Научная статья на тему 'Обеспечение продовольственной безопасности в России в условиях экономических санкций'

Обеспечение продовольственной безопасности в России в условиях экономических санкций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1123
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ СФЕРА / ЭКСПОРТ ПРОДОВОЛЬСТВИЯ / ИМПОРТ ПРОДОВОЛЬСТВИЯ / ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЙ КРИЗИС / КАЧЕСТВО СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ САНКЦИИ / FOOD SECURITY / AGRO-FOOD SECTOR / FOOD EXPORTS / FOOD IMPORTS / FOOD CRISIS / THE QUALITY OF AGRICULTURAL PRODUCTION / ECONOMIC SANCTIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Цхададзе Нелли Викторовна

Анализируется продовольственная безопасность в современном мире, как сложная многофункциональная проблема, охватывающая политические, социальные, экономические, демографические, экологические и иные аспекты общественной жизни. Даны научные рекомендации для институционального, экономического и социального обеспечения продовольственной безопасности в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The ensuring the food security in Russia in the economic sanctions

Analysis of food security in the modern world, as a multifunctional complex issues covering political, social, economic, demographic, environmental and other aspects of social life. Given the scientific advice for the institutional, economic and social food security in Russia.

Текст научной работы на тему «Обеспечение продовольственной безопасности в России в условиях экономических санкций»

УДК 33 ББК 65

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В РОССИИ В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ САНКЦИЙ

НЕЛЛИ ВИКТОРОВНА ЦХАДАДЗЕ,

доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры «Экономическая теория» Финансового университета при Правительстве Российской Федерации,

E-mail: nelly-vic@mail.ru Рецензент: доктор экономических наук, профессор М.Л. Альпидовская

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Анализируется продовольственная безопасность в современном мире, как сложная многофункциональная проблемя, охватывающая политические, социальные, экономические, демографические, экологические и иные аспекты общественной жизни. Даны научные рекомендации для институционального, экономического и социального обеспечения продовольственной безопасности в России.

Ключевые слова: продовольственная безопасность, агропродовольственная сфера, экспорт продовольствия,импорт продовольствия, продовольственный кризис, качество сельскохозяйственной продукции, экономические санкции.

Annotation. Analysis of food security in the modem world, as a multifunctional complex issues covering political, social, economic, demographic, environmental and other aspects of social life.Given the scientific advice for the institutional, economic and social food security in Russia.

Keywords: food security, agro-food sector, food exports, food imports, food crisis, the quality of agricultural production, economic sanctions

Продовольственная безопасность — важнейшая качественная характеристика социально-экономической системы любой страны и мира в целом, неотъемлемая составная часть национальной и международной безопасности. Продовольственную безопасность можно считать самым важным интегральным критерием развития агропродовольственной сферы (АПС) как сложной многофункциональной структуры.

Обеспечение продовольственной безопасности в современном мире, является сложной многофункциональной проблемой, охватывающей политические, социальные, экономические, демографические, экологические и иные аспекты общественной жизни. Ее решение призвано гарантировать физическую и экономическую доступность продовольствия, а также безопасность продуктов питания для всех слоев населения.

Если ранее проблемы несбалансированного питания были в основном предметом медицины и отдельных разделов социальных наук, то сегодня это предмет серьезного экономического анализа. Потому в понятие продовольственная безопасность входят разнообразные системы, начиная от поддержки малообе-

спеченных семей до государственного регулирования экспорта-импорта продовольствия, развития систем производства, хранения и транспортировки продовольствия и других фундаментальных и прикладных исследований развития АПС. В этой связи обоснованы научные рекомендации для институционального, экономического и социального обеспечения продовольственной безопасности в России с учетом развития межстрановых отношений по экспорту и импорту продовольствия, по разработке и реализации международных инновационных проектов развития сельского хозяйства, перерабатывающей промышленности, производственной и социальной инфраструктуры.

