Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ ВУЗА ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОГО ПРОФИЛЯ'

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ ВУЗА ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОГО ПРОФИЛЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
178
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / СТУДЕНТЫ / ВУЗ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОГО ПРОФИЛЯ / PROFESSIONAL COMPETENCE / STUDENTS / HIGHER EDUCATION INSTITUTION OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS PROFILE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сазонов Игорь Юрьевич, Тарасевич Игорь Владимирович

Представлен анализ педагогических компетенций, формируемых у студентов вуза физкультурно-спортивного профиля. Изучен опыт разработки основной образовательной программы по направлению 49.03.01 Екатеринбургского института физической культуры. Рассмотрена структура компетентностного подхода в рамках федерального государственного образовательного стандарта. Представлены примеры формулировки профессиональных компетенций, включенных в основную образовательную программу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сазонов Игорь Юрьевич, Тарасевич Игорь Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCIES OF UNIVERSITY STUDENTS OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS PROFILE

The analysis of pedagogical competencies formed by students of a higher educational institution of physical culture and sports profile is presented. The experience of the development of the main educational program in the direction 49.03.01 of the Yekaterinburg Institute of Physical Culture has been studied. The structure of the competence-based approach within the framework of the federal state educational standard is considered. The examples of the formulation of professional competencies included in the main educational program are presented.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ ВУЗА ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОГО ПРОФИЛЯ»

УДК 796.011

DOI: 10.24411/2305-8404-2021-10107

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ ВУЗА ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОГО ПРОФИЛЯ

И.Ю. Сазонов, И.В. Тарасевич

Представлен анализ педагогических компетенций, формируемых у студентов вуза физкультурно-спортивного профиля. Изучен опыт разработки основной образовательной программы по направлению 49.03.01 Екатеринбургского института физической культуры. Рассмотрена структура компетентностного подхода в рамках федерального государственного образовательного стандарта. Представлены примеры формулировки профессиональных компетенций, включенных в основную образовательную программу.

Ключевые слова: профессиональные компетенции, студенты, вуз физкуль-турно-спортивного профиля.

FEATURES OF FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCIES OF UNIVERSITY STUDENTS OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS PROFILE

Sazonov I.Yu., candidate of pedagogical sciences, professor, sazonov.tab@gmail.com, Russia, Yekaterinburg, Yekaterinburg Institute of Physical Culture (branch) of the Ural State University of Physical Culture, Tarasevich I.V., candidate of pedagogical sciences, associate professor, tfk-ural@ mail.ru, Russia, Yekaterinburg, Yekaterinburg Institute of Physical Culture (branch) of the Ural State University of Physical Culture

The analysis of pedagogical competencies formed by students of a higher educational institution of physical culture and sports profile is presented. The experience of the development of the main educational program in the direction 49.03.01 of the Yekaterinburg Institute of Physical Culture has been studied. The structure of the competence-based approach within the framework of the federal state educational standard is considered. The examples of the formulation of professional competencies included in the main educational program are presented.

Key words: professional competence, students, higher education institution of physical culture and sports profile.

Сазонов Игорь Юрьевич, канд. пед. наук, проф., sazonov.tab@gmail.com, Россия, Екатеринбург, Екатеринбургский институт физической культуры (филиал) Уральского государственного университета физической культуры,

Тарасевич Игорь Владимирович, канд. пед. наук, доц., tfk-ural@mail.ru, Россия, Екатеринбург, Екатеринбургский институт физической культуры (филиал) Уральского государственного университета физической культуры

Уровень развития современного вузовского образования, результатом которого становится мобильный и высококвалифицированный человеческий капитал, требует внедрения в педагогический процесс инновационных разработок. В последние годы в России, в контексте ориентации на Болонский процесс, произошла переориентация оценки результата образования с понятий «подготовленность», «образованность» на понятия «компетенция», «компетентность» обучающихся.

Развитие компетентностного подхода явилось адекватной реакцией системы образования на социальный заказ. Выполнение такого социального заказа

немыслимо без включения студентов в широкое поле культуры, одной из составляющих которой является физическая культура как важный фактор формирования профессионального мастерства будущего специалиста [ 5].

