AND THE PLAN "MADAGASCAR"

B.L. Khavkin

In spite of the fact that there is a considerable amount of literature on the Holocaust, Polish and German attempts to solve Jewish issue by sending the Jewish people to Madagascar have not been studied sufficiently yet. Soviet Birobidzhan project is not in the focus of scientific attention either. There were plans to create in the Far East of the USSR the Jewish Autonomous Region (it was created in 1934 and still exists)

What units these plans? Firstly, German Nazi tried to use the idea of attracting immigrants from Europe to Birobidzhan to their own interests. There is a document which serves as evidence that Germany tries to negotiate with USSR about Polish and German Jews to be

sent to Birobidzhan. Secondly, Birobidzhan and Madagascar projects were united by social engineering, which was a typical feature of totalitarian regimes (in the USSR there was an idea of creating "a new socialistic person" in general, and "Jewish social nation, in particular; in Third Reich there was an idea of building social state for the "upper" race at the cost of liquidation of "inferior races and nations" and depriving them of all their wealth. To achieve this effect an attempt was made to solve Jewish issue from "above", that is with the help of state-administrative methods.

However, one should take into account the fact that the Po;ish-Nazi plan Madagascar was a plan of involuntary deportation of the Jewish people- a step to wipe out European Jews, while Birobidzhan project was a voluntary relocation within the USSR territory. The Soviet project Birobidzhan helped to save Jews during the Second World War. This makes a principle difference.

Key words: Jewish issue, plan "Madagascar', Birobidzhan project

В одном из декабрьских 2019 г. выступлений по вопросам исторической памяти Президент России В.В. Путин, говоря об антисемитской политике властей межвоенной Польши, упомянул о существовавших в этой стране планах выселения евреев на остров Мадагаскар - четвертый по величине остров в мире, расположенный в Индийском океане у побережья Африки.

«Мадагаскарская история», несмотря на значительный объем литературы по теме Холокоста, еще не достаточно

V П V» V»

изучена в нашей стране. В российской историографии «План Мадагаскар» упоминается в работах сопредседателя научно-просветительного центра «Холокост» профессора РГГУ И.А. Альтмана, который отмечает, что планы «Мадагаскар» и «Люблин» (создание еврейской резервации в оккупированной нацистами части Польши, получившей название «генерал-губернаторство»), реализованы не были. «Между тем план "Мадагаскар", который в июне 1940 г. привел в восторг Гиммлера - будущего самого последовательного сторонника "окончательного решения еврейского вопроса", - имел детальную проработку, вплоть до количества требуемых пароходов, их вместимости и продолжи-

тельности операции переселения. Германский МИД получил приказ прекратить работу над этим проектом лишь в начале февраля 1942 г. - вскоре после Ванзейской конференции, на которой высшие чины СС проинформировали представителей гражданских ведомств об "окончательном решении еврейского вопроса" в Европе» [22, с. 25].

Менее чем германский, известен польский «Мадагаскарский проект», который по своей экзотичности был похож на план декабриста Павла Пестеля переселить евреев из Российской империи на Ближний Восток, где в помощь им создать собственное государство, или на сталинский план переселения советских евреев в приамурскую тайгу, где в Биробиджане «посадить» евреев на землю - превратить в «социалистическую нацию», форпост против белых казаков, китайских банд, а затем и японской агрессии на советском Дальнем Востоке. Как отмечает Е.В. Гузман, «геополитические интересы закрепления советского государства на дальневосточной земле стали ведущими детерминантами в реализации Биробиджанского проекта» [27, с. 25].

26

Гуманитарные исследования Центральной России № 4 (17), 2020

Биробиджанский проект с мадага-скарским, при их различиях (первый был проектом добровольного переселения в пределах территории СССР, второй - планом принудительной высылки из Польши), объединяла идея территориального решения «еврейского вопроса». «Этот (Биробиджанский. - Б.Х.) вариант решения еврейского вопроса в СССР представлялся тогда сталинскому руководству оптимальным, особенно в пропагандистском плане», - отмечал ведущий научный сотрудник Института российской истории РАН Г.В. Костырченко. «Радикально решалась проблема трудоустройства десятков тысяч разорившихся и оказавшихся безработными в результате свертывания политики НЭПа еврейских торговцев, кустарей и ремесленников, а острота антисемитизма переселением евреев из урбанизированной европейской части в почти безлюдную местность, напротив, снижалась» [32, с. 67, 114-115].

Исследовательница из ФРГ Ева-Мария Столберг пишет: «До Октябрьской революции евреи могли селиться только в черте оседлости, им было запрещено проживать в главных индустриальных и культурных центрах России. Они подвергались преследованиям и погромам. Неудивительно, что многие евреи, и прежде всего интеллигенция становились революционерами. Евреи занимали ответственные посты в первом советском правительстве. Достаточно упомянуть такие фамилии, как Троцкий, Зиновьев и Каменев. В 20-е годы, когда в стране разразился экономический кризис, более одного миллиона евреев были вынуждены закрыть свой мелкий бизнес и переехать в Москву, Ленинград, Киев,

Харьков и другие крупные города. Приток неимущих евреев в индустриальные центры создал большую проблему для советского правительства. Решение "еврейской проблемы", по мнению власти, могло быть в приобщении их к земледельческому труду. К концу 1926 года планировалось, что приблизительно полмиллиона евреев заселят 100 тыс. гектаров земли на Украине и в Крыму. Но проект создания еврейской родины в Крыму потерпел неудачу. Земли было мало, и борьба за нее была острой. Местные украинские и татарские общины враждебно воспринимали "вторжение" евреев. В качестве альтернативы крымскому проекту была обследована территория в Биробиджане, отдаленном регионе советского Дальнего Востока. Ее размер был равен площадям Нидерландов и Бельгии вместе взятых. Среди наиболее видных защитников биробиджанского проекта были Михаил Калинин, Лазарь Каганович и Иосиф Сталин» [48, с. 144-159.]

В 1934 г. в Биробиджане была создана Еврейская автономная область [42, с. 114]. Председатель ЦИК СССР М.И. Калинин 28 мая 1934 г. заявил московским рабочим: «Вы спрашиваете, почему организовали Еврейскую автономную область? Я один из тех, кто сочувственно относился к организации этой области. Основная причина, что у нас евреев очень много, а государственного образования у них нет. Это единственная в Союзе ССР национальность, насчитывающая до 3 млн населения и не имеющая государственного образования. Я считаю, что образование такой области в наших условиях есть единственный способ нормального государственного разви-

тия национальности... При переселении наблюдается большой отсев, многие уходят. Пусть негодные уходят, не всякий способен из местечкового, физически истрепанного человека, превратиться в отважного, стойкого "колонизатора". Надо для этого переродиться. А что перерождает? Перерождает суровая, почти первобытная, природа области и большой творческий труд, который отсталому, слабому человеку не по плечам. Человек должен там быть крепким - он должен уметь сопротивляться и добровольно сносить большие трудности. Если остающееся первое поколение "колонизаторов" выдержит, то второе поколение будет крепкое. Это будут настоящие "советские" евреи, в общем такие, каких в мире не найдешь ... Я политически рассматриваю вопрос. Я считаю, что образование этой области, оно как бы поставило на ноги национальность, или, вернее, подвело советский фундамент под еврейскую национальность в СССР... Биробиджан мы рассматриваем как еврейское национальное государство. Оказание этому государству помощи, особенно на первых порах, очень важно. Биробиджан нам интересен с точки зрения развития еврейской государственной единицы, чтобы через 5-6 лет каждый еврей чувствовал себя так, как, предположим, немец в нашем Союзе, который знает, что есть республика Немцев Поволжья, или татарин, который знает, что есть Татарская республика» [31, с. 6-13].

Секретарь обкома ВКП (б) Еврейской автономной области М.П. Хавкин в докладе о первой годовщине создания ЕАО подчеркивал: «Создание Еврейской автономной области знаменует собой победу и торжество генеральной линии партии, великого дела 28 Гуманитарные исслед

Ленина-Сталина, построения социализма в нашей стране. Оно наносит смертельный удар националистам всех мастей. Еврейская автономная область ведет ожесточенную борьбу против гнусных остатков зиновьевско-троцкистской оппозиции, против всяких бундовско-сионистских пережитков, против антисемитизма, против любых оттенков оппортунизма» [53, с. 4, 22].

