Научная статья на тему 'Еврейская колонизация Палестины и великие державы'

Еврейская колонизация Палестины и великие державы Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1942
293
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Восточный архив
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Еврейская колонизация Палестины и великие державы»

До начала XIX в. Палестина не являлась сферой интересов европейских держав, кроме присутствия Франции и России по защите святых мест. Однако ситуация стала меняться после военного похода Наполеона в Египет (1798-1801 гг.). Особый интерес к Палестине проявляла Англия, а позднее Австрия, Пруссия. Практически все европейские государства с 1838 г. имели консульские представительства в Палестине и добивались особенных прав для своих подданных, проживавших на территории Османской империи. Европейские державы привлекали в Палестине не природные богатства, так как эта территория была бедна природными ресурсами, и не расширение рынков сбыта. Прежде всего Палестина оказалась в центре внимания великих держав из-за своего исключительно выгодного геополитического положения. С другой стороны, важнейшее значение Палестина имела для европейских держав в их борьбе за раздел «наследства» Османской империи.

С середины XIX в. Палестина начинает постепенно выходить из экономического застоя. Её развитие начинается благодаря политическим интересам к этому региону великих держав, и в первую очередь Англии, во внешнеполитических планах которой имелись намерения расширить своё влияние на Аравийском полуострове и в Месопотамии. Одним из важных факторов, побудивших европейские державы обратить внимание на положение Палестины, явилась оккупация этой территории Египтом, а позднее проведение египетскими властями мероприятий по улучшению положения еврейского населения в этой провинции Османской империи. Это нашло отклик и симпатии со стороны европейских консулов, которые сообщали в своих донесениях о проведении этих мероприятий. Поэтому неслучайно в протестантских кругах Европы в это

время распространилась идея «о возвращении евреев в Палестину»1.

Возникновение проблемы с переселением евреев на территорию Палестины было связано с обострением «восточного вопроса» 1830-х - 1840-х годов. В XIX в. в Европе, и особенно в Англии, стали появляться работы и статьи в периодической печати, в которых публиковались призывы к воссозданию еврейского государства в Палестине. Появление некоторых публикаций, касающихся этого вопроса, диктовалось чисто политическими интересами Англии к данному региону, другие же были связаны с появлением в Великобритании в XIX в. духовного течения в протестантизме, приверженцы которого верили, что с возвращением евреев в Палестину исполнится библейское пророчество о втором пришествии Христа. Под влиянием этих публикаций в Англии было сформировано общественное мнение об исторической миссии Великобритании по вопросу возвращения евреев на их историческую родину. Подчёркивая идеологическую значимость создания еврейского государства в Палестине, следует отметить, что во многих периодических материалах формировался образ идеального еврейского государства, основанный на возвращении к земледельческому или иному физическому труду. В 1838 г. министр иностранных дел Англии лорд Палмерстон одобрил идею превращения Палестины в территорию, на которой под английским протекторатом можно было бы организовать еврейское государство. Причём своё мнение по данному вопросу Палмерстон обосновывал тем, что это не только способствовало бы возрождению еврейской нации, но и придало бы силу внешней политике Англии на Ближнем Востоке.

В марте 1838 г. вновь обострился турецко-египетский кризис. Для поддержки султана лорд Палмерстон заключил с Осман-

ской империей торговый договор, в одном из пунктов которого говорилось об учреждении английского консульства в Иерусалиме. Министр иностранных дел Англии давал инструкцию консулу в Иерусалиме, что «частью ваших обязанностей, как английского вице-консула в Иерусалиме, является оказание общей защиты евреям и по возможности сбор материала о положении еврейского населения в Палестине»2. В письме послу в Константинополе Палмерстон вновь упоминает об евреях: «Среди евреев, которые разбросаны по всей Европе, сильно распространились представления о ближайшей возможности возвращения этого народа в Палестину... Для султана это имеет важное значение, так как их богатство в областях, подвластных султану, будет способствовать его увеличению; и в случае получения от султана разрешения о переселении под его протекторатом и приглашении об их возвращении это будет способствовать прекращению борьбы Мухаммеда Али... Я прошу Ваше Превосходительство передать турецкому правительству, что среди евреев Европы имеется убеждение об их возвращении в Палестину»3. По мнению Палмерстона, евреи должны были получить незамедлительно возможность поселения на старой Родине. Это письмо министра иностранных дел Англии датировано 11 августа 1840 г. 17 августа 1840 г. в газете «Таймс» была опубликована статья о плане переселения еврейского народа в Палестину. Накануне Лондонской конференции 1840 г. по проблеме решения «восточного вопроса» в Англии было организовано широкое движение в пользу возрождении евреев.

