Научная статья на тему 'Работа продюсера в региональной телерадиокомпании'

Работа продюсера в региональной телерадиокомпании Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
2314
251
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОДЮСИРОВАНИЕ / ПРОДЮСЕР / ТЕЛЕРАДИОКОМПАНИЯ / РАДИОЖУРНАЛИСТИКА / ТЕЛЕЖУРНАЛИСТИКА / "РОССИЯ 1 ЮЖНЫЙ УРАЛ" / "ВЕСТИ FM ЮЖНЫЙ УРАЛ" / ГТРК "ЮЖНЫЙ УРАЛ" / ЧЕЛЯБИНСК

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Николаева Дарья Сергеевна

Данная статья посвящена вопросам продюсирования телевизионных и радийных программ, созданных в рамках одной телерадиокомпании. Автор статьи рассматривает основные функциональные характеристики профессии продюсера во время подготовки программ на телевидении и радио, а также представляет сравнительный анализ полного цикла продюсирования телевизионной программы «Аккорд согласия» на телеканале«Россия 1 Южный Урал» и радиопередачи «Мигранты» на радиостанции «Вести FMЮжный Урал», являющихся частью ГТРК «Южный Урал».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Работа продюсера в региональной телерадиокомпании»

17. Хромченко, Э. 8 советов от главного редактора Нового года-2016 Эвелины Хромченко [Электронный ресурс] / Э. Хромченко. - URL: http://evelinakhromtchenko. com/?p=20334.

18. Егоров, А. Димитрий Семаков в ММОМА: «Структуры времени» [Электронный ресурс] / А. Егоров, А. Арутюнян. - URL: http://evelinakhromtchenko.com/?p=17571.

19. Хромченко, Э. Эвелина Хромченко: 30 прописных истин, которые приходится часто повторять в программе «Модный приговор» [Электронный ресурс] / Э. Хромченко. - URL: http://evelinakhromtchenko.com/?p=17010.

20. Хромченко, Э. Личный выбор эксперта моды Эвелины Хромченко [Электронный ресурс] / Э. Хромченко. - URL: http://evelinakhromtchenko.com/?p=17024.

21. Хромченко, Э. Личный выбор главреда Tatler-Russia Ксении Соловьевой [Электронный ресурс] / Э. Хромченко. - URL: http://evelinakhromtchenko.com/?p=16983.

22. Хромченко, Э. Личный выбор Элины Халими из Kabuki Paris [Электронный ресурс] / Э. Хромченко. - URL: http://evelinakhromtchenko.com/?p=16584.

23. Черницов, M. Российская мода. Итоги десятилетия. Часть вторая. Модная журналистика [Электронный ресурс] / М. Черницов. - URL: http://style.rbc.ru/ columnist/2010/01/28/107012.shtml.

Николаева Д. С.

РАБОТА ПРОДЮСЕРА В РЕГИОНАЛЬНОЙ ТЕЛЕРАДИОКОМПАНИИ

Данная статья посвящена вопросам продюсирования телевизионных ирадийных программ, созданных в рамках одной телерадиокомпании. Автор статьи рассматривает основные функциональные характеристики профессии продюсера во время подготовки программ на телевидении и радио, а также представляет сравнительный анализ полного цикла продюсирования телевизионной программы «Аккорд согласия» на телеканале «Россия 1 - Южный Урал» и радиопередачи «Мигранты» на радиостанции «Вести ¥М - Южный Урал», являющихся частью ГТРК «Южный Урал».

Ключевые слова: продюсирование, продюсер, телерадиокомпания, радиожурналистика, тележурналистика, «Россия 1 - Южный Урал», «Вести БМ - Южный Урал», ГТРК «Южный Урал», Челябинск.

В XXI веке в сфере средств массовой информации и журналистики прослеживается тенденция к конвергенции - явлению, когда один человек может выполнять сразу несколько функций. У такого универсального журналиста есть навыки и знания для создания телевизионного сюжета, радиосообщения, заметки для газеты и Интернета по одному информационному поводу. Но необходимо отметить, что еще с Х1Хвека существует профессия, где человек не может, а обязан выполнять сразу несколько ролей, и распространение данный феномен получил сначала в кинематографе, а после и в журналистике.