Однако «еврейская социалистическая нация» выковывалась с большим трудом: из-за тяжелого климата, непроходимой тайги, болотистых почв, частых наводнений и длинной зимы с холодами. Как отмечает историк Е.В. Гузман, «при выборе места колонизации для евреев допущена одна, но очень важная ошибка - не была учтена неспособность евреев адаптироваться к сложным климатическим и природным условиям дальневосточного региона» [27, с. 204] Как свидетельствуют мемуары первых переселенцев, их энтузиазм быстро сменился разочарованием. Писатель Виктор Финк вспоминал: «Еврейские поселенцы живут в лачугах. Место невероятно грязно и переполнено людьми, спящими на двухъярусных деревянных кроватях. Лачуги напоминают тюрьму. Биробиджан - не Крым. Люди в Биробиджане нуждаются в хороших домах» [49].

Идея образования в СССР еврейской национальной автономии могла рассматриваться двояко: с одной стороны, как попытка создания «еврейского национального очага», с другой стороны, как стремление создать еврейское гетто. «Новым гетто» назвал Еврейскую автономную область писатель и общественный деятель И. Г. Эренбург [26]. Советский план территориального ¡ания Центральной России № 4 (17), 2020

решения «еврейского вопроса» был не только внутренним делом СССР; он служил альтернативой планам сионистов по созданию еврейского государства в Палестине. Биробиджан был призван стать «Красным Сионом», «Землей обетованной» для евреев из разных стран [36, с. 5; 37, с. 12]. По мнению руководителя «Общества земельного ремесленного труда среди евреев» (ОРТ) Л.М. Брамсона (правление этой международной еврейской организации в 1921-1934 гг. находилось в Берлине), планы советского правительства о переселении около 1 тыс. еврейских семейств в Биробиджан были лишь первой вехой в освоении иностранцами Биробиджана. В 1934-1936 гг. ОРТ вела переговоры о переселении и устройстве в Биробиджане 200-300 еврейских семейств из Европы [35].

Ева-Мария Столберг отмечает: «Советские власти, создавая еврейскую территориальную единицу, надеялись на моральную и финансовую поддержку мирового еврейства, особенно из США... По существу, советское правительство стремилось к тому, чтобы в глазах советских евреев Биробиджан стал своеобразной Палестиной» [48, с. 144-159]. «Красный Сион», по сути, стал большим пропагандистским блефом, пускающим пыль в глаза международному сионистскому движению и мировому еврейству.

Идею привлечения в Биробиджан переселенцев из Европы стремились использовать в своих интересах германские нацисты. Г.В. Костырченко приводит документ, свидетельствующий о попытках германской стороны договориться с властями СССР об эмиграции польских и немецких евреев в

Биробиджан. В 1939 г. после начала Второй мировой войны руководителем «еврейского» сектора гестапо («IV В 4» Главного управления имперской безопасности - РСХА) Адольфом Эйх-маном и генерал-майором полиции безопасности и СД, бригадефюрером СС Вальтером Шталекером был разработан план создания «еврейского государства под германским управлением» - резервации на территории оккупированной Гитлером части Польши, куда депортировались бы евреи из Германии, Австрии, Чехии и Польши. После заключения германо-советского договора о «О дружбе и границе» 28 сентября 1939 г. для этого была выбрана территория между Вислой, Бугом и Саном с центром в Люблине, которая, согласно договору, отошла к Германии [41, с. 145-169; 33, с. 283] (позже там был построен нацистский лагерь смерти Майданек). Но на территории этой резервации нельзя было разместить всех польских, немецких, австрийских, чешских евреев, оказавшихся в руках нацистов.

Тогда у гитлеровцев возникла идея: депортировать «лишних» евреев в СССР. В начале 1940 г. Эйхман и Штале-кер с одобрения начальника РСХА Рейнхарда Гейдриха по дипломатическим каналам (в 1940 г. Шталекер был прикомандирован к имперскому министерству иностранных дел в качестве советника) обратились к советскому правительству с просьбой принять в СССР, конкретно в Еврейскую автономную область или на Западную Украину, около 1,8 млн польских евреев и в придачу еще 350-400 тыс. немецких евреев из рейха [33, с. 316]. СССР принять этих людей отказался. В письме начальника переселенческого управле-

ния при СНК СССР Е.М. Чекменева председателю В.М. Молотову объяснились причины отказа: «по соглашению правительства СССР с Германией об эвакуации населения на территорию СССР эвакуируются лишь украинцы, белорусы (Чекменев пишет слово "белорусы" с двумя "с" - «белоруссы»), русины и русские» [45, ф. 82, оп. 2, д. 489, л. 1; 32, с. 189; 41, с. 145-169 ].

И.А. Альтман отмечает, что кроме СССР, «ни к одной другой стране Германия не обратилась с предложением принять целиком свою еврейскую общину. Видимо, в этом предложении сказались стереотипы мышления нацистских вождей о СССР как стране "контролировавшейся жидо-

большевиками". Своим отказом Советский Союз (пусть косвенно) содействовал выработке иных методов "решения еврейского вопроса"» [22, с. 379]. Следовательно, считает И.А. Альтман, «советское правительство (наряду с так называемыми "западными демократиями") несет полную ответственность за судьбу евреев Германии и оккупированных ею к 1940 г. стран. Отказ принять еврейских беженцев в ЕАО означал для подавляющего большинства из них смерть в лагерях уничтожения и гетто» [22, с. 382].

Ведущий научный сотрудник Института географии РАН П.М. Полян утверждает, что «истинные мотивы отказа лежали, скорее, в другом - в патологической шпиономании сталинского режима и в самих колоссальных масштабах предложенной иммиграции. Суммарное же количество западно-польских евреев, так или иначе, но сумевших перебраться в СССР, за вычетом тех из них, кто, вкусив советской реальности, решил вернуться и вернулся (себе на погибель!) в немецкую 30 Гуманитарные исслед

зону, составило около 250, самое большее - 300 тыс. человек»... [33, с. 283].

В 1940 г. после неудачной попытки отправить «лишних» евреев в СССР нацисты стали разрабатывать «Мада-гаскарский проект»; за 4 года гитлеровцы планировали депортировать на остров Мадагаскар до 4 млн европейских евреев - по одному миллиону в год [15]. Об этом свидетельствуют американские документы судебных процессов над военными преступниками в Нюрнбергском военном трибунале [20, с. 154]. План депортации европейских евреев на Мадагаскар приводится в книге профессора Свободного университета в Брюсселе Ханса Ян-сена [8, с. 341-342].

V» V»

В израильской и американской историографии вопрос о планах депортации евреев на Мадагаскар исследовал профессор университета штата Северная Каролина (США) Кристофер Р. Браунинг. Историк признает, что «"вычищение" евреев с аннексированных земель должно было стать прелюдией к их изгнанию с остальных территорий Третьего рейха, а затем и из всей контролируемой Германией Европы - по одному плану в Люблинскую резервацию, по другому - на Мадагаскар, а по третьему - в "арктические пустыни" Сибири» [24, с. 79]. Причем «План Мадагаскар» был «самым эксцентричным из нацистских проектов по перемещению. Остров не был в состоянии принять 4 млн обездоленных переселенцев; их ожидали бы жестокий голод и болезни. Поэтому по замыслу план представлял собой пример геноцида в чистом виде. Такого рода «территориальное "окончательное решение"» еще не было «окончательным», но

¡ания Центральной России № 4 (17), 2020

представляло собой серьезный шаг в этом направлении» [23, с. 343-345].

С 80-х годов ХХ в. тема нацистского геноцида евреев находится в центре внимания немецкой историографии. Заместитель директора Института современной истории (Мюнхен-Берлин, ФРГ), профессор Мюнхенского университета Людвига-Максимилиана Магнус Брехткен подробно изучил историю нацистского «Мадагаскарского проекта» [2], его соотечественник магистр истории Вальдемар Шмидт из Регенс-бурга рассмотрел польский план переселения евреев на Мадагаскар и пришел к выводу, что он «остался иллюзией польского руководства в предвоенный период, своего рода колониальным наваждением». В. Шмидт пишет: «"Мадагаскарский план" для Польши остался эфемерной надеждой, так как приступить к его реализации Варшава не могла из-за множества проблем, не в последнюю очередь финансовых. При этом мысли о Мадагаскаре как территории, куда возможно было переселить польских евреев, подстегивались амбициями Бека (министра иностранных дел Польши. - Б.Х.) во внешней политике, его надеждами на усиление позиций Польши по получению поддержки от экономически более развитых европейских держав» [56, с. 35].

Идея решить «еврейский вопрос» в Европе путем переселения европейских евреев на Мадагаскар была сформулирована ещё в 1878 г. немецким антисемитом Паулем Антоном Бёттихером (он же гёттингенский профессор-востоковед Пауль де Лагард) в работе «Немецкие писания» [12] он изложил план сосредоточения на этом острове всех европейских евреев.

