УДК 33 ББК 65
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В РОССИИ В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ САНКЦИЙ
НЕЛЛИ ВИКТОРОВНА ЦХАДАДЗЕ,
доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры «Экономическая теория» Финансового университета при Правительстве Российской Федерации,
E-mail: nelly-vic@mail.ru Рецензент: доктор экономических наук, профессор М.Л. Альпидовская
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Анализируется продовольственная безопасность в современном мире, как сложная многофункциональная проблемя, охватывающая политические, социальные, экономические, демографические, экологические и иные аспекты общественной жизни. Даны научные рекомендации для институционального, экономического и социального обеспечения продовольственной безопасности в России.
Ключевые слова: продовольственная безопасность, агропродовольственная сфера, экспорт продовольствия,импорт продовольствия, продовольственный кризис, качество сельскохозяйственной продукции, экономические санкции.
Annotation. Analysis of food security in the modem world, as a multifunctional complex issues covering political, social, economic, demographic, environmental and other aspects of social life.Given the scientific advice for the institutional, economic and social food security in Russia.
Keywords: food security, agro-food sector, food exports, food imports, food crisis, the quality of agricultural production, economic sanctions
Продовольственная безопасность — важнейшая качественная характеристика социально-экономической системы любой страны и мира в целом, неотъемлемая составная часть национальной и международной безопасности. Продовольственную безопасность можно считать самым важным интегральным критерием развития агропродовольственной сферы (АПС) как сложной многофункциональной структуры.
Обеспечение продовольственной безопасности в современном мире, является сложной многофункциональной проблемой, охватывающей политические, социальные, экономические, демографические, экологические и иные аспекты общественной жизни. Ее решение призвано гарантировать физическую и экономическую доступность продовольствия, а также безопасность продуктов питания для всех слоев населения.
Если ранее проблемы несбалансированного питания были в основном предметом медицины и отдельных разделов социальных наук, то сегодня это предмет серьезного экономического анализа. Потому в понятие продовольственная безопасность входят разнообразные системы, начиная от поддержки малообе-
спеченных семей до государственного регулирования экспорта-импорта продовольствия, развития систем производства, хранения и транспортировки продовольствия и других фундаментальных и прикладных исследований развития АПС. В этой связи обоснованы научные рекомендации для институционального, экономического и социального обеспечения продовольственной безопасности в России с учетом развития межстрановых отношений по экспорту и импорту продовольствия, по разработке и реализации международных инновационных проектов развития сельского хозяйства, перерабатывающей промышленности, производственной и социальной инфраструктуры.
Продовольственную безопасность на современном этапе необходимо рассматривать, не только в условиях интеграции стран, но и в условиях их кризисной дезинтеграции. Связана такая ситуация с целым рядом санкций по отношению к России в связи с украинским кризисом. Введено эмбарго по отношению к ввозу в Россию говядины, свинины, мяса птицы, плодоовощной и молочной продукции, рыбы из государств ЕС, США, Австралии, Норвегии и ряда других. Прези-
дент и Правительство России выступило с ответными санкциями по отношению к ряду стран — импортеров продовольствия. Таким образом, Россия приступила к политике импортозамещения на национальном продовольственном рынке, что несомненно, является позитивным направлением. Будет происходить и диверсификация импорта. Предполагается, при необходимости, увеличить ввоз продукции их Бразилии, Аргентины, а также некоторых стран Азии. Однако основным результатом преодоления кризиса должно стать ускорение развития агропродовольственной сферы России, повышение ее конкурентоспособности, обеспечение продовольственной независимости и безопасности.
Термин «продовольственная безопасность» был введен в международную практику после сильнейшего зернового кризиса 1972-1973 гг. экспертами Международной продовольственной и сельскохозяйственной организации (ФАО) и означает гарантию обеспечения доступа всех жителей и в любое время к продовольствию в количестве, необходимой для активной и здоровой жизни.
В последние два десятилетия начали формироваться институциональные основы международной системы продовольственной безопасности человечества. В 1996 г. главы государств и правительств, представленные в ООН, приняли «Римскую декларацию о всемирной продовольственной безопасности» и «План действий Всемирной встречи на высшем уровне по проблемам продовольствия». В декларации заявлено «...об обязанности любого государства обеспечить право каждого человека на доступ к безопасным для здоровья и полноценным продуктам питания в соответствии с правом на адекватное питание и правом на свободу от голода» [2]. В данном документе впервые дана развернутая трактовка сущности продовольственной безопасности и признаков ее достижения отдельными государствами и регионами мира.
