Научная статья на тему 'Особенности медиаобразовательной программы подготовки продюсеров как телевизионных менеджеров'

Особенности медиаобразовательной программы подготовки продюсеров как телевизионных менеджеров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2649
189
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОДЮСЕР / АУДИОВИЗУАЛЬНАЯ ИНДУСТРИЯ / ТЕЛЕВИЗИОННОЕ ПРОДЮСИРОВАНИЕ / МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / МОДУЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПРОЕКТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / PRODUCER / AUDIO AND VISUAL INDUSTRY / TELEVISION PRODUCING / MEDIA EDUCATION / MODULAR EDUCATION / PROJECT METHOD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сумская Анна Сергеевна, Фатеев Владимир Николаевич

В статье обоснована актуальность внедрения на рынок образовательных услуг Челябинской области подготовки телевизионных продюсеров. Дано общее описание медиаобразовательной программы, предпринята попытка выявления ее особенностей как программы профессиональной переподготовки на примере опыта реализации в Челябинской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Peculiarities of the media educational program application in the training process of producers as TV managers

The article explains that the training of TV managers is a burning issue at the Chelyabinsk Oblast market of educational services. The authors provide general description of the media educational program, attempt to reveal its peculiarities as a program of professional retraining as exemplified by the implementation experience in the Chelyabinsk Oblast.

Текст научной работы на тему «Особенности медиаобразовательной программы подготовки продюсеров как телевизионных менеджеров»

А. С. Сумская, В. Н. Фатеев

ОСОБЕННОСТИ МЕДИАОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ ПРОДЮСЕРОВ КАК ТЕЛЕВИЗИОННЫХ МЕНЕДЖЕРОВ

В статье обоснована актуальность внедрения на рынок образовательных услуг Челябинской области подготовки телевизионных продюсеров. Дано общее описание медиаобразовательной программы, предпринята попытка выявления ее особенностей как программы профессиональной переподготовки на примере опыта реализации в Челябинской области.

Ключевые слова: продюсер, аудиовизуальная индустрия, телевизионное продюсирование, медиаобразование, модульное обучение, проектная технология

The article explains that the training of TV managers is a burning issue at the Chelyabinsk Oblast market of educational services. The authors provide general description of the media educational program, attempt to reveal its peculiarities as a program of professional retraining as exemplified by the implementation experience in the Chelyabinsk Oblast.

Keywords: producer, audio and visual industry, television producing, media education, modular education, project method

В последнее двадцатилетие в России система средств массовой коммуникации, особенно аудиовизуальных, предоставляет своим работникам возможность проявить себя в новом виде профессиональной деятельности - в продюсирован™.

Профессия продюсер (от англ. to produce -‘производить’) пришла к нам из США - признанного лидера коммерческого кинематографа и телевидения. В России в первые два десятилетия XX в. предприниматели в сфере кинематографии, конечно, были и действовали довольно успешно (А. Ханжонков, А. Дранков, М. Алейников, И. Ермольев, П. Тиман, Д. Харитонов и др.), однако в советский период объективных возможностей для развития продюсерской деятельности во всей полноте ее специфических организационно-экономических реалий не стало, и только в конце 1980-х гг. эта сфера деятельности стала возрождаться (а по сути - рождаться заново). Своим признанием она обязана таким личностям, как В. Арсеньев, Л. Верещагин, В. Досталь, В. Листьев, А. Михайлов, Л. Парфёнов, А. Разумовский, Ю. Ро-маненко, С. Сельянов, А. Татарский, В. Тодоровский, И. Толстунов, К. Эрнст и др.

По мнению П. К. Огурчикова, профессия продюсера только начинает развиваться в нашей стране [7, с. 8]. Н. Б. Кириллова называет продюсером бизнесмена, способного понять перспективу и потребности рынка и сочетать это понимание со знаниями в области управления производством и использованием ресурсов в аудиовизуальной сфере с целью получения прибыли. Продюсер - это предприниматель, контролирующий экранный проект на всех его стадиях: он формирует команду, отвечает за финансирование, сроки производства [4, с. 376].

