там, субъектам РФ и в целом по России. Аграрную политику в первую очередь нацелить на хозяйства, вошедшие в реестры.
Каждому сельхозтоваропроизводителю выдать сертификат, обеспечивающий беспрепятственный доступ на все рынки, торгующие сельхозпродуктами.
5. Выделить классы сельхозтоваропроизводителей, которым будет оказываться гарантированная государственная поддержка на европейском уровне. Выбор должен быть осуществлен таким образом, чтобы стимулировать относительно крупное товарное производство и чтобы органы управления АПК могли справиться с выделением бюджетных средств каждому хозяйству и контролем за их использованием.
Этим требованиям отвечают следующие условия: оказание гарантированной государственной
поддержки хозяйствам, имеющим 5 и более условных голов скота или 10 условных гектар земли.
6. Налоговым органам и Роснедвижимости целесообразно составить реестр заброшенных хозяйств, за которыми закреплены крупные площади земли, и осуществить их ликвидацию в установленном законом порядке с передачей закрепленных за ним земель новым пользователям и собственникам.
Органам власти, осуществляющим контроль за использованием земли по целевому назначению, целесообразно провести инвентаризацию сенокосов, пастбищ и залежей в земледельческих хозяйствах, не имеющих скота и птицы, и их передачу новым пользователям и собственникам.
Источники
1. Социальное положение и уровень жизни сельского населения России. 2007: Стат. сб. /Росстат - М., 2007. -С. 239.
ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЙ КРИЗИС И ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ БЕЛАРУСИ
З.М. Ильина, д.э.н., проф., чл.-корр. НАН Беларуси, зав. отд. Института системных исследований в
АПК нАн Беларуси
Тенденции формирования мировых продовольственных ресурсов. Современное состояние мировой продовольственной безопасности на уровне необеспеченности определяют тенденции, определяемые системным кризисом производства и сбыта сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, сущность которых заключается в следующем:
- масштабы голода расширяются, количество голодающих растет, целые регионы находятся в состоянии острого дефицита продовольствия;
- продовольственную необеспеченность миллионов людей обуславливают именно высокие цены на продукты, ухудшая качество жизни;
- оперативные меры реагирования правительств (контроль цен, сокращение экспорта и др.), в долгосрочной перспективе оказываются неэффективными, отрицательно воздействуя на стабильность мировых цен;
- в долгосрочной перспективе высокие цены на продовольствие могли бы оказаться выгодными для сельского хозяйства в развивающихся странах, но только в случае повышения качества жизни.
Тенденции развития мирового рынка с учетом ограничивающих факторов, вызывающих глубинные процессы в экономике, не позволяют прогнозировать высокие темпы прироста продовольственных ресурсов. По расчетам специалистов ФАО в 2030 г. производство зерна составит 2149-2150 млн т, потребность
- 2675 млн т, использование морепродуктов - 100 млн т в год, потребность - 168 млн т.
Сокращается прирост продовольствия: до
1985 г. - 30 млн т в год, 1985-1995 гг. - 12 млн т, 2030 г.
- не более 9 млн т в год. Динамика спроса при этом прямо противоположна, поскольку население планеты в 2030 г составит примерно 8,9 млрд человек (ежегодный прирост - 90 млн чел.) при общей неравномерности распределения по регионам мира.
Положение с продовольственным обеспечением усугубляется еще и по причине стремления государств повысить качество питания, недоступного в настоящее время, примерно, каждому четвертому жителю планеты.
В Докладе о мировом развитии [4] Международного банка реконструкции и развития Всемирно-
го банка, указывается, что для решения проблемы продовольствия до 2030 г. следует увеличить производство зерна на 50% и мяса на 85%. При сложившихся темпах, обеспечить такой прирост ресурсов представляется довольно сложным.
Негативные тенденции их формирования оказывают депрессивное воздействие на мировой продовольственный рынок в целом, а также на рынки отдельных стран, независимо от их экономического состояния.
В первом квартале 2009 г. продовольственный кризис охватывал 32 страны: Африка - 20, Азия - 10, Латинская Америка и Карибский бассейн - 2. С ростом числа стран, переживающих продовольственный кризис, первопричины его появления усложняются: антропогенные бедствия усугубляются стихийными или антропогенные кризисы усиливаются стихийными бедствиями. До 1990-х гг. главной причиной продовольственной необеспеченности были стихийные бедствия, но в последнее десятилетие на первый план все больше выходят антропогенные кризисы (рис. 1).
