Научная статья на тему 'Пусть эта земля снова станет германской! нацистская демографическая политика в Вартегау, 1939-1941 гг. '

Пусть эта земля снова станет германской! нацистская демографическая политика в Вартегау, 1939-1941 гг. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
342
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Пусть эта земля снова станет германской! нацистская демографическая политика в Вартегау, 1939-1941 гг. »

Александр Ирусмя

Пусть эта земля снова станет германской!

Нацистская демографическая политика в Вартегау, 1939-1941 гг.

Вскоре после подписания в августе 1939 г. пакта о ненападении, фактически поделившего Восточную Европу на сферы влияния, нацистская Германия и Советский Союз вторглись на территорию Польши и начали широкомасштабные кампании, направленные на изменение этносоциального состава оккупированных территорий, превратившие их в экспериментальные площадки для массового перемещения насе-^ ления и государственного террора небывало-§ го масштаба1. В данном исследовании дается о; краткий обзор нацистской демографической ™ политики в так называемом имперском крае £ Вартегау — западных польских землях, вошедших в состав Третьего Рейха, — в период £ между осенью 1939 г. и началом советско-гер-| манской войны. Хотя попытки германизиро-Ü вать этот регион, сопровождаемые различной S степенью гонений и законности, имеют дав! ние исторические корни и берут свое начало S еще в Германской империи, именно жесто-! кость нацистов привела к наиболее тяжелым 5 испытаниям и гибели сотен тысяч людей. | Идеологические обоснования германи-| зации в ходе Второй мировой войны были s сформулированы Адольфом Гитлером, про-| пагандировавшим объединение всех тер-| риторий, где говорили на немецком языке, £ в «Великую Германию» и завоевание «жиз-§ ненного пространства» (Lebensraum), об-S ширных областей на Востоке, изобилующих Ц продовольственными и природными запа-! сами и населенными «низшими» расами. S Гитлер, однако, не первый высказал подобий ные идеи, и они не были чем-то необычным

SM

f для Германии. Начиная со второй половины

§ XIX века, некоторые представители евро-

IC пейских политических, культурных и ин-

^ теллектуальных элит были озабочены высо-

1 ким уровнем рождаемости среди «низших»

3 этнических групп, увеличение численности

4 которых, якобы, значительно повышало ж плотность населения и приводило к нехват-i ке продовольственных ресурсов. В Европе и !з Соединенных Штатах невероятными темпа-

ми множились псевдонаучные общества и ассоциации, находившие моральную и финансовую поддержку в политических кругах, у военных и в широких массах. Таким образом, нацисты унаследовали идеологию империалистического расизма и колониализма, дополнив ее экстремистскими антиславянизмом и антисемитизмом.

* * *

Первые попытки заново определить демографические и социоэкономические пределы восточных провинций Германии — Западной Пруссии, Силезии и Познани — были предприняты императорскими властями в 1850-х гг., когда коэффициент рождаемости среди этнических поляков превысил коэффициент рождаемости среди этнических немцев. Чтобы помешать этому процессу, германские власти опробовали несколько методов, которые в конечном итоге не принесли положительных результатов. Например, кампания по привлечению большего числа германских колонистов провалилась, поскольку относительно небольшое количество немцев предпочитало восточные земли, большей частью сельскохозяйственные и культурно «отсталые», индустриально развитым центральным районам. Культурная борьба (Kulturkampf) Бисмарка, которая приобрела определенный антипольский колорит, также была обречена на провал, поскольку вызывала сопротивление немецкой католической церкви2.

Качественные изменения антипольской политики произошли после создания Германской империи. В 1885-1887 гг. прусское правительство отдало приказ о выселении примерно 26 тыс. поляков и евреев с австрийским или русским подданством с территории Познани, Силезии и Восточной Пруссии. К началу ХХ века специальная Комиссия по колонизации пыталась увеличить число германских колонистов в западных землях Польши, но, несмотря на все ее усилия, количество земли, находящейся в собственности поляков, постепенно увеличивалось.

Ассоциации германских националистов дошли до того, что предлагали переселение в Западную Польшу германских колонистов из России (такие планы в конечном итоге привели бы к желаемому результату лишь к 1939 г.). Среди других дискриминационных мер также был запрет на использование польского языка в общественных местах. И все же эта антипольская кампания имперской Германии оставалась в рамках закона, а выселения из Пруссии привели к протестам со стороны германского парламента (юрисдикции которого, однако, внутренние дела Пруссии не подлежали)3.

Первая мировая война обеспечила подходящую испытательную площадку для возрождения германской колонизационной кампании на востоке. После 1915 г., когда германская армия оккупировала Латвию и некоторые районы Белорусси, военная администрация стала реализовывать комплексный проект по колонизации этих территорий, выселяя коренное население (которое, согласно этническому происхождению, было разделено по категориям) и проводя новые административные границы. Пользуясь моментом, в июле 1915 г. 1 347 представителей немецкой интеллигенции подали петицию в правительство с требованием «очистить» провинции Познань и Силезию, а также южные районы Восточной Пруссии от национальных меньшинств и заселить эти территории исключительно германскими колонистами. Хотя развал Союза центральных держав в конце 1918 г. и приостановил осуществление этих планов, ни польское, ни германское правительство не рассматривало новые границы в качестве окончательных, поскольку по Версальскому мирному договору в Германии оставалось примерно 928 тыс. поляков и около миллиона немцев проживали в Польше. Немцы воспринимали версальскую систему как олицетворение проигранной войны и общенациональное унижение; стремления к «исправлению» границ на востоке подогревались безмолвным согласием официальных лиц и мощной поддержкой общества4.

Таким образом, с возникновением нацистского движения его лидеры лишь использовали уже существующие общественные настроения и сделали территориальный экспансионизм центром всей своей идеологии. Уже в 1920 г. их партийная программа рассматривала Восточную Европу как на стратегический запас продовольствия и пло-

дородной почвы для избыточного немецкого населения. Такие главные нацистские идеологи, как Рихард Вальтер Дарре (который позже станет руководителем Управления по расовым и этническим вопросам и министром продовольствия и сельского хозяйства) и Альфред Розенберг, отказались от заморских колониальных амбиций и сделали акцент на необходимости использовать и германизировать земли, расположенные в направлении средневекового «Натиска на Восток». Они настаивали на том, что именно расовые критерии, а не имперские методы «разделяй и властвуй», должны стать основой демографической политики на новоприобретенных территориях5.

