УДК 371.315.5 Б01 10.17238/188п1998-5320.2019.38.86
Т. С. Котлярова, Омская гуманитарная академия М. Н. Федотовская,
Ленинградский областной институт развития образования, Санкт-Петербург
Н. В. Савина, Омская гуманитарная академия Омский государственный педагогический университет
ПРОДУКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
Проблема и цель. Статья посвящена проблеме поиска средств результативного формирования универсальных учебных действий младших школьников. Цель статьи - описание актуальности использования продуктивных методов и приемов для результативного достижения предметных и метапредметных результатов начального общего образования.
Методология. Исследование проводится на основе аксиологического и личностно ориентированного подходов.
Результаты. В статье исследуется значение методов и приемов продуктивных технологий для улучшения предметных и метапредметных результатов обучения, перечисляется ряд приемов технологий активного обучения, приводится пример конкретного использования активных методов обучения на уроке в начальной школе.
Выводы. Авторы статьи приходят к выводу о том, что использование приемов продуктивных технологий может способствовать формированию у младших школьников ценностного отношения к обучению, мотивации к учебной деятельности, формированию самостоятельности и ответственности. Ключевые слова: продуктивное обучение, активные методы обучения, универсальные учебные действия, педагогическое управление формированием универсальных учебных действий, развивающее обучение.
Настоящие знания мы получаем, когда ищем ответ на вопрос, а не когда узнаем сам ответ.
Ллойд Александр Я никогда не учу своих учеников.
Я только даю им условия, при которых они могут сами учиться.
Альберт Эйнштейн
В рамках современной парадигмы обучения образование рассматривается как активный процесс, ведущий не столько к накоплению знаний, умений и навыков (предметный результат образования), но и к формированию способов действий, надпредметных компетентностей, развитию гибкости и мобильности личности.
Современный успешный человек должен быть мотивирован на постоянное самообразование: в условиях современной жизни необходимо умение применять полученные знания в любой практической ситуации, успешно осуществлять коммуникацию, гибко реагировать на ситуацию. Знания без умения применять их в нестандартной ситуации рассматриваются сегодня как архаизм. Именно поэтому процесс формирования универсальных учебных действий (далее - УУД) у обучающихся начинается еще с первого класса и продолжается в течение всего периода школьного обучения.
Проблема и цель. Материал данной статьи позволит нам ответить на вопросы о том, как результативно осуществлять процесс обучения с помощью продуктивных методов, какие приемы можно использовать на уроке в начальной школе, как активные методы обучения соотносятся с сис-темно-деятельностным и личностно ориентированным подходами.
Важнейшим звеном в структуре учебной деятельности является мотивация, без которой невозможно сформировать ни прочно усвоенные знания, ни необходимые способы действия, поэтому УУД рассматриваются нами как ценностное новообразование личности, формируемое в процессе обучения.
В силу психологических особенностей возраста младшего школьника невозможно вовлечь в целенаправленный процесс учения без осознания ценности этого процесса. Соответственно, решение учебных задач должно носить активный целенаправленный характер. Субъект-субъектный характер обучения в полной мере обеспечивают методы активного обучения, или продуктивные методы.
Цель данной статьи - обозначить актуальность использования приёмов и методов продуктивных технологий, описать особенности их использования в начальной школе.
Метод обучения - это ядро учебного процесса, это тот способ, с помощью которого можно эффективно решать поставленную задачу. От выбранных методов зависит результат учебной работы на уроке.
Методология. Исследование опирается на аксиологический и личностно ориентированный подходы в образовании, так как реализация именно этих подходов в процессе формирования мета-предметных и предметных результатов образования обеспечит ценностное отношение ребенка к учебной деятельности вообще и к изучаемому материалу в частности, личностное принятие им результатов, создание ситуации успеха, решение учебных и практико-ориентированных задач с опорой на субъектный опыт обучающегося.
