Научная статья на тему 'Новая стратегия национальной продовольственной безопасности'

Новая стратегия национальной продовольственной безопасности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
276
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шпак Александр, Киреенко Наталья, Кондратенко Светлана

Продовольственная безопасность страны считается обеспеченной, когда независимо от влияния конъюнктуры мировых рынков и других внешних факторов жителям на всей территории гарантируется доступ к продовольствию в количестве, необходимом для активной, здоровой жизни, а также создаются социально-экономические условия для поддержания потребления основных продуктов питания на уровне, соответствующем требованиям расширенного воспроизводства народонаселения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The new strategy of the Belarus’ national food security

The tasks, priorities and goals of the new food security strategy for the period to 2030 have been set forth and grounded.

Текст научной работы на тему «Новая стратегия национальной продовольственной безопасности»

Новая стратегия

национальной

продовольственной

безопасности

Александр Шпак,

директор Института системных исследований в АПК НАН Беларуси, доктор экономических наук, профессор

Наталья Киреенко,

и.о. заместителя директора по научной работе Института системных исследований в АПК НАН Беларуси, зав. отделом рынка, кандидат экономических наук, доцент

Светлана Кондратенко,

завсектором продовольственной безопасности Института системных исследований в АПК НАН Беларуси, кандидат экономических наук, доцент

Продовольственная безопасность страны считается обеспеченной, когда независимо от влияния конъюнктуры мировых рынков и других внешних факторов жителям на всей территории гарантируется доступ к продовольствию в количестве, необходимом для активной, здоровой жизни, а также создаются социально-экономические условия для поддержания потребления основных продуктов питания на уровне, соответствующем требованиям расширенного воспроизводства народонаселения [1,2].

На фоне интеграции национальных экономик в мировое рыночное хозяйство эффективная система мониторинга внешних факторов и угроз имеет важнейшее значение для обеспечения и укрепления продовольственной безопасности всех государств без исключения. С этой целью на глобальном, международном, региональном, национальном и местном уровнях создаются механизмы выявления, оценки и упреждения угроз продовольственной безопасности, а также специализированная институциональная и информационная инфраструктура.

Факторы сбалансированности мировой агропродовольственной системы

Анализ тенденций мировой агропродоволь-ственной системы позволяет выделить четыре группы факторов, которые будут определять ее сбалансированность в средне- и долгосрочной перспективе.

I группа - макроэкономические условия:

■ замедление темпов роста мировой экономики до 3%

в год (что на 1 п.п. ниже уровня 2000-2007 гг.) при углублении дифференциации по странам. ВВП в государствах-членах ОЭСР увеличивается на 1,8% в год, в Индии и Китае - на 7,7% и 9,6% соответственно [3];

■ влияние аграрной политики на структуру и динамику рынков сельскохозяйственного сырья и продовольствия. В Китае доля их государственной поддержки

в 2012-2014 гг. составила 40,5%, в Европейском союзе - 18,4%, в США - 12,6% (в 1995-1997 гг. показатель находился на уровне 3,7%, 39,1% и 14,2% соответственно). В России в сравнении с означенными периодами ее размер увеличился на 32,7%, Казахстане - 25,3%, США - 6,2%, ЕС - 2,1% (рис. 1). При этом наибольший удельный вес занимает поддержка производителя.

II группа - факторы предложения:

■ увеличение производства сельскохозяйственного сырья и продуктов питания вследствие роста потребления. Через десять лет из 320 млн т дополнительно выращенного зерна в мире 180 млн т будут фуражными, при этом 42% этого объема будет приходиться на развитые страны, 48% - развивающиеся и 10% - наименее развитые [4];

■ отсутствие в большинстве государств-лидеров резервов наращивания сельскохозяйственного производства (ограниченность пахотных земель, экологические проблемы). На протяжении последнего десятилетия оно увеличивалось на 2,2% в год, главным образом за счет стран Восточной Европы, Африки, Азии

и Тихоокеанского бассейна. В перспективе рост замедлится до 1,5% в год.

III группа - факторы спроса:

■ повышение калорийности рациона питания населения вследствие роста доходов и урбанизации в развивающихся регионах. Если в 2002-2004 гг. жители наименее развитых стран в виде мяса и мясопродуктов потребляли 52,1 ккал в сутки, в 2012-2014 гг. - 65,6 ккал, то к 2024 г. эта цифра может составить 72,2 ккал, в развивающихся странах - 197,3 ккал, 234,8 ккал и 250,2 ккал в сутки, в развитых - 334 ккал, 340 ккал и 354 ккал соответственно [1, 4];

расширение использования зерна на продовольственные цели, связанное с сокращением спроса на биотопливо. В настоящее время 348,5 млн т пшеницы в развивающихся странах идет на продовольствие и 0,28 -на производство биотоплива, в развитых странах -132,4 млн т и 6,3 млн т. В перспективе это соотношение составит 397,2 млн т и 0,15 млн т, 138,5 млн т и 7,3 млн т соответственно.