Немецкие ученые, юристы и военные эксперты сформулировали сходные концепции, включавшие в себя безудержный антисемитизм и антиславянизм. Другим идеологи- ^ ческим выводом, популярным в германских § военных и экономических кругах, был ути- А литарный подход к экономике, посредством ™ которого они объясняли экономическую £ недоразвитость Восточной Европы расо- & вой «неполноценностью» населения этого " региона. Так, в 1927 г. в военном отчете го- | ворилось, что в то время как «высшая» не- | мецкая культура оказывала положительный | эффект на этнических поляков в Познани и Ц Силезии, их родня в бывшей русской Поль- Ц ше все еще оставалась отсталой в культур- | ном отношении6. Немецкие специалисты в 5 сельском хозяйстве также подчеркивали, | что польское сельское хозяйство было, по | существу, отсталым и представляло собой « существенную преграду для германской | экономической экспансии. Согласно их воз- I зрениям, каждый второй, нанятый на рабо- £ ту в польском сельскохозяйственном секто- § ре, становился бесполезным. Избавление от | этого «мертвого груза» должно было помочь £ достижению как экономических, так и идео- | логических целей: создать новые этнические г и социально-экономические общества, ос- £ нованные на предварительно установлен- "т ных расовых и социальных критериях. Дру- ?! гими словами, крупномасштабная расправа над расовыми группами воспринималась не как акт уничтожения, а исключительно как § созидательный акт. Это яркий пример того, 2 как нацистская расовая идеология слилась ч с германской экономической экспансией и ^ народным негодованием в отношении Вер- ¡Ц сальского мирного договора7. Ь

* * *

Польша занимала видное место в планах создания «жизненного пространства» и как важный экономический район, и как олицетворение послевоенного мироустройства. Уже после подписания польско-германского договора о ненападении в 1934 г. Йозеф Геббельс спровоцировал скандал в дипломатических кругах, когда открыто заявил лондонской «Sunday Times» что Германия готова отнять Польский коридор и «некоторые из западных [польских] провинций» и переместить людей, населявших эти территории, дальше на восток. Иоахим фон Риббентроп был столь же резок, заявляя в разговоре с Черчиллем в 1937 году, что Польша в обязательном порядке должна быть присоединена к сфере германского «жизненного пространства»8. ^ Некоторые нацистские организации ста-§ ли соперниками при осуществлении экспан-А сии на восток и колонизации. Иностранный ™ отдел Управления по расовым и этническим £ вопросам (нем. Volksdeutsche Mittelstelle или VoMi) координировал деятельность не-£ мецких общин за пределами Германии. При | подготовке к вторжению в Польшу немецкие Ü военные и разведывательные службы под-S черкивали, что западные польские провин-! ции представляли собой территорию «на-S иострейшего этнического конфликта» между ! поляками и немцами; такая ситуация могла 5 быть разрешена только посредством приме-| нения грубой силы. В 1938 г. Гиммлер, леле-| явший честолюбивые замыслы по созданию s империи СС на востоке, наконец устранил | своих соперников и вдохновил Главное уп-| равление СС по вопросам расы и поселений £ (RuSHA) разработать расовые критерии и § сельскохозяйственные концепции, которые S должны были применяться на предполагае-Ц мых территориальных приобретениях9. ! 22 августа 1939 г. в беседе с руководс-S твом вермахта в Оберзальцберге Гитлер об-S рисовал свои планы в отношении Польши, f заключавшиеся в сокращении населения и § колонизации. Таким образом, война должна 1С была приобрести новое измерение, будучи ^ нацеленной не на поражение польского го-1 сударства, а на его физическое уничтожение. § Для достижения этого были сформированы ч специальные подразделения — айнзатцгруп-ж пы (Einsatzgruppen), — уничтожавшие поль-i скую интеллигенцию и политическую элиту, !з да и любого, кого считали опасным для Тре-

тьего Рейха. В сентябре, действуя в арьергарде немецких армий, эти айнзатцгруппы расстреляли тысячи представителей польской интеллигенции, политических активистов, выдающихся граждан, которые были внесены в так называемые списки поляков (Sonderfahndungsbuch Polen) и обтекаемо назывались «террористами, эмигрантами, диверсантами». К концу октября только в районе Познани было убито примерно 10 тыс. человек. У карательных отрядов также были задания от Главного управления по этническим и расовым вопросам, преследовавшего собственные цели по захвату и регистрации еврейского имущества, рассматривавшиеся как первая стадия кампании по германизации общества10.

Война все еще продолжалась, когда Гитлер выпустил несколько директив в отношении управления оккупированными польскими территориями. Согласно концепции завоевания, которая давала оккупационной державе полную власть над побежденными территориями, Польшу планировалось воспринимать только как порабощенное государство. 25 сентября 1939 г. правительство Германии выпустило декрет, который упразднил польскую правовую систему и заменил польские суды немецкими. Хотя концепция завоевания открыта для толкований — она приобретала юрисдикцию, только когда неприятельское государство и его правительство прекращали свое существование11. Таким образом, германские политика грубо нарушала статью 43 Гаагской конвенции 1907 г., обязывавший оккупанта «использовать все средства, имеющиеся в его распоряжении, для восстановления, насколько это возможно, закона и нормальной цивилизованной жизни» и «соблюдать законные права оккупированного государства за исключением тех, что вступают в противоречие с правами оккупанта»12.

8 октября 1939 г. Гитлер отдал распоряжение о присоединении Познани (и Западной Пруссии) к германскому Рейху. Основанное на довоенной (до Первой мировой войны) территории прусской провинции Познань, новое административное образование называлось Рейхсгау Позен (Reichgau Pozen) и было переименовано в январе 1940 г. в Вар-теланд (Wartheland) или Вартегау (Warthegau, название произошло от имени реки Варты). Таким образом были компенсированы территориальные потери Версаля, при этом только

провинция Познань (15 420 кв.км.) включала в себя бывшие территории Германской империи. Остальная часть Вартегау состояла из районов Калиш (14 061 кв.км.) и Иновроцлав (14 461 кв.км), до 1915 г. входивших в состав русской Польши. Присоединение этих районов было необходимо для усиления немецкого элемента в новой провинции. Также, несмотря на сопротивление главы Генерал-губернаторства (административного образования, созданного на части территории оккупированной Польши) Ганса Франка, Гитлер приказал присоединить к Вартегау «Польский Манчестер» — легкопромышленный район Лодзь (переименованный в Лицманш-тадт (Litzmannstadt))13. В результате, в ноябре 1939 г. из 4 200 тыс. жителей провинции Вартегау этническими поляками были 3 960 тыс., что составляло подавляющее большинство населения (85%); вторыми по численности были евреи (336 тыс. чел., 8%) и только третьими — немцы (327 тыс., 7%). Таким образом, увеличение размеров Вартегау значительно нивелировало нацистские планы по сокращению негерманского населения в этом новом административном образовании14.