A. В. Луначарский писал: «От метода преподавания зависит, будет ли оно возбуждать в ребенке скуку, будет ли преподавание скользить по плоскости ребяческого мозга, не оставляя на нем почти что никакого следа, или, против, это преподавание будет приниматься радостно, как часть ребяческой игры, как часть ребяческой жизни, соединится с психикой малыша, будет его плотью и кровью» [1, с.1].
Продуктивные методы обучения - это способы обучения, при которых предметные знания и универсальные учебные действия приобретаются обучающимся в процессе творческой деятельности. При этом можно утверждать, что продуктивные методы обучения имеют личностно ориентированную направленность, так как носят практико-ориентированный творческий характер, способствуют созданию ситуаций успеха. Решение учебной задачи в таком случае становится для обучающегося «открытием», что обусловлено рядом факторов:
1) проблематизация материала, создающая состояние преодоления трудности (проблемная ситуация), способствует активизации мыслительной деятельности и возникновению учебно-познавательного интереса;
2) большая доля самостоятельной мыслительной и предметной деятельности, отсутствие прямого давления со стороны учителя и «мягкое, ненавязчивое» управление придает обучающемуся уверенности в собственных силах;
3) вариативность методических приемов, реализующаяся на всех этапах обучения, способствует преодолению ситуаций застоя и скуки;
4) постоянное обращение к субъектному опыту обучающегося, как теоретическому, так и практическому, в процессе приобретения новых знаний и способов деятельности позволяет осуществлять субъект-субъектный подход;
5) конкретизация приемов, направленных на достижение поставленной цели, способствует развитию умения планировать ход решения каждой учебной задачи;
6) рефлексивный характер продуктивных методов способствует развитию операций анализа и синтеза, умению корректировать свою деятельность.
B. А. Сухомлинский отмечал, что «знания входят в жизнь школьника только тогда, когда становятся частью его обычной жизни» [2, с. 221]. Построение учебной деятельности с учетом вышеперечисленных факторов позволяет создать постоянную ситуацию активного развития: ученик способен принять, осмыслить информацию, активизировать имеющиеся способы решения задачи, «открыть» новый способ, применить его для решения новой задачи. Основным продуктом образования при реализации продуктивных методов становится изменение личностных качеств обучаемых.
Применение активных методов обучения позволяет выстроить его системный характер: ребенку-исследователю даётся необходимое и достаточное для решения поставленной задачи количество информации; он решает поставленную задачу с помощью ряда логически выстроенных учебных действий и получает конкретный результат, каждое новое знание и способ действия носит чётко выстроенный системный характер и опирается на уже имеющийся опыт.
Какие методы продуктивных технологий можно активно использовать учителю на уроках в начальной школе? Приведем некоторые из них:
• приёмы технологии проблемного обучения;
• метод проектов;
• игровые технологии: ролевые, деловые, дидактические игры;
• методы технологии проблемно-диалогического обучения;
• тренинговые методы;
• методы технологии развития критического мышления;
• методы ТРИЗ-технологии...
Систематическое использование продуктивных методов обучения способствует успешному формированию у ученика универсальных учебных действий:
- личностных: развитие адекватной самооценки, формирование смысловой личностной установки, развитие рефлексивного отношения обучающегося к учению, развитие системы ценностей;
- регулятивных: развитие умения самостоятельно формулировать цель и ставить учебные задачи, планировать, прогнозировать результаты своей деятельности в рамках решения учебной задачи, корректировать свои действия по ходу ее выполнения, осуществлять рефлексию и проявлять настойчивость в решении поставленной задачи;
- коммуникативных: развитие монологической и диалогической речи, формирование умения аргуметированно доказывать свою точку зрения, принимать точку зрения собеседника, формирование умения корректно вести дискуссию, принимать на себя различные роли в выполнении групповой работы, формирование умения находить оптимальный выход из конфликтной ситуации;
- познавательных: формирование умений формулировать гипотезу и учебную задачу, видеть проблему, находить информацию в различных литературных и электронных источниках, развитие навыков моделирования, операций анализа, синтеза и классификации, развитие умения устанавливать причинно-следственные связи.