Сегодня продюсеры востребованы на телевидении, в кинематографе, в театре, музыкальной индустрии, радиовещании и других сферах. Деятельность их регламентируется отраслевыми правовыми актами. Сфера компетенции довольно широка. Что касается телевизионного продюсирования, то роль телевизионных продюсеров в связи активным развитием рыноч-

ных механизмов на отечественном телевидении приобретает в последние годы первостепенное значение. Еще более значима она на коммерческих аудиовизуальных предприятиях, особенно в сфере производящих, а не вещательных компаний. Можно с уверенностью говорить, что роль продюсеров как телевизионных менеджеров возрастет в связи с принятым на правительственном уровне решением о переходе телевидения на цифровое вещание (к 2015 г.), что приведет к увеличению числа каналов, в том числе нишевых, спроса на медийный контент, изменению основ телевизионной индустрии, модификации ее финансирования.

В частности, генеральный директор Первого канала, продюсер К. Эрнст в обращении к коллегам-телевизионщикам акцентировал внимание на необходимости повышения качества и количества контента в преддверии перехода на цифровое вещание, резкого увеличения количества каналов [10].

Е. Л. Вартанова подчеркивает, что экономическая природа телевидения, превращающегося из наиболее массового СМИ (концепция широковещания) в нишевое и специализированное, предполагает увеличение доли платных телеуслуг [1, с. 184-187]. В условиях же рыночной экономики проблемы получения прибыли ложатся целиком на плечи продюсеров, поскольку они несут основную финансовую ответственность за результаты работ [5]. Последнее обстоятельство открывает новые возможности для телепродюсеров.

В свою очередь важно отметить, что региональное телевидение как источник информации о местных событиях по статистике пользуется большей популярностью, чем федеральное [2]. В связи с этим в России, особенно в регионах, остро стоит вопрос о профессиональной подготовке продюсеров. Анализ образовательных программ в сфере продюсирования показывает, что они существуют как в творческих вузах (Всероссийский государственный институт кинематографии им. С. А. Герасимова, Гуманитарный институт телевидения и радиовещания им. М. А. Литовчина, Санкт-Петербургский государственный университет

128

кино и телевидения, Московский институт телевидения и радиовещания, Институт повышения квалификации работников телевидения и радиовещания (г. Москва) и др.), так и в экономическо-управленческих вузах (Государственный университет - Высшая школа экономики, магистерская программа «Менеджмент в СМИ»), но только в Москве и Санкт-Петербурге.

Известен и опыт реализации основной образовательной программы высшего профессионального образования в области кино- и телепродюсирования в Екатеринбурге на базе Российского государственного профессионально-педагогического университета. Но очень высокие требования к условиям реализации основной образовательной программы значительно осложняют процесс ее внедрения как эффективной образовательной услуги, несмотря на достаточно развитый рынок массмедиа.

Выходом в такой ситуации может быть организация образовательных программ в сфере дополнительного образования. Этот путь и был выбран на факультете журналистики Челябинского государственного университета, где журналистов готовят с 1987 г., «Экономику и менеджмент СМИ» ведут с 2001 г., а в 2010 г., учитывая определенный риск, запустили программу профессиональной переподготовки «Продю-сирование телевизионных проектов».

Несмотря на то что программа составлена с опорой на действующие государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования по специальностям «Продюсирование» и «Журналистика», она имеет ряд особенностей.

Во-первых, особенностью программы является принципиальный выбор базовой площадки для реализации программы - факультет журналистики классического вуза. Подобный опыт пока в образовательном пространстве РФ не представлен. Структурно программа включает два ведущих блока: «Творческие и технологические основы создания телепроектов» (журналистско-телевизионный компонент) и «Организационные и экономические основы продюсерской деятельности» (продюсерский компонент). Совмещение этих двух компонентов - своеобразное ноу-хау проекта, объясняемое задачей подготовить не просто продюсера, а продюсера в телевизионной сфере.

