Научная статья на тему '«Черное Кровавое Вербное воскресенье» в Лодзи 9 апреля 1933 г'

«Черное Кровавое Вербное воскресенье» в Лодзи 9 апреля 1933 г Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
626
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
СибСкрипт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИСТОРИЯ ПОЛЬШИ / HISTORY OF POLAND / ИСТОРИЯ ГЕРМАНИИ / HISTORY OF GERMANY / ЛОДЗЬ / LODZ / НАЦИОНАЛ-СОЦИАЛИЗМ / NATIONAL SOCIALISM / АНТИСЕМИТИЗМ / ANTI-SEMITISM / ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА / WORLD WAR II / ХОЛОКОСТ / HOLOCAUST

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кретинин Сергей Владимирович

В статье анализируется малоизвестное событие в истории Польши «Черное Кровавое Вербное воскресенье» в городе Лодзь, произошедшее 9 апреля 1933 г. По данным германских архивов автор анализирует предпосылки, ход и последствия «Кровавого воскресенья», его влияние на межнациональные отношения в Польше, в частности, на взаимоотношения немецкого и еврейского меньшинства. В ходе работы над темой были получены выводы о провокационном характере событий 1933 г. в Лодзи. Главным победителем стал нацистский режим в Германии, который искусно использовал фактор антисемитизма в Польше как почву для сближения с режимом санации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“BLACK BLOODY PALM SUNDAY” IN LODZ, 9 APRIL 1933

The paper examines the little-known event in the history of Poland “Black Bloody Palm Sunday” in Lodz, which took place on April 9, 1933. According to the German archives, the author analyzes the prerequisites, course and consequences of the “Bloody Sunday” and its impact on inter-ethnic relations in Poland, specifically the relations of German and Jewish minorities. The findings reveal the provocative nature of the 1933events in Lodz.

Текст научной работы на тему ««Черное Кровавое Вербное воскресенье» в Лодзи 9 апреля 1933 г»

УДК 94(438)081"1933"

«ЧЕРНОЕ КРОВАВОЕ ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ» В ЛОДЗИ 9 АПРЕЛЯ 1933 Г.

С. В. Кретинин

"BLACK BLOODY PALM SUNDAY" IN LODZ, 9 APRIL 1933

S. V. Kretinin

В статье анализируется малоизвестное событие в истории Польши - «Черное Кровавое Вербное воскресенье» в городе Лодзь, произошедшее 9 апреля 1933 г. По данным германских архивов автор анализирует предпосылки, ход и последствия «Кровавого воскресенья», его влияние на межнациональные отношения в Польше, в частности, на взаимоотношения немецкого и еврейского меньшинства. В ходе работы над темой были получены выводы о провокационном характере событий 1933 г. в Лодзи. Главным победителем стал нацистский режим в Германии, который искусно использовал фактор антисемитизма в Польше как почву для сближения с режимом санации.

The paper examines the little-known event in the history of Poland - "Black Bloody Palm Sunday" in Lodz, which took place on April 9, 1933. According to the German archives, the author analyzes the prerequisites, course and consequences of the "Bloody Sunday" and its impact on inter-ethnic relations in Poland, specifically the relations of German and Jewish minorities. The findings reveal the provocative nature of the 1933events in Lodz.

Ключевые слова: история Польши, история Германии, Лодзь, национал-социализм, антисемитизм, Вторая мировая война, холокост.

Keywords: history of Poland, history of Germany, Lodz, national socialism, anti-semitism, World War II, Holocaust.

В год 70-летия победы Советского Союза в Великой Отечественной войне весьма актуальным представляется обращение к предыстории Второй мировой войны, связанной с такой ее трагической историей, как массовые репрессии против лиц еврейской национальности. Холокост является устоявшимся историографическим трендом, вокруг которого сложились целые научные школы и направления. Гораздо меньше исследованы сами предпосылки холокоста, исторические условия возникновения и реализации этой преступной программы в отдельных европейских регионах, в частности, в Польше. В данной статье предпринята попытка исторического анализа одного из таких событий, вошедших в историографию как «Черное Кровавое Вербное воскресенье» в Лодзи.

