2. Гаспарян, B.B. Работа радиожурналиста: технология творчества [Текст] : учеб. пособие / В. В. Гаспарян. - М. : Институт повышения квалификации работников телевидения и радиовещания, 2000. - 37 с.
3. Келлисон, К. Продюсирована не телевидении. Практический подход [Текст] / К. Келлисон. - Минск : Гревцов Паблишер, 2008. -384 с.
4. Кириллов, А. Профессия будущего. Информационный продюсер [Электронный ре-cypc].-URL: http://e-vi.ru/MOST/MOST37/KIR/Tl.HTML.
5. Криштул, Б. Кинопродюсер [Текст] / Б. Криштул. - М. : Российский фонд культуры, Русская панорама, 2000. - 336 с.
6. Крол, А. Продюсирована кино. Часть 3 : Кто такой кинопродюсер, что он делает и как им стать? [Электронный ресурс]. - URL: http://snimifilm.com/statyi/aleksei-krol-prodyusirovanie-kino-chast-3-kto-takoi-kino-prodyuser-chto-delaet-i-kak-im-stat.
7. Крол, А. Технология продюсирована. Расширенный подход [Электронный ресурс]. - URL: https://www.youtube.com/user/AzureFieldsFilm/.
8. Мастерство продюсера кино и телевидения [Текст] : учеб. для студентов вузов, обуч. по специальности «Продюсерство кино и телевидения» и др. кинематографич. специальностям / под ред. П. К. Огурчикова, В. В. Падейского, В. И. Сидоренко. - М. : ЮНИ-ТИ-ДАНА, 2009. - 863 с. (Серия «Медиаобразование»),
9. Огурчиков, П. К. Профессиональная подготовка медиапродюсеров [Текст] / П. К. Огурчиков II Менеджмент в России и за рубежом. - 2002. -№3.-С. 48-53.
10. Основы продюсерства : Аудиовизуальная сфера [Текст] / под ред. Г. П. Иванова, П. К Огурчикова, В. И Сидоренко. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 402 с.
11. Постановление Минтруда РФ от 04.10.2002 №67 «Об утверждении квалификационных характеристик должностей служащих государственных предприятий телевизионных и радиовещательных компаний» [Электронный ресурс]. - URL: http://zakonbase.ru/ content/part/307630.
12. Радиожурналистика [Текст]: учебник / под ред. А. А. Шереля. - 3-е изд. испр. и доп.
- М. : Изд-во Моск. ун-та: Наука, 2005. - 480 с.
13. Радиожурналистика [Текст] : учеб. для вузов / под ред. А. А. Шереля. - М. : Изд-во Моск. ун- та, 2000. - 186 с.
14. Смирнов, А. Новая профессия: информационный продюсер [Электронный ресурс].
- URL: http://www.pskov.kp.ru/daily/26091/2992350.
15. Сумская, А. С. Продюсерские телевизионные проекты провинциального мегаполиса [Текст] / А. С. Сумская II Вестник ЧГАКИ. - 2014. -№ 2. - С. 102-108.
16. Федеральный закон РФ от 22 августа 1996 г. № 126-ФЗ «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации» II Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. 26 августа. - № 35. Ст. 4136.
17. Хюллен, П. Пособие для радиожурналистов [Электронный ресурс]. - URL: http:// onmedia.dw-akademie.de/russian/?p=251.
Паниковская М. А. СПЕЦИФИКА ТРЭВЕЛ-ЖУРНАЛИСТИКИ В БЛОГОСФЕРЕ
Статья посвящена исследованию особенностей трэвел-журналистики в блогосфере. В качестве материала исследования выступили тексты, размещённые в популярных трэвел-блогах. Специфические черты трэвел-журналистики в блогосфере, выявленные в работе, могут стать полезной информацией для путешествующих журналистов, публикующих тексты в блогах.
Ключевые слова: трэвел-журналистика, блогосфера, трэвел-текст, блог, журналистика путешествий.
Введение. В современном обществе многие увлекаются путешествиями. Люди посещают всевозможные культурные достопримечательности разных городов и стран, участвуют в туристических походах, отдыхают на курортах. В процессе подготовки к путешествию они знакомятся с местом, в которое собираются. Информацию получают из разных источников: специализированные справочники, журналы и интернет-ресурсы, посвященные туризму, рассказы гидов, знакомых, которые уже побывали в путешествии. Одним из авторитетных источников знаний считаются блоги известных путешественников и трэвел-журналистов. Их ценят за неформальный стиль повествования и полагаются на богатый личный опыт автора.
Все люди, приезжая из яркого путешествия, испытывают потребность поделиться эмоциями о поездке. Современная медиасреда позволяет осуществлять данное желание по-разному: кто-то просто выкладывает фотографии и видеозаписи, а кто-то заводит блоги и делится своим туристическим опытом в письменной форме, сопровождая тексты средствами визуализации.
Также блогосфера является самой доступной платформой для начала карьеры трэвел-журналиста.
Путешествовать сейчас модно, а значит, возрастает интерес к чтению и ведению трэ-вел-блогов.
Разработанность вопроса. При изучении данной проблемы мы использовали научные статьи, материалы конференций и учебные пособия, посвященные трэвел-журна-листике и близким к ней темам. При изучении возникновения данного направления мы опирались на учебное пособие Есина Б. И. «История русской журналистики» [2], диссертацию Панцерева К. А. «Путевой очерк: эволюция и художественно-публицистические особенности жанра» [8].
Были изучены научные работы о путевых очерках, такие как диссертация Рощектае-вой Т. Г. «Жанрово-стилистические особенности современного путевого очерка: на материале русской публицистики 90-х годов XX века» [11], «Путевой очерк: типология жанра» Конькова В. И. [4].
Из работ, близких по тематике к нашей статье, посвященных трэвел-журналистике в Интернете, мы изучили материалы Показаньевой И. В. «Проблемное поле трэвел-журна-листики как явления современного медиапространства» [9] и Редькиной Т. Ю. «Отзыв о стране как тип текста в коммуникативном пространстве Интернета» [10]. Редькина Т. Ю. занимается глубоким изучением современной трэвел-журналистики, поэтому мы ознакомились и с другими её статьями.
Научных трудов, посвященных блогосфере, гораздо меньше, но они присутствуют. Мы ознакомились с работой исследователя Баранец А. В. «Анализ деятельности журналистов в современной блогосфере», диссертацией «Блогосфера как средство самовыражения молодого человека» Рахваловой Н. А., статьей «Жанровая стратификация российской блогосферы в виртуальной коммуникации» Галичкиной Е. Н.
Также мы ознакомились с работами, связанными с изучением туристической сферы. Среди них диссертация Мозгового А. В. «Социокультурная мотивация путешествий людей в современном обществе» [7].
Трэвел-журналистика - это особое направление, которое предоставляет массовому потребителю информацию о путешествиях, затрагивает темы истории, географии, культуры, искусства, туризма, этики, философии и другие [9]. Трэвел-журналистика имеет свои особенности и тенденции развития.
Зародилось направление ещё в Древней Руси и существовало в жанре «хождений». С появлением первых периодических изданий, о путешествиях стали писать в жанре путевого очерка, который изначально считался жанром литературным. В процессе развития СМИ направление трэвел-журналистика трансформировалось и сейчас оно включает в себя различные жанровые формы.
Современные трэвел-тексты создаются в следующих жанрах: путевой очерк, путевая заметка, репортаж, комментарий, портретное интервью и интервью-беседа, обозрение, отчёт и рекомендация [12]. По коммуникативным интенциям автора статьи о путешествиях делят на два типа: информационно-познавательный и информационно-рекламный.
Средством, делающим трэвел-текст в блоге наиболее привлекательным, является наличие индивидуального стиля повествования. Авторский идиостиль - это система содержательных и формальных лингвистических характеристик, присущих произведениям определенного автора, которая делает уникальным воплощенный в этих произведениях авторский способ языкового выражения.
Исследование трэвел-блогов на платформе «Livejournal.com»
Предметом нашего исследования стали блоги, размещённые на платформе «Ь1уе]оигпа1. сот». Выбранные страницы пользуются популярностью среди множества пользователей, имеют большое количество подписчиков. Посещаемость более 200 тысяч уникальных пользователей в месяц (по данным владельцев).
В исследованных трэвел-блогах встречаются различные по стилю и специфике контента материалы. Столкнувшись с жанровым многообразием текстов, мы пришли к решению, что есть смысл разделить блоги две категории: информационные и информационно-аналитические.
Информационные трэвел-блоги
По данной классификации авторам, создающим контент исключительно в форме дневниковых записей, в жанрах путевых заметок, репортажей, отчётов, интервью, принадлежат блоги информационные. Для авторов данных блогов главное - донести до пользователя сообщение о своём путешествии, его планировании и итогах, создать какую-либо зарисовку, рассказать о том или ином приключении, моменте из жизни.
Один из информационных трэвел-блогов - «Страница виртуальных путешественников», автор Сергей Доля. В его постах наиболее гармонично выглядит соотношение текстовой информации и иллюстраций. Автор, прежде всего, талантливый фотограф, что позволяет ему публиковать качественные снимки, дополняемые емкими комментариями. Это даёт возможность читателю полностью погрузиться в передаваемую атмосферу, ощутить эффект присутствия.
Рассмотрим пост «Как живут и выглядят чукчи». Автор делает вывод, что встретить чукчу довольно непросто и целенаправленно отправляется на поиски представителя нации. Создавая портретный очерк, важно показать, как герой выглядит, рассказать об их деятельности, быте, образе жизни, характере. Сергей использует метод интервью, чтобы узнать, всё ли устраивает их в жизни.
Визуализация создает эффект репортажности. Материал включает в себя интересные портретные и событийные фотографии, придающие ему высокую информационную насыщенность. Роль текста максимальна только в начале поста, далее он служит развёрнутыми комментариями к иллюстрациям. Постам Сергея Доли и этому в частности свойственен небольшой объём, что характеризует его как трэвел-текст в Интернете.
Следующий информационный трэвел-блог «Жизнь в путешествии» принадлежит Марии Дубровской. Её тексты отличаются большим объёмом, более разговорным стилем повествования. Также автор использует паралингвистические средства письменной речи, такие как эмотиконы, и приём зачёркивания как один из видов форматирования сетевого текста.
Расссмотрим репортаж «Боракай - Бали трип, на байке по северному Ломбоку». Автор рассказывает о дороге, месте жительства, ведёт повествование от первого лица и в настоящем времени, что определяет текст по жанровому признаку. Она описывает каждый шаг своего путешествия, проводя читателя по всем местам, где бывала сама. Попутно делится советами, называет конкретные улицы, где жила, как дойти до того или иного примечательного места. Полезными в её материалах становятся гиперссылки на предыдущие тексты, сайты, через которые она ищет дешевые хостелы и так далее.
Помимо фотоснимков, которых в постах порядка 50 штук, блогер публикует карты своих маршрутов. Например, здесь использует карту, на которой проложен путь на скутере вдоль побережья острова. Использование средств визуализации помогает автору «провести» читателя по тем местам, которым посвящён тот или иной пост.
Страница Александра Чебан «Ярко о путешествиях!» тоже интересна с точки зрения наличия индивидуальных особенностей трэвел-блога. Принципиальным отличием его блога стало особенное умение автора использовать художественный стиль повествования. Александр предпочитает писать о том, что случается в его поездках, давать полезные советы и рекомендации, сообщать об интересных предложениях туроператоров и авиакомпаний. При описании красот местности автор показывает себя как талантливый публицист, его текстам характерна особая литературность. Для повышения информативности он использует исторические справки. Но при всех позитивных чертах у его материалов есть серьёзный недостаток - излишняя визуализация. Фотографий в постах так много, что редкому читателю хватает терпения пролистать до конца.
В качестве примера рассмотрим пост «Кладбище паровозов в Боливии». В данном материале, как и во многих других, ярко выражен авторский индивидуальный стиль. Стоит обратить внимание на особый слог блогера, использование художественного стиля повествования.
Исторические сведения в тексте объясняют, почему сейчас железная дорога в этой стране не функционирует. Также в данном материале присутствует выделение особо значимых слов и словосочетаний увеличенными шрифтами.
Трэвел-блог является одним из видов заработка Александра. Многие его поездки спонсируют организаторы трэвел-проектов, авиакомпании, отели разных стран. Рекламные посты занимают значительную часть контента, но при этом не лишают страницу привлекательности. Наоборот, делают её более полезной для путешественников. К примеру, не покидая блога, можно найти авиабилет на любой рейс или забронировать отель, щёлкнув по баннеру, расположенному справа от основного текста.
Итак, в постах авторов присутствуют следующие признаки трэвел-текста: высокая степень визуализации, интерактивность, информативность заголовков, использование эффекта репортажности, наличие авторской позиции в текстах, индивидуального стиля повествования, полезность материала. Проанализировав контент, мы сделали вывод, что посты обладают признаками следующих жанров: путевая заметка, репортаж, отчёт. Блоги относятся к категории нишевых, что определяет специфика способа путешествий.
Информационно-аналитические трэвел-блоги
К информационно-аналитическим стоит отнести блоги, содержащие тексты в жанрах рекомендации, обозрения, комментария, рейтинга. Жанр путевого очерка присутствует как в блогах информационных, так и в блогах с элементами аналитики, поэтому он не стал одним из принципов отнесения ресурса к той или иной разновидности. Авторы информационно-аналитических ресурсов, как правило, обладают критическим мышлением, активной жизненной позицией и ярко выраженным личным мнением, которое является авторитетным для их читателей.
Мы проанализировали два информационно-аналитических блога: «С ноутбуком под пальмой» Артура Шигапова и «Фотоистории о России и вокруг» Александра Беленько-
го. Общими чертами всех постов являются следующие: высокая степень визуализации, интерактивность, многообразие заголовков и их формирование по журналистским и бло-герским принципам, использование эффекта репортажности, наличие индивидуального авторского стиля, полезность материала для читателей-туристов.
В материале «Как попасть в Вену» Александр Беленький делится своим опытом в том, как ему удалось дёшево приобрести билет в Австрию. Он сочетает в своём материале сообщение ценной информации и повествование в разговорном стиле. Автор рассказывает свою историю и использует гиперссылки, чтобы отправить читателя на сайт с дешёвыми билетами. Также автор подробно описывает свой намеченный маршрут. Это придает тексту Полезность - один из критериев качественного трэвел-поста в жанре рекомендации.
Блог «С ноутбуком под пальмой» Артура Шигапова состоит из дневниковых записей, зарисовок, фотоотчётов, мыслей о современном состоянии нашего общества. Автор следит за событиями, происходящими в мире, поэтому его тексты актуальны для современной действительности. Что важно для аналитического блог-поста, Артур открыто выражает своё отношение к той или иной проблеме.
Рассмотрим материал «Египетский десант руссо-туристо высадился на курорты Таиланда и Вьетнама. Первые жертвы ». Уже заголовок отражает авторскую позицию. С первых строк блогер пытается захватить внимание читателя цитатой монолога русского отдыхающего. Индивидуальный авторский стиль ярко выражен и узнаваем за счёт сочетания в нём возвышенных писательских оборотов и разговорного стиля речи.
Конечно, ярко выраженный субъективизм Артура Шигапова не может не давать обратной связи. Интерактивность в блоге повышена, каждый читатель, поддавшись провокации автора, высказывает своё мнение в его поддержку или вступает в открытую дискуссию. Артур отвечает на все комментарии, где-то корректно, где-то переходя на уровень собеседника. Но всё это оживляет страницу и делает её более интересной.
Блоги Артура Шигапова и Александра Беленького относятся к общетематическим. Оба автора пишут на общественно значимые темы, связанные с туризмом, в речи позволяют черты разговорного стиля, а Шигапов даже жаргонизмы. Блогеры склонны использовать иронию и сарказм в случаях, где он уместен. Данные особенности стиля придают текстам уникальную привлекательность.
Выводы и рекомендации. В данной работе мы выявили специфику трэвел-журналисти-ки в блогосфере. Можно сделать вывод, что главным отличием трэвел-блога от любого другого ресурса является наличие автора, обладающего особой целью. Миссия блогера-путешественника - провести читателя по новым местам, рассказать о них так, чтобы пользователь ощутил на себе эффект присутствия. Он не обязан быть гидом, объективно повествующим об исторических фактах и прочих деталях, или туристическим агентом, который рассказывает только о позитивных чертах того или иного путешествия, преследуя цель приобретения путёвки. Задача трэвел-блогера - показать мир таким, каким он ему представляется. Со всеми очаровательными и разочаровывающими моментами. Именно его ракурс восприятия будет стоять в основе любого поста.
Инструменты, позволяющие авторам добиваться позитивного отклика со стороны читателей, мы выделили в данной работе. Итак, характерными чертами трэвел-блога являются: высокая степень визуализации, использование эффекта репортажности, интерактивность, многообразие заголовков, их информативность и формирование как по журналистским, так и по и блогерским принципам. Полезность материала для читателей-туристов выражается в форме советов и рекомендаций, так называемых «инструкций для путешественника», а так же включения в текст исторических справок и прочих конструкций, расширяющих кругозор. Индивидуальный авторский стиль как одна из особенностей блог-поста может быть разнообразным: возможно использование литературно-художественных приёмов, допускается разговорная лексика, встречаются жаргонизмы.
В зависимости от тематики блоги делят иа общетематические и нишевые, посвященные определенному виду путешествий, выражающих стиль жизни автора.
Специфика трэвел-журналистики, выявленная в ходе исследования, могут послужить хорошей помощью путешественникам, ведущим собственный блог, и журналистам, желающим реализовать себя в данном направлении. В связи с этим, руководствуясь результатами работы, мы предлагаем следующие рекомендации по созданию трэвел-текстов в блогосфере.
Итак, чтобы создать интересный блог о путешествиях или сфере туризма в целом, необходимо помнить, что текст должен заинтересовать читателя как с точки зрения получения информации, так и с точки зрения развлечения. Советы по написанию трэвел-текстов для данной платформы таковы:
1) Помните, что главное - создать у читателя эффект присутствия;
2) Старайтесь писать простым языком;
3) Делайте материал небольшим по объёму;
4) Вырабатывайте индивидуальный авторский стиль;
5) Приветствуется употребление художественных средств при описании красоты местности;
6) Для создания эффекта присутствия в том или ином месте используйте репортаж-ный стиль;
7) Об интересном человеке попробуйте написать в жанре интервью;
8) Для большей информативности используйте исторические справки;
9) Делайте текст максимально полезным: используйте гиперссылки, предлагайте варианты маршрута, делитесь советами своих путешествий;
10) В Интернете важна визуальная составляющая: сопровождайте рассказ о достопримечательностях фотографиями, видеорядами; Но не помещайте в материал слишком много однообразных, это делает его затянутым и вынуждает читателя быстрее пролистать;
11) Уделяйте внимание каждому комментарию к вашим постам, ведите диалог с читателями. Конструктивные замечания в адрес вашего блога поспособствуют его развитию;
12) Обозначьте конкретную тематику вашего блога - это поможет привлечь необходимую для вас аудиторию;
13) Не стремитесь сразу делать блог источником дохода - сначала заработайте авторитет читателей;
С развитием медийных технологий путешествия, как и другие разновидности досуга, перестают быть чем-то личным. Современные тенденции таковы: каждый человек, владеющий компьютером, подключенным к сети Интернет, может сообщить всему миру обо всём, что его интересует, поделиться всем, чем посчитает нужным. Теперь трэвел-журна-листика - это не только печатные издания и телепередачи, созданные профессиональными журналистами. Направление развивается в Интернете и проникает в блогосферу, где приобретает новую уникальную специфику.
Список литературы
1. Болл, Дж., Дэфилиппо, В. История мира в инфографике [Текст] / Дж. Болл, В. Дэ-филиппо. - М. : Альпина Паблишер, 2014. - 224 с.
2. Есин, Б. И. История русской журналистики (1703-1917) [Текст] / Б. И. Есин. - М. : Флинта : Наука, 2000. - 464 с.
3. Ким, М. Жанры современной журналистики [Текст] / М. Ким. - СПб., 2004. - 336 с.
4. Коньков, В. И. Путевой очерк : типология жанра[Текст] / В. И. Коньков. - СПб., 2000. - С. 43-44.
5. Кузнецов, С. Интернет для журналиста [Текст] / С. Кузнецов. - М. : Юнити-дана -2005. - С. 6-22.
6. Лукина, М. Технология интервью [Текст] : учебное пособие / М. Лукина. - М. : Аспект Пресс, 2003. - 254 с.
7. Мозговой, А. В. Социокультурная мотивация путешествий людей в современном обществе [Текст] : дис. ... канд. социол. наук: 22.00.06 / А. В. Мозговой. - Ростов н/Д., 2004. - 128 с.
8. Панцерев, К. А. Путевой очерк: эволюция и художественно-публицистические особенности жанра [Текст] : дис. ... канд. филол. наук : 10.01.10 / К. А. Панцерев. - СПб, 2004. - 207 с.
9. Показаньева, П. В. Проблемное поле трэвел-журналистики как явления современного медиапространства [Электронный ресурс] / П. В. Показаньева. - URL: http:// mediascope.ru/node/1385.
10. Редькина, Т. Ю. Отзыв о стране как тип текста в коммуникативном пространстве интернета[Текст] / Т. Ю. Редькина. - СПб. : С.-Петерб. гос. ун- т, 2014. - С. 209-211.
11. Рощектаева, Т. Г. Жанрово-стилистические особенности современного путевого очерка: на материале русской публицистики 90-х годов XX века [Текст] : дис. ... канд. филол. наук : 10.01.10 / Т. Г. Рощектаева.-М., 2007. - 175 с.
12. Тертычный, А. А. Жанры периодической печати [Текст] : учеб. пособие / А. А. Тертычный. -М. : АспектПресс, 2002. -312 с.
13. Уланова, М. А. Интернет-журналистика. Практическое руководство [Текст] / М. А. Уланова. - М. : Аспект-Пресс, 2014.-237с.
14. Щукина, Л. С. Полифункциональность речевых сообщений в системе рекламных коммуникаций [Текст] : дис. ... канд. филол. наук : 10.01.10 / Л. С. Щукина. - Воронеж, 2004. - 170 с.
Поезжаева Ю. А.
СПЕЦИЦИФИКА ПОДАЧИ ТЕЛЕВИЗИОННЫХ ПРОГРАММ НА ОТЕЧЕСТВЕННОМ ТЕЛЕВИДЕНИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Статья посвящена важному вопросу - специфике телевизионных программ для дошкольников. В настоящий момент требуетсяуделитъ внимание детскому телевидению. Огромное количество программ для маленьких зрителей, мультфильмов, которые выполняют не только развлекательную функцию, но и познавательную и обучающую. Благодаря передачам дети познают новые и интересные факты, к тому же это хорошая база знаний для дошкольников. Автор статьи выделяет категории программ на детских каналах «Карусель», анализирует детские программы. Кроме того, выявляет достоинства и недостатки передач, выделяя сходства и различия, на примере отечественного телевидения. Итогом исследования является написание рекомендаций для создания качественного контента на отечественном телевидении.
Ключевые слова: детское телевидение, детские программы, сравнительный анализ, качественный контент.
Введение. Телевидение является неотъемлемой частью современного общества. На сегодняшний день эфирное вещание - это общедоступный источник сообщения. Оно снабжает аудиторию новой информацией, знакомит с интересными людьми. С помощью телевизионных передач развивается и формируется личность. Но не стоит забывать о функциях детского телевидения. Ведь привлечь юного зрителя к СМИ нужно