Во-вторых, ведущие структурные компоненты программы образованы несколькими специализированными модулями: «Теоретические основы современного телевидения», «Основы телевизионного производства», «Мастерство продюсера телевизионных программ», «Управление организацией телевизионных проектов», «Экономика и финансовый менеджмент», «Управление в процессе продвижения телевизионного проекта». Процесс освоения программы реализуется путем последовательного изучения предложенных модулей подготовки, каждый из которых содержит ряд дисциплин. К примеру, модуль «Теоретические осно-

вы современного телевидения» включает курсы: «Основы теории и истории журналистики», «История и современное телевидение: особенности, проблемы, перспективы развития», «Основы телевизионной журналистики», «Правовые основы тележурналистики». Модуль «Основы телевизионного производства» раскрывается в следующих курсах: «Режиссура телевизионных программ», «Сценарное мастерство на телевидении», «Операторское мастерство», «Нелинейный монтаж», «Основы музыкальной культуры и звуковое решение телепрограмм», «Режиссура мультимедиа (компьютерный дизайн и компьютерная графика)». Как видим, первый модуль в большей степени теоретический, «знаниевый», тогда как второй - преимущественно практический, компетентостный. Он нацелен на то, чтобы выпускники при необходимости могли не только контролировать весь процесс производства телепрограмм, но и активно в нем участвовать. Каждый из модулей завершается итоговым тьюториалом и зачетом.

Продюсерский блок дисциплин, безусловно, является основным в программе. Изучив его, будущие телепродюсеры должны понять, что их будущая работа - это только 10 % телетехники и телетехнологии, а остальное - люди, тем более что экономисты обращают внимание на очень высокую стоимость рабочей силы в телепроизводстве в сравнении с другими отраслями и, соответственно, высокий рост затрат на оплату труда, из-за чего в современных условиях производство аудиовизуального контента постоянно дорожает. Кроме того, дополнительным обстоятельством, увеличивающим затраты, выступает стоимость авторских прав, которая для многих телепрограмм не снижается с течением времени.

В-третьих, своеобразным является и педагогический состав, включающий преподавателей ЧелГУ, ЧГАКИ, ЮУрГУ, ИПК (г. Москва), действующих практиков телевизионных компаний Челябинска, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, государственных служащих муниципального управления Челябинска.

К примеру, теоретические курсы блока «Творческие и технологические основы создания телепроектов» преподают штатные преподаватели факультета журналистики Челябинский государственный университет (кафедр журналистики и теории массовой коммуникации), а практические - преподаватели кафедры режиссуры кино и телевидения Челябинской государственной академии культуры и искусств.

Преподавательский состав продюсерского модуля значительно отличается от первого: здесь и приезжий преподаватель - заведующая кафедрой медиабизнеса Института повышения квалификации работников радиовещания и телевидения из Москвы, кандидат экономических наук, продюсер Португальского телевидения Т. Соболева; бизнес-тренер международного уровня - тьютор школы бизнеса Открытого университета Великобритании О. Н. Головлев; продюсер ди-

129

рекции информационно-аналитического вещания телерадиокомпании «Петербург - 5 канал» - С. Шишкина; действующие телевизионщики города - редактор ГТРК «Южный Урал» Н. В. Фуникова; автор, продюсер и ведущая программы на 31 канале А. В. Шагиева, экс-заместитель директора канала ОТВ Л. П. Отрыва-нова. Таким образом, проект интересен еще и потому, что является межвузовским.

В-четвертых, как ведущая педагогическая технология определена проектная технология обучения, которая по праву признается образовательной технологией XXI в. Организация процесса обучения по своей сути является медиаобразовательным проектом [9, с. 121]. В результате обучения каждый слушатель на этапе итоговой аттестации презентует созданный самостоятельно телевизионный проект, прошедший все этапы подготовки (предварительный, подготовительный, производственный) [8, с. 20]. Призванная пробудить творческую и предпринимательскую жилку программа «Продюсирование телевизионных проектов», кроме теоретических и практических занятий предполагает практику реализации приобретенных компетенций в телекомпаниях города.

