Научная статья на тему 'Антисемитский «Мадагаскарский план» в предвоенной Польше 1936–1939 гг.'

Антисемитский «Мадагаскарский план» в предвоенной Польше 1936–1939 гг. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
5045
436
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Польша / евреи / антисемитизм / национализм / колониализм / эмиграция / «Мадагаскарский план» / Poland / Jews / anti-Semitism / nationalism / colonialism / emigration / Madagascar Plan

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Вальдемар Шмидт

В центре внимания автора статьи — попытки межвоенной Польши решить социально-экономические и демографические проблемы страны (бедность, перенаселенность) с помощью выдавливания в эмиграцию местных евреев, составлявших почти 10% населения. В условиях нараставшего в польском обществе антисемитизма любые эфемерные проекты подобного толка привлекали широкое внимание. Таковым был и наиболее громкий из них — «Мадагаскарский план», оставшийся несбыточной надеждой, так как приступить к его реализации Варшава не могла из-за множества проблем, не в последнюю очередь финансовых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANTISEMITIC “MADAGASKAR PLAN” IN THE PRE-WAR POLAND (1936– 1939)

The author of the article focuses on the attempts made by interwar Polish Government to solve the country’s socioeconomic and demographic problems (poverty, overcrowding) by squeezing local Jews who made up almost 10% of the population into the emigration. In the face of growing anti-Semitism in Polish society, any ephemeral projects of this kind attracted wide attention. And the loudest of them was the “Madagascar Plan”, which remained an unrealized hope, because Warsaw could not start its implementation due to a multitude of problems, not least financial ones.

Текст научной работы на тему «Антисемитский «Мадагаскарский план» в предвоенной Польше 1936–1939 гг.»

УДК 94(438)"1936/1939":323.12(=411.16) ББК 63.3(4Пол)1936-1939 Ш 73

Вальдемар Шмидт

АНТИСЕМИТСКИЙ «МАДАГАСКАРСКИЙ ПЛАН» В ПРЕДВОЕННОЙ ПОЛЬШЕ 1936-1939 гг.

АННОТАЦИЯ

В центре внимания автора статьи — попытки межвоенной Польши решить социально-экономические и демографические проблемы страны (бедность, перенаселенность) с помощью выдавливания в эмиграцию местных евреев, составлявших почти 10% населения. В условиях нараставшего в польском обществе антисемитизма любые эфемерные проекты подобного толка привлекали широкое внимание. Таковым был и наиболее громкий из них — «Мада-гаскарский план», оставшийся несбыточной надеждой, так как приступить к его реализации Варшава не могла из-за множества проблем, не в последнюю очередь финансовых.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Польша; евреи; антисемитизм; национализм; колониализм; эмиграция; «Мада-гаскарский план».

КРУШЕНИЕ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ в Европе, а затем образование Европейского Союза в значительной степени повлияло на развитие и всплеск национализма в странах бывшей «народной демократии». Причем национализм используется политическими лидерами этих стран как средство достижения своих личных целей и к тому же как один из основополагающих моментов в их политике разделения людей по расовому и/или национальному признаку1. В полной мере этот тезис касается нынешнего состояния политических дел в Польше, где растут не только националистические, но и антисемитские тенденции.

Свидетельством этому является законопроект, проведенный в Сейме националистической партией «Право и Справедливость», который обусловлен сугубо антисемитскими побуждениями. К тому же принятие этого закона безусловно имеет исключительно националистический и

3

радикальный курс, ведущии к пересмотру прежде всего исторического прошлого. В связи с этим возникла необходимость обращения к историческому прошлому довоенной Польши, репрезентации некоторых вопросов, связанных с развитием польского антисемитизма в преддверии Второй мировой войны.

В статье будут рассмотрены вопросы о так называемом «Мадагаскар-ском плане» — проекте изгнания евреев, который в разных формах вынашивался антисемитами по всей Европе, но здесь большее внимание будет уделено именно польскому проекту. Этот проект об окончательном решении «еврейского вопроса» в Европе имеет свою давнюю историю, то есть с конца XIX в. до 1940 г. Инициатором столь «грандиозного плана» по отношению к европейским евреям явился ученый востоковед и по убеждениям ярый антисемит Пауль де Лагард (1827-1891), который сформулировал эту идею в статье «О первоочередных обязанностях немецкой политики», вышедшей в 1885 г., где предложил депортацию европейских евреев на Мадагаскар.