В 1896 г. была опубликована книга основоположника политического сионизма австрийского юриста и писателя Теодора Герцля «Еврейское государство» [7]. Массовое переселение евреев, по Герцлю, должно было сопровождаться международной хартией, признающей право евреев на свое государство, и международными гарантиями этого права. В 1897 г. Герцль организовал в швейцарском городе Базеле Всемирный сионистский конгресс и был избран президентом Всемирной сионистской организации. Принятая на конгрессе программа стала основой для переговоров с германским кайзером Вильгельмом II и турецким султаном Абдул-Хамидом II о создании «Эрец-Исраэль» в Палестине при помощи Германии и Турции.

Планам европейских колонизаторов и мечтам сионистов помешала Первая мировая война, которую Германия проиграла. Палестина стала подмандатной территорией Великобритании. 2 ноября 1917 г. министр иностранных дел Великобритании Артур Бальфур в письме лорду Уолтеру Ротшильду заявил, что Британия «относится благосклонно к восстановлению национального очага для еврейского народа в Палестине» («Декларация Бальфура») [28].

Но и «Мадагаскарский проект» забыт не был. Он приобретал все более расистский и антисемитский характер. В октябре 1925 г. на конгрессе антисемитов в Будапеште голландец Георг де Поттер, он же Эгон ван Вингхене, предложил остров Мадагаскар в качестве «будущей родины» («kommende Heimstätte» - нем. Б.Х.) для евреев [54, с. 141-142]. Эту идею в 1920-1930-е годы поддерживали британский анти-

семит и фашист, «верблюжий доктор», Арнольд Лис и лидер фашистов Британской Родезии Генри Гамильтон Бимиш, который утверждал, что подсказал ее Гитлеру.

В 1933 г. румынский политик Георге Куза предложил в качестве места решения «еврейского вопроса» остров Мадагаскар. Его инициатива встретила поддержку в парламенте и правительстве. Министр внутренних дел (позже - премьер-министр Румынии) Окта-виан Гога заявил, что когда он придет к власти, Румынию будут вынуждены покинуть полмиллиона евреев - 2/3 ее еврейского населения [5, с. 194].

Первые планы по вытеснению евреев из Польши на Мадагаскар датируются 1926 годом, когда руководство страны задумало перевезти всех «неугодных» на этот африканский остров. Польский посол в Париже граф Хло-повский просил политических лидеров Франции (эта страна владела Мадагаскаром) разрешить Польше переселение своих граждан на Мадагаскар. Французы дали полякам понять, что условия жизни на острове очень тяжелые и непривычные для европейцев. Чтобы избежать массовой гибели переселенцев, придется потратиться на обустройство жизни на Мадагаскаре: проложить дороги, провести водопровод, избавиться от эпидемий - малярии, чумы, тропической лихорадки (эти задачи во многом не решены до сих пор). Проект требовал немалых затрат, на которые Франция идти не желала.

В 1935 г. французский министр заморских территорий Мариус Муте предложил передать Мадагаскар Польше, что предполагало польскую колонизацию острова. Польскими националистами был выдвинут лозунг: 32 Гуманитарные исслед

«Zydzi na Madagaskar!» - «Евреев на Мадагаскар!». Это был призыв «освободить Польшу от еврейского влияния» - депортировать на Мадагаскар вначале 40-60 тыс. польских евреев, а затем и остальных их единоверцев, «переизбыток» которых не давал покоя польским антисемитам: из 35 млн населения межвоенной Польши более 3,3 млн составляли евреи. Они предпочитали селиться в больших городах, спасаясь от местечковой нищеты. В Варшаве, например, жили 350 тыс. евреев - 30% жителей города [55, с. 471].

Мадагаскар рассматривался как противовес планам сионистов по репатриации евреев в Палестину и созданию там еврейского государства. В то же время Польша, стремившаяся избавиться от «лишних евреев», поддерживала не только мадагаскарский, но и сионистский палестинский проект. В сентябре 1935 г. Польша подала в Лигу Наций меморандум, где говорилось, что масштабная эмиграция «лишних евреев» из Польши в Палестину решит демографические проблемы в Польше и остро необходима для развития польской экономики [44].

Сионисты же относились к планам переселения евреев на Мадагаскар отрицательно: на 19-м сионистском конгрессе 1935 г. уроженец польского города Плоньска Давид Бен-Гурион (в 1948 г. он стал первым премьер-министром Израиля) сказал, что для полумиллиона евреев, уже находящихся в Палестине, главное - «укорениться в этой стране, так чтобы даже внезапная буря не смогла бы вырвать нас отсюда». Бен-Гуриона беспокоило, что «подогревание желания поляков избавиться от евреев» может повредить сионизму. «В конце концов, польское правительство не могло заставить ¡ания Центральной России № 4 (17), 2020

британцев разрешить большому количеству евреев приехать в Палестину, а разочарование в этом вопросе могло бы породить длительную проблему и желание вместо этого отправить евреев на Мадагаскар» [44].

Идею переселения евреев на Мадагаскар поддерживал польский министр иностранных дел Юзеф Бек, который в 1935 г. создал специальную комиссию по изучению еврейского вопроса в Польше. 23 декабря 1936 г. комиссия вынесла на правительственное обсуждение меморандум под названием «Еврейская эмиграция и колониальные вопросы», в котором подчеркивалась «перенаселенность Польши евреями, превышение еврейской рождаемости над польской, преобладание евреев в промышленности и их более высокое материальное положение, чем у польского населения» [11]. Некоторые еврейские общественные деятели Польши поддержали не столько идею переселения евреев на Мадагаскар, сколько эмиграцию из Польши. В частности, депутат сейма Исаак Гринбаум выступил в августе 1936 г. с обращением: «Для широких еврейских масс настало время исхода. Эмиграция даст Польше огромную выгоду. Без неё в Польше будет 5 или 6 миллионов евреев» [11].

В 1937 г. Варшава получила от Парижа разрешение для работы на Мадагаскаре польской правительственной комиссии по колонизации, целью который была подготовка территории острова к эмиграции евреев. Комиссию возглавил майор Мечислав Ле-пецкий, бывший адъютант маршала Юзефа Пилсудского. В состав комиссии вошли представители еврейских организаций. Рассматривался вопрос от-

правки первых 50-60 тыс. польских евреев на этот полудикий африканский остров. Однако комиссия, посетив Мадагаскар, пришла к заключению, что климатические условия там крайне неблагоприятны для жизни европейцев.

Тем не менее, Польша и Франция вели переговоры о практических путях и способах перемещения на Мадагаскар еврейского населения. 4 мая 1937 года в Париже состоялась беседа на эту тему польского посла во Франции Юлиуша Лукашевича и Мечислава Ле-пецкого с Мариусом Муте.

В декабре 1937 г. официальное правительственное издание «Польская политическая информация» («Ро^ка 1^огтаф Politycznа») сообщало, что вопрос еврейской эмиграции на Мадагаскар «перешел из области теоретических дискуссий на путь существующих возможностей» [10]. Но ни Франция, ни Польша не желали тратить деньги на Мадагаскарский проект; его финансирование было возложено на еврейские организации. Евреи же отнеслись к идее переселения на Мадагаскар саркастически, французы - крайне сдержанно, а мадагаскарцы - горячо протестовали против нее. В итоге передача Мадагаскара Польше не состоялась; соответственно, сорвалась и депортация туда польских евреев.

После смерти в 1935 г. Юзефа Пил-судского «еврейский вопрос» в Польше обострился. Доступ евреев к государственной службе был закрыт, были введены ограничения для еврейской молодежи в получении образования, в университетских аудиториях для еврейских студентов существовали отдельные лавки на задних рядах. Из еврейских школ дотировались из казны

лишь те, кто вел обучение на польском языке. В межвоенные годы из Польши были вынуждены эмигрировать более 200 тыс. евреев, часть из них переселилась к родственникам в соседнюю Германию.

В 1938 г. на территории Германии проживало 50 тыс. евреев с польскими паспортами, еще 10 тыс. жили в Австрии, весной 1938 г. присоединенной к рейху. Польское правительство опасалось, что в результате принуждения к эмиграции из Германии и Австрии польские евреи вернутся в Польшу. Поэтому 1 марта 1938 г. президент Польши Игнаций Мосцицкий подписал указ о лишении гражданства польских граждан, проживавших за пределами страны более 5 лет. В ответ на эти действия Польши германское правительство арестовало 17 тыс. «ОБ^С^еп» -«восточных евреев», проживавших в Германии с «недействительными» польскими паспортами, или же евреев из Польши, лишенных немецкого гражданства.