Помимо этого, применяется технология концентрированного обучения: дисциплины изучаются целыми блоками, каждая по 2-3 недели, затем по курсу сдается зачет, и происходит переход к следующей дисциплине. В соответствии с уровнями познавательной деятельности определены ведущие методы обучения: проблемные (проблемный анализ ситуаций), исследовательские (организация исследовательской деятельности) [6].

Образовательная программа «Продюсирование телевизионных проектов» для слушателей вечерней формы обучения, не имеющих базового образования в области СМИ, запущена в начале 2010 г. В настоящее время объявлен набор на заочную версию для дейст-

вующих сотрудников телекомпаний области. Если по существу обучения итоги подводить пока рано, то одно можно сказать определенно: спрос на данную образовательную услугу имеется. И что показательно, программу поддерживают и одобряют менеджеры телеканалов Челябинска. Есть отклики на предложение послать на переобучение своих работников, но на условиях самостоятельной оплаты, а не из средств телекомпании. Дело в том, что каждый руководитель телекомпании понимает, что обученный продюсер может «уйти в свободное плавание», поскольку профессия продюсера предпринимательская по сути: в соответствии со ст. 2 Гражданского кодекса деятельность продюсера является «самостоятельной, осуществляемой на свой риск, направленной на систематическое получение прибыли...» [3, с. 193-194].

В качестве варианта внедрения данной программы на рынок образовательных услуг можно предложить их открытие на экономических и управленческих факультетах вузов. При этом соотношение между журналистско-телевизионным и менеджерским блоками программы должно, естественно, измениться: если в той программе, которую мы проанализировали, преобладал управленческий блок, то в программе, реализующейся на факультете менеджмента, напротив, нужно планировать преобладание журналистско-телевизионного блока как нового по тематике для студентов. И еще одно соображение: кроме формы программы дополнительного образования для продюсеров возможно расширение медиаобразовательной деятельности в сторону открытия магистерской программы по медиаменеджменту, как это сделано в государственном университете -Высшей школе экономики (г. Москва). Подобные образовательные инициативы со временем должны существенно улучшить качество медиаменеджмента, остающегося крайне низким в России, в том числе в регионах.

1. Вартанова, Е. Л. Медиаэкономика зарубежных стран: учеб. пособие/ Е. Л. Вартаева. - М.: Аспект Пресс, 2003. - 248 с.

2. Иванова, Е. А. Влияние федерального телевидения на региональные телевизионные каналы (на примере Ростовской области): дис. ... канд. филол. наук: 10.01.10./ Е. И. Иванова. - Ростов н/Д, 2003. - 168 с.

3. Кириллова, Н. Б. Медиаменеджмент как интегрирующая система / Н. Б. Кириллова.- М.: Акад. проект, 2008. - 412 с.

4. Кириллова, Н. Б. Медиакультура: теория, история, практика: учеб. пособие / Н. Б. Кириллова. - М.: Акад. проект: Культура, 2008. - 496 с.

5. Ксинопуло, М. П. Телевизионное продюсирование и тенденции его развития в современных условиях: дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05 / М. П. Ксинопуло. - М., 2006. - 149 с.

6. Леонтьев, А. Н. Деятельность, сознание, личность / А. Н. Леонтьев. - М.: Политиздат, 1975. - 304 с.

7. Огурчиков, П. К. Мастерство продюсера кино и телевидения: учеб. / под ред. П. К. Огурчикова, В. В. Падейского, В. И. Сидоренко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - 863 с. - (Медиаобразование).

8. Падейский, В. В. Проектирование телепрограмм: учеб. пособие / В. В. Падейский. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - 238 с. -(Медиаобразование).

9. Фатеева, И. А. Медиаобразование: теоретические основы и практика реализации / И. А. Фатеева. - Челябинск: Челяб. гос. ун-т, 2007. - 270 с.

10. Lenta.ru [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Шр://1еп1а.га/Новости/2006/11/20^иаГ;ег.

130

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.