Победа нацистов во главе с их одиозным лидером А. Гитлером была по-разному воспринята в соседних странах, особенно в Польше. Дело в том, что именно «кровоточащая граница» с бывшими германскими Восточными территориями была внешнеполитической проблемой «номер один» Германии. Гитлер обещал ее решить, чем привлек на свою сторону немцев по обе стороны германо-польской границы.

После 1918 г. до 1,7 млн немцев оказалось в польской Второй Республике на положении национального меньшинства, по отношению к которому проводилась репрессивная политика полонизации и разнеме-чивания [3, с. 51]. Долгое время немецкие политики охотно сотрудничали с еврейскими, поскольку обе национальности испытывали репрессии со стороны режима санации (в Польше проживало около 3 млн евреев). Также следует иметь в виду, что в 1933 г. большинство немцев не верили антифашистам, предупреждавшим о преступном, бесчеловечном характере национал-социалистического режима в Германии, его агрессивных планах, планах «расового очищения» и истребления неарийцев. Поэтому вполне понятно, что приход Гитлера к власти вызвал поло-

жительную реакцию среди немцев в Польше. Часть из них попала под влияние националистической пропаганды нацистов, идей реванша, мести полякам.

Это было одной из форм легального давления на режим Ю. Пилсудского, который не горел желанием идти на уступки Гитлеру и местным немцам. Со своей стороны, нацисты всячески подталкивали своих соотечественников за границей к более активным действиям. Они рассчитывали дестабилизировать обстановку в Польше и вынудить режим санации к изменению политики. Весна - лето 1933 г. - время резкого обострения ситуации на западных польских территориях, населенных немцами.

По донесениям в германский МИД в марте 1933 г. в Поморье стали появляться провокационные материалы на польском языке о скором вступлении в регион германских войск. В городке Путцинг (Пуцк) распространялись листовки: «Прочь из Польши!», «Да здравствует Гитлер!». Это привело к арестам местных немцев, а также кашуба. Один человек был забит польскими полицейскими до смерти [14, в1. 352].

Репрессии против этнических немцев, заподозренных в связях с нацистами, не способствовали межнациональному миру внутри Польши. Осознанно или нет, но режим санации делал местных немцев мишенями националистических нападок и атак. Наиболее резонансной среди антинемецких акций 1933 г. стало так называемое «Черное кровавое Вербное воскресенье» 9 апреля 1933 г. в Лодзи.

Город Лодзь, «польский Манчестер», был одним из немногих центров Второй Республики, где относительно спокойно сосуществовали и взаимодействовали представители различных национальностей. Расположенная в 120 км юго-восточнее Варшавы Лодзь еще в первой трети XIX в. стала одним из крупных промышленных центров тогда еще Российской империи, во многом благодаря немецким и еврейским поселенцам. Треть населения города составляли евреи и

190 С. В. Кретинин

немцы, занятые в промышленности, банковском секторе, ремесленном производстве, издательской и типографской деятельности [9, с. 95; 10, с. 124].

В городе и его окрестностях сложилась особая ев-рейско-немецкая урбанизированная субкультура «лодзинцев». Лодзинские немцы были в массе своей чужды национал-социалистической идеологии, настороженно восприняли приход Гитлера к власти. Тем не менее им не удалось сохранить взаимопонимание с представителями еврейской и польской общин.

Германские нацисты считали именно евреев главными противниками и виновниками кризисного состояния Германии и Европы в целом. Антисемитская политика, в частности, «аризация» собственности, запрет быть госслужащими лицам неарийского происхождения, вынуждение евреев к эмиграции в Палестину, вызвала волну протестов в Польше. После того, как с 1 апреля 1933 г. развернулась кампания бойкота еврейских магазинов, «которой дирижировал Геббельс» [1, с. 92 - 93], в Лодзи еврейские объединения призвали к бойкоту германских товаров.