После окончания Первой мировой войны, с 1919 г. практически во всех странах Европы оформились крайне реакционные движения. Уже в начале 20-х гг. в поддержку идеи об изгнании евреев на Мадагаскар высказались английские, затем французские, а в предвоенное время польские антисе-миты2. Государства в Восточной Европе после окончания Первой мировой войны возникли в результате нового пересмотра их границ по решениям Версальского договора. Во владение Польши отошли территории побежденных государств: Германии, Австро-Венгрии, а также парадоксально оказавшейся среди таковых России, в результате чего в официальной и политико-интеллектуальной Варшаве возник определенный дефект государственного и общественного мировоззрения.

В Польше перед началом Второй мировой войны в правительственных и общественных кругах националистического направления развилось представление о том, что вновь возникшее польское государство не соответствует их представлению о чистоте его этнического состава, ее католической вере. По их мнению, этому мешает наличие еврейского национального меньшинства в Польше. Независимое польское государство было далеко от идеальных конструкций этнонационализма, поэтому национально-консервативные и клерикальные круги искали виновников. Антисемитская пропаганда развилась на благодатной почве3.

В результате создания польского государства в рамках новых границ на его территории оказалось различное по своему этническому составу население, что привело к тому, что новая Польша после Первой мировой войны представляла из себя в значительной мере искусственное государственное образование во главе с националистически настроенной польской элитой.

* * *

Тогда как устойчивое существование такого государства возможно было только в том случае, если оно могло для всех народов, проживающих на его территории, обеспечивать достаточные права и возможности для удовлетворения жизненных потребностей. К осуществлению этого требования для обеспечения наибольших групп непольского происхождения (национальных меньшинств) были выработаны некоторые правовые аспекты. Это нашло отражение в польской конституции 1921 г., в которой имелись статьи 109 и 110, где отмечалось, что каждый польский гражданин имеет право на сохранение своей национальной принадлежности. В статье 110 конституции оговаривалось, что национальности непольского происхождения имеют право на свои школы, социальные и экономические учреждения. Также конституционные статьи гарантировали использование без ограничения национального языка и религии. В новой редакции конституции Польши 1935 г. понятие национальных меньшинств в статьи 109 и 110 не было внесено.

Нарушению конституционных статей способствовало то, что правящими кругами Польши с самого начала был взят курс на формирование исключительно польского государства. Если славянские народы, входившие в его состав, должны были быть ассимилированы, то от евреев предполагалось избавиться посредством эмиграции за пределы Польши. Всплеск антисемитизма в Польше был вызван путчем Ю. Пилсудского 1926 г., а также неспокойствием внутри страны. Хотя правительство Пилсудского искало возможности запретить правую оппозицию и ее деятельность против польских евреев, но это длилось недолго, так как после смерти Пилсудского в 1935 г. организованное им правительство распалось и вновь созданный кабинет стал инициатором возникновения различных реакционных союзов. Новое правительство было единогласно в том, что евреи в Польше являются ненужным элементом, экономически отягчающим состояние хозяйственного развития страны и к тому же еще являются «аморальным» элементом в государстве4.

В связи с социально-экономическими и демографическими проблемами, возникшими в стране после окончания Первой мировой войны, польскому правительству пришлось решать проблемы, связанные с национальным вопросом. Помимо 2,5 млн поляков из общего количества населения 35 млн человек в предвоенной Польше, имелось 10 млн лиц непольского происхождения, при этом 3 млн евреев, 5 млн украинцев (в основном занятых в сельском хозяйстве), 1 млн немцев и представителей других национальностей. По переписи населения 1921 г., в Польше проживало 2,846 человек, принадлежащих иудейскому вероисповеданию; в 1925 г. из признанных государством иудейских общин (1067) 558 находилось в городах и 509 в деревнях. В этот период в Польше насчитывалось 2041 синагоги и молитвенных дома. Евреи от общего количества населения предвоенной Польши составляли 9,8%5. Большинство еврейских жителей Польши в межвоенный период селились в городах.