Профессия продюсера и процесс продюсирования на телевидении достаточно хорошо освещен в работах К. Келлисон, А. Крола, М. П. Ксинопуло, П. К. Огурчикова, Г. П. Ивановой и В. И. Сидоренко. Особенностям медиапродюсирования и деятельности продюсера в средствах массовой информации посвящены такие труды, как «Основы продюсер-ства. Аудиовизуальная сфера» под редакцией П. К. Огурчикова и «Профессия будущего. Информационный продюсер»А. Кириллова. Об особенностях регионального опыта продюсирования программ подробно рассказывает А. С. Сумская в работе «Продюсерские телевизионные проекты провинциального мегаполиса».

Продюсированию радиопрограмм в теории журналистики и массовых коммуникаций не уделяется должное внимание, поэтому основой для изучения особенностей работы журналиста на радио послужили труды В. В. Гаспаряна «Работа радиожурналиста», В. В. Смирнова «Жанры радиожурналистики», А. А. Шереля «Радиожурналистика» и П. Хюллен, К. Торстен «Пособие для радиожурналистов».

В Федеральном законе РФ «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации» №126-ФЗ от 22 августа 1996 г. под продюсером понимается «физическое или юридическое лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за финансирование, производство и прокат фильма» [13]. Данное определение отражает не весь спектр деятельности, осуществляемой продюсером при производстве медийного продукта. В законе учитывается лишь юридическая и финансовая стороны организации проекта. Но как отметил исследователь Б. Криштул в своей работе «Кинопродюсер»: «Хороший продюсер — это человек, способный понять перспективу и потребности рынка и сочетать это понимание со знаниями в области управления производством и использованием ресурсов в расчёте на получение дохода» [4. С. 10]. Данное высказывание подтверждает, что не только наличие таланта и креативности может помочь успешной продюсерской работе, но и знание основ экономики, аудита и бухгалтерского учета.

Основная суть продюсерской деятельности, по нашему мнению, сформулирована в определении А. Д. Евменова, П. В. Данилова, Э. К. Какосян: «Под продюсером следует понимать физическое или юридическое лицо, инициирующего и управляющего производством, продвижением и демонстрацией зрителю кинофильма, а также доверенное лицо инвестора/заказчика кинопроизводства» [1. С. 21].

Полный перечень обязанностей продюсера указан в постановлении Министерства труда РФ от 04.10.2002 №67 «Об утверждении квалификационных характеристик должностей служащих государственных предприятий телевизионных и радиовещательных компаний»:

1. «Организовывает финансирование проектов телевизионных и радиопрограмм (с привлечением собственных средств или средств спонсоров) и их продвижение в средствах массовой информации;

2. Обосновывает целесообразность осуществления выдвинутых проектов, их идейно-художественное значение, а также их окупаемость и прибыльность;

3. Организует разработку планов реализации проектов телевизионных и радиопрограмм, определяет пути и методы их выполнения;

4. Участвует в подборе кадров для осуществления проектов и обеспечивает их рациональную расстановку;

5. Координирует деятельность всех заинтересованных в проекте сторон;

6. Организует выполнение комплекса работ в процессе внедрения проектов, обеспечивая их необходимыми средствами;

7. Принимает меры по наиболее эффективному использованию материальных и финансовых ресурсов, строгому соблюдению режима их экономии, осуществляет контроль за их использованием в процессе подготовки и внедрения проектов;

8. Изучает и анализирует отечественную и зарубежную литературу по тематике осуществляемых проектов;

9. Организует работу по проведению рекламных кампаний, касающихся разработанных проектов телевизионных и радиопрограмм, осуществляет выбор форм и методов рекламы в средствах массовой информации, ее текстового, цветового и музыкального оформления» [11].

Таким образом, можно сказать, что продюсер - многофункциональная «машина», которая должна обладать определенными качествами и умениями, помогающими добиться определенного результата не только в финансовой, но и в правовой, и творческой сферах

деятельности. Это касается продюсера не только в музыкальном и киноискусстве, но и в журналистике, как при создании телевизионных, так и радийных передач.

Для нашего исследования мы взяли за основу две программы разные по каналу распространения, но одинаковые по тематическому и идейному содержанию.

