Научная статья на тему 'ПРОДВИЖЕНИЕ ЧТЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ ИНСТИТУТА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ'

ПРОДВИЖЕНИЕ ЧТЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ ИНСТИТУТА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
76
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ФОРМЫ ПРОДВИЖЕНИЯ ЧТЕНИЯ / ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / ИНФОРМАЦИОННАЯ ГРАМОТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Поляк Д. А., Соснова Е. И.

Целью исследования является повышение эффективности развития информационнокоммуникационной компетенции и её компонентов у студентов института физической культуры. Для достижения поставленной цели на базе библиотеки Екатеринбургского института физической культуры была реализована программа продвижения чтения. В исследовании принимало участие 250 студентов Екатеринбургского института физической культуры. В начале исследования было выявлено противоречие между потребностями студентов - будущих тренеров в использовании современных IT-технологий для поиска и обработки информации, необходимой в процессе учебной и профессиональной деятельности, и недостаточным уровнем сформированными знаний и умений, позволяющих добывать и преобразовывать полученную информацию. После реализации предложенной разработки продвижения чтения среди студентов было проведено тестирование на уровень сформированности у них информационно-коммуникационной компетенции. Анализ результатов показал повышение уровня сформированном компонентов компетенции - знаний на 2%, умений на 5%. То есть, реализация предложенной разработки продвижения чтения среди студентов Екатеринбургского института физической культуры позволила обосновать необходимость повышения у них уровня сформированности информационно-коммуникационной компетенции и доказать эффективность этой работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Поляк Д. А., Соснова Е. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

READING PROMOTION AS A MEANS OF FORMING INFORMATION AND COMMUNICATION COMPETENCE AMONG STUDENTS OF THE INSTITUTE OF PHYSICAL CULTURE

The purpose of the study is to increase the effectiveness of the development of information and communication competence and its components among students of the Institute of Physical Culture. To achieve this goal, a reading promotion program was implemented on the basis of the library of the Yekaterinburg Institute of Physical Culture. The study involved 250 students of the Yekaterinburg Institute of Physical Culture. At the beginning of the study, a contradiction was revealed between the needs of students - future trainers in the use of modern IT technologies for searching and processing information necessary in the process of educational and professional activities, and the insufficient level of knowledge and skills that allow extracting and transforming the information received. After the implementation of the proposed development of reading promotion, students were tested for the level of formation of their information and communication competence. Analysis of the results showed an increase in the level of formation of components of competence - knowledge by 2%, skills by 5%. That is, the implementation of the proposed development of reading promotion among students of the Yekaterinburg Institute of Physical Culture made it possible to substantiate the need to increase their level of formation of information and communication competence and prove the effectiveness of this work.

Текст научной работы на тему «ПРОДВИЖЕНИЕ ЧТЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ ИНСТИТУТА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ»

но и превосходством результатов тестирования экспериментальной группы над показателями испытуемых контрольной группы.

Достоверны различия между контрольной и экспериментальной группами, и это подтверждает, что предлагаемые тренировочные воздействия, направленные на совершенствование физической подготовленности у футболистов, обеспечивают тренировочный эффект.

ЛИТЕРАТУРА

1. Организация тренировочного и соревновательного процесса по мини-футболу сборной команды высшего учебного заведения / Ю.С. Жемчуг, В.В. Соколов, И.Ю. Грязнов [и др.] //Теория и практика физической культуры. - 2016. - №. 11. - С. 63-65.

2. Спортивно-ориентированный подход к физическому воспитанию студенческой молодежи в вузах Красноярского края (на примере спортивных специализаций «волейбол» и «футбол») / А.Ю. Осипов, М.Ю. Данькова, А.П. Тарасенко, С.М. Шнаркин // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. ВП Астафьева. - 2014. - №. 3 (29). - С. 88-91.

3. Шлык Н.И. Вариабельность ритма сердца в экспресс-оценке функционального состояния спортсмена / Н.И. Шлык, Е.А. Гаврилова // Прикладная спортивная наука. - 2015. № 2. -С. 115-125.