В силу этого нацистское руководство начало второй этап кампании по германизации. Человек, назначенный управлять Вартегау, казался наиболее подходящей для этого кандидатурой. Артур Грейзер был награжденным орденами и медалями ветераном Первой мировой войны, а в послевоенный период членом нескольких радикальных националистических организаций. В 1930 г. Он вступил в НСДАП, а в 1932 г. - в СС; между 1935 и 1939 гг. он был председателем Сената, а потом и главой правительства Свободного города Данцига (Гданьска). Поначалу Грей-зер действовал в качестве временного главы гражданской администрации под управлением военных, но 26 октября 1939 г. его назначили губернатором (Reichstaathalter — дословно «имперский наместник») и руководителем — гауляйтером (Gauleiter) — НСДАП Вартегау. Известный как человек с амбициями, жажда власти которого стала причиной вражды между ним и наместником Западной Пруссии Альбертом Форстером, Грейзер имел твердое намерение оправдать ожидания высокого начальства и заявил, что в долгосрочной перспективе имеет целью превратить свой удел в модель для всех гау Третьего Рейха15.

Хотя со стороны казалось, что власть Грейзера в качестве губернатора безгранична,

на самом деле он должен был делить ее с СС. В качестве группенфюрера (Gruppenführer) он и его подчиненный, высший фюрер СС и полиции Вильгельм Коппе отчитывались перед Гиммлером; в то же время, Коппе мог действовать независимо от Грейзера и рапортовать напрямую Гиммлеру. В добавок к этому, 27 сентября 1939 г. Гиммлер еще больше укрепил свои позиции, объединив все службы безопасности и полицию в одну организацию — Главное управление имперской безопасности (Reichssicherheitshau ptamt, сокр. RSHA), в полномочия которой входило, в том числе, управление программой по переселению. В результате 7 октября Гиммлер создал и возглавил специальное управление — Имперский комиссариат по вопросам консолидации германского народа (Reichskommissariat für die Festigung des Deutschen Volkstums, сокр. RKFDV), чтобы l заниматься этими вопросами во всех землях, § предназначенных для колонизации. Пос- А кольку главы гражданских администраций ™ на оккупированных территориях стали пред- | ставителями RKFDV, то фактически Гиммлер S вывел Грейзера из игры16. "

Эта двойственность власти была в даль- | нейшем подчеркнута тем фактом, что долж- | ностные лица СС занимали руководящие | должности на новой территории. Глава граж- | данской администрации в Познани доктор Ц Виктор Бюттнер был штандартерфюрером | СС, в то время как отделение RKFDV находи- 5 лось под руководством оберфюрера СС Ган- g са Дёринга и штандартафюрера СС Герберта | Хюбнера. Также в ноябре 1939 г. айнзатцгруп- s па III, действовавшая в Познани, была распу- | щена и реорганизована в отделения местной | службы безопасности, которые были укомп- £ лектованы примерно 2 тыс. человек, отвечав- § шими перед высшим фюрером СС и полиции S за общую безопасность и порядок, но при £ этом получавшими оперативные директивы | из RSHA17. £

■а

I* * * с

Цели нацистов в Вартегау основыва- §

лись на двух взаимосвязанных концепци- jp ях — очистка и обеспечение безопасности

(Säuberung und Sicherung) — и воспринима- §

лись как избавление от любых «чужаков», что S

в нацистской интерпретации означало евре- ч

ев и поляков. Уже в середине сентября 1939 i

г. айнзатцгруппа III и отряды Главного уп- i

равления СС по вопросам расы и поселений ¡3

начали составлять списки имущества евреев и передавать их германским попечителям. Для ускорения данного процесса несколько управлений СС объединило свои усилия. РСХА назначила специальных должностных лиц для организации и управления первыми выселениями евреев и поляков, в то время как работники RuSHA проверяли соответствие германских поселенцев, которые начали прибывать из центральной части Польши и оккупированных Советами восточных провинций Польши, расовым критериям18.

Несколько организаций участвовали в конкурсе на получение эксклюзивных прав на польское и еврейское имущество. 27 сентября 1939 г. вооруженные силы Германии вынесли предписание о том, что их представительства в Вартегау будут решать экономические вопросы в интересах армии. 19 ^ октября Герман Геринг в качестве руково-§ дителя четырехлетнего плана, издал приказ А о создании специального подразделения — ™ Главного управления по опеке «Восток» £ (Haupttreuhandstelle — HTO OST), которое S осуществляло контроль над негерманским £ имуществом. В октябре 1939 г. в Познани | гестапо ускорило конфискацию финансовых Ü активов еврейской общины. Одновремен-S но с этим местная германская администра-! ция, действуя самостоятельно, захватывала S еврейские и польские предприятия; в сель! ской местности конфискованные земельные 5 участки распределялись между германскими | поселенцами с Волыни. 17 сентября 1940 г. | германское правительство выпустило поста-s новление о том, что поляки утратили право | на все свое имущество; оно переходило в ве-| дение специальных германских подразделе-£ ний и подлежало конфискации, если это тре-§ бовалось «для обязательного процветания» S германской империи. Всего к февралю 1941 г. Ü HTO OST получило под свою юрисдикцию ! 264 больших, 9 тыс. средних и 76 тыс. мелких S польских промышленных объектов и 9 120 S крупных и 112 тыс. мелких коммерческих f предприятий19.

§ Одновременно с национализацией эко-1С номических активов в провинции Грейзер ^ начал массированное наступление на поль-1 скую культуру. 13 декабря 1939 г. он приказал

3 «прикрыть» все библиотеки и издательства,

4 принадлежавшие полякам, и конфисковать ж все издания. Польские театры, консервато-i рии и школы были германизированы или !з стали использоваться в качестве германских

учреждений, что было нарушением 56 статьи Гаагской конвенции 1907 г., в которой недвусмысленно говорилось о незаконности любого уничтожения или ликвидации культурных и образовательных учреждений. Все еще работающим библиотекам было запрещено выдавать книги полякам, а департамент пропаганды администрации Вартегау запретил использование 3 тыс. польских званий. Университет Познани был закрыт сразу же после немецкого вторжения, и многие из его преподавателей, включая таких выдающихся ученых, как профессоры права Богдан Винарский и Ян Боссовский, историки Зигмунд Войцеховский и Казимеж Тыменецкий и профессор политэкономии Эдвард Тейлор, были арестованы и отправлены в концентрационные лагеря. Работать разрешалось только польским начальным школам. Специальные положения регулировали время, когда поляки могли делать покупки в магазинах и на рынках, а в апреле 1940 г. германская администрация вынесла приказ о запрещении использования любых польских знаков и символов на улицах, почтовых ящиках и продуктовых упаковках20.

