Научная статья на тему 'Продвижение товаров на рынке электронной промышлености'

Продвижение товаров на рынке электронной промышлености Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
92
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОМЫШЛЕННЫЕ ТОВАРЫ / МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ / МАРКЕТИНГОВЫЙ АНАЛИЗ / АНАЛИЗ СПРОСА / ОЦЕНКА РИСКА / АНАЛИЗ СБЫТА / АНАЛИЗ АССОРТИМЕНТА И СТРУКТУРЫ / РАСЧЕТ СРЕДНЕЙ ЦЕНЫ ПРОДУКЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ / ПЛАН ПРОИЗВОДСТВА / INDUSTRIAL GOODS / METHODS OF CONDUCTING / MARKETING ANALYSIS / DEMAND ANALYSIS / RISK ASSESSMENT / SALES ANALYSIS / ANALYSIS OF THE RANGE AND STRUCTURE / CALCULATION OF THE AVERAGE PRICE / ENTERPRISE PRODUCTS / PRODUCTION PLAN

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мамонов Михаил Александрович, Шабурова Аэлита Владимировна

В статье рассмотрен анализ спроса продукции. Определена оценка риска на невостребованные товары. Проведен анализ сбыта продукции для предприятия. Приведен анализ ценовой политики. Для успешного выхода на рынок проанализирована конкурентоспособность изделий предприятия. Рассмотрен анализ динамики и исполнения плана по изготовлению продукции за определенные годы. Определен перечень и состав продукции предприятия. Выполнен анализ перемены средней стоимости продукции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROMOTION OF GOODS ON THE MARKET OF ELECTRONICS INDUSTRY

The article discusses the analysis of product demand. The risk assessment for unclaimed goods is determined. The analysis of products sales for enterprise is conducted. The analysis for price police is given. For successful market entry, the competitiveness of the enterprise's products is analyzed. The analysis of dynamics and execution of the plan on production for certain years is considered. The list and structure of production of the enterprise is defined. The analysis of changes in the average cost of production is conducted.

Текст научной работы на тему «Продвижение товаров на рынке электронной промышлености»

УДК 528.44

DOI: 10.33764/2618-981Х-2019-6-2-138-144

ПРОДВИЖЕНИЕ ТОВАРОВ НА РЫНКЕ ЭЛЕКТРОННОЙ ПРОМЫШЛЕНОСТИ

Михаил Александрович Мамонов

Сибирский государственный университет геосистем и технологий, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, магистрант, тел. (923)733-19-94, e-mail: sonicxru@yandex.ru

Аэлита Владимировна Шабурова

Сибирский государственный университет геосистем и технологий, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, доктор экономических наук, доцент, директор Института оптики и оптических технологий, тел. (905)950-93-01, e-mail: aelita_shaburova@mail.ru

В статье рассмотрен анализ спроса продукции. Определена оценка риска на невостребованные товары. Проведен анализ сбыта продукции для предприятия. Приведен анализ ценовой политики. Для успешного выхода на рынок проанализирована конкурентоспособность изделий предприятия. Рассмотрен анализ динамики и исполнения плана по изготовлению продукции за определенные годы. Определен перечень и состав продукции предприятия. Выполнен анализ перемены средней стоимости продукции.

Ключевые слова: промышленные товары, методы проведения, маркетинговый анализ, анализ спроса, оценка риска, анализ сбыта, анализ ассортимента и структуры, расчет средней цены продукции предприятия, план производства.

PROMOTION OF GOODS ON THE MARKET OF ELECTRONICS INDUSTRY

Mikhail A. Mamonov

Siberian State University of Geosystems and Technologies, 10, Plakhotnogo St., Novosibirsk, 630108, Russia, Graduate, phone: (923)733-19-94, e-mail: sonicxru@yandex.ru

Aelita V. Shaburova

Siberian State University of Geosystems and Technologies, 10, Plakhotnogo St., Novosibirsk, 630108, Russia, D. Sc., Associate Professor, Director, Institute of Optics and Optical Technologies, phone: (383)344-40-58, e-mail: aelita_shaburova@mail.ru

The article discusses the analysis of product demand. The risk assessment for unclaimed goods is determined. The analysis of products sales for enterprise is conducted. The analysis for price police is given. For successful market entry, the competitiveness of the enterprise's products is analyzed. The analysis of dynamics and execution of the plan on production for certain years is considered. The list and structure of production of the enterprise is defined. The analysis of changes in the average cost of production is conducted.

Key words: industrial goods, methods of conducting, marketing analysis, demand analysis, risk assessment, sales analysis, analysis of the range and structure, calculation of the average price, enterprise products, production plan.

В современном обществе продуктов и услуг, а кроме того, в обстоятельствах повышенной конкуренции, значимость менеджмента невозможно предугадать. Знание рынка позволяет действовать аккуратно, как потребителю, так и продавцу [4].

Маркетинг - один из фундаментальных разделов профессиональной деятельности на рынке, который позволяет: оценивать потребности и требования клиентов, проектировать и испытать продукцию с потребительскими свойствами, рассказать клиенту понятие стоимости товара, построить систему продаж на товар, развить и продвинуть товары [4, 5, 7].

С целью рассмотрения продвижения продуктов на рынке электронной промышленности необходимо проанализировать следующие аспекты: спрос на электронные продукты; оценку рисков на невостребованные товары; сбыт продукции; ценовую политику предприятия; конкурентоспособность товара; динамику исполнения плана производства; ассортимент и структуру продукции; среднюю цену на товар.

В качестве объекта исследования было выбрано предприятие Новосибирский завод полупроводниковых приборов с особым конструкторским бюро (НЗПП с ОКБ) - один из крупных производителей электронных компонентов в стране. Предприятие специализируется на изготовление интегральных микросхем и дискретных полупроводниковых приборов.

Для анализа ассортимента продукции были взяты четыре изделия: материя-8 -микрогенераторы с выходной мощностью 10, 100, 220 мВт; интеллектуал-4 - од-ноканальные и двухканальные контроллеры источников питания; вольт-И8 - прецизионные источники опорного напряжения с напряжением стабилизации 1.2, 2, 2.5, 3, 4 ... 10 В; каламин 1107 - 8-разрядный параллельный АЦП.

Для проведения анализа вышеперечисленных аспектов будем использовать методику Г. В. Савицкой [1].

Проанализируем эластичность спроса на продукцию табл. 1.

Таблица 1

Эластичность спроса на продукцию

Цена, тыс. руб. Объем спроса на изделие Темп прироста, % Коэффициент эластичности спроса Величина, тыс руб.

цены объемы спроса выручки затрат прибыли

5,00 2 000 10 000 6 250 3 750

5,35 1 850 +3,46 -9,90 3,63 9 897,5 5 737,5 4 160

5,60 1 700 +3,04 -9,52 3,04 9 520 5 225 4 295

6,10 1 400 +2,30 -8,54 2,04 8 540 4 300 4 240

6,80 1 150 + 1,69 -7,82 1,36 7 820 3 262 4 558

6,95 1 050 + 1,51 -7,30 1,13 7 297,5 2 815 4 482,5

7,15 950 +1,33 -6,79 0,92 6 792,5 2 410 4 382,5

7,30 870 + 1,19 -6,35 0,77 6 351 2 072 4279

Проанализировав сведения табл. 1, можно сказать, что относительная эластичность этих товаров может быть решена, но в условиях инфляции устойчивость спроса будет снижена, потому что рост цен имеет уверенную трансформацию. Компания выбрала цену опциона 6 800 руб., хотя спрос по этой цене и выручке ниже, чем цена 5 000 руб. [1, 8].

Для оценки риска на невостребованную продукцию проанализируем данные табл. 2.

Таблица 2

Оценка риска невостребованных продуктов

Вид продукции Объем по договорам Остаток готовой продукции План производства продукции Готовность выпуска продукции, %

Материя-8 3 800 140 5 660 69,6

Интеллектуал-4 4 300 100 5 500 80,0

Вольт-И8 2 600 50 2 600 101,9

Каламин 1107 1 900 30 1 800 107,2

Из табл. 2 видно, что план производства Вольт-И8 и Каламин 1107 был полностью выполнен для поставки продукции. Для Материя-8 и Интеллек-туал-4 планируемая продукция выполнена на 69,6 % и 80,0 %. Предприятию следует уменьшить темп поставок Материя-8 и Интеллектуал-4, и наоборот, повысить темп поставок Вольт-И8 и Каламин 1107 [1, 3].

Проанализируем сбыт продукции НЗПП с ОКБ по обозначенным изделиям табл. 3.

Таблица 3

Анализ рынка сбыта продукции

Показатель Внутренний рынок Внешний рынок

2016 2017 2018 2016 2017 2018

Материя-8 Объем выполненного изделия Цена за ед. изделия, тыс. руб. Стоимость ед. изделий, тыс. руб. Прибыль, тыс. руб. Рентабельность, % 4 000 4,7 4,1 2 400 12,8 4 000 4,8 4,2 2 400 12,5 3 500 5,1 4,4 2 450 13,7 900 8,1 5,3 2 520 34,6 400 8.3 5.4 1 160 34,9 250 7,5 5,78 4 300 22,9

Интеллектуал-4 Объем выполненного изделия Цена за ед. изделия, тыс. руб. Стоимость ед. изделий, тыс. руб. Прибыль, тыс. руб. Рентабельность, % 4 200 5.8 4.9 3 780 15,5 4 250 4.8 3.9 3 825 18,8 4 300 5,1 4,12 4 214 19,2 — - -

Вольт-И8 Объем выполненного изделия Цена за ед. изделия, тыс. руб. Стоимость ед. изделий, тыс. руб. Прибыль, тыс. руб. Рентабельность, % 2 100 6,3 5,1 2 520 19,0 2 150 6,9 5,3 3 440 23,2 2 350 7,1 5,4 3 995 23,9 - - -

Окончание табл. 3

Показатель Внут эенний рынок Внешний рынок

2016 2017 2018 2016 2017 2018

Каламин 1107 Объем выполненного изделия Цена за ед. изделия, тыс. руб. Стоимость ед. изделий, тыс. руб. Прибыль, тыс. руб. Рентабельность, % 950 6,15 4,8 1 283 22,0 900 6,5 5,0 1 50 23,1 1 100 7,3 5,6 1 870 23,3 500 8,1 5,3 1 400 34,6 750 8,2 5,7 1 875 30,5 1 300 8,4 6,1 2 990 27,4

Проанализировав данные табл. 3, можно сказать, что в последние годы спрос на Материю-8 начал снижаться на внешних рынках. Лишние затраты на повышение конкурирующего типа продукта на внешнем рынке не увенчались успехом: реализация и эффективность существенно уменьшились. Продукт Ин-теллектуал-4 демонстрирует устойчивый рост продаж и устойчивую прибыль, в то время как продукты Вольт-И8 и Каламин 1107 показывают повышение роста сбыта и увеличение прибыльности [1, 3 и 6].

При анализе ценовой политики автор статьи проанализировал уровень цены на внутреннем и внешнем рынке микроэлектронной продукции табл. 4.

Таблица 4

Анализ ценовой политики предприятия

Уровень цены за 1 тыс. руб.

Вид На внутреннем рынке На внешнем рынке

продукции обследуемого в среднем конку- обследуемого средняя

предприятия по отрасли рент предприятия на рынке

Материя-8 5,0 5,0 5,5 7,7 10,0

Интеллектуал-4 6,1 6.0 6,4 - -

Вольт-И8 7,0 6,7 6,8 8,4 12,0

Каламин 1107 7,2 7.0 7,0 8,3 12,0

Сравнительный анализ из табл. 4 показывает, что предприятие выполняет эластичную расценочную политику цен на внутреннем рынке, так как основным покупателем предприятия является государство. Предприятие стремительно отреагировало на сокращение спроса двух видов изделий, снизив их стоимость, в то же время повысив цену на продукцию, которая пользуется спросом [8].

Для повышения конкурентоспособности продукции проанализируем элементы, представленные в табл. 5.

Для оценки конкурентоспособности необходимо сравнить параметры анализируемого и конкурирующего продукта с уровнем, определяемым потребностями клиента, и сравнить полученные результаты. Для этого рассчитываются индивидуальные, массовые и накопленные характеристики конкурентоспособности продукта.

Таблица 5

Методика анализа конкурентоспособности продукции

Исследование рынка

Получение сведений о соперниках

запросов

Исследование

потребителей

Определение условий к продукту и установление списка характеристик _балла конкурентоспособности продукта_

Финансовые характеристики

Промышленные характеристики

Нормативные характеристики

Установление степени отдельных и массовых характеристик

_конкурентоспособности_

Вычисление накопленного признака конкурентоспособности Создание мер согласно увеличению конкурентоспособности

Помимо балла конкурентоспособности продукта, с целью установления продукции на конкретном рынке, можно применять четырехмерный способ [7]. Суть заключается в построении матрицы, в которой темпы увеличения торговли всех или основных сбытовых компаний на рынке отражаются вертикально, а доля рынка, контролируемая этой компанией, указывается горизонтально. Чем больше эта доля, тем выше реальная конкурентоспособность продукции компании на этом рынке, и наоборот [10]. С этой же целью, такой показатель рассчитывается, как отношение доли компании на рынке к доле крупнейшего конкурента. Если это соотношение больше единицы, то доля компании является большой, в случае если меньше единицы - невысокой [1].

Проанализируем динамику и план изготовления продукции табл. 6.

Таблица 6

Анализ динамики и выполнения плана производства

Год Объем производства изделий, тыс. руб. Темп увеличения, % Объем выполнения, тыс. руб. Темп увеличения, %

базовый дополнительный базовый дополнительный

2014 81 000 100 100,0 83 000 100 100,0

2015 85 700 105,8 104,7 87 200 105,1 103,4

2016 88 500 108,5 107,6 89 250 107 105,8

2017 91 300 109 108,4 90 000 108,1 106,9

2018 95 500 115,1 114,3 91 500 109,2 107,6

Из табл. 6 видно, что за пять лет темп производства увеличился на 15,1 %, а объем продаж на 9,2 %. Если в предшествующие годы темпы увеличения изготовления и продаж совпадали, то в течение последнего года темпы увеличения изготовления продукции существенно превысили темпы продаж продукции. Эти данные говорят о накоплении непроданной продукции предприятием, которая не оплачивается покупателями [1, 7].

При анализе динамики и исполнения плана производства необходимо проанализировать выполнения поставленного плана по ассортименту продукции табл. 7.

Таблица 7

Анализ выполнения плана по ассортименту

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Изделие Осуществление продукта в план, тыс. руб. % выполнения плана

план факт

Материя-8 27 500 26 200 81,0

Интеллектуал-4 31 300 32 300 94,4

Вольт-И8 16 000 20 400 99,3

Каламин 1107 12 200 19 500 137,1

Итого 87 000 98 400 97,0

Реализация, итоговый зачетный план по ассортименту, тыс. руб.

27 500 31 300 16 000 12 200

87 000

Из табл. 7 видно, что проект, согласно перечню продукции, сделан на 97,0 %. Причиной не выполнения могут быть как внешние, так и внутренние условия. К внешним относят рыночные условия, изменения спроса на конкретные разновидности продукции [6]. К внутренним причинам относятся недостатки на предприятии-изготовителе, ограниченное или устаревшее промышленное оснащение, его простои, катастрофы, отсутствие электричества, низкий уровень культуры производства, недочеты в концепции управления и отсутствие материальных стимулов [1, 2, 4].

Проанализируем воздействие условий в переменных величинах прибыли в целом по предприятию с использованием метода цепного замещения табл. 8.

Таблица 8

Анализ структуры выпускаемой продукции.

Изделие Оптовая цена за единицу изделия. Руб. Объем продукции, руб Состав продукции, % Цена выпущенной продукции, тыс. руб. Перемена товарной продукции руб.

план факт план факт план факт при плане факт

Материя-8 3 000 5 740,00 5 130,00 31,89 28,50 29 510 29 800 27 000 -2800,00

Интеллектуал-4 4 000 5 700,00 5 600,00 31,67 31,11 31 250 31 500 31 250 -250,00

Вольт-И8 5 000 3 050,00 3 470,00 16,94 19,28 15 990 16 000 19 000 +3 000,00

Каламин 1107 6 000 3 420,00 3 880,00 19,00 21,56 13 191 13 500 20 100 +6 600,00

Итого — 17 910 18 080 100 100 89 941 90 800 97 350 +6 550,00

Результаты анализа фактора прибыли по изделиям заметно отличаются, как видно из табл. 8. Согласно методу минимального анализа, прибыль часто зависит от объема продаж и структуры выпускаемой продукции, так как эти факторы одновременно влияют на себестоимость продукции [9]. При снижении общего плана изготовления и реализации продукции более последовательные затраты приходятся на единицу продукции [1, 7].

Проанализировав продукцию, выпускаемую НЗПП с ОКБ, можно сделать вывод, что за последние годы увеличились темпы роста объемов производства и продаж и непосредственно выросла нераспределенная прибыль. Тем не менее руководителям в первую очередь следует обратить внимание на большую себестоимость изделий, нежели на выручку от продажи продукции.

Однако, как показывают результаты анализа, у компании все еще есть достаточные резервы, чтобы значительно улучшить свое финансовое состояние. Для этого нужно изменить ценовую политику, найти новые точки сбыта товара, используя новые приемы современных маркетинговых методик. Все эти мероприятия дадут возможность предприятию увеличить свою рентабельность, пополнить личный используемый основной капитал и достигнуть наиболее приемлемой структуры баланса.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Савицкая Г. В. С13 Анализ хозяйственной деятельности предприятия : учеб. пособие. - Мн. : Новое знание, 2002. - 704 с.

2. Забазнова Т. А., Попкова Е. Г., Токарева И. В. Особенности применения маркетингового инструментария о рынке «В2В» // Вестник СГТУ - 2010. - № 1. - С. 228-235.

3. Прокофьев Д. В поисках пятого угла. Маркетинг В2В. [Electronic resource]. - Mode of access: http://www.allventure.ru/articles/cat6/ (дата обращения: 17.03.2019).

4. Барежев К. Деловые коммуникации в сегменте В2В: инструменты, особенности, проблемы // Промышленный маркетинг. - 2013. - № 2. - С. 28-32.

5. 9 важнейших навыков в b2b маркетинге [Electronic resource]. - Mode of access: www.destinationcrm.com. (дата обращения: 17.03.2019).

6. Шушкевич С. Особенности маркетинговых коммуникаций в сфере b-2-b // Маркетинговые коммуникации. 2005. - №6. - С. 32-42.

7. Промышленная кооперация в малом бизнесе [Electronic resource]. - Mode of access: http://www.dist-cons.ru. (дата обращения: 17.03.2019)

8. Готовский А.: «Производственная кооперация промышленных комплексов государств - членов ТС и ЕЭП является важным фактором противодействия негативным тенденциям в мировой экономике» [Electronic resource]. - Mode of access: http://www.eurasiancommission.org/ru/nae/news/Pages/! 1-09-2014-2. aspx. (дата обращения: 17.03.2019).

9. Чащина А. Секреты Б2Б-маркетинга в интернете [Electronic resource]. - Mode of access: http://www.cossa.ru/articles/155/56425 (дата обращения: 17.03.2019).

10. Блейхман О., Пантюхин В., Особенности маркетинга на рынке b-2-b // Маркетинг и маркетинговые исследования. - 2006. - № 01. - 61 с.

© М. А. Мамонов, А. В. Шабурова, 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.