В конце прошлого столетия пятнадцать стран ежегодно переживали продовольственный кризис, в текущем - число их возросло до двадцати пяти. В
2007 г. в кризисном положении с потребностью в экстренной помощи, оказались сорок семь стран (рекордное число за последние 25 лет).
Постоянное интенсивное воздействие высоких продовольственных цен приводит к ухудшению положения не только в странах, переживающих кризис, но и усугубляют ситуацию в благополучных государствах.
Динамика мировых цен. Индекс номинальных цен на продовольствие, составляемый ФАО, в период 2002-2008 гг. удвоился. В реальности рост цен был менее выраженным, но, тем не менее, довольно значительным. Индекс реальных цен на продовольствие начал повышаться в 2002 г. после четырех десятилетий преимущественно понижательных тенденций, особенно резко возрос в 2006-2007 гг. К середине
2008 г. реальные цены на продукты питания выросли на 64% по сравнению с уровнем 2002 г. (рис. 2). Такой значительный рост реальных цен на продукты питания происходил только после первого нефтяного кризиса в начале 70-х гг. прошлого столетия.
♦ * ♦
60- ♦
50- и *
40- ♦ ♦ ♦ /•/ / ч /V / .А. /
•••> ✓ ** / хХ_/
V* / V
Л*** / N - ' Г Т" / ч ч / ^ У
п
0 1981 ¡1983: ¡19851 1.987 ¡1982: [1991 ¡1.993 i1.99.5i [199.7! 19991 120.0.1 - 2003 2005 2007
“ Антропогенные кризисы: “ “ Стихийные бедствия! Итого!
Рисунок 1 - Причины продовольственных кризисов, 1981-2007 гг.
Рисунок 2 - Динамика индекса продовольственных цен
В принципе для мирового рынка рост цен не является чем-то особенным. Инновации, новые технологии, новые виды продукции, экологизация производства, развитие социальной сферы, природные аномалии и многое другое обуславливают удорожание производства. Но если раньше после роста цен наступал период их снижения, иногда вплоть до прежнего уровня, то в настоящий период этот процесс становится необратимым.
Долгосрочные структурные тенденции, лежащие в основе роста спроса на продовольствие, совпали с краткосрочными циклическими или временными факторами, неблагоприятно влияющими на поставки продовольствия, что привело к опережающему росту спроса. Причины, обусловившие рост цен, сопряжены с факторами спроса, так и предложения.
Предложение сдерживается по ряду причин, включая следующие:
- изменения климата оказывает неблагоприятное воздействие на наличие запасов продовольствия, ограничивая потенциал их формирования;
- недостаточный уровень запасов продукции и изменчивость цен на продовольствие приводят к
нестабильности рынка из-за неопределенности поставок, особенно в период дефицита;
- быстрый рост цен на энергоносители, в первую очередь на нефть, способствовал росту цен. В 2006-2008 гг. почти утроились цены на удобрения, удвоились транспортные издержки, в совокупности оказав прямое неблагоприятное воздействие на стоимость производства;
- изменение торговой политики, в результате которого применялись экспортные ограничения и запреты, сокращающие объем мировых поставок, усугубляющие дефицит и снижающие доверие торговых партнеров;
- заблаговременное создание запасов крупными импортерами с прочными денежными позициями, спекулятивная активность на рынках сельскохозяйственных также способствовали повышению цен;
- финансовый кризис, в результате которого потрясения на рынках традиционных активов сказались на ценах на продовольствие ввиду того, что инвесторы стали осваивать рынки производных продуктов непродовольственного назначения на основе сельскохозяйственных товаров;
- формирующийся рынок биотоплива стимулирует спрос на сельскохозяйственную продукцию (сахар, кукуруза, маниока, масличные культуры и пальмовое масло), способствуя росту цен, что, в конечном счете приводит к удорожанию продовольствия;
- структура потребления также изменяется в сторону повышения спроса. Покупательная способность в мире повысилась, то же произошло и с совокупным спросом на продовольствие. Новое качество жизни способствует росту потребления мясных и молочных продуктов, производство которых в значительной мере зависит от зерновых ресурсов.
Тенденция роста цен в краткосрочном периоде может измениться на противоположную. Тем не менее, в предстоящем десятилетии следует ожидать, что реальные цены на продовольствие будут выше уровня предыдущих десяти лет по следующим причинам.
Во-первых. Экономический рост в развивающихся странах ожидается достаточно высоким (примерно на уровне шести процентов в год), что будет способствовать повышению покупательной способности и изменению предпочтений потребителей.