С самого начала неослабевающий террор стал приметой будней Вартегау. Тюрьмы и временные концентрационные лагеря были переполнены действительными и потенциальными сторонниками сопротивления, которых намеренно морили голодом или заставляли работать до полного измождения и смерти. Публичные казни стали ежедневным явлением. Штаб-квартиры полиции безопасности и СД были превращены в камеры пыток, откуда тысячи людей были отправлены на места казней, включая печально известный Форт VII в Познани. Одновременно была развернута кампания уменьшению численности населения (Entvölkerung), нацеленная на евреев и членов таких польских политических организаций, как Национальная демократическая партия, Католическое действие, и любых других ассоциаций, считавшихся враждебно настроенными по отношению к германским интересам. 21 сентября 1939 г. на конференции командиров айнзатц-групп были представлены специальные указания по депортации евреев в Генерал-губернаторство.

Таким образом, «решение польского вопроса» было определено как многоступенчатый процесс, в котором уничтожение интеллектуальной элиты должно было со-

провождаться массовой мобилизацией поляков к принудительному труду и депортациями на восток21.

22 октября 1939 г. подразделения полиции безопасности и СД, жандармерия и добровольческие отряды самообороны, состоящие из этнических немцев (Selbstschutz), приступили к первым операциям по депортации, которые начались в городах и позже распространились в деревни. Среди жертв этих депортаций были зажиточные польские купцы, владельцы крупного имущества, фермеры, политические активисты, учителя и священники. Их имущество переходило в ведение Управления по вопросам переселения (Umsiedlungsamt)22. Депортируемых под конвоем приводили на центральную грузовую железнодорожную станцию Познани, откуда в вагонах для перевозки скота отправляли в Генерал-губернаторство. В каждом из таких вагонов было от 800 до 1 500 человек. Германские военные и гражданские власти также начали строительство транзитных лагерей, в которых тысячи людей много дней ожидали своей очереди на депортацию. 7 октября 1939 г. под юрисдикцией гестапо в цитадели Познани был организован самый большой «транзитный» лагерь, получивший ужасающую репутацию - Форт VII. Похожие лагеря были организованы в других местах Познани и в Лодзе. В то же время, наряду с систематическими депортациями, местные германские власти, в нарушение инструкций Грейзера, проводили и так называемые «дикие» высылки, во время которых многих людей вышвырнули из их домов и квартир и переселили в другие районы, где они испытывали нехватку продовольствия23.

8 ноября Гиммлер созвал высших фюреров СС и полиции (HSSPF) Западной и Восточной Пруссии, Познани и Вроцлава (Бре-слау) в Краков, где он обрисовал программу переселения всего польского народа, которая повлияла бы на жизни одного миллиона человек, включая 200 тыс. поляков и 100 тыс. евреев из Вартеланда. Центральным вопросом конференции были экономические задачи переселения, в результате, 22 ноября 1939 г. Коппе издал циркуляр, по итогам этой встречи, в котором отмечалось, что депортируемые должны будут оставлять все свое имущество и ценности в юрисдикции полиции и германских организаций. Полякам разрешалось взять с собой 200, а евреям — 40 злотых; поскольку польская валюта была намеренно

девальвирована, эти суммы не имели абсолютно никакой финансовой значимости. Золото, серебро и любые произведения искусства передавались в ведение специального агентства — Центрального сборного пункта ^ег^гакаттеЫеПе). Если изначально координация процесса депортаций находилась в руках начальника полиции безопасности и СД Генерал-губернаторства Бруно Штрек-кенбаха, то в конце ноября 1939 г. Гиммлер передал эту обязанность РСХА. В свою очередь, РСХА передала этот вопрос Управлению ^В4 и его руководителю, гауптштур-мфюреру СС Адольфу Эйхману, наиболее опытному специалисту в «еврейском вопросе». В результате, сотрудники управления полиции безопасности и СД предоставляли еврейским советам сутки для того, чтобы они подготовили свои общины к депортации; им полагалось оставить все деньги и ценности, ^ а супруги евреев германского происхожде- § ния могли сделать выбор — либо получить А развод, либо также быть депортированными. ™ Уже в декабре все еврейские общины поки- | нули Вартегау. Например, 11 декабря 1939 г. & в эшелон было погружено примерно 2 тыс. " евреев из района города Могильно, имевших | при себе только саквояжи. Две городских | синагоги были переданы германской адми- | нистрации (одна была превращена в склад Ц мебели, а другая — в бассейн). Еврейское Ц кладбище было разрушено, а надгробные | плиты использовали для мощения дорог. На 5 следующий день после этого управление по- | лиции безопасности и СД рапортовало о том, | что район Могильно был тщательно «очи- « щен» от евреев24. |

Зимой 1940 г., в связи с германо-советским | соглашением от ноября 1939 г. об обмене на- £ селением, скорость депортаций увеличилась. § Этот план полностью совпадал с соображе- | ниями идеологии и безопасности Германии £ и Советского Союза. В то время как Гитлер | приветствовал возможность поселить этни- г ческих немцев на аннексированных террито- £ риях западной части Польши, советское пра- "т вительство считало необходимым удалить § потенциальных нарушителей спокойствия из западных областей, аннексированных в 1939-1940 гг. К февралю 1940 г., предвидя § прибытие германских поселенцев из Восточ- 2 ной Польши и Прибалтики, администрация ч Вартегау депортировала в Генерал-губерна- ^ торство 90 тыс. польских жителей, которых ¡Ц предупредили о депортации только за час до Ь

ее начала. Еще 40 тыс., согласно так называемому «Транзитному плану», были отправлены на восток между 10 февраля и 3 марта. В результате, к весне несколько местностей утратили более половины своего населения. Например, население в Калише уменьшилось с 80 тыс. до 20 тыс. человек (после переселения этнических немцев из СССР оно увеличилось до 43 тыс.); население Влоцлавека снизилось с 67 тыс. до 18 тыс. 21 февраля 1940 г. газета «Grenzzeitung» с гордостью сообщила о том, что центр города Лодзь был тщательно «деполонизирован» и подготовлен для германских поселенцев25.