4. Brechue, W.F. Characteristics of sprint performance in college football players / W.F. Brechue, J.L. Mayhew, F.C. Piper / /The Journal of Strength and Conditioning Research. - 2010. - Т. 24, No. 5. - С. 1169-1178.

5. McGuigan, M.R. The relationship between isometric and dynamic strength in college football players / M.R. McGuigan, J. B. Winchester // Journal of sports science and medicine. - 2008. - Т. 7, No. 1. - С. 101-105.

REFERENCES

1. Zhemchug, Yu.S., Sokolov, V.V., Gryaznov, I.Yu., Lebedkina, M.V. and Krasilnikova, Yu.S. (2016), "Organization of the training and competitive process in mini-football of the national team of the higher educational institution", Theory and Practice of Physical Culture, No. 11, pp. 63-65.

2. Osipov, A.Yu., Dankova, M.Yu., Tarasenko, A.P. and Shnarkin, S.M. (2014), "Sports-oriented approach to physical education of students in universities of the Krasnoyarsk territory (on the example of sports specializations "volleyball" and "football")", Bulletin of the Krasnoyarsk State Pedagogical University named after VP Astafieva, No. 3 (29), pp.88-91.

3. Shlyk, N.I. and Gavrilova, E.A. (2015), "Heart rate variability in the rapid assessment of the athlete's functional state", Applied Sports Science, No. 2, pp. 115-125.

4. Brechue, W.F., Mayhew, J.L., and Piper, F.C. (2010), "Characteristics of sprint performance in college football players", The Journal of Strength and Conditioning Research, No. 24(5), pp. 1169-1178.

5. McGuigan, M.R., and Winchester, J.B. (2008), "The relationship between isometric and dynamic strength in college football players", Journal of sports science and medicine, No. 7(1), pp.101-105.

Контактная информация: valerapokanininov@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 03.03.2022

УДК 378.147

ПРОДВИЖЕНИЕ ЧТЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ ИНСТИТУТА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Дина Анатольевна Поляк кандидат педагогических наук, доцент, Елена Ивановна

Соснова, заведующая библиотекой, Екатеринбургский институт физической культуры (филиал) Уральского государственного университета физической культуры, Екатеринбург

Аннотация

Целью исследования является повышение эффективности развития информационно-коммуникационной компетенции и её компонентов у студентов института физической культуры. Для достижения поставленной цели на базе библиотеки Екатеринбургского института физической культуры была реализована программа продвижения чтения. В исследовании принимало участие 250 студентов Екатеринбургского института физической культуры. В начале исследования было выявлено противоречие между потребностями студентов - будущих тренеров в использовании современных IT-технологий для поиска и обработки информации, необходимой в процессе учебной и профессиональной деятельности, и недостаточным уровнем сформированности знаний и умений, позволяющих добывать и преобразовывать полученную информацию. После реализации предложенной разработки продвижения чтения среди студентов было проведено тестирование на уровень сформированности у них информационно-коммуникационной компетенции. Анализ результатов показал повышение уровня сформированности компонентов компетенции - знаний на 2%, умений на 5%. То есть, реализация предложенной разработки продвижения чтения среди студентов Екатеринбургского института физической культуры позволила обосновать необходимость повышения у них уровня сформированности информационно-коммуникационной компетенции и доказать эффективность этой работы.

Ключевые слова: информационно-коммуникационная компетенция, формы продвижения чтения, информационная культура, информационная грамотность.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.3.p360-367

READING PROMOTION AS A MEANS OF FORMING INFORMATION AND COMMUNICATION COMPETENCE AMONG STUDENTS OF THE INSTITUTE OF

PHYSICAL CULTURE Dina Anatolyevna Polyak, the candidate of pedagogical sciences, docent, Elena Ivanovna Sosnova, head of the library, Yekaterinburg Institute of Physical Culture (branch) of the Ural State University of Physical Culture, Yekaterinburg

