Научная статья на тему 'Возможности использования многоцелевых учебных заданий для формирования универсальных учебных действий у младших школьников'

Возможности использования многоцелевых учебных заданий для формирования универсальных учебных действий у младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
291
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
LEARNING TASK / UNIVERSAL LEARNING ACTIVITIES / PRIMARY SCHOOL CHILD / PLANNED RESULTS / УЧЕБНОЕ ЗАДАНИЕ / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жданова Елена Альбертовна

В статье рассматривается проблема разработки многоцелевых учебных заданий для начальной школы, способствующих формированию у младших школьников предметных и метапредметных результатов, обосновывается процесс организации выполнения таких заданий в условиях современного урока, показан потенциал использования учебных заданий для формирования универсальных учебных действий разных групп

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POSSIBILITIES OF USING MULTI-PURPOSE LEARNING TASKSFOR PRIMARY SCHOOL CHILDREN UNIVERSAL LEARNING ACTIVITIES DEVELOPMENT

The article discusses the problem of developing multi-purpose learning tasks for primary schools that contribute to developing primary schoolchildren’s subject and meta-subject results, substantiates the process of organizing the implementation of such tasks at modern lesson conditions, and shows the potential for using learning tasks to form universal learning activities of different groups.

Текст научной работы на тему «Возможности использования многоцелевых учебных заданий для формирования универсальных учебных действий у младших школьников»

Е.А. Жданова

(г. Иркутск)

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МНОГОЦЕЛЕВЫХ УЧЕБНЫХ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

POSSIBILITIES OF USING MULTI-PURPOSE LEARNING TASKS FOR PRIMARY SCHOOL CHILDREN UNIVERSAL LEARNING ACTIVITIES DEVELOPMENT

В статье рассматривается проблема разработки многоцелевых учебных заданий для начальной школы, способствующих формированию у младших школьников предметных и метапредмет-ных результатов, обосновывается процесс организации выполнения таких заданий в условиях современного урока, показан потенциал использования учебных заданий для формирования универсальных учебных действий разных групп.

Ключевые слова: учебное задание; универсальные учебные действия; младший школьник; планируемые результаты.

The article discusses the problem of developing multi-purpose learning tasks for primary schools that contribute to developing primary schoolchildren's subject and meta-subject results, substantiates the process of organizing the implementation of such tasks at modern lesson conditions, and shows the potential for using learning tasks to form universal learning activities of different groups. Key words: : learning task; universal learning activities; primary school child; planned results.

В настоящее время в связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, предъявляющего требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования (предметным, метапредмет-ным и личностным), усложнились и расширились задачи начального общего образования. Для реализации всего спектра задач требуются эффективные образовательные технологии, разработка которых является актуальной проблемой современной дидактики.

Компонентом любой образовательной технологии является учебное задание, которое традиционно используется в школьной практике для достижения самых разнообразных задач. Анализ психолого-педа-

гогической и методической литературы по проблеме использования учебных заданий свидетельствует, что единого определения понятия «учебное задание» не существует, однако большинство ученых, исследовавших данное понятие, выделяют в нем ряд схожих признаков.

Многие авторы трактуют учебное задание как вид поручения учителя учащимся, в котором содержится требование выполнить какие-либо учебные действия с целью усвоения учебного содержания [1, 2, 6]. В данном случае наличие требования выступает как важный признак учебного задания, кроме того, является его структурным компонентом [7].

Вторым признаком и компонентом структуры учебного задания является указание на объект, в отношении которого

необходимо реализовать требование. В сущности, указание на объект является исходными данными или условием задания [7]. Наличие внутренних содержательно-логических связей между условием и требованием является еще одним важным признаком учебного задания, о котором говорят исследователи. Так, М.А. Федорова указывает на необходимость учета отношений между условием и требованием задания [8], а А.И. Уман, устанавливая связь между данным и искомым, говорит о том, что в этом отношении содержится способ получения необходимого результата [7].

Анализируя учебное задание с общедидактических позиций, исследователи называют его средством реализации содержания образования. В более конкретном виде его можно рассматривать с позиции учителя и с позиции ученика. С точки зрения процесса преподавания (позиции учителя), задания являются средством организации деятельности ученика; с точки зрения процесса учения (позиций ученика), задания представляют собой средство усвоения содержания образования [7]. В.Т. Дорохина, определяя учебное задание как средство руководства педагогической деятельностью, подчеркивает, что данную функцию оно может реализовать, только при условии «превращения» в учебную задачу, то есть обретя свойства внутреннего регулятора деятельности. И лишь в том случае, если задача, на решение которой учащийся реально направляет свои усилия, окажется адекватной поставленному перед ним заданию, последнее выступает в роли существенной детерминанты учения [3].