Во-вторых. По данным Международного энергетического агентства, продолжится рост спроса на биотопливо, в связи с чем, в три раза возрастут площади, выделяемые под выращивание биомассы.
В-третьих. Рост производственных издержек, включая затраты на удобрения и транспортные расходы из-за высоких цен на нефть, вместе с ограниченностью земельных и водных ресурсов, окажут неблагоприятное воздействие на производство, усугубляя продовольственную проблему.
Под угрозой оказалось достижение одной из главных задач Целей развития тысячелетия - сокращение числа голодающих в мире. К такому выводу пришли участники совещаний по продовольственной проблеме в июне и октябре 2008 г. в Риме, а также на экономическом форуме в июне 2009 г. в Санкт-Петербурге (рис. 3). Высокие цены на продовольствие обусловили рост доли недоедающего населения, нивелирующей тенденцию сокращения количества голодающих в развивающихся странах: 20% - 1990-1992 гг., 18% - 1995-1997 гг., 16% - 2003-2005 гг. В 2007 г. доля голодающих людей в мире возросла до 17%.
700 ----------------------------------------------
600 і і і і і і і і і і і і і і і і і г 19<0-1992 1995-1997 20ЭЗ-2С05 2008
Рисунок 3 - Численность недоедающего населения в развивающихся странах, 1990 - 2008 гг.
Доля расходов на питание по мере повышения уровня доходов на душу населения обычно сокращается, варьируясь от 60% (страны с низким уровнем доходов) до 15% и ниже (страны с высокими доходами).
Домашние хозяйства в странах с низким уровнем доходов большую часть совокупного потребления калорий получают за счет зерновых. Поэтому воздействие высоких продовольственных цен, и в особенности на зерно, будет самым существен-
ным именно в этих странах. Еще больше сказывается рост цен на продовольствие в странах, где значительная доля населения недоедает и рацион питания не отличается разнообразием. Если населению доступны разнообразные продукты, беспокойство по поводу роста цен вызывает возрастающая вероятность дефицита важнейших питательных веществ и микроэлементов, поскольку сокращается общее потребление продуктов, ухудшается их качество и структура.
Доля пищевых калорий, обеспечиваемых животными продуктами, растительными маслами, сахаром, фруктами и овощами, растет по мере роста доходов на душу населения, в то время как доля калорий, обеспечиваемая корнеплодами, клубнеплодами и бобовыми, сокращается. Различия в структуре питания в зависимости от уровня доходов населения отражены на рис. 4.
Пищевой рацион в странах с низким уровнем доходов богат зерновыми, корнеплодами и клубнеплодами, в то же время бедные слои населения потребляют меньше мяса, молочных продуктов, масел, жиров, фруктов и овощей. Эти продукты обычно самые дорогие, но они являются наиболее концентрированным источником многих питательных веществ. Мясные и молочные продукты богаты высококачественными белками и питательными микроэлементами, в фруктах и овощах содержатся витамины, масла богаты калориями. Сокращение их потребления приводит к несбалансированности рациона.
Высокие цены на продовольствие оказывают разное воздействие на страны, но более остро их последствия ощущаются в странах со структурным дефицитом в производстве продовольствия, где уровень доходов низок, и большинство домохозяйств расходует огромную долю своих ограниченных бюджетов на продукты питания.
Особенность современного этапа заключается в том, что во избежание негативных последствий кризиса, меры оперативного реагирования, вплоть до введения талонов, принимают все государства: как развивающиеся, так и развитые. В США каждый девятый американец получает продовольственные талоны. Только в марте 2009 г. количество получающих продовольственную помощь увеличилось почти на 600 тыс. человек и составляет в настоящее время 33,2 млн. Помощь получают граждане 21 штата, размер дотаций составляет 113,87 долл. США в месяц.
Рост цен на фоне общего дефицита продовольствия основательно ухудшил обеспечение населения в странах, зависимых от импорта. Причины этого - не только опережающий рост спроса над предложением и соответствующее повышение цен, но и меры, ограничивающие экспорт.
Это можно проследить на примере с рисом. Сорок производителей риса, включая Китай, Индию, Вьетнам, Индонезию и Египет, сократили поставки по экспорту по причине роста внутреннего потребления. В результате в Северной Корее число нуждающихся в международной помощи составило 6,5 млн чел., дефицит риса на Филиппинах и в Индонезии вырос до 1 млн т в каждой стране. Проблема затронула и экономически состоятельные государства. В США цена риса удвоилась, что вынудило администрацию нормировать продажу риса до 2 кг на покупателя. Такие же меры были принимались в Англии, Израиле, Никарагуа.
