УДК 654
СЛОВО СОИСКАТЕЛЮ УЧЕНОЙ СТЕПЕНИ
А. С. Сумская
ПРОДЮСЕРСКИЕ ТЕЛЕВИЗИОННЫЕ ПРОЕКТЫ ПРОВИНЦИАЛЬНОГО МЕГАПОЛИСА
Проанализирована экранная продукция телевизионных СМИ Челябинской области с позиции прикладной отраслевой культурологии медиапространства. Изучены технологии создания контента и формы его репрезентации, выявлены программные единицы, соответствующие проектной технологии, и предложен обзор продюсерских телевизионных проектов, созданных специалистами местного медийного бизнеса. Дано определение продюсерского телевизионного проекта. Изучены типология и жанрово-тематическое разнообразие телепроектов, представленных в эфире местных телекомпаний, обобщены ведущие коммуникативные намерения адресатов (производителей).
Ключевые слова: экранные искусства, продюсер, проектный подход, продюсерский телевизионный проект, региональный медиабизнес, жанры и типы продюсерских телевизионных проектов, ценностное взаимодействие участников коммуникации СМИ
Отечественный рынок массмедиа, сформировавшийся на сегодняшний день, актуализирует проектный подход в организации предпринимательской деятельности продюсеров. Не является исключением и область экранных искусств, в частности телевидение. Продюсерские телевизионные проекты в настоящее время, с одной стороны, - это весьма эффективный инструмент привлечения прибыли для медиапредприятий, а с другой - согласимся с мнением Л. Б. Зубановой - «трибуна» трансляции значимых ориентиров общественного развития [5].
Роль продюсеров и в первом, и во втором случае весьма велика, представляется ключевой, поскольку продюсер в настоящее время является «творцом художественной ценности современного искусства», регулятором «ускоренного развития отечественной культурной индустрии...» [11]. По мнению исследователя Т. Н. Суминовой, профессия продюсера в современной России стала носить почти культовый характер [10, с. 95].
Итак, налицо два факта, определяющие ведущую роль продюсера в создании современного телевизионного продукта. Проведем анализ реализации проектного подхода на примере продукции местных телеканалов с позиции прикладной отраслевой культурологии медиапространства.
Значимость проектного подхода в организации продюсерского медиабизнеса признается не только в настоящее время, но предполагается его
использование и в перспективном будущем. Так, федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения по специальности «Продюсерство» задают формирование у будущих предпринимателей в области массмедиа компетенций, позволяющих профессионально решать задачи по воплощению творческих проектных инициатив в аудиовизуальной среде.
В. В. Падейский определяет телепроект как относительно целостную систему с определенными экономическими параметрами и конкретизирует, что основным условием реализуемости замысла продюсера является определенность всех целей проекта и их попадание в область допустимых решений [9, с. 17].
Ф. Бэгьюли обращает особое внимание на разовый характер, уникальность целеполага-ния и неповторимость результата проекта, поскольку проект разрабатывается, реализуется и заканчивается, когда достигнуты цели проекта, что, собственно, и отличает его от повторяющихся бизнес-процессов, операционного бизнеса. Достижение основной цели проекта происходит путем достижения промежуточных, которые также важно определить и запланировать заранее, а уникальность результатов может характеризовать как проект в целом, так и отдельные его составляющие [1].
Исследователь Д. И. Нургалиева трактует телепроект как «комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на создание кон-
102
Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2014 / 2 (38)
А. С. Сумская
Продюсерские телевизионные проекты провинциального мегаполиса
кретного аудиовизуального произведения в течение заданного времени и при установленном бюджете» [7, с. 11].
Мы определяем продюсерский телепроект как телевизионный продукт, к созданию которого предъявляются четыре требования: ориентация на получение прибыли; маркетинговое це-леполагание и определенность смысловых концептов; ограничение по бюджету, времени подготовки, производства и эфирного показа; развитие драматургической кривой на протяжении всего проекта, от программы к программе.