Во времена египетского завоевания Палестины для евреев, живших на этой территории, было особенно важно, чтобы Палестина попала под влияние европейских держав, и в конечном итоге это способствовало бы переселению на её территорию европейских евреев. В связи с этим следовало бы упомянуть Моисея Монтефиоре, который совершил семь поездок в Палестину. Он заботился об улучшении жизненных условий местных евреев с помощью правовых мето-

дов. К тому же его секретарь Елезар Ха-Ле-ви, которого он оставил в Палестине, искал возможность собрать статистику о еврейском населении Палестины4.

Монтефиоре также был одним из инициаторов воссоздания еврейского государства. В 1838 г. он совершил поездку в Палестину, после чего едет в Египет, где просит о встречи с владетелем Египта Мухаммедом Али. При встрече с Мухаммедом Али он просит дать разрешение на покупку земли на территории Сирии и Палестины для создания еврейских поселений. В плане, предложенном Мухаммеду Али, Монтефиоре оговаривает пункт о создании в Галилее 200 переселенческих еврейских поселений. Для финансирования этого проекта им был создан банк с наличным капиталом один миллион фунтов. Мухаммед Али обещал найти свободные земли в Сирии и Палестине для организации этих поселений. Однако проект о возвращении евреев в Палестину в то время остался неосуществимым, так как не было значительного числа евреев, которые могли бы переселиться в Палестину. В 1840-е гг. Англии не удалось привлечь ни одного колониста. Идеологическое обоснование создания еврейского национального государства к этому времени начало лишь складываться.

В 1839 г. идеи о возвращении евреев на историческую родину впервые высказал раввин сефардской общины под Белградом Алкалай (1798-1878), который в своих выступлениях говорил о необходимости создания еврейской колонии в Святой земле как основы для подготовки национального освобождения еврейского народа. Алкалай выступал против ортодоксальных религиозных кругов, которые верили в приход Мессии и затем избрание еврейского народа и возвращение его в Сион. Алкалай, напротив, считал, что евреи не должны дожидаться прихода Мессии, а сами приложить максимум усилий, чтобы вернуться на историческую родину. Ортодоксальные круги осудили воззрения Алкалая, но, несмотря на это, он продолжал печатать свои труды, в которых пропагандировал мысль, что единственно пра-

вильным решением проблем европейского еврейства может стать лишь массовая эмиграции и заселение Палестины. Он разработал подробный план о возвращении евреев в Палестину, который включал в себя введение налогов для финансирования поселенческой деятельности, международное признание прав еврейского народа на создание независимого государства, возрождение иврита как государственного языка, создание системы сельского хозяйства и вооружённых сил. В 1852 г. Алкалай посетил Англию и другие европейские страны, надеясь получить поддержку правительств для выполнения своего плана. Особенно он надеялся на помощь Великобритании.

В 1850-е гг. положение еврейского населения Палестины было сложным, об этом сообщала «Augsburger Allgemeine Zeitung». Она писала, что «среди еврейского населения Палестины, частично вследствие последнего неурожая, частично вследствие кризиса транспорта, который был вызван войной, господствует голод. После обращения о помощи всё-таки в Зафеде, Хеброне и Тиберии нужда огромная. Палестинские евреи обратились к верующим евреям в России с просьбой о помощи, но этот источник не является главным, так как русские евреи находятся также в тяжёлом положении». Далее газета писала, «что Моисей Монтефио-ре, после посещения Святой земли и ознакомления с положением еврейского населения, издал листовку "Братья в Израиле" с призывом о помощи»5.

