Научная статья на тему 'Продовольственный рынок рыбной продукции: сущность, понятие, особенности функционирования'

Продовольственный рынок рыбной продукции: сущность, понятие, особенности функционирования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
681
148
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЙ РЫНОК РЫБНОЙ ПРОДУКЦИИ / РЫНОЧНЫЕ ФАКТОРЫ / ТОВАРНАЯ АКВАКУЛЬТУРА / РЫБНОЕ ХОЗЯЙСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Романова Лариса Васильевна

Данная статья посвящена исследованию теоретических основ функционирования продовольственного рынка рыбной продукции. Автором рассмотрены основные элементы продовольственного рынка рыбной продукции, а также выделены и дифференцированы по степени воздействия группы факторов, влияющих на функционирование и развитие продовольственного рынка рыбной продукции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Продовольственный рынок рыбной продукции: сущность, понятие, особенности функционирования»

Продовольственный рынок рыбной продукции: сущность, понятие,

особенности функционирования

Food fish market: essence, concept, features of functioning

Романова Лариса Васильевна

Romanova Larisa Vasilievna

аспирант кафедры бизнес-информатики и прикладной математики Рязанский государственный агротехнологический университет имени П.А. Костычева e-mail: lara.romanova80@yandex.ru

Аннотация: Данная статья посвящена исследованию теоретических основ функционирования продовольственного рынка рыбной продукции. Автором рассмотрены основные элементы продовольственного рынка рыбной продукции, а также выделены и дифференцированы по степени воздействия группы факторов, влияющих на функционирование и развитие продовольственного рынка рыбной продукции.

Abstract: This article is devoted to the study of the theoretical foundations of the functioning of the food market of fish products. The author considers the main elements of the food market of fish products, as well as distinguished and differentiated by the degree of influence of a group of factors affecting the functioning and development of the food market of fish products.

Ключевые слова: продовольственный рынок рыбной продукции, рыночные факторы, товарная аквакультура, рыбное хозяйство.

Keywords: Food market of fish products, market factors, commodity aquaculture, fisheries.

Рыбная продукция является одной из самых распространенных видов продовольственной продукции в мире, торговля которой значительно расширилась за последние несколько десятилетий в связи с функционированием мирового рыбного рынка в условиях растущей глобализации. Рыбная продукция в организации рационального питания является важным источником существенной и незаменимой составной части рациона человека - животных белков. Высокая пищевая ценность рыбной продукции состоит в большой концентрации белков животного происхождения в единице массы с нужным набором незаменимых аминокислот [7].

Проблемы функционирования и развития отечественного продовольственного рынка рыбной продукции в настоящее время связаны с производством, переработкой, торговлей и транспортировкой рыбной продукции. В рамках данной научной статьи нами предпринята попытка уточнить существующие теоретические положения функционирования продовольственного рынка рыбной продукции, а также выявить и дифференцировать факторы, влияющие на функционирование и развитие исследуемого рынка.

Рассмотрение продовольственного рынка рыбной продукции с позиции воспроизводства выявило множественные взаимосвязи субъектов данного рынка, которые выступают с одной стороны как производители, а с другой стороны как потребители товаров и услуг. Также важными элементами продовольственного рынка рыбной продукции, которые определяют динамичность его функционирования, являются рыночная инфраструктура и институциональная среда [3].

Институциональная структура продовольственного рынка рыбной продукции формируется как единая многофункциональная система, которая обеспечивает его эффективное функционирование. Рамки этой структуры включают экономические, природно-климатические, политические, демографические, информационные и другие элементы [1]. Таким образом, специфика исследуемого рынка заключается в том, что он формирует уровень удовлетворения физиологических потребностей населения в рыбной продукции.

Современный продовольственный рынок рыбной продукции представляет собой сложную сегментированную структуру, обусловленную многообразием видов рыбной продукции, которая обладает специфическими свойствами, связанными с особенностями производства (выращивания) рыбной продукции:

> территориальная и экономическая разобщенность предприятий рыболовства и рыбоводства;

> ярко выраженная сезонность производства рыбной продукции;

> высокие производственные риски, которые связаны с зависимостью хозяйствующих субъектов от трудно прогнозируемых природных явлений;

> скоропортящийся характер рыбной продукции;

> проблемы транспортировки продукции из мест вылова в места потребления;

> зависимость структуры потребления от исторически сложившихся традиций населения отдельных регионов;