С сентября по декабрь 2014 года в эфире канала «Россия 1 - Южный Урал» выходила передача «Аккорд согласия». За 4 месяца журналистами телерадиокомпании «Южный Урал» было создано около 10 выпусков хронометражом 10 минут. Каждая программа представляет собой рассказ о событиях из жизни национальных общин, проживающих на территории Челябинской области.

Подготовка радиопрограммы «Мигранты» на радиостанции «Вести БМ - Южный Урал» началась в конце августа 2015 года и продолжается до сегодняшнего дня. Передача представляет собой цикл сюжетов, основанных на интервью с мигрантом - человеком, переехавшим на постоянное местожительства в Россию из стран бывшего Советского союза, ближнего зарубежья, Европы и т.д. Программа является своеобразным культурно-историческим очерком о целом народе на примере одной семьи. На данный момент работа над созданием передачи продолжается, но уже сейчас готовы выйти в эфир около 5 программ. Кроме того название радиоцикла также является рабочим и может претерпеть некоторые изменения при дальнейшем производстве.

От того, программу какой направленности, жанровой специфики создает и координирует продюсер, зависит его функциональные обязанности. Цели и задачи, например, у развлекательной и социально-политической программ абсолютно разные, поэтому продюсер обязан учитывать это при обдумывании идеи, выборе гостей, студии, комментаторов, ведущих и т.д. Но стоит отметить, что существует базовые этапы создания программ как для телеканалов, так и для радиостанций. На основе изученной литературы мы можем разделить процесс продюсирована телевизионных и радийных программ на несколько этапов.

Анализ спроса и предложения. Анализ существующего медиарынка является первоочередной задачей: благодаря проведению этого исследования продюсер может узнать, какой аудитории будет актуальна та или иная тема, чем сейчас интересуется молодое поколение и как объединить старшее и младшее поколение за просмотром одной передачи. Продюсеру необходимо также учесть политические, социальные и экономические тенденции развития программ на телевидении: какую политику ведут главные каналы страны, как правильно распределить экономические затраты на создание программы, какие социально-психологические вопросы рассматриваются в программах на общероссийских каналах.

Во время нашего исследования мы проанализировали российские телеканалы на предмет существования похожих на «Аккорд согласия» программ. И пришли к выводу, что на федеральном телевидении есть всего лишь несколько передач, связанных с тематикой распространения информации о народах, населяющих территорию Российской Федерации. Одна из таких - «Народы России» на телеканале «Мир». Цель программы авторы сформировали так: «Показать самые древние и необычные обряды. Найти людей, быт которых не менялся на протяжении столетий». Жанровую принадлежность авторы программы определяют как цикл документальных фильмов. Основное содержание программы состоит из очеркового рассказа о какой-нибудь обрядовой особенности того или иного народа, проживающего на территории России.

Для радиопередачи «Мигранты» был также проведен анализ рынка, из которого выяснилось, что существует единственная программа похожей тематики на «Радио России» - радиопрограмма «Народы России». На сайте радиостанции программа характеризуется как первый межэтнический радиожурнал на федеральном радио. Состав передачи представляет собой этнические новости и разговор с гостем о традициях, культуре, кухни его народа, сопровождается выпуск народной музыкой.

Определение цели. После анализа спроса и предложения продюсеру необходимо определить цель программы. «Аккорд согласия» и «Мигранты» не нацелены на получение финансовой прибыли, а существуют для духовного и морального роста аудитории.

Для автора программы «Аккорд согласия» Ирины Коломейской, журналиста ГТРК «Южный Урал», основной задачей был поиск общих черт между русской культурой и традициями, обычаями других народов, проживающих на территории Челябинской области. Именно тема объединения нескольких национальностей в один народ стала лейтмотивом всей программы.

Целью программы «Мигранты» являлось формирование позитивного отношения у россиян к другим национальностям. Задумка производства такой передачи возникла у Анастасии Годына и Станислава Гладкова, журналистов радиостанции, в 2013 году, когда в общественности разгорались гонения на национальные меньшинства. В связи с этим корреспонденты решили показать историю, культуру, быт, искусство, традиции, нравы соседних народов, объяснить, что азербайджанцы ничем не отличаются от россиян, у них есть такие же проблемы, как у всех нас, есть своя индивидуальная колоритная культура со своими обычаями.