Abstract

The purpose of the study is to increase the effectiveness of the development of information and communication competence and its components among students of the Institute of Physical Culture. To achieve this goal, a reading promotion program was implemented on the basis of the library of the Yekaterinburg Institute of Physical Culture. The study involved 250 students of the Yekaterinburg Institute of Physical Culture. At the beginning of the study, a contradiction was revealed between the needs of students - future trainers in the use of modern IT technologies for searching and processing information necessary in the process of educational and professional activities, and the insufficient level of knowledge and skills that allow extracting and transforming the information received. After the implementation of the proposed development of reading promotion, students were tested for the level of formation of their information and communication competence. Analysis of the results showed an increase in the level of formation of components of competence - knowledge by 2%, skills by 5%. That is, the implementation of the proposed development of reading promotion among students of the Yekaterinburg Institute of Physical Culture made it possible to substantiate the need to increase their level of formation of information and communication competence and prove the effectiveness of this work.

Keywords: information and communication competence, forms of reading promotion, information culture, information literacy.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время процесс информатизации общества распространился на все сферы деятельности человека, в том числе и на физическую культуру и спорт. Анализ профессионального стандарта «Тренер», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24.12.2020 № 952 Н., позволил выявить, что для выполнения обозначенных в стандарте трудовых функций тренеру необходимы умения «пользоваться информационно-коммуникационными технологиями и средствами связи» [4]. Но, с учётом необходимости реализации компетентностного подхода в образо-

вании, тренер должен не только владеть выше обозначенными умениями, но в целом обладать информационно-коммуникационной компетенцией.

Целью исследования являлось повышение эффективности развития информационно-коммуникационной компетенции и её компонентов у студентов института физической культуры.

МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Информационно-коммуникативная компетенция - это «профессионально-значимое интегративное качество личности, характеризующее умение самостоятельно искать, отбирать нужную информацию, анализировать и представлять её; моделировать и проектировать объекты и процессы, реализовывать проекты, как в индивидуальной сфере, так и при работе в группе» [3]. Иными словами, информационно-коммуникативная компетентность объединяет в себе работу с информацией, умение создавать оптимальное коммуникативное пространство, интеграцию 1Т-знаний и личных качеств в более общую способность действовать в пространстве информационных ресурсов Интернет, умение коррелировать внутренние и внешние информационные ресурсы и другое. Она рассматривается как неотъемлемая структурная составляющая профессиональной компетенции специалиста и означает его способность удовлетворять информационные потребности в профессиональной сфере и умение транслировать переработанную информацию в процессе коммуникации.

В структуре информационно-коммуникационной компетенции выделяется ряд компонентов, среди которых информационный (способность осуществлять различные операции с информацией, моделировать и проектировать объекты и процессы), коммуникативный (построение общения в виде диалога, а также умение работать в команде), личностный (умение самостоятельно принимать решения, развитие исследовательских и творческих способностей, чувства ответственности, самодисциплины, способности к методической работе и самоорганизации), а так же технологический (способность применения усовершенствованных технических знаний и навыков пользования современными средствами информационных и коммуникационных технологий в различных сферах жизни и деятельности).

Следовательно, в рамках информационно-коммуникативной компетенции можно выделить такие специфические показатели, как:

- знания и основополагающие понятия 1Т-технологий, позволяющие ориентироваться в профессиональном информационном поле;

- умения целенаправленного проецирования актуальной информации в процессе осуществлении коммуникации в профессиональной сфере;

- опыт реализации целенаправленного поиска и преобразования информации для продуктивной коммуникации в достижении поставленных профессиональных целей [2].

То есть, информационно-коммуникативная компетентность - это педагогическая категория, рассматриваемая как неотъемлемая часть профессиональной компетентности специалиста, в том числе и в области спорта.

Для достижения поставленных в исследовании целей были рассмотрены примеры наиболее распространённых и эффективных мероприятий по продвижению чтения на базе библиотеки образовательной организации:

1. Деятельностные формы: литературные клубы, мероприятия, акции, конкурсы и проекты, направленные на включение в читательскую деятельность [1].

2. Информационные формы: мероприятия, посвященные чтению, знаменательным литературным датам, обзоры новых книг, тематические подборки публикаций, презентации, обзор и анализ литературного поля интернета [1].

3. Игровые формы пропаганды чтения в библиотеках: игры, викторины, конкурсы, квесты. Такие формы несут творческий, новаторский характер и весьма популярны у

молодежи.

