ПРОДВИЖЕНИЕ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ КАК ОСНОВА КОНКУРЕНТНОГО
ПРЕИМУЩЕСТВА КОМПАНИИ
М.У. Абубакаров, студент
О.С. Медведева, канд. экон. наук, доцент
Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского (Россия, г. Калуга)
DOI:10.24412/2411-0450-2024-10-1-9-12
Аннотация. В статье рассматриваются механизмы и стратегии продвижения в социальных сетях, которые способствуют достижению конкурентного преимущества компанией. Автор анализирует роль социальных медиа как эффективного инструмента маркетинга, позволяющего улучшить взаимодействие с клиентами, повысить узнаваемость бренда и укрепить лояльность аудитории.
Ключевые слова: социальные сети, продвижение, контент-маркетинг, взаимодействие с клиентами, лояльность аудитории.
Развитие сферы услуг в постиндустриальном современное общество отмечает ряд изменений, связанных с распространением интернета, социальных сетей и сообществ по интересам. Эти тенденции влияют на структуру каналов сбыта, делают доступ к услугам более удобным и увеличивают аудиторию рынка. Благодаря социальным сетям компании могут привлекать больше клиентов вне зависимости от их местоположения, что создает новые возможности для роста и инноваций в сфере услуг.
Эволюция социальных сетей изменяет роль потребителя в бизнес-модели компании. С пассивного получателя товаров и услуг он превращается в активного участника процесса создания ценности. Это преобразует традиционные маркетинговые подходы, сделав упор на взаимодействии и обратной связи, что помогает компаниям лучше удовлетворять потребности клиентов и повышать качество предоставляемых продуктов и услуг.
Особенности продвижения бизнеса через социальные сети связаны с осуществлением
прямой коммуникации с аудиторией, что дает возможность отслеживать ее реакцию в режиме реального времени. Регулярный, ежедневный контакт с пользователями социальных сетей приносит ощутимый эффект пользу, благодаря желанию пользователей делиться информацией, распространять посты о бренде, что предоставляет возможность наращивать онлайн и оффлайнактивность аудитории в социальных медиа продукта.
В 2022 году популярные ранее платформы в России - Instagram* и Facebook* - были заблокированы на территории РФ (* запрещённый сервис, принадлежащий компании Meta*, признанной в России экстремистской организацией) и бизнесу пришлось быстро искать альтернативы. В 2023 году бизнес практически полностью перешел на российские соцсети.
В настоящее время все больше наблюдается процесс «раскручивания» таких социальных сетей и мессенджеров, как Telegram и ВКонтакте. Статистика пользования соцсетя-ми представлена на рисунке.
70 60 50 40 30 20 10 0
19 18 16
1 0,1
66
i ll iir
Время потребления, мин в день Среднесуточный охват, % Время среди пользователей, мин
населения РФ от 12 лет
■ ВК BTlctoc ■ Telegram ■ Одноклассники ■ Instagram* ■ Fa се bo ok*
Рис. Актуальные позиции топовых социальных сетей в 2023 году [1]
Чтобы компенсировать неизменность сервиса, можно использовать визуальные доказательства качества обслуживания, такие как видеоролики, описания сервиса и процесса его предоставления, а также отзывы клиентов. Эти методы помогают снизить неопределенность при выборе и позволяют заранее оценить услуги, что облегчает их получение потребителями.
Разнообразие качества предоставляемых услуг обусловлено различными факторами, влияющими на технический и социальный уровень сервиса. Использование социальных сетей позволяет сотрудникам активно взаимодействовать с клиентами, предоставлять информацию, реагировать на комментарии и жалобы, а также прогнозировать потребности клиентов на основе анализа их онлайн-активности. Нехватка места для хранения сервисов может привести к дисбалансу нагрузки, простоям и более высоким затратам.
Использование социальных сетей помогает повысить качество за счет сбора и анализа от-
зывов клиентов, проведения онлайн-опросов и оценки услуг и сотрудников. Неразрывная связь между производством и потреблением означает, что услуги возникают в результате взаимодействия между потребителями и сотрудниками. Социальные сети способствуют такому взаимодействию до и после предоставления услуг, эффективно распределяют усилия по обслуживанию клиентов с течением времени, стимулируют продажи, контролируют трафик клиентов и прогнозируют их потребности. При планировании коммуникативной политики каждая компания стремится предложить свой товар или услугу как можно большему числу потребителей и расширить клиентскую базу [2].
Кроме того, по сравнению с компаниями, которые полностью сосредоточены на обслуживании физического рынка, использование социальных сетей способствует усилению определенных преимуществ (таблица).