Переориентация на компетентностный подход в мировой образовательной практике характеризуется тем, что на рынке труда востребованы сегодня не сами по себе знания, а способность продуктивно выполнять определенные функции, то есть профессиональные компетенции [8].

В современных научно-педагогических исследованиях делается акцент на разработку образовательных программ, это в свою очередь требует корректив содержательной части педагогического процесса [4]. Так, при составлении учебных планов происходит подбор дисциплин таким образом, чтобы обеспечить равномерное формирование профессиональных компетенций с помощью дисциплин базовой части основной образовательной программы, с другой стороны, необходимо подобрать такие профессиональные компетенции, которые соответствовали бы про -филю подготовки реализуемой программы.

Обратимся к содержанию федерального государственного образо -вательного стандарта по направлению подготовки 49.03.01 - Физическая культура (ФГОС ВО 3++). В редакции данного стандарта есть градация компетенций. В частности, структура компетенций включает в себя универсальные компетенции, а также общепрофессиональные [2]. Стоит отме -тить, что перечень профессиональных компетенций не указан во ФГОС, однако пример формулировки профессиональных компетенций можно видеть в примерной основной образовательной программе [6].

Для исследования профессиональных компетенций нами был осуществлен анализ основной образовательной программы по направлению 49.03.01 - Физическая культура Екатеринбургского института физической культуры (филиал) ФГБОУ ВО «Уральский государственный университет физической культуры» (ЕИФК), которая была разработана сотрудниками кафедры «Теория и методика физической культуры».

Формулировка профессиональных компетенций велась на основе профессиональных стандартов в соответствии с профессиональной дея-тельностью студентов, а также требованиями рынка труда в сфере физиче -ской культуры и спорта.

Перечень профессиональных стандартов присутствует в федераль -ном государственном образовательном стандарте в разделе «Приложения». Здесь указано несколько профессиональных стандартов, но в анализируемой нами образовательной программе был использован стандарт «Тренер», утвержденный приказом Минтруда России от 28.03.2019 г. № 191н. Данный стандарт входит в реестр профессиональных стандартов [7].

Основная образовательная программа ЕИФК характеризуется многоуровневой системой подготовки будущих специалистов в сфере физической культуры и спорта, предполагающей внедрение в педагогический процесс новых технологий обучения и воспитания студентов. В образова -тельной среде вуза функционирует система обучения как в традиционной форме, так и в форме с применением дистанционных образовательных технологий. Стоит отметить, что подобранная база дисциплин, включенных в структуру образовательной программы, позволяет планомерно и эффективно формировать профессиональные компетенции.

Исходя из особенностей подготовки специалистов в Екатеринбургском институте физической культуры был определен следующий перечень профессиональных компетенций и дисциплин, их формирующих (таблица).

Соотношение профессиональных компетенций с дисциплинами в основной образовательной программе по направлению 49.03.01 - Физическая культура

Наименование компетенции Наименование дисциплины

ПК-1 - способен осуществлять планирование, учет и анализ результатов тренировочного процесса и соревновательной деятельности на этапах спортивной подготовки Теория и методика избранного вида спорта

Актуальные проблемы спортивной тренировки

Технологии спортивной тренировки

Теория спорта

Конструирование тренировок

Спортивно-оздоровительный мониторинг

Производственная практика

Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты

ПК-2 - способен реализовывать индивидуальный подход в процессе спортивной подготовки Теория и методика избранного вида спорта

Актуальные проблемы спортивной тренировки

Технологии спортивной тренировки

Акмеология физической культуры и спорта

Педагогическая культура

Конструирование тренировок

Спортивно-оздоровительный мониторинг

Производственная практика

Производственная практика (профессионально-ориентированная)

Производственная практика (тренерская)

Производственная практика (преддипломная)

Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты

Продолжение

Наименование компетенции Наименование дисциплины

ПК-3 - способен использовать в процессе спортивной подготовки средства и методы профилактики травматизма заболеваний, организовывать воспитательные мероприятия с учетом специфики вида спорта, возраста и пола обучающихся, в том числе с применением методик спортивного массажа Лечебная физическая культура