Апофеозом немецко-еврейского противостояния стали события 9 апреля 1933 г. - так называемого «Кровавого Вербного воскресенья», когда в Лодзи и других городах Средней Польши прошли антинемецкие акции. Высшей точкой «Кровавого воскресенья» стала демонстрация перед германским консульством в Лодзи с надругательством над нацистскими символами, а также штурм немецкой гимназии, офиса издательства «Либертас», редакций немецких газет. Лидер лодзинских немцев А. Утта обвинил в нападении польских экстремистов, которых активно подстрекали представители лодзинской Сионистской организации во главе с Д. Розенблаттом [12, с. 241].

Вопрос о степени виновности в событиях «Черного кровавого пальмового воскресенья» до сих пор остается дискуссионным в историографии. Так, В. Чу констатирует, что немецкая националистическая пресса возложила вину за произошедшее исключительно на евреев. При этом не принимается в расчет, что активную роль в погромах сыграли не только еврейские экстремисты, но и польская радикальная организация Союз обороны западных границ (Zwi^zek Obrony Kresow Zachodnich). Сами события «кровавого воскресенья» Чу склонен трактовать как провокацию, результатом которой воспользовались сторонники германских национал-социалистов. Автор пишет, что «хотя лидер Немецкой народной партии Август Утта и получил разъяснения от Розенблата, он все равно остался при своем мнении о роли Сионистской организации в событиях» [6, с. 250; 9, с. 214 - 215].

По данным внешнеполитического ведомства НСДАП главными зачинщиками беспорядков в Лодзи являлись евреи. Вот что сообщал в Берлин о событиях 9 апреля информатор из Лодзи: «Вчера, в Вербное воскресенье, местное еврейство организовало оргию против Германии и всего немецкого. После сходки в кинотеатре, около 500 поляков, подкупленных евреями, вооружились палками и шестами и бросились громить редакцию «Lodzer Zeitung»... Они были остановлены полицией. Тогда руководивший ими еврей скомандовал двигаться к редакции «Freie Presse» [8, в1. 4].

Тот же источник сообщал о лозунгах Польско-еврейского комитета в Лодзи в апреле 1933 г.: «Прусская гидра... готова к новым преступлениям... за свою собственную немецкую бандитскую культуру! Мы призываем все польское население к бойкоту врага! Ни одного польского злотого не должно попасть в Германию! Покончим с немецкими изданиями, которые провоцируют наши национальные чувства! Превратим Лодзь в город польских интересов и польской государственности» [8, в1. 1].

Антисемитские обвинения мы находим также в донесениях германского консульства в Лодзи, к которому были приложены фотографии с мест погромов. Источник доносил 30 мая 1933 г. в Берлин, что в нападениях на немецкую гимназию, «Deutsche Genossenschaftsbank» и редакцию «Freie Presse» были задействованы преимущественно евреи, составлявшие до 80 % нападавших [14, в1. 43]. Аналогичные донесения поступали из германского генерального консульства в Познани [14, в1. 388].

Германские нацисты разыгрывали национальную карту в Польше, стремясь столкнуть поляков и евреев. Национал-социалистическая агентура, в том числе и из польских немцев, активно распространяла дезинформацию, порочившую евреев. Так, немец из Лодзи Бернард, отчитываясь о поездке в родной город в январе 1934 г., подчеркивал: «Евреи имеют в Польше куда больше прав, чем немцы. В поезде я слышал рассказы о том, что Пилсудский женат на еврейке, поэтому евреи называют его «наш свекор». Я пересказал это своему старому другу в Лодзи, и он подтвердил, что подобные слухи циркулируют тут уже давно» [8, в1. 92]. Тот же Бернард доносил об успехах своей антисемитской агитации среди польских офицеров. «Один польский офицер сказал мне, что в польских церквях должны дважды в день молиться за Гитлера», - писал он [8, в1. 93].