Таблица. Преимущества организаций сферы услуг при работе в социальных сетях
Критерии Работа в социальных сетях Работа на реальном рынке
Кастомизация Развернутая структурированная информация о потребителе Ограниченная информация о потребителе
Лояльность Высокая доля удовлетворённости клиентов за счёт доступности компании для коммуникации Ограниченный контакт с организацией, снижение удовлетворённости потребителя
Качество коммуникации Взаимодействие по значимым для клиента информационным поводам Ограниченные возможности донесения информации до клиента
Целевая аудитория Возможности глубоко сегментировать целевую аудиторию Выделение укрупненных сегментов, унифицированные обращения
Экономическая эффективность Предоставляет дополнительный канал продвижения и сбыта, специфические формы дистанционного обслуживания Традиционные каналы сбыта и продвижения
Контроль работы персонала Высокий уровень контроля взаимодействия персонала с клиентами Низкий уровень контроля качества обслуживания
Развитие маркетинговой функции Усиление исследовательской и коммуникационной функции Традиционные методы исследования и коммуникации
Использование социальных сетей при работе с клиентами обеспечивает глубокое понимание их потребностей и предпочтений, что позволяет компаниям создавать персонализированные предложения и улучшать качество обслуживания.
Кроме того, доступность для коммуникации через социальные платформы способствует высокой удовлетворенности клиентов и установлению более доверительных отношений с ними.
Взаимодействие в режиме реального времени позволяет оперативно реагировать на запросы и вопросы клиентов, что способствует укреплению лояльности.
Также социальные сети предоставляют возможности глубокой сегментации аудитории, что позволяет более точно настраивать маркетинговые кампании и обращения к различным группам клиентов. Например, социальную сеть ВКонтакте ежедневно используют больше 50 млн человек. На данный момент, по количеству пользователей, инструментов для рекламы ВКонтакте является самой эффективной площадкой для бизнеса. Уже сейчас можно заметить изменение цен на
размещение рекламы. Так как спрос на рекламные публикации постоянно увеличивается, то растущие цены на размещение рекламы становится проблемой для бизнеса [3].
Эти факторы в совокупности способствуют экономической эффективности компании за счет дополнительных каналов продвижения и сбыта, а также более эффективного использования ресурсов. Как показывают наблюдения, репутация и имидж зарабатываются предпринимателями не только путем использования традиционных маркетинговых инструментов [4], а путем установления долгосрочных отношений с гражданами.
Контроль за работой персонала также усиливается благодаря возможности мониторинга и анализа онлайн-взаимодействий. В целом, использование социальных сетей приводит к развитию маркетинговой функции компании за счет усиления исследовательской и коммуникационной деятельности.
Таким образом, социальные сети предоставляют организациям сферы услуг уникальные возможности для взаимодействия с потребителями и получения конкурентных преимуществ на рынке.
Библиографический список
1. Аудитория восьми крупнейших соцсетей в России в 2023 году: исследования и цифры. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ppc.worid/artides/auditoriya-vosmi-krupneysЫh-socsetey-v-rossii-issledovaniya-i-cifry/ (Дата обращения 24.09.2024).
2. Субботина, Т.Н. Построение коммуникаций с потребителями в мессенджерах // Вектор экономики. - 2021. - № 1(55). - С. 4.
3. Лукашина, Е.В. Маркетинг в социальных сетях: тенденции и перспективы / О.С. Медведева, Е.В. Лукашина // Инновационная экономика и современный менеджмент. - 2020. - № 3(29). -С. 8-12. - EDN BHUBMN.
4. Медведева, О.С. Способы воздействия на потребительское поведение / О.С. Медведева, Т.В. Кисиогло // Инновационная экономика и современный менеджмент. - 2020. - № 2(28). -С. 16-21. - EDN RFUYPC.
5. Аудитория девяти крупнейших соцсетей в России в 2024 году: исследования и цифры. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ppc.world/artides/auditoriya-devyati-krupneysЫh-socsetey-v-rossii-v-2024-godu-issledovaniya-i-cifry/ (Дата обращения 12.10.2024).
SOCIAL MEDIA PROMOTION AS THE BASIS OF A COMPANY'S COMPETITIVE
ADVANTAGE
M.U. Abubakarov, Student
O.S. Medvedeva, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky (Russia, Kaluga)
Abstract. The article discusses the mechanisms and strategies of promotion in social networks that contribute to the achievement of a competitive advantage by the company. The author analyzes the role of social media as an effective marketing tool to improve customer interaction, increase brand awareness and strengthen audience loyalty.
Keywords: social networks, promotion, content marketing, customer interaction, audience loyalty.