Актуальные проблемы спортивной тренировки

Спортивная физиология

Спортивная медицина

Массаж

Рекреационная физическая культура

Методика оздоровительно-рекреационных занятий

Производственная практика

Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты

ПК-4 - способен осуществлять руководство соревновательной деятельностью спортсменов Теория и методика избранного вида спорта

Актуальные проблемы спортивной тренировки

Технологии спортивной тренировки

Теория спорта

Производственная практика

Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты

ПК-5 - способен применять методы обработки результатов исследований с использованием методов математической статистики, информационных технологий, формулировать и представлять обобщения и выводы Информационные технологии в физической культуре и спорте

Научно-методическая деятельность

Математическая статистика в физической культуре и спорте

Спортивная метрология

Компьютерная обработка результатов измерений в физической культуре и спорте

Современные информационные технологии

Производственная практика

Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты

ПК-6 - способен разрабатывать учебно-методическое обеспечение реализации образовательной программы Актуальные проблемы спортивной тренировки

Учебная практика

Учебная практика (педагогическая)

Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты

Теория и методика физического воспитания в образо -вательных организациях

Окончание

Наименование компетенции Наименование дисциплины

Теория и методика обучения базовым видам спорта, в

том числе:

- гимнастика;

- легкая атлетика;

- лыжная подготовка;

- спортивные и подвижные игры;

- плавание;

- актуальные проблемы спортивной тренировки;

- настольный теннис;

- туризм; - бадминтон;

- кроссфит; - гандбол;

ПК-7 - танцевальная аэробика; - основы самообороны;

- способен использовать в об- - восточные единоборства;

разовательном процессе педагогически обоснованные - спортивные танцы; - скандинавская ходьба;

формы, методы, средства и - спортивная аэробика;

приемы организации деятельности обучающихся - оздоровительная аэробика; - волейбол; - дартс

Теория и методика детско-юношеского туризма

Теория и методика физического воспитания в летних

оздоровительных лагерях

Организация досуговой деятельности средствами фи-

зической культуры и спорта

Учебная практика

Учебная практика (педагогическая)

Защита выпускной квалификационной работы, вклю-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

чая подготовку к процедуре защиты и процедуру за-

щиты

Теория и методика физического воспитания в образо -

вательных организациях

ПК-8 Теория и методика избранного вида спорта

Актуальные проблемы спортивной тренировки

- способен определять и ис- Учебная практика

пользовать в образователь- Учебная практика (педагогическая)

ном процессе формы, ме- Защита выпускной квалификационной работы, вклю-

тоды, средства контроля и чая подготовку к процедуре защиты и процедуру за-

оценивания процесса и ре- щиты

зультатов освоения образо-

вательной программы

Как видно из таблицы, все компетенции в полной мере соотносятся с профессиональным стандартом «Тренер», а также отражают характери -стики профессиональной деятельности будущих специалистов в области физической культуры и спорта.

Представленные дисциплины направлены на формирование индивидуальной траектории профессионального развития и характеризуют структуру профессиональных компетенций.

Стоит отметить, что высокий уровень профессионализма спортив -ного педагога также является ведущим условием профессионального ста -новления студента-выпускника [3].

Требования к специалисту, содержанию и процессу его подготовки должны носить опережающий характер по сравнению со сложившейся теорией и практикой.

Таким образом, эффективности формирования профессиональных компетенций будущего специалиста можно достичь, с одной стороны, бла -годаря структурным компонентам личностного развития, а с другой -динамикой овладения студентами эталонами профессионального творчества, педагогических основ знаний, определенных учебными программами по дисциплинам предметной подготовки, которые играют значимую, собственную роль в структуре личности современного специалиста по физи -ческой культуре и спорту [1].

Список литературы

1. Анцыперов В.В. Формирование профессиональных компетенций у студентов вузов физической культуры // Успехи современного естество -знания. 2010. № 9. С. 147-148.

2. Георге И.В. Формирование профессиональных компетенций студентов образовательных организаций высшего образования на основе ор -ганизации самостоятельной работы: монография. Тюмень: Изд-во ТИУ, 2016. 143 с.

