Научная статья на тему 'Евреи Восточной Европы и Германия: к проблеме взаимоотношений'

Евреи Восточной Европы и Германия: к проблеме взаимоотношений Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
348
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Евреи Восточной Европы / Германия / массовое эмиграционное движение / законодательные акты / периодическая печать / «вопрос о восточных евреях» / Комитет восточноевропейских евреев. / Jews of Eastern Europe / Germany / mass emigre movement / legal acts / periodicals / «eastern Jews issue» / Eastern Jews Committee.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Вальдемар Шмидт

В статье автор обращается к доступным ему материалам, позволяющим рассматривать вопросы, связанные с эмиграционным (переселенческим) движением евреев из Восточной Европы, в контексте германских политических и социально-экономических процессов. Хронологически статья сфокусирована на событиях и планах политических кругов Германии в период с 80-х гг. XIX в. до конца 20-х гг. XX столетия. В статье использованы материалы немецкой периодической печати, а также публикации из еврейских газет по данной тематике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

JEWS OF EASTERN EUROPE AND GERMANY: REVISITING RELATIONSHIPS

The article turns to the available papers providing to study the issue of emigre (refugee) movement of Jews from Eastern Europe considering German political, social and economical processes. Chronologically, the paper is focused on the events and plans of the German political elite from the 1880s to the late 1920s. The paper covers German periodicals and relevant articles in Jewish newspapers.

Текст научной работы на тему «Евреи Восточной Европы и Германия: к проблеме взаимоотношений»

УДК 94(430):323.12(=411.16)

ББК 63.3(4Гем=Евр)

Ш73

Р01: 10.24411/2409-1413-2019-10031

Вальдемар Шмидт

ЕВРЕИ ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ И ГЕРМАНИЯ: К ПРОБЛЕМЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ

АННОТАЦИЯ

В статье автор обращается к доступным ему материалам, позволяющим рассматривать вопросы, связанные с эмиграционным (переселенческим) движением евреев из Восточной Европы, в контексте германских политических и социально-экономических процессов. Хронологически статья сфокусирована на событиях и планах политических кругов Германии в период с 80-х гг. XIX в. до конца 20-х гг. XX столетия. В статье использованы материалы немецкой периодической печати, а также публикации из еврейских газет по данной тематике.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Евреи Восточной Европы; Германия; массовое эмиграционное движение; законодательные акты; периодическая печать; «вопрос о восточных евреях»; Комитет восточноевропейских евреев.

НИ ОДНО ГОСУДАРСТВО на европейском континенте не играло такой значительной и судьбоносной роли в истории евреев, как Германия. По крайней мере, в Новое и Новейшее время. Географическое положение страны в середине Европы явилось своего рода мостом между Востоком и Западом, имевшим особое значение для еврейского эмиграционного движения из стран Восточной Европы. История эмиграции евреев из Восточной Европы через Германию, вопросы отношения Германии к этому процессу нуждаются в дальнейшем исследовании.

Данная статья представляет собой попытку проанализировать некоторые аспекты политики Германии в отношении эмиграционного движения еврейского народа из стран Восточной Европы. Понятие «восточноевропейские евреи» возникло в немецкоязычных государствах в начале XX в. В начале 80-х гг. XIX в., то есть к началу массовой эмиграции евреев из стран Восточной Европы, в Европе за пределами Германии проживало примерно 5 621 ООО

1 Hödl S. „Ostjuden" Geschichte und Mythos. Wien, 2017. S. 2.

2 Bertram R. Die Ostjuden in Deutschland. Berlin, 1921. S. 3.

3 Kahn B. Die Auswandererfürsorge des Hilfsvereines der deutschen Juden in der Vorkriegszeit. Berlin, 1926.S.56.

евреев. Так, в России насчитывалось 3 980 000 чел., в восточных областях Австро-Венгерской монархии 1 441 000 (в Галиции и Буковине 754 000, в Вен- ш грии 687 000), а также в Румынии около 100 000 чел. В остальных европейских ° странах еврейское население было несравнимо меньшим по численности. о

Любые существенные политические и социальные изменения в этих

странах содержали в себе риски и возможные опасности для проживания со на их территории евреев. Страх преследований, погромов, ограничений прав способствовал развитию эмиграции еврейского населения из этих

стран к границам Германии. Однако большинство восточноевропейских °

эмигрантов-евреев не рассматривали Германию как государство их оседа- зс

ния; они считали ее транзитной страной, где можно было остановиться на Ц

определенное время и продолжить подготовку для дальнейшей эмиграции <

в Америку. В целом для 40% эмигрантов-евреев именно Германия являлась ш

транзитной страной на пути их дальнейшей миграции1. ^

С другой стороны, переселение евреев из Восточной Европы в германские города рассматривалось в официальных кругах рейха сквозь призму опасе- ш ний за дальнейшее развитие страны2. Германия (прежде всего Пруссия) вследствие своего географического положения образовывала «шлюз» для потока ев- ^

о

рейской эмиграции. Поэтому до начала Первой мировой войны Пруссия была Ь

о

местом транзита и иммиграции для многих евреев-мигрантов. ш

Законодательство Пруссии, регулировавшее пребывание иностранцев, £

со

было весьма жестким, особенно по отношению к российским евреям и их ш

соплеменникам из Галиции. Так, для мигрантов практически отсутство- .......