В июле 1938 г. окончилась провалом конференция 32 стран по еврейскому вопросу, созванная во французском городе Эвиане [50]. Мир не хотел принимать еврейских беженцев из Германии и аннексированной германским рейхом Австрии, не говоря уже о Польше. Лишь одна Доминиканская республика выразила готовность принять беженцев-евреев, а Великобритания предложила им для переселения свою колонию в Восточной Африке - Уганду, что было ничем не лучше Мадагаскара.

20 сентября 1938 г. Гитлер в присутствии рейхсминистра иностранных дел Риббентропа сказал польскому послу в Германии Юзефу Липскому, что «его (Гитлера. - Б.Х.) осенила мысль о ре-34 Гуманитарные исслед

шении еврейской проблемы путем эмиграции в колонии в согласии с Польшей, Венгрией, а может быть и Румынией». Липский ответил, «что, если это найдет свое разрешение, мы поставим ему (Гитлеру. - Б.Х.) прекрасный памятник в Варшаве» [30, с. 208-216]. Об этой беседе с Гитлером Липский отправил донесение Юзефу Беку, которое 24 декабря 2019 г. цитировал Президент России В.В. Путин. В связи с эмоциональным высказыванием В.В. Путина в отношении Липского) [43] существует точка зрения, что в сентябре 1938 г. Гитлер, дескать, еще не приступил к массовому физическому уничтожению евреев, а хотел лишь «выселить их в Африку». «Хрустальная ночь» произошла 9 ноября 1938 г., уже после беседы Гитлера с Липским. Однако политическая цель германских и польских государственных антисемитов совпадала: «выдавить» евреев из своих стран, предварительно лишив их собственности. Для этого и немецкие, и польские правители готовили антисемитские провокации, в частности, «План Мадагаскар», который, по сути, означал подготовку массового убийства евреев. В обеих странах шла эскалация государственного антисемитизма, дело приближалось к массовым депортациям и убийствам по расовым мотивам.

28-29 октября 1938 г. польские евреи, лишенные германского гражданства, были депортированы из Германии в Польшу. Это произошло у поселка Збонщинь. Жертвам «Збонщин-ского выдворения» было позволено взять с собой один чемодан на человека и 10 немецких марок. Оставшиеся имущество евреев было захвачено в качестве трофеев местными нацистскими властями и их соседями. Не-¡ания Центральной России № 4 (17), 2020

сколько дней люди без денег и вещей, без крова и пищи под проливным дождем скитались вдоль границы, изгоняемые из приграничных деревень польской полицией и местными жителями. Некоторые беженцы пыталась вернуться в Германию, но задерживались пограничными властями или расстреливались [16, с. 80; 13, с. 52-73; 38, с. 221-222; 19; 21].

7 ноября 1938 г. 17-летний Гершель Гриншпан, чьи родственники были среди жертв «Збонщинского выдворения», стрелял в секретаря германского посольства в Париже Эрнста фон Рата; через два дня Рат умер. Этот теракт спровоцировал «Хрустальную ночь» -общегерманский еврейский погром. Были разгромлены тысячи еврейских домов, 7500 еврейских универмагов, магазинов и лавок. Надругательству подверглись еврейские кладбища, 267 синагог были сожжены и разграблены, 91 человек был убит, сотни покончили жизнь самоубийством или умерли позже от увечий. 25000 евреев были арестованы и отправлены в концентрационные лагеря [14, с. 26]. Еврейское население Германии должно было выплатить «искупительный штраф» в раз-

л ^

мере 1 млрд рейхсмарок, а все разгромленное восстановить за свой счет. До 1 января 1939 г. евреи были обязаны продать все свои предприятия и ценные бумаги. До начала массового физического уничтожения нацистами европейских евреев в 1941 г. 2/3 из полумиллиона немецких и австрийских евреев вынуждены были покинуть свою страну.

12 ноября 1938 г. уполномоченный по вопросам четырехлетнего плана рейхсмаршал Герман Геринг провел совещание, на котором потребовал

полностью удалить евреев из сферы хозяйства: «Немецким евреям придется в качестве наказания за свои гнусные преступления уплатить один миллиард марок. Это сработает. Эти свиньи не совершат больше убийств. Кстати, должен заметить, что я не хотел бы сейчас быть евреем в Германии» [14, с. 26, 471]. Геринг заявил: «Если германский рейх в каком-нибудь недалеком будущем окажется вовлеченным во внешнеполитический конфликт, то и мы в Германии, само собой разумеется, в первую очередь подумаем о том, чтобы в крупном масштабе свести счеты с евреями. Кроме того, фюрер, наконец, нанесет внешнеполитический удар, направив его в первую очередь на державы, которые подняли еврейский вопрос, с тем, чтобы потом действительно прийти к решению мадага-скарского вопроса. Об этом он говорил мне 9 ноября. Иного пути уже нет. Фюрер и другим странам скажет: "Что вы все говорите о евреях? - Возьмите их!"» [40, с. 239-244].

Политика дискриминации и ограбления евреев началась в Германии сразу после прихода Гитлера к власти. С января 1933 г. до 1 сентября 1939 г. в Германии на государственном, земельном, коммунальном уровне было проведено 1448 антиеврейских акций [51, с. 63-64]. Этого было более чем достаточно, чтобы сделать немцев, в целом равнодушных к проблемам еврейского меньшинства, враждебными или недоброжелательными по отношению к ним. В апреле 1933 г. нацисты развернули кампанию бойкота против магазинов и лавок, принадлежавших евреям. В том же месяце был принят Закон о восстановлении профессионального чиновничества, преградив-

ший «неарийцам» доступ на государственную службу: чиновники-евреи подлежали увольнению или досрочному уходу на пенсию. Накладывались ограничения на адвокатов еврейского происхождения; началось изгнание евреев-профессоров из высших учебных заведений. Законом от 25 апреля 1933 г. «О переполнении немецких средних и высших учебных заведений» была установлена 1,5% норма для учащихся-евреев. Степень расовой нетерпимости нацистов с годами все более нарастала: нацистский антисемитизм был не только религиозным, политическим или социально-бытовым, но и, прежде всего, расовым: еврейство определялось по крови. К евреям нацисты относили не только тех, чьи предки во втором колене исповедовали иудаизм или имели еврейских предков. К евреям приравняли тысячи людей, отошедших от веры или перешедших из иудаизма в другую религию, вплоть до католических священников и монахинь, а также пасторов-протестантов, чьи предки во втором колене были евреями.

15 сентября 1935 г. на съезде НСДАП в Нюрнберге были провозглашены расовые законы - «О гражданстве рейха» и «Об охране германской крови и германской чести», единогласно принятые сессией рейхстага, специально созванной в Нюрнберге по случаю съезда нацистской партии. Гражданином рейха мог быть лишь тот, кто обладает «германской или родственной ей кровью и кто своим поведением доказывает желание и способность преданно служить германскому народу и рейху». Такая формулировка фактически означала лишение немецкого гражданства в первую очередь евреев и цыган.

Закон «Об охране германской крови и германской чести» запрещал «осквернение расы» - брак и внебрачное сожительство между евреями и «гражданами германской или родственной ей крови», наём евреями домашней прислуги из женщин «германской или родственной ей крови» моложе 45 лет, а также вывешивание евреями национального или имперского флага и использование тканей сходной расцветки. Нарушение закона влекло уголовное преследование.

Осенью 1937 г. началась систематическая «ариизация», т.е. изъятие имущества и собственности немецких евреев. В 1938 г. власти Германии ввели новые принудительные меры против евреев, наложили на них «контрибуцию» за «Хрустальную ночь», а к 1939 г. завершили конфискацию «еврейских предприятий» [52]. С октября 1938 г. в паспортах евреев ставился красный штамп «J» («Jude») и вписывалось второе принудительное имя: мужчинам - Израиль, женщинам - Сара. С 19 сентября 1941 г. все евреи были обязаны носить на одежде желтую шестиконечную звезду.

Создание гетто и массовые убийства евреев последовали после начала Второй мировой войны - нападения Германии на Польшу 1 сентября 1939 г. Но еще за 7 месяцев до ее начала, 30 января 1939 г., Гитлер сделал заявление о главной ее цели: «если международные еврейские финансисты в Европе и за ее пределами сумеют еще раз втянуть народы в мировую войну, то результатом войны будет не большевизация мира и, следовательно, триумф еврейства, а уничтожение еврейской расы в Европе» [3, с. 1056-1058].

