ВОЗМОЖНОСТИ РЕКЛАМЫ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ И МЕССЕНЖЕРАХ
П.А. Крохина, студент
О.С. Медведева, канд. экон. наук, доцент
Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского (Россия, г. Калуга)
DOI:10.24412/2411-0450-2023-10-2-15-18
Аннотация. В статье представлен обзор российских мессенджеров по итогам 20222023 гг. после блокировок основных инструментов для SMM. Актуальность использования российских разработок в бизнес-коммуникациях в 2022 г. определяется уходом иностранных компаний с российского рынка. Авторами проанализированы основные требования со стороны бизнес-клиентов, сделан вывод о том, что главный запрос предъявляется к обеспечению информационного суверенитета. Приведены примеры того, как российские работодатели перестроили модель проведения интернет-продвижений бизнеса, так же проанализирована статистика активности в российских социальных сетях. В результате исследования был сделан вывод о том, что российский рынок в целом приспособился к сложившейся ситуации и нашел альтернативные каналы продвижения.
Ключевые слова: интернет-маркетинг, SMM, продвижение, реклама, социальные сети.
В современной жизни социальные сети играют очень важную роль в жизни людей, позволяя им обмениваться информацией, делиться новостями и мнениями. Развитие услуг, предоставляемых через интернет, вносит кардинальные изменения в технологии продаж, в продвижении товаров конечным пользователям [1]. При планировании коммуникативной политики каждая компания стремится предложить свой товар или услугу как можно большему числу потребителей и расширить клиентскую базу [2].
С ростом экономического развития общества выросла конкуренция во всех сферах жизни, что находит отражение при продвижении товаров и услуг. Планируя комплекс коммуникаций с клиентом следует учитывать тот факт, что многие пользователи предпочитают делать заказы, используя различные социальные сети и мес-сенджеры [3,4]. Это подтверждается ежегодным ростом онлайн-продаж на протяжении последних лет в среднем на 1525% [5].
Однако, в 2022 году предприниматели в России столкнулись с достаточно большими проблемами в продвижении товаров в интернете из-за блокировки ранее популярных соцсетей, таких как Instagram*, Facebook*, Tik-Tok (запрещённый сервис, принадлежащий компании Meta*, признанной в России экстремистской организацией). Все эти интернет-ресурсы ранее были основными инструментами продвижения.
В 2023 году бизнес практически полностью перешел на российские соцсети. Статистика пользования социальными сетями среди россиян представлена на рисунке 1.
Можно отметить, что сеть ВКонтакте занимает весомую позицию по времени потребления среди населения и по среднесуточному охвату. Сеть Tictoc лидирует по времени потребления среди пользователей за счет видеоформата, однако, со временем преимущества ее сокращается. Количество ежедневных пользователей Telegram растет и приближается по охвату к сети ВКонтакте.
IBK BTictoc ■ Telegram ■ Одноклассники ■ Instagram*
Рис. 1. Актуальные позиции топовых социальных сетей [6]
В настоящее время все больше наблюдается процесс «раскручивания» таких социальных сетей и мессенджеров, как Telegram и ВКонтакте. По данным открытых источников бюджеты на продвижение ВКонтакте выросли на 130%, достигнув 1,03 млрд рублей в декабре 2022 года. Приток крупного бизнеса в VK Рекламу составил 34%, а малого и среднего - 105%. Бизнесы из сфер образования, развлечений, красоты и здоровья запускают 42% всей рекламы во ВКонтакте. Стоимость рекламы в социальной сети также увеличилась на 92%, с 64,22 рубля за 1000 показов в начале 2022 года до 123,51 рубля в декабре.
За год кликабельность объявлений ВКонтакте увеличилась на 41%. Несмотря на это, большинство пользователей считает рекламу в этой социальной сети самой бесполезной и нецелевой по сравнению с другими крупнейшими площадками.
Социальная сеть ВКонтакте стала заключать партнерские соглашения со мно-
гими блогерами. За счет перехода любимых блогеров и звезд в эту социальную сеть повышается ее охват. Примерами таких партнерских соглашений могут стать заключенные договоры с участниками шоу «Импровизация». Импровизаторы проводят эксклюзивные стримы в ВК, а также проводят некоторые мероприятия от данной площадки. Сервис ВК вошел в топ-15 крупнейших рекламодателей России в 2022 году (рис. 2).
Основными преимуществами рекламы в ВК являются то, что она может иметь большой охват, быстрый отклик и простоту своего исполнения. Однако следует отметить, что реклама в новостной ленте может иметь «шумовое» действие. Часть пользователей просто пролистывают рекламу и не обращают на нее внимания. Данным видом рекламы обычно пользуются небольшие компании или обычные пользователи для продвижения своих паб-ликов.