вала возможность свободного передвижения. Однако служащие проявляли к лицам еврейской национальности, выходцам из Восточной Европы, кар- 3 динальное послабление в том случае, если у них имелись проездные документы для дальнейшего следования на Запад и определенная сумма денег на всех членов семьи. Эти моменты оговаривались в законах министерства внутренних дел Пруссии от 20.09.1904 и 26.02.1906 гг. В законодательной базе были закреплены следующие условия: «Переселенцы, которые имеют билеты немецких пароходных компаний, а также 400 марок на каждого взрослого и 100 марок на каждого ребенка и паспорт, без препятствий могут пересекать в каждом пункте немецкую границу и свободно пребывать на территории Германии, где они желают. Для лиц из контингента переселенцев, которые не отвечают этим требованиям, переселение в Германию должно быть ограничено»3.

В дальнейших распоряжениях прусского министерства внутренних дел, в частности, от 13.12.1910 г., говорилось об ужесточении правил переселения через границы Пруссии. В связи с этим законом были организованы кон-

s

трольные пункты на границе: в Тильзите, Инстербурге, Иллово, Позене и ш Острово. Помимо этого, на основании распоряжения министерства внутрен-° них дел Пруссии для переселенцев-евреев из Восточной Европы были созда-о ны также регистрационные пункты: в Ратиборе, Лейпциге, Бингербрюке4.

Однако не только в Германии возникали трудности в процессе эмигра-cg ции евреев, но и в ряде тех стран, куда шло переселение: в Дании, Арген-■2 тине, Канаде также были приняты законы, ограничивающие приток эмигрантов из Восточной Европы. ° Еще в 1905 г. прусское министерство внутренних дел в связи с увеличе-

зс нием переселенческого потока евреев дало право «Hilfsverein der Deutschen ü Juden» посещать контрольные и регистрационные пункты членам этого < союза для оказания определенной помощи переселенцам. Эта организация ш работала в тесном контакте по вопросам обеспечения переселенцев с таки-s ми международными еврейскими организациями, как «Еврейская коло-

-Q „

^ ниальная ассоциация», которая к 1914 г. в Российской империи имела 450 m информационных бюро, рассчитанных на поддержку переселенцев. Также ■s этот союз имел тесные контакты с «Еврейской территориальной организа-

х цией». «Hilfsverein der Deutschen Juden» и «Еврейская территориальная ор-

о

Ь ганизация» организовали совместный комитет на российско-германской о

ш границе для оказания помощи переселенцам. Несмотря на определенные

s

законодательные ограничения для переселения евреев из Восточной Европы, в период с 1880 по 1914 г. 2 725 000 евреев покинули Европу и смогли переселиться в другие страны5. Большая часть эмиграции восточноевропейских евреев шла через немецкие портовые города. С помощью «Hilfsverein 3 der deutsche Juden», созданного в 1901 г., в период с 1903 по 1914 г. около

40 000-50 000 переселенцев ежегодно покидали Германию. Интересно сравнить порядок цифр по транзиту и оседанию в Германии.

Так, в 1900 г. общая численность эмигрировавших в рейх евреев составила

41 133 человека. В статистических данных за 1905 г. указано, что в Пруссии проживало 38 844 человек, в Саксонии 10 360, в Гессене 1787 лиц еврейской национальности, эмигрировавших из Восточной Европы6.

Всплеск эмиграции в 80-e гг. XIX в. из России связан с политической атмосферой после убийства в 1881 г. императора Александра II, в которой антиреволюционное «подмораживание» в политике нового правительства Александра III сопровождалось законодательными ограничениями и «инициативами на местах», существенно ограничивавшими жизненные условия еврейского населения и возможность его проживания в определенных частях империи. Убийство Александра II положило конец либеральным

4 Kahn B. Die Auswandererfürsorge des Hilfsvereines der deutschen Juden in der Vorkriegszeit. Berlin, 1926. S. 82.

5 Kaplun-Kogan W. Die jüdischen Wanderbewegungen in der neusten Zeit (1880-1914). Bonn, 1919. S. 45.

6 Die Einwanderung der Ostjuden. Eine Gefahr oder ein sozialpolitisches Problem. Berlin, 1926. S. 6.

Haumann H. Geschichte der Ostjuden. München, 1990. S. 83.

тенденциям и открыло новые возможности для антисемитских действии.