В 1860-е гг. в связи с объединением германских земель национальные вопросы, такие как польский и еврейский, резко актуализировались. В этот период по всей Европе возникают группы, которые пытаются реализовать идеи Алкалая по вопросам заселения Палестины. Эти группы называли себя «Ховевей Сион». «Ховевей Сион» видел свою задачу в решении еврейского вопроса в возвращении еврейского народа в Палестину и создании там сельскохозяйственных поселений. Лидер этого общества Мозес Ли-лиенблюм считал, что для осуществления этой задачи нужно заручиться поддержкой

европейских держав. Последователем программы о возвращении евреев в Палестину также был Моше Гесс (1812-1875). Свои идеи он изложил в книге «Рим и Иерусалим», вышедшей в 1862 г. Он одним из первых выступил за крупномасштабную сельскохозяйственную колонизацию Палестины.

К числу последователей идеи о возвращении евреев в Палестину также принадлежал барон фон Моритц Хирш (1831-1896). План, который он предложил российскому правительству, включал в себя предоставление 50 млн. франков для развития профессиональной ориентации среди евреев. Однако российское правительство отклонило это предложение. После отказа русской стороны в решении еврейского вопроса барон Хирш пришёл к мнению, что еврейский вопрос можно решить только с помощью эмиграции евреев из России, а также из тех стран, где существуют антисемитские настроения6. Однако в план барона Хирша не входило переселение евреев в Палестину. Это объяснялось прежде всего тем, что при дворе турецкого султана нельзя было найти поддержку и взаимопонимание по вопросу об организации еврейских поселений в Палестине, а с другой стороны, он был убеждён, что рано или поздно Палестина станет предметом внешнеполитических интересов России. Поэтому целью для переселения и колонизации он выбирает Аргентину7.

Одним из последователей создания еврейских колоний в Палестине был Лоуренце Олифант. Он был служащим внешнеполитического ведомства, журналистом и религиозным фанатиком. Из религиозных мотивов Олифант становится сторонником создания государства Израиль и поэтому ищет политические возможности для реализации своих планов. В 1865 г. Олифант становится депутатом английского парламента, хотя это место занимает недолго. После Берлинского конгресса 1878 г. во многих европейских государствах прошли антисемитские погромы, в частности, в Румынии, куда Олифант едет для участия в собрании «Ховевей Сион» в Яссах. После этого у него возникает убеждение в необходимости поездки в Констан-

тинополь для того, чтобы убедить турецкого султана дать разрешение на переселение евреев на территорию Османской империи, а точнее, в подвластную ей область Палестину8. С письмами от Дизраэли и других государственных деятелей Олифант в 1878 г. покидает Европу. Ещё перед началом массовых погромов 1881 г. в России Олифант издал книгу о Палестине, которая вызвала интерес в кругах восточноевропейских евреев. В ней он изложил план о возвращении евреев в Палестину. В плане Олифанта имелись также мысли об Азиатской Турции. По его мнению, Англия могла бы с помощью переселения евреев поднять её экономический уровень. В частности, его идеи касались и России, которую, по его мнению, нельзя было допускать в Азиатскую Турцию, и от которой, как считал Олифант, исходила реальная угроза внешнеполитическим амбициям Англии в этом регионе.

Однако план Олифанта, касающийся Азиатской Турции и помощи Англии её экономическому восстановлению за счёт переселения евреев, имел мало сторонников в Константинополе. Абдул Хамид II (18761909) рассматривал этот план как ещё одну попытку Англии отторгнуть от Османской империи её территорию. В начале 1880-х гг. Олифант вновь ищет возможность заинтересовать турецкое правительство в своих предложениях, но тщетно9. Однако Олифант не остановился в поисках разрешения «еврейской проблемы» в Российской империи и других восточноевропейских государствах, и через некоторое время после отказа османского правительства он становится организатором акций помощи русским евреям10.