Разработка концепции. Основой концепции программы «Аккорд согласия» является рассмотрение нескольких культур для поиска сходств между ними. Авторы и журналисты программы берут за основу своих сюжетов исключительно культурные особенности каждого народа - музыку, литературу, изобразительное искусство, ремесленные изделия - и проводят параллели между ними.Весь цикл телевизионной передачи представляет собой выпуски различной направленности и жанровой специфики. Журналисты ГТРК работают в жанрах художественной публицистики (очерки и зарисовки), телевизионной информации (информационное сообщение, интервью), аналитической публицистики (ток-шоу, элементы пресс-конференции, передача).

Жанры художественной публицистики в программе «Аккорд согласия» представлены зарисовками о жизни различных народов России, о деятельности национальных сообществ и национально-культурных объединений, благотворительных фондов, некоммерческих и общественных организаций и культурных центров. В качестве примера применения элементов художественного жанра в данной программе можно привести выпуск программы «Аккорд согласия» от 18 октября 2014 года. Сюжет посвящен деятельности чувашского культурного объединения. Информационным поводом для создания этого выпуска стала встреча в Доме дружбы народов города Челябинска министра культуры Челябинской области Алексея Бетехтина. Представители чувашской культуры показали свою национальную одежду и рассказали и ее символике и других особенностях. Далее журналисты ГТРК на примере семьи Герасимовых показали, как сейчас развивается чувашская культура в Челябинске. Кроме того участниками сюжета стали национальные объединения башкир и татар.

Жанр телевизионной информации в программе «Аккорд согласия» представлен информационным сообщением, интервью. Примером жанра телевизионной информации становится выпуск от 8 ноября 2014 года. В сюжете идет речь о IX областном фестивале национальных культур «Соцветие дружного Урала». В филармоническом зале им. Прокофьева проходил праздник, приуроченный ко Дню народного единства России.

По своему жанровому определению радиопередача «Мигранты» является документально-художественной (радиоочерк), по тематическому - познавательной, развлекательной, общественно-политической. По нашему мнению, данная программа является общественно-политической, так как она затрагивает общественно-значимые вопросы, события общественной, экономической, политической сфер жизни народов, проживающих на территории Российской Федерации, рассматриваются проблемы международной политики, проводится ее критика и оценка. Кроме того программа может считаться и развле-

кательной - в передаче использована музыкальная «подложка» (национальная музыка), факты, рассказываемые героем, часто имеют развлекательный характер (как празднуются свадьбы в Греции, какие рождественские традиции есть в Польше). Познавательные характеристики выражены в подробном разборе и рассказе исторических событий в той или иной стране, знакомство с обычаями нации. За несколько минут каждый слушатель может повысить свой культурный уровень, уровень знаний о мире, окружающем его.

Определение характеристик программы. Передача «Аккорд согласия» является цикличной передачей, представляющая собой различные жанры телевизионной журналистики. Выход программы был запланирован на вторую половину 2014 года. За 4 месяца редакция «Аккорда согласия» выпустила 10 сюжетов различного жанрового спектра. Периодичность выхода - раз в две недели или раз в неделю, в зависимости от готовности программы к выходу. Хронометраж составлял 10 минут.

Формат радиопрограммы «Мигранты» в первую очередь определяется форматом радиостанции в целом. В данном случае передача выходит в рамках государственного радиовещания, обслуживая все слои населения, учитывая возраст, социальный статус, заработок, тендерное соотношение аудитории. Средняя продолжительность одного выпуска составляет 6 минут. Это оптимальная длительность для радиопрограммы. Выпуск более 10 минут не будет вписываться в рамки регионального вещания на федеральной радиостанции. Программа «Мигранты» является циклом выпусков. Временной выход в эфир пока не определен, так как выпуски еще готовятся к эфиру.