В связи с изменившимися целевыми установками современного начального образования, обусловленными необходимостью формирования не только предметных, но и метапредметных и личностных результатов, возникает вопрос, связанный с качественными характеристиками учебных заданий. Безусловно, в настоящее время эффективное учебное задание призвано одновременно решать самые разнообразные задачи, формируя у младших школьников

предметные результаты, а также универсальные учебные действия разных групп.

При разработке такого задания учитель определяет задачи, которые будут решаться в процессе выполнения учащимися данного задания, подбирает учебное содержание, адекватное условиям, продумывает организацию выполнения и формулировку учебного задания. В результате в идеале должно получиться многоцелевое учебное задание, способное эффективно решать целый комплекс задач, формируя у младших школьников предметные и метапредметные образовательные результаты.

Остановимся на особенностях разработки учебного задания, формирующего комплекс универсальных учебных действий разных групп, а также способствующего достижению ряда предметных результатов.

На уроке русского языка учитель предлагает детям учебное задание: работая в группе, проанализируйте словосочетания: теплый шарф, бежать по полю, красивый кукла, шерстяной суп, отличная оценка и предложения: Весна. Тает снег. Проворно бегут ручейки. Ребята пускать кораблики. Слышны их веселые. Составьте сравнительную таблицу «Признаки словосочетания и предложения» и представьте ее всему классу.

В качестве языкового материала к данному учебному заданию следует использовать словосочетания (теплый шарф, бежать по полю, отличная оценка), предложения (Весна. Тает снег. Проворно бегут ручейки.) и наборы слов без смысловой (шерстяной суп) или грамматической (красивый кукла, Ребята пускать кораблики) связи, а также наборы слов, связанных по смыслу и грамматически, но не выражающих законченную мысль (Слышны их веселые). Подбор такого содержания позволит организовать наблюдение за признаками изучаемых понятий, сравнение словосочетаний и предложений между собой и с наборами слов, не обладающих некоторыми признаками словосочетаний и предложений.

Очевидно, что основным предметным результатом при использовании данного

учебного задания будут понятия «словосочетание» и «предложение». Следует отметить, что первоначальное знакомство с этими понятиями осуществляется еще в период обучения грамоте, когда первоклассники овладевают данными знаниями на пропедевтическом уровне. Предложенное учебное задание позволяет формировать данные синтаксические понятия на начальном этапе и включает наблюдение, сравнение и обобщение основных признаков словосочетания и предложения.

Проанализируем данное учебное задание с точки зрения формирования с его помощью некоторых универсальных учебных действий, используя терминологию, предложенную А.Г. Асмоловым [5].

Организация наблюдения за признаками изучаемых понятий позволяет формировать у младших школьников познавательные логические универсальные учебные действия: анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для сравнения, установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование [5]. Анализируя и сравнивая предложенный языковой материал в групповой работе, учащиеся выделят основные признаки словосочетания: состоит из двух или трех слов, слова связаны между собой по смыслу и грамматически; и предложения: состоит из одного или нескольких слов, выражает законченную мысль, слова связаны между собой по смыслу и грамматически. В процессе этой работы младшие школьники будут предлагать различные варианты, выдвигать гипотезы, доказывать их, выбирать наиболее целесообразные и аргументированные. Составление таблицы позволит сравнить и обобщить признаки формируемых понятий. Так, в таблице будут отражены сходства словосочетания и предложения: состоят из слов, которые связаны между собой по смыслу и грамматически, -и различия: количество слов в предложениях и словосочетаниях может быть разным, словосочетание в отличие от предложения

законченной мысли не выражает.

Требование учебного задания, связанное с представлением результатов работы группы всему классу, дает возможность формировать познавательное общеучебное универсальное действие - умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме [5]. В данном случае грамотная формулировка учебного задания создает речевую ситуацию, в которой указана коммуникативная цель - представить свой вариант (таблицу), адресат - учитель и одноклассники, тема высказывания - сравнение признаков словосочетания и предложения. Создание речевой ситуации способствует формированию у младших школьников умений, связанных с ориентировкой в ней, с определением и учетом всех компонентов ситуации общения при построении и формулировании высказывания.

Составление учащимися таблицы, в которой отражены основные признаки изучаемых понятий, позволяет формировать познавательные общеучебные универсальные действия, связанные со знаково-символиче-ским моделированием. Такая возможность появляется в том случае, если учащиеся ориентированы не только на составление словесной формулировки признаков предложения и словосочетания, но и на знаково-сим-волическое обозначение этого признака. Например, признак словосочетания «состоит из двух-трех слов» может быть смоделирован как последовательность из двух-трех прямоугольников (прямоугольник - общеупотребительный значок для обозначения слова в букварный период); другой признак словосочетания -«слова связаны между собой по смыслу» - дополняет предыдущую модель - появляются прямые линии, связывающие прямоугольники между собой; а стрелочки от главного слова к зависимому и общепринятое обозначение главного слова крестиком покажут еще один важный признак словосочетания - грамматическую связь слов в нем.