Для исследования вопросов переселения и организации еврейских колоний на территории Палестины из числа евреев Российской империи важное значение имеют публикации европейских журналов. К числу таких журналов в первую очередь следовало бы отнести материалы журнала «Palästina. Zeitschrift für Aufbau Palästina», на страницах которого публиковались аналитические статьи по вопросам переселения евреев из России, о трудностях этого процесса, стати-

стические данные о росте численности еврейских колоний в Палестине перед началом Первой мировой войны, а также описание экономического развития отдельных переселенческих поселений. Многие авторы, публиковавшие статьи по данной проблеме, отмечали ряд трудностей в организации массового переселения большого числа евреев из России в Палестину. Одной из таких трудностей в этом процессе была позиция Османской империи.

В этом смысле интересна работа Давида Кушнера, в которой автор рассматривает взгляд административных служащих в отношении еврейской эмиграции в Палестину. Автор пишет, что среди турецких чиновников существовало негативное отношение прежде всего к усилению влияния европейских держав в Османской империи, что, по их мнению, вело к разделу Османской империи на так называемые «зоны влияния» европейских государств с населением, находившимся под их защитой. Это, естественно, нарушало территориальную целостность Османской империи и способствовало усилению вмешательства европейских государств во внутренние дела Турции. В рамках дипломатических договорённостей, которые Османская империя заключила с великими державами, некоторые иностранцы, проживавшие на территории Турции, получали особый статус. Рассматривая вопрос об отношениях ведомственных служащих Османской империи к увеличению притока иностранцев, следовало бы упомянуть о губернаторах провинции Палестины, время деятельности которых совпало с правлением султана Абдул Хамида II. Судя по сообщениям губернаторов, основная проблема касалась еврейского переселения и создания переселенческих поселений в Палестине.

Усилившееся переселение евреев после 1880 г. не осталось без внимания в Константинополе. Ещё перед тем, как первые еврейские переселенцы 6 июля 1882 г. должны были прибыть в Яффу, там прошли протесты арабского населения. Поэтому через консула в Одессе османское правительство сообщило, что переселение и покупка земли

иностранцами, а позже и подданными евреями Османской империи была запрещена в

Палестине11.

Погромы в царской России 18811882 гг. вызвали массовое переселение евреев в Османскую империю, большое число из которых осело в Константинополе. Многие из них искали возможность получения турецкого подданства. Однако официальная позиция турецкого правительства по этому вопросу состояла в запрещении продажи земли евреям - подданным иностранных государств. А евреи Османской империи должны были дать обязательство, что не продадут земли переселенцам и не отдадут их для развития еврейских колоний. С 1882 г. турецкое правительство начинает активно принимать ряд декретов, которые были направлены на ограничение переселения евреев в Палестину. По поводу введения ограничения на переселение в Палестину говорилось в донесении из Иерусалима от 9 июля 1882 г. следующее: «Со стороны служащих в Константинополе губернатору Палестины было сообщено, что правительство Османской империи решило не разрешать создание поселений евреев в Палестине»12. По этому поводу газета «Опе^розЪ) от 8 августа 1882 г. писала: «...однако переселение не претерпело изменений, несмотря на введение запрета»13. Такое слабое влияние введённых запретов на переселение евреев в Палестину имеет различные основания. Прежде всего, турецкие таможенные служащие в Хайфе и Яффе соблюдали законы только частично. Выселенные из Палестины евреи ехали дальше в Бейрут или Порт-Саид, а затем вновь возвращались в Палестину. К тому же турецкие административные служащие получали за это деньги. В некоторых случаях, не имея денег, евреи въезжали в Палестину как паломники, что разрешало им короткое пребывание в Святой земле. После истечения срока пребывания они обращались либо в консульства, либо платили деньги, чтобы получить разрешение остаться в Палестине.

В основном образование еврейских колоний на основе эмиграции евреев из Вос-

точной Европы и России можно разделить на 3 основных этапа:

1. 1882-1884 гг., когда были образованы первые колонии на основе переселенцев-евреев из России, Румынии и других стран Восточной Европы.

