ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 10. ЖУРНАЛИСТИКА. 2010. № 6
И.Н. Кемарская, кандидат филологических наук, преподаватель кафедры телевидения и радиовещания факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, главный редактор компании "ТелеФОРМАТ"; e-mail: [email protected]
ФОРМАТ КАК СПОСОБ ПОЗИЦИОНИРОВАНИЯ ПРОГРАММЫ
Автор исследует особенности содержания, вкладываемого практиками и теоретиками телевидения в термин "телевизионный формат", и его активное включение в понятийный аппарат. Рассматриваются приметы формата и их совокупность как способ определения индивидуальных параметров телепрограммы. Также рассматриваются способы вербальной фиксации форматов, их драматургической структуры, а также продюсерской библии как творческо-производственного документа.
Ключевые слова: телевизионный формат, телевизионный жанр, драматургическая структура, продюсерская библия.
Author investigates TV formate as the set of different characteristics used by professionals. The modern content of this term is described. Features of genres and formates, dramatic composition and production bible are considered.
Key words: TV formate, TV genre, dramatic composition, production bible.
Термин "формат" распространился в телевизионной среде как профессиональный рабочий термин в самом начале нового столетия. Из понятийного аппарата исследователей телевидения его старались исключать из-за очевидной многозначности. Действительно, этим словом обозначались совершенно разные процессы и явления: способ вещания (аналоговый или цифровой формат); тип носителя информации (кассеты формата Betacam или VHS); способ доставки телепрограмм (формат кабельного или спутникового ТВ); набор системных признаков, характерных для конкретной программы и придающих ей уникальность.
Остановимся на этом определении, потому что именно оно прочно вошло в обиход практиков — участников творческо-производственного процесса. Формат — это совокупность признаков, придающих уникальные отличительные черты каждой отдельно взятой телепрограмме.
По нашему наблюдению, формат включает в себя жанр, стиль, драматургическую конструкцию, хронометраж, тематические и сюжетные предпочтения и ограничения, графику, музыку, образ ведущего (если таковой имеется) и многое другое.
Телевизионный формат часто объявляют синонимом слова "шаблон", от которого два шага до таких понятий, как "клише",
"клон", "слепок". Но формат исключает механическое повторение. Может быть, ближе всего к этому понятию слово "лекало" — инструмент, дающий возможность многократно, быстро и без потери качества воспроизводить сложную форму. Именно формат позволяет создавать штучные вещи на все убыстряющемся производственном конвейере, т.е. предлагает решение извечного парадокса телевидения. Содержание отдельного выпуска любой передачи всегда единично, штучно, а формат универсален и технологичен.
Практики телевидения избегают произносить слово "жанр" с не меньшим упорством, чем теоретики — слово "формат". Особенно, если речь идет о жанровом делении по аналогии с печатными СМИ: информационные, аналитические, публицистические. К сожалению, эти термины применительно к современным телепрограммам утратили рабочее назначение и не могут служить инструментом их классификации. Разграничения программ на отдельные направления и группы происходит по совершенно другим признакам. Под телевизионными жанрами, скорее, можно иметь в виду так называемые "формульные" жанры [Новикова, 2008], характерные для классификации бульварной, развлекательной литературы и впрямую применимые к современному, нацеленному на привлечение и удержание зрителей телевидению. Они имеют прототипы и в кино. Тяготение к формульному — форматному — способу повествования легко обнаруживается при просмотре программ. Но не исчерпывает собой их типологизацию.
Далека от завершения также дискуссия по поводу того, считать ли жанрами или форматами целые направления телевизионных передач, схожих по своим драматургическим структурам и способам подачи материала: ток-шоу, реалити-шоу, телеигры. Полностью выпадают из классификации многочисленные подварианты телесериалов, каждый из которых тоже претендует на позицию "особого" жанра: телероман, телеповесть, производственная драма, молодежные отношения, криминальное расследование, семейная сага и многие другие. Может ли существовать ток-шоу, использующее приемы мелодрамы, остропублицистичное и при этом информативное, тяготеющее к анализу, исследующее тему молодежных отношений с вкраплениями иллюстративных постановочных детективных игровых сюжетов? Теоретически может.