В отчетах германского консульства в Лодзи, датированных маем 1933 г., фигурировали откровенно антисемитские призывы: «Евреи образуют 17 - 18-миллионую гидру раковой опухоли на теле христианства» [14, в1. 49]. Эти лозунги были адресованы большинству католического населения Польши, и, к сожалению, иногда встречали понимание у местных антисемитов. В ноябре 1938 г. посол Германии сообщал из Варшавы в Берлин: «Проведенная в Германии акция возмездия против еврейства была воспринята польской прессой и польским обществом абсолютно спокойно» [4, с. 110].

Антисемитизм был одной из главных программных идеологем легально действовавшей в Польше Младонемецкой партии, возникшей на базе национал-социалистической организации бывшей австрийской Тешенской Силезии [2, с. 85 - 87]. Еврейскому вопросу был посвящен особый, восьмой пункт программных положений, где подчеркивалось: «Мы отвергаем любое объединение с евреями, поскольку они являются чуждыми нам по крови, расе и происхождению. Поэтому мы не может назвать ни одного еврея немцем, даже если он сам считает немецкий язык своим родным» [15, с. 23].

Неразрешимость еврейского вопроса младонемцы трактовали в традиционном для национал-социалистов ключе, считая всех евреев материалистами.

При этом они подчеркивали, что стремятся стать идеалистами, живущим по христианским заветам.

Решение еврейского вопроса младонемцы считали одной из важнейших задач польской Второй Республики. Они признавали, что в польском государстве евреи являются такими же полноправными гражданами, как и немцы. В то время как немцы в Германии решают еврейский вопрос в соответствии с расовым учением, поляки не хотят последовать их примеру, и задача немецкого меньшинства в Польше стимулировать польское руководство в этом направлении.

Младонемцы цинично декларировали свое нейтральное отношение к евреям, их объединениям, общественно-политической и культурной жизни. Но при этом они категорически возражали против привлечения евреев к решению общепольских задач. «Мы не хотим учителей-евреев, мы не желаем, чтобы наши девушки находились под общественным еврейским влиянием, мы отвергаем написанные евреями театральные оперы, фильмы, книги и т. п., не из-за того, что думаем, что они в принципе плохи, а потому, что они нам в принципе являются чуждыми, и мы не желаем подвергаться воздействию данной продукции» -заявляли младонемцы [15, с. 24 - 25].

Таким образом, с апреля 1933 г. прекратилось сотрудничество немецких и еврейских политических организаций в Польше. Исключение составляли лишь коммунисты и социал-демократы. Последние приняли решение выступить на местных выборах 1934 г. совместно с польскими и еврейскими социалистами. В знак протеста против такой политики Председатель президиума партии немецкой социал-демократии А. Крониг оставил свой пост. Вместе с ним из президиума вышли и его сторонники [11, с. 106].

«Кровавое Вербное воскресенье» знаменовало начало радикализации лодзинских немцев, которые, как и немцы в других регионах Польши, стали все больше поддаваться националистической агитации и пропа-

ганде, ощущать себя скорее немцами, нежели немецкоязычными гражданами Польской республики. Этим фактором активно пользовались в нацистской Германии, разжигая среди польских немцев ненависть и вражду к другим национальностям, в первую очередь - к евреям и полякам.

Антинемецкие волнения охватили в марте - апреле 1933 г. и районы Польши: Познань и Поморье. Здесь повсеместно проходили акции протеста, массовые польские собрания под анти-нацистскими и антинемецкими лозунгами. К сожалению, слова «нацист» и «немец» все чаще использовались как синонимы. Немцы воспринимались в польском общественном сознании негативно, как «белокурая бестия», которая несет в себе шпенглеровский идеал «прусской беспощадности и агрессивности» [8, в1. 179].