Применение активных методов обучения в формировании и развитии универсальных учебных действий обучающихся позволяет педагогу осуществлять гибкое и вариативное управление всеми компонентами УУД, учитывая при этом личностные и индивидуальные особенности ребенка и условия конкретной педагогической и учебной ситуации.
Приведем пример конкретного использования активных методов обучения на уроке в начальной школе, описав приём «Мир моих эмоций».
После яркого и образного прочтения текста (пейзажной зарисовки, описания чувств от восприятия музыки, красоты окружающего мира) учитель включает заранее подготовленную аудиозапись. Мелодия должна быть подобрана так, чтобы она отражала содержание произведения. Например, после произведения «Корзина с еловыми шишками» К. Паустовского можно включить увертюру из оперы Эдварда Грига «Пер Гюнт». У детей на столах - палитра, краски, губка. Задание: во время слушания музыки изобразить, нарисовать свои ощущения и эмоции. После создания рисунков детям раздаются листы бумаги, на которых учитель предлагает написать эссе: описать словами свои эмоции и чувства во время рисования (работа идет под музыку). После выполнения заданий желающие делятся своими эссе с классом, каждое прочитанное эссе обсуждается. Этот прием развивает воображение, творческое мышление, речь обучающихся, учит их описанию чувств и ощущений, усиливает эмоциональное впечатление от прочитанного произведения.
Следующий прием «Автобусная остановка» можно использовать как на уроках по ознакомлению с новым материалом, так и на уроках закрепления изученного. Педагогу необходимо приготовить листы большого формата (ватман) и цветные маркеры на каждый стол по количеству групп. Обучающиеся работают группами по 5-6 человек. Педагог заранее продумывает несколько разделов или вопросов (по количеству групп), которые будут обсуждаться. В зависимости от типа урока вопросы либо заранее известны детям, либо относятся к новой теме. Вопросы пишутся на ватмане. Подготовленный материал размещается в разных концах аудитории (на стенах, столах).
Задача: записать основные моменты темы, относящейся к вопросу (разделу). Группа работает определенное время (3-5 минут), затем по сигналу учителя переходит по часовой или против часовой стрелки к следующей «остановке», где продолжает и дополняет информационный материал, записанный предыдущей группой. На последней «остановке» группа подводит итог и презентует результаты совместной работы. Во время презентации вносятся необходимые коррективы и задаются уточняющие вопросы. Так можно проработать и проанализировать несколько вопросов по теме, либо несколько важных объектов (образы литературных героев), либо правил (свойства чисел или математических операций).
На уроках литературного чтения, истории хорошо работает прием «Дерево предсказаний». Для его использования необходим макет дерева с возможностью прикрепить к нему информацию на отдельных листах на ствол и ветки. На листе ватмана нарисовано дерево. На стволе дерева учитель записывает основные вопросы, например «Что может произойти в произведении с таким названием?» и «Чем закончится произведение?». Ответы на эти вопросы ученики обсуждают в парах и мини-группах, предположения, выдвинутые детьми, учитель помещает на ветках дерева. В процессе изучения произведения (вопроса) предположения подтверждаются или опровергаются. Приём учит прогнозированию, учит выдвигать и кратко формулировать гипотезу и строить предположения.
Приём «вопрос-ответ» позволяет эмоционально разгрузить этап актуализации знаний и избежать страха ученика перед обычным ответом у доски. Отвечающие делятся на две группы: у одних в руках чётко сформулированные вопросы, у других - ответы на эти вопросы. Необходимо за короткое время найти пару «вопрос - ответ». Недостаток использования этого приема в том, что для большой аудитории его использование может привести к хаотичному движению и излишнему шуму, поэтому можно использовать его для группы детей, когда другие заняты короткой самостоятельной работой.