Историк ФРГ Мартин Бросцат подчеркивал, что «преступное массовое ¡ания Центральной России № 4 (17), 2020

уничтожение евреев нельзя воспринимать как простое продолжение дискриминации евреев, основанной на законодательстве, начиная с 1933 г. С точки зрения процедуры, это был настоящий прорыв, который имел, таким образом, иное качество, чем вся предыдущая практика. Предварительные законы и постановления, которые шаг за шагом продолжали дискриминировать евреев в Германии, поставили их в исключительное положение и сгоняли в общественное гетто, открыв, таким образом, путь для "окончательного решения". Усилившийся процесс расщепления правового принципа мероприятиями, имеющими форму закона, в конечно итоге перешел в преступную акцию, абсолютно лишенную формы и законности» [25, с. 216].

Полигоном для «окончательного решения» нацисты не случайно избрали «перенаселенную» евреями территорию Польши. Еще за год до нападения Гитлера на Польшу, 24 октября 1938 г., Риббентроп говорил, что он видит в колониальном вопросе и еврейском переселении возможность сотрудничества Польши с Германией.

Германские нацисты внимательно изучили франко-польский «Мадага-скарский план», тем более что французы вернулись к этой идее. Министр иностранных дел Франции Ж. Бонне в декабре 1938 г. заявил своему немецкому коллеге Риббентропу, что в целях «очистки» Франции от 10 тысяч беженцев-евреев из Германии их «придется выслать» на заморские территории, вероятно, на Мадагаскар.

В начале 1939 г. Берлин возвращается к вопросу о сотрудничестве с Варшавой для решения «еврейской проблемы». 5 января 1939 г., беседуя с

Беком в Оберзальцберге, Гитлер сказал: «Если бы со стороны западных держав к требованиям Германии в колониальном вопросе было проявлено больше понимания, то тогда он, фюрер, возможно, предоставил бы для решения еврейского вопроса какую-либо территорию в Африке, которую можно было бы использовать для поселения не только немецких, но и польских евреев» [47, с. 146-153]. В этой связи орган нацистской партии газета «Народный наблюдатель» («Völkischer Beobachter») писала: «Нет никаких сомнений в том, что приглашение к "исходу детей Израиля" на Мадагаскар вскоре освободит Польшу от многих из этих паразитов».

В 1940 г. идею депортации евреев на Мадагаскар поддержал начальник внешнеполитического управления нацистской партии рейхсляйтер Альфред Розенберг [17]. В мае 1940 года рейхсфюрер СС Генрих Гиммлер в меморандуме на имя Гитлера подчеркивал: «Я надеюсь, что увижу, как само понятие "еврей" исчезнет после большой эмиграции всех евреев в Африку или в какую-либо другую колонию» [9, с. 197] .

24 июня 1940 г. Гейдрих направил Риббентропу письмо следующего содержания: «Дорогой партайгеноссе фон Риббентроп! В январе 1939 г. генерал-фельдмаршал Герман Геринг в своем качестве уполномоченного по четырехлетнему плану поручил мне провести эмиграцию евреев со всей территории рейха. За истекшее время, несмотря на большие трудности, в частности, связанные с войной, нам удалось успешно продолжить эмиграцию евреев. Со дня, когда мое ведом-

V» V» и

ство занялось этой задачей, т.е. с 1 ян-

варя 1939 года, и по сегодняшний день, территорию рейха покинули, в обшей сложности, больше 200 000 евреев. Но проблема в целом - речь идет о почти 3% миллионах евреев на территориях, находящихся в настоящее время под немецким управлением - более не может быть решена путем эмиграции. Поэтому необходимо территориальное окончательное решение. Прошу предусмотреть мое участие в предстоящих обсуждениях окончательного решения еврейского вопроса, если таковые обсуждения предусматриваются. Хайль Гитлер. Подпись: Ваш Гейдрих» [18].

Так в нацистских документах применительно к «еврейскому вопросу» появился термин «окончательное решение», пока, правда, лишь территориальное. Удачным вариантом такого решения они считали свой «Мадага-скарский план», выдвинутый летом 1940 г. Палестина, куда стремились сионисты, была под британским мандатом. Доступ туда из Германии был закрыт: в 1940 г. Великобритания один на один сражалась с немцами. Зато Франция, владевшая Мадагаскаром, была разгромлена. Остров оставался под юрисдикцией правительства Виши.

3 июля 1940 г. начальник еврейского департамента имперского министерства иностранных дел Франц Ра-демахер подписал меморандум «Еврейский вопрос в мирном договоре» [4]. Документ гласил: «Предстоящая победа даст Германии возможность и, на мой взгляд, даже обязанность решить еврейский вопрос в Европе. Самое желаемое решение: всех евреев -вон из Европы» [2, с. 263]. Радемахер предлагал вынудить поверженную Францию дать согласие на эмиграцию евреев в Мадагаскар. Более того: Ра-38 Гуманитарные исслед

демахер рекомендовал сделать передачу Мадагаскара Германии одним из условий капитуляции Франции. Немцы собирались создать на Мадагаскаре не только «еврейскую резервацию», но и свои военно-морскую и военно-воздушную базы. Колонизация Мадагаскара должна была оплачиваться еврейским имуществом, конфискованным нацистами. Радемахер запланировал создание банка, который сосредоточил бы все финансовые активы европейских евреев - деньги пошли бы на реализацию его плана.

Меморандум Радемахера был направлен Мартину Лютеру, начальнику отдела МИД по пропаганде и контактам с нацистской партией, СС и СД: управление переселенческой колонией на Мадагаскаре планировалось передать в руки СС. Преимущество этого решения, по мнению Раде-махера, состояло в возможности превратить евреев в заложников, чтобы в случае необходимости шантажировать ими еврейские круги США. К тому же бесплодные земли Мадагаскара не позволили бы депортированным «процветать» на новом месте под надзором СС. Многие евреи должны были погибнуть в суровых условиях.

В РСХА был составлен «Проект Мадагаскар» («Reichssicherheitshauptamt: Madagaskar Projekt») [2, с. 246]. Нацисты подготовили и переправили на юг Франции первую группу евреев для депортации на Мадагаскар. Группа состояла из специалистов сельского хозяйства, строителей, ремесленников и врачей; каждый мог захватить с собой до 200 кг багажа. Перевозить евреев на остров немцы собирались из средиземноморских портов вишистской Франции на захваченных британских судах [8, с. 341]. Этим проектом зани-¡ания Центральной России № 4 (17), 2020

мался Адольф Эйхман; в его лексиконе появилось понятие «Автономная еврейская область Мадагаскар» [34, с. 14]. Эйхман стал ключевой фигурой в реализации всех нацистских программ «решения еврейского вопроса». О своей роли в разработке «Проекта Мадагаскар» Эйхман рассказал на процессе в Иерусалиме в 1961 г.: «Сначала я пошел в управление по делам эмиграции министерства внутренних дел и справился там о географическом положении, климатических и природных условиях и других сведениях. Получил основательную информацию в Тропическом институте в Гамбурге, и дело не казалось мне таким уж невозможным. Мне представлялось, что в правовом отношении это может быть автономная еврейская область Мадагаскар. До этого времени я мог как простой исполнитель прятаться за широкой спиной какого-то ответственного работника. Теперь в Берлине это стало иначе. Теперь я сам был ответственный работник, здесь действовала бюрократическая машина, с которой мне прежде не приходилось сталкиваться, с которой я еще не был знаком. Столько возникало трудностей, затевались нудные обсуждения, тысячи возражений со стороны центральных инстанций! Одни заявляют, что вопрос в их ведении, другие - то же самое! Министерство иностранных дел, например, отрицало право полиции безопасности заниматься этим вопросом на том основании, что Мадагаскар не в Германии. Люди не понимали целей и задач... А когда план, наконец, полностью прояснился, и ни у одного из центральных ведомств не осталось пожеланий - тогда было уже поздно. Немецкие войска давно были в Пари-

же, но до Мадагаскара нам было не добраться. Когда ушел французский флот, и Германия оккупировала не занятую до тех пор часть Франции до самого Средиземного моря, о Мадагаскаре не могло быть уже и речи. На том дело и кончилось, порушилось. Проснулись! Должно быть, это 1940 год» [34, с. 14].