Для раскрытия сущности продовольственного рынка рыбной продукции мы выделили его основные элементы - объекты и субъекты рынка. Объектами исследуемого рынка является реализуемая товаропроизводителями и (или) продавцами рыбная продукция, способная удовлетворить потребности покупателей в данной продукции. В состав субъектов продовольственного рынка рыбной продукции входят: производители, продавцы (поставщики) и потребители рыбной продукции, а также органы государственного контроля. В свою очередь каждый субъект состоит из отдельных участников рынка, формирующих инфраструктуру рынка - оптовая и розничная торговля, транспортная инфраструктура, холодильно-рефрижераторная инфраструктура, финансово-кредитные учреждения, инфраструктура общественного питания и т. д.

К товаропроизводителям рыбной продукции относятся предприятия товарной аквакультуры, которые занимаются выращиванием и разведением рыбы, а также рыбохозяйственные организации, осуществляющие рыболовство на судах рыбопромыслового флота, которые принадлежат им на правах собственности или используются на основании договоров фрахтования. Также к товаропроизводителям рыбной продукции относятся предприятия, осуществляющие переработку рыбной продукции.

Основными категориями продовольственного рынка рыбной продукции являются спрос и предложение, которые реализуются в процессе

продажи рыбной продукции через систему оптовой и розничной торговли. В результате соотношения спроса и предложения происходят структурные сдвиги в производстве, динамике цен на рыбную продукцию. Товаропроизводители рыбной продукции формируют предложение рыбной продукции, которое включает объем ввезенной рыбной продукции и объем рыбной продукции, произведенной внутри страны или конкретного региона.

Государство также выступает в качестве одного из субъектов продовольственного рынка рыбной продукции, выполняя управленческие, законодательные, регулирующие функции. Государственное регулирование осуществляется посредством субсидирования производителей товарной аквакультуры, распределения квот на вылов рыбы, государственных закупок рыбной продукции для госучреждений, контроля качества рыбной продукции, введения таможенных пошлин, ограничения на ввоз рыбной продукции, субсидий предприятиям по разведению рыбы, налогов и т.д.

Изучение сущности продовольственного рынка рыбной продукции позволило определить схему его функционирования (рисунок 1). Важнейшей функцией продовольственного рынка рыбной продукции, как одного из видов агропродовольственного рынка, является обеспечение продукцией конечного потребителя. При этом поставщики рыбной продукции могут одновременно выступать в качестве покупателей и продавцов, являясь связующим элементом между товаропроизводителями и потребителями рыбной продукции. Как показано на рисунке 1, на исследуемом рынке к ним относятся предприятия оптовой и розничной торговли.

Предприятия оптовой торговли оказывают влияние и на сферу производства и на розничную торговлю, а значит и на параметры потребления рыбной продукции. Оптовые предприятия, осуществляя поставки рыбной продукции, освобождают товаропроизводителей от необходимости создавать собственную сбытовую сеть, а также могут оказывать услуги, связанные с заключением и реализацией коммерческих сделок (рыбные биржи и рыбные аукционы), формируют объем и

ассортимент рыбной продукции, изучают состояние рынка с целью поиска альтернативных источников закупок, создают новые рынки сбыта.

Рисунок 2 - Схема функционирования продовольственного рынка рыбной

продукции

На основании функционального подхода к процессу сбыта продукции, который описывает его как набор необходимых функций, осуществляемых, независимо от уровня сложности сбыта продукции, мы выделили основные функции оптовой торговли рыбной продукцией: интегрирующую, оценочную, организующую, регулирующую. Интегрирующая функция выражается в обеспечении взаимосвязи между субъектами рынка рыбной продукции (производителями, продавцами, покупателями), и поиске оптимальных каналов сбыта. Оценочная функция реализуется через механизм ценообразования, в результате которого определяется уровень необходимых затрат на производство (выращивание) рыбной продукции. Организующая и регулирующая функция заключаются в рациональном построении и гармоничном функционировании экономической системы с помощью импульсов, которые стимулируют структурные изменения на продовольственном рынке рыбной продукции.

Оптовая торговля является неотъемлемым звеном во всей схеме товародвижения рыбной продукции. В соответствии с институциональным подходом экономики [8], который изучает организации и различные предпринимательские структуры, распределение и сбыт рыбной продукции осуществляют:

^ товаропроизводители рыбной продукции.