Приём «Толстые и тонкие вопросы» позволяет детям учиться формулировать вопросы разного характера, находить на них ответы, развивает операции классификации, анализа и синтеза. «Тонкие» вопросы носят репродуктивный характер и требуют односложного ответа, формулировки правила и т. п. «Толстые» вопросы требуют рассуждений, привлечения дополнительных источников, умения анализировать. На этапе ознакомления с приемом учитель обращает внимание детей на разницу в формулировке вопросов, задает вопросы сам, учит анализировать вопросы по содержанию. В дальнейшем обучающиеся сами осваивают умение классифицировать материал, задавать вопросы по содержанию и отвечать на них.
Приёмы «кластер», «Фишбоун», составление опорных схем различного характера не только облегчают запоминание и усвоение материала, но и позволяют структурировать и систематизировать изученное, развивают мыслительные операции, учат планировать, прогнозировать, делать выводы, формулировать собственные суждения.
Технологии активного обучения предлагают довольно большое количество приёмов для работы с текстовым материалом: «инсерт», таблица «знаю - хочу узнать - узнал», написание коротких монологических высказываний по теме, составление таблиц по изученному материалу, составление вопросов для различных викторин и ответы на эти вопросы, выделение ключевых слов, формулировка выводов, приём «неоконченные предложения», составление плана и т. п. Все эти приемы способствуют формированию коммуникативной компетенции и реализуют личностно-деятельностный подход.
Приёмы технологий активного обучения часто направлены на формирование умения сотрудничать, вырабатывать коллективное решение, учат коммуникации внутри группы. В качестве примера использования технологии в групповой работе рассмотрим прием «Коллективное сочинение».
Моделируя занятие, учитель делит аудиторию на четыре группы, каждая из которых будет отвечать за написание отдельной части будущего готового продукта. Классическая схема текста включает вступление, два тезиса по теме сочинения, обоснование каждого, заключение. С учётом содержания изучаемого материала, текущих событий школьной жизни избирается определённая тема для создания письменного монологического высказывания. Каждая группа получает задание - написать одну из составляющих текста, при этом нужно сохранить логику развития темы. Для облегчения работы над темой с каждой группой младших школьников обговаривается тезисно ход работы, задачи, которые им необходимо решить.
После того как части текста написаны, каждая группа презентует свою часть. По ходу презентации вычленяются речевые, стилистические, орфографические ошибки в тексте, вносятся необходимые коррективы участниками других групп и специально выбранными «экспертами». Данная работа наглядно демонстрирует обучающимся: самый простой путь редактирования своего текста -озвучить его, так как неувиденная речевая ошибка может быть услышанной. После выступления рецензентов ученики получают задание отредактировать текст с учётом полученных рекомендаций.
Благодаря данному приему в рамках одного занятия вырабатываются умения и навыки не только создания монологического высказывания, но и умения редакции текста, навыки рефлексии. В работу включаются обучающиеся с разными учебными возможностями, готовый продукт является общим, что снимает психологическое напряжение, создается ситуация взаимопомощи и взаимоподдержки. Коллективное написание сочинения способствует развитию аналитических способностей.
Отметим, что для осуществления продуктивного обучения требуется достаточно серьезная подготовка для педагога: необходимо заранее готовить методический раздаточный материал для практических заданий, продумывать варианты решения учебных задач. Применение технологий активного обучения «ломает» стереотипы «знаниевого» подхода и безупречного непререкаемого авторитарного поведения учителя, он становится «куратором»: педагогу необходимо уметь грамотно координировать работу обучающихся, вовремя вносить коррективы и направлять работу в нужное русло, владеть навыками организации дискуссии - все действия педагога должны быть направлены на активизацию познавательной деятельности обучающегося. Приемы активных методов обучения необходимо вводить постепенно, пошагово, так как в противном случае возникает опасность
возникновения «анархии»: педагог должен полностью владеть ситуацией, так как, по утверждению В. А. Сухомлинского, «мастер педагогического дела настолько хорошо знает азбуку своей науки, что на уроке, в ходе изучения материала, в центре его внимания не само содержание того, что изучается, а ученики, их умственный труд, их мышление, трудности их умственного труда» [2].