Продовольственную безопасность на современном этапе необходимо рассматривать, не только в условиях интеграции стран, но и в условиях их кризисной дезинтеграции. Связана такая ситуация с целым рядом санкций по отношению к России в связи с украинским кризисом. Введено эмбарго по отношению к ввозу в Россию говядины, свинины, мяса птицы, плодоовощной и молочной продукции, рыбы из государств ЕС, США, Австралии, Норвегии и ряда других. Прези-

дент и Правительство России выступило с ответными санкциями по отношению к ряду стран — импортеров продовольствия. Таким образом, Россия приступила к политике импортозамещения на национальном продовольственном рынке, что несомненно, является позитивным направлением. Будет происходить и диверсификация импорта. Предполагается, при необходимости, увеличить ввоз продукции их Бразилии, Аргентины, а также некоторых стран Азии. Однако основным результатом преодоления кризиса должно стать ускорение развития агропродовольственной сферы России, повышение ее конкурентоспособности, обеспечение продовольственной независимости и безопасности.

Термин «продовольственная безопасность» был введен в международную практику после сильнейшего зернового кризиса 1972-1973 гг. экспертами Международной продовольственной и сельскохозяйственной организации (ФАО) и означает гарантию обеспечения доступа всех жителей и в любое время к продовольствию в количестве, необходимой для активной и здоровой жизни.

В последние два десятилетия начали формироваться институциональные основы международной системы продовольственной безопасности человечества. В 1996 г. главы государств и правительств, представленные в ООН, приняли «Римскую декларацию о всемирной продовольственной безопасности» и «План действий Всемирной встречи на высшем уровне по проблемам продовольствия». В декларации заявлено «...об обязанности любого государства обеспечить право каждого человека на доступ к безопасным для здоровья и полноценным продуктам питания в соответствии с правом на адекватное питание и правом на свободу от голода» [2]. В данном документе впервые дана развернутая трактовка сущности продовольственной безопасности и признаков ее достижения отдельными государствами и регионами мира.

Основными составляющими продовольственной безопасности в соответствии с Римской декларацией являются:

• Физическая доступность достаточной в количественном отношении, безопасной и питательной пищи;

• Экономическая доступность к продовольствию должного объема и качества всех социальных групп населения;

• Автономность и экономическая самостоятельность национальной продовольственной системы (продовольственная независимость);

• Надежность, то есть способность национальной продовольственной системы минимизировать влияние сезонных, погодных и иных колебаний на снабжение продовольствием всех регионов страны;

• Устойчивость, означающая, что национальная продовольственная система развивается в режиме расширенного воспроизводства.

Первые два положения относятся ко всем социальным группам — потребителям продовольствия: они должны иметь физическую и экономическую доступность к продовольствию, достаточного объема, хорошего качества и безопасности потребляемых продуктов питания.

Остальные положения относятся к продовольственной системе, которая должна быть автономной и экономически самостоятельной, надежной и устойчивой. Это относится ко всем стадиям производства — от сырья до готовой продукции, то есть предусматривается цепочка доведения продукции до конечного потребителя, создания запасов и резервов продукции. Кроме того, предусматривается создание нормальных социальных условий развития села, сохранение и повышение почвенного плодородия и нормального водоснабжения сельских территорий.

В России в 2010г. была принята «Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации», в которой дано следующее определение: «Продовольственная безопасность — состояние экономки РФ, при котором обеспечивается продовольственная независимость, гарантируется физическая и экономическая доступность для населения страны пищевых продуктов, соответствующих требованиям технических регламентов, в объеме, не ниже рациональных норм потребления, необходимых для активного, здорового образа жизни». [3].

До принятия «Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации» изучению социальных и экономических аспектов продовольственного снабжения, продовольственной безопасности страны не придавалось большого значения. Поэтому исследование продовольственной безопасности предусматривает интеграцию различных научных направлений с целью обеспечения продовольственной безопасности населения не только количественно, но и качественно, сбалансировано, своевременно, доступно.