50
45
40
30
20
10
11
11
13
11
Зерновые Корнеплоды и Бобовые,
клубнеплоды
Мясо и Сахар и Масла и жиры
орехи и субпродукты продукты
масличные культуры
Прочее
И Страны с высоким уровнем доходов
В Страны с низким уровнем доходов
9
6
5
3
3
1
0
Рисунок 4 - Разнообразие в питании по источникам пищевой энергии, %
Причины продовольственного кризиса. Оценивая современное состояние мировой продовольственной системы, многие экономисты приходят к выводу, что кризис обусловили четыре группы причин: системно-экономические; абсолютизация научно-технического прогресса, техники и технологии; конкретноэкономические; эколого-климатические [9].
Системно-экономические причины. Эксперты ООН, а также многие экономисты сходятся во мнении, что неконтролируемый рост цен на зерно и вызванный им продовольственный кризис произошли только потому, что мировая экономика ориентирована на стоимостные (денежные) показатели без учета материально-вещественной номенклатуры производимых материальных благ и что при наличии денег можно купить необходимые потребительские товары. Экономические категории, связанные с производством материальных благ, агропромышленным производством и экологией учитываются недостаточно или совсем не учитываются.
Абсолютизация научно-технического прогресса, техники и технологии. Тезис поддерживается крупнейшими корпорациями мира, Юнеско, другими организациями ООН, мировыми финансовыми кругами (техника и технологии всемогущи, природу можно покорять вопреки ее законам).
Конкретно-экономические причины роста цен включают рост спроса на продовольствие в Китае, Индии, других странах; уменьшение запасов зерна до критического уровня за последние тридцать лет; рост цен на нефть; высокую стоимость транспортных услуг; продовольственные торговые войны, использование продовольствия на топливо.
Эколого-экономические причины. Решены проблемы производительности в сельском хозяйстве, но допущено нарастание связанных с этим экономических и социальных проблем и последствий для окружающей среды.
Признавая возможность влияния той или иной группы факторов на состояние мировой продовольственной системы оценивать их воздействие все-таки необходимо применительно к конкретным условиям. В мире усиливается поиск оптимальных решений продовольственной проблемы.
По оценкам ФАО в 2008 г. 82 страны израсходовали совместно примерно 169 млрд долл. США на импорт продовольствия против 121 млрд долл. США в 2007 г., Прирост импорта продовольствия составил 40%, в т.ч. зернового компонента 50%. К концу 2008 г. стоимость продовольственного импорта стран с низким уровнем доходов и дефицитом продовольствия по сравнению с 2000 г увеличилась в четыре раза.
Согласно данным специалистов международных организаций, для решения продовольственной проблемы и ликвидации голода в современных условиях и в перспективе до 2050 г. темпы роста потребления в 1,3-1,5 раза должны опережать темпы роста населения. При этом совпадение темпов роста населения с кумулятивным характером темпов роста потребления ожидается только по трем планетарным регионам (Северная Америка, Океания и Европа). Производство продуктов питания должно осуществляться более высокими и опережающими темпами по сравнению с темпами роста населения во всех географических регионах.
Угрозы в продовольственной сфере. Для упреждения кризисных явлений в мировой продовольственной системе предстоит не только налаживать производство и регулировать его в соответствии с потребностью, обеспечивая продовольственную безопасность, но и своевременно выявлять потенциал угроз в продовольственной сфере. Поэтому необходимы решительные меры по восстановлению плодородия земель и принятие таких программ ведения сельского хозяйства, которые способствовали бы восстановлению окружающей среды. Результаты хозяйственной деятельности должны учитываться на одинаково значимом уровне как по стоимости, так и по материально-вещественным показателям.
Беларусь всегда придавала важное значение проблеме устойчивого продовольственного снабжения. Но особенно значимость этой проблемы возросла в последние годы. В стране принята Концепция национальной продовольственной безопасности, где четко определены критерии продовольственной безопасности, перечень основных продуктов питания и объемы их производства под полную по-
требность, границы импорта и экспорта, условия и механизмы поддержки товаропроизводителей и др.
В настоящее время начата работа по разработке новых концепций: продовольственной безопасности на ближайшее десятилетие, которая должна приобрести статус государственной программы, а также концепции программы развития села до 2015 г. Завершается работа над законопроектом по государственному регулированию АПК.
