Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОДВИЖЕНИЯ И АНАЛИТИКИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ БИЗНЕСА В РОССИИ'

СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОДВИЖЕНИЯ И АНАЛИТИКИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ БИЗНЕСА В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
аналитика / социальные сети / показатели / инструменты аналитики / бизнес / analytics / social networks / indicators / analytics tools / business

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Р.В. Кмита, О.С. Медведева

В статье проведено исследование по сущности использования аналитики социальных сетей для бизнеса. Определены основные способы и пути реализации инструментов аналитики. Рассмотрены основные сервисы, упрощающие процессы аналитики данных компаний на веб-пространстве, даны рекомендации по применению, учитывая специфику каждого из них. По результатам исследования выявлены ключевые механизмы социальных сетей, которые компании могут использовать в своей деятельности на практики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL NETWORKS AS A TOOL OF PROMOTION AND ANALYTICS FOR BUSINESS DEVELOPMENT IN RUSSIA

The article conducted a study on the essence of using social network analytics for business. The main ways and means of implementing analytics tools are defined. The main services that simplify the processes of analyzing companies' data on the web space are considered, and recommendations for use are given, taking into account the specifics of each of them. According to the results of the study, the key mechanisms of social networks that companies can use in their activities in practice have been identified.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОДВИЖЕНИЯ И АНАЛИТИКИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ БИЗНЕСА В РОССИИ»

СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОДВИЖЕНИЯ И АНАЛИТИКИ

ДЛЯ РАЗВИТИЯ БИЗНЕСА В РОССИИ

Р.В. Кмита, студент

О.С. Медведева, канд. экон. наук, доцент

Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского (Россия, г. Калуга)

DOI:10.24412/2411-0450-2024-5-1-224-227

Аннотация. В статье проведено исследование по сущности использования аналитики социальных сетей для бизнеса. Определены основные способы и пути реализации инструментов аналитики. Рассмотрены основные сервисы, упрощающие процессы аналитики данных компаний на веб-пространстве, даны рекомендации по применению, учитывая специфику каждого из них. По результатам исследования выявлены ключевые механизмы социальных сетей, которые компании могут использовать в своей деятельности на практики.

Ключевые слова: аналитика, социальные сети, показатели, инструменты аналитики, бизнес.

Необходимость аналитики социальных сетей обусловлена тем, что она содействует в отслеживании основных параметров сильных и слабых сторон продукта через отклик со стороны целевой аудитории, также аналитика обеспечит генерацию новых идей в бизнесе и будет выступать действенным способом анализа качества работы персонала. Аналитическую информацию в текущих реалиях используют не только коммерческие предприятия, но также и органы власти, государственные образовательные учреждения. Аналитика также содействует в сохранении имиджа компании, получении ей объективной оценки вовлеченности пользователей в контент о бренде. Кроме того, она помогает в формировании эффективной рекламной кампании, оценки ее метрик, а также

выстраивании портрета клиента, его предпочтений и мнения о продукте бизнеса [1].

В условиях растущей конкуренции на рынке, использование Digital-маркетинга является необходимым для того, чтобы не только привлечь, но и удержать в своей аудитории клиентов. При планировании коммуникативной политики каждая компания стремится предложить свой товар или услугу как можно большему числу потребителей и расширить клиентскую базу [2].

На текущий момент в мире существует десять основных и самых популярных социальных сетей (рис. 1). Представленный перечень дает общее представление о том, какие социальные сети являются наиболее популярными на сегодняшний день.

3 2,7

Щ 2 2

М 1111 ■■..

/ / / / / / / X -/

Рис. 1. Самые популярные соцсети во всем мире, млрд чел. Economy and Business: Theory and Practice, vol. 5-1 (111), 2024

es них в России в настоящее время активны не все, так как в весной 2022 года была запрещена деятельность соцсетей Facebook и Instagram, принадлежащих компании Meta (компания признана экс-

тремистской организацией в РФ, деятельность в РФ запрещена).

Перечень наиболее популярных социальных сетей представлен на рисунке 2.

YouTube WhatsApp В Контакте Telegram Дзен

Рис. 2. Самые популярные соцсети в России, млн чел.

