Научная статья на тему 'Обеспечение продовольственной безопасности России в условиях ее членства в вто'

Обеспечение продовольственной безопасности России в условиях ее членства в вто Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
426
299
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
продовольственная безопасность / доступность продовольствия / Всемирная торговая организация / food safety / food access / World Trade Organization

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Манцев Владимир Валерьевич

В статье дается трактовка определения продовольственной безопасности и анализируются возможные последствия вступления России в ВТО. В работе также дается оценка продовольственного потенциала страны и перспектив развития агро-промышленного комплекса. Кроме того, отмечается необходимость совершенствования инфраструктуры на селе, без чего невозможно привлечение и удержание квалифицированных кадров. Обеспечение продовольственной безопасности – сложнейшая комплексная экономическая проблема, решение которой невозможно только с позиции инновационной модели развития всей экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENSURING FOOD SECURITY OF RUSSIA IN THE CONDITIONS OF ITS MEMBERSHIP IN THE WTO

The article is devoted to determination of food safety and to possible consequences of Russia`s membership in WTO. The article represents the interpretation of the definition of food security and examines the possible consequences of Russia's WTO accession. The paper also assesses the food potential of the country and the prospects for development of agroindustrial complex. Moreover, there is the need to improve rural infrastructure, without which it is impossible to attract and retain qualified personnel. Food security is a difficult and complex economic problem whose solution is impossible only from a position of innovative models of development of the entire economy.

Текст научной работы на тему «Обеспечение продовольственной безопасности России в условиях ее членства в вто»

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ В УСЛОВИЯХ ЕЕ ЧЛЕНСТВА В ВТО

В.В. Манцев

Российский университет дружбы народов Кафедра государственного и муниципального управления ул. Миклухо-Маклая, 10-2, Москва, Россия, 117198

В статье дается трактовка определения продовольственной безопасности и анализируются возможные последствия вступления России в ВТО. В работе также дается оценка продовольственного потенциала страны и перспектив развития агро-промыш-ленного комплекса. Кроме того, отмечается необходимость совершенствования инфраструктуры на селе, без чего невозможно привлечение и удержание квалифицированных кадров. Обеспечение продовольственной безопасности - сложнейшая комплексная экономическая проблема, решение которой невозможно только с позиции инновационной модели развития всей экономики.

Ключевые слова: продовольственная безопасность, доступность продовольствия, Всемирная торговая организация.

Прежде всего необходимо подчеркнуть то обстоятельство, что продовольственная безопасность является важнейшей составляющей экономической безопасности каждой страны, в том числе и России. Современный финансовый экономический кризис на рубеже ХХ-ХХ1 вв. еще более обострил и акцентировал проблему достижения странами собственной продовольственной безопасности. ООН и ее продовольственная и сельскохозяйственная организация (ФАО) неоднократно декларировали свою решимость и обязательство по достижению продовольственной безопасности для всех, по искоренению голода во всех странах и сокращению в два раза числа недоедающих к 2015 г. по сравнению с нынешним уровнем. В Римской Декларации 1996 г. по проблемам продовольствия признавалось недопустимым положение в мире, когда более 800 млн человек, в первую очередь в развивающихся странах, голодают и не получают достаточного питания. На Всемирном саммите по продовольственной безопасности, проходившем в 2009 г. в Риме, Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун назвал современный продовольственный кризис тревожным сигналом для будущего.

Далее следует остановиться на существующих трактовках самого понятия продовольственной безопасности, которая связана с различными аспектами экономических, социальных, демографических, экологических факторов. Под продовольственной безопасностью следует понимать такое состоя-

ние экономики страны, которое позволяет гарантировать физическую и экономическую доступность основных видов продовольствия для всех ее жителей в количестве и качестве, необходимом для их активной жизни и расширенного воспроизводства населения. При этом собственное производство важнейших продуктов питания должно составлять не менее 70% годовой потребности населения. Продовольственная безопасность это и элемент национальной безопасности страны, фактор ее государственности и суверенитета. В данной трактовке продовольственной безопасности упор делается на определенном уровне самообеспечения страны продовольствием.

В другой трактовке продовольственной безопасности самообеспечение страны продовольствием не рассматривается в качестве обязательного условия. В этой трактовке основной акцент делается на ответственности государства за обеспечение своих граждан продовольствием на уровне научно обоснованных норм питания. При этом решение этой проблемы за счет внутреннего производства или импорта продовольствия из-за рубежа не играет существенной роли, что якобы следует в силу железного закона международного разделения труда.