Развитие истории на протяжении всего проекта объясняет особую ценность проектного подхода, поскольку постепенно от выпуска к выпуску формируется заинтересованность и лояльность телезрителей, потребность в отслеживании событий проекта, что работает на повышение рейтингов и непосредственно связано с его коммерческой привлекательностью.
Предметом настоящего исследования являются продюсерские телевизионные проекты, созданные на медийном пространстве Челябинской области. Большинство производственных сил телевизионного бизнеса области сосредоточено в Челябинске, поэтому в заголовок статьи вынесено ограничение территории исследования - провинциальный мегаполис, что подчеркивает и территориальную ограниченность производства, и некую местечковость, свойственную российским нестоличным городам и территориям.
Анализируя контент, будем учитывать типологию эфирных каналов, разработанную оренбургским исследователем И. А. Зацепиной. В основе типологии - формат тематического вещания, жанровое наполнение эфира и доля информационного вещания. Автор выделяет следующие типы: универсальный (общего характера), информационный, художественный, музыкальный, развлекательный, спортивный и детскоюношеский телеканалы [4, с. 883].
Наиболее ценным для анализа представляется направленность вещания телеканалов, выявленная М. А. Мясниковой. В ее интерпретации вещание связано с ведущими видами телевизионной деятельности и определяется как массовокоммуникационное, куда входят журналистика,
пропаганда, реклама, PR; развлекательно-
рекреативное; художественное и познавательноадаптивное вещание. Кроме того, возьмем за основу ее авторскую концепцию жанрообразования в современном телепространстве, согласно которой тележанры разбиваются на монологовые, диалоговые и синтетические [6].
Предпринимая попытку классификации телепроектов, опираемся на классификацию, предложенную В. В. Падейским. В зависимости от типа проектирования он выделяет креативный, креативно-технический, организационно-технический и организационный проекты; по характеру управления - монопроект, мульти- и мегапроект; исходя из сроков реализации - событийный, сериальный и циклический, а по масштабам -ординарный, средний и крупный [7, с. 25].
Итак, на территории города и области эфирное вещание обеспечивают пять каналов: ГТРК «Южный Урал», ОТВ, СТС-Челябинск, 31 канал, «Восточный экспресс» (сетевой партнер канала «Домашний»). Цифровое вещание предлагают три телеканала интернет-СМИ: 74.ru, Выбирай-ТВ, Amolini TV.
Какие программные единицы телеканалов могут быть отнесены к продюсерским телепроектам? Какой телевизионный жанр представляют, к какому классу (типу) проектов относятся? Какие ведущие смыслы задаются и пропагандируются в этих проектах? Эти вопросы являются предметом исследовательского интереса.
Программный контент информационного канала ГТРК «Южный Урал» включает: «Вести - Южный Урал», «Вести 24 - Южный Урал», «Вести - Южный Урал. События недели», «Губерния», «Автовести», «На зорьке», «Ирина Коломейская: переходя на личности», также заявлены три проекта - «Большие деньги», «Собственник», «Логика власти». Всего 10 программных единиц. Направленность вещания - массово-коммуникационная.
Анализ проектных продуктов канала позволяет констатировать, что «Собственник», как «навигатор по всем вариантам собственности», и «Логика власти», предлагающая аудитории интервью с первыми лицами Челябинской области, не предполагают временной ограничен-
103
Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2014 / 2 (38)
А. С. Сумская
Продюсерские телевизионные проекты провинциального мегаполиса
ности в эфире, программы не связаны единой сюжетной линией от выпуска к выпуску.
«Большие деньги» соответствует всем требованиям и критериям продюсерского телевизионного проекта. Жанр - журналистское обозрение. Область внимания - экономика региона. Задача, которую поставили перед собой создатели проекта, - исследование экономики Южного Урала. «Более ста экспертных интервью, данные Росстата и налогового управления, комментарии первых лиц региона, авторитетных ученых и ведущих бизнесменов. В зону внимания попали промышленные гиганты и сельскохозяйственные предприятия, туристические, IT-компании. 15 серий проекта охватывают 15 отраслей экономики» [3]. Тип проекта - креативный сериальный ординарный монопроект. Ведущие смыслы коммуникации - когнитивные, статусные.