Одним из проявлений антинемецких настроений стал бойкот германских и данцигских товаропроизводителей. В качестве ответной меры был создан Немецкий комитет помощи торговым и ремесленным объединениям, который обратился с призывом (1933 г.) оказывать помощь немецким товарищам в Польше и бойкотировать польских потребителей: «Ни одного поляка в немецких магазинах!» [8, в1. 390].

Таким образом, события 9 апреля 1933 г. стали одним из первых открытых проявлений воинствующего антисемитизма за пределами Германии. Не поощряя открыто репрессии в отношении еврейства, режим санации на деле не предпринимал никаких серьезных мер для смягчения межнациональных противоречий. Закономерным следствием такой политики стало Кровавое воскресенье в Лодзи. Не будет преувеличением констатировать, что это событие стало одной из отправных точек к политике геноцида в отношении евреев, а также поляков и других национальностей, которую проводили нацисты в годы оккупации Польши во Второй мировой войне.

Литература

1. Ватлин А. Ю. Германия в ХХ веке. М.: РОССПЭН, 2002. 236 с.

2. Кретинин С. В. Судетские немцы: Народ без родины, 1918 - 1945 гг. Воронеж: Издательство Воронежского государственного университета, 2000. 320 с.

3. Кретинин С. В. Польша для поляков: политика полонизации и разнемечивания в Польской республике в первой половине 1920-х гг. // Вестник Воронежского государственного университета. (Серия: История. Политология. Социология). 2014. № 1. С. 51 - 57.

4. Akten zur deutschen auswärtigen Politik 1918 - 1945. Ser. D. Göttingen, 1984. Bd. 2.

5. Blachetta-Madajczyk P. Klassenkampf oder Nation? Deutsche Sozialdemokratie in Polen 1918 - 1939. Düsseldorf: Droste, 1997. 305 s.

6. Breyer R. Das Deutsche Reich und Polen, 1932 - 1937. Außenpolitik und Volksgruppenfragen. Würzburg, 1955.

7. Broszat M. «Jungdeutsche Partei» und «Deutsche Vereinigung» in Posen- Pommerellen // Gutachten des Instituts für Zeitgeschichte. München, 1958. S. 404 - 407.

8. Bundesarchiv: Abteilung Reich und DDR zusammen mit Stiftung Archiv der Parteien und Massenorganisationen der DDR. Berlin. NS 43 / 30 - 31 / Fol. 1

9. Chu W. W. Metropole der Minderheit: Die Deutschen in Lodz und Mittelpolen 1918 - 1939 // Die «Volksdeutschen» in Polen, Frankreich, Ungarn und der Tschechoslowakei. Mythos und Realität. Osnabrück: Fibre-Verlag, 2006. S. 95 - 112.

10. Chu Winson. The German Minority in Interwar Poland. Cambridge University Press: Cambridge, New York, Melboerne, Madrid, Cape Town, Singapore, Sao Paulo, Delhi, Mexico City. 2012. 320 p.

11. Heike O. Die deutsche Arbeiterbewegung in Polen 1835 - 1945. Dortmund: Ostdeutsche Forschungsstelle, 1969.

12. Kosmala B. Lodzer Juden und Deutsche im Jahr 1933. Die Rezeption der nationalsozialistischen Machtübernahme in Deutschland und ihre Wirkung auf das Verhältnis von jüdischer und deutscher Minderheit // Polen, Deutsche und Juden in Lodz 1820 - 1939. Eine schwierige Nachbarschaft. Osnabrück, 1999.

13. Kotowski A. Polens Politik gegenüber seiner deutschen Minderheit 1919 - 1939. Wiesbaden: Harrassotitz Verlag, 1998. 385 s.

14. Рolitisches Archiv des Auswärtigen Amts Berlin. VI Po. Politik 25- Polen. R 82210.