Следует отметить, что некоторые из этих сервисов, такие как WhatsApp, Дзен и Rutube, не являются удобными социальными сетями для ведения бизнеса, но они включены в список из-за их популярности и социальной активности пользователей.

Аналитика довольно часто используется внутри социальных сетей в виде сбора данных об активности, перехода по ссылкам, просмотра постов. В отечественной практике аналитика больше всего развита в социальной сети ВКонтакте, которая направлена на сбор информации о потребителях и их интересах, и в социальной сети Telegram, в которой популярность приобрели чат-боты, которые автоматизировано собирают и анализируют большой пласт данных, рассчитывают показатели. Похожие механизмы применяются в интернет-магазинах субъектов МСП, где с помощью аналитики собирается материал для его дальнейшего использования в маркетинговых операциях компаний [3].

Для осуществления эффективного исследования данных с помощью аналитики требуется в первую очередь выявить аспект анализа, установить необходимые параметры для сбора информации, касаемо языка, времени, платформы. Далее следует непосредственно сам анализ, где данные трансформируются в выводы и соотносятся друг с другом. После чего информация

проходит обработку в целях дальнейшего процесса принятия решений.

Рассмотрим ключевые параметры для отслеживания в социальных сетях с помощью аналитики. Например, охват, который показывает суммарную величину пользователей, просмотревших контент. Для этого применяется оценка роста аудитории при их соотношении с доходностью бизнеса, а основными индикаторами являются рост аудитории и их общее количество [4].

Следующий показатель - вовлеченность, который показывает коммуникацию пользователя и компании в лайках, комментариях и других действиях. Показателем является уровень средней вовлеченности, а индикаторами - общая вовлеченность, рост аудитории. Привлечение также является важным показателем, характеризующее каналы, через которые пользователи взаимодействуют с компанией, а именно с ее социальными сетями.

Еще один показатель - автоматизированная конверсия из социальных сетей, то есть показывающая процент аудитории, которые выполнили действия, на которые их побуждал контент в социальной сети компании, например прямой переход и покупка товара по ссылки.

К показателям также относится оптимизация расходов на обслуживание клиентов, которая измеряется посредством затрат на

их обслуживание и выкладке постов в социальных сетях.

Аналитика социальных сетей может ставить своей целью решения вопросов в определенных областях бизнеса со стороны разных категорий работников, например для отдела кадров будет проще определить способности и навыки кандидатов, служба поддержки сможет провести анализ по количеству обращений клиентов, разработчики смогут предложить возможности использования бета-тестеров продукции.

Для реализации всех вышеперечисленных действий предлагается воспользоваться сервисами аналитики социальных сетей. Например, сервис Brand Analytics, благодаря которому возможно провести анализ сообщений, не предполагающих наличие гео-меток, групп в соцсетях. Сервис включат функцию автоматического определения тональности сообщения, трендов, позволяет осуществлять командную работу в аккаунте.

Следующий сервис - PopSters, благодаря которому можно анализировать контент в разных социальных сетях, включая ВКонтакте и Телеграм. Позволяет проводить аналитику конкурентов, сравнивая с собственными социальными сетями компании.

С помощью сервиса «Медиологии» возможно проводить исследования не только социальных сетей, но также рекомендаций и отзывов на веб-страницах с помощью количественного и качественного анализа в виде графиков с функцией экспорта.

С помощью платформы Sprout Social у бизнеса появляется функционал для сбора статистики, а также для планирования публикаций [5]. Основным недостатком является невозможность присоединения сервиса к социальной сети ВКонтакте.

После получения данных из сервисов аналитики, компания должна выбрать основную цель их использования. Например, для совершенствования рекламных кампаний пригодится информация, касающаяся обсуждений в социальных сетях, отзывов и упоминаний для того, чтобы вовремя скорректировать стратегию продвижения.

Полученные материалы помогут оценить работу сотрудников в точках продажи или офисах, так как упоминания могут включать в себя информацию о геолокации или данные о самом сотруднике. В случае получения негативных

В социальной сети ВКонтакте компании могут проводить подробный статистический анализ, включая анализ действий пользователей на странице сообщества, особенно данный инструмент полезен для крупных брендов с многотысячной аудиторией клиентов. На данный момент, по количеству пользователей, инструментов для рекламы ВКонтакте является самой эффективной площадкой для бизнеса. Эта платформа подходит для всех видов бизнеса и компаний. Уже сейчас можно заметить изменение цен на размещение рекламы. Так как спрос на рекламные публикации постоянно увеличивается, то растущие цены на размещение рекламы становится проблемой для бизнеса [6]. Как показывают наблюдения, репутация и имидж зарабатываются предпринимателями не только путем использования традиционных маркетинговых инструментов [7], а путем установления долгосрочных отношений с потребителями.