4. Интерактивные формы: опросы, онлайн-викторины, голосования, анкетирование. Интерактивные формы помогают библиотеке изучить мнение читателей, выявить их пристрастия, что в целом способствует продвижению книги [5].

5. Дискуссионные формы: дискуссия во время чтения, беседа-дискуссия после чтения, дискуссия без подготовки. Дискуссионная форма призвана выявить существующее многообразие точек зрения читателей на литературное произведение, провести всесторонний анализ каждой из них, внести вклад в формирование собственной позиции каждого читателя.

6. Культурно-досуговые формы - это организованные библиотечными специалистами массовые мероприятия в рамках досугового времени посетителей библиотеки, направленные на популяризацию чтения разнообразными эмоционально-выразительными средствами. Особенность массовых мероприятий - это их неповторимость. Даже если мероприятие проводится ежегодно, оно всегда будет отличаться от предыдущего [1].

7. Индивидуальные формы работы с читателем: консультации, беседа при записи в библиотеку, о рекомендуемой литературе, о прочитанных книгах. Наиболее значимыми задачами индивидуальной работы библиотекари считают: установить с читателем контакт, вызвать на откровенный разговор, убедить взять ту или иную книгу, поговорить с ним как «с человеком», побудить задуматься над прочитанным [5].

8. Наглядные формы позиционирования книги и чтения: библиотечные плакаты, альбомы, иллюстрированные картотеки, информационные буклеты, приглашения и афиши. Как современный подход к библиотечной рекламе, должны отличаться качественной полиграфией ясным и чётким, структурированным содержанием, бросаться в глаза.

Из огромного разнообразия предложенных форм каждая, отдельно взятая библиотека выбирает и вырабатывает свою стратегию-план по продвижению чтения, путем отбора форм и методов в зависимости от особенностей своих читателей.

Отличительной особенностью большинства проектов (форм), применяемых библиотеками учебных заведений, является их тесная связь с образовательным процессом. Перед такими библиотеками стоит сложная задача: не просто найти и применить верные и эффективные формы продвижения чтения среди молодежи, (именно эта возрастная группа и есть основные читатели библиотеки) литературы различного содержания, а продвижение чтения литературы специальной, учебной, учебно-методической.

Повышение информационной культуры и информационной грамотности - одно из приоритетных направлений библиотек высших учебных заведений и направлено прежде всего на формирование библиотечно-библиографической культуры как комплекса знаний, умений, навыков обучающегося, обеспечивающих эффективное использование справоч-но-библиографического аппарата и фонда библиотеки.

Используемая в библиотеке методика развития навыков информационной грамотности направлена на формирование у обучаемых умений пользоваться этими знаниями и навыками в области новых информационных технологий: использовать доступные информационные источники, методы и средства для систематического поиска профессионально-значимой информации, ее интерпретация и систематизация, сохранения в структурированном виде для повторного применения [1].

В библиотеке Екатеринбургского института физической культуры это направление приняло форму специально разработанных занятий по информационно-библиографической культуре. В сотрудничестве с учебным отделом и кафедрой естественнонаучных дисциплин были разработаны и проведены информационно-библиографические занятия: «Основы информационно-библиографической культуры». Цель занятий: повышение информационной культуры и информационной грамотности учащихся.

Занятия призваны сформировать умения найти в библиографических пособиях, каталогах и картотеках необходимые источники информации, рациональное использование справочной литературы, электронно-образовательной среды библиотеки, максимально информировать учащихся о всех предоставляемых им библиотечных услугах и продуктах с целью популяризации фондов библиотеки (бумажных и электронных) и привлечения читателей.

Для продвижения чтения в Екатеринбургском институте физической культуры активно, как в большинстве библиотек образовательных учреждений, используются виртуальное пространство, с помощью которого можно решать основные задачи: обеспечение доступа обучающихся и преподавателей посредством сети «Интернет» к основным видам учебной, учебно-методической и научной документации, основной и дополнительной литературе по реализуемым институтом образовательным программам.