ш

С воцарением Александра III организаторы погромов пустили слухи, что ш царь разрешает «бить жидов» из мести за убийство отца «еврейскими ре- ° волюционерами». Проводником этой идеи был также министр внутренних §

дел Российской империи граф Н.П. Игнатьев, целью деятельности которого I

<

было стремление закрепиться в при новом правлении путем рьяного упразд- ш

нения либеральных реформ Александра II. В 1881 г. был устроен погром в 2

Варшаве, в целях которого просматривалось намерение привлечь симпатии ¡б

о

к русским властям хотя бы некоторой части поляков, выставив последних [Зь при этом антагонистами евреев. Пресса Российской империи подробно сооб- ^

щала о погромах, а также о помощи и денежных акциях для пострадавших. 1

<

С 1882 г. в России начинается новый период ограничения прав евреев. ^

Это проявилось прежде всего в препонах для евреев на пути получения ^

образования, а также во введении т.н. «Временных правил о евреях». з

Перед тем как уйти в отставку, граф Игнатьев подготовил ряд репрес- £

сивных антиеврейских декретов, основанных на предложениях губернских ш

комиссий. Они были изданы в форме «Временных правил» и опубликованы °

3.05.1882 г. По этим «правилам» евреям Российской империи было запреще- ¡Е

но вновь селиться в деревнях, даже в пределах «черты оседлости»; приобре- §

тать недвижимое имущество вне городов и арендовать земельные угодья; ш

о_

открывать торговые заведения по воскресным дням и христианским празд- й

никам. Несмотря на то, что многие изначальные предложения были торпе- ............

дированы как Благодаря сопротивлению еврейской экономической элиты | и многих министров, включая председателя Комитета министров графа д М.Х. Рейтерна многие пункты проекта Игнатьева были отвергнуты. Был достигнут определённый компромисс: угроза массового выселения евреев устранялась, но им было запрещено вновь водворяться в сельской местности черты оседлости, приобретать там недвижимость и вступать во владение имуществом. Таким образом, огромный ущерб эти ограничения наносили и по узкой прослойке еврейской элиты, то есть еврейским капиталистам. Эти «правила» причинили огромный экономический ущерб евреям.

Но хуже было то, что эти новеллы, отражавшие антисемитскую политику правительства, оказали негативное влияние на поведение местных властей. Отношение правящих кругов к массам российского еврейства выразилось в характерном заявлении Игнатьева, что-де западные границы открыты для евреев. По этим законам еврейское население также лишалось избирательных прав в управленческие органы. Позже были приняты законодательные акты, согласно которым российские евреи были вынуждены вернуться в определенные переселенческие районы7.

Как отмечал государственный секретарь Перетц: «...евреям остает-ш ся только одно: выселиться из России»8. На динамику переселения евреев ° из Восточной Европы оказали влияние также вспышки антисемитизма. о В частности, в Российской империи это проявилось в выселении евреев из Москвы и Московской области в 1891 г., в Кишиневском погроме 1903 г., ев-

<t

<2 рейских погромах периода Революции 1905-1907 гг., разрушивших надежду ^ на изменение правового статуса евреев в Российской империи.

ш т.

с; В результате политики царского правительства и принятых законов

£ в отношении еврейского населения усилился эмиграционный поток пе-i=

зс реселенцев, в основном стремившихся выехать в США. Хотелось бы отме-Ц тить, что в общем потоке еврейского переселенческого движения из стран < Восточной Европы в Америку с 1881 по 1914 г. выходцы из России занимали ш первое место, составляя 71,6 %. Еврейская эмиграция в США в названный s период являлась самой многочисленной.

i= Переселение из Восточной Европы шло в основном через Гамбург;

m в цифрах это выглядело следующим образом: в 1880 — 8000 в Америку, >s в 1882 — 31 000, в 1887 — 62 000, в 1892 — 136 000 чел.9 Тысячи еврейских эмигрантов прибывших в Гамбург, были направлены в город Веддель, где ^ был организован переселенческий лагерь, считавшийся закрытым учреж-§ дением. Приток еврейских эмигрантов из Восточной Европы в Гамбург £ был связан также с принятием антиеврейских законов в Румынии и позд-ш нее в Польше.

Сборным пунктом для переселения и эмиграции евреев из Восточной g Европы стал город Броды в Галиции (Австро-Венгрия), откуда отправля-3 лись транспорты по железной дороге в Гамбург. Город Броды в Галиции в § XVIII веке был окружным центром и являлся крупным поселением, сы-g гравшем важную роль в развитии культурной и экономической жизни J евреев. В 1815 г. в Бродах еврейской общиной была организована школа с преподаванием на немецком языке, которая в 1851 г. стала государственной школой. В XIX веке в Бродах проживало примерно 25 000 евреев, что составляло около 70% их численности от общего количества населения10.

12 мая 1882 г. в Бродах собралось 900 еврейских беженцев из Российской империи. Позже в Бродах насчитывалось до 10 000 беженцев. 28 мая в Броды прибыл граф Потоцкий в сопровождении представителей Лембергского (ныне г. Львов) еврейского комитета помощи и представителей венского бюро «Alliance Israeliten». Главной целью руководства администрации Галиции во главе с графом Потоцким, а также еврейских организаций, была

8 Перетц Е. А. Дневник (1880-1883). М.-Л., 1927. С. 131.

9 Kaplun-Kogan W. S. 20.

10 Coral-Steinheim A. Ostjuden auf Wanderschaft. Hamburg, 1989. S. 74.

помощь в скорейшем передвижении беженского потока по железной дороге до Гамбурга, а отуда — морским путем в США11. ш

Первый транспорт с беженцами был отправлен в Гамбург 26 сентября ° 1881 г. в количестве 132 человек, которые были доставлены в специализиро- о ванный лагерь, находящийся в местечке Веддель, неподалеку от Гамбурга. До конца года в этот порт было доставлено 1670 еврейских беженцев из Российской империи. 15 апреля 1882 г. вновь был организован транспорт беженцев, целью которых был Гамбург. До конца мая 2552 еврейских беженца прибыли из Брод в Гамбург, тогда как еще около 14 000 человек ожидали ° дальнейшей судьбы в Бродах12.