Разработка сценарного плана. Круг вопросов телепрограммы «Аккорд согласия» представляет собой развитием музыки, литературы, художественного искусства различных народов, деятельностью национальных культурных объединений и центров. Если выпуск посвящен мероприятию, праздникам, то сценарий разрабатывается по схеме информационного, новостного сюжета. Если выпуск рассказывает о деятельности культурного центра, о жизни членов национального объединения, то сценарий также становится уникальным: выпуск может начаться со стендапа, личного рассказа героя сюжета, закадрового текста, «лайфа» - фрагментов из жизни и т. д. Подход к каждому выпуску индивидуален и зависит от журналиста, который его выполняет.

На этапе формулировки концепции радиопрограммы «Мигранты» продюсер вместе с журналистами разрабатывал и сценарный план. Каждый выпуск строится по одинаковой схеме: авторское вступление, основная часть, заключение. Основная часть состоит из речи героя и автора. Многие факты, о которых рассказывал герой на предварительном интервью, объясняются журналистом в сюжете. Таким образом, идет перемежение слов героя с дополнениями журналиста. На протяжении всего выпуска звучит «подложка» национальной музыки того народа, о котором идет речь. Многие фрагменты рассказа героя также сопровождаются живыми звуками. Например, в первом выпуске «Азербайджан» героем стал молодой человек, Илькин Мусаев, родители которого переехали в Россию в начале 90-х годов. Во время интервью журналист задавал герою вопросы касательно национальной кухни, элементы которой сейчас поддерживает их семья в России. Илькин рассказал, что перед традиционным азербайджанским праздником Новруз вся семья собирается в одном доме и готовит национальные блюда. Чтобы усилить эффект присутствия на празднике звукорежиссером были вставлены фрагменты записей застолья азербайджанцев. Также и в самом начале выпуска можно услышать звуки поезда, уходящего с места, сборов - в это время идет речь журналиста о том, что семье Мусаевых было трудно покидать свою родину и почему они это сделали.

Подбор героев. Программа «Аккорд согласия» действовала в рамках Гранта Министерства культуры Челябинской области, поэтому активную поддержку проекту оказал Дом дружбы народов Челябинска. Именно эта организация стала «поставщиком» новостей и героев: мероприятия, которые освещал «Аккорд согласия», были организованы

Домом дружбы, герои выпусков были членами содружеств, входящих в состав именно Дома дружбы. Героями выпуска от 22 ноября 2014 года стали известные в челябинских музыкальных кругах композиторы: Татьяна Шкербина, Николай Малыгин, Фарид Насибул-лин. Программа была посвящена вопросам музыки древних уральских народов - жителей Аркаима. Музыкантов, которые занимаются этим вопросом в нашем городе всего лишь два человека, они и стали героями сюжета. Перед журналистами стояла задача показать взаимопроникновение различных музыкальных культур. Поэтому продюсер обратился в Южно-Уральский государственный институт искусств имени Чайковского, где обучалось несколько студентов и преподавателей, которые изучают именно музыку других национальностей. Например, Шамиль Сабиров не только слушает русские, казахские песни, но и является казахом по национальности. Благодаря смешению музыкальных предпочтений, молодой человек сочиняет музыку, в которой русская культура гармонирует с казахской.

Обычно в телерадиокомпаниях существует наработанная годами база комментаторов по определенной тематике - политики, общественные деятели, преподаватели, врачи и многие другие, которые имеют знания не в одной сфере, а в нескольких. Но узконаправленных специалистов в этой базе мало. Продюсеру радиопрограммы «Мигранты» приходилось самому искать всех героев. С помощью социальной сети «В контакте» продюсер нашел группу Челябинского Азербайджанского культурного центра «Озан», который является официальным представителем азербайджанской диаспоры на Южном Урале. Связаться с пресс-секретарем общества не составило труда - система обратной связи налажена. Буквально через пару дней продюсеру ответили на письмо. И продюсер вместе с журналистом смог быстро приступить к работе над созданием выпуска. Тематика программы настолько была узка, что продюсер и журналисты радиостанции искали героев повсюду, не только во время рабочего дня, но и вне этого времени. Так, например, журналист помог продюсеру и нашел мигрантку из Армении, которая была парикмахером журналиста. Часто женщины в салонах красоты рассказывают своей жизни, исключение не стала и армянка.