Аналитика ВКонтакте включает измерение количества подписчиков, географию, возраст целевого сегмента клиентов и информацию, по которой бренд может увидеть посты и материалы, вызывающие у аудитории наибольший отклик, а также такие метрики, как CTR, CPA, ROAS.

Далее исходя из проведенной аналитики, специалисты могут сделать выводы о том, что в большей степени приносит трафик на страницу компании и в какой прогрессии происходит рост аудитории. Благодаря аналитики бизнес способен следить за динамикой продвижения своей продукции или услуг, сравнивая показатели с конкурентами и разрабатывать рекламные компании, учитывая полученную информацию. Аналитика в данной социальной сети помогает разобраться с вопросами маркетинга, продажами и взаимодействием с клиентами.

Отметим, что Telegram-аналитика в свою очередь нацелена на анализ инфор-

мации о коммуникации аудитории с кана- лиза базовых метрик. Основным преиму-лом бизнеса, а именно с размещенными ществом аналитики в Telegram является постами. простота использования встроенных меха-

Аналитику возможно проводить с по- низмов без необходимости подключения мощью встроенных инструментов, ботов, сторонних сервисов.

внешних сервисов. Таким образом, аналитика рассмотрен-

Успех канала компании зависит от ных социальных сетей позволяет форми-охватов, просмотров, роста аудитории и ее ровать информацию об активности и эф-качества, средней вовлеченности ERR, ин- фективности страницы компании и разме-декса цитирования (CCI), количества ре- щенной рекламы, в то же время позволяет постов, качества рекламных кампаний и понять мотивы и интересы аудитории, инструментов монетизации. насколько действия бизнеса были резуль-

В Telegram также присутствуют меха- тативны. низмы внутренней аналитики с целью ана-

Библиографический список

1. Буряк Н.Ю., Легута Е.В. Бизнес-аналитика в информационных технологиях // Modern Science. - 2020. - № 12-4. - С. 50-53.

2. Субботина, Т.Н. Построение коммуникаций с потребителями в мессенджерах // Вектор экономики. - 2021. - № 1 (55). - С. 4.

3. Потуруй К. и др. Инструменты аналитики для управления маркетингом компаний малого бизнеса // Индустриальная экономика. - 2023. - № 3. - С. 52-59.

4. Кузнецова М.М. Особенности автоматизации мониторинга социальных сетей // Молодой ученый. - 2020. - № 26. - С. 33-36.

5. Wenning S. Use and Effect of Google Ads Effect of Google Ads for Marketing Success // Int. J. Manag. Humanit. - 2021. - Т. 913. - С. 23-26.

6. Медведева, О.С. Маркетинг в социальных сетях: тенденции и перспективы / О.С. Медведева, Е.В. Лукашина // Инновационная экономика и современный менеджмент. - 2020. - № 3(29). - С. 8-12. - EDN BHUBMN.

7. Кисиогло Т.В. Способы воздействия на потребительское поведение / О.С. Медведева, Т.В. Кисиогло // Инновационная экономика и современный менеджмент. - 2020. -№ 2(28). - С. 16-21. - EDN RFUYPC.

SOCIAL NETWORKS AS A TOOL OF PROMOTION AND ANALYTICS FOR BUSINESS DEVELOPMENT IN RUSSIA

R.V. Kmita, Student

O.S. Medvedeva, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky (Russia, Kaluga)

Abstract. The article conducted a study on the essence of using social network analytics for business. The main ways and means of implementing analytics tools are defined. The main services that simplify the processes of analyzing companies' data on the web space are considered, and recommendations for use are given, taking into account the specifics of each of them. According to the results of the study, the key mechanisms of social networks that companies can use in their activities in practice have been identified.

Keywords: analytics, social networks, indicators, analytics tools, business.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.