1903-1905 гг. были тяжелым периодом в истории евреев Восточной Европы, особенно для российских евреев, сталкивавшихся с административ- < ным произволом и насилием. В 1905 г. в 650 крупных городах Российской ш империи прошли погромы, в результате были убиты тысячи евреев. s

Об эмиграционном потоке евреев из Восточной Европы писали также i= газеты Германии. Так, газета «Israelitisches Familienblatt» опубликовала m

ш

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

материал о прибытии в Гамбург детей-сирот, чтобы привлечь внимание >s общественности. Газета писала: «Контингент детей прибыл из Белостока, Екатеринослава, Кишинева, где прошли погромы. Общее количество детей 110, но ^ из этого числа, как сообщал «Israelitisches Familienblatt», 33 будут отправлены в tin Америку, 17 в Англию, 3 в Италию, 9 в Австрию и 4 в Аргентину»13. Об этом также сообщала газета «Frankfurter Zeitung»14.

Эмиграционная тематика была в повестке дня и других германских ............

газет. Так, «National-Zeitung» 28 марта 1906 г. опубликовала статью, в кото- g рой отмечалось, что в результате неустойчивости политических и эконо- з мических отношений в России и Румынии в последние годы развилось ев- g рейское переселение. Далее газета писала, что в год оно составляет 100 000 д человек. Особо в этой статье подчеркивалось, что целью переселенцев яв- J ляются США»15.

Эмиграционное движение евреев из Восточной Европы было трудным и полным лишений процессом. Еврейские общины Германии, а позже созданная для защиты переселенцев организация «Hilfsverein der deutschen Juden», оказывали всестороннюю помощь, призванную ускорить и облегчить этот процесс16. При этом переселенческая эпопея была встречена в немецком обществе неприязненно, что со временем лишь усиливало антисемитские на-

11 Haumann H. Auf dem Weg zu neuen Selbstverständnissen: Ostjuden im 19. Jahrhundert // Luftmenschen und rebellische Tochter. Zum Wandel ostjüdischer Lebenswelten in 19. Jahrhundert. Köln, 2003. S. 307-337.

12 Dziennik Polski. 31.05.1882.

13 Israelitisches Familienblatt. 9.08.1906.

14 Frankfurter Zeitung. 2.08.1906.

15 National-Zeitung. 28.03.1906.

16 Adler-Rudel S. Ostjuden in Deutschland (1880-1940). Tübingen, 1959. S. 6.

о

m

Q_

m

ш о а. 1=

i

строения.Со стороны антисемитов проводились мероприятия,направленные ш на принятие жестких мер против еврейского переселения. Эта активность g оказала воздействие на политику немецкого правительства и способствовала g принятию мер по выселению из Второго рейха восточноевропейских евреев,

1 практически лишенных возможности получения германского подданства.

<

[2 Согласно статистическим данным переписей населения 1900 и 1910 гг.

■2 на основе религиозной и гражданской принадлежности видно, какое коли-

ш

чество евреев из Восточной Европы по отношению к иностранцам проживало в эти периоды в Германии. В 1900 г. в Германии имело место жительства 823 000 иностранцев, от этого числа 41 000 (5%) составляли евреи-переселенцы. К 1910 г. в Германии возросло число проживающих иностранцев до

2 1 259 000 чел., из этого числа евреи-переселенцы составляли 79 000 (6,3%)17.

CL

l В быту и общественной жизни евреи-переселенцы из Восточной Европы имели мало контактов с евреями, имевшими кайзеровское подданство. о Главным вопросом во взаимоотношениях между ними был вопрос о рав-ш ноправии иностранных членов еврейских общин; именно эти разногласия о привели в 1912-1914 гг. в некоторых немецких городах, где имелись крупные g еврейские общины (Бохум, Кельн, Лейпциг, Хемниц), к острым столкновением ям. Во многих еврейских общинах Германии переселенцы составили значи-

CQ

s тельную долю, а в Лейпциге и Хемнице — большинство18. Среди германских

m евреев возник союз под руководством берлинского адвоката Макса Наумана,

........................выступавший за ассимиляцию. Эта организация и ее последователи резко

ь выступали против эмигрантов, тем самым способствовали развитию анти-

J семитских воззрений и враждебности по отношению к евреям — выходцам

ца из Восточной Европы. Об их отношении к переселенцам можно судить по

! статье Наумана, в которой он писал: «Евреи из Восточной Европы являются чу-

¡3 жими для немецких евреев. Они чужды нам по чувствам, телу и мыслям»19. са

В противоположность деятельности союза ассимилянтов, возглавляемого Науманом, с 1901 г. начал издаваться основанный Лео Винцем журнал «Ost und West». Цель нового издания заключалась не только в том, чтобы разъяснять положение эмигрантов в Германии: журнал активно критиковал политику немецких евреев в отношении эмигрантов, вел просветительскую работу относительно социально-экономического и политического положения, культурной жизни евреев Восточной Европы.