2. После изгнания евреев из Москвы в 1890 г. в Палестину прибыло ещё больше российских евреев, что послужило организации пяти новых колоний.

3. Третья фаза переселения, начавшаяся в 1886 г., способствовала организации ещё двух сельскохозяйственных колоний.

Отношение османской стороны к переселению евреев в Палестину основывалось на донесениях губернаторов. В этом смысле показательно мнение губернатора Сирии Джемаля-паши, который писал следующее: «Еврейская колонизация работает только на себя. В случае, если эти колонии получат дальнейшее развитие, то неизбежно будет расти переселение евреев. По моему мнению, это переселение является негативным для Османской империи»14.

Важным источником по вопросу переселения евреев в Палестину являются сообщения еженедельной газеты немецких переселенцев в Палестине «Die Warte des Tempels», которая до 1911 г. издавалась в Штутгарте, а с 1912 г. - в Иерусалиме под названием «Jerusalemer Warte». С 1883 г. в газете публикуются сообщения не только о развитии немецких колоний в Палестине, но и о еврейском переселении. В этой газете публиковались также сообщения об отношении Турции к переселенческому движению евреев в Палестину. Так, 23 марта 1883 г. «Die Warte des Tempels» сообщала: «Важное, что можно писать о Палестине - это переселении евреев. Усилившееся еврейское переселение вызовет большие перемены, если турецкое правительство не будет этому препятствовать. В случае того, если евреи станут турецкими подданными, то у них будет возможность переселения в Палестину»15.

Декреты предусматривали ограничение въезда эмигрантам и срока их пребывания на территории Палестины. По мнению турецких служащих, еврейское переселение

могло вызвать следующие трудности для стабильности Османской империи:

1. увеличение числа иностранных граждан и впоследствии рост интереса иностранных государств к Палестине;

2. рост национального самосознания евреев и развитие их эмиграции в Палестину;

3. сопротивление еврейскому переселению со стороны мусульманского населения страны16.

Мероприятия, направленные на ограничение въезда иностранных подданных на территорию Османской империи, предпринятые турецкими властями, уже изначально саботировались европейскими государствами. Турецкие служащие считали, что это вызывало нарушение статей заключённых договоров, так как великие державы преследовали одну цель - увеличение числа своих подданных и распространение своего влияния в Османской империи. Консулы великих держав, если это было возможно, активно помогали переселенцам получить въездные документы. В своих донесениях губернаторы провинции Палестина подчёркивали, что слабый интерес великих держав к тесному контакту с турецкими служащими по вопросу введения запретов на переселение и создание поселений являлось причиной быстрого расселения евреев в Святой земле. В одном из меморандумов, который отправил губернатор Палестины великому визирю, он напоминал, что политика великих держав в неоказании помощи турецким властям есть прямой саботаж их деятельности, так как под давлением великих держав вносятся изменения и послабления в переселенческие законы. Иностранные консулы всё делают для того, чтобы помочь еврейским переселенцам остаться в Палестине17.

В донесениях губернаторов неоднократно указывалось также на огромную опасность деятельности Великобритании для территориальной целостности Палестины. Англия никогда не являлась верным союзником Османской империи, и в середине XIX в. она всё больше и больше была заинтересована принять участие в разделе Турции и получить определённую долю из её наследства. В

основном интересы Англии распространялись на Египет, где она с 1882 г. господствовала, а также на Аравийский полуостров. Эти области были важными стратегическими пунктами для внешнеполитических интересов Великобритании. Переселение евреев из Российской империи в Палестину после еврейских погромов 1881 г. не вызвало должного внимания со стороны западноевропейских государств, кроме Англии, которая имела свои цели и интересы в данном регионе. Именно английские газеты сообщали о возможностях переселения евреев из России в Палестину18. Англия, заинтересованная в присутствии в этом регионе, искала возможность вести дипломатические игры с Османской империей по вопросу создания еврейских колоний на территории Палестины из переселенцев Российской империи. Подобные обсуждения между Англией и Османской империей состоялись, однако они показали, что в турецком обществе нет интереса к переселению евреев в Палестину.