30 января 2010 г. в России была принята Доктрина продовольственной безопасности страны, где были сформулированы основные цели и задачи по ее обеспечению. Главной целью Доктрины является гарантированное обеспечение населения безопасной продовольственной продукцией, необходимой для активного и здорового образа жизни. Залогом ее достижения является стабильность внутреннего производства и наличие необходимых продовольственных резервов и запасов.

Основными задачами обеспечения продовольственной безопасности страны признаны:

- своевременное прогнозирование внешних и внутренних угроз ей и минимизация их возможных последствий;

- устойчивое развитие отечественного производства продовольствия и сельскохозяйственного сырья;

- достижение и поддержание экономической и физической доступности продуктов питания для каждого гражданина страны;

- развитие и укрепление сотрудничества с другими странами по вопросам продовольственной безопасности.

При этом в Доктрине уточняются понятия физической и экономической доступности продовольствия для граждан России.

Физическая доступность продовольствия - это уровень товаропроводящей сети, при котором возможно приобретение продовольствия во всех населенных пунктах страны в объемах и ассортименте не меньше рациональных норм питания.

Экономическая доступность продовольствия - это возможность приобретения продовольствия по ценам, соответствующим уровню доходов основной массы населения.

Экономическая доступность продовольствия особенно важна в свете всеобщего удорожания продуктов питания в мире, которое, по оценке банка Credit Suisse, продлится, как минимум, еще 5 лет. ФАО (продовольственное подразделение ООН) предсказывает, что к 2016 г. пшеница на мировом рынке подорожает на 21%, больше чем в среднем за последние 6 лет, рис -на 37%, сливочное масло - на 43%, сыр - на 33%. А с ростом мировых цен на продукты питания растут и внутренние цены на продовольствие, импорт которого в России неуклонно увеличивается.

В этом плане в Доктрине продовольственной безопасности страны ставятся задачи усиления государственного регулирования для преодоления низкого уровня платежеспособного спроса населения на продукты питания, а также исправления ценовых диспропорций на рынке сельскохозяйственной продукции, с одной стороны, и материально технических ресурсов - с другой.

Продовольственная безопасность России в конечном счете складывается из безопасности граждан. Поэтому в Доктрине ставится задача обеспечения потребления каждого гражданина в объемах и ассортименте, соответствующих установленным рациональным нормам потребления различных пищевых продуктов. В табл. 1 приводятся данные о потреблении продуктов питания в РФ на душу населения в килограммах.

Таблица 1

Потребление продуктов питания в РФ (на душу населения, кг)

№ п/п Продукты Норма потребления Годы 2010 г. в % к норме потребления

1990 1995 2000 2005 2010

1. Мясо и мясопродукты (в пересчете на мясо) 81 75 54 45 54 63 77,8

2. Мясо и мясопродукты (в пересчете на мясо без субпродуктов 2-й категории) 81 75 48 41 51 59 72,8

3. Молоко и мо-локопродукты (в пересчете на молоко) 392 386 265 216 236 243 62

4. Яйца (шт.) 292 297 236 229 248 242 82,9

5. Рыба и рыбопродукты 25 20 10,2 10,4 11,7 12,3 49,2

6. Сахар 41 47 36 35 37 38 92,7

Окончание табл. 1

№ п/п Продукты Норма потребления Годы 2010 г. в % к норме потребления

1990 1995 2000 2005 2010

7. Масло растительное 14,4 - 8,3 10 11,4 12,6 87,5

8. Картофель 118 106 127 118 127 124 105,1

9. Овощи и продовольственные бахчевые культуры 139 189 81 86 95 99 71,2

10. Фрукты и ягоды 98 35 34 34 43 46 46,9

11. Хлебные продукты (хлеб и макаронные изделия в пересчете на муку, мука, крупа, бобовые) 110 119 118 118 121 120 109,1

Источник : [6. С. 267-268]

Эти данные показывают, что фактическое потребление продуктов питания в 2010 г. значительно отставало от научных норм потребления. По мясу этот показатель составлял лишь 77,8% от нормы, по молоку - 62%, по яйцам -82,9%, по рыбе - 49,2%. Лишь потребление хлебопродуктов и картофеля превосходит нормы: 109%-105% соответственно. Далеко от норм потребления находится фактическое потребление овощей - 71,2%, фруктов и ягод - 46,9%.