^ коллекторы (оптовые рынки рыбной продукции или

распределительные холодильники) ^ розничные и оптовые предприятия по торговле рыбной продукцией. ^ биржевики (рыбные биржи и аукционы).

Изучение современной экономической литературы позволило выделить следующие трактовки рынка рыбной продукции: 1) «организация экономических и социальных отношений товарного производства, которая обеспечивает автоматическое согласование интересов и потребителей рыбной продукции» [5]; «совокупность рыночного механизма и инфраструктуры специализированных рынков» [6]. Данные определения не

учитывают наличие воздействия рыночных факторов на процесс функционирования и развития продовольственного рынка рыбной продукции, который являясь системой экономических отношений, корректирует объемы и структуру производства рыбной продукции к потребностям населения путем спроса на нее. Поэтому, данная система предполагает учет рыночных факторов - условий и материальных элементов, организационных структур производства и регуляторов рынка, государственного регулирования.

Таким образом, под продовольственным рынком рыбной продукции следует понимать открытую организационно-экономическую систему, включающую субъектов рынка (предприятия товарной аквакультуры и рыболовства, рыбоперерабатывающие предприятия, государственные органы, инфраструктуру рынка), которая учитывает специфику спроса и предложения на пищевую рыбную продукцию, а также ее производства (выращивания) и воздействие рыночных факторов: экономических, политических, социальных, природных, производственно-хозяйственных. Рыночные факторы, воздействуя одновременно или по одному на функционирование и развитие продовольственного рынка рыбной продукции, определяют его динамическое равновесие, а значит, обеспечивают развитие и стабильность. Факторы, влияющие на продовольственный рынок рыбной продукции, связаны с производством, переработкой, торговлей и транспортировкой рыбной продукции, различные комбинации влияния которых, образуют общий вектор развития и придают специфику исследуемому рынку [2].

К группе экономических факторов, влияющих на функционирование и развитие продовольственного рынка рыбной продукции, относятся: состояние мирового рынка рыбной продукции, экспорт и импорт рыбной продукции, диспаритет цен, цены на рыбную продукцию, корма и рыбопосадочный материал для аквакультуры, а также на оборудование для ее выращивания.

Политические факторы включают: налоговую политику государства, государственную поддержку товаропроизводителей рыбной продукции и научных исследований в области аквакультуры, размер квот на вылов рыбы, доступность кредитных ресурсов, таможенно-тарифное регулирование.

К социальным факторам относятся: уровень среднедушевых доходов населения, уровень потребления рыбной продукции.

Производственно-хозяйственные факторы включают: уровень производства и технологии выращивания товарной аквакультуры, уровень развития отечественного производства кормов для аквакультуры, инфраструктуру сбыта рыбной продукции и развитие рынка логистических услуг, создание сети оптовых рынков рыбной продукции внутри страны, размер железнодорожных тарифов на перевозки рыбной продукции, качество рыбной продукции, износ рыбопромыслового флота.

К природным факторам относятся: ограниченность сырьевой базы, территориальные различия в природно-климатических условиях, объем общего улова рыбной продукции РФ, количество рыбопромысловых участков для выращивания товарной аквакультуры.

Отбор факторов, влияющих на функционирование и развитие продовольственного рынка рыбной продукции, был осуществлен на основании методики, представленной в монографии Кордович В.И. «Техника построения сценариев для описания и анализа рисков в сельском хозяйстве» [4]. В результате нами была составлена и проанализирована матрица воздействия отобранных факторов. Степень воздействия каждого фактора в построенной матрице была оценена значениями цифр по шкале от 1 до 3. При этом цифра 1- оценивает слабое воздействие фактора, а цифра 3 -сильное. Путем суммирования значений фактора по каждой строке была получена сумма актива каждого фактора, которая означает степень его влияния на другие факторы. Результатом суммирования значений фактора по столбцам является сумма пассива, которая показывает степень влияния других факторов на данный фактор.

Индекс импульса каждого фактора находится как отношение суммы актива к сумме пассива по каждой строке и показывает степень влияния, которую оказывает данный фактор. Индекс динамики находится как произведение суммы актива и пассива матрицы по каждой строке и столбцу, который показывает степень интерполяции фактора в общую систему.

В результате проведенных расчетов, были получены пороговые значения суммы актива - 40,5, суммы индекса динамики - 1602 и суммы индекса импульса - 1,08. Отобранные факторы были дифференцированы факторы на 3 группы:

1) с высоким индексом динамики (более 1602);

2) с высоким индексом импульса (более 1,08) и суммой актива (более 40,5);

3) факторы, значения которых не превышают пороговых значений (рисунок 2).