В конце XIX в. лидеры еврейского национального движения стали усиленно добиваться поддержки Великобритании, которая, в свою очередь, после захвата Египта в 1882 г. стала рассматривать Палестину как важнейшее звено в системе своих будущих владений на Ближнем Востоке. Естественно, Англия нуждалась в надёжном союзнике для укрепления своего влияния в Палестине. Этими союзниками стали представители еврейского национального движения, которые старались убедить Великобританию в том, что ей выгоднее иметь отношения с ними, чем с арабской феодальной верхушкой.

Кроме Англии, на Ближнем Востоке также действовала немецкая дипломатия, особенно в Турции, имея цель поставить эту страну под своё экономическое и политическое влияние. Однако внешнеполитическая деятельность Германии в Палестине была менее активной, чем в самой Османской империи, как владетельницы этой территории. Любое проявление интереса Германии к Палестине трактовалось европейскими державами как «разбойничья политика» в отношении Османской империи19.

В 1880-е гг. происходит изменение курса германской внешней политики в отношении Османской империи. Тесные контакты между Берлином и Константинополем способствовали усилению влияния немецкого капитала в Турции. Сближение Германии с Турцией перед началом Первой мировой войны было возможно потому, что германская дипломатия активно поддерживала панисла-мистскую доктрину, господствующую в султанской Турции, целью которой было создание всемусульманского государства во главе с Абдул Хамидом II. Конечно, поддерживая эту реакционно-утопическую идею, Германия преследовала свои внешнеполитические цели, прежде всего направленные на ослабление влияния Англии, Франции и России в мусульманских странах, тем самым подготавливая почву для экономического и политического контроля Германии над этими странами20. Поддерживая идею панисламизма, германская дипломатия приобрела огромное влияние на султана Абдул Хамида II. В связи с этим следовало бы упомянуть о посещении Вильгельмом II Турции в 1898 г.

После того, как Вильгельм II стал императором Германии, первым его внешнеполитическим шагом было посещение Османской империи. Император Германии был сторонником теории посла в Константинополе графа Хатцендорфа, высказавшего идею, что со времени Наполеона у Франции, а позднее и Англии взгляд на Османскую империю изменился. Англичане, как утверждал Хатцендорф, после завоевания Кипра в 1878 г. и Египта в 1882 г. потеряли интерес к Турции. Внешнеполитический вакуум, возникший в Константинополе, явился призывом для Германии к проведению «мировой политики». Единственной областью, где Германия имела приоритет по отношению к Англии и Франции, было получение концессии на строительство Багдадской железной дороги.

Весной 1898 г. стало известно, что Вильгельм II планирует поездку в Палестину, для того, чтобы присутствовать при открытии евангелической церкви в Иерусалиме. По

этому поводу газета «Восточное обозрение», выходившая в Иркутске, писала, что «предполагаемая поездка Вильгельма II в Палестину вызовет много толков в политической печати... Обращение протестантского церковного совета к евангелическим консисториям других стран даёт католической печати основания усматривать в этой поездке религиозно-политические мотивы... Болезненная страсть к путешествиям, мистическо-роман-тический характер Вильгельма II, с одной стороны, демонстративно проявляемое покровительство Турции - с другой, достаточно мотивируют поездку в Палестину»21.

Этой поездкой решили воспользоваться лидеры национального движения европейских евреев во главе с Теодором Герцлем. Встреча состоялась 2 ноября 1898 г. в Иерусалиме. Издание книги Герцля «Еврейское государство» и проведение конгресса в Базеле вызвало интерес у определённых политических кругов в Европе. Однако для Герц-ля и его сторонников было ясно, что создание еврейского государства в Палестине может произойти только с согласия Турции и, конечно же, под защитой одной из европейских держав. Ещё летом 1898 г. Вильгельм II был не согласен с планом Герцля, который был ему предложен на рассмотрение герцогом Бадена, симпатизировавшим новому движению среди европейских евреев. Однако позиция Вильгельма II меняется после прочтения книги Герцля «Еврейское государство». Предложения Герцля, высказанные в книге, звучали оптимистически в отношении решения еврейского вопроса в Европе, поэтому Вильгельм II согласился на встречу с депутацией в Иерусалиме. В плане Герцля Вильгельма II привлекало прежде всего то, что молодое поколение европейских евреев, имеющее интерес к социалистическим и либеральным идеям, вследствие создания еврейского государства в Палестине будет туда переселено, тем самым это будет способствовать ограничению буржуазной оппозиции к консервативным правительствам в Европе. Самым значительным моментом в программе Герцля для Вильгельма II являлось и то, что Германия долж-