В условиях мирового продовольственного и иных кризисов стратегия государств, ориентированная на самодостаточность продовольствия, единственно верная. Беларусь располагает необходимым производственным потенциалом, чтобы обеспечить как продовольственную независимость, так и продовольственную безопасность. Речь идет не только о производстве сельскохозяйственной продукции, но и о качественно новых системах ее хранения и переработки. На это ориентировано техническое и технологическое перевооружение всего агропромышленного комплекса. Инновационная направленность развития агропромышленной сферы, несмотря на ее технологическую незавершенность, уже приносит положительные результаты. Второй год подряд страна имеет объем производства зерна свыше 9 млн т, уровень, предусмотренный Государственной программой возрождения и развития села на 2010 г. [1].
Фактические объемы производства продукции в 2008-2009 гг., по ряду показателей превышают не только критический уровень продовольственной безопасности, но и оптимистический. Производство зерна, овощей, сахарной свеклы, яиц и другой продукции превосходит целевые пороги продовольственной безопасности. Достигнуто требуемое превышение рыночного предложения над спросом и возникает проблема сбыта, что требует поиска новых каналов и форм внутреннего и внешнего сбыта. По производству ряда важнейших сельскохозяйственных продуктов на душу населения республика достигла уровня стран с более благоприятными продовольственными возможностями [7].
Реализация стратегической задачи повышения качества жизни предполагает в первую очередь рост потребления продуктов высокого качества. Если производство по ряду продуктов можно назвать близким к оптимальному или превосходящим его, то по уровню потребления в плане структуры и качества предстоит немалая работа по реализации государственной политики в области здорового питания. По сравнению с 1990 г. индекс общего объема производства продукции пищевой промышленности вырос почти на 95%. С одной стороны, экономический рост отрасли обусловлен увеличением спроса населения на продукты питания. В стране сформировалось высокое доверие к белорусскому продовольствию и четкая установка на приобретение всего отечественного. С другой, этот рост - следствие модернизации перерабатывающих и пищевых предприятий, расширение ассортимента и повышения качества поставляемого продовольствия. Существенно укрепились позиции белорусских товаропроизводителей на внутреннем рынке и активизировалось развитие производств, ориентированных на экспорт. В стратегии многих предприятий происходит структурная переориентация от так называемого «эффекта крупнотоварного производства» к целенаправленной инновационной политике, ориентированной на качественно новый уровень.
Требования к безопасности продуктов питания регламентированы рядом законов, среди которых основополагающим следует считать закон «О
качестве и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов для жизни и здоровья человека». Стандарты, нормативы и регламенты качества и безопасности продовольствия приводятся строго в соответствие с рекомендациями международных организаций - Всемирной торговой организации, Всемирной организации здравоохранения и Всемирной продовольственной организации. В стране созданы и создаются новые типы предприятий, гарантирующие качество и безопасность выпускаемых продуктов питания. По данным Министерства здравоохранения, около 40% общего объема продовольствия относится к группе с высокой надежностью. Не менее важной задачей в области контроля качества выступает защита отечественного рынка от импорта фальсифицированных пищевых продуктов и добавок.
Угрозы в продовольственной сфере. Достижение продовольственной безопасности предполагает два направления действий: реализацию стратегической цели и выявление и упреждение деструктивных факторов. Индикаторы наличия угроз -количественные показатели, позволяющие выявить изменения в критически важных параметрах, которые либо непосредственно создают угрозу, либо являются типичным проявлением процессов, сопутствующих ухудшению продовольственного обеспечения.. К индикаторам угроз относятся также показатели, которые определяют негативные условия, в которых функционирует продовольственная система. Эти показатели характеризуют отклонения от нормы погодных условий; посевных площадей и их состояния; наличия домашнего скота; рыночных цен на основные продукты питания; запасов продовольствия в домохозяйствах и сбытовых организациях; состояния здоровья и питания населения; кризисного поведения населения.
Основным индикатором угрозы продовольственной безопасности государства со стороны изменения конъюнктуры мировых рынков является недостаточная конкурентоспособность собственного продовольствия на внешнем рынке: по затратам на производство, переработку и реализацию готовой продукции; по уровню и эффективности прямой и косвенной поддержки отраслей АПК; а также по природным условиям производства, уровню социально-экономического развития и качеству жизни населения.
Классифицируются угрозы по разнообразным признакам, включая источники возникновения, отношение к деятельности человека, вероятность реализации, возможность прогнозирования последствий, ущерба, области проявления и др.