Для поляков результаты этих переселений были ужасны. Были разорваны традиционные семейные связи, разрушены воспоминания о детстве и юности, осталось только неопределенное будущее в незнакомом ок-^ ружении. Большинство транзитных лагерей § не было оборудовано для обеспечения жиз-А ни такого огромного количества людей. Так, ™ главный лагерь в городе Лодзь был настолько £ сильно перенаселен, что его обитатели спали S посменно. В лагере не было отопительной £ системы, поэтому в скором времени заболели | многие заключенные. Некоторые германские Ü чиновники, отвечавшие за выселения, при-S знавали бедственное положение и страдания ! изгнанников. На совещании у Эйхманна 4 S января 1940 г. представитель центрального ! управления полиции безопасности и СД в 5 Генерал-губернаторстве доложил о том, что | в некоторых случаях большое количество | людей было заперто в вагонах для перевозки s скота без какой-либо возможности освобо-

0

| диться; в одном из вагонов сто человек по-

| гибли от холода26.

£ Если поляков депортировали из их до-

§ мов, то для депортации евреев Эйхманн и

S его подчиненные использовали другие ме-

Ü тоды, уже апробированные ими в Германии,

! Австрии и Чехословакии. Во-первых, евреев

S регистрировали в местной администрации,

S после чего полиция сгоняла их в одно место

SM

f и отправляли в транзитные лагеря, откуда на

§ поездах их перевозили либо в гетто в городе

1С Лодзь, либо в Генерал-губернаторство. В ре-

^ зультате, к июню 1940 г. были депортированы

1 140 тыс. евреев, которые были лишены собс-

3 твенности и сбережений и имели право взять

4 только один чемодан и двухнедельный запас ж продовольствия на человека. На основании i официальных статистических данных Герма-!з нии было подсчитано, что к январю 1941 г. из

Вартегау было депортировано 260 тыс. поляков и евреев27.

Насильственная миграция на восток сопровождалась притоком этнических немцев из Прибалтики, Волыни, Восточной Галиции, Буковины и Бессарабии. Немцы из района Белостока (присоединенного к Восточной Пруссии) и с территорий Люблина и Хелма, входивших в Генерал-губернаторства, также были отправлены в Вартегау. Кроме того, нацистское руководство планировало переселить в бывшие польские провинции около двух миллионов немцев из Рейха. Согласно германской статистике, к январю 1941 г., в западные польские провинции прибыли 418 тыс. немцев, включая 130 тыс. из восточной Польши, 180 тыс. из Бессарабии и Буковины, 51 тыс. из Латвии, 12 тыс. из Эстонии и

14 тыс. из Добруджи28.

* * *

7 мая 1941 года Грейзер с гордостью заявил о том, что «впервые в нашей истории можно в полной мере воспользоваться военной победой. Никогда больше полякам не будет принадлежать и дюйм завоеванной нами земли»29. Несмотря на подобные заверения, процесс германизации в Вартегау с самого начала столкнулся с трудностями. Нацистские биологические и расовые категории были весьма неопределенны и давали местным политикам широкое поле для проведение отборов. Взять хотя бы «дикие» высылки, которые постоянно пересекались с планами систематических выселений. Едва начались депортации, как 26 октября 1939 г. Гиммлер приказал их отсрочить, поскольку у гражданской администрации, партийных чиновников и СС возникли разногласия из-за главенства при принятии решений. Чтобы выделить центральную роль RKDVF, Гиммлер издал указ, который подчеркивал необходимость систематических и организованных депортаций30.

Однако расовые критерии, которые, предположительно, должны были обосновывать процесс депортации, так и оставались крайне трудным для понимания термином. Нацистские чиновники не знали, давать ли определение термину «германское общество» по расовому или культурному признаку; различными организациями, одновременно, издавались директивы по поводу различия между признаками «пригодный по расовому признаку» и «чужой», которые вносили толь-

ко еще большую неразбериху. Например, в октябре 1939 г. полиция безопасности и СД доверила освободить от депортаций несколько категорий — поляков, у которых родственники проживали в Германии или служили в Вермахте или которые состояли в смешанных браках, и представителей народов «с дружелюбным отношением к Германии», таких как украинцы. Гиммлер самолично издал несколько противоречащих друг другу положений. В ноябре 1939 г. он отправил записку, в которой выражал категорический протест против ассимиляции поляков. А 20 мая 1940 г. писал Высшим фюрерам СС и полиции (HSSPF), что столетняя кампания прусского имперского правительства по германизации полностью провалилась, потому что польское население Вартегау, Пруссии и Силезии сохранило высокий уровень национального сознания. С другой стороны, для «повторной германизации» (Wiedereindeutschung) Вартегау применялись только расовые методы. Впоследствии Гиммлер предлагал, чтобы наиболее «подходящие» для германизации (Eindeutschungfähig) поляки, которые должны были быть отправлены в Германию, проходили через несколько ступеней проверки германизации; остальные, на ближайшие 5—10 лет, должны были восприниматься как рабочая сила, а потом быть депортированными в Генерал-губернаторство. Однако Гиммлер не предлагал никаких определений, которые могли бы прояснить критерии отбора. Такими же сбивающими с толку были инструкции, издаваемые Расово-полити-ческим управлением (Rassenpolitisches Amt) NSDAP, которое делило население аннексированных территорий на «чужых по крови» (fremdblütig), «чужих по расовому признаку» (fremdvölkisch), «германского происхождения» (deutschstämmig) и «родственные» (artverwandt). Подобная классификация прямо противоречила настойчивому требованию Гиммлера применять исключительно расовый подход (тем самым отражая соперничество между ним и Розенбергом) и объективно позволяла применять германизацию не только к «пригодным по расовому признаку», но также к трудолюбивым, энергичным и предприимчивым полякам. Неудивительно, что управления полиции безопасности и СД в Познани и Лодзе торопились перейти на собственные инструкции, подчеркивавшие, что польские рабочие в Германии не подлежали германизации31.