Областное телевидение (далее ОТВ), будучи правительственным по форме собственности и универсальным по типу каналом, предлагает аудитории следующие программы: «Время новостей», «Итоги недели», «День УрФО», «Губернатор 74.РФ», «Новая экономика», «Время здоровья», «Дело особой важности», «Что купить?», «Есть вопрос», «Происшествия», «Дела житейские», «Наш сад», «Спорт», «Искры камина с Виталием Вольфовичем». Производящие студии размещают в эфире ОТВ программы: «Бизнес большого Урала», «Простые радости с Павлом Сумским». Направленность вещания -массово-коммуникационная. К числу проектов телевизионщики относят: «Наш хоккей», «Все чудеса Урала», «Горячие танцы», из которых критериям продюсерского проекта соответствует лишь последний.
«Горячие танцы» - действительно масштабный проект, позволивший поднять в цене бренд канала ОТВ. Жанр - игровое шоу, в основе которого конкурсные состязания пар, созданных по принципу «любитель - профессионал» [2]. Это креативно-технический циклический средний монопроект. Таким образом, из 19 программ эфира телеканала ОТВ проектом явился один - «Горячие танцы». Ведущие коммуникативные смыслы адресатов проекта - совершен-
ствование, самореализация, саморазвитие, стремление к успеху.
Сетка вещания городского по охвату территории, частного по форме собственности, универсального по типу и массово-коммуникационного по направленности 31 канала представлена программами: «Новости 31 канала», «Личное мнение», «Автострада», «Агентство чрезвычайных новостей», «Полезная программа», «Депутатский вестник», а также заявлены проекты iStory (Мобильные истории), Beautytime (видеожурнал о стиле жизни), «Ген молодости» (дискуссионный клуб о том, как трудно и здорово быть молодым), «Разбор полетов» (информационно-аналитический видеожурнал), которые, согласно нашим критериям, таковыми не являются. Проектом нельзя назвать и «Город улыбок» -продукт продюсерской компании «Огюст и Луи», которая размещает свои программы в эфире городского канала. Проектная технология использована и продюсерские задачи решаются в «Очень модном путешествии» и «Пластике LIVE» - собственных продуктах 31 канала и проекте «Мех без правил» от «Огюст и Луи».
В «Очень модном путешествии» участники отправляются в разные страны - Австрию, Турцию, Китай, «чтобы провести там время с пользой для хорошего настроения и широкого кругозора». Жанр - телезарисовка. Концептуально нового решения, безусловно, рейтинговой темы путешествий в проекте нет, как и ориентации на получение прибыли продюсером, поскольку участники, вероятно, оплатили путешествия и свои, и продюсера. Тем не менее этот программный продукт может быть отнесен к проектам и классифицироваться как креативный событийный ординарный монопроект. Коммуникативные намерения авторов проекта - стимулирование спроса на зарубежные туристические поездки.
«Пластика LIVE» - это продюсерский (коммерческий) телевизионный проект, в ходе которого участники апробируют на себе технологии пластической хирургии. Жанр - рекламная передача. В основе сюжетной линии - преображение как результат работы пластического хирурга. Отбор участниц, встречи с хирургом, операционный и реабилитационный период, фотосессии
104
Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2014 / 2 (38)
А. С. Сумская
Продюсерские телевизионные проекты провинциального мегаполиса
участниц в итоговой программе - основные структурные компоненты проекта, который по типу является креативным событийным ординарным монопроектом. «Мех без правил» -креативный циклический ординарный монопроект, коммуникативный посыл которого - стимулирование покупательского спроса.
Таким образом, из четырнадцати программ эфира 31 канала восемь заявлено как проекты, а являются таковыми лишь три.
