Научная статья на тему 'Феномен продюсирования. Взгляд из региона'

Феномен продюсирования. Взгляд из региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2188
319
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОДЮСЕР / АУДИОВИЗУАЛЬНАЯ ИНДУСТРИЯ / ТЕЛЕВИЗИОННОЕ ПРОДЮСИРОВАНИЕ / ТЕЛЕПРОЕКТ / ФУНКЦИИ И ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА ПРОДЮСЕРА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сумская Анна Сергеевна

В статье предпринята попытка выявления предпосылок возникновения и возрождения института продюсирования в отечественной аудиовизуальной среде; раскрыта суть профессии продюсера, предложена совокупность функций, обозначены профессионально-значимые личностные качества продюсера; обобщены виды внутрипрофессиональной продюсерской деятельности, предложено обоснование специфики телепродюсирования, сформулировано видение развития продюсерства в регионе (на примере телевизионного пространства Челябинска).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Феномен продюсирования. Взгляд из региона»

А. С. Сумская

ФЕНОМЕН ПРОДЮСИРОВАНИЯ. ВЗГЛЯД ИЗ РЕГИОНА

В статье предпринята попытка выявления предпосылок возникновения и возрождения института продюсирования в отечественной аудиовизуальной среде; раскрыта суть профессии продюсера, предложена совокупность функций, обозначены профессионально-значимые личностные качества продюсера; обобщены виды внутрипрофессиональной продюсерской деятельности, предложено обоснование специфики телепродюсирования, сформулировано видение развития продюсерства в регионе (на примере телевизионного пространства Челябинска).

Ключевые слова: продюсер, аудиовизуальная индустрия, телевизионное продюсирование, телепроект, функции и личностные качества продюсера.

Развитие рыночных механизмов на отечественном телевидении тесно связано со становлением особого направления профессиональной деятельности - телевизионным продюсировани-ем, играющим весьма важную роль в развитии российской аудиовизуальной индустрии. Сам факт и процесс продюсирования получил достаточно серьезное развитие на федеральном уровне. В настоящее время известные российскому зрителю наиболее успешные телевизионные проекты не обходятся без участия продюсера, а то и целой продюсерской команды. Региональный рынок массмедиа постепенно присматривается, вникает в суть, возможности данной профессии, делает первые шаги по ее внедрению, использованию для создания коммерчески успешной телевизионной продукции для и с участием своей «местной» аудитории. Началось введение в штатное расписание региональных телерадиокомпаний должности продюсера, который или которые призваны выполнять предъявленные функциональные обязанности и нести возложенные полномочия. Вместе с тем важно отметить, что направления деятельности и зоны ответственности у подобных специалистов на разных каналах, разных проектах имеют некоторые, а иногда и значительные отличия.

Таким образом, возникает необходимость в осмыслении собственно феномена телевизионного продюсирования, исследования специфики и возможностей реализации полного цикла функций телепродюсера на рынке аудиовизуальной продукции не столиц(ы), а, к примеру, крупного промышленного региона.

По мнению П. К. Огурчикова, профессия продюсера только начинает развиваться в нашей стране, поэтому неудивительно, что многие аспекты деятельности не донца систематизированы, а решения продюсера проанализированы [4. С. 8].

Это обуславливает потребность минимизировать существующие до настоящего времени разночтения в трактовке термина «телевизионное продюсирование», сути и смысла профессии «продюсера», попытаться дать научное обоснование этому явлению, формализовать функции телепродюсера.

Принимая во внимание, что продюсер - это профессия особенная, считаем важным, выявить корни этого явления, что требует некого исторического экскурса.

В России профессия продюсера зарождалась и имела развитие дважды: в первое и последнее десятилетие XX века. М. П. Ксинопуло, исследуя в своем диссертационном исследовании тенденции развития телевизионного продюси-рования, констатирует, что «с конца XIX века, с одной стороны, произведения искусства оказались тиражируемы, количество произведений искусства всех видов резко увеличилось; с другой стороны, огромная масса произведений искусства стала выпускаться с расчетом на массовое потребление. Новыми явлениями в культурной жизни выступили система организации потребления культуры и инициация спроса на произведения искусства. Между искусством и публикой потребовался посредник. Это и обусловило социальный заказ на появление продюсера как профессионала в данной сфере деятельности» [3. С. 12].