Российский вариант трактовки продовольственной безопасности увязывает гарантию качества продукции с техническими регламентами, а необходимый уровень душевого потребления с его рациональными нормами по основным видам продовольствия. Критерии обеспечения продовольственной безопасности и независимости увязываются с показателями удельного веса отечественной продукции в общем объеме товарных ресурсов внутреннего рынка. Реально только по зерну и хлебопродуктам, картофелю Россия достигла достаточного уровня самообеспечения потребностей. Импортная зависимость сильнее всего проявляется на рынке мяса, мясной и молочной продукции, а также овощей и фруктов.

Целевые показатели Доктрины продовольственной безопасности РФ и Государственные программы — 2020 по обеспечению потребления за счет собственного производства не являются исчерпывающими. Уровень суточного потребления продовольствия на одного человека (килокалории) — весьма существенный показатель

питания населения и продовольственной безопасности страны. Значимым индикатором выступает структура питания по соотношению основных видов продовольствия в потреблении групп населения с различным уровнем дохода (децильные группы). Важнейшие характеристики продовольственной безопасности — оценки качества и доступности продуктов питания, степень их дифференциации по регионам страны.

В «Декларации тысячелетия», принятой ООН в 2000г., определена стратегическая цель — к 2017г. сократить вдвое долю населения, страдающего от крайней нищеты и голода.[1]. Однако это задача вряд ли будет выполнена, поскольку кризисное, неустойчивое состояние мировой экономики продолжается без признаков радикального выхода из кризиса даже в развитых странах мира и особенно Европы.

Вероятность обострения продовольственного кризиса, несомненно, возросла в связи с глобальным финансовым кризисом, а экстремальные погодные условия 2010 и 2012 гг. во многих регионах мира еще более осложнили ситуацию на продовольственных рынках.

Политические и социальные потрясения в ряде государств в 2011 — 2016 гг. привели к новому витку продовольственного кризиса: возникновению дефицита продукции во многих странах, росту цен, сбоям в организации международной помощи.

Наиболее вероятными и опасными следует признать риски: природные, погодные и техногенные; экономические и производственные; инновационные. Сильное воздействие на агропромышленный комплекс оказывают макроэкономические риски, в том числе связанные с конъюнктурой мирового рынка, а также политические риски национального и мирового масштаба.

Угрозы для достижения продовольственной безопасности сопряжены с низким уровнем доходов значительной части населения, неразвитостью инфраструктуры, износом основных производственных фондов, дефицитом кадров в сельском хозяйстве, неэффективной системой управления и др.

Одним из основных критериев продовольственной безопасности является уровень самообеспечения продуктами питания вне зависимости от внешних и внутренних угроз. Их объем, качество и ассортимент должны быть достаточными для физического и социального развития личности, обеспечивать здоровье и расширенное воспроизводство населения. Как правило, каждая страна стремится достичь максимально возможного уровня самообеспеченности продовольствием, зачастую даже на основе всемерного развития крайне затратного в данных природно-климатических условиях собственного сельского хозяйства.

Достижение устойчивой продовольственной безопасности предполагает решение следующих задач: динамичное развития сельского хозяйства и сопутствующих ему отраслей; рациональное регулирования экспортно-импортных потоков агропродовольствен-ной продукции, запасов и ресурсов для нужд АПК; обеспечение экономической и физической доступно-

сти продовольствия для всех слоев населения путем развития рыночной инфраструктуры; сбалансированный рост доходов; сближения условий и качества жизни в городах и сельской местности.

При этом, по мнению ряда исследователей, проблема голода и нехватки продовольствия в современном мире связана не столько с недостаточным ростом мирового сельскохозяйственного производства, сколько с расхождением интересов богатых и бедных стран. Одни не имеют стартового капитала для экономического развития, а другие все в большей мере расходуют продовольственные ресурсы на энергетические и иные нужды, проводят политику сокращения посевов для поддержания высокого уровня цен на продукты питания и т.д. Если в целом, мировой аграрный потенциал в настоящее время достаточен для продовольственного обеспечения в расчете на душу населения на уровне 2500 ккал в сутки, то это далеко нельзя сказать об отдельных странах и регионах, прежде всего, беднейших государствах Африки, Юго-Восточной Азии, Латинской Америки. Именно в этой связи при сложившихся темпах и тенденциях экономического развития в обозримой перспективе не просматривается пока еще реальных предпосылок для кардинального повышения уровня общемировой продовольственной безопасности.