Массовая эмиграция в самом начале XX века и после Первой мировой войны привела к тому, что в Западной и Центральной Европе образовался значительный слой еврейского населения, по-прежнему приверженного еврейской культуре и традициям, с одной стороны, и в значительной мере

17 Adler-Rudel S. S. 22.

18 Schacht F. Die „Fremdenfrage" // Ost und West. № 1, Januar 1914.

19 Adler-Rudel S. S. 30.

Евреи в Польше

Победоносные армии союзнических государств Германии и Австро-Венгрии с божьей помощью вошли в Польшу. Война, которую мы сейчас ведем, — это не есть война против населения, но это только борьба против русской тирании. Российский деспотизм под сильными ударами наших славных войск развалился. Евреи в Польше! Мы пришли как друзья и освободители для вас. Наше знамя принесет вам право и свободу: полные гражданские права, действительную свободу исповедания и равноправие во всех хозяйственных и культурных областях. Мы пришли как освободители. Тирания уничтожена, начинается новая эпоха для Польши, с помощью наших сил мы требуем изменения для всего польского населения. На основе законов мы гарантируем полное равноправие евреям на примере Западной Европы21.

Не только в высшем военном командовании, но также в широких кругах еврейской общественности Германии этот призыв нашел отклик. По инициативе Макса Боденхаймера и приват-доцента Берлинского университета Франца Оппенхаймера в конце августа 1914 г. в Берлине был создан «Немецкий комитет освобождения русских евреев». Однако в комитете были представлены не все еврейские общины Германии, поэтому было

20 Эпштейн А. Д. Европейское еврейство в XX — начале XXI веков: исчезающие этнокультурные общности. Исследования по прикладной и неотложной этнологии. № 245. М., 2015. C. 23-25.

21 Bertram R. S. 4-5.

симпатизирующего сионистскому движению, выступавшему за возрожде- ^

ние еврейской национальной государственности на территории Палестины. ш

Состав еврейских эмигрантов из Восточной Европы был крайне неодно- ^

роден. В основном они сохраняли традиционный образ жизни еврейских °

местечек в Восточной Европе, основная масса эмигрантов использовала 1

при общении язык идиш, на котором говорили более 80% евреев, эмигри- [2

ровавших в Германию в 1920-е — нач. 1930-х гг.20 2

ш

Начало Первой мировой войны явилось огромной трагедией и для милли- ¡2

о

онного еврейского населения Восточной Европы, стало прологом репрессий,

вынужденных и принудительных переселений, погромов и гражданских ^

сс

войн. Около 90 000 восточноевропейских евреев, приживавших в Германии к августу 1914 г., были разделены на две группы: 1) подданные Австро-Венгрии, годные к военной службе, призывались в германскую армию; 2) рос- ^ сийские евреи были отнесены к враждебному элементу и интернированы ^ в специальные лагеря. Интересно, что негативное отношение к переселен- о цам из России использовалось для получения симпатии со стороны евре- ш ев, проживавших на территории Польши, в адрес кайзеровской Германии. о Центральное командование объединенных армий Германии и Австрии при 5

вступлении на польские земли в сентябре 1914 г. опубликовало на идиш и о

т

иврите призыв к еврейскому населению. Там говорилось следующее: ^

ш

с

CL

m

s 3

принято решение расширения и реорганизации этой организации до

ш конца 1914 г. Результатом этого явилось образование «Комитета Востока» в

° Берлине, с аналогичными организациями в крупных германских городах.

о Свою деятельность новая организация начала с января 1915 г.

Русские военные власти, осведомленные об издании призыва к евреям

<1

<2 немецким и австрийским командованием, незамедлительно приступили

^ к проведению принудительной эвакуации еврейского населения из запад-

Ц ных областей, граничащих с Германией. Крупные акции военной админи-

£ страции по переселению еврейского населения из прифронтовых районов

зс были проведены в 1915 г. в Курляндии и в Ковенской губернии22.

§ Мировая война обострила национальные проблемы и противоречия в

< Российской империи. Среди военных чинов и представителей различных

ш сословий проявились стереотипы и негативные представления в отноше-

^ нии еврейского населения империи. На оккупированной территории Во-

Е= сточной Галиции и Буковины российской властью было создано временное

т военное генерал-губернаторство Галиция во главе с графом Бобринским.

ш

Вступление российских войск на эту территорию сопровождалось погромами и грабежами, а также убийствами еврейского гражданского населе-

¡5 ния, уничтожением синагог и молитвенных домов.

§ По распоряжению главнокомандующего Юго-Западным фронтом

s

М.Ю. Иванова были разработаны нормативные акты, запрещавшие еврейскому населению оккупированных территорий свободу передвижения и выезд из Галиции. Во время оккупации были закрыты все национальные еврейские учреждения; тысячи представителей еврейского народа были 3 выселены во внутренние губернии Российской империи.