3

Таблица 1

ЧИСЛЕННОСТЬ И ПРОЦЕНТ ЕВРЕЙСКОГО НАСЕЛЕНИЯ В КРУПНЫХ ГОРОДАХ ПОЛЬШИ

ф Э .0 с; о ш Города Общее число жителей Количество еврейского населения Процентное отношение

>5 0 1 Варшава 936713 310 322 33,1

I ф о Лодзь 859182 288 590 33,8

ф Краков 469 836 121 019 26,0

т Тернополь 204 881 81 909 40,0

3 ^

си ф

3

с га т

Количество еврейских жителей от общего числа населения, проживающего в 32 крупных городах Польши, составляло 36,5%. Это массовое присутствие евреев в городах явилось следствием экономической политики, которая способствовала разорению еврейского населения в деревнях6.

Практически сразу же после создания независимой Польши начинается политика «полонизации» регионов с преобладанием непольского населения. В 1920 г. правительством принимается закон «Об осадниках», который предусматривает массовую колонизацию восточных территорий поляками. Правительство Пилсудского прекрасно понимало, что регионы с компактным проживанием национальных меньшинств могут представлять определенную угрозу центральной власти, поэтому политика «полонизации» проводилась здесь весьма жестоко. Особенно эта политика коснулась школьного образования, где в преподавание внедрялись предметы исключительно на польском языке. Что касается еврейского населения предвоенной Польши, то общественных школ для детей евреев не имелось. В основном наличествовали только частные школы. В восточных областях Польши, таких как Белосток, Вильно, Пинск, государство субсидировало еврейские школы, где преподавание велось только на польском языке, то есть использовало их для усиления политики «полонизации»7. Такая ситуация в сфере развития национального образования в стране вызвала протест среди евреев, которые боролись против политики «полонизации» еврейского образования. Несмотря на это, в Польше около 250 000 еврейских детей посещали школы, в которых преподавание велось на польском языке8.

В Польше, как и во многих других странах, возникновение антисемитизма было традиционно обусловлено религиозными причинами, но в начале 30-х годов рост антиеврейских настроений был вызван экономической конкуренцией9.

Крайние формы антисемитизма в Польше выражались в проведении жестоких погромов еврейского населения, прошедших во Львове (ноябрь 1918 г.), а затем в Пинске. При всех трудностях развития государства в межвоенный период неизменной направленностью в деятельности пра-

вительства был антисемитский курс, который в межвоенной Польше выражали политические группировки, вошедшие в «Национальный лагерь», а также католическая церковь. В предвоенный период некоторые религиозные проповедники издавали книги с антисемитскими идеями, которые еще и сегодня переиздаются большими тиражами и имеют спрос у читателей. В этих публикациях авторы призывали верующих к мобилизации сил для защиты от еврейской опасности10. В журналах и печатных изданиях католических орденов допускались антисемитские карикатуры11.

В связи с социально-экономическими и демографическими проблемами, а также национальным вопросом, вовсе не решенным по итогам Первой мировой войны, польское правительство уже в 1926 г. обращается к идее переселения польских евреев на Мадагаскар. Польский план 1926 г. предполагал переселение сельского населения на остров, который с конца XIX в. являлся частью французской колониальной системы. В период летнего отпуска 1926 г. в Париже посол Польши граф Хлоповский просил встречи с французскими политическими кругами, для того чтобы высказать мнение о возможности переселения тысячи крестьян из Польши на Мадагаскар. В состоявшейся беседе было указано, что этот проект практически невозможно осуществить по причине климатических условий, так как от плохого климата гибнет даже местное население. Французская сторона указывала, что осуществление этого предложения польской стороны возможно будет решить в процессе дальнейшего развития медицины. В этой беседе отмечалось, что если польское правительство все-таки пожелает переселить крестьян из Польши на Мадагаскар, то оно должно иметь представление о том, что тяжесть работ по освоению острова ляжет на переселенцев. В любом случае, Варшава, по мнению французов, будет вынуждена оказать им финансовую поддержку, для того чтобы на вновь организованных плантациях было возможно использование рабочей силы из местного населения. К тому же в этой беседе французской стороной была высказана мысль, что переселение и позже заселение крестьянами Мадагаскара должны осуществляться небольшими группами. И нет смысла, чтобы сельские выходцы из Польши в этой французской колонии занимались торговлей или предпринимательством, так как эти занятия на Мадагаскаре ограничены12. Исходя из этих оснований, предложение польского посла о возможности переселения крестьян из Польши в этот период во французскую колонию было отклонено.