Основным источником героев стали диаспоры, образованные на территории Челябинска. Но многие из них не имеют сайта и аккаунтов в социальных сетях. Поэтом продюсеру приходилось искать в Интернете по новостям и статьям имена председателей диаспор. Так нашелся Феликс Попов, выходец из Греции. Его отец, Феодор Попов, является главой греческой диаспоры. Про него продюсер узнал благодаря статьям и видеосюжетам сайта 74.ru в программе «Удивительные люди». После чего продюсер нашел сына Феодора и пригласил его на запись программы

Выбор студии. Все выпуски программы «Аккорд согласия» были записаны не в рамках одной определенной студии, а создавались в офисах председателей национальных сообществ, где имеется атрибутика, одежда, музыкальные инструменты того или иного народа. Но продюсеру необходимо учесть наличие вышеперечисленных национальных объектов для поддержания тематики программы. Зрители отнесутся более доверчиво к информации, которая подается в выпуске, если она будет подкреплена невербальными средствами общения - внешний вид, атрибутика, но и вербальными - герои имеют разную национальность, из-за чего в их голосе будет слышен акцент, принадлежащий той или иной культуре. Если посмотреть выпуск от 18 ноября 2014 года, в котором идет повествование о деятельности башкирского и чувашского национальных объединений, то можно заметить, что фон съемки - это помещение Дома дружбы народов, где оформлены тематические стенды о культуре того или иного народа. Все герои сюжета одеты в национальную одежду, кроме того есть возможность и посетителям примерить женский головной убор или кафтан.

Продюсеру радиопрограммы «Мигранты» из-за специфики канала распространения не было необходимости следить за организацией съемочного пространства. Все интервью с героями были проведены в студии радиостанции «Вести ГМ - Южный Урал».

Выбор съемочной группы. Над созданием программы «Аккорд согласия» работают несколько человек: продюсер, автор, журналисты, операторы, режиссер, звукорежиссер, шеф-редактор. Продюсер данной передачи одновременно выступал и в качестве автора. Но в ГТРК «Южный Урал» существует целый продюсерский отдел тематического вещания, который координировал работу автора-продюсера при подготовке программы. Журналистов в передаче было несколько. Продюсер должен координировать работу режиссера и звукорежиссера. В программе «Аккорд согласия» режиссерская работа была проведена совместно с оператором, который подбирал планы и кадры для съемок. После чего режиссер совместно с монтажером выбирал правильные и интересные кадры. Работа звукорежиссера при подготовке программы была сведена к минимуму, потому что всё музыкальное сопровождение было создано самими участниками сюжета.

Этап подбора съемочной группы так же, как и предыдущий, не учитывается при анализе работы продюсера радиопрограммы «Мигранты» из-за специфики канала распространения информации.

Разработка календарно-постановочного плана. Во время работы над программой «Аккорд согласия» продюсеру необходимо было договариваться о съемках по нескольким направлениям: «забронировать» оператора с камерой, встретиться с героями сюжетов, согласовать место съемок и наличие национальных атрибутов. Обязательно проведение предварительных встреч со всеми участниками проекта для постановки целей и задач на определенный выпуск.

Перед продюсером радиопрограммы «Мигранты» стояла не менее сложная организационная задача. Радиостанция «Вести БМ - Южный Урал» - это непрерывная работа нескольких десятков человек, в состав которых входят корреспонденты, продюсеры, звукорежиссеры. Поэтому первым делом продюсер должен согласовать время записи интервью с другими журналистами и продюсерами «Вестей ГМ». После того, как продюсер договорился о встрече с героем, необходимо дать некие рекомендации и список вопросов человеку. В данном случае продюсер программы «Мигранты» сразу обговаривает интересующие его моменты: как и почему семья героя переехала в Россию, почему именно в Россию решили переехать, какие трудности возникали при переезде, сложно ли было привыкнуть к языку и правилам жизни в нашей стране, какие традиции родной страны привезла с собой семья, какие праздники они до сих пор празднуют, какие национальные блюда остались в рационе семьи, хотели бы они вернуться обратно. Многим героям необходим список примерных вопросов, которые будут заданы во время интервью, чтобы поговорить со своими родственниками, узнать какие-нибудь новые подробности переезда в Россию, пополнить свой культурный запас.