В Челябинске вещает городской по охвату территории и информационно-развлекательный по типу канал СТС-Челябинск. Принимая во внимание, что СТС - это развлекательный канал, логично предположить, что вещание СТС-Челябинск также является развлекательнорекреативным. В сетке же вещания канала представлены программы: «Городские новости. Город в деталях», «Городские новости. Итоги недели», «Икра», «Детальный разбор». Проектами заявлены «Горкин дом» и «Новоселы». Анализ контента «Новоселов» позволяет резюмировать, что данный телепродукт не имеет признаков проекта, но обладает потенциалом монетизации, поскольку практически каждая заявленная рубрика - рекламная. Настоящим продюсерским проектом является «Горкин дом» - телепроект, созданный в стенах торгово-развлекательного комплекса
«Горки». Жанр - рекламная передача, суть которой в следующем: посетители торгово-
развлекательного комплекса, сделавшие покупку на 5000 руб. и более, становятся обладателями лотерейного билета, который участвует в финальной лотерее проекта. В одном из сезонов в рамках проекта был построен и разыгран загородный дом. А при чем здесь телевидение? Дело в том, что каждый сезон проекта знаменуется новой телестройкой. От выпуска к выпуску владельцы лотерейных билетов имеют возможность наблюдать за ходом строительства, отделкой, дизайном, меблировкой квартир, которые будут разыгрываться в финальной лотерее. Таким образом, элементы играизации увлекают зрителей, стимулируют их на новые покупки в комплексе. По типу это креативный циклический ординарный монопроект. Таким образом, из шести программных единиц телеканала СТС-Челябинск
продюсерским проектом является лишь один. Коммуникативный посыл авторов проекта - стимулирование продаж в комплексе «Горки».
«Восточный экспресс», как сетевой партнер телеканала «Домашний», четко следует концепции нишевого российского телеканала, ориентированного на тех, кто стремится к семейному очагу и уюту, по направленности является развлекательно-рекреативным. Программы «Восточного экспресса»: «Телефакт. События недели», «Зеленая передача», «Медсовет», «Мужской интерес», «Дела домашние», «Мамочки», проекты: «Другой размер» и «Строители». Из восьми программных единиц две являются проектами.
Идея проекта «Строители» заключается в том, что жители города имеют возможность познакомиться с ведущими строительными проектами в каждом районе нашего города, последовательно, от одного к другому. Блоки программ, посвященные строительным преобразованиям района, выстроены от большого к малому [12]. В настоящее время у зрителей нет четкого представления о конечном количестве серий, есть лишь предположение о том, что после экскурса, анализа, освещения территорий всех семи районов Челябинска проект может быть завершен. Жанр - журналистское обозрение. Тип - креативный сериальный ординарный монопроект. Ведущий смысл коммуникации - социальнокогнитивный.
Идея проекта «Другой размер» прекрасно встраивается в формат телеканала «Домашний», поскольку предлагает аудитории истории борьбы женщин за красивую фигуру. Проект реализуется при поддержке одного из центров коррекции веса г. Челябинска. Жанр - рекламная передача. Сюжетная линия проекта включает: вхождение в проект участниц, процесс похудения, анализ промежуточных и итоговых результатов и большое количество эмоций. Тип - креативный циклический ординарный монопроект. Коммуникативный посыл - стимулирование потребления услуг.
Анализ программного контента ведущих эфирных телеканалов Челябинской области позволяет констатировать, что из 59 программных единиц только 8 являются продюсерскими проектами. Это 13,5 % от общего количества программ.
105
Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2014 / 2 (38)
А. С. Сумская
Продюсерские телевизионные проекты провинциального мегаполиса
Интернет-телевидение информационной
группы 74.ru заявляет о 43 (!) телепроектах, которые зрители имеют возможность посмотреть на портале. Направленность вещания - массовокоммуникационная.