С. П. Дягилев - одна из ярчайших личностей в российской художественной жизни. Именно он, предприниматель принципиально нового типа, впервые воплотил в жизнь специальные публичные художественные проекты под названием «Русские сезоны в Париже», которые и в настоящее время не теряют своей значимости для российского искусства. Причем Дягилев действительно шел за вкусами публики, но теми, которые приобретут актуальность завтра.

Конечно, к продюсерам Дягилев себя не относил. Но именно он один из первых, кто заложил основы этой профессии, по-настоящему востребованной лишь спустя несколько десятилетий.

Феномен продюсера, возникнув в театральной деятельности, как следствие социально-культурных изменений, со временем доказал востребованность в кино, шоу-бизнесе, на телевидении...

Заметим, что время второго возрождения института продюсирования в России начинается с 1991 года, когда Советский Союз и плановая экономика прекратили свое существование. Россия стремительно окунулась в стихию рыночных отношений. Если говорить о телевидении, то на смену бюджетного финансирования, государственной вещательно-производственной монополии, в которой главным и единственным продюсером было государство, пришла хозяйственная самостоятельность, экономическая ответственность, что привело к коммерциализации вещания.

Таким образом, если в первом случае основой зарождения института продюсирования являются новые тенденции в развитии культуры при сложившихся условиях развития предпринимательской деятельности, то во втором случае - необходимость выживания культуры в новой социально- экономической формации. То есть в первом случае мы говорим о потребности в развитии, а во втором - о выживании. Разница существенная.

Сравнение причин и побудительных мотивов рождения и возрождения профессии, причинно-следственные связи и механизмы ее развития помогает нам точнее понять специфику деятельности продюсера в разные исторические эпохи, экономические формации и получить более точное представление о профессии. В настоящее время российское телевидение имеет смешанную коммерческо-государственную форму вещания. В последние годы оно разрослось - от нескольких государственных каналов до множества вещательных каналов и производственных (продакшн) компаний разных форм собственности. Отечественное телевидение с технологической точки зрения сделало огромный прорыв и, несмотря на сильное отставание от западных вещателей, начало активное внедрение цифровых технологий, значительно повышающих востребованность работы продюсера. Более того, продюсеры становятся ключевыми фигурами, определяющими и даже диктующими политику, направленность и основные векторы развития целых каналов. Продюсеры яв-

ляются своеобразными локомотивами создания отдельных телевизионных проектов, играют в них определяющую роль.

Если говорить о степени изученности проблемы телевизионного продюсирования с научной точки зрения, то она весьма незначительна. Существующие в настоящее время научные издания, как правило, посвящены технологии продюсирования в киноиндустрии. В области телевизионного продюсирования имеются весьма немногочисленные публикации, раскрывающие некоторые исторические аспекты, вопросы правового регулирования. В то же время считаем, что философская основа продюсерства изыскивается в трудах о человеке и обществе в век массовой культуры, СМК и связана с именами X. Ортеги-и-Гассета, А. Паччеи, Э. Фромма, М. Хайдеггера и др. Специфические черты профессии продюсера осмысляются в трудах отечественных и зарубежных авторов: Е. Л. Вартановой, Н. А. Голядкина, Я. Н. Засурского, А. Г. Качкаевой, К. Келлисон., С. А. Муратова, В. В. Падейского, В. В.Переверзева, В. Л. Цвика и др. Вопросы экономической компетентности продюсера находят свое отражение в концепциях К. Макконелла, М. Питерса, А. Хайека, Ф. Хедоури, и др. Исследование личностных характеристик продюсера, формирование профессионально-значимых качеств данного специалиста возможно на основе изучения работ О. Крегера, М. И. Левитана, Г. М. Попиашвили, Ф. Б. Риполь-Сарагоси, Дж. Тьюсона и др.

Таким образом, можем говорить о некоторой разработанности проблемы продюсирова-ния. Однако, не умаляя ценности исследователей в данной области, считаем важным, уточнить суть профессии продюсера.

Достаточно емко определение термина «продюсер», сформулированное Н. Б. Кирилловой: «продюсер - это бизнесмен, способный понять перспективу и потребности рынка и сочетать это понимание со знаниями в управлении производством и использованием ресурсов в аудиовизуальной сфере с целью получения прибыли» [2. С. 376].

Вместе с тем, на наш взгляд, необходимо конкретизировать, что продюсер инициирует и организует творческий процесс создания аудиовизуального продукта. Он реализует проект «с нуля», воплощая собственные или чужие перспективные идеи.

А. Кролл утверждает, для продюсера важно «находить идеи настолько сияющие, которые сиянием своим будут привлекать людей и все остальные ресурсы». Причем, продюсер сам

может быть автором идеи, может разделить увлеченность художника, но, в любом случае, в основе его деятельности лежит новое художественное качество, творческий прорыв, который он поддерживает и организует. Продюсер, понимая идею, не меньшей степени умеет понять интересы публики и дает путевку в жизнь новому именно потому, что способен соединить тех, кто умеет это делать, с теми, для кого это делается. Продюсер рассматривает возможные риски и принимает решение о том, каким образом будет воплощен проект.

Продюсеры аудиовизуальной сферы, как правило, реализуют свои возможности в разных направлениях, жанрах и различной иерархии соподчиненности. Анализ различных источников позволяет обобщить и представить примерную схему видов внутрипрофессио-нальной деятельности и соподчиненность продюсеров различного уровня на рис.1

Кроме того, по степени принадлежности к той или иной организации различают продюсера компании (канала), независимого продюсера.

художественного значения, а также окупаемости и прибыльности;

• организация разработки планов реализации проектов, определение путей и методов их выполнения;

• участие в подборе кадров для осуществления проектов и обеспечение их рациональной расстановки;

• координация деятельности всех заинтересованных в проекте сторон;

• организация выполнения комплекса работ в процессе внедрения проектов, обеспечение их необходимыми средствами;

• принятие мер по наиболее эффективному использованию материальных и финансовых ресурсов, строгому соблюдению режима экономии, осуществления контроля за их использованием в процессе подготовки и внедрения проектов;

• изучение и анализ отечественной и зарубежной литературы по тематике осуществляемых проектов;

• организация рекламных компаний, касающихся разработанных проектов, выбор форм

продюсер

в кино

1

на телевидении

Генеральный продюсер Продюсер канала

Исполнительный продюсер Генеральный

продюсер

Линейный продюсер

Формирующий (креативный) продюсер

Исполнительный продюсер

Креативный продюсер

Продюсер

программы

(телепроекта)

(информационной, публицистической, развлекательной)

Рис. 1. Виды продюсерской деятельности и их иерархия в кино и на телевидении

Нас, в первую очередь, интересуют продюсеры телевизионной сферы.

Статус продюсера телевизионных программ, в настоящее время, определен приказом Министерством труда и социального развития РФ от 04.10.2002 г. (№ 67) и в его должностные обязанности входит:

• организация финансирования проектов с привлечением собственных средств или средств спонсоров и их продвижение;

• обоснование целесообразности осуществления выдвинутых проектов, их идейно-

и методов рекламы в СМИ, ее текстового, цветового и музыкального оформления [1. С. 75].

Кроме того, авторы учебника «Основы про-дюсерства. Аудиовизуальная среда», отмечают, что идеальный продюсер должен уметь: предвидеть, рисковать, требовать, мобилизовывать, благодарить, верить, распоряжаться, укрощать, отстаивать, терпеть, считать, экономить, убеждать, вдохновлять, лукавить, иронизировать, уличать, льстить, лавировать... [5. С. 38].

К профессионально-значимым личностным требованиям, необходимым продюсеру,

готовы отнести: врожденную интуицию, целеустремленность, самообладание и трезвость мышления, оптимизм и уверенность в себе, внутреннюю ответственность, высокие моральные стандарты, психологическое и физическое самочувствие. И еще. Доминантность, которая имеет в своей основе здоровое честолюбие, повышенный уровень притязаний, стремление к личной независимости, лидерству. И, наконец, или, прежде всего, умение «слышать время» и понимать будущие потребности аудитории. К продюсеру относится и тезис о том, что он должен одинаково свободно владеть двумя типами мышления: воспринимать и обрабатывать формализованную информацию, принимать конструктивные решения, а также легко владеть и образным видением мира, чувствуя природу творчества.

Нет необходимости доказывать, что выше представлены обобщенные функции и качества продюсера. В реальной практике функции продюсеров вещательных и производящих компаний (подразделений телеканалов) значительно разнятся. Функции продюсеров телеканалов, особенности в области информационного вещания, имеют сходство с работой редакторов телевидения. Полный цикл функций продюсеров реализуется соответствующими специалистами производящих компаний.

Специфика продюсирования на телевидении, на наш взгляд обусловлена следующими факторами:

1. Ориентация на рейтинг как мерило успеха. Чем больше телезрителей посмотрело проект, тем он считается успешнее. В данном случае продюсер стремится найти компромисс между массовостью зрительского интереса и его художественной ценностью.

2. Особенности телевизионного производства или ориентация на поточное производство. Поэтому и постановочная сложность телепроектов, их себестоимость значительно уступает кинематографическим.

Что касается развития института продюси-рования в регионе (на примере Челябинской области), то, представляется, что продюсиро-вание полнометражного кино еще много лет не найдет способов реализации в силу существующих ограничителей: финансовых, технологических и кадровых.

Получает некоторое развитие продюсиро-вание телевизионных проектов. В наибольшей степени в области информационного вещания. Продюсеры в данном случае «разрабатывают»

сюжеты новостийных выпусков, не решая задач финансирования. Получает свое развитие продюсирование телепроектов, в большей степени развлекательных. Наиболее сложно приходится небольшим частным производящим студиям, реализующим проекты публицистических жанров.

Создание продюсерского проекта проходит пять традиционных стадий: проработка плана (идея), предпродакшн (план), продакшн (съемки), постпродакшн (монтаж и «обработка» готового продукта), продвижение проекта на рынок.

На наш взгляд, одной из важных составляющих процесса развития телепроизводства области в будущем может являться профессиональная подготовка телепродюсеров в сфере маркетинга, финансового планирования и бизнес-планирования, так как опыт работы в посткризисное время показал значимость обновленных подходов к рынку рекламодателей. Подобная практика сможет облегчить условия финансирования телевизионной продукции независимыми инвесторами, поскольку процессы объективного расчета доходности и прогнозирования результатов телепроизводства становятся реальностью в экономике не только центральных регионов России.

Список литературы

1. Иванов, Г. П. Продюсерский центр культуры [Текст] / Г. П. Иванов // Справочник руководителя учреждения культуры. - 2003. - № 8.- С. 75-83.

2. Кириллова, Н. Б. Медиакультура : теория, история, практика [Текст] : учеб. пособие / Н. Б. Кириллова. - М. : Академический проект : Культура, 2008. - 496 с.

3. Ксинопуло, М. П. Телевизионное продю-сирование и тенденции его развития в современных условиях : дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05 / М. П. Ксинопуло. - М., 2006. - 149 с.

4. Мастерство продюсера кино и телевидения [Текст] : учеб. для студентов вузов, обуч. по специальности «Продюсерство кино и телевидения» и др. кинематографич. Специальностям / под ред. П. К. Огурчикова, В. В. Падей-ского, В. И. Сидоренко. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - 863 с. (Серия «Медиаобразование»).

5. Основы продюсерства. Аудиовизуальная сфера [Текст] / под ред. Г. П. Иванова, П. К. Огурчикова, В. И. Сидоренко. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 402 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.