Организация съемки. Продюсер во время съемок «Аккорда согласия» обязан находиться вместе с журналистом и оператором, либо быть постоянно на связи для координации работы журналиста и оператора. Необязательно его нахождение во время записи информационного сюжета, но при подготовке тематического художественного выпуска он быть обязан. В это время продюсер подмечает необычные детали, которые помогут лучше раскрыть национальность, должен суметь быстро отреагировать на помехи во время съемок, поставить героев для кадра так, чтобы сохранялись все правила съемок в различных местах и так далее.

Работа продюсера радиопрограммы «Мигранты» также не заканчивается на поиске героя. После того, как персонаж посетил студию, и журналист начал разговор с ним, продюсер продолжает координировать ход интервью. Если случилась такая ситуация, что интервьюируемый опоздал или не пришел на запись программы, эти проблемы тоже должен решать продюсер: созваниваться с героем, выяснять причины отсутствия, переносить запись согласно графику работы радиостудии и самого героя, контролировать дальнейшее развитие событий. Продюсер также занимается встречей гостя, при котором

необходимо создать позитивный настрой у героя, в начале встречи разрядить обстановку, поинтересоваться, как дела у героя, поговорить на нейтральные, позитивные темы, соблюдая правила этикета.

Постпродакшн. Продюсер телепрограммы «Аккорд согласия» во время постпродак-шна работает теперь вместе с монтажером и журналистом. Продюсер проверяет закадровый текст, смотрит наличие необходимых кадров и планов. Если возникают какие-то проблемы во время монтажа, продюсер быстро реагирует и исправляет их. Так, во время постпродакшна выпуска программы «Аккорд согласия» от 8 ноября 2014 года закадровый текст не соответствовал реальности, которая показывалась во время начитки. Продюсер обратился к журналисту, побывавшему на месте проведения фестиваля народов, с просьбой переписать текст в соответствии с кадровым набором, имеющимся в распоряжении гостелерадиокомпании.

После окончания самой записи интервью для радиопрограммы «Мигранты» продолжается работа журналиста, который пишет авторский текст, делает комментарии к рассказанной истории. Далее текст начитывается в студии, и интервью вместе с текстом журналиста переходит в руки монтажера, который вместе с продюсером выбирает музыку и шумы из банка звуков, подставляет необходимые элементы. Готовая смонтированная программа переходит в руки шеф-редактора, который прослушивает передачу несколько раз, чтобы выявить изъяны.

Анализ готовой продукции. После каждого выпуска телепрограммы «Аккорд согласия» продюсер вместе с журналистами обсуждает проделанную ими работу. Рассматриваются вопросы о том, какие темы дальше следует поднять, какие события будут проходить в Челябинске в ближайшие дни, и какие стоит осветить.

После записи же сюжета для радиопрограммы «Мигранты» продюсер вместе с журналистом, шеф-редактором и монтажером должны обсудить проделанную работу. Лучше всего проводить такое массовое обсуждение после первой созданной передачи, в последующем достаточно в самом процессе корректировать работу каждого звена. На этапе анализа необходимо рассмотреть все этапы создания радиосюжета, начиная с подготовки, заканчивая постпродакшном. Также стоит проверить, выполняет ли все свои функции программа, соблюдены ли ее целевые установки, какой способ подбора героев стоит исключить из практики, а какой добавить, какие этапы работы проведены лучше, а какие нужно корректировать, есть ли те продюсерские полномочия, которые можно делегировать журналисту или другому продюсеру и так далее.

Из всего вышесказанного следует, что как на телевизионном канале «Россия 1 - Южный Урал», так и на радиостанции «Вести ГМ - Южный Урал» продюсер проводит масштабную работу и не за один день. В его полномочия входят как решение организационных вопросов, так и психологические вопросы работы. Продюсер должен создавать позитивный настрой не только среди героев, но и среди журналистов, которые создают полноценный медиапродукт. Также стоит учитывать специфику каналов распространения каждой программы. Если продюсеру телевизионных передач необходимо учитывать сразу несколько составляющих - звук, картинка, текст, то у продюсера радиопрограмм также стоит сложная задача в максимально достоверной и интересной подаче информации аудитории.

Таким образом, профессия продюсера - одна из самых важных, необходимых и ответственных в гостелерадиокомпании.