Факторы первой группы оказывают сильное влияние на развитие и функционирование продовольственного рынка рыбной продукции, но, в то же время, подвержены сильному воздействию со стороны других факторов.

Факторы второй группы также оказывают сильное воздействие на исследуемый рынок, но слабо подвержены влиянию со стороны других рыночных факторов. Изменение данных факторов может оказывать пролонгированное воздействие.

К третьей группе были отнесены факторы, не вошедшие в первые две группы, имеющие значения индекса динамики и импульса, а также суммы актива ниже среднего уровня.

Факторы первых двух групп являются ключевыми при влиянии на функционирование и развитие продовольственного рынка рыбной продукции, а значит, они могут выступать аргументами для принятия решений, а также в виде рычагов влияния (способов воздействия) при разработке механизма регулирования продовольственного рынка рыбной продукции, как на федеральном, так и на региональном уровнях.

Ф А К Т О Р Ы

С высоким индексом импульса и суммой актива

С индексом динамики, импульса и

суммой актива ниже среднего значения

Состояние мирового рынка рыбной продукции

Экспорт (вывоз) рыбной продукции

Импорт (ввоз) рыбной продукции

Диспаритет цен

Цены на корма и рыбопосадочный материал

Цены на рыбную продукцию

Таможенно-тарифное регулирование

Развитие отечественного производства кормов

Создание сети оптовых рынков рыбной продукции

Инфраструктура сбыта рыбной продукции

Уровень производства товарной аквакультуры

Технологии выращивания товарной аквакультуры

Государственная поддержка товаропроизводителей

Доступность кредитных ресурсов

Развитие рынка логистических услуг

Объемы уловов рыбной продукции РФ

Ограниченность сырьевой базы

Цены на оборудование для выращивания рыбы

Налоговая политика государства

Размер квот на вылов рыбы

Уровень среднедушевых доходов населения

Размер ж/д тарифов на перевозки

Качество рыбной продукции

Износ рыбопромыслового флота

Количество водных объектов для выращивания

рыбы

Различия в природно-климатических условиях

Рисунок 2 - Факторы, влияющие на функционирование и развитие продовольственного рынка рыбной продукции

В заключении следует отметить, что главная цель поступательного развития отечественного продовольственного рынка рыбной продукции заключается в обеспечении населения качественной рыбной продукцией по доступным ценам, достижение которой невозможно без разработки научно-обоснованного механизма регулирования исследуемого рынка. Библиографический список

1. Авдашева, С.Б. Анализ структур товарных рынков: экономическая теория и практика России [Текст] / С.Б. Авдашева, Н.М. Розанова. - М. : ТЕИС, 1998. - 133 с.

2. Березнев, С.В. К вопросу о толковании и оценке функционирования и развития регионального продовольственного рынка [Текст] / С.В. Березнев, Н.В. Кудреватых // Региональная экономика. - 2011. - № 34(217). - С. 18-24.

3. Демьянов, Н.С. Эволюция развития инфраструктуры рынка и ее теоретических основ [Текст] / Н.С. Демьянов, А.Д. Магомедов, Д.Ю. Федюшин // Экономика сельскохозяйственных перерабатывающих предприятий. - 2012. - № 5. - С. 33-38.

4. Кордович, В.И. Техника построения сценариев для описания и аналтза рисков в сельском хозяйстве: монография [Текст] / В.И. Кордович. - Санкт-Петербург: СПбГАУ, 2011. - 77 с.

5. Лысова, Т.А. Стратегия развития рыбохозяйственного подкомплекса АПК (на примере Саратовской области) [Текст] : дис...канд. экон. наук : 08.00.05 / Т.А. Лысова. - Саратов, 2008. - 185 с.

6. Мухамедова, Т.О. Формирование и развитие регионального оптового рынка рыбной продукции : на материалах Астраханской области [Текст]: дис... канд. экон. наук : 08.00.05 / Т.О. Мухамедова. - Москва, 2013.- 167 с.

7. Скляров Г.А. Рыбоводство. Ростов н/Д : Феникс, 2011. - 345 с.

8. Стукач, В.Ф. Региональная инфраструктура АПК [Текст] / В.Ф. Стукач. -М.: КолосС, 2012. - 211 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.