У формульных жанров есть то преимущество, что они представляют собой способ классификации по эмоциональному воздействию. Зрителя интересует не ток-шоу как таковое, а тот эмоциональный заряд, который он при просмотре этого шоу получит. Если он удостоверится в очередной раз в высшей справедливости миропорядка, неколебимости принципа воздаяния, услышит камерные истории про героев, оперирующих категориями добра
и зла, можно с уверенностью сказать, что он посмотрел мелодраму. А если он с упоением следит за перипетиями расследования столкновения между справедливостью и беззаконием, то он явно смотрит детектив. Может таким детективом быть то же самое ток-шоу? Может. Но это будут разные форматы.
В основе формата, его сердцевине, лежит драматургическая структура, рассчитанная на предсказуемую реакцию зрителей и удержание их у экрана. Именно поэтому создатели программ являются сторонниками чистоты жанра, а продюсеры, например, желающие привлечь и удержать у экрана большую аудиторию, предпочитают жанры-гибриды (мелодраму с элементами мистики, например).
Формат не является чьим-то произвольным личным решением. Это всегда коллективный проект. В основе его лежит оригинальная идея, воплощенная в виде сценария и последующего отснятого по сценарию "пилотного" выпуска. После того как формат решено пустить в производство, к нему пишется продюсерская библия, документ, регламентирующий все основные составляющие формата. Для игрового вертикального сериала, например, библия регламентирует условия съемки, количество объектов, число героев, драматургическое разбиение серии на акты, обязательные смысловые "крючки" в точках выхода на рекламу, особенности образов ведущих или постоянных героев и многое другое. Несмотря на творческий характер телепроизводства, оно нуждается в технологических картах, обеспечивающих одинаковое понимание задач всеми участниками процесса создания каждого выпуска телепрограммы.
Здесь, возможно, следует коснуться и еще одного рабочего термина, которому исследователи также отказывают в праве на существование, — "неформат". Слово это в телевизионной, особенно в редакторской практике имеет совершенно конкретный смысл. Чаще всего оно применяется к сценарию, но также возможно его применение к изобразительному ряду, музыке и графике. Оно означает нарушение правил, установленных форматом данной программы. "Неформат", конечно, можно относить к проявлениям редакторского произвола, но в подавляющем большинстве случаев этим словом обозначается незнание одним из участников процесса особенностей технологии. Телевизионная работа — это слаженная деятельность в команде, и форматные ограничения имеют под собой чаще всего не идеологическую, а финансовую или организационную подоплеку.
Надо заметить, что создатели американских телепрограмм и сериалов открыто провозглашают знание формата первым условием вхождения в любую телепрограмму того же сценариста-фри-
лансера. Более того, для этих целей у них публикуются многостраничные сценарии сериалов и программ. Изменения в форматы вносить могут только главные авторы или главные продюсеры, т.е. высшие эшелоны телевизионной власти.
На университетских экзаменах уже звучит каверзный вопрос: что шире — формат или жанр? На наш взгляд, жанр, в телевизионном понимании, представляет собой гораздо более широкую, типологическую категорию. Формат включает в себя жанровые признаки. Мы говорим о жанрах, когда хотим объединить какие-то группы произведений в одну категорию на основании общности. Мы говорим о формате, когда хотим подчеркнуть уникальность конкретного телепроизведения, отделить его от других, оформить набор признаков, характерных только для него. Именно форматы изобретаются, продаются, покупаются, лицензируются (а также воруются и клонируются). Удачный формат — это попадание в "десятку", правильный расчет на привлечение к экрану максимального числа зрителей на долгие годы, иногда — на десятилетия.
Список литературы
Новикова А. Современные телевизионные зрелища: истоки, формы и методы воздействия. СПб., 2008.
Поступила в редакцию 30.06.2010