В январе 1915 г. начались первые депортации евреев из прифронтовых районов: насильственному выселению подлежало все еврейское население, которое проживало в районах боевых действий. В отношении еврейского населения Галиции и Буковины впервые в ХХ веке были применены принципы конфессиональной принадлежности. В кратчайшие сроки было переселено около 400 000 евреев из этих областей во внутренние губернии России23.

Призыв немецкого командования к евреям оккупированной Польши, который вызвал в России волну подозрений и неприязни, был на самом деле шагом сугубо пропагандистским. На самом деле никто в Берлине и на оккупированных территориях не собирался выполнять обещаний, провозглашенных в призыве. Наоборот: там, где находилась германская армия, еврейское население первое от этой армии и страдало. Немецкая оккупа-

22 Traub M. Moderne jüdische Wanderungsbewegungen (1915-1923) // Zeitschrift für Demographie und Statistik der Juden. 1. Jahrgang. Heft 5/6 (1924). S. 116.

23 Brutzrus B. Die sozial-ökonomische Lage der Juden in Russland von 1905 bis jetzt // Zeitschrift für Demographie und Statistik der Juden. 1. Jahrgang. Heft 1 (1924). S. 9.

ция восточных областей со значительным числом еврейского населения, подававшаяся как «освобождение от русского ига», на деле означала насаждение «немецкого порядка», сопровождавшегося при этом эксцессами

в отношении евреев и их имущества. о

На занятых Германией территориях действовало множество распоряжений и штрафов, различных ограничений для евреев. Все это приводи- со ло к большим потерям в торговле и на производстве. Число безработных ^ в городах оккупированной Польши с каждым днем возрастало. Бедность, Ц

нищета и голод были первыми последствиями немецкой оккупационной °

с

политики для евреев. :с

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В условиях Мировой войны в Германии нарастала нужда в рабочих ру- §

ках — как в сельском хозяйстве, так и на крупных предприятиях. Нехват- <

ка рабочей силы заставила немецких промышленников обратиться к идее ш

о привлечении трудоспособного населения с оккупированных территорий, ^

3

3

о

о

о

т о

S

в частности, из Польши. В первые годы войны на территорию Германии с= было направлено от 10 000 до 15 000 еврейских рабочих из Восточной Европы. Приток рабочей силы из числа еврейского населения Восточной Европы рассматривался в кругах антисемитов как начало новой массовой эмиграции в Германию. Поэтому они призывали от избавления Германии ь от этой опасности с Востока и требовали от правительства принятия закона § о запрете переселения евреев из Восточной Европы в Германию. Другие £ представители этого лагеря стояли за то, чтобы остаться на принципах, ш

высказанных в призыве, изданном в начале войны, что в конечном итоге ............

тоже должно было вести к ограничению въезда еврейского населения. Так, например, один из приверженцев этой позиции Пафнутиус писал: «Наше й главное армейское и союзническое командование обещали еврейским массам на Востоке свободы и равноправие, и они обязательно это обещание исполнят после победоносного завершения войны»24. Во время войны рост антисемитизма в Германии способствовал тому, что правительство страны было вынуждено издать указ от 21 апреля 1918 г. о закрытии границ для ограничения приезда рабочих из числа евреев Восточной Европы.

После окончания Первой мировой войны и возвращения немецких войск из восточных областей в Германию произошли еврейские погромы в Польше, позже на Украине в период революции и Гражданской войны, в результате чего многие евреи бежали на Запад. Массовое переселение евреев из Восточной Европы представляло для Германии определенную угрозу, так как страна в послевоенный период находилась в экономической разрухе, и поэтому не могла предоставить возможности для размещения переселенцев. Между 1917 и 1922 гг. более 80 000 евреев из Восточной Европы переселились в Германию. К 1922 г. количество переселенцев достигло

Paphnutius. Die Judenfrage nach dem Krieg // Die Grenzboten. № 39, September 1915. S. 402.

24

108 000 человек, что составляло 20% еврейского населения в Германии25. ш Возникшие после окончания Первой мировой войны государства (Польша, ° Латвия, Литва) не имели возможности принять поток возвращающихся рао бочих из Германии. При этом США ужесточили требования к эмигрантам согласно законам 1922 и 1924 гг.

< ч

<2 После окончания Первой мировой войны в Германии, находящейся

^ в сложнейшей экономической и политической ситуации, отмечался подъ-

Ц ем антисемитизма. Примером яркого враждебного отношения к евреям

£ служит речь министра внутренних дел Пруссии в парламенте от 16 дека-i=

зс бря 1919 г., в которой он выступал против высылки евреев из Германии

Ц и при этом разъяснял, что он не готов отправлять обратно евреев в Россию

< и Польшу. Однако он требовал высылки восточноевропейских евреев из ш крупных городов и создания концентрационных лагерей для нежелатель-s ных иностранцев.

i= Это выступление министра внутренних дел Пруссии оказало большое

m влияние на общественное мнение Германии. Уже в марте 1920 г. произошли

ш

>s массовые аресты восточноевропейских евреев в Берлине. 16 марта 1920 г.