-о£>

<$о-

на была принять роль нового Моисея, который введёт избранный народ в землю обетованную. К тому же Вильгельм II прекрасно понимал, что это поднимет престиж Германии в глазах международного еврейского капитала. Если Германия встанет во главе протектората по защите созданного еврейского государства, то международный еврейский капитал погасит долги Германии, что скажется положительно на экономическом состоянии империи.

Была и ещё одна причина, которая способствовала согласию Вильгельма II на встречу с Герцлем. Император Германии считал, что создание еврейских колоний в Палестине должно было стабилизировать экономическую жизнь Османской империи, что в конечном итоге отвечало интересам Германии. Поэтому перед началом поездки в Палестину Вильгельм II был готов принять протекторат над евреями Палестины и обсудить с турецким султаном ряд вопросов, касающихся данной проблемы.

На собрании 6 октября 1898 г. в Лондоне Герцль сказал: «Я не хочу вам рисовать картину возвращения. Оно само должно в скором времени начаться. Я могу вас в этом только заверить. Я знаю, о чём я говорю, я никогда так уверенно не говорил. Сегодня я разъясняю вам, что я не думаю о будущем времени, когда еврейский народ будет подвержен переселению»22.

Перед встречей в Иерусалиме состоялась первая встреча Герцля с императором Германии в Константинополе 18 октября 1898 г. На этой встрече Вильгельм II высказал согласие с идеями Герцля. Однако после отъезда из Константинополя Герцль не предполагал, что энтузиазм Вильгельма II по данной проблеме очень быстро кончится. О предстоящей встрече в воспоминаниях Боденхаймера сообщалось следующее: «Во вторую неделю октября Вольфзон23 предложил зайти мне к нему. Он выглядел таинственно и спросил меня, готов ли я с Герцлем совершить важную поездку. После этого он мне рассказал, что герцог Бадена убедил императора в идее создания еврейского государства. Император готов взять главенство

над протекторатом нового государства»24. Во время встречи 2 ноября 1898 г. в Иерусалиме император Германии обещал делегации, что все требования будут выполнены, так как они отвечают его интересам. Однако Вильгельм II не хотел эту встречу придавать огласке, не в интересах Германии было нарушать доброжелательные отношения с Турцией. Другой причиной, по которой Германия не стала во главе протектората в процессе создания еврейского государства, было и то, что это способствовало бы ухудшению отношений с другими европейскими государствами25.

Важную роль в пересмотре взглядов Вильгельма II на план Герцля о протекторате Германии сыграл министр иностранных дел Бернхард Бюлов, которому было ясно, что султан, который в это время имел ещё и высший духовный сан халифа всех мусульман, не отдаст мусульманские области для создания еврейского государства. Бюлову также было известно, что в это время приходило много жалоб со стороны арабов в Константинополь о создании еврейских поселений в Палестине. Исходя из этого, османское правительство не желало создавать новых конфликтов, к которым его принуждали европейские государства. Неслучайно в сообщении на имя консула в Иерусалиме Тишендор-фа от 10 августа 1891 г. подчёркивалось, что «... общественное мнение в целом против переселения евреев, особенно среди магоме-тан»26. Поэтому для имперского правительства было бы лучше, если бы Герцль в Иерусалиме не настаивал на аудиенции с Вильгельмом II. При встрече с Бюловом и другими немецкими дипломатами Герцль ещё раз изложил свои идеи по вопросу создания еврейского государства, но был разочарован, так как Вильгельм II, поддерживая идею создания еврейских колоний в Палестине, ничего конкретного не высказал относительно протектората со стороны Германии.