Согласно методике Международной продовольственной и сельскохозяйственной организации (ФАО), уровень международной продовольственной безопасности оценивается по следующим показателям: объему переходящих до следующего урожая запасов зерна и величине его производства на душу населения. Первый критерий, как правило, определяется в процентах от годового потребления. Безопасным признается уровень переходящих запасов, равный 60 дням мирового потребления зерна или 17% его годовой потребности. Сокращение запасов ниже этого уровня свидетельствует о неустойчивости мировой продовольственной системы. Как правило, оно сопровождается существенным ростом цен на зерно и другие продукты питания. Второй критерий — уровень и динамика среднедушевого производства зерна — позволяет оценить перспективы развития продовольственной ситуации в мире в целом, а также в отдельных регионах странах.

Характерной тенденцией последних лет стала все более жесткая привязка продовольственных цен к стоимости энергетических ресурсов, что сопровождается непрерывным расширением площадей сельскохозяйственных культур, отводимых для производства биотоплива в ущерб продовольственному обеспечению населения. В результате цены на продукты питания изменяются вслед за нефтяными, а два миллиарда человек беднейшего населения планеты голодают или недоедают, затрачивая на еду 50-60 и более процентов своих доходов.

Только за последние 5 лет число голодающего населения увеличилось в мире почти на 70 млн чел. В этой связи задачу, поставленную Всемирным продовольственным саммитом, — вдвое сократить к 2017 году численность голодающих и недоедающих — ви-

димо, не удастся выполнить в срок.[4]. Кроме того, все это происходит на фоне недостаточного роста или даже снижения инвестиций в мировое сельское хозяйство, хотя именно за счет инвестиционной активности в период «зеленой революции» 80-х годов прошлого века удалось предотвратить реальную угрозу голода для многих миллионов жителей планеты.

В этих условиях, как никогда ранее, возрастает значение выработки и реализации согласованных решений всего мирового сообщества по совместному регулированию продовольственных потоков и запасов, оказанию помощи наиболее нуждающимся странам и поддержанию, на этой основе, глобальной продовольственной безопасности.

Между тем, формирование мировых продовольственных ресурсов в последние годы осуществляется в условиях растущей международной нестабильности, системного кризиса и роста цен глобального аграрного рынка. Это вынуждает правительства многих стран осуществлять дополнительные протекционистские меры для обеспечения продуктами питания своего населения, а международные организации еще более внимательно и ответственно подходить к вопросам создания и управления мировыми резервами продовольствия.

В условиях нестабильности и глобализации особенно актуальной и значимой становится многофункциональная роль сельского хозяйства, его многогранное и всевозрастающее воздействие на весь ход общемирового социально-экономического развития.

Между тем, в мировом аграрном секторе сохраняются значительные резервы и возможности роста продукции без усиления антропогенного давления на окружающую среду. Они связаны: с сокращением необоснованных потерь на всех стадиях производства, переработки, хранения, торговли и потребления продовольствия; внедрением инновационных ресурсосберегающих технологий, включая современные биотехнологии, генную инженерию, методы органического сельского хозяйства; с возрастанием регулирующей и упреждающей роли государственных и международных организаций, направленной на сохранение окружающей среды и производство экологически безопасных продуктов питания.

Все более активное вовлечение России в процессы глобализации и регионализации мировой экономики обострили проблемы обеспечения продовольственной безопасности, вывели их на международный уровень. В частности, если за последние годы средний рост отечественного сельскохозяйственного производства составлял 4%, то увеличение поставок импортной продовольственной продукции — почти 15%. В результате, на закупку продовольствия наша страна ежегодно тратила от 16 до 25 и более млрддолл, а на поддержку собственного аграрного сектора — лишь около 3 млрд долл и то большей частью в виде косвенных субсидий, снижения ставок по кредитам и др. [6]. В результате население страны пока еще далеко не в полной мере

обеспечивается полноценным питанием.