«120 часов» - интервью со значимыми людьми области, «74 рецепта», «Автоинструктор», «Авторское шоу Баклажана “Без названия”», «Акценты недели», «Афиша», «Болезни большого города», «Взгляд на недвижимость», «Наши дети», «Высокое давление», «В поисках идеального пути», «Горячая тема», «Любитель истории», «Надоело? Поменяем!», «Новости онлайн», «Онлайн-конференция», «Поколение 74», «Право для всех», «Риелторская компания года», «Проверено на себе», провокационное телешоу «Альтер эго», «Просто бизнес», «Сделано в Челябинске», «Социальная ответственность», «Спешите видеть», «Опасная среда», «Своя правда», «Тест драйв», «Тест драйв вслепую», «Тревожная кнопка», «Удивительные люди», «Хочу влюбиться», «Хочу к маме», «Эксперт-клуб» 2074.ru, Autochel.ru, Cheldiplom.ru, Cheldoctor.ru, Chelfin.ru, Chel.ru, Chelyabinsk.ru, Domchel.ru, Mychel.ru - это названия всех программ, которые были созданы телеканалом 74.ru за время его существования. Некоторые из них выходят по мере появления информационных поводов, отдельные имеют значительный перерыв в создании -больше, чем полгода и даже год, большинство выходят с периодичностью один раз в неделю или раз в две недели. В процессе анализа контента телеканала приходим к выводу, что с появлением информационного повода или рекламного заказа создается сюжет (и/или интервью) и/или организуется дискуссия в студии. Это и становится той или иной тематической программой. Четкая периодичность выхода встречается в единичных случаях. Продолжительность выпуска разная - в среднем от трех до десяти минут.
Требованиям проекта соответствует лишь спортивное реалити-шоу «Народ против “Трактора”», организованное совместно с новым жилым районом АКАДЕМ Riverside. Это действительно уникальный проект, в ходе которого обычные южноуральцы, любящие хоккей и прошедшие кастинг, готовились под руководством
тренеров Уральской любительской хоккейной лиги (УЛХЛ) в течение трех месяцев и в финале сыграли против игроков ХК «Трактор». Приз -один миллион рублей. Зрители канала имели возможность еженедельно следить за успехами участников реалити-шоу, а каждые две недели 74.ru предлагал аудитории 20-минутные серии. Драматизм проекта задан правилами: еженедельно тренеры любительской команды выдвигали трех номинантов на вылет, причем одного спасали коллеги по сборной, а другого - зрители в ходе онлайн-голосования. Итоговый матч состоялся в июне 2013 г. Безусловно, этот проект работает на упрочение лояльности читателей (зрителей), а значит, и на возможность дальнейшей капитализации всей информационной группы. Жанр -игровое шоу. Тип - креативно-технический событийный ординарный монопроект. Коммуникативный посыл - саморазвитие, приобщение к спорту, забота о здоровье, патриотизм.
Развлекательно-рекреативное интернеттелевидение Челябинска Amolini TV предлагает аудитории преимущественно освещение событий светской жизни Челябинска и не представляет телепроекты для своих зрителей. Таким образом, цифровые СМИ из 46 возможных предложили аудитории лишь один продюсерский проект, т. е. только 2 % от общего контента цифровых интернет-СМИ.
Итого, 8,5 % программного контента телеканалов Челябинской области - это продюсерские телевизионные проекты. Преобладают креативные ординарные монопроекты. В числе важных причин такой ситуации - пресловутые кадровые и технические ограничения регионального медийного бизнеса. Жанровое разнообразие отсутствует. Приоритет рекламных журналистских проектов, как представляется, является следствием того, что традиционно на региональном телевидении преобладает информационное вещание. Балом, в хорошем смысле, правят журналисты. Одной из задач регионального телевидения давно уже стала необходимость коммерческой деятельности, иными словами, коммерциализации контента. Телевизионные журналисты, выстраивая концепцию программы, способной обеспечить монетизацию, применяют рекламные жанры, ап-
106
Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2014 / 2 (38)
А. С. Сумская
Продюсерские телевизионные проекты провинциального мегаполиса
робированные еще печатными СМИ. К числу таковых относятся заключение эксперта, консультация специалиста, популярная торговая марка, презентация новинки и пр., цель которых - привлечь деньги на канал и содействовать повышенному спросу зрителей на товары и услуги рекламодателя. Для местной телевизионной практики характерна ситуация, сформулированная Е. Л. Вартановой: «Субъекты рынка зачастую вынуждены ставить коммерческие мотивы деятельности выше других - политических, социальных, культурных, образовательных. Это вполне объяснимо, но, по сути, противоречит природе социальных представлений о СМИ» [8, с. 54].