Таким образом, процесс отбора людей, «пригодных по расовому признаку», был хаотичен. 5 мая 1940 г. Центральное отделение миграции (ит^га^еги^з^егйгаЫеПе, UWZ) в Лодзе предоставило отчет о том, что из 5 388 депортированных только 99 человек были признаны потенциально подлежащими германизации. К концу сентября 1940 г. в транзитном лагере в Лодзе из 93 872 депортированных были отобраны 767 человека, которых отправили в Германию. В том же месяце Центральное отделение миграции в Познани предложило Грейзеру применить расовые критерии к трем группам — пригодных для германизации, непригодных для германизации (имеющих смешанную польско-еврейскую кровь, психически больных и неспособных работать) и всем остальным. Данное тестирование нужно было, чтобы предоставить Комиссии статистический материал, ко- ^ торый позже должен был применен во всем § Вартегау32. А

Применение расовых критериев показало ™ себя практически неэффективным во время | советско-германского обмена населением, & когда многие украинцы и поляки из Вос- " точной Галиции и Волыни заявили, что они | принадлежат германской традиции. Вследс- | твие этого местные германские чиновники | поместили их в так называемый Фолькслист Ц (УоШзМе), что давало привилегии при рас- Ц пределении земли, домов и товаров между | этническими немцами. И снова, нарушая ре- 5 комендации Гиммлера, ведомство Грейзера | классифицировало как потенциально при- | годных к германизации тех поляков, которые « состояли в семейных отношениях с немцами |

га

или спасли жизнь немцу, а также украинцев и |

кашубов (этнолингвистическая группа, яко- £

бы германского происхождения). Включение §

двух последних групп в Фолькслист было |

исключительно прагматичным действием, £

поскольку это по сути давало дополнитель- | ных 200 тыс. человек, пригодных для службы г

в армии33. £

Между тем, сопротивление со стороны по- "т

ляков набирало обороты. Уже в ноябре 1939 г. § Копе издал циркуляр, в котором говорилось о том, что поляки отказались относиться «с

уважением» к оккупантам, тем самым нанося §

ущерб образу немецкого народа и немецкой 2

власти. Благодаря хорошо организованной ч

сети информантов поляки заранее узнавали ^ о надвигающихся депортациях (иногда от ¡Ц

дружелюбно настроенных немцев или от под- Ь

купленных германских чиновников). Многие поляки исчезали накануне депортационной акции и возвращались когда СС и полиция уже уходили. В июле 1940 г. управление полиции безопасности в Лодзе рапортовало, что под депортацию попало только 40% от общего количества поляков, предназначенных для переселения. К началу войны между Германией и Советским Союзом около 10-19 тыс. поляков избежали депортаций; другие разрушили или сожгли свои дома перед тем, как их депортировали34.

Сопротивление депортациям проявлялось с самых неожиданных сторон. Некоторые германские чиновники настаивали на том, что многие поляки, особенно занятые в сельском хозяйстве и ремесленном производстве, были жизненно необходимы региональной экономике, и освобождали ^ их от депортаций. Точно также некоторые 5 германские должностные лица считали не-А практичными депортации таких польских ™ специалистов, как работники суда, и заходи! ли настолько далеко, что исключали из числа депортируемых работающих на предпри-£ ятиях евреев; семьи таких евреев также на | некоторое время освобождались от выселе-I ния и помещались во временные гетто. Хотя I большинство германских чиновников дейс-Ц твовали как сатрапы в своих районах, в ред-£ ких случаях гуманистическая составляющая | превалировала. Александр Хохенштайн, на-5 значенный мэром маленького городка Пони-| атовец, пытался облегчить страдания евреев | и поляков. Кроме того местные этнические « немцы использовали любую возможность, | чтобы купить польскую собственность по | наиболее низким ценам, тем самым подры-£ вая стремление Берлина к централизован-§ ному контролю над землей и имуществом | на аннексированных территориях. Много-Ц численные отчеты показывали, что многие ! германские должностные лица и работники 5 СС устанавливали дружеские отношения £ с поляками и включали их в Фолькслист. Чт 25 апреля 1941 г. Копе издал циркуляр, со-§ гласно которому за подобные действия пре-1С дусматривалось серьезно наказание - такое же, как за воинское неподчинение. Нацист-1 ское руководство настаивало на том, чтобы

3 при переселении приоритет отдавался гер-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4 мано-балтийским крестьянам, поскольку ж Вартегау преимущественно был аграрным £ районом. Однако многие приезжие были !3 городскими жителями и, не имея никакого

опыта или желания заниматься сельским хозяйством, направлялись в города35.

Вопрос, касающийся владения собственностью, также оставался неясным. Поскольку большинство германских чиновников рассматривали основную часть собственности в Вартеланде в качестве «украденной» у немцев после 1918 г., они конфисковали ее, не дожидаясь никаких приказов сверху. Но претендентов на это имущество было слишком много. В то время как СС и узколобые партийцы намеревались, до прибытия этнических немцев с востока, сохранить все товары и имущество под своим контролем, местные немцы, возмущенные подобными привилегиями для переселенцев, захватывали все, что можно, в качестве компенсации за свои «страдания» в Польше в межвоенный период. Поскольку Грейзер на административных постах в Вартегау предпочитал видеть партийных активистов, а не экспертов, многие германские чиновники прославились волокитой, алкоголизмом и спекулянтством. Свойственная нацистскому режиму коррупция показала себя во всей безграничности, когда «любезности» раздавались по желанию и благодаря личным связям, а сумма взятки, в конечном итоге, определяла, кто получит оспариваемую землю или дом. В ноябре 1939 г. Коппе был вынужден написать письмо в гражданские и полицейские ведомства с напоминанием о том, что конфискованное имущество «предназначается для нужд германского Рейха», а

не для личного обогащения36.

* * *

Хотя начало войны между Германий и Советским Союзом положило конец грандиозным планам нацистов, процесс германизации в Вартегау привел к огромным людским и материальным потерям и глубоким изменениям в социально-экономической структуре польского общества. Уничтожение польской интеллектуальной элиты и среднего класса, массовые депортации лишили провинцию руководящих лиц и довели население до нищеты. В годы войны большая часть оставшихся поляков зарабатывала себе на жизнь неквалифицированным трудом. Такое положение привело к разобобществлению огромного количества людей, разных по своему социальному происхождению и образованию, и заложило фундамент для формирования абсолютно других ориентиров, ставших клю-

Таблица 1. Население Вартегау на 1 января 1942 г.