В зарубежной литературе было высказано немало оценок по поводу так называемого «мадагаскарского плана» в отношении европейских евреев, однако до сих пор мало исследована проблема участия Польши в попытках поиска и использования возможностей переселения в предвоенные годы польских евреев на территорию Мадагаскара. Ко всему надо отметить, что уже в начале 30-х гг. многие европейские ученые, занимающиеся исследованием вопросов развития восточноевропейских стран в демографиче-

3

3

ских, экономических, социальных сферах, отмечали тот факт, что в Польше после окончания Первой мировой войны среди всех региональных соседей слишком обострен был вопрос роста населения.

В 20-е гг. возможность эмиграции в традиционные регионы из Польши была ограничена. В сложившейся политической и экономической ситуации в стране отмечался рост влияния экстремистских партий, которые оказывали в этот период существенное воздействие на формирование общественного мнения.

В Польше межвоенного периода укоренилось мнение, что стремительный рост населения будет иметь негативный аспект для экономического развития страны. Важную роль в формировании такого мнения среди польского населения сыграла антисемитская политика правительства, имевшая побочным эффектом переселение массы польских евреев из деревень в города, где они составили определенную группу среднего сословия, что вызвало среди некоторых поляков негодование из-за значительного роста конкуренции в предпринимательстве и торговле. Результатом этих слухов явилось то, что в Польше был организован бойкот еврейской торговли в 1936 г., санкционированный правительством и поддержанный католическим духовенством. В дальнейшем правительство вынашивало план переселения всех евреев в период с 1935 по 1939 г. Этот план нашел понимание среди значительной части польского населения и был им поддержан. К тому же польское правительство рассчитывало с проведением плана по принудительному переселению евреев решить важную проблему ограничения стремительного роста населения.

Другим фактором, влиявшим на принудительное переселение евреев из Польши, являлось то, что ассимиляция и «полонизация» этой крупной этнической группы (евреи составляли около 3 млн человек) были просто при всем желании невозможны, так как евреи сохраняли свою национальную и религиозную идентичность на протяжении всего времени их существования.

Польский план переселения евреев на Мадагаскар возник на основе французского плана, но в большей мере был связан с проблемой роста населения в самой Польше. «Еврейский вопрос» в стране конца 20-х — начала 30-х гг. все более приобретал социальный характер. Усиливавшийся антисемитизм повлек за собой рост эмиграции польских евреев. В период между 1927-1938 гг. страну покинули 200 000 человек еврейского происхождения. Из этого числа эмигрировавших из Польши евреев 74 000 переселились в Палестину, 34 000 — в Аргентину и 28 000 — в США13.

Особенно во второй половине 30-х гг. внутри страны произошло много событий, которые сильно повлияли на рост эмиграционных настроений среди польских евреев. Во-первых, после смерти Пилсудского в Польше с еще большей силой возрос антисемитизм. Во-вторых, экономическая депрессия вызвала переход от демократической формы правления к авторитарной системе руководства страной, которая требовала воплощения спе-

цифических тенденций в управлении государством14. Тяжелое экономическое положение Польши не оставляло надежды на улучшение жизненных условий, поэтому рост эмиграционных настроений в среде польских евреев являлся действенным фактором в поиске улучшения их жизненных условий.

Приход национал-социалистов к власти в Германии и их антисемитская пропаганда также оказали сильное влияние на реакционные и профашистские круги в польском правительстве, что впоследствии явилось значимым фактором в развитии дипломатических отношений между обоими государствами. При этом развитие антисемитизма в Польше в 30-е гг. все же не следует рассматривать в контексте германо-польских отношений.