Список литературы

1. Евменов, А. Д., Данилов, П. В., Какосьян, Э. К. Исследование систем продюсирована кинопроизводства [Текст] / А. Д. Евменов, П. В. Данилов, Э. К. Какосьян. - СПб. : Изд-во СПбГУКиТ, 2011. - 97 с.

2. Гаспарян, B.B. Работа радиожурналиста: технология творчества [Текст] : учеб. пособие / В. В. Гаспарян. - М. : Институт повышения квалификации работников телевидения и радиовещания, 2000. - 37 с.

3. Келлисон, К. Продюсирована не телевидении. Практический подход [Текст] / К. Келлисон. - Минск : Гревцов Паблишер, 2008. -384 с.

4. Кириллов, А. Профессия будущего. Информационный продюсер [Электронный ре-cypc].-URL: http://e-vi.ru/MOST/MOST37/KIR/Tl.HTML.

5. Криштул, Б. Кинопродюсер [Текст] / Б. Криштул. - М. : Российский фонд культуры, Русская панорама, 2000. - 336 с.

6. Крол, А. Продюсирована кино. Часть 3 : Кто такой кинопродюсер, что он делает и как им стать? [Электронный ресурс]. - URL: http://snimifilm.com/statyi/aleksei-krol-prodyusirovanie-kino-chast-3-kto-takoi-kino-prodyuser-chto-delaet-i-kak-im-stat.

7. Крол, А. Технология продюсирована. Расширенный подход [Электронный ресурс]. - URL: https://www.youtube.com/user/AzureFieldsFilm/.

8. Мастерство продюсера кино и телевидения [Текст] : учеб. для студентов вузов, обуч. по специальности «Продюсерство кино и телевидения» и др. кинематографич. специальностям / под ред. П. К. Огурчикова, В. В. Падейского, В. И. Сидоренко. - М. : ЮНИ-ТИ-ДАНА, 2009. - 863 с. (Серия «Медиаобразование»),

9. Огурчиков, П. К. Профессиональная подготовка медиапродюсеров [Текст] / П. К. Огурчиков II Менеджмент в России и за рубежом. - 2002. -№3.-С. 48-53.

10. Основы продюсерства : Аудиовизуальная сфера [Текст] / под ред. Г. П. Иванова, П. К Огурчикова, В. И Сидоренко. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 402 с.

11. Постановление Минтруда РФ от 04.10.2002 №67 «Об утверждении квалификационных характеристик должностей служащих государственных предприятий телевизионных и радиовещательных компаний» [Электронный ресурс]. - URL: http://zakonbase.ru/ content/part/307630.

12. Радиожурналистика [Текст]: учебник / под ред. А. А. Шереля. - 3-е изд. испр. и доп.

- М. : Изд-во Моск. ун-та: Наука, 2005. - 480 с.

13. Радиожурналистика [Текст] : учеб. для вузов / под ред. А. А. Шереля. - М. : Изд-во Моск. ун- та, 2000. - 186 с.

14. Смирнов, А. Новая профессия: информационный продюсер [Электронный ресурс].

- URL: http://www.pskov.kp.ru/daily/26091/2992350.

15. Сумская, А. С. Продюсерские телевизионные проекты провинциального мегаполиса [Текст] / А. С. Сумская II Вестник ЧГАКИ. - 2014. -№ 2. - С. 102-108.

16. Федеральный закон РФ от 22 августа 1996 г. № 126-ФЗ «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации» II Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. 26 августа. - № 35. Ст. 4136.

17. Хюллен, П. Пособие для радиожурналистов [Электронный ресурс]. - URL: http:// onmedia.dw-akademie.de/russian/?p=251.

Паниковская М. А. СПЕЦИФИКА ТРЭВЕЛ-ЖУРНАЛИСТИКИ В БЛОГОСФЕРЕ

Статья посвящена исследованию особенностей трэвел-журналистики в блогосфере. В качестве материала исследования выступили тексты, размещённые в популярных трэвел-блогах. Специфические черты трэвел-журналистики в блогосфере, выявленные в работе, могут стать полезной информацией для путешествующих журналистов, публикующих тексты в блогах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.