На устойчивость национальной продовольственной системы наибольшее воздействие оказывают: уровень и динамика мировых цен на продовольствие; изменение предложения; уровень конкурентоспособности продукции на внешнем и внутреннем рынках; динамика и соотношение курсов национальной и других валют; качество импортируемого продовольствия и сырья; доля импорта на национальном рынке и его несоответствие стандартам качества; тарифные и нетарифные ограничения.
Международная организация ФАО определяет угрозы в продовольственной сфере посредством следующих индикаторов:
- отношение мировых запасов зерна к мировому потреблению, что позволяет определить уровни продовольственной безопасности и гарантий на случай чрезвычайных обстоятельств (норматив запасов - 17% от годовой потребности, что достаточно на 60 дней);
- отношение предложения экспортеров к общей потребности в зерне; среднегодовые экспортные цены по видам зерна;
- переходящие запасы зерна (всего) по видам и целям его использования в странах-экспортерах в процентах к внутреннему потреблению;
- тенденции производства зерна (прирост за последнее десятилетие);
- изменения в динамике производстве зерна в странах-импортерах [5].
При выявлении угроз для предотвращения продовольственных кризисов на международном уровне в соответствующий механизм включают такие элементы, как системы раннего предупреждения и информации о мировом рынке; индикаторы угроз; продовольственная помощь; резервные фонды и страховые запасы продовольствия; фонды продовольственной безопасности; первоочередные меры по предупреждению угроз или ликвидации их (рис. 5).
ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ КРИЗИСОВ
Стабильное прои зводство сельскохозяйственного сырья и продовольствия
I
Система раннего предупреждения и информации о мировом рынке продовольствия, а также отдельных стран и регионов
Система индикаторов состояния
Г
I
Фонды
Продовольственная Резервы продоволь-
помощь в чрезвычайных продовольственной ственной
оост оятельст вах оезопасности безопасности
Экологические, полит ичес кие. организационные и экономические условия функци они ро ван ия мировой и национальных продовольственных сист ем
продовольственной безопасности отдельных экономических районов и гр\тш населения _
_______=-г'И
Целы продовольственная безопасность на глобальном, национальном, региональном уровнях, групп населения
Рисунок 5 - Предупреждение угроз в продовольственной сфере на глобальном уровне
Системы раннего предупреждения и информации о мировом рынке включают предварительную количественную оценку потребности в продовольствии, получение информации о потенциальных донорах продовольственной помощи и выявление уязвимых групп населения или географических районов с целью своевременной активизации мер по предотвращению кризиса и сбалансированного распределения ресурсов.
Необходимое условие обеспечения продовольственной безопасности и предотвращения продовольственных кризисов - стабильное производство. Продовольственная помощь, являясь важнейшим средством предупреждения острых кризисов и смягчения их последствий, имеет второстепенное значение и применяется только при форс-мажорных условиях. Гарантировать продовольственную безопасность в полной мере может только государство. Оно формирует взвешенную продовольственную политику и создает условия для ее реализации, в первую очередь за счет собственного производства продовольствия на основе устойчивого функционирования сельского хозяйства.
Выявление деструктивных и формирование стабилизационных факторов продовольственной безопасности, обеспечивающих упреждение внутренних и внешних угроз, несмотря на все их многообразие, должно проводиться в строгой последовательности (рис. 6).
Механизм выявления и упреждения угроз продовольственной безопасности может быть реализован на различных уровнях (региональном, на-
циональном, регионального объединения государств). Однако для этого он должен находиться в рамках единого правового поля (нормы международного права; национальное законодательство, регулирующее процессы формирования региональных объединений государств; правоотношения в сфере продовольственной безопасности) и информационного пространства (информационные ресурсы, информационно-телекоммуникационная инфраструктура).
Решение продовольственной проблемы в современных условиях и в перспективе на глобальном уровне по различным причинам в полной мере не просматривается. Решать ее каждая страна должна, исходя из своего потенциала, мобилизуя собственное производство при максимальном использовании преимуществ международного разделения труда.
Факторы, формирующие потенциал угроз. К наиболее опасным, деструктивным факторам, способным создавать угрозы безопасности в продовольственной сфере на любом уровне и которые необходимо постоянно учитывать, относятся следующие.
1. Глобализация продовольственного рынка и так называемая «либерализация торговли продукцией сельскохозяйственного происхождения», изменение условий обмена, наличие тарифных и иных ограничений для выхода на внешний рынок; рост импорта на национальном рынке, использование продовольствия в качестве рычага внешнеполитического давления на импортеров.