Еще в 1928 г. в Польше была организована Национальная партия. Главную роль ее в идеологии играли идеи Романа Дмовского, включавшие в себя массовую эмиграцию как единственную возможность решения «еврейской проблемы» в государстве. Однако в 1934 г. в этой партии произошел раскол, в результате которого была организована новая «национально-радикальная группа», ориентация которой совпадала с деятельностью национал-социалистов в Германии. В программе новой организации были высказаны расистские и антисемитские взгляды во взаимосвязи с изменением общественно-политического строя Польши. Интересно также и то, что многие теоретики «Национального лагеря» в публикациях подчеркивали близость польского национализма с германским национал-социализмом. Главными аргументами в этой идейной близости являлась совместная борьба «против интернационализма, марксизма, масонства и мирового еврейства»15.

Практически польское правительство предлагало политику, которая была направлена на вытеснение польских евреев из страны, так как оно в своей деятельности поддерживало экономический бойкот и проводившиеся репрессии против польских евреев. С другой стороны, польская правящая элита рассматривала их принудительное переселение как долгосрочную программу в решении «еврейского вопроса» в Польше. В период с 1934 по 1936 г. правительство интенсивно проводило работу по решению данной проблемы, направленную прежде всего на то, чтобы эта деятельность вызвала внимание и симпатии международной общественности к демографическим проблемам страны.

В этом направлении правительство искало прежде всего международного признания эмиграции и особенно возможности переселения евреев как «авангарда» в решении этой проблемы. В этом направлении Польша развила активную деятельность в Лиге Наций. По этому вопросу министр иностранных дел Польши Бек консультировался с политиками в Англии, Франции и США16.

С образованием новой правительственной партии в начале 1937 г., получившей название «Лагеря национального единства», и ее дальнейшей

з

3

кооперации с правыми экстремистскими партиями антисемитизм стал проникать в правительственные структуры. Партия «Лагерь национального единства» взяла прямой курс в политической деятельности на открытую пропаганду антисемитизма и практически отрицала возможность интеграции польских евреев в стране, что привело впоследствии к свертыванию гражданских прав польских евреев в 1938-1939 гг. Примером этому послужили принятые в 1935 году в национал-социалистической Германии «Нюрнбергские законы», принятие которых нашло положительный отклик в Польше.

С 1935 г. начинает ужесточаться ситуация среди еврейского населения в Польше. В течение 1936 г. в польском Сейме прошел ряд дебатов по вопросам эмиграции евреев из Польши. Эти дискуссии по «еврейскому вопросу» в Польше преследовали одну-единственную цель польской дипломатии — чтобы ведущие европейские страны, а также США признали польскую эмиграционную программу. Решение «еврейского вопроса» в Польше в предвоенный период во внешнеполитической сфере во многом было связано с поисками колоний.В этом направлении деятельность правительства концентрировалась на получении колоний на острове Мадагаскар. По мнению руководителей Польши, эмиграция за пределы страны являлась единственным выходом из экономической нужды.Перед иностранными государствами польское правительство всегда подчеркивало, что выработанная им эмиграционная программа направлена не против польских евреев, но имеет общее значение для всего населения.

При этом Варшава придерживалась двух направлений в решении «еврейского вопроса». С одной стороны, она желала заполучить от местных евреев доверие, а с другой — надеялась на поддержку и признание эмиграционной программы со стороны международных еврейских организаций, что в конечном итоге способствовало бы формированию мнения международной общественности о положительном значении проводимой Польшей политики17.

Сообщения о дискуссии по поводу решения «еврейского вопроса» в Польше нашли яркое отражение и заняли центральное место в немецкоязычных газетах, издававшихся германскими еврейскими организациями. Дебаты по вопросам эмиграции польских евреев в Сейме были достаточно прокомментированы в еврейской прессе Германии. Так, газета Центрального Союза публиковала обстоятельные разъяснения о положении и нуждах еврейского населения в Польше18. Это же издание позже писало о планах эмиграции польских евреев: «Евреи других стран, которые имеют интерес к эмиграции, должны рассматривать развитие состояния в Польше с определенной озабоченностью, так как это способствует тому, что масса еврейского населения в Польше планомерно приведена в движение для нового переселения, поэтому на неопределенный срок для других возможности переселения ограничены»19.