Недостающие продукты питания Россия вынуждена импортировать из-за границы. Причем импорт продовольствия постоянно растет. Так, например, если в 2000 г. сумма всего импорта продовольствия составляла 7,4 млрд долл., то в 2009 г. она составила уже 30 млрд долл., то есть выросла в 4 раза. В настоящее время импорт продовольствия достигает 42 млрд долл., что почти вдвое превышает пороговый уровень продовольственной безопасности. Такое положение дел представляется по меньше мере странным, учитывая наш огромный потенциал и резервы производства продовольствия. Ведь многие ключевые продукты питания Россия может производить сама. Так, например, в 2008 г. Россия заняла 2-е место в мире по производству сахарной свеклы, 3-е - по производству картофеля, 4-е - по зерновым культурам, 8-е -по производству рыбы.

Таким образом, имея один из самых крупных аграрных потенциалов в мире, Россия могла бы полностью обеспечить себя продуктами питания в условиях глобального продовольственного кризиса и роста количества голодающих в мире. Она может занять достойное место в международном разделении труда в сфере сельскохозяйственного производства.

Для достижения продовольственной безопасности стране предстоит решить ряд важных проблем:

- преодоление продолжающегося научно-технического отставания сельского хозяйства России от экономически развитых стран;

- обеспечение расширения доступа непосредственных сельхозпроизводителей к рынку в условиях монополизации торговых сетей и слабого развития кооперации в сфере производства и реализации сельскохозяйственной продукции;

- осуществление технико-технологической модернизации сельского хозяйства и пищевой промышленности;

- создание современной инфраструктуры села;

- восстановление производства на заброшенных угодьях;

- более эффективное использование имеющихся ресурсов: земельных, трудовых, технических и финансовых средств;

- преодоление низкой доходности сельскохозяйственного производства и обеспечение его финансовой устойчивости.

В современных условиях Россия все более ощущает последствия ее интеграции в мировое экономическое пространство. Это сейчас ярко проявляется в связи со вступлением России во Всемирную торговую организацию (ВТО). 23 августа 2012 г. Россия после длительных переговоров, длившихся в течение пяти лет, стала полноправным членом этой международной организации. Как известно, ВТО была создана в 1995 г. и явилась преемницей Генерального соглашения о тарифах и торговле. Членство в ВТО призвано облегчить доступ национальных товаров на мировые рынки, создать стабильную правовую основу и механизмы для разрешения торговых конфликтов между странами. ВТО официально декларирует своей целью приложение максимальных усилий для достижения различными странами продовольственной безопасности путем организации честной и ориентированной на рынок торговой системы. ВТО обязуется также информировать своих членов о возможных стихийных и антропогенных бедствиях. В настоящее время полноправными членами ВТО являются уже более 150 стран мира. Вступление России в ВТО стало уже совершившимся фактом. Однако и сейчас между учеными-экономистами и специалистами-аграриями не прекращается острая дискуссия о возможных последствиях этого шага для России и ее продовольственной безопасности. Неоднозначность этой проблемы можно видеть по накалу ее обсуждения в научных и политических кругах, а также в связи с тем, что документ о вступлении России в ВТО основательно засекречен и даже не переведен на русский язык. Таким образом, возможность ознакомления с соглашением России о вступлении в ВТО широкой общественности сильно ограничены, что порождает различные, а иногда и прямопро-тивоположные мнения на этот счет. Какие же аргументы приводятся «en pro» и «contra» в этом вопросе?

Сторонники вступления России в ВТО подчеркивают следующие, якобы сугубо положительные выгоды для страны:

- Официальные представители нашего истеблишмента и ряд экспертов Всемирного банка подсчитали, что выгода вступления России в ВТО в среднесрочной перспективе составит 3,3% от ВВП страны, а это ни много ни мало 49 млрд долл. США. В более же отдаленной перспективе плюсы составят уже 11% от ВВП и 162 млрд долл. Приведенные цифры выглядят весьма внушительными:

- Россия официально получает статус страны с рыночной экономикой, что автоматически гарантирует ей режим наибольшего благоприятствования в международной торговле.

- Вступление в ВТО облегчает доступ на мировые рынки товаров и услуг.

- Оно создает более мощные стимулы для отечественных производителей в условиях более жесткой международной конкуренции.

- Вступление в ВТО привлечет иностранных инвесторов в аграрную и финансовую сферу России.

- Членство в ВТО поможет получить таможенные льготы и облегчить доступ к рядовым технологиям в сельском хозяйстве, пищевой и легкой промышленности.