15. Rettung oder Untergang! Der Kampf der Jungdeutschen Partei um den Aufbau des Deutschtums in Schlesien. Kattowitz, 1935. 31 s.

Информация об авторе:

Кретинин Сергей Владимирович - доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой истории средних веков и зарубежных славянских народов Воронежского государственного университета, kre-sv@yandex.ru.

Sergey V. Kretinin - Doctor of History, Professor, Head of the Department of History of the Middle Ages and Foreign Slavic Peoples, Voronezh State University.

Статья поступила в редколлегию 04.06.2015 г.

УДК 94 (4+7)

ОТНОШЕНИЕ США К СОЗДАНИЮ ЕЭС и ЕАСТ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

О. Г. Лекаренко

THE ATTITUDE OF THE USA TO THE CREATION OF EEC AND EFTA: COMPARATIVE ANALYSIS

O. G. Lekarenko

В середине 1950-х гг. страны Западной Европы обсуждали следующие варианты дальнейшего развития своего регионального экономического взаимодействия: углубление процесса европейской интеграции путем создания таможенного союза или расширение межправительственного сотрудничества через формирование зоны свободной торговли. Разница подходов в Великобритании и странах континентальной Европы к данному вопросу привела к образованию двух экономических группировок: Европейского экономического сообщества и Европейской ассоциации свободной торговли. В статье на основе анализа американских дипломатических документов рассматривается отношение США к созданию обеих экономических группировок. Выявляются причины, по которым правительство США отдавало предпочтение учреждению таможенного союза (ЕЭС), а не созданию зоны свободной торговли (ЕАСТ). Поскольку в данный период в американской политике по отношению к европейской интеграции превалировали политические мотивы, связанные с укреплением западного блока и «сдерживанием» Германии, администрация США поддержала создание ЕЭС в расчете на усиление политического единства стран Западной Европы.

In the middle of the 1950s the countries of Western Europe discussed the following options for further development of their regional economic cooperation: deepening of the European integration process via creation of customs union or widening of inter-governmental cooperation through the formation of free trade area. Existence of different approaches in Great Britain and the countries of continental Europe to that issue led to the establishment of two economic groupings: European Economic Community and European Free Trade Association. On the basis of analysis of American diplomatic documents, this paper examines the USA's attitude to the creation of both economic groupings. It defines the reasons why the US government had made preference to the establishment of customs union (EEC), but not to the creation of free trade area (EFTA). Because in that period in the American policy towards European integration the political motives connected with the strengthening of Western block and containment of Germany prevailed, the US administration supported the creation of EEC as a way to strengthen the political cohesion of the countries of Western Europe.

Ключевые слова: внешнеэкономическая политика США, европейская экономическая интеграция, ЕАСТ, ЕЭС, зона свободной торговли, таможенный союз.

Keywords: US foreign economic policy, European economic integration, EFTA, EEC, free trade area, customs union.

После окончания Второй мировой войны Соединенные Штаты выступили инициатором построения нового мирового экономического порядка, основанного на принципах либерализации мировой торговли и развития многосторонних торговых отношений. По мнению американских экспертов, увеличение экспорта американских товаров на мировых рынках должно было стимулировать рост экономики США, а высокая степень экономической взаимозависимости государств могла послужить гарантией против возникновения нового мирового конфликта. В построении нового мирового экономического порядка Соединенные Штаты опирались на опыт политики «нового курса»

по созданию регулирующих специализированных институтов, которые должны были поддерживать создаваемые политические и экономические режимы. Первым шагом на пути к формированию международных торговых и финансовых институтов стало учреждение в 1944 г. Международного валютного фонда (МВФ) и Международного банка реконструкции и развития (МБРР).

Сокращение тарифов и устранение количественных ограничений в международной торговле были частью общего плана по созданию нового мирового экономического порядка. Однако поскольку его архитекторы считали первостепенной задачей создание

О. Г. Лекаренко 193

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.