Историк Герман Грамль (ФРГ) о «Плане Мадагаскар» пишет: «О том, как усилилась тенденция к массовым убийствам, свидетельствует, не в последнюю очередь, "План Мадагаскар", который летом 1940 г. детально разрабатывался РСХА и министерством иностранных дел. Этот план обычно оценивается как последнее проявление политики эмиграции евреев. На самом же деле этот план следует рассматривать как выражение политики, направленной на уничтожение евреев, но не оружием и газом, а силами природы. План исходил из очевидного ожидания, что европейские евреи -нацисты стремились распространить преследования евреев на весь континент - должны были умереть мучительной смертью, лишенные привычных условий жизни и труда, запертые на острове, климат которого был одним из самых нездоровых на земле» [6, с. 169].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12 июля 1940 г. нацистский генерал-губернатор Польши Ганс Франк заявил: «все еврейство в Германском рейхе, в генерал-губернаторстве и в протекторате в самое ближайшее время после заключения мирного договора (с Францией. - Б.Х.) можно будет депортировать в какую-либо африканскую или американскую колонию. Речь идет о Мадагаскаре, от которого для осуществления этой цели Франции при-

дется отказаться» [39, с. 378]. Однако планам нацистов не суждено было осуществиться. Морской путь на Мадагаскар проходил через Суэцкий канал, контролируемый Великобританией. В связи с неспособностью нанести поражение британским королевским военно-воздушным силам и военно-морскому флоту немецкое вторжение на Британские острова, как и «Проект Мадагаскар», были отложены на неопределенное время, а затем вовсе утратили актуальность. 5 мая 1942 г. началась и 6 ноября 1942 г. завершилась союзническая операция «Броненосец»: британский флот при поддержке пехоты из Австралии и ЮжноАфриканского Союза освободил Мадагаскар от войск вишистской Франции и Японии.

Но еще до операции «Броненосец» нацисты отказались от «Проекта Мадагаскар». 10 февраля 1942 г. Радемахер в письме начальнику африканского отдела министерства иностранных дел Германии Эрнсту Бильфельду так объяснял причины этого шага: «В августе 1940 г. я передал Вам для внесения в Ваши досье разработанный моим рефератом план окончательного решения еврейского вопроса, для выполнения которого при подписании мирного договора от Франции потребовали бы остров Мадагаскар, а практическое выполнение задачи должно было быть доверено Главному управлению имперской безопасности. В соответствии с этим планом фюрер поручил груп-пенфюреру Гейдриху осуществить окончательное решение еврейского вопроса в Европе. Но начавшаяся за это время война с Советским Союзом

предоставила возможность использовать для окончательного решения другие территории. В связи с этим фюрер решил высылать евреев не на Мадагаскар, а на восток. Потому Мадагаскар больше не следует рассматривать в качестве окончательного решения» [1, с. 403].

Новым планом «окончательного решения» еврейского вопроса, одобренном нацистами на Ванзейской конференции 20 января 1942 г., предписывалось депортировать евреев в гетто и лагеря смерти на востоке Европы. Жертвой «окончательного решения» стала третья часть еврейского народа - 6 млн евреев Европы [46, с. 167 ].

Единственной страной, спасавшей европейских евреев от нацистского «окончательного решения», был Советский Союз. Перед Великой Отечественной войной СССР стал «самым еврейским» государством мира: если в 1939 г. в СССР проживало около 3 млн евреев, то к 22 июня 1941 г. за счет присоединения Западной Украины и Белоруссии, Бессарабии, Северной Буковины, Литвы, Латвии и Эстонии еврейское население СССР увеличилось на 1,9 млн [46, с. 167; 57], из них 1,5 млн были польскими евреями [46, с. 316]. Население ЕАО также выросло со 108 тыс. в 1939 г. до 139 тыс. в 1941 г. [29, с. 63, табл. 1].

Если польско-нацистский план «Мадагаскар» был шагом на пути к уничтожению европейских евреев, то советский проект Биробиджан во время Второй мировой войны объективно способствовал их спасению. В этом их принципиальное различие.

40

Гуманитарные исследования Центральной России № 4 (17), 2020

Список литературы

1. Akten zur Deutschen Auswärtigen Politik 1918-1945. Serie E. - Bd. 1. - Göttingen, 1969.

2. Brechtken M. Madagaskar für die Juden: Antisemitische Idee und politische Praxis 1935-1945. -München, 1998.

3. Domarus M. Hitler, Reden und Proklamationen, 1932-1945. - Würzburg, 1962. - B. II.

4. Gedanken über die Arbeit und Aufgaben des Referat D III. Legationssekretär Franz Rademacher. - Das Politische Archiv des Auswärtigen Amtes. - Berlin (PA/AA, Inland II A/B 347/3. Dok. NG-5764.

5. Götz A. Europa gegen die Juden. 1880-1945. Frankfurt a. - M., 2017. - 432 S.

6. Graml H. Zur Genesis der „Endlösung"// Der Judenpogrom 1938. Von der „Reichskristallnacht" zum Völkermord. - Frankfurt a.M., 1992.

7. Herzl Т. Der Judenstaat. - Berlin, 1920.

8. Jansen H. Der Madagaskar- Plan. Die beabsichtige Deportation der europäischen Juden nach Madagaskar. - München, 1997.

9. «Einige Gedanken über die Behandlung der Fremdvölkischen im Osten»// Vierteljahreshefte für Zeitgeschichte. - 5. Jg. - № 2. - April 1957. - S. 197.

10. "Zydzi na Madagaskar" - kolonizacja zamiast Holokaustu [Электронный ресурс]. - URL: https://opinie.wp.pl/zydzi-na-madagaskar-kolonizacja-zamiast-holokaustu-6126041925179009a (дата обращения 22.01.2020).

11. „Zydzi na Madagaskar" - Polska wobec problemow narodowosciowych w latach trzydzie-stych//Zydowski Instytut Historyczny [Электронный ресурс]. - URL: https://www.jhi.pl/blog/2017-11-30-zydzi-na-madagaskar-polska-wobec-problemow-narodowosciowych-w-latach-trzydziestych (дата обращения 22.01.2020).

12. Lagarde P.De. Deutsche Schriften. - Göttingen, 1903.

13. Maurer T. Abschiebung und Attentat. Die Ausweisung der polnischen Juden und Vorwand für die "Kristallnacht". - Der Judenpogrom 1938. - S. 52-73.

14. Meldungen aus dem Reich, 1938-1945: Die geheimen Lageberichte des Sicherheitsdienstes der SS. Hrsg. - Heinz Boberach. Herrsching,1984. - Bd. 2.

15. NG-2586. Der "Madagaskar-Plan". SS-Obersturmführer Theo Dannecker Herrn Legationssekretär Rademacher [Электронный ресурс]. - Berlin, den 15. August 1940 . - URL: https://www.ns-archiv.de/imt/ps2401-ps2600/2586-ps.php (дата обращения 20.01.20).

16. Recollections of Rosalind Herzfled. - Jewish Chronicle, 28.09.1979.

17. Rosenberg A. Juden auf Madagaskar. 30.Х.1940. (Неопубликованная рукопись)// Centre de documentation juive contemporaine. - Paris. CXL VI-51.

18. Schreiben Heydrichs vom 24.6.1940 an Ribbentrop, in: PA/AA, R 100.857, Bl. 192; см. также: Institut für Zeitgeschichte, München, IfZ-Archiv, Fa 246/1.

19. Tomaszewski E. Auftakt zur Vernichtung. Die Vertreibung der polnischen Juden aus Deutschland 1938.- Osnabrück, 2002.

20. Trials of War Criminals before the Nuernberg Military Tribunals. V. XIII, Washington, 1949. -P.154. Dok. NG-2586.

21. Urban T. Der Verlust. Die Vertreibung der Deutschen und Polen im 20. Jahrhundert. - München, 2004.

22. Альтман И.А. Жертвы ненависти. - М., 2002. - 540 с.

23. Браунинг К.Р. «Мададагаскар», план // Холокост. - Энциклопедия. - М., 2005. - С. 343-345.

24. Браунинг К.Р. По поводу моей книги «истоки "окончательного решения"»: замечания об «окончательном решении», его предпосылках и важнейших последствиях [Электронный ресурс]. Яд Вашем, Иерусалим, 2009. - URL: https://www.yadvashem.org/yv/ru/pdf/yad

vashem studies/browning.pdf

25. Бросцат М. Закат тысячелетнего рейха. - М., 2005. - 286 с.

26. Викторов А. Домашний еврей Сталина [Электронный ресурс]. - URL: https://jewish.ru/ru/people/culture/916/ (дата обращения 20.01.20)

27. Гузман Е.В. Становление и развитие Еврейской Автономной Области в 1920-2010 гг.: Автореферат дисс. ... к.и.н. - Иркутск, 2019. - 247 с.