Однако вступление в ВТО, по мнению ряда специалистов и экспертов, может вызвать отрицательные последствия, превышающие выгоды от этого шага.

Необходимо ясно осознавать, что ВТО вовсе не благотворительная организация, а орган, который отстаивает интересы ведущих транснациональных корпораций (ТНК), служит инструментом развития одних стран и консервации отсталости других. Вступление России в ВТО предполагает высокоразвитое сельское хозяйство и достаточно высокий уровень конкурентоспособности экономики в целом. Однако основы сельского хозяйства России оказались по целому ряду причин подорванными, а по уровню конкурентоспособности наша страна существенно отстает от промышленно развитых стран по многих параметрам. Поэтому вступление страны в ВТО не сможет дать желаемого эффекта без перевооружения материально-технической базы сельского хозяйства, повышения конкурентоспособности экономики путем придания ей инновационного характера.

Членство в ВТО потребует от России еще более высокой, чем сейчас либерализации экономики. А чрезмерная открытость страны в соответствии с требованиями ВТО нанесет серьезный ущерб ряду отраслей хозяйства, которые и сейчас являются слабыми и окажутся вообще на грани вымирания. Это касается легкой пищевой промышленности, сельскохозяйственного машиностроения и некоторых других отраслей. Все это может вызвать падение национального производства и уменьшение финансовых поступлений в бюджет. К тому же форсированная либерализация внешнеторгового режима

вряд ли послужит повышению конкурентоспособности отечественных производителей и защите их от иностранной конкуренции внутри страны.

Резкие возражения против чрезмерной открытости российского рынка высказывают представители отечественного бизнеса. Так, например, председатель совета директоров Новолипецкого комбината Владимир Лисин отмечал, что после вступления России в ВТО этот металлургический комбинат может потерять около 30% своей продукции, так как отечественное сельхозмашиностроение, не выдержав конкуренции, перестанет заказывать сталь.

Перед большими проблемами встанет и отечественное авиастроение. Александр Рубцов - гендиректор компании «Ильюшин Финанс энд Ко» подчеркивал, что снижение пошлин на ввоз импортных самолетов с нынешних 25% до всего 5% по требованию ВТО создаст благоприятные условия для ввоза иностранной авиапродукции, но нанесет большой ущерб нашим производителям. Присоединение России к ВТО может убить отечественную гражданскую авиацию, которая не выдержит конкуренцию с Airbus и Boeing.

Кроме того, нужно учитывать тот факт, что транснациональные корпорации имеют богатый опыт вытеснения конкурентов с рынка, а вступление России в ВТО дает им для этого еще больше возможностей.

Страховой рынок в рамках ВТО может оказаться полностью захваченным иностранными страховщиками, которые имеют несопоставимо большие, чем отечественные страховщики капиталы и значительно более развитую сеть обслуживания.

Открывая свои рынки для стран - членов ВТО, Россия должна будет конкурировать с мировыми экспортерами продовольствия, работающими на основе передовых технологий, которые обеспечивают этим странам производительность труда в несколько раз превосходящую отечественную. К тому же и уровень государственной поддержки сельскохозяйственной производителей в России существенно ниже, следовательно, страна вступит в ВТО в неблагоприятной для себя ситуации, поскольку не сумела пока провести масштабную модернизацию аграрной сферы.

Вступая в ВТО на их условиях, мы урезаем собственные возможности управления своей экономикой. Невыполнение же Россией договоренностей и правил ВТО может повлечь за собой разорительные штрафы. Вступление России в ВТО не сможет ограничить ввоз импортной, и в первую очередь сельскохозяйственной, продукции, что послужит еще большему снижению конкурентоспособности страны. А результатом может стать окончательное закрепление за Россией роли аграрно-сырьевого придатка промышленно развитых стран. Представляется, что идти по пути только сырьевой экономики недальновидно и губительно. Обмен сырьевых ресурсов-энергоносителей в обмен на продовольствие неперспективно. Вектор развития отечественной экономики вообще и аграрной сферы в частности следует искать в нашем богатом историческом опыте, основывающимся на громадных стратегических, территориальных и кадровых ресурсах страны. Опора на собст-

венные силы и более эффективное использование земельных, трудовых, научно-технических, финансовых ресурсов послужит быстрейшему достижению продовольственной безопасности и выдвижению России на передовые позиции в современном мире.