Все это, конечно, ориентирует зрительскую аудиторию не на духовно-нравственные искания, а формирует все новые экономические потребности, конструирует модели системного потребления субъектами (телезрителями) материальных благ и услуг, ценность потребления становится ведущим смыслом и стилем жизни. Пожалуй, наиболее значимыми
с позиции культурологического знания, а вместе с тем уникальными по задачам и сложными по производству являются два продукта местных телекомпаний: «Горячие танцы» и «Народ против “Трактора”». В этих проектах присутствует драматургия, которая порождает переживания и формирует увлеченность зрителей, стимулирует потребность выйти за границы собственных стереотипов и актуализировать самодвижение. Однако важно отметить, что эти проекты сработали больше на повышение узнаваемости брендов телеканалов, нежели на получение прибыли как результата.
В этой связи результаты исследования актуализируют необходимость проявления активной режиссерской позиции, направленной на поиск и создание продюсерских телевизионных проектов, ориентированных не только на развитие культуры потребления, но и культуры созидания. Это представляется чрезвычайно важным для развития продюсерского телевизионного бизнеса нашего региона.
1. Бэгьюли, Ф. Управление проектом / Ф. Бэгьюли. - Москва: Гранд ФАИР-ПРЕСС, 2002. - 202 с.
2. Горячие танцы [Электронный ресурс]: офиц. сайт / ГПЧО ОТВ. - Челябинск, 2002-2014. - Режим доступа: http://hot-dance.1obl.ru. - Загл. с экрана (дата обращения 19.02.2014).
3. Государственная телевизионная и радиовещательная компания «Южный Урал» [Электронный ресурс]: офиц. сайт / ГТРК «Южный Урал». - Челябинск, 2001-2014. - Режим доступа: http://chelyabinsk.rfn.ru. -Загл. с экрана (дата обращения 19.02.2014).
4. Зацепина, И. А. Концепция тематического и информационного вещания как одна из составляющих имиджа регионального телевидения / И. А. Зацепина // Диалог этнокультурных миров в евразийском историческом процессе: материалы междунар. науч.-практ. интернет-конф. - Оренбург: Оренбургский государственный университет, 2010. - 1133 с.
5. Зубанова, Л. Б. Современное медиапространство: подходы к пониманию и принципы интерпретации / Л. Б. Зу-банова // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. - 2008. - № 2 (14). - С. 6-17.
6. Мясникова, М. А. Морфологический анализ современного российского телевидения: автореф. дис. ... д-ра филол. наук / М. А. Мясникова. - Екатеринбург, 2010. - 50 с.
7. Нургалиева, Д. И. Управление взаимодействием персонала проектных групп в телевизионных компаниях: автореф. дис. ... канд. экон. наук / Д. И. Нургалиева. - Москва, 2013. - 27 с.
8. Основы медиабизнеса: учеб. пособие для студентов вузов / под ред. Е. Л. Вартановой. - Москва: Аспект Пресс, 2009. - 360 с.
9. Падейский, В. В. Проектирование телепрограмм: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 053700 «Продюсерство кино и телевидения» / В. В. Падейский. - Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - 238 с.
10. Суминова, Т. Н. Продюсер: сущность и специфика социокультурного феномена / Т. Н. Суминова // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2009. - № 5 (31). - С. 92-98.
11. Сушкова-Ирина, Я. И. Создатели и потребители современной художественной культуры: типологический анализ: автореф. дис. ... канд. культурологии / Я. И. Сушкова-Ирина. - Москва, 2010. - 28 с.
107
Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2014 / 2 (38)
А. С. Сумская
Продюсерские телевизионные проекты провинциального мегаполиса
12. Телерадиоцентр «Восточный Экспресс» [Электронный ресурс]: офиц. сайт / Телеканал «Восточный экспресс». - Челябинск, 2004-2014. - Режим доступа: http://www.ve-trc.ru. - Загл. с экрана (дата обращения 20.02.2014).