генерал фон Сект в меморандуме прусскому правительству требовал вы-k селения всех находившихся в Берлине евреев — эмигрантов из Восточной § Европы. 27 марта 1920 года на основе его приказа в северном районе Берлина было арестовано 250 еврейских эмигрантов, а также тех, кто был рожден в Германии. Все взятые под арест были отправлены в специальный лагерь. ............ 3 апреля 1920 г. баварское правительство предприняло попытку выселить

g около 5000 человек, проживавших в этой земле с 1914 г. Подобные меро-s

3 приятия планировались и проводились также в других германских землях, § в частности, в Верхней Силезии.

g 23 января 1921 г. прусское министерство внутренних дел в местном пар-

J ламенте заявило, что в законе от 17 ноября 1920 г. оговаривался момент об отправке нежелательного элемента в концентрационные лагеря. 26 февраля 1921 г. этот закон, ухудшавший положение восточноевропейских евреев, вступил в силу.

О положении интернированных евреев в лагере Старгард издание «Die Jüdische Arbeiterstimme» 1 июня 1921 г. сообщало следующее: «В провинции Саксония без основания были арестованы еврейские рабочие из Восточной Европы. Они были интернированы в лагерь Старгард. В лагере Старгард в одном из бараков произошел пожар. Двери в бараке были закрыты, и заключенные хотели выпрыгнуть из окна. Охранники угрожали им тем, что их расстреляют. В результате этого многие заключенные получили ожоги»»26. Это сообщение было опубликовано во многих газетах и вызвало большой резонанс. Депутат от социал-демократов

CL

m

25 Барнави Э. Евреи и XX век: аналитический словарь. М., 2004. C. 320.

26 Die Jüdische Arbeiterstimme. 1.06.1921, № 6. S. 35.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Adler-Rudel S. Ostjuden in Deutschland (1880-1940). Tübingen, 1959.

2. Bertram R. Die Ostjuden in Deutschland. Berlin, 1921.

3. Brutzrus B. Die sozial-ökonomische Lage der Juden in Russland von 1905 bis jetzt // Zeitschrift für Demographie und Statistik der Juden. 1. Jahrgang. Heft 1 (1924).

27 Wurm M. Kulturschande // Die Jüdische Arbeiterstimme. № 8/9. 5.07.1921. S. 102.

28 Denkschrift des Deutschen Reichstag. 1922. № 8. S. 8.

Матильда Вурм незамедлительно отправилась в лагерь для интернированных, чтобы убедиться в правдивости и достоверности опубликованного ма- ш териала. Свои впечатления она опубликовала в «Jüdische Arbeiterstimme»27. ° Следующим шагом в деле защиты еврейских рабочих — выходцев о из Восточной Европы явилась попытка депутатов прусского парламента

<

Хайльмана и Кона 15 июля 1922 г. провести дискуссию по этому вопросу

в парламенте. Министр внутренних дел Пруссии по итогам этой дискуссии ^

сообщил, что им были изданы новые распоряжения, которые направлены Ц

на ограничение интернирования и ликвидацию недостатков в специаль- °

ных лагерях. Под давлением социал-демократов министр внутренних дел з:

Пруссии был вынужден 14 февраля 1923 г. отдать распоряжение о прекра- §

ш

щении интернирования и выселения иностранцев. <

Спорным вопросом в период Веймарской республики, который получил ш

резонанс в общественном мнении Германии во взаимосвязи с проблемой s

з

евреев из Восточной Европы и вызвал разногласия в прусском парламенте с= и рейхстаге, был вопрос о численности иностранцев, проживавших в Германии. Ухудшение социально-экономической ситуации и пылкие дебаты в парламенте побудили рейхсминистра внутренних дел Костера направить 30 марта 1922 г. в рейхстаг документ по данному вопросу. В главе IV Ь «О ев- ь реях Восточной Европы» говорится следующее: §

«Также число переселенцев евреев из Восточной Европы невозможно точно £ установить, так как отсутствуют определенные документы, которые могли ш

бы помочь в установлении религиозной принадлежности. Поиски, регистрация ............

количества восточноевропейских евреев посредством опроса об их наличии в не мецких городах не дали желаемых результатов. Поэтому можно говорить только й приблизительно о численности переселенцев — евреев из Восточной Европы»»28.

В период с 1921 по 1925 г. вопрос о евреях — эмигрантах из Восточной Европы поднимался не только на заседаниях прусского парламента, но также и в рейхстаге и являлся одним из важных пунктов повестки дня во внутриполитической жизни Германии.

о

о

Т

о

S

4. Coral-Steinheim A. Ostjuden auf Wanderschaft. Hamburg, 1989. ш 5. Denkschrift des Deutschen Reichstag. 1922. № 8.

° 6. Die Einwanderung der Ostjuden. Eine Gefahr oder ein sozialpolitisches

о Problem. Berlin, 1926.

0 '

| 7. Die Jüdische Arbeiterstimme. 1.06.1921, № 6.

<3 8. Dziennik Polski. 31.05.1882.

CQ

ш 9. Frankfurter Zeitung. 2.08.1906.

^ 10. Goldschmidt A. Zur Geschichte des Hilfsvereins der Deutschen Juden //

ш

g Zeitschrift für Demographie und Statistik der Juden. 4. Jahrgang. Heft 5-6 (1927). ^ 11. Haumann H. Auf dem Weg zu neuen Selbstverständnissen: Ostjuden

S| im 19. Jahrhundert // Luftmenschen und rebellische Tochter. Zum Wandel < ostjüdischer Lebenswelten in 19. Jahrhundert. Köln, 2003. ft 12. Haumann H. Geschichte der Ostjuden. München, 1990.

s 13. Hödl S. „Ostjuden" Geschichte und Mythos. Wien, 2017.

с 14. Israelitisches Familienblatt. 9.08.1906.

15. Kahn B. Die Auswandererfürsorge des Hilfsvereines der deutschen Juden in der Vorkriegszeit. Berlin, 1926. p 16. Kaplun-Kogan W. Die jüdischen Wanderbewegungen in der neusten Zeit

g (1880-1914). Bonn, 1919. § 17. National-Zeitung. 28.03.1906.

ш 18. Paphnutius. Die Judenfrage nach dem Krieg // Die Grenzboten. № 39,

ES September 1915.

........................19. Schacht F. Die „Fremdenfrage" // Ost und West. № 1, Januar 1914.

| 20. Traub M. Moderne jüdische Wanderungsbewegungen (1915-1923) //

J Zeitschrift für Demographie und Statistik der Juden. 1. Jahrgang. Heft 5/6 (1924). g- 21. Wurm M. Kulturschande // Die Jüdische Arbeiterstimme. № 8/9. 5.07.1921.

S 22. Барнави Э. Евреи и XX век: аналитический словарь. М., 2004.

1 23. Перетц Е.А. Дневник (1880-1883). М.-Л., 1927.

24. Эпштейн А.Д. Европейское еврейство в XX — начале XXI веков: исчезающие этнокультурные общности. Исследования по прикладной и неотложной этнологии. № 245. М., 2015.

LIST OF SURSE AND LITERATURE

1. Adler-Rudel, S. (1959), Ostjuden in Deutschland (1880-1940), Tübingen.

2. Bertram, R. (1921), Die Ostjuden in Deutschland, Berlin.

3. Brutzrus, B. (1924), "Die sozial-ökonomische Lage der Juden in Russland von 1905 bis jetzt", Zeitschrift für Demographie und Statistik der Juden, 1. Jahrgang, Heft 1.

4. Coral-Steinheim, A. (1989), Ostjuden auf Wanderschaft, Hamburg.

5. Denkschrift des Deutschen Reichstag, (1922), № 8.

6. Die Einwanderung der Ostjuden. Eine Gefahr oder ein sozialpolitisches Problem (1926), Berlin.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Die Jüdische Arbeiterstimme, (1921), 1 juin, № 6.

8. Dziennik Polski, (1882), 31 may. |

9. Frankfurter Zeitung, (1906), 2 Aut. °

10. Goldschmidt, A. (1927), "Zur Geschichte des Hilfsvereins der Deutschen o Juden", Zeitschrift für Demographie und Statistik der Juden, 4. Jahrgang, Heft 5-6.

11. Haumann H. (2003), "Auf dem Weg zu neuen Selbstverständnissen: Ostjuden im 19. Jahrhundert", Luftmenschen und rebellische Tochter. Zum Wandel ostjüdischer Lebenswelten in 19. Jahrhundert, Köln.

12. Haumann, H. (1990), Geschichte der Ostjuden, München.

13. Hödl, S. (2017), „Ostjuden" Geschichte und Mythos, Wien.

14. Israelitisches Familienblatt, 9.08.1906.

15. Kahn, B. (1926) Die Auswandererfürsorge des Hilfsvereines der deutschen Juden < in der Vorkriegszeit, Berlin. EL

16. Kaplun-Kogan, W. (1919), Die jüdischen Wanderbewegungen in der neusten Zeit s (1880-1914), Bonn. C

17. National-Zeitung, 28.03.1906. m

LU

18. Paphnutius (1915), "Die Judenfrage nach dem Krieg", Die Grenzboten, >s № 39, September. ^

19. Schacht, F. (1914), "Die „Fremdenfrage"", Ost und West, № 1, Januar. ^

20. Traub, M. (1924), "Moderne jüdische Wanderungsbewegungen (1915- § 1923)", Zeitschrift für Demographie und Statistik der Juden, 1. Jahrgang. Heft 5/6. £

21. Wurm, M. (1921), "Kulturschande", Die Jüdische Arbeiterstimme, № 8/9. 5.07. ä

22. Barnavi, E. (2004) Jews and the 20th century: an analytical dictionary [Evrei i ............

XX vek: analiticheskij slovar"j, Moscow.

23. Peretz, E. A. (1927), Diary (1880-1883) [Dnevnik (1880-1883)], Moscow- 3 Leningrad.

24. Epstein, A. D. (2015), "European Jewry in the 20th and early 21st centuries: disappearing ethnocultural commonalities", Research on applied and urgent ethnology. No. 245 ["Evropejskoe evrejstvo v XX — nachale XXI vekov: ischezayushchie etnokul'turnye obshchnosti", Issledovaniya po prikladnoj i neotlozhnoj etnologii. № 245.j. Moscow.

о

JZ

S

ВАЛЬДЕМАР ШМИДТ — магистр истории, г. Регенсбург (wolodjaschmidt@gmx.de). Германия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.