Для продвижения чтения библиотека вуза активно использует виртуальное пространство, с помощью которого можно решить задачу обеспечения доступа обучающихся и преподавателей посредством сети «Интернет» к основным видам учебной литературы по реализуемым институтом образовательным программам. В приоритете библиотеки института наиболее значимой формой продвижение чтения стало развитие и продвижение электронных библиотечных систем, тесно связанных с образовательным процессом. Согласно требованиям ФГОС к учебно-методическому обеспечению программ ВО и СПО каждый обучающийся в течение всего периода обучения должен быть обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к одной или нескольким электронно-библиотечным системам (электронным библиотекам). Кроме того, в условиях быстро меняющихся реалий мира, в связи с пандемией и уходом на дистанционное обучение, электронная библиотека дает возможность с максимальной эффективностью обеспечить учащимся доступ к учебной и иной литературе. Согласно требованиям ФГОС, Екатеринбургский институт физической культуры с 2018 года подключен к электронно-библиотечной системе (ЭБС) «Юрайт», содержащей издания учебной, учебно-методической и иной литературы по основным изучаемым дисциплинам.

Доступ к Национальной электронной библиотеке (НЭБ), фонд которой насчитывает более четырех миллионов электронных копий книг, учебной и периодической литературы, диссертаций и авторефератов, несмотря на то, что полный доступ к фондам НЭБ, охраняемый авторским правом, возможен только в читальном зале библиотеки, дал возможность привлечь более широкий круг читателей, разнообразить и расширить возможности виртуального пространства библиотеки.

Кроме электронных библиотечных систем библиотека вуза уделяет пристальное внимание продвижению чтения путем развития и расширения информационного поля на сайте института. У библиотеки присутствует своя страничка на официальном сайте института и рассматривается как основное представительство библиотеки в интернете. Для формирования информационной компетентности пользователей в виртуальном пространстве библиотекой была разработана информационная страничка о наличии электронно-образовательных ресурсов (ЭОР) для размещения на официальном сайте и состоит из информации о наличии электронных библиотечных систем с логотипами, ссылок на электронные ресурсы, указанные в РПД и сайт «Дорога спорта и жизни» с доступными методическими пособиями для направления 49.03.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура).

Массовые мероприятия считаются самыми эффективными формами привлечения внимания молодежи. В начале каждого учебного года проводится «День открытых дверей библиотеки» как форма массового мероприятия по продвижению чтения в библиотеке образовательного учреждения, направленная на включение в читательскую активность. Целью мероприятия было знакомство вновь поступивших студентов с библиотекой и создание позитивного образа библиотеки. В рамках этого мероприятия для желающих про-

водилась обзорная экскурсия по библиотеке с обзором ресурсов.

Книжные выставки - как наиболее традиционные формы продвижения чтения среди молодежи направлены на помощь и развитие навыков у студентов для полноценного обучения. Главная задача вузовской библиотечной выставки - широко и визуально представить книжный фонд библиотеки, продемонстрировать книжные новинки или литературу по определённой теме, преимущественно в помощь учебному процессу, или привлечь внимание к различным знаменательным событиям и литературным датам. В читальном зале библиотеки проведение книжных выставок проходит на регулярной основе.

Читальный зал библиотеки оборудован шестью компьютерами для самостоятельной работы студентов, кроме того, имеются специально-оборудованные автоматизированные места для лиц с ограниченными возможностями. Библиотека имеет скоростной выход в интернет через Wi-Fi, что обеспечивает студентам и преподавателям свободное пользование информационными сетями различного уровня.

В целях совершенствования работы библиотеки регулярно проводятся опросы и анкетирование студентов и преподавателей, изучается рынок информационных услуг, требования, предъявляемые читателями, выявляются, анализируются их информационные потребности. Сочетание новых технологий с традиционными формами и методами обслуживания дает возможность библиотеке вуза удовлетворять информационные потребности читателей на качественно более высоком уровне.

Для продвижения чтения, поднятия читательской компетенции студентов библиотека вуза постоянно ведет индивидуальную форму работы с читателями, которая заключается в консультациях, где найти ту или иную информацию, электронных образовательных ресурсах, рекомендациях книг, беседе при записи в библиотеку, в рекомендациях литературы, оказывает помощь дипломникам в составлении библиографического списка.