Основными составляющими продовольственной безопасности в соответствии с Римской декларацией являются:
• Физическая доступность достаточной в количественном отношении, безопасной и питательной пищи;
• Экономическая доступность к продовольствию должного объема и качества всех социальных групп населения;
• Автономность и экономическая самостоятельность национальной продовольственной системы (продовольственная независимость);
• Надежность, то есть способность национальной продовольственной системы минимизировать влияние сезонных, погодных и иных колебаний на снабжение продовольствием всех регионов страны;
• Устойчивость, означающая, что национальная продовольственная система развивается в режиме расширенного воспроизводства.
Первые два положения относятся ко всем социальным группам — потребителям продовольствия: они должны иметь физическую и экономическую доступность к продовольствию, достаточного объема, хорошего качества и безопасности потребляемых продуктов питания.
Остальные положения относятся к продовольственной системе, которая должна быть автономной и экономически самостоятельной, надежной и устойчивой. Это относится ко всем стадиям производства — от сырья до готовой продукции, то есть предусматривается цепочка доведения продукции до конечного потребителя, создания запасов и резервов продукции. Кроме того, предусматривается создание нормальных социальных условий развития села, сохранение и повышение почвенного плодородия и нормального водоснабжения сельских территорий.
В России в 2010г. была принята «Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации», в которой дано следующее определение: «Продовольственная безопасность — состояние экономки РФ, при котором обеспечивается продовольственная независимость, гарантируется физическая и экономическая доступность для населения страны пищевых продуктов, соответствующих требованиям технических регламентов, в объеме, не ниже рациональных норм потребления, необходимых для активного, здорового образа жизни». [3].
До принятия «Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации» изучению социальных и экономических аспектов продовольственного снабжения, продовольственной безопасности страны не придавалось большого значения. Поэтому исследование продовольственной безопасности предусматривает интеграцию различных научных направлений с целью обеспечения продовольственной безопасности населения не только количественно, но и качественно, сбалансировано, своевременно, доступно.
Российский вариант трактовки продовольственной безопасности увязывает гарантию качества продукции с техническими регламентами, а необходимый уровень душевого потребления с его рациональными нормами по основным видам продовольствия. Критерии обеспечения продовольственной безопасности и независимости увязываются с показателями удельного веса отечественной продукции в общем объеме товарных ресурсов внутреннего рынка. Реально только по зерну и хлебопродуктам, картофелю Россия достигла достаточного уровня самообеспечения потребностей. Импортная зависимость сильнее всего проявляется на рынке мяса, мясной и молочной продукции, а также овощей и фруктов.
Целевые показатели Доктрины продовольственной безопасности РФ и Государственные программы — 2020 по обеспечению потребления за счет собственного производства не являются исчерпывающими. Уровень суточного потребления продовольствия на одного человека (килокалории) — весьма существенный показатель
питания населения и продовольственной безопасности страны. Значимым индикатором выступает структура питания по соотношению основных видов продовольствия в потреблении групп населения с различным уровнем дохода (децильные группы). Важнейшие характеристики продовольственной безопасности — оценки качества и доступности продуктов питания, степень их дифференциации по регионам страны.
В «Декларации тысячелетия», принятой ООН в 2000г., определена стратегическая цель — к 2017г. сократить вдвое долю населения, страдающего от крайней нищеты и голода.[1]. Однако это задача вряд ли будет выполнена, поскольку кризисное, неустойчивое состояние мировой экономики продолжается без признаков радикального выхода из кризиса даже в развитых странах мира и особенно Европы.
Вероятность обострения продовольственного кризиса, несомненно, возросла в связи с глобальным финансовым кризисом, а экстремальные погодные условия 2010 и 2012 гг. во многих регионах мира еще более осложнили ситуацию на продовольственных рынках.
Политические и социальные потрясения в ряде государств в 2011 — 2016 гг. привели к новому витку продовольственного кризиса: возникновению дефицита продукции во многих странах, росту цен, сбоям в организации международной помощи.
Наиболее вероятными и опасными следует признать риски: природные, погодные и техногенные; экономические и производственные; инновационные. Сильное воздействие на агропромышленный комплекс оказывают макроэкономические риски, в том числе связанные с конъюнктурой мирового рынка, а также политические риски национального и мирового масштаба.
Угрозы для достижения продовольственной безопасности сопряжены с низким уровнем доходов значительной части населения, неразвитостью инфраструктуры, износом основных производственных фондов, дефицитом кадров в сельском хозяйстве, неэффективной системой управления и др.