Выводы. Таким образом, педагогический опыт реализации данных приемов показывает, что их использование может способствовать формированию у младших школьников ценностного отношения к обучению, мотивации к учебной деятельности, формированию самостоятельности и ответственности, умению анализировать, рефлексировать - именно эти качества позволят сформировать у младшего школьника умение учиться, необходимое для организации в дальнейшем системы своего непрерывного образования .
Библиографический список
1. Луначарский А. В. Учитель, учись! // Учительская газета. 1924. № 1. С.1
2. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. 5-е изд. Киев: Радянська школа, 1974. 287 с.
3. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.; под ред. А. Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2014. 162 с.
T. S. Kotlyarova,
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor,
Omsk Humanitarian Academy, 2а 4th Cheluskintsev st., Omsk, 644105, Russian Federation ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-9375-8539
e-mail: [email protected] M. N. Fedotovskaya, Candidate of Philological Sciences, Associate Professor, Leningrad Regional Institute of Education Development 25а Chkalovsky ave., St. Petersburg, 197136, Russian Federation
e-mail: [email protected] N. V. Savina,
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor,
Omsk Humanitarian Academy, 2а 4th Cheluskintsev st., Omsk, 644105, Russian Federation Omsk State Pedagogical University, 14 Naberezhnaya Tukhachevskogo, Omsk, 644099, Russian Federation
e-mail: [email protected]
PRODUCTIVE TECHNOLOGIES AS A WAY OF FORMING UNIVERSAL LEARNING ACTIONS
Introduction. The article is devoted to the problem of finding means for the effective formation of universal learning actions of elementary school students.
The purpose of the article is to describe the relevance of using productive methods and techniques for the effective achievement of subject and meta-subject results of primary general education.
Materials and Methods. The study is based on axiological and learner-centered approaches.
Results. The article explores the importance of methods and techniques of productive technologies for improving subject and meta-subject learning outcomes, lists a number of techniques of active learning technologies and gives an example of the specific use of active teaching methods at a lesson of an elementary school.
Conclusions. The authors of the article conclude that the use of productive technology techniques can contribute to the formation of a value attitude to learning, motivation for learning activities, the formation of independence and responsibility.
Keywords: productive training, active teaching methods, universal educational actions, pedagogical management of the formation of universal learning actions, developmental teaching.
References
1. Lunacharskiy A.V. Teacher, learn! / A.V. Lunacharskiy // Teacher's Newspaper. 1924. No. 1 P.1
2. Sukhomlinskiy V.A. I give my heart to children / Sukhomlinskiy Vasiliy Aleksandrovich. 5th ed. Kiev: Radyanska school, 1974. 287 p.
3. How to design universal learning actions in elementary school. From action to thought: a manual for the teacher / A.G. Asmolov, G.V. Burmenskaya, I.A. Volodarskaya, et al; ed. by A.G. Asmolov. M.: Prosveschenie Publ., 2014. 162 p.
Поступила в редакцию 27.11.2019 © Т. С. Котлярова, М. Н. Федотовская, Н. В. Савина, 2019
Авторы статьи:
Татьяна Сергеевна Котлярова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, психологии и социальной работы, Омская гуманитарная академия, 644105, Омск, ул. 4-я Челюскинцев, 2а, e-mail: [email protected]
Марина Николаевна Федотовская, кандидат филологических наук, доцент кафедры филологического образования, Ленинградский областной институт развития образования, 197136, Санкт-Петербург, Чкаловский пр., 25а, e-mail: [email protected]
Наталья Викторовна Савина, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, психологии и социальной работы, Омская гуманитарная академия, 644105, Омск, ул. 4-я Челюскинцев, 2а, доцент кафедры педагогики и психологии детства, Омский государственный педагогический университет, 644099, Омск, Набережная Тухачевского, 14, e-mail: [email protected]
Рецензенты:
Г. М. Голубенко, кандидат педагогических наук, доцент, Ленинградский областной институт развития образования, Санкт-Петербург.
О. Ф. Виноградова, кандидат педагогических наук, директор Лицея № 54, Омск.