На стадии разработки находится проект продвижения чтения среди студентов, находящихся на сборах (из-за специфики учебного заведения некоторое количество студентов - профессиональные спортсмены, которые постоянно находятся либо на соревнованиях, либо на стадии подготовки к ним). Такие студенты не имеют доступа к фондам библиотеки из-за постоянной занятости и удаленности от вуза. Проект готовится библиотекой совместно с кафедрами и учебным отделом для обеспечения спортсменов учебными материалами для успешного прохождения учебы без отрыва от спорта: специальная ссылка на страничке библиотеки с переходом на запрашиваемый учебный материал; постоянный контакт библиотеки со студентом, находящимся на сборах для передачи через почту запрашиваемых учебных материалов и консультаций.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

С целью проверки эффективности разработанных приемов пропаганды чтения с целью повышения уровня информационно-коммуникационной компетентности были проанализированы показатели работы библиотеки:

1. Число зарегистрированных читателей библиотеки составило 1356 человек, в том числе: профессорско-преподавательский состав - 822 человека, колледж - 728, институт - 546 человек.

2. Число зарегистрированных читателей электронной библиотечной системы «ЮРАЙТ»- 1235 читателей.

3. Выдано читателям 5829 книг.

4. Число посещений библиотеки за календарный год составило 1680 раз.

Для оценки уровня информационно-коммуникационной компетенции было проведено тестирование студентов - участников исследования на уровень знания IT-технологий и умений их применять. Анализ результатов показал повышение уровня сформированности компонентов компетенции - знаний на 2%, умений на 5%.

ВЫВОДЫ

Проект по продвижению чтения среди студентов вуза как средство формирования информационно-коммуникационной компетентности посредством использования электронных библиотечных платформ предполагает 100% охват всех обучающихся института (примерно 1500 тысячи пользователей); заключение договора еще с двумя электронными библиотеками на пользование коллекциями изданий по физической культуре с бесшовным переходом в систему автоматизации образовательного процесса института «Автор-ВУЗ .

На первоначальных этапах реализации проекта было приложено немало усилий для рекламы самой библиотеки, информирование о ее возможностях и ресурсах: доклады на директорате и Ученом совете, разъяснительная работа с профессорско-преподавательским составом, старостами групп и классными руководителями. Были разработаны и введены информационно-библиографические занятия, проведены выставки и мероприятия, расширены возможности электронного пространства библиотеки, разработан проект полной модернизации реального библиотечного пространства. Библиотека планирует продолжать продвижение чтения среди студентов вуза разрабатывая и внедряя новые проекты в рамках принятой стратегии.

Таким образом, реализация проекта продвижения чтения среди студентов Екатеринбургского института физической культуры позволило обосновать необходимость повышения уровня сформированности информационно-коммуникационной компетенции будущих тренеров и доказать эффективность этой работы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Варламова Т.Н. Формирование информационной культуры личности в условиях современной библиотеки / Т.Н. Варламова // "Культура как предмет междисциплинарных исследований": материалы конференции (2008; Томск) / под общ. ред. Ю.В. Петрова. - Томск, 2009. - URL: https://core.ac.uk/download/pdf/287487075.pdf (дата обращения: 04.02.2021).

2. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / И.Г. Захарова. - 8-е изд., перераб. и доп. - Москва : Академия, 2013. - 208 с.

3. Круглякова Г.В. Содержание и технология формирования профессиональной информационно-коммуникативной компетенции студентов-филологов : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Круглякова Галина Владимировна. - Тольятти, 2007. - 199 с.

4. Об утверждении профессионального стандарта "тренер-преподаватель" : приказ Минтруда РФ от 24.12.2020 N 952Н // КонтурНорматив : [сайт]. -URL : https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentld=381958 (дата обращения 20.02.2021).

5. Уникель, Д. А. Формы и методы индивидуальной работы с читателями-детьми / Д. А. Уникель. - 2019 -URL: http://www.tagillib.ru/for_profi/biblioprofi/unikel-d-a-formy-i-metody-individualnoy-raboty-s-chitatelyami-detmi.php (дата обращения: 28.03.2021).