12022 ■ 2021
Рис. 2. Крупнейшие рекламодатели России в 2022 году [6]
Более востребованная у представителей крупного бизнеса является таргетирован-ная реклама. Данный тип рекламы можно порекомендовать использовать магазинам одежды и обуви; компаниям по продаже мобильного контента и электроники; кафе и ресторанам; секциям и школам дополнительного образования; для рекламы тренингов и семинаров; клубам и компаниям, предлагающим организацию развлекательных мероприятий.
К недостаткам таргетированной рекламы можно отнести:
1. Низкий уровень мотивации у пользователей. При посещении социальной сети люди обычно ищут общение, а не товары или услуги.
2. В социальных сетях уровень конверсии по ссылочным переходам намного ниже, чем в обычном поисковике. Если имеется большое количество посетителей с разносторонними интересами, то существует риск потратить бюджет без привлечения нужного количества покупателей.
3. Рекламодатели, которые сотрудничают с социальными сетями, должны учитывать быстрое пропадание интереса у аудитории. Чтобы сохранить внимание пользователей, необходимо регулярно обновлять.
Стоит отметить еще один сервис, который стал набирать популярность после санкций против России - Telegram. И хоть сначала эта сеть задумывалась, как мес-сенджер, все большую популярность набирает ведение Telegram-каналов, а сле-
довательно реклама в данном сервисе так же присутствует .
Значительная часть контента мессен-джера Telegram состоит из новостей, что объясняет рост его популярности. Аналитики отмечают, что этот рост начался после блокировки Instagram*, но, в основном, Telegram популярен благодаря своему функционалу, а не отсутствию конкурентов. В 2022 году Telegram запустил свой кабинет Telegram Ads, который стал одним из главных источников целевой аудитории для рекламодателей после ухода из России зарубежных рекламных систем.
Однако Telegram достаточно сложен по своей структуре для продвижения бизнеса и рекламы. Сложность в том, что в данном сервисе нет ленты новостей, как это есть в ВК или у заблокированных ресурсов. Реклама может распространяться только по желанию «хозяина» популярных каналов.
В целом, хоть данный сервис и популярен среди пользователей в 2022-2023 году, эффективным его сложно назвать и в основном в данном сервисе имеет место реклама «запрещенного» контента, а также в данном сервисе очень много рекламы мошеннических сервисов.
Использование социальных сетей при продвижении позволяет не только сформировать устойчивые коммуникации с клиентом, но и позволяет решать другие задачи: позволяет раскрутить бренд, сформировать лояльных потребителей [7].
Библиографический список
1. Ананьева В.А. Особенности развития интернет-маркетинга в сфере розничной торговли / О.С. Медведева, В.А. Ананьева // Инновационная экономика и современный менеджмент. - 2019. - № 3. - С. 15-18.
2. Субботина, Т.Н. Построение коммуникаций с потребителями в мессенджерах // Вектор экономики. - 2021. - № 1(55). - С. 4.
3. Кардаш, Д.Ю. Нейромаркетинг в органах публичной власти: истоки развития и современные технологии применения / О.С. Медведева, Д.Ю. Кардаш // Интернет-журнал Науковедение. - 2017. - Т. 9, № 1. - С. 22.
4. Еремеева, А. Социальные сети как инструмент формирования общественного мнения о здоровом образе жизни / А. Еремеева, О.С. Медведева // Актуальные проблемы активного долголетия и качества жизни пожилых людей: Сборник научных трудов, Калуга, 15 ноября 2018 года. - Калуга: ФБГОУ ВПО «Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского», 2019. - С. 56-60.
5. Медведева, О.С. Перспективы и возможности онлайн-маркетинга в розничной торговле / О.С. Медведева // Вестник Алтайской академии экономики и права. - 2018. - № 8. - С. 188-192. - EDN YUVWJF.
6.Аудитория восьми крупнейших соцсетей в России в 2023 году: исследования и цифры. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ppc.world/artides/auditoriya-vosmi-krupneyshih-socsetey-v-rossii-issledovaniya-i-cifry/.
7. Медведева, О.С. S-commerce - новый тренд в эффективном продвижении продуктов и услуг компаний / О.С. Медведева // Вестник Алтайской академии экономики и права. -2019. - № 8-1. - С. 79-84. - EDN BKVHЛ.
ADVERTISING OPPORTUNITIES IN SOCIAL NETWORKS AND MESSENGERS P.A. Krochina, Student
O.S. Medvedeva, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky (Russia, Kaluga)
Abstract. The article presents an overview of Russian messengers based on the results of 2022-2023 after the blocking of the main tools for SMM. The relevance of using Russian developments in business communications in 2022 is determined by the departure of foreign companies from the Russian market. The authors analyzed the main requirements on the part of business clients, concluded that the main request is to ensure information sovereignty. Examples of how Russian employers have rebuilt the model of conducting online business promotions are given, as well as the statistics of activity in Russian social networks are analyzed. As a result of the study, it was concluded that the Russian market as a whole has adapted to the current situation and found alternative channels of promotion.
Keywords: internet marketing, SMM, promotion, advertising, social networks.