Научная статья на тему 'Структурный анализ динамики произведенной продукции и ее качества'

Структурный анализ динамики произведенной продукции и ее качества Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
795
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АНАЛИЗ / ДИНАМИКА / КАЧЕСТВО / СТРУКТУРА / ПРИБЫЛЬ / ЗАКОНОМЕРНОСТЬ / ANALYSIS / DYNAMICS / QUALITY / STRUCTURE / PROFIT / REGULARITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Караева Ф.Е.

Представленный материал раскрывает роль и содержание структурных сдвигов в производстве продукции. Оценивается также качество как показатель повышения спроса на продукцию и увеличения суммы прибыли за счет не только объема продаж, но и более высоких цен.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The presented material opens a role and the content of structural shifts in production. Also quality as an indicator of increase of demand for production and increases in the sum of profit for the account not only sales volume, but also higher prices is estimated.

Текст научной работы на тему «Структурный анализ динамики произведенной продукции и ее качества»

70

Экономические науки

УДК 330.12

СТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ ДИНАМИКИ ПРОИЗВЕДЕННОЙ ПРОДУКЦИИ И ЕЕ КАЧЕСТВА

Караева Ф.Е., доктор экономических наук, доцент, кафедра бухгалтерского учета, анализа и аудита,

ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский государственный аграрный университет им. В.М. Кокова», г. Нальчик E-mail: fatima64@mail.ru

Представленный материал раскрывает роль и содержание структурных сдвигов в производстве продукции. Оценивается также качество как показатель повышения спроса на продукцию и увеличения суммы прибыли за счет не только объема продаж, но и более высоких цен.

Ключевые слова: анализ, динамика, качество, структура, прибыль, закономерность.

THE STRUCTURAL ANALYSIS OF DYNAMICS OF THE MADE PRODUCTION AND ITS QUALITY

Karayeva F.E., doctor of economics sciences, associate professor, department of accounting, analysis and audit,

FSBEI HE "Kabardino-Balkarian state agrarian university named after V.M. Kokov" city of Nalchik

The presented material opens a role and the content of structural shifts in production. Also quality as an indicator of increase of demand for production and increases in the sum of profit for the account not only sales volume, but also higher prices is estimated.

Key words: analysis, dynamics, quality, structure, profit, regularity.

Современные условия функционирования ставят перед производителями комплекс стратегических задач, без выполнения которых невозможно выживание в жесткой конкурентной борьбе. В качестве одной из таких задач можно выдвинуть качество производимой продукции и структурный анализ с целью выявления более рентабельных видов выпускаемой продукции. Для правильной организации производственного процесса необходимо владеть информацией за ряд предшествующих периода, проводить сравнительные характеристики по основным показателям и при этом следует установить причины, обусловившие ту или иную динамику объема или оборота.

Закономерным является непрерывное увеличение работы, но, однако, следует учитывать, что снижение темпов роста показателей не всегда является отрицательным моментом и свидетельствует о снижении результативности организации. Снижение ежегодного прироста объема может явиться следствием изменения числа товара, структуры, и некоторых других причин, что должно быть учтено при исследовании тем-

пов динамичного изменения объемов производства [1].

Наиболее полную характеристику динамики рассматриваемого процесса, можно получить при сравнении фактических темпов роста с базисными значениями за ряд лет. При этом следует иметь ввиду, что одно дело, если фактически выявленная динамика изменения показателей соответствует намеченной, другое - если она сложилась в результате отступления от заданных темпов (иногда некоторое снижение темпов предусматривается в самой стратегии). Для установления обоснованности изменений, необходимо исследование в динамике показателей использования по времени и производительности, поскольку именно они оказывают решающее влияние на темпы роста объема и структурные сдвиги.

При анализе следует использовать абсолютные значения по годам, кварталам и месяцам, затем исчислить абсолютные приросты, темпы роста, и эластичность. Рассчитанные таким образом показатели, характеризуют анализируемый период в сравнении с прошлыми периодами.

При анализе представляет интерес исчисление среднего темпа роста, особенно при сопоставлении результатов работы различных производственных подразделений или организаций. Средний темп роста исчисляется как средняя геометрическая из годовых темпов роста.

Показателями темпа роста удобно пользоваться для характеристики выполнения бизнес-плана. Оно оценивается по базовым показателям за истекшие годы и последний год периода планирования, а также по отчетам за истекшие годы. По многим данным исчисляются темпы роста по отношению к предыдущему периоду и началу периода (цепные и базисные индексы). В качестве объекта исследования использованы данные бухгалтерской финансовой отчетности кондитерской фабрики (табл. 1).

Сумма реализованной продукции в динамике за 2013-2015 гг. имеет тенденцию к повышению на 1473 тыс. руб. Если рассматривать структуру реализованной продукции, то наибольший удельный вес занимают разные шоколадные

конфеты (в дальнейшем обозначим их «Ассорти») более 37 %. Структурными сдвиги имеются по всем группам продукции в зависимости от потребительских предпочтений, изучая спрос и предложение на данном сегменте рынка (рис.).

Объем производства и объем реализации продукции являются взаимозависимыми показателями. В условиях, когда ограниченны производственные возможности и неограничен спрос на первые позиции выдвигается объем производства продукции. Но по мере того как насыщается рынок и усиливается конкуренции, то не производство определяет объем реализации, а возможный объем реализации становится базой для обоснования производственной программы. Организация должна производить только ту продукцию и в таком объеме, которая реально реализуется.

Темпы роста объема производства и реализации продукции, повышение ее качества непосредственно (табл. 2).

По всем позициям рассматриваемого ассорти-

Таблица 1

Динамика и структура реализованной продукции

№ Показатели 2013 2014 2015

тыс .руб . % тыс .руб . % тыс .руб . %

А Б 1 2 3 4 5 6

1 Зефир 727 17,5 816 17,6 898 15,9

2 Мармелад 884 21,3 738 15,9 984 17,5

3 Ассорти 1845 44,4 1692 36,6 2104 37,4

4 Печенье 398 9,6 401 8,7 873 15,6

5 Прочая продукция 297 7,2 980 21,2 765 13,6

Итого 4151 100 4627 100 5624 100

2015

зефир —■—мармелад ассорти —К— печенье —Ж—прочая пр.

Рис. Структура реализованной продукции

72

Ф.Е КАРАЕВА

Таблица 2

Анализ динамики реализованной продукции

Продукция Объем производства продукции, тыс.руб . Откл . (2015-2014) Откл. отчетного выпуска от базового Изм ., % 2015/2014

2013 2014 2015 абсол. относ.

1 2 3 4 5 6 7 8

Зефир 727 816 898 82 171 123,5 110,0

Мармелад 884 738 984 246 100 111,3 133,3

Ассорти 1845 1692 2104 322 259 114,0 124,3

Печенье 398 401 873 472 475 2,2р. 2.1р

Прочая прод. 297 980 765 -215 468 2,5 р. 78,1

Итого 4151 4627 5624 997 1473 135,5 121,5

мента продукции наблюдается увеличение, кроме прочей продукции, где в отчетном периоде по сравнению с 2014 г. реализовано на 215 тыс. руб. меньше.

Важным показателем деятельности предприятий является качество продукции, а уровень его повышения является одной из форм конкурентной борьбы, завоевания и удержания позиций на рынке. Высокий уровень качества продукции способствует повышению спроса на продукцию и увеличению суммы прибыли за счет не только объема продаж, но и более высоких цен.

Необходимо рассмотреть также качество продукции как важный инструмент в борьбе за рынки сбыта, так как именно качество и обеспечивает конкурентоспособность продукции [2]. При этом конкурентоспособность определяется совокупностью качественных и стоимостных особенностей товара, которые могут удовлетворять потребителя, а также расходами на приобретение соответствующего товара.

В настоящее время мерой качества товаров служит степень удовлетворенности потребителя,

определяемая соотношением стоимости и ценности (потребительной стоимости) товара.

В целом, качество продукции можно охарактеризовать как совокупность свойств, обуславливающие пригодность продукции удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением

Одним из этапов является изучение динамики перечисленных показателей, выполнение плана по их уровню, причины их изменения и дать оценку работы предприятия по достигнутому уровню качества продукции (табл. 3).

Как видно из таблицы за отчетный год на предприятии проделана определенная работа по улучшению качества продукции и повышению ее конкурентоспособности, о чем свидетельствует увеличение удельного веса продукции высшей категории качества, снижается удельный вес забракованной продукции и доля экспортируемой продукции, т. к. растет внутренняя потребность в данном виде продукции.

Следующим этапом является определение влияния качества продукции на стоимостные по-

Таблица 3

Анализ обобщающих показателей качества продукции

Показатели 2013 2014 2015 Изм ., %

А 1 2 3 4

1. Средневзвешенный балл качества продукции 0,81 0,85 0,84 +0,3

2. Удельный вес, % - продукции высшего качества 83,0 85,0 86,0 +3,0

- экспортируемой продукции 16,4 14,7 13,5 -2,9

- забракованной продукции 0,6 0,3 0,5 -0,1

Таблица 4

Влияние сортового состава на изменение среднего уровня выручки

Вид продукции Выручка, Структура продукции Изменение средней

руб. 2014 2015 цены, руб .

А 1 2 3 4 5

Зефир 898 17,6 15,9 -1,7 -1,7 • 898 = -1527

Мармелад 984 15,9 17,5 1,6 1,6 • 984 = 1574

Ассорти 2104 36,6 37,4 0,8 0,8 • 2104 = 1683

Печенье 873 8,7 15,6 6,9 6,9 • 873 = 6023

Прочая продукция 765 21,2 13,6 -7,6 -7,6 • 765 = -5814

Итого 5624 100 100 - + 1939

казатели работы предприятия: выпуск товарной продукции, выручку от реализации продукции (ДВ) и прибыль. Расчет производится следующим образом:

ДВП = (Ц - Ц0) • VВП,

ДВ = (Ц1 - Ц0) • VРП,

ДП = [(Ц1 - Ц0) • VРП1] - [(С1 - С0) • VРП1],

где: Ц0 и Ц1 - соответственно цена изделия до и после изменения качества; С0 и С1 - соответственно уровень себестоимости изделия до и после изменения качества; УВП1 - объем произведенной продукции повышенного качества;

VРП1 - объем реализации продукции повышенного качества.

Если предприятие выпускает продукцию по сортам и произошло изменение сортового состава, то вначале необходимо рассчитать, как изменились средневзвешенная цена и средневзвешенная себестоимость единицы продукции, а затем по приведенным выше алгоритмам определить влияние сортового состава на выпуск товарной продукции, выручку и прибыль от ее реализации [1]. Расчет влияния сортового состава продукции на объем ее производства в

стоимостном выражении можно произвести способом абсолютных разниц: изменение удельного веса по каждому сорту нужно умножить на цену соответствующего сорта (Ц), результаты сложить и умножить на общий фактический выпуск данного вида продукции в натуральном выражении

^ВПобщ1):

ДВсорт ^ (Д'ДД1 Ц10

Как видно из табл. 4, в связи с улучшением качества продукции и изменением сортового состава продукции сумма выручки увеличилась на 1939 тыс. руб.

Таким образом, при анализе производства и реализации продукции оценивается степень выполнения плана и динамики производства и реализации продукции; определяются факторы, влияющих на отклонение показателей от плана; выявляются внутрихозяйственные резервы увеличения выпуска продукции и улучшения ее качества и ассортимента, а производство высококачественной и конкурентоспособной продукции в организациях производственной является главным элементом предпринимательской деятельности и важным этапом в достижении такой цели как получение прибыли систематически.

ЛИТЕРАТУРА

1. МельникМ.В. и др. Комплексный экономический анализ: учебное пособие. Изд.: Инфра-М. 2016. - 354 с.

2. Смолянкин Г.В. Качество продукции и его показатели // Российское предпринимательство. 2001. Т. 2. № 11. С. 48-51.

3. Щацкий Е.А. Факторы, влияющие на качество продукции в промышленном производстве // Альманах современной науки и образования. Тамбов: Грамота, 2014. № 12. С. 140-142.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.