REFERENCES

1. Varlamova, T.N. (2009), "Formation of the information culture of the individual in a modern library", paper presented at the Conference "Culture as a subject of interdisciplinary research ", Tomsk, available at : https://core.ac.uk/download/pdf/287487075.pdf (accessed 4 February 2021).

2. Zakharova, I.G. (2013), Information technologies in education: a textbook for students. institutions of higher prof. education, Academy, Moscow.

3. Kruglyakova, G. V. (2007), Content and technology of formation of professional information and communicative competence of students of philology, dissertation, Togliatti.

4. Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation (2020), On approval of the professional standard "trainer-teacher", Order of 24.12.2020 N 952N, available at: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=381958 (accessed 20 February 2021).

5. Unicel, D.A. (2019), Forms and methods of individual work with readers-children, available at : http://www.tagillib.ru/for _profi/biblioprofi/unikel-d-a-formy-i-metody-individualnoy-raboty-s-chitatelyami-detmi.php (accessed: 28 March 2021).

Контактная информация: polli402008@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 05.03.2022

УДК 374.32

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ: МОДЕЛЬ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЕ ПОДРОСТКОВ

Юрий Валерьевич Помилуйко, старший преподаватель, Кубанский государственный университет, Краснодар, Айдамир Батербиевич Бгуашев, кандидат педагогических наук, профессор, Игорь Кимович Гунажоков, кандидат педагогических наук, доцент, Адыгейский государственный университет, Майкоп, Ольга Алексеевна Ногаец, кандидат педагогических наук, доцент, Кубанский государственный университет, Краснодар

Аннотация

Введение. В статье представлен педагогический проект, как альтернатива спортивной подготовки с доминирующей целевой установкой на достижение высокого спортивного результата. Изменение целевых установок на социально ориентированные и личностно-значимые позволяет использовать ценностный потенциал физической культуры и спорта как ресурс развития личности, при этом, предоставляя возможность подросткам заниматься избранным видом спорта. Цель исследования - экспертиза разработанной модели личностного развития подростков в системе дополнительного образования в сфере физической культуры и спорта. Методика и организация исследования. Экспертиза модели проводилась на основе методики А.А. Кыверялга. В качестве экспертов выступили специалисты в области физической культуры и спорта, тренеры-преподаватели, педагоги дополнительного образования, родители. Экспертиза модели проводилась в два этапа: 1 этап (экспертиза проекта модели); 2 этап (экспертиза модели в том виде, в котором она представлена в данной статье). Результаты исследования. На первом этапе оценки экспертов по различным направлениям проектирования соответствовали уровню «ниже среднего», что явилось основанием для внесения корректив в различные направления проектирования, которые получили низкую оценку экспертов. После внесения корректив в различные направления проектирования, которые получили низкую оценку экспертов на первом этапе, оценки экспертов по отдельным направлениям проектирования на втором этапе соответствовали уровню «выше среднего», а по некоторым направлениям проектирования достигали «высокого уровня» Выводы. Высокую оценку экспертов получили такие направления проекта как «замысел педагогического проекта», «научно-методическая обеспеченность и условия реализации», «планируемые результаты», «перспективы развития и распространения проекта»

Ключевые слова: дополнительное образование детей в сфере физической культуры и спорта, ценностный потенциал физической культуры и спорта, модель личностного развития подростков.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.3.p367-372

ADDITIONAL EDUCATION OF CHILDREN IN THE FIELD OF PHYSICAL EDUCATION: MODEL OF PERSONAL DEVELOPMENT OF ADOLESCENTS Yuri Valerievich Pomiluiko, the senior teacher, Kuban State University, Krasnodar, Aydamir

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Baterbievich Bguashev, the candidate of pedagogical sciences, professor, Igor Kimovich Gunazhokov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Adyghe State University, Maykop, Olga Alekseevna Nogaets, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Kuban State University, Krasnodar

Abstract

Introduction. The article presents a pedagogical project as an alternative to sports training with a dominant goal setting to achieve a high sports result. Changing the target settings to socially oriented and personally significant ones makes it possible to use the value potential of physical culture and sports as a

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.