Очевидно, что такое моделирование качественно отличается от простого обозначения понятий при помощи условных обо-

значений, кроме того, оно отражает суть этого процесса - предобразование объекта из чувственной формы (в данном случае это словесная формулировка) в модель, содержащую существенные характеристики этого объекта, а также позволяет проводить работу по преобразованию модели [5].

То обстоятельство, что учащиеся в процессе выполнения данного учебного задания самостоятельно определяют не только признаки формируемых понятий, но и последовательность их расположения в таблице, позволяет формировать регулятивное универсальное учебное действие - умение планировать свою деятельность, характеризующееся правильностью, рациональностью и осознанностью [4]. В процессе групповой работы, озвучивая и обосновывая собственное мнение, выслушивая варианты, предложенные товарищами, анализируя их, ученики будут пытаться расположить выделенные и сформулированные признаки понятий в правильной и рациональной последовательности, что возможно только при условии осознанного планирования. В данном случае рационально первоначально упомянуть о признаке словосочетаний и предложений «состоит из слов», а уже потом говорить о смысловой и грамматической связи. Признак предложения «выражает законченную мысль» правильнее заявить первым, так как это главный функциональный признак предложения. Таким образом, предложенное учебное задание позволяет формировать универсальное учебное действие планирования, совершенствуя его основные характеристики: правильность, рациональность и осознанность.

Формирование регулятивного универсального учебного действия контроля требует особой организации выполнения любого учебного задания, в том числе и предложенного. В первую очередь необходимо в процессе фронтальной беседы, еще до начала работы групп определить критерии, по которым будет анализироваться качество выполнения задания группами. В данном случае такими критериями могут быть: правильность выделенных признаков и их формулировок, существенность

выделенных признаков (все ли признаки, предложенные данной группой, являются важными), правильность и рациональность последовательности, в которой расположены эти признаки в таблице, грамотность устного высказывания, при помощи которого группа представляет результаты своей работы классу.

Далее, после того, как работа в группах выполнена, и ученики готовы представить результаты всему классу, учитель напоминает о выделенных критериях и организует фронтальную работу по анализу и оценке работы групп, чем предоставляет дополнительные возможности для формирования у школьников универсального учебного действия контроля. В процессе этой работы учащиеся анализируют предложенные варианты с точки зрения выделенных критериев, исправляют недочеты, дорабатывают, редактируют, в результате чего появляется вариант сравнительной таблицы, соответствующий всем выделенным требованиям. Несомненно, такая работа положительно повлияет и на качество выполнения учебных заданий в будущем.

Организация выполнения данного учебного задания в групповой форме позволяет формировать у младших школьников целый ряд коммуникативных универсальных учебных действий. В первую очередь это касается взаимодействия и кооперации. Работая в группе, учащиеся будут высказывать свои мнения, аргументировать их, выслушивать варианты, предложенные другими участниками группы. Такая работа способствует преодолению детского эгоцентризма, формирует готовность слушать собеседника и вести диалог, а также способность признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою [5].

Требование учебного задания, связанное с разработкой варианта таблицы в группе и представления ее классу, вызывает необходимость учиться договариваться, находить общее решение практической задачи, учит при необходимости идти на компромисс. Некоторые дети, обладающие лидерскими качествами, смогут взять на себя инициативу в организации совместного действия, а аб-

солютно у всех участников группы появится возможность осуществлять взаимный контроль и взаимную помощь по ходу выполнения задания. В связи с этим целесообразно выделить с учениками еще один критерий, по которому будет анализироваться и оцениваться работа: как группа выполняла задание (дружно, выслушивали мнения всех, все ли принимали участие в обсуждении и т. п). Бесспорно, такая работа будет способствовать развитию коммуникации каждого ребенка и класса в целом.

Как видим, предложенное учебное задание позволяет комплексно формировать у младших школьников помимо предметных результатов более десяти универсальных учебных действий разных групп. Именно такие учебные задания, обладающие широкими возможностями в формировании у младших школьников планируемых результатов, наиболее востребованы в настоящее время в школьной практике.

Литература

1. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2008. - С. 89-90.

2. Вишнякова С.М. Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. - М.: НМЦ СПО, 1999.

3. Дорохина ВТ. Исследование процесса принятия учебной задачи: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 1977.

4. Жданова Е.А. Условия формирования у младших школьников универсального учебного действия планирования в процессе обучения языковым разборам // Письма в Эмиссия. Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал. 2018. № 3 (март). ART 2594 [Электронный ресурс]. URL: http://www.emissia.org/offline/2018/2594.htm (дата обращения 1.09.2019).

5. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2010. - 159 с.

6. Российская педагогическая энциклопедия / под ред. В.Г. Панова. - М: Большая Российская Энциклопедия, 1993.

7. Уман А.И. Учебное задание и его типы. Новые исследования в педагогических науках // Педагогика. - 1983. - №2. - С. 32-35.

8. Федорова М.А. Учебное задание как средство формирования самостоятельной деятельности школьников: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Орел, 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.