Сдано 25.02.2014
A. S. Sumskaya
PRODUCERS' TV PROJECTS IN PROVINCIAL MEGALOPOLIS
Abstract. In this article one can find the analysis of display-oriented products suggested by television media of Chelyabinsk region. The analysis is given in the view of specific area of cultural studies - partiqulary, cultural studies in media space. The author discovered several techniques of content production, forms of its representation. Also software units were revealed (they all satisfy the requirements of planning technology). There is a review of some producers’ TV projects created by local experts of media business. The definition ofproducers' TV project can be found in the article as well as several typologies of TV projects, that go on the air in local TV companies. Genres and thematic variety of these projects are also presented here. Finally, the author summerized communicative intentions of recipients (producing companies).
Keywords: screen art, producer, project approach, local media business, genres and types of producers' TV projects, value interaction of the participants of media communication
References
1. Beguly, Ph. Upravlenie proektom [Running a Project] / Ph. Beguly. - Moskow: Grand FAIR-PRESS, 2002. - 202 p.
2. Goriachiye tantcy [Hot Dance] [Electronic resource]: [oficcial site] / GPChO OTV. - Chelyabinsk, 2002-2014. -URL: http://hot-dance.1obl.ru, free. (access data: February, 19th, 2014).
3. Gosudarstvennaya televisionnaya i radioveshchatel'naya kompaniya "Yuzhnyj Ural" [State Television Broadcasting Company “South Ural”] [Electronic resource]: [oficcial site] / STBC "South Ural". - Chelyabinsk, 2001-2014. - URL: http://chelyabinsk.rfn.ru,free (access data: February, 19th, 2014).
4. Zatcepina, I. A. Concept of Subject and Informational Broadcasting as a Part of Image of Local TV / I. A. Zat-cepina // Dialog etnokul'turnykh mirov v yevrazijskom istoricheskom protcesse [Dialogue between Ethnocultural Communities during Eurasian Historical Process]: materials of international scientific-practical conference. - Orenburg: GOU OGU, 2010. - 1133 p.
5. Zubanova, L. B. Modern Media Area: A of Undersanding and Principles of Interpretation / L. B. Zubanova // Vestnik Chelyabinskoj gosudarstvennoj akademii kul'tury i iskusstv [Herald of Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts]. - 2008. - № 2 (14). - P. 6-17.
6. Miasnikova, M. A. Morfologicheskii analiz sovremennogo rossiiskogo televideniya [Morphological Analisys of Modern Russian Television]: autoref. of a dis. ... dr. of Philological science / M. A. Miasnikova. - Ekaterinburg, 2010. - 50 p.
7. Nurgaliyeva, D. I. Upravleniye vzaimodejstviyem personala proektnykh grupp v televizionnykh kompaniyakh [Running Staff Interraction in Project Groups in Television Companies]: autoref. of a dis. ... cand. of Economic science / D. I. Nurgaliyeva. - Moscow, 2013. - 27 p.
8. Osnovy mediabiznesa [Foundations of Media Business]: School-book for students of institutes of higher education / ed. by E. L. Vartanova. - Moscow: Aspekt Press, 2009. - 360 p.
9. Padejsky, V. V. Proektirovaniye teleprogramm [Planning TV-progammes]: School-book for students of institutes of higher education studying profession 053700 “Film and TV Producing” / V. V. Padejsky. - Moscow: YUNITI-DANA, 2004. - 238 p.
10. Suminova, T. N. Producer: Main Point and Specificity of Socio-cultural Phenomenon / T. N. Suminova // Vestnik Mokovskogo gosudarstvennogo universiteta kulturi i iskustv [Herald of Moscow State University of Culture and Arts]. - 2009 - № 5 (31). - P. 92-98.
11. Sushkova-Irina, Ya I. Sozdateli i potrebiteli sovremennoj hudozhestvennoj kul'tury [Creators and Consumers of Modern Arts Culture Typological Analisys]: autoref. of a dis. ... cand. of Culturology / Ya. I. Sushkova-Irina. - Moscow, 2010. - 28 p.
12. TV Broadcasting Center “East Express” [Electronic resource]: [oficial site] / Telekanal “Vostochnyj Ekspress” [TV Channel "East Express"]. - Chelyabinsk, 2001-2014. - URL: http://chelyabinsk.rfn.ru, free (access data: February, 20th, 2014).
Received 25.02.2014
108
Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2014 / 2 (38)