IV - факторы конъюнктуры:

■ ускоренный рост мировой торговли продовольствием. В период 2012-2014 гг. доля чистого экспорта в совокупном производстве сухого обезжиренного молока составила 47,9%, масла растительного - 41,3%, сахара - 31,8%, пшеницы - 21,9%, говядины - 15,5%, мяса птицы - 11,8%, сыра - 11,2%, свинины - 6,7%, биодизельного топлива - 6,5%. В последующие десять лет экспортная ориентация аграрного сектора усилится (рис. 2);

■ существенные различия в динамике цен сельхозпроизводителей и потребительской стоимости, объясняющиеся неравномерным распределением дохода в рамках продовольственной цепочки, в конце которой предприятия торговли концентрированно воздействуют на цены и обеспечивают получение заданной прибыли, сдерживая нисходящие тенденции конъюнктуры.

В этой связи для Беларуси важно сохранить высокий уровень самообеспечения и усилить мониторинг факторов и потенциальных угроз по всей цепочке движения продовольствия

45 40

15

в стране (сельское хозяйство, пищевая промышленность, оптовая и розничная торговля, потребление, страховые и резервные фонды, экспорт, импорт), создавая условия для его гарантированной экономической и физической доступности на всей территории и для всех категорий населения.

Международная оценка уровня продовольственной безопасности государств

Эффективность национальных систем продовольственной безопасности оценивается и на международном уровне. Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО) выполняет мониторинг индикаторов, учитывающих: базовые условия ее обеспечения (уровень расходов государства на сельское хозяйство, наличие безработицы в данном сегменте, объем валовой добавленной стоимости на 1 работника отрасли); наличие голода среди населения (рост внутренних цен на продовольствие, уровень зависимости от импорта зерновых); физическое наличие продовольствия (удельный вес добавленной стоимости сельского хозяйства в ВВП, темпы роста производства, экспорт и импорт продовольствия);

Рис. 1. Темп роста государственной поддержки сельского хозяйства в 1995-1997 гг. к 2012-2014 гг.,%

Составлено по данным OECD

Рис. 2. Удельный вес экспорта в объемах производства продовольствия в мире,%

Составлено по данным OECD

60 50 40

10

, I

j| I

III ■ ■■■ Ii i i

10

5

0

%

30

20

0

Тема номера

Страна, место в рейтинге Показатель

Экономическая доступность Физическая доступность Качество и безопасность Интегральный индекс Изменение индекса в 2015 г. к 2014 г.

1. США 85,7 87,4 86,6 86,6 +0,8

2. Ирландия 82,4 85,4 85,8 84,3 +2,0

3. Сингапур 90,7 79,8 78,3 83,9 +0,9

4. Австралия 83,5 80,5 86,4 82,6 +0,8

5. Нидерланды 81,6 82,3 86,1 82,6 +0,4

6. Франция 79,7 82,7 88,7 82,5 +0,9

7. Германия 83,7 83,8 81,3 82,5 +0,9

8.Канада 81,2 81,6 84,4 81,9 +0,4

9. Великобритания 81,5 82,6 81,0 81,9 +2,6

10. Швеция 81,0 80,1 85,4 81,3 +1,3

46.Беларусь 64,3 59,1 70,8 63,1 +1,0

48. Россия 68,6 51,6 75,7 62,3 +0,8

68. Казахстан 64,4 42,5 57,8 53,7 +0,3

Таблица 1. Критерии оценки продовольственной безопасности в 2015 г.,

количество баллов из 100

Таблица 2. Интегральная оценка продовольственной безопасности Республики Беларусь

Составлено по данным Национального статистического комитета

Республики Беларусь

экологическую устойчивость (площадь органических сельхозугодий, изготовление альтернативных видов топлива).

Республика Беларусь относится к категории стран с очень низким удельным весом недоедающего населения в общей численности - менее 5%, наравне с нашими партнерами по Евразийскому экономическому союзу - Российской Федерацией и Республикой Казахстан, странами Европейского союза и Северной Америки [5].

Уровень зависимости от импорта зерновых в Беларуси оценивается как незначительный - 1,4%, прирост производства продовольствия по отношению к 2004-2006 гг. равен 126%. Указанные индикаторы в Армении 55,7% и 129%, Казахстане - (-50,6)% и 125%, Кыргызстане - 23,4% и 112%, России - (-27,5)% и 122% соответственно.

В глобальном рейтинге продовольственной безопасности, который составляется аналитическим подразделением The Economist Intelligence Unit, в 2016 г. Беларусь занимает 46-е место из 113 государств, опустившись на 2 позиции по сравнению с предыдущим годом. Российская Федерация - на 48-м месте (-5),

Казахстан - на 68-м (-12). Ключевой тенденцией является укрепление факторов обеспечения продовольственной безопасности лидерами рейтинга (США, Ирландия, Франция, Великобритания, Швеция) (табл. 1).