Район Общая численность населения Германцы %

Познань (Posen) 1 339 470 249 752 18,6

Лодзь (Litzmannstadt) 2 059 492 330 631 16,1

Иновроцлав (Hohensalza) 1 1ll 541 194 323 16,5

Всего 4 576 503 ll4 706 16,9

YVA, M29/R70, Bundesarchiv Koblenz, "Stand der Ordnungspolizei in Reichgau Wartheland (Stichtag 31.12.1941)," p. 3.

чевыми в политических разногласиях послевоенного периода.

С другой стороны, германская политика в Вартегау обнаружила глубокий разлад между нацистской расовой теорией и социально-экономической и человеческой реальностью. Амбиции Грейзера по созданию гармоничной германской провинции так и не были реализованы, поскольку три сообщества — немцы из Рейха, местные немцы и немецкие поселенцы — были обижены друг на друга. Процедуры переселения, идеологическое регулирование, технический надзор, методы разделения имущества и конкуренция между различными организациями сделали процесс германизации хаотичным и непродуктивным. В результате к началу 1942 г. в сельской местности все еще преобладало польское население (см. таблицу).

Половина возделываемой земли обрабатывалась поляками, и подобная ситуация определенно подрывала иллюзии нацистов о превращении региона в процветающий немецкий сельскохозяйственный регион. Грейзер с неохотой признал, что его планы по превращению Вартегау в «образцовую провинцию» провалились. В феврале 1943 г. он издал меморандум, в котором повторял, что хотя имперская немецкая политика в отношении поляков оказалась неэффективной, нацистская расовая политика должна в конечном итоге привести к успеху в будущем. Не принимая в расчет «некоторые исключения», большинство поляков не должны подвергнуться германизации, поскольку «чужая раса, говорящая на немецком языке, будет подвергать риску целостность и честь [Германии] своей недочеловеческой природой»37. Грейзер, однако, не указал, как эти «некоторые исключения» могут быть установлены.

Нацистское руководство мечтало о Востоке как об огромной лаборатории для революционных расовых и экономических экспериментов, и присоединение Вартегау к «Великой

Германии» должно было стать первым шагом в этом деле. Однако вместо систематического организованного процесса, оно ясно продемонстрировало наиболее утопичные элементы строительства нацистской империи, административный хаос, усугублявшийся жадностью и жестокостью. Одновременно история Вартегау продемонстрировала отличительные черты государственной демог- ^ рафической политики ХХ века. Унаследовав § идеологические постулаты XIX века о все- А общем национализме, колониализме и соци- ™ альном дарвинизме, нацисты организовали | насильственную миграцию, несравнимую ни & с чем в своем масштабе и жестокости, и про- " демонстрировали, что утопические цели по | «благоустройству человеческого сада» могли | быть достигнуты только через использова- | ние ресурсов современного государства, та- Ц ких как наука, технология, полицейские силы Ц и бюрократия. |

к

га

1 В отличие от захваченных Германией польских тер- s риторий, включенные в состав СССР территории | Западной Украины и Западной Белоруссии не могут п считаться оккупированными. Подробный правовой jj разбор проблемы см.: Макарчук В.С. Государствен- 2 но-территориальный статус западно-украинских зе- S

ЗЕ

мель в годы Второй мировой войны: Историко-пра- ¡J

вовое исследование. М., 2010. (Прим. ред.) 5

2 Domansky E. The Transformation of State and Society 2 in World War I Germany // Landscaping the Human í Garden: Twentieth- Century Population Management in a f Comparative Framework / Ed. by Amir Weiner. Stanford, § California: Stanford California Press, 2003. P. 50; Koehl R. jp L. RKFDV: German Resettlement and Population Policy 1939-1945. A History of the Reich Commission for the Strengthening of Germandom. Cambridge: Harvard ^ University Press, 1957. P. 2-4.

3 Marczewski J. Hitlerowska koncepcja polityki koloni- s zacyjno-wysiedlenczej i jej realizacja w "Okrçgu Warty". Poznan: Instytut Zachodni, 1979. P. 24-25, 37, 41. t

■у ■р

fV

У

4 Liulevicius V. G. War Land on the Eastern Front: Culture, National Identity and German Occupation in World War I. Cambridge, Massachusetts: Cambridge University Press, 2000; Marczewski J. Cit. op. P. 54, 63-64.

5 Lower W. Nazi Empire-Building and the Holocaust in Ukraine. Chapel Hill, NC: The University of North Carolina Press, 2005. P. 20-22.

6 Lower W. Nazi Empire-Building,. P. 22; Rossino A.B. Hitler Strikes Poland: Blitzkrieg, Ideology, and Atrocity. Lawrence, Kansas: University Press of Kansas, 2003. P. 23.

7 Heim S., Aly G. The Holocaust and Population Policy: Remarks on the Decision on the 'Final Solution // Yad Vashem Studies. Vol. 24 (1984). P. 47-49; Bauman Z. Modernity and the Holocaust. Ithaca, New York: Cornell University Press, 1989. P. 66-67, 92-94; Mazower M. Hitler's Empire: How the Nazis Ruled Europe. New York: The Penguin Press, 2008. P. 183.

8 Jastrz^bski W. Hitlerowskie wysiedlenia z ziem polskich wcielonych do Rzeszy w latach 1939-1945. Poznan: Instytut Zachodni, 1968. P. 13-14.

9 Rossino A.B. Hitler Strikes Poland,. P. 24-25; Koehl, RKFDV. P. 42-43.

10 Marczewski J. Hitlerowska koncepcja. P. 85, 93; Radzi-wonczyk K. "Akcja Tannenberg" grup operacyjnych Sipo i SD w Polsce jesieni^ 1939 r. // Przegl^d Zachodni. Vol. 22 (5) (1966). P. 97-98.

11 В послевоенных судебных процессах над нацистскими военными преступниками польские юристы убедительно доказывали, что поскольку польская армия и правительство продолжало функционировать вне границ Польши, то Германия нарушила международные конвенции в части правил ведения войны. См.: Prusin A.V. Poland's Nuremberg: the Seven Court Cases of the Supreme National Tribunal, 1946-1948 // Holocaust and Genocide Studies. Vol. 24 (1) (2010). P.

1-25.

12 United States Holocaust Memorial Museum (USHMM). Record Group 15. Accession 1998.A.0242 "Proces Artura Greisera = Trial of Arthur Greiser" (cited as "Proces Artura Greisera"). Reel 2. Vol. 21. P. 1-8. Reel 14. Vol. 34. P. 2-5.

13 Вследствие этого административный цент провинции Калиш был перемещен в Лицманштадт.