Рисунок 6 - Механизм выявления и предупреждения угроз продовольственной безопасности
2. Неблагоприятная конъюнктура мирового рынка, ограничивающая доступность импорта и возможность экспорта; сокращение прироста продовольственных ресурсов на душу населения из-за опережающих темпов роста населения в некоторых регионах мира; снижение объемов предложения сырья и продовольствия как по причине природных аномалий, так и экономических или политических предпочтений.
3. Стабильный рост цен на сельскохозяйственную продукцию, вызванный удорожанием ресурсов, применяемых в сельском хозяйстве, а также несоответствие его развития многофункциональности, включая сохранение сельского уклада жизни и экологическую безопасность.
4. Ухудшение качества импорта, повышение доли продуктов на национальных рынках, не соответствующих внутренним стандартам качества, невозможность безопасного их использования для здоровья населения.
5. Сокращение производственного потенциала (сельскохозяйственные угодья, трудовые ресурсы, основные фонды, оборотные средства), недостаточная степень использования производственных мощностей; низкая конкурентоспособность отечественной продукции на внутреннем рынке по сравнению с импортными аналогами.
6. Недостаточный уровень инноваций, включая нововведения в сфере материального производства и, в частности, в организациях пищевой и перерабатывающей промышленности; устаревшие технологии, моральный и физический износ действующего оборудования, незначительный удельный вес принципиально новых разработок и ноу-хау, отсутствие механизма, стимулирующего внедрение новшеств.
7. Низкая устойчивость производства, недостаточная способность предупреждать или ослаблять спады, противостоять отрицательным воздействиям природных аномалий и рационально использовать ресурсы.
8. Ухудшение структуры производства сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольст-
вия, неуправляемое сокращение видов и численности скота и птицы, включая животных по группе «прочие».
9. Недостаточность объемов производства для удовлетворения потребности в важнейших видах продукции (зерно, мясо, плоды, ягоды, масличное сырье) по оптимальному уровню; низкий уровень хранения и переработки, сырьевая направленность экспорта;
10. Неразвитость инфраструктуры внутреннего рынка продовольствия, низкий уровень маркетинговых исследований, наличие административных барьеров для продуктообмена.
11. Высокая доля расходов на продовольствие в семейном бюджете, несбалансированность структуры потребления и снижение физической доступности продовольствия в группах населения с низкими доходами; наличие населения с уровнем доходов ниже прожиточного минимума.
12. Низкий уровень пропаганды здорового питания в средствах массовой информации в учреждениях и организациях; недобросовестная реклама, особенно импортных продуктов, не гарантирующая их качество и полезность для здоровья населения.
Наибольшую реальную и долговременную угрозу продовольственной безопасности представляет мировой продовольственный кризис, преодоление которого предполагает усилия как органов управления безопасностью на всех уровнях иерархии, так и мирового сообщества в целом. Несмотря на общность проблем, присущих мировому продовольственному кризису, преодолевать и решать их каждой стране предстоит, исходя из собственных возможностей. В этой связи на национальном уровне необходимо иметь долгосрочную стратегию продовольственной безопасности на основе устойчивого развития национального АПК и повышения качества жизни всех категорий населения. На основе долгосрочной стратегии разрабатываются концепции, нормативно-правовые акты и программы достижения стратегической цели. Многие страны практикуют принятие законов о продовольственной безопасности каждые пять лет.
Для продовольственной безопасности Беларуси на современном этапе наиболее актуальным является решение вопросов, важнейшие из которых следующие [2,3 ]:
- расширение емкости внутреннего рынка сельскохозяйственной продукции и готового продовольствия на основе устойчивого роста доходов населения, увеличения объемов и совершенствования структуры потребления, повышения качества продуктов и культуры питания;
- поддержание устойчивой сбалансированности спроса и предложения на внутреннем рынке, ориентированных на расширение сбыта высококачественных и биологически ценных сырья и продовольствия;
- принятие комплекса мер, обеспечивающих физическую и экономическую доступность продуктов высокого качества всем социальным группам и категориям населения;
- разработка и реализация целевых программ, обеспечивающих производство продуктов функционального назначения: для различных возрастных групп; лечебно-профилактического назначения, в том числе для населения в экологически неблагополучных зонах; продуктов с повышенным содержанием макро-и микроэлементов и витаминов;
- разработка и внедрение систем земледелия и животноводства, отвечающих инновационному направлению хозяйствования, обеспечивающему объемы производства, гарантирующие оптимальный уровень продовольственной безопасности;
- устойчивое наращивание экспортного потенциала готового высококачественного продовольствия: целевая ориентация всех отраслей и организаций на рыночный сбыт, включая экспорт, на интеграцию в международные продовольственные структуры;
- обеспечение безопасности пищевых продуктов и продовольственного сырья: поддержание высокого качества производимых продуктов за счет применения инновационных биотехнологий;
- совершенствование нормативно-правовой, методической, приборной и аналитической базы контроля качества и безопасности пищевых продуктов и сырья, включая контроль условий производства, закупки, поставки, транспортировки, хранения и реализации продукции;
- формирование у населения навыков здорового и рационального питания: ликвидация инфор-
мационного дефицита в вопросах культуры питания на основе широкого использования средств массовой информации; создание образовательных программ для населения;
- подготовка квалифицированных специалистов в области науки о питании, разработка соответствующих программ обучения отечественных специалистов, создание специальных информационно-просветительских и образовательных программ, а также специальных серий популярной, учебной и научной литературы.