Результаты мониторинга национальной продовольственной безопасности Республики Беларусь за 2015 г.

Национальный агропродовольственный сектор сохраняет положительную динамику и является экспортоориентированным. В ходе реализации Государственной программы устойчивого развития села на 2011-2015 гг. обеспечен рост производства на 108,9%. Экспорт продукции и продуктов питания в 2015 г. составил 4453 тыс. долл.

Собственное производство основных видов сельскохозяйственного сырья и продовольствия позволяет гарантировать физическую доступность для населения рациона питания в энергетической оценке 3400 ккал на 1 чел. в сутки. На человека в год потребляется 89 кг мяса и мясопродуктов, 250 кг молока и молокопро-дуктов, 15 кг рыбы, 145 кг овощей, 77 кг плодов и 300 шт. яиц.

Расширяются инструменты и практика государственного экономического регулирования полноценности внутреннего рынка: формируются и надлежащим образом используются стабилизационные фонды картофеля, овощей, фруктов на межсезонный период, ресурсов масла животного, сыров, свинины, говядины. В 2015 г. в объеме 1127,5 тыс. т (11,4% потребности внутреннего рынка) выполнена запланированная поставка зерна в страховой фонд государства.

Интегральный уровень продовольственной безопасности, учитывающий достаточность собственного производства, доступную энергетическую ценность рациона для населения, объем потребления основных продуктов и качество, составляет 1,10 (выше единицы) (табл. 2).

При сохранении общей положительной динамики показателей национальной

Интегральный индекс Год

1995 2000 2005 2010 2013 2014 2015

Производства 0,89 0,94 1,25 1,63 1,90 2,02 1,59

Энергетической ценности 0,89 0,84 0,90 0,94 0,97 0,96 0,96

Потребления продуктов 0,79 0,76 0,93 0,99 1,02 1,03 1,03

Пищевой ценности: белки, жиры, углеводы 0,88 0,82 0,86 0,92 0,95 0,95 0,95

Продовольственной безопасности 0,86 0,84 0,97 1,09 1,16 1,17 1,10

продовольственной безопасности следует отметить, что результаты мониторинга в 2015 г. указывают на наличие спектра угроз, среди которых основными являются снижение физической доступности продовольствия и экономия.

Учитывая существующие тенденции продовольственной безопасности, можно констатировать, что покупательная способность денежных доходов населения и экономическая доступность продуктов в стране остаются сдерживающим фактором повышения качества жизни людей и совершенствования структуры питания.

Новая стратегия продовольственной безопасности на период до 2030 г.

Нерешенные задачи в агропродовольствен-ной сфере, динамично изменяющиеся внешние обстоятельства и требования к эффективности национальной экономики вызвали необходимость выработки нового программного документа. Положения и критерии, которые были заложены в действующей Концепции национальной продовольственной безопасности, одобренной постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 252 от 10.03.2004 г., в значительной степени реализованы, а некоторые подходы в современных условиях пора пересмотреть.

В этой связи НАН Беларуси приступила к разработке Доктрины продовольственной безопасности до 2030 г. Ее цель - формирование комплекса научно обоснованных положений, а также механизмов и мер по их практической реализации, направленных на укрепление продовольственной независимости посредством создания конкурентоспособного на мировом рынке и экологически безопасного аграрного производства.

Перспективными в этой сфере являются следующие задачи:

■ обеспечение высокого уровня физической и экономической доступности для населения страны безопасных и качественных пищевых продуктов в объемах

и ассортименте, которые необходимы для активного и здорового образа жизни;

■ создание условий для насыщения внутреннего продовольственного рынка качественными продуктами питания отечественного производства (при увеличении доли здорового питания и органических пищевых продуктов до 20%).

■ эффективное прогнозирование и упреждение внутренних и внешних угроз продовольственной безопасности, минимизация их негативного влияния за счет

формирования стратегических запасов сельскохозяйственного сырья и продовольствия, а также оперативного мониторинга продовольственной уязвимости конкретных категорий населения;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

■ повышение конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей на внутреннем, международном и рынке ЕАЭС за счет оптимизации использования потенциала аграрной отрасли, внедрения безотходных и экологически безопасных технологий со щадящим режимом потребления ресурсов;

■ формирование имиджа Республики Беларусь как субъекта мировой экономики с эффективной системой продовольственной безопасности и национальной стратегией в сфере повышения качества питания и жизни населения.

Ведется работа по совершенствованию

системы мониторинга продовольственной

безопасности:

■ с учетом лучшего опыта разрабатываются критерии и индикаторы уровня и качества питания населения, внедряются интегрированные методы исследования (анкетирование, опросы