28. Декларация Бальфура - к столетию знаменитого письма [Электронный ресурс]. - URL: http://il4u.org.il/blog/about-israel/history/deklaraciya-balfura-k-stoletiyu (дата обращения 22.01.2020)

29. Динамика численности и состава населения Дальнего Востока в 1941-1945 гг.// Ойкумена. - 2007. - Вып I. - С. 60-74.

30. Донесение посла Польши в Германии Ю. Липского министру иностранных дел Польши Ю. Беку, 20 сентября 1938 г.// Документы и материалы кануна Второй мировой войны 19371939 гг.: в 2 т. - М., 1981.- т. I. - С. 208-216.

31. Калинин М.И. Об образовании ЕАО. - М., 1935. - С. 6-13.

32. Костырченко Г.В. Тайная политика Сталина: власть и антисемитизм. -М., 2003. - 784 с.

33. Кох А.Р., Полян П.М. Отрицание отрицания, или Битва под Аушвицем. -М., 2008. - С. 283, 316.

34. Ланг Й. фон. Протоколы Эйхмана. Записи допросов в Израиле. - М., 2002. - С. 14.

35. Львович Д.Л. М. Брамсон и Союз ОРТ [Электронный ресурс] // Еврейский мир: Сборник 1944 года. Иерусалим. - Москва, 2001 г. - URL: http://old.ort.spb.ru/history/ort bramson.htm (дата обращения - 29.01.2020)

36. Мелихов (Мейлахс) А. Красный Сион. - СПб., 2005. - С. 5.

37. Мелихов (Мейлахс) А. Биробиджан - земля обетованная. - Москва, 2009. - С. 12.

38. Михман Д. Катастрофа европейского еврейства. - Тель-Авив, 2001. - Т. 2. С. 221-222

39. Нюрнбергский документ PS-2233. IMG [Процесс против главных военных преступников перед международным военным трибуналом. - Нюрнберг, 1947-1949]. - Том XXIX. - Стр. 378.

40. Нюрнбергский процесс: Сб. док.: в 3-х т. - М., 1966. - Т. 3. - С. 239-244.

41. Полян П.М. Недостающее звено в предыстории Холокоста: размышления над перепиской ценой в два миллиона жизней // Неприкосновенный запас: дебаты о политике и культуре. -2006. - № 3(47). - С. 145-169.

42. Постановление Президиума ВЦИК от 7 мая 1934 г. «О преобразовании Биробиджанского района в автономную Еврейскую национальную область» // Собрание узаконений и распоряжений рабоче-крестьянского правительства РСФСР. - 1934. - № 19. - С. 114.

43. РИА Новости, 24.12.2019 [Электронный ресурс]. - URL: https://ria.ru/20191224/ 1562780957.html (дата обращения 22.01.2020).

44. Ричман Р. Могли ли еврейские и сионистские лидеры сделать больше для спасения евреев Польши? [Электронный ресурс]. - URL: https://lechaim.ru/ academy/mogli-li-evrejskie-i-sionistskie-lidery-sdelat-bolshe-dlya-spaseniya-evreev-polshi/ (дата обращения 22.01.2020).

45. Российский государственный архив социально-политической истории, ф. 82, оп. 2, д. 489, л. 1. Документ был опубликован Г.В. Костырченко (Костырченко Г. В. Тайная политика Сталина. Власть и антисемитизм. - М., 2003. - С. 189)

46. СС в действии. Документы о преступлениях СС. - М., 2000. - 624 с.

47. «СССР в борьбе за мир накануне второй мировой войны (сентябрь 1938 г.—август 1939 г.). Документы и материалы». - М., 1971. - С. 146-153.

48. Столберг Е.-М. Биробиджан: несбывшаяся мечта об еврейской родине // Диаспоры. -1999. - № 1. - С. 144-159.

49. Финк В. Евреи в тайге. [Биро-Биджанск. район]: Очерки. - М., 1932. - 226 с.

50. Хавкин Б.Л. Документы Третьего рейха по Эвианской конференции 1938 г.: попустительство мировых держав юдофобской политике нацистов // Вестник архивиста. - 2018. - № 3. -С. 717-730.

51. Хавкин Б.Л. Расизм и антисемитизм в гитлеровской Германии. Антинацистское Сопротивление немецких евреев. - М., 2018. - 240 с.

52. Хавкин Б.Л. Судьба Мадагаскарского проекта. Как готовилось окончательное решение «еврейского вопроса» // Независимое военное обозрение. - 2020. - №3 (31.01.-6.02.2020).

53. Хавкин М.П. Еврейская автономная область к своей первой годовщине. - М., 1935. - 22 с.

42

Гуманитарные исследования Центральной России № 4 (17), 2020

54. Хагемейстер М. Мнимый псевдоним. Об авторе трехтомника «Ритуальное убийство у евреев» // Псевдонимы русского зарубежья: Материалы и исследования. - М., 2016. - С. 137-148.

55. Холокост. Энциклопедия [Электронный ресурс]. - М., 2005. - 808 с. - URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Население_Польши; United States Holocaust Memorial Museum. Holocaust Encyclopedia. - https://encyclopedia.ushmm.org/content/ru/article/warsaw-abridged-article (дата обращения 22.01.2020).

56. Шмидт В. Антисемитский «Мадагаскарский план» в предвоенной Польше 1936-1939 гг.// Журнал российских и восточноевропейских исторических исследований. - 2018. - № 3. - С. 25-36.

57. Яд Вашем. Евреи СССР накануне войны. Восточные и западные территории [Электронный ресурс]. - URL: https://www.yadvashem.org/ru/ holocaust/ussr/prewar-ussr.html (дата обращения 22.01.2020)

References

1. Akten zur Deutschen Auswärtigen Politik 1918-1945. Serie E. - Bd. 1. - Göttingen, 1969.

2. Brechtken M. Madagaskar für die Juden: Antisemitische Idee und politische Praxis 1935-1945. -München, 1998.

3. Domarus M. Hitler, Reden und Proklamationen, 1932-1945. - Würzburg, 1962. - B. II.

4. Gedanken über die Arbeit und Aufgaben des Referat D III. Legationssekretär Franz Rademacher. - Das Politische Archiv des Auswärtigen Amtes. - Berlin (PA/AA, Inland II A/B 347/3. Dok. NG-5764.

5. Götz A. Europa gegen die Juden. 1880-1945. Frankfurt a. - M., 2017. - 432 S.

6. Graml H. Zur Genesis der „Endlösung"// Der Judenpogrom 1938. Von der „Reichskristallnacht" zum Völkermord. - Frankfurt a.M., 1992.

7. Herzl T. Der Judenstaat. - Berlin, 1920.

8. Jansen H. Der Madagaskar- Plan. Die beabsichtige Deportation der europäischen Juden nach Madagaskar. - München, 1997.

9. «Einige Gedanken über die Behandlung der Fremdvölkischen im Osten»// Vierteljahreshefte für Zeitgeschichte. - 5. Jg. - № 2. - April 1957. - S. 197.

10. "Zydzi na Madagaskar" - kolonizacja zamiast Holokaustu [Elektronnyj resurs]. - URL: https://opinie.wp.pl/zydzi-na-madagaskar-kolonizacja-zamiast-holokaustu-6126041925179009a (data obrashcheniya 22.01.2020).

11. „Zydzi na Madagaskar" - Polska wobec problemow narodowosciowych w latach trzydzi-estych//Zydowski Instytut Historyczny [Elektronnyj resurs]. - URL: https://www.jhi.pl/blog/2017-11-30-zydzi-na-madagaskar-polska-wobec-problemow-narodowosciowych-w-latach-trzydziestych (data obrashcheniya 22.01.2020).

12. Lagarde P.De. Deutsche Schriften. - Göttingen, 1903.

13. Maurer T. Abschiebung und Attentat. Die Ausweisung der polnischen Juden und Vorwand für die "Kristallnacht". - Der Judenpogrom 1938. - S. 52-73.

14. Meldungen aus dem Reich, 1938-1945: Die geheimen Lageberichte des Sicherheitsdienstes der SS. Hrsg. - Heinz Boberach. Herrsching,1984. - Bd. 2.

15. NG-2586. Der "Madagaskar-Plan". SS-Obersturmführer Theo Dannecker Herrn Legationssekretär Rademacher [Elektronnyj resurs]. - Berlin, den 15. August 1940 . - URL: https://www.ns-archiv.de/imt/ps2401-ps2600/2586-ps.php (data obrashcheniya 20.01.20).

16. Recollections of Rosalind Herzfled. - Jewish Chronicle, 28.09.1979.

17. Rosenberg A. Juden auf Madagaskar. 30.H.1940. (Neopublikovannaya rukopis')// Centre de documentation juive contemporaine. - Paris. CXL VI-51.