29 июня 1936 г. в Париже состоялась конференция Ассоциации по вопросам еврейской эмиграции из Европы. По итогам мероприятия было

опубликовано собщение, в котором указывались статистические данные о еврейской эмиграции за 10 лет20. Министр иностранных дел Бек неоднократно подчеркивал, что огромное влияние на проведение польской внешней политики оказывает деятельность Германии, которая, по мнению Бека, разрушила грандиозные и реальные шансы Польши в обретении территорий, куда возможно было бы переселение польских евреев.

27 мая 1937 г. состоялась беседа между уполномоченным польского правительства и представителем французской стороны по проблеме Мадагаскара, об использовании его как возможной территории для переселения польских евреев. До этого, 31 марта, в колониальное министерство Франции поступила информация о том, что Варшава получила разрешение от французского правительства послать специальную комиссию для исследования и изучения возможностей переселения польских евреев на Мадагаскар. Итак, Польша обрела согласие Франции на эмиграцию евреев, вследствие чего была создана специальная комиссия, в состав которой входили от польского правительства Мечислав Лепецкий, а также два представителя от еврейских организаций Леон Альтер и Соломон Дык. Подготовка путешествия, а также получение определенной информации от французских служащих о Мадагаскаре для членов комиссии должны были быть осуществлены на территории Франции, поэтому члены этой комиссии собирались на короткое время прибыть во Францию. Поэтому поводу министр иностранных дел Польши Бек в воспоминаниях относительно этого проекта пишет: «французы хотели использовать информацию этой комиссии для своих целей, поэтому условия, предъявленные французской стороной, рассматривались министерством иностранных дел Польши скептически»»21.

15 апреля 1937 года уполномоченный Польши изложил состояние дел по этому вопросу в письме министру колоний Франции. В нем отмечалось, что в результате разговоров между Беком и Блюмом переселение польских евреев на Мадагаскар должно состояться, но только после ознакомления с ситуацией в этой французской колонии. При этом губернатор Мадагаскара обещал оказать посильную помощь в работе комиссии. В середине 1937 г. Еврейское телеграфное агентство сообщило, что польское правительство также имело разговоры с еврейскими организациями по этому вопросу и возможности их участия в экспедиции на Мадагаскар. Однако многие еврейские структуры отказались от участия в данном мероприятии22. 4 мая члены комиссии перед отъездом на Мадагаскар были приняты в польском Министерстве иностранных дел в Варшаве, где их заверили в положительном решении вопроса о переселении польских евреев во французскую колонию. Однако было высказано мнение, что материальная сторона вопроса зависит от заинтересованности в этом проекте еврейских организаций, так как Франция для организации такого переселения не окажет финансовой помощи. 5 мая того же года комиссия Лепецкого пароходом из Марселя выехала на Мадагаскар. Уже 21 мая в «Бюллетене польского министерства иностранных дел» было опубликовано мнение польского правительства относительно вопроса «Палестина—Мадагаскар»23. Также отмечалось, что

з

S

3

польское правительство не будет препятствовать возможности переселения польских евреев в Палестину.

В этот период на страницах Jüdische Rundschau24 появляются статьи, в которых газета помещает информацию о предложении Франции и деятельности экспедиции на Мадагаскар. В период между июнем и августом 1937 г. в этой газете публикуются статьи Неесена25 об острове и возможностях его заселения. В них высказывалось откровенно негативное мнение о местном населении, но что касалось еврейской колонизации этой территории, то автор был полон оптимизма. Так, в одной из статей он писал, что: «евреи на Мадагаскаре будут основой для белой расы против все более растущего сопротивления Востока»»26. В конце августа руководитель экспедиции на Мадагаскар Лепецкий сделал заявление для прессы, в котором разъяснил, что для переселения пригодны только те области Мадагаскара, где существуют благоприятные климатические условия.Конкретные результаты экспедиции Лепецкого на Мадагаскар были позже опубликованы польским правительством и французским министерством колоний27.

Эти же вопросы освещались также в публикациях других еврейских печатных органов28. В начале октября 1937 г. Лепецкий приступил к обработке собранного материала. Внимание всех членов комиссии было сконцентрировано на области Анкаизана, расположенной на севере Мадагаскара. По мнению Лепецкого, на этой территории можно было заселить 5000-7000 семей, что составило 25 000-35 000 человек. Однако два других члена комиссии от еврейских организаций не разделяли оптимизма Лепецкого.