В последнее время президент и правительство России стали более активно поддерживать собственных производителей сельскохозяйственной продукции. Так, из федерального бюджета 2008 г. аграрный сектор получает ежегодно 100 млрд руб., а с 2013-го по 2020 г. предусмотрено выделение из федерального бюджета в среднегодовом исчислении 200 млрд руб. («Российская газета», 1 ноября 2012 г., № 253, С. 8).

На заседании Госсовета РФ 21 апреля 2014 г. президент РФ Путин отмечал, что важнейшим вопросом развития АПК страны является развитие предпринимательства на селе, малого и среднего бизнеса. Одной из ключевых проблем развития села он также назвал обеспеченность инфраструктурой: «Отсутствие нормальных дорог лишает людей возможностей изменить жизнь, «съедает» усилия государства по поддержке сельских территорий, тормозит развитие инициативы в области образования, здравоохранения, досуга».

В завершение следует отметить, что обеспечение продовольственной безопасности является острой, сложной и противоречивой проблемой. С одной стороны, нужно признать определенно положительные результаты по росту производства ряда продуктов питания в последнее время. Это касается производства растительного масла, риса, мяса птицы, свинины, что позволило даже продавать часть этих видов продукции за рубеж.

Однако, с другой стороны, по-прежнему сохраняется сложная макроэкономическая ситуация в нашей экономике, которая негативно отражается на динамике сельскохозяйственного производства, в соотношении экспорта и импорта продуктов питания. Обеспечение продовольственной безопасности - это сложная комплексная проблема, решение которой должно осуществляться только с позиции инновационной модели развития всей экономики и АПК как ее части.

Нельзя забывать, что аграрная сфера для России это не только производство продуктов питания, но и свой традиционный уклад и образ жизни. Это богатство нашей культуры и самобытность многонационального народа нашей огромной страны.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Абалкин Л.И. Аграрная трагедия России // Вопросы экономики. - 2009. - № 9.

[2] Доктрина продовольственной безопасности РФ // Российская газета от 29.02.2010 г.

[3] Коробейников М.А. Вступление в ВТО: благо для России или «благо без состояния» и экономическая кабала? // Мир агробизнеса. - 2012. - № 2.

[4] Котельникова Л.Е. Вступление России в ВТО: проблемы и преимущества // Мир агробзнеса. - Москва, 2012. - № 2.

[5] Крутов А.Н. О продовольственной безопасности страны // Трибуны русской мысли. - 2008. - № 9.

[6] Россия в цифрах. Краткий статистический сборник // Росстат. - М., 2011.

[7] Семенович В.С. Глобализация и продовольственная безопасность России // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Экономика». - 2012. - № 3.

REFERENCES

[1] Abalkin L.I. Agrarnaja tragedija Rossii // Voprosy jekonomiki. - 2009. - № 9.

[2] Doktrina prodovol'stvennoj bezopasnosti RF // Rossijskaja gazeta ot 29.02.2010 g.

[3] Korobejnikov M.A. Vstuplenie v VTO: blago dlja Rossii ili «blago bez sostojanija» i jekonomicheskaja kabala? // Mir agrobiznesa. - 2012. - № 2.

[4] Kotel'nikova L.E. Vstuplenie Rossii v VTO: problemy i preimushhestva // Mir agrobznesa. -Moskva, 2012. - № 2.

[5] Krutov A.N. O prodovol'stvennoj bezopasnosti strany // Tribuny russkoj mysli. - 2008. -№ 9.

[6] Rossija v cifrah. Kratkij statisticheskij sbornik // Rosstat. - M., 2011.

[7] Semenovich V.S. Globalizacija i prodovol'stvennaja bezopasnost' Rossii // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Serija jekonomika. - 2012. -№ 3.

ENSURING FOOD SECURITY OF RUSSIA IN THE CONDITIONS OF ITS MEMBERSHIP IN THE WTO

Vladimir V. Mantsev

Peoples' Friendship University of Russia Departmnet of Public Administration Miklukho-Maklaya st., 10-2, Moscow, Russia, 117198

The article is devoted to determination of food safety and to possible consequences of Russia's membership in WTO. The article represents the interpretation of the definition of food security and examines the possible consequences of Russia's WTO accession. The paper also assesses the food potential of the country and the prospects for development of agro-industrial complex. Moreover, there is the need to improve rural infrastructure, without which it is impossible to attract and retain qualified personnel. Food security is a difficult and complex economic problem whose solution is impossible only from a position of innovative models of development of the entire economy.

Key words: food safety, food access, World Trade Organization.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.