3. Лавицкая Е.С. Особенности формирования профессиональной компетентности студентов физкультурного профиля на занятиях по спор -тивным играм // Молодой ученый. 2015. № 11 (91). С. 600-604.

4. Михалев В.И., Костихина Н.М. Формирование профессиональных компетенций у студентов физкультурного вуза // Научные труды: еже -годник. Омск: Изд-во СибГУФК, 2015. С. 49-56.

5. Оплетин А.А. Формирование компетенции саморазвития лично -сти студентов средствами физической культуры // Теория и практика физической культуры. 2013. № 10. С. 13-17.

6. Приказ Минобрнауки РФ от 19.09.2017 г. № 940 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 49.03.01 «Физи-

ческая культура» [Электронный ресурс]. URL: http://fgosvo.ru/fgosvo/ 151/150/24/99 (дата обращения: 07.10.2020).

7. Профессиональный стандарт «Тренер» [Электронный ресурс]. URL: http: // garant.ru/products/ipo/prime/doc/72132870 (дата обращения: 07.10.2020).

8. Сазонов И.Ю., Кузьмин А.М., Тарасевич И.В. Теоретико-методологические аспекты профессионального воспитания студентов вуза физи -ческой культуры // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2018. № 4. С. 60-62.

References

1. Ancyperov V.V. Formirovanie professional'nyh kompetencij u studentov vuzov fi-zicheskoj kul'tury [Formation of professional competencies among students of higher educational institutions of physical culture] // Uspekhi sovremennogo estestvoznaniya [Successes of modern natural science]. 2010. No. 9. P. 147-148.

2. George I.V. Formirovanie professional'nyh kompetencij studentov obrazovatel'nyh organizacij vysshego obrazovaniya na osnove organizacii samostoyatel'noj raboty [Formation of professional competencies of students of educational institutions of higher education based on the organization of independent work]: monograph. Tyumen: Publishing house TIU, 2016. 143 p.

3. Lavickaya E.S. Osobennosti formirovaniya professional'noj kompetentnosti studentov fizkul'turnogo profilya na zanyatiyah po sportivnym igram [Features of the formation of professional competence of students of physical culture in the classroom for sports games] // Molodoj uchenyj [Young scientist]. 2015. No. 11 (91). P. 600-604.

4. Mihalev V.I., Kostihina N.M. Formirovanie professional'nyh kompetencij u stu-dentov fizkul'turnogo vuza [Formation of professional competencies among students of a physical education institution] // Nauchnye trudy [Scientific works]: yearbook. Omsk: Publishing house of SibGUFK, 2015. P. 49-56.

5. Opletin A.A. Formirovanie kompetencii samorazvitiya lichnosti studentov sredstvami fizicheskoj kul'tury [Formation of the competence of students' personality self-development by means of physical culture] // Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury [Theory and practice of physical culture]. 2013. No. 10. P. 13-17.

6. Prikaz Minobrnauki RF ot 19.09.2017 g. № 940 «Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovaniya - bakalavriat po na-pravleniyu podgotovki 49.03.01 Fizicheskaya kul'tura» [Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of September 19, 2017 No. 940 "On the approval of the federal state educational standard of higher education - bachelor's degree in the direction of preparation 49.03.01 "Physical culture"] [Electronic resource]. URL: http://fgosvo.ru/fgosvo/ 151/150/24/99 (date accessed: 10/07/2020).

7. Professional'nyj standart «Trener» [Professional standard "Trainer"] [Electronic resource]. URL: http://garant.ru/products/ipo/prime/doc/72132870 (accessed: 10/07/2020).

8. Sazonov I.Yu., Kuz'min A.M., Tarasevich I.V. Teoretiko-metodologicheskie as-pekty professional'nogo vospitaniya studentov vuza fizicheskoj kul'tury [Theoretical and methodological aspects of professional education of students of a higher educational institution of physical culture] // Fizicheskaya kul'tura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka [Physical culture: upbringing, education, training]. 2018. No. 4. P. 60-62.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.