По их мнению, на Мадагасаре не имеется возможностей для массового переселения29. При этом они ссылались на негативный опыт французской колонизации Мадагаскара,а также указывали на то,что в местах,где имеется плодородная земля и лучшие климатические условия, придется столкнуться с сопротивлением местного населения. При этом на острове невозможно развитие городских типов поселений. Один из членов комиссии, Соломон Дык, вообще ставил под вопрос возможность заселения области Анкаизана, так как она не имела достаточно связей с остальной частью острова. В основном он рассматривал возможность еврейской колонизации Мадагаскара во внутренних областях, куда возможно было переселить лишь сотню человек30.

Леон Альтер полагал переселение невозможным по причине того, что климат для еврейской колонизации непригоден. Ко всему вопрос о переселении польских евреев на Мадагаскар зависел от инвестиций, но реальных источников у польского правительства не просматривалось. Исходя из результатов экспедиции Лепецкого, в конце октября 1937 г. Варшаве было ясно, что переселение польских евреев на Мадагаскар не станет ключевым направлением в решении еврейской эмиграции из Польши. В правительственных планах, которые были выражены в документах Министерства иностранных дел относительно Мадагаскара от 17 января 1938 г., подчеркивалось, что имеется две возможности использования острова в интересах

Польши. Во-первых, Мадагаскар может рассматриваться как область польской колонизации; во-вторых, как область заселения польскими евреями в противовес их переселению в Палестину. Поэтому польское руководство считало, что первоначально на Мадагаскар должны переселиться поляки, а затем польские евреи. При этом польское правительство в будущем для осуществления этого проекта должно было выделить определенный кредит. Следующим этапом в осуществлении данного проекта в планируемой переселенческой организации должна была стать организация двух секций с равными полномочиями — для поляков и для польских евреев.

Одновременно польская политика в колониальных притязаниях и решении «еврейского вопроса» нашла заинтересованность у лидеров нацистской Германии. Как говорил Гитлер польскому послу Липскому, в будущем Германия надеялась решить «еврейскую проблему» в Европе совместно с Польшей, Венгрией, возможно, также Румынией путем эмиграции этой категории населения в колонии31.Министр иностранных дел III рейха Риббентроп 24 октября 1938 г. говорил, что он видит в колониальном вопросе и еврейском переселении возможность сотрудничества Польши с Германией. Берлин вновь возвращается к вопросу о сотрудничестве с Варшавой по вопросам решения «еврейской проблемы» в начале 1939 г., когда Гитлер в ходе беседы с министром иностранных дел Беком отметил, что на возможность получения Германией колоний влияет позиция Англии и Франции.

Завершая статью, хотелось бы отметить, что «Мадагаскарский план» для Польши остался эфемерной надеждой, так как приступить к его реализации Варшава не могла из-за множества проблем, не в последнюю очередь финансовых. При этом мысли о Мадагаскаре как территории, куда возможно было переселить польских евреев, подстегивались амбициями Бека во внешней политике,его надеждами на усиление позиций Польши по получению поддержки от экономически более развитых европейских держав.Польский план переселения евреев на Мадагаскар остался иллюзией польского руководства в предвоенный период, своего рода колониальным наваждением.

1 Кац А. Евреи. Христианство. Россия: от пророков до генсеков. М., 2006. С. 9.

2 Энциклопедия изгнаний. Депортация, принудительное выселение и этнические чистки в Европе в XX веке / Отв. ред. Д. Минков. М., 2013. С. 265-267.

3 Pufelska A. Die „Judäo — Kommune". Ein Feindbild in Polen. Das polnische Selbstverständnis im Schatten des Antisemitismus 1939-1948. Paderborn, 2007. S. 46.

4 Beyrau D. Antisemitismus und Judentum in Polen 1918-1939 // Geschichte und Gesellschaft. 1982. № 8. S. 221.

5 Osteuropa — Handbuch. Polen. (Hrsg. v.) Markert, Werner. Band 2. Köln, 1959. S. 121.

6 Radt J. Die Juden in Polen. Berlin, 1935. S. 22.

7 Mornik S. Polens Kampf gegen seine nichtpolnischen Volksgruppen. Berlin/Leipzig, 1931. S. 70.

8 Там же. S. 72.