Источники
1. Государственная программа возрождения и развития села на 2005-2010 гг. - Минск: «Беларусь», 2005. - 95 с.
2. Гусаков, В.Г. Беларусь: концептуальные задачи обеспечения продовольственной безопасности и направления их решения / В.Г. Гусаков // Евразийское экономическое сообщество: проблемы обеспечения продовольственной безопасности: материалы Международной конференции, г. Москва, 19-20 мая 2009 г. -Москва: Пищепромиздат, 2009.- С. 45-49.
3. Гусаков, В.Г Экономика и организация сельского хозяйства в условиях становления рынка: научный поиск, проблемы, решения / В.Г. Гусаков. - Минск: Белорус. наука, 2008. - 431 с.
4. Доклад о мировом развитии 2008. Сельское хозяйство
на службе развития. Обзор. /Международный банк реконструкции и развития / Всемирный банк [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.worldbanr.org. - Дата доступа: 09.01.2008.
5. Ильина, З.М. Продовольственная безопасность: теория, методология, практика / З.М. Ильина. - Минск: ГНУ «Ин-т экономики НАН Беларуси», 2007. - 230 с.
6. Ильина, З.М. Угрозы в продовольственной сфере: индикаторы, механизм выявления и пути упреждения / З.М. Ильина // Евразийское экономическое сообщество: проблемы обеспечения продовольственной безопасности: материалы Международной конференции, г. Москва, 19-20 мая 2009 г. - Москва: Пищепромиздат, 2009.- С. 50-57.
7. Концепция национальной продовольственной безопасности Республики Беларусь. - Минск: Институт аграрной экономики НАН Беларуси, 2004. - 96 с.
8. Продовольственная безопасность Республики Беларусь. Мониторинг - 2008. В контексте мировых тенденций / Гусаков В.Г. [и др.]. - Минск: Ин-т системных исследований в АПК НАН Беларуси, 2009. - 84 с.
9. Устиян, И. Мировой продовольственный кризис: серьезный вызов начала XXI века / И. Устиян // Экономист. - 2008. - № 10. - С. 63-79.
ВЛИЯНИЕ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА НА ДИВЕРСИФИКАЦИЮ ЭКОНОМИКИ АГРАРНОГО РЕГИОНА
О.В. Борисова, к.э.н., доц., ведущий науч. сотр. Алтайского фил. Сибирского НИИ экономики сельского хозяйства
Для успешного развития Российской Федерации и ее регионов нужны новые подходы и технологии управления, основанные на достижениях науки и мировом опыте. Социально-экономическое развитие регионов в последние десять лет характеризуется ярко выраженными диспропорциями. Региональные органы государственной власти меняют свои подходы к управлению экономическим развитием регионов, разрабатывая новые модели государственного управления и регулирования, направленные на диверсификацию экономики, следовательно, выбранная тема исследования весьма актуальна.
Целью исследования является разработка и научное обоснование направлений диверсификации
экономики аграрного региона, в связи с чем определены задачи исследования:
- изучить особенности развития сельского хозяйства в Алтайском крае;
- рассмотреть развитие отраслей, деятельность которых зависит от темпов развития сельского хозяйства;
- предложить пути диверсификации экономики аграрного региона.
Главной целью диверсификации экономики является повышение конкурентоспособности России на мировой арене, достичь чего можно за счет развития не сырьевых отраслей экономики. Для этого необходимо, во-первых, изменить институциональную политику государства; во-вторых, изменить