18. Schreiben Heydrichs vom 24.6.1940 an Ribbentrop, in: PA/AA, R 100.857, Bl. 192; sm. takzhe: Institut für Zeitgeschichte, München, IfZ-Archiv, Fa 246/1.

19. Tomaszewski E. Auftakt zur Vernichtung. Die Vertreibung der polnischen Juden aus Deutschland 1938.- Osnabrück, 2002.

20. Trials of War Criminals before the Nuernberg Military Tribunals. V. XIII, Washington, 1949. -P.154. Dok. NG-2586.

21. Urban T. Der Verlust. Die Vertreibung der Deutschen und Polen im 20. Jahrhundert. - München, 2004.

22. Al'tman I.A. Zhertvy nenavisti. - M., 2002. - 540 s.

23. Brauning K.R. «Madadagaskar», plan // Holokost. - Enciklopediya. - M., 2005. - S. 343-345.

24. Brauning K.R. Po povodu moej knigi «istoki "okonchatel'nogo resheniya"»: zamechaniya ob «okonchatel'nom reshenii», ego predposylkah i vazhnejshih posledstviyah [Elektronnyj resurs]. YAd Vashem, lerusalim, 2009. - URL: https://www.yadvashem.org/yv/ru/pdf/yad _vashem_studies/browning.pdf

25. Broscat M. Zakat tysyacheletnego rejha. - M., 2005. - 286 s.

26. Viktorov A. Domashnij evrej Stalina [Elektronnyj resurs]. - URL: https://jewish.ru/ru/people/culture/916/ (data obrashcheniya 20.01.20)

27. Guzman E.V. Stanovlenie i razvitie Evrejskoj Avtonomnoj Oblasti v 1920-2010 gg.: Avtoreferat diss. ... k.i.n. - Irkutsk, 2019. - 247 s.

28. Deklaraciya Bal'fura - k stoletiyu znamenitogo pis'ma [Elektronnyj resurs]. - URL: http://il4u.org.il/blog/about-israel/history/deklaraciya-balfura-k-stoletiyu (data obrashcheniya 22.01.2020)

29. Dinamika chislennosti i sostava naseleniya Dal'nego Vostoka v 1941-1945 gg.// Ojkumena. -2007. - Vyp I. - S. 60-74.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

30. Donesenie posla Pol'shi v Germanii Yu. Lipskogo ministru inostrannyh del Pol'shi YU. Beku, 20 sentyabrya 1938 g.// Dokumenty i materialy kanuna Vtoroj mirovoj vojny 1937-1939 gg.: v 2 t. - M., 1981.- t. I. - S. 208-216.

31. Kalinin M.I. Ob obrazovanii EAO. - M., 1935. - S. 6-13.

32. Kostyrchenko G.V. Tajnaya politika Stalina: vlast' i antisemitizm. -M., 2003. - 784 s.

33. Koh A.R., Polyan P.M. Otricanie otricaniya, ili Bitva pod Aushvicem. -M., 2008. - S. 283, 316.

34. Lang J. fon. Protokoly Ejhmana. Zapisi doprosov v Izraile. - M., 2002. - S. 14.

35. L'vovich D.L. M. Bramson i Soyuz ORT [Elektronnyj resurs] // Evrejskij mir: Sbornik 1944 goda. Ierusalim. - Moskva, 2001 g. - URL: http://old.ort.spb.ru/history/ort_bramson.htm (data obrash-cheniya - 29.01.2020)

36. Melihov (Mejlahs) A. Krasnyj Sion. - SPb., 2005. - S. 5.

37. Melihov (Mejlahs) А. Birobidzhan - zemlya obetovannaya. - Moskva, 2009. - S. 12.

38. Mihman D. Katastrofa evropejskogo evrejstva. - Tel'-Aviv, 2001. - T. 2. S. 221-222

39. Nyurnbergskij dokument PS-2233. IMG [Process protiv glavnyh voennyh prestupnikov pered mezhdunarodnym voennym tribunalom. - Nyurnberg, 1947-1949]. - Tom XXIX. - Str. 378.

40. Nyurnbergskij process: Sb. dok.: v 3-h t. - M., 1966. - T. 3. - S. 239-244.

41. Polyan P.M. Nedostayushchee zveno v predystorii Holokosta: razmyshleniya nad perepiskoj cenoj v dva milliona zhiznej // Neprikosnovennyj zapas: debaty o politike i kul'ture. - 2006. -№ 3(47). - S. 145-169.

42. Postanovlenie Prezidiuma VCIK ot 7 maya 1934 g. «O preobrazovanii Birobidzhanskogo rajona v avtonomnuyu Evrejskuyu nacional'nuyu oblast'» // Sobranie uzakonenij i rasporyazhenij raboche-krest'yanskogo pravitel'stva RSFSR. - 1934. - № 19. - S. 114.

43. RIA Novosti, 24.12.2019 [Elektronnyj resurs]. - URL: https://ria.ru/20191224/1562780957.html (data obrashcheniya 22.01.2020).

44. Richman R. Mogli li evrejskie i sionistskie lidery sdelat' bol'she dlya spaseniya evreev Pol'shi? [Elektronnyj resurs]. - URL: https://lechaim.ru/ academy/mogli-li-evrejskie-i-sionistskie-lidery-sdelat-bolshe-dlya-spaseniya-evreev-polshi/ (data obrashcheniya 22.01.2020).

45. Rossijskij gosudarstvennyj arhiv social'no-politicheskoj istorii, f. 82, op. 2, d. 489, l. 1. Dokument byl opublikovan G.V. Kostyrchenko (Kostyrchenko G. V. Tajnaya politika Stalina. Vlast' i antisemitizm. - M., 2003. - S. 189)

46. SS v dejstvii. Dokumenty o prestupleniyah SS. - M., 2000. - 624 s.

47. «SSSR v bor'be za mir nakanune vtoroj mirovoj vojny (sentyabr' 1938 g.—avgust 1939 g.). Dokumenty i materialy». - M., 1971. - S. 146-153.

48. Stolberg E.-M. Birobidzhan: nesbyvshayasya mechta ob evrejskoj rodine // Diaspory. - 1999. -№ 1. - S. 144-159.

44

Гуманитарные исследования Центральной России № 4 (17), 2020

49. Fink V. Evrei v tajge. [Biro-Bidzhansk. rajon]: Ocherki. - M., 1932. - 226 s.

50. Havkin B.L. Dokumenty Tret'ego rejha po Evianskoj konferencii 1938 g.: popustitel'stvo mirovyh derzhav yudofobskoj politike nacistov // Vestnik arhivista. - 2018. - № 3. - S. 717-730.

51. Havkin B.L. Rasizm i antisemitizm v gitlerovskoj Germanii. Antinacistskoe Soprotivlenie nemeckih evreev. - M., 2018. - 240 s.

52. Havkin B.L. Sud'ba Madagaskarskogo proekta. Kak gotovilos' okonchatel'noe reshenie «evrejskogo voprosa» // Nezavisimoe voennoe obozrenie. - 2020. - №3 (31.01.-6.02.2020).

53. Havkin M.P. Evrejskaya avtonomnaya oblast' k svoej pervoj godovshchine. - M., 1935. - 22 s.

54. Hagemejster M. Mnimyj psevdonim. Ob avtore trekhtomnika «Ritual'noe ubijstvo u evreev» // Psevdonimy russkogo zarubezh'ya: Materialy i issledovaniya. - M., 2016. - S. 137-148.

55. Holokost. Enciklopediya [Elektronnyj resurs]. - M., 2005. - 808 s. - URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Naselenie_Porshi; United States Holocaust Memorial Museum. Holocaust Encyclopedia. - https://encyclopedia.ushmm.org/content/ru/article/warsaw-abridged-article (data obrashcheniya 22.01.2020).

56. Shmidt V. Antisemitskij «Madagaskarskij plan» v predvoennoj Pol'she 1936-1939 gg.// ZHurnal rossijskih i vostochnoevropejskih istoricheskih issledovanij. - 2018. - № 3. - S. 25-36.

57. Yad Vashem. Evrei SSSR nakanune vojny. Vostochnye i zapadnye territorii [Elektronnyj resurs]. -URL: https://www.yadvashem.org/ru/ holocaust/ussr/prewar-ussr.html (data obrashcheniya 22.01.2020)

Для ссылки: Хавкин Б.Л. Проект Биробиджан и план «Мадагаскар» // Гуманитарные исследования Центральной России. - 2020. - №4 (17). - С. 25-45.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.