Ключевые тенденции в отечественной экономической жизни последних лет — вступление нашей страны во Всемирную торговую организацию, а также начало реального функционирования таможенного союза Беларуси, Казахстана и России, формирование Единого экономического пространства на постсоветской территории — отразились на развитии агропро-довольственного сектора.

Присоединение Российской Федерации к Всемирной торговой организации (ВТО) многократно актуализирует проблему государственной поддержки аграрной отрасли в целях сохранения и укрепления ее конкурентоспособности, как на внутреннем, так и на глобальном мировом продовольственных рынках. При этом все большее практическое значение приобретают вопросы повышения эффективности такой поддержки, а также обеспечения эквивалентности межотраслевого обмена и ценового паритета на сельскохозяйственную и промышленную продукцию. Вынужденное сокращение Россией квот на продовольственный импорт, расширенная интерпретация правилами ВТО мер государственной поддержки, не вошедших в «зеленую корзину» может привести к дальнейшему повышению зависимости продовольственного обеспечения в РФ от импорта.

В ходе переговоров по вступлению в ВТО, Россия дала согласие на снижение средней ставки импортных пошлин на сельскохозяйственную продукцию с нынешних 23,2 до 10,8 процента.Ставки по продуктам будут составлять, например, 14,9% на молочные продукты против нынешних 19,8%, 10% на зерно против нынешних 15,1%, 7,1% на масло и жиры, против нынешних 9,0%. Заметное снижение импортных пошлин произойдет и на мясную продукцию. Уровень государственной поддержки на 2012-2013 гг. составил 9 млрд долл., при условии последующего сокращения до 4,4 млрд долл к 2018г.[5].

Другая важная защитная мера — продление на неограниченный срок действия нулевой ставки по налогам на прибыль для сельских производителей. По оценке Министерства сельского хозяйств РФ, это позволит им ежегодно получать дополнительные доходы в размере 14-18 млрд руб. [10].

Первостепенное значение в новых условиях придается также своевременному и полному финансовому обеспечению всех мероприятий Государственной программы по развитию сельского хозяйства до 2020 г., других программных и плановых документов, как со стороны федерального Правительства, так и со стороны региональных органов власти.

Однако уже сейчас несомненную тревогу вызывает то обстоятельство, что если, согласно той же Государственной программе по развитию сельского хозяйства, производство продукции к 2020 г. должно составить (в сопоставимых ценах 2010 г.) 670 млрд руб., то объем государственной поддержки отрасли предполагается увеличить только на 44 млрд руб.(без расходов на фун-

даментальную науку, выполнение государственных услуг и социальное развитие села), причем почти половина этих средств будет приходиться на новую программу мелиорации земель. [4]. В результате к моменту завершения действия Государственной программы поддержка отечественных производителей в расчете на рубль валовой продукции может составить лишь 6,5 коп., что является одним из наиболее низких показателей в мире.

Кроме того Министерство экономического развития России планирует на этот же период более высокие темпы роста издержек в аграрном секторе по сравнению с ростом цен реализации сельскохозяйственной продукции. При этом уровень рентабельности к 2020г. может составить с учетом субсидий менее 10%, а без них — лишь 2-3%. [7]. Основной причиной этого, как и раньше, является опережающий рост тарифов и цен на ресурсы для села.

Большое беспокойство вызывает также хроническое недофинансирование мероприятий по устойчивому развитию сельских территорий, основы социального развития села. Начиная с 2009г. оно снизилось в 3 раза по сравнению с предусмотренными ранее размерами. С 2001 по 2015 г. численность сельского населения сократилась на 1,7 млн чел. . Российское село утратило 2,2 тыс. населенных пунктов. Уровень безработицы на селе в 2015г. — 10% против 5,7%. [10]. В этих условиях абсолютно необходимо, как минимум, сохранить в полном объеме те размеры поддержки сельских территорий, которые предусмотрены Государственной программой по развитию сельского хозяйства до2020г.