Одним из основных критериев продовольственной безопасности является уровень самообеспечения продуктами питания вне зависимости от внешних и внутренних угроз. Их объем, качество и ассортимент должны быть достаточными для физического и социального развития личности, обеспечивать здоровье и расширенное воспроизводство населения. Как правило, каждая страна стремится достичь максимально возможного уровня самообеспеченности продовольствием, зачастую даже на основе всемерного развития крайне затратного в данных природно-климатических условиях собственного сельского хозяйства.
Достижение устойчивой продовольственной безопасности предполагает решение следующих задач: динамичное развития сельского хозяйства и сопутствующих ему отраслей; рациональное регулирования экспортно-импортных потоков агропродовольствен-ной продукции, запасов и ресурсов для нужд АПК; обеспечение экономической и физической доступно-
сти продовольствия для всех слоев населения путем развития рыночной инфраструктуры; сбалансированный рост доходов; сближения условий и качества жизни в городах и сельской местности.
При этом, по мнению ряда исследователей, проблема голода и нехватки продовольствия в современном мире связана не столько с недостаточным ростом мирового сельскохозяйственного производства, сколько с расхождением интересов богатых и бедных стран. Одни не имеют стартового капитала для экономического развития, а другие все в большей мере расходуют продовольственные ресурсы на энергетические и иные нужды, проводят политику сокращения посевов для поддержания высокого уровня цен на продукты питания и т.д. Если в целом, мировой аграрный потенциал в настоящее время достаточен для продовольственного обеспечения в расчете на душу населения на уровне 2500 ккал в сутки, то это далеко нельзя сказать об отдельных странах и регионах, прежде всего, беднейших государствах Африки, Юго-Восточной Азии, Латинской Америки. Именно в этой связи при сложившихся темпах и тенденциях экономического развития в обозримой перспективе не просматривается пока еще реальных предпосылок для кардинального повышения уровня общемировой продовольственной безопасности.
Согласно методике Международной продовольственной и сельскохозяйственной организации (ФАО), уровень международной продовольственной безопасности оценивается по следующим показателям: объему переходящих до следующего урожая запасов зерна и величине его производства на душу населения. Первый критерий, как правило, определяется в процентах от годового потребления. Безопасным признается уровень переходящих запасов, равный 60 дням мирового потребления зерна или 17% его годовой потребности. Сокращение запасов ниже этого уровня свидетельствует о неустойчивости мировой продовольственной системы. Как правило, оно сопровождается существенным ростом цен на зерно и другие продукты питания. Второй критерий — уровень и динамика среднедушевого производства зерна — позволяет оценить перспективы развития продовольственной ситуации в мире в целом, а также в отдельных регионах странах.
Характерной тенденцией последних лет стала все более жесткая привязка продовольственных цен к стоимости энергетических ресурсов, что сопровождается непрерывным расширением площадей сельскохозяйственных культур, отводимых для производства биотоплива в ущерб продовольственному обеспечению населения. В результате цены на продукты питания изменяются вслед за нефтяными, а два миллиарда человек беднейшего населения планеты голодают или недоедают, затрачивая на еду 50-60 и более процентов своих доходов.
Только за последние 5 лет число голодающего населения увеличилось в мире почти на 70 млн чел. В этой связи задачу, поставленную Всемирным продовольственным саммитом, — вдвое сократить к 2017 году численность голодающих и недоедающих — ви-
димо, не удастся выполнить в срок.[4]. Кроме того, все это происходит на фоне недостаточного роста или даже снижения инвестиций в мировое сельское хозяйство, хотя именно за счет инвестиционной активности в период «зеленой революции» 80-х годов прошлого века удалось предотвратить реальную угрозу голода для многих миллионов жителей планеты.
В этих условиях, как никогда ранее, возрастает значение выработки и реализации согласованных решений всего мирового сообщества по совместному регулированию продовольственных потоков и запасов, оказанию помощи наиболее нуждающимся странам и поддержанию, на этой основе, глобальной продовольственной безопасности.
Между тем, формирование мировых продовольственных ресурсов в последние годы осуществляется в условиях растущей международной нестабильности, системного кризиса и роста цен глобального аграрного рынка. Это вынуждает правительства многих стран осуществлять дополнительные протекционистские меры для обеспечения продуктами питания своего населения, а международные организации еще более внимательно и ответственно подходить к вопросам создания и управления мировыми резервами продовольствия.