9 Bartoszwski W. Uns eint vergossenes Blut. Juden und Polen in der Zeit der „Entlösung". Frankfurt am Main, 1987. S. 18.

S

S

3

10 Caumanns U, Niendorf M. Von Kolbe bis Kielce. Ein Heiliger, seine Presse und die Geschichte eines Pogroms // „Der Fremde im Dorf". Überlegungen zum Eigenen und zum Fremden in der Geschichte. (Hg.) v. Hans J. Bömelburg. Lüneburg, 1998. S. 171-188.

11 Polmann V. „Der Ritter der Unbefleckten" und die „Fahne Marias". Marienkult und Judenfeindschaft in Polen auf der Grundlage ausgewählter katholischer Presse vor 1939 // Maria — Tochter Sion? Mariologie, Maria Frömmigkeit und Judenschaft. (Hg.) v. Johannes Heil / Reiner Kampling. Paderborn/ München, 2001. S. 234.

12 Jansen H. Der Madagaskar — Plan. Die beabsichtige Deportation der europäischen Juden nach Madagaskar. München, 1997. S. 112.

13 Polnische Juden. Geschichte und Kultur. (Hrsg. v.) Fuks, Martina. Warschau, 1982. S. 41.

14 Weiss Y. Deutsche und polnische Juden vor dem Holocaust. Jüdische Identität zwischen Staatsbürgerschaften und Ethnizität. 1933-1940. München, 2000. S. 106.

15 Kotowski A. S. Hitlers Bewegung im Urteil der polnischen Nationaldemokratie. Wiesbaden, 2000. S. 229-234.

16 См. Lipski J. Diplomat in Berlin 1933-1938. New York, 1968. P. 411.

17 Diener D. Die Katastrophe vor der Katastrophe. Auswanderung ohne Einwanderung // Blasius D., Diener D. (Hg.): Zerbrochene Geschichte. Leben und Selbstverständnis der Juden in Deutschland. Frankfurt am Main, 1991. S. 143.

18 Judendebatte in Sejm // C.V. Zeitung. 1936.21.02.

19 Die polnische Judenfrage in Bewegung // C.V. Zeitung. 1936.24.09.

20 Apt M. Konstruktive Auswanderungspolitik. Ein Beitrag zur jüdischen Überseekolonisation. Berlin, 1936. S. 22.

21 Beck J. Beiträge zur europäischen Politik. Reden, Erklärungen, Interview 1932-1939. Essen, 1939. S. 140.

22 Kommission nach Madagaskar // Der Israelit. 1937.15.04.

23 Palestyna — Madagaskar // Gazeta Polska. 1937.21.05.

24 Madagaskar zum Problem jüdischer Siedlung // Jüdische Rundschau. 8.06.1937.8.06; Madagaskar als Siedlungsland // Jüdische Rundschau. 1937.25.06; Untersuchung auf Madagaskar // Jüdische Rundschau. 1937.10.08

25 Неесен родился 30 марта 1886 г. в Голландии, по образованию был антропологом и с марта 1937 г. жил на Мадагаскаре.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

26 Jüdische Rundschau. 1937.8.06.

27 Ansiedlungsmöglichkeit in Madagaskar // Israelitische Familienblatt. 1937.30.09.

28 Ansiedlungsmöglichkeit für Juden in Madagaskar // Der Israelit. 1937.1.10.; Die Ansiedlungsmöglichkeit auf Madagaskar // Jüdische Rundschau. 1937.1.10.

29 Ende einer Illusion polnische Erklärung über Madagaskar — Projekt // Jüdische Rundschau. 1937.31.12.

30 Madagaskar und was nun? // Israelitische Familienblatt. 1938.10.03.

31 Jederzejwicz W. (Hg.) Diplomat in Berlin 1933-1938. New York, 1968. S. 411.

ВАЛЬДЕМАР ШМИДТ — магистр истории, г. Регенсбург ([email protected]). Германия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.