Стоит напомнить, что в 2013 г. продовольственный импорт России достигал 46 млрд долл., экспорт составил всего 16 млрд долл., отрицательное торговое сальдо 30 млрд долл. [9]. Такие соотношения должны быть существенно изменены в результате эффективного импортозамещения. Это в свою очередь требует проведения большой аналитической и прогнозной работы на период до 2030 года.

Одним из социальных аспектов обеспечения продовольственной безопасности является качество потребляемой продукции.

В 2015 году менее качественными оказались плодоовощные и ягодные консервы отечественного производства и импортная рыбная продукция.

По данным федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека за 2015 год было изъято из оборота почти 12% мяса птицы от проинспектированного объема, 11,2% безалкогольных напитков и минеральной воды, 7% рыбной продукции. [10].

На розничных рынках за аналогичный период было изъято 21,8% некачественного мяса всех видов, 10% сыров, 25,4% молочных консервов, 21% кондитерских изделий. [10].

Поступление некачественного продовольствия на рынок и потребление его населением является угрозой не только обеспечения продовольственной безопасно-

сти, но и всей нации.

Вот почему главным критерием экономической эффективности должно быть социальное благополучие населения страны, включая продовольственную безопасность, а это главная задача государства, а не рынка.

В связи с этим аграрная сфера России должна стать государственным приоритетом в обеспечении продовольственной безопасности. Пока же этого нет. Больше того, резко сокращена бюджетная поддержка сельского хозяйства, что снизило и инвестиции в отрасль, а неконтролируемый рост цен, низкая рентабельность сельскохозяйственного производства резко снизили спрос на технику, что в итоге привело к развалу сельскохозяйственного машиностроения и сферы обслуживания. Все это, в конечном счете, отразилось на снижении удельного веса сельского хозяйств в экономике России.

На современном этапе, в условиях кризисной дезинтеграции необходимо создавать надежный институциональный фундамент правового, экономического и организационного воздействия государства на решение проблем продовольственной независимости России.

Литература

1. Декларация тысячелетия Организации Объединенных Наций. ООН,2000, http://www.un/org/ru/ documents/ded_conv/dedaratюns/summitded.shtml

2. Римская декларация о всемирной продовольственной безопасности. 00н,1996,http:/www.g20civil/ сот/шМоситеШь/205/577/

3. Доктрина Продовольственной безопасности РФ. Минсельхоз, 2010,Ы1р:/т5х.ш/йоситеШ5МоситеШ/ v7_show/14857/19/htm

4. Национальная экономика: обеспечение продовольственной безопасности в условиях интеграции и глобализации: Монография/Подред.акадоктор экономических наукКрылатых,проф.В.З.Мазлоева. -М.:Инфра-М, 2015-240с.

5. Алтухов А.И. Эффективному функционированию АПК — научное обоснование//Экономика сельского хозяйства России, 2013, № 6.

6. Дюмулен М. ВТО и АПК России — вызовы, риски, надежды//АПК: экономика, управление, 2013, № 7.

7. Крылатых Э.Н. Аграрные аспекты присоединения России к ВТО//Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий, 2012, № 5.

8. Цхададзе Н.В.Основные критерии обеспечения продовольственной независимости и безопасности в России // Журнал «Инновации и инвестиции», 2015, № 8.

9. Цхададзе Н.В. Социально-экономические аспекты обеспечения продовольственной безопасности в России // Экономическое развитие России: системные ограничения и глобальные риски / Сборник Международной научно практической конференции (г.Сочи 29-31 января 2015 г.) Под ред. Шевченко И.В.- 2015.-С.351-355.

10. www.gks.ru

11. www.fedstat.ru

12. www.msx.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.