Примечания

1 Krämer, Gudrun. Geschichte Palästinas. München 2006. S. 84.

2 Tuchman, Barbara. Bibel und Schwert. Palästina und Westen. Von Frühen Mittelalter bis zur Balfour-Declaration 1917. Frankfurt am Main, 2001. S. 190.

3 Ibid. S. 177.

4 Kempp, Michael Die Geschichte der Juden im Land Israel vom Ende des Zweiten Tempels bis zum Zionismus. Gütersloh 1993. S. 154-155.

5 „Augsburger Allgemeine Zeitung" vom 29.06.1854, взято из книги: Palästina Chronik (1853-1882): Deutsche Zeitungsberichte von Krimkrieg bis zu ersten jüdischen Einwanderungswelle (Hg.) Carmel, Alex. Ulm 1978. Bd. 1. S. 25. В этой книге содержатся разнообразные выдержки из газетных публикаций, касающиеся Палестины.

6 Nussenblatt, Tulo. Ein Volk unterwegs zum Frieden. Wien 1933. S. 36.

7 Nussenblatt, Tulo. Zeitgenossen über Herzl. Brünn 1929. S. 11.

8 Tuchman, Barbara. Op. cit. S. 265-267

9 Carmel, Alex. Geschichte Haifas in der türkischen Zeit 1516-1918. Wiesbaden 1975. S. 94.

10 Linden A. Beiträge zur Geschichte der Besiedlung Palästina durch Juden, in: „Palästina. Zeitschrift für den Aufbau Palästina". VII. Jg. (1910), Heft 4-5. S. 81.

11 Krämer, Gudrun. Op. cit. S. 144.

12 Eliav, Mordechai. Die Juden Palästinas in der deutschen Politik. Dokumente aus dem Archiv des deutschen Konsulats in Jerusalem 1842-1914. Tel-Aviv 1973. S. 173.

13 „Orientpost" vom 8.08.1882 или Palästina Chronik (1853-1882). S. 363.

14 См.: Lamec, Saad. Die deutsche und jüdische Kolonien in Palästina, in: „Koloniale Rundschau". Heft 5/6. 1918. S. 176.

15 „Die Warte" vom 28.03.1883, или Palästina Chronik (1853-1882). S. 11.

16 Kushner, David. Osmanische Reaktionen auf die fremde Infiltration in Eretz Israel, in: „Das Erwachen Palästinas im 19. Jahrhundert." (Hg.) von Yaron Berry / Erik Petry. Stuttgart 2001. S. 22.

17 Ibid. S. 26.

18 См.: Linden A. Op. cit. S. 79.

19 Carmel, Alex. Die deutsche Palästinapolitik 1871-1914, in: „Jahrbuch des Instituts für deutsche Geschichte". (Hg.) von Grab, Walter. Band 4 (1975). S. 206.

20 Луцкий В. Провал фашистских планов в Африке и на Ближнем Востоке. Ташкент, 1943. С. 27.

21 Восточное обозрение, 25.09.1898, № 115. С. 3 4.

22 Bodenheimer M.J. So wurde Israel. Aus der Geschichte der zionistischen Bewegung. Frankfurt am Main 1958. S. 97.

23 Вольфзон Давид (1856-1914) - крупный торговец в Кёльне, позже преемник Герцля как руководитель Всемирной сионистской организации.

24 Bodenheimer M.J. Op. cit. S. 94.

25 Carmel, Alex / Eisler, Jakob. Der Kaiser reist ins Heilige Land. Die Palästina Reise Wilhelm II 1898. Stuttgart 1999. S. 169, а также: Sauer, Paul. Uns rief das Heilige Land .Die Tempelgesellschaft im Wandel der Zeit. Stuttgart 1985. S. 86-87.

26 Eliav, Mordechai. Op. cit. S. 212.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.