В условиях нестабильности и глобализации особенно актуальной и значимой становится многофункциональная роль сельского хозяйства, его многогранное и всевозрастающее воздействие на весь ход общемирового социально-экономического развития.
Между тем, в мировом аграрном секторе сохраняются значительные резервы и возможности роста продукции без усиления антропогенного давления на окружающую среду. Они связаны: с сокращением необоснованных потерь на всех стадиях производства, переработки, хранения, торговли и потребления продовольствия; внедрением инновационных ресурсосберегающих технологий, включая современные биотехнологии, генную инженерию, методы органического сельского хозяйства; с возрастанием регулирующей и упреждающей роли государственных и международных организаций, направленной на сохранение окружающей среды и производство экологически безопасных продуктов питания.
Все более активное вовлечение России в процессы глобализации и регионализации мировой экономики обострили проблемы обеспечения продовольственной безопасности, вывели их на международный уровень. В частности, если за последние годы средний рост отечественного сельскохозяйственного производства составлял 4%, то увеличение поставок импортной продовольственной продукции — почти 15%. В результате, на закупку продовольствия наша страна ежегодно тратила от 16 до 25 и более млрддолл, а на поддержку собственного аграрного сектора — лишь около 3 млрд долл и то большей частью в виде косвенных субсидий, снижения ставок по кредитам и др. [6]. В результате население страны пока еще далеко не в полной мере
обеспечивается полноценным питанием.
Ключевые тенденции в отечественной экономической жизни последних лет — вступление нашей страны во Всемирную торговую организацию, а также начало реального функционирования таможенного союза Беларуси, Казахстана и России, формирование Единого экономического пространства на постсоветской территории — отразились на развитии агропро-довольственного сектора.
Присоединение Российской Федерации к Всемирной торговой организации (ВТО) многократно актуализирует проблему государственной поддержки аграрной отрасли в целях сохранения и укрепления ее конкурентоспособности, как на внутреннем, так и на глобальном мировом продовольственных рынках. При этом все большее практическое значение приобретают вопросы повышения эффективности такой поддержки, а также обеспечения эквивалентности межотраслевого обмена и ценового паритета на сельскохозяйственную и промышленную продукцию. Вынужденное сокращение Россией квот на продовольственный импорт, расширенная интерпретация правилами ВТО мер государственной поддержки, не вошедших в «зеленую корзину» может привести к дальнейшему повышению зависимости продовольственного обеспечения в РФ от импорта.
В ходе переговоров по вступлению в ВТО, Россия дала согласие на снижение средней ставки импортных пошлин на сельскохозяйственную продукцию с нынешних 23,2 до 10,8 процента.Ставки по продуктам будут составлять, например, 14,9% на молочные продукты против нынешних 19,8%, 10% на зерно против нынешних 15,1%, 7,1% на масло и жиры, против нынешних 9,0%. Заметное снижение импортных пошлин произойдет и на мясную продукцию. Уровень государственной поддержки на 2012-2013 гг. составил 9 млрд долл., при условии последующего сокращения до 4,4 млрд долл к 2018г.[5].
Другая важная защитная мера — продление на неограниченный срок действия нулевой ставки по налогам на прибыль для сельских производителей. По оценке Министерства сельского хозяйств РФ, это позволит им ежегодно получать дополнительные доходы в размере 14-18 млрд руб. [10].
Первостепенное значение в новых условиях придается также своевременному и полному финансовому обеспечению всех мероприятий Государственной программы по развитию сельского хозяйства до 2020 г., других программных и плановых документов, как со стороны федерального Правительства, так и со стороны региональных органов власти.
Однако уже сейчас несомненную тревогу вызывает то обстоятельство, что если, согласно той же Государственной программе по развитию сельского хозяйства, производство продукции к 2020 г. должно составить (в сопоставимых ценах 2010 г.) 670 млрд руб., то объем государственной поддержки отрасли предполагается увеличить только на 44 млрд руб.(без расходов на фун-
даментальную науку, выполнение государственных услуг и социальное развитие села), причем почти половина этих средств будет приходиться на новую программу мелиорации земель. [4]. В результате к моменту завершения действия Государственной программы поддержка отечественных производителей в расчете на рубль валовой продукции может составить лишь 6,5 коп., что является одним из наиболее низких показателей в мире.
Кроме того Министерство экономического развития России планирует на этот же период более высокие темпы роста издержек в аграрном секторе по сравнению с ростом цен реализации сельскохозяйственной продукции. При этом уровень рентабельности к 2020г. может составить с учетом субсидий менее 10%, а без них — лишь 2-3%. [7]. Основной причиной этого, как и раньше, является опережающий рост тарифов и цен на ресурсы для села.
Большое беспокойство вызывает также хроническое недофинансирование мероприятий по устойчивому развитию сельских территорий, основы социального развития села. Начиная с 2009г. оно снизилось в 3 раза по сравнению с предусмотренными ранее размерами. С 2001 по 2015 г. численность сельского населения сократилась на 1,7 млн чел. . Российское село утратило 2,2 тыс. населенных пунктов. Уровень безработицы на селе в 2015г. — 10% против 5,7%. [10]. В этих условиях абсолютно необходимо, как минимум, сохранить в полном объеме те размеры поддержки сельских территорий, которые предусмотрены Государственной программой по развитию сельского хозяйства до2020г.
Стоит напомнить, что в 2013 г. продовольственный импорт России достигал 46 млрд долл., экспорт составил всего 16 млрд долл., отрицательное торговое сальдо 30 млрд долл. [9]. Такие соотношения должны быть существенно изменены в результате эффективного импортозамещения. Это в свою очередь требует проведения большой аналитической и прогнозной работы на период до 2030 года.
Одним из социальных аспектов обеспечения продовольственной безопасности является качество потребляемой продукции.
В 2015 году менее качественными оказались плодоовощные и ягодные консервы отечественного производства и импортная рыбная продукция.
По данным федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека за 2015 год было изъято из оборота почти 12% мяса птицы от проинспектированного объема, 11,2% безалкогольных напитков и минеральной воды, 7% рыбной продукции. [10].
На розничных рынках за аналогичный период было изъято 21,8% некачественного мяса всех видов, 10% сыров, 25,4% молочных консервов, 21% кондитерских изделий. [10].
Поступление некачественного продовольствия на рынок и потребление его населением является угрозой не только обеспечения продовольственной безопасно-
сти, но и всей нации.
Вот почему главным критерием экономической эффективности должно быть социальное благополучие населения страны, включая продовольственную безопасность, а это главная задача государства, а не рынка.
В связи с этим аграрная сфера России должна стать государственным приоритетом в обеспечении продовольственной безопасности. Пока же этого нет. Больше того, резко сокращена бюджетная поддержка сельского хозяйства, что снизило и инвестиции в отрасль, а неконтролируемый рост цен, низкая рентабельность сельскохозяйственного производства резко снизили спрос на технику, что в итоге привело к развалу сельскохозяйственного машиностроения и сферы обслуживания. Все это, в конечном счете, отразилось на снижении удельного веса сельского хозяйств в экономике России.
На современном этапе, в условиях кризисной дезинтеграции необходимо создавать надежный институциональный фундамент правового, экономического и организационного воздействия государства на решение проблем продовольственной независимости России.
Литература
1. Декларация тысячелетия Организации Объединенных Наций. ООН,2000, http://www.un/org/ru/ documents/ded_conv/dedaratюns/summitded.shtml
2. Римская декларация о всемирной продовольственной безопасности. 00н,1996,http:/www.g20civil/ сот/шМоситеШь/205/577/
3. Доктрина Продовольственной безопасности РФ. Минсельхоз, 2010,Ы1р:/т5х.ш/йоситеШ5МоситеШ/ v7_show/14857/19/htm
4. Национальная экономика: обеспечение продовольственной безопасности в условиях интеграции и глобализации: Монография/Подред.акадоктор экономических наукКрылатых,проф.В.З.Мазлоева. -М.:Инфра-М, 2015-240с.
5. Алтухов А.И. Эффективному функционированию АПК — научное обоснование//Экономика сельского хозяйства России, 2013, № 6.
6. Дюмулен М. ВТО и АПК России — вызовы, риски, надежды//АПК: экономика, управление, 2013, № 7.
7. Крылатых Э.Н. Аграрные аспекты присоединения России к ВТО//Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий, 2012, № 5.
8. Цхададзе Н.В.Основные критерии обеспечения продовольственной независимости и безопасности в России // Журнал «Инновации и инвестиции», 2015, № 8.
9. Цхададзе Н.В. Социально-экономические аспекты обеспечения продовольственной безопасности в России // Экономическое развитие России: системные ограничения и глобальные риски / Сборник Международной научно практической конференции (г.Сочи 29-31 января 2015 г.) Под ред. Шевченко И.В.- 2015.-С.351-355.
10. www.gks.ru
11. www.fedstat.ru
12. www.msx.ru