14 USHMM. "Proces Artura Greisera". Reel 4. Vol. 34. P. 2; Broszat M. Nationalsozialistiche Polenpolitik, 19391945. Stuttgart: Deutsche Verlags-Anstalt, 1961. P. 3437, 42; Luczak C. Polityka ludnosciowa i ekonomiczna hitlerowskich Niemiec w okupowanej Polsce. Poznan: Wydawnictwo Poznanskie, 1979. P. 14.

15 USHMM. "Proces Artura Greisera". Reel 4. Vol. 34. P.

2-3, 40-41. Reel 5. Vol. 38. P. 855; Epstein C. Model Nazi: Arthur Greiser and the Occupation of Western Poland. Oxford, UK: Oxford University Press, 2010. P. 130.

16 Marczewski J. Hitlerowska koncepcja,. P. 97-98; Epstein C. Model Nazi,. P. 154-155.

17 Nawrocki S. Hitlerowski aparat do zwalczania ruchu oporu na ziemiach wcielonych do Rzeszy (na przykladzie Kraju Warty) // Przegl^d Zachodni. 1998. № 3. P. 82-87; Radziwonczyk K. "'Akcja Tannenberg'". P. 103.

18 Marczewski J. Hitlerowska koncepcja,. P. 97-98; Koehl R. L. RKFDV,. P. 67.

19 Koehl R.L. RKFDV,. P. 58-59; USHMM. "Proces Artura Greisera". Reel 2. Vol. 21. P. 6. Reel 3. Vol. 27. P. 112. Reel 4. Vol. 34. P. 23, 27; Luczak C. Polityka ludnosciowa. P. 255.

20 USHMM. "Proces Artura Greisera". Reel 4. Vol. 34. P. 15, 19. Reel 6. Vol. 531. P. 346; Epstein C. Model Nazi,. P. 201.

21 USHMM. "Proces Artura Greisera". Reel 4. Vol. 33. P. 730-734. Reel 7. Vol. 13. P. 4; Jastrz^bski W. Hitlerowskie wysiedlenia, P. 18.

22 Yad Vashem Archive (cited as YVA). RG-15.015M. Reel 4. "Der Chef der Sicherheitspolizei und des SD Umwanderzentrallestelle Posen". P. 3, 7-8.

23 USHMM. "Proces Artura Greisera". Reel 4. Vol. 24. P. 34. Vol. 34. P. 23; Mallmann K.-M., Böhler J., Matthäus J. Einsatzgruppen in Polen: Darstellung und Dokumentation. Darmstadt: Wissenschaftliche Buchgesselschaft, 2008. P. 82-83, 87; Luczak C. Polityka ludnosciowa,. P. 124.

24 YVA. RG-15.015M. Reel 2. "Abschiebung von Juden und Polen aus dem Reichgau 'Wartheland'". P. 1. Reel 4. "Der Chef der Sicherheitspolizei und des SD Umwanderzen-trallestelle Posen". P. 17; Ibid. M29/70. Bundesarchiv Koblenz. "Abschiebung von Juden aus dem Reichgau 'Warthe-Land'". P. 47-48; "Transportanweisung für das Begleitkommando der Evakuirungszüge". P. 43-44; USHMM. "Proces Artura Greisera". Reel 3. Vol. 27. P. 113. Reel 7. Vol. 13. P. 17-18; Radziwonczyk K. "Akcja Tannenberg,". P. 104; Jastrz^bski W. Hitlerowskie wysiedlenia. P. 32-34.

25 YVA. RG-15.015M. Reel 2. "Nahplan". P. 1-6; USHMM. "Proces Artura Greisera". Reel 4. Vol. 34. P. 23-24; Jastrz^bski W. Hitlerowskie wysiedlenia,. P. 60-61, 63, 69.

26 Jastrz^bski W. Hitlerowskie wysiedlenia. P. 106-107; Marczewski J. Hitlerowska koncepcja. P. 166.

27 Marczewski J. Hitlerowska koncepcja,. P. 207-208; Broszat M. Polenpolitik. P. 100.

28 YVA. RG- 15.015M.Reel4."DerChefderSicherheitspolizei und des SD Umwanderzentrallestelle Posen". P. 10-11, 14, 17; USHMM. "Proces Artura Greisera". Reel 4. Vol. 34. P. 27; Marczewski J. Hitlerowska koncepcja. P. 336, 338339.

29 USHMM. "Proces Artura Greisera". Reel 4. Vol. 34. P. 23.

30 Jastrz^bski W. Hitlerowskie wysiedlenia. P. 52.

31 YVA. RG- 15.015M.Reel4."DerChefder Sicherheitspolizei und des SD Umwanderzentrallestelle Posen". P. 21, 30; Ibid. "Einsatz von eindeutschungsfähigen Polen". P. 11-12; Madajczyk C. Faszyzm i okupacje 1938-1945: wykonywanie okupacji przez Panstwa Osi w Europie. Poznan: Wydawnictwo Poznanskie, 1983. Vol. 2. P. 219221; Mazower M. Hitler's Empire,. P. 190; Jastrz^bski W. Hitlerowskie wysiedlenia. P. 116.

32 Ibid. P. 121, 126-127.

33 YVA. RG-15.015M. Reel 4. "Nachweis der deutschen Staatsangehörigkeit im Reichgau Wartheland". P. 6-8; Ibid. "Insassen der Lagers Lakowa, die bei der Rückführung der Wolhynien-und Galiziendeutschen nach Lodsch gelangten". P. 8-11; Ibid. "Politische Überprüfung rassisch ausgesuchter Familien". P. 50.

34 YVA. M29/R70. Bundesarchiv Koblenz. "Grüspflicht für die männliche polnische Bevölkerung". P. 307; "Abschrift". No page; Marczewski J. Hitlerowska koncepcja. P. 184-185.

35 YVA. RG-15.015M. Reel 4. "Vermeidung der Evakuirung polnischer Dienstkräfte". P. 5; Ibid. "Evakuirung von ehemals polnischen Justizbeamten". P. 1-2; Ibid. "Vorbereitungen für zukünftige Judenevakuirungen". P. 34; Burleigh M. The Third Reich: A New History. New York: Hill and Wang, 2000. P. 452-453.

36 Koehl R.L. RKFDV. P. 80-81; Epstein C. Model Nazi. P. 175.

37 USHMM. "Proces Artura Greisera". Reel 1. Vol. 12. P. 51; Epstein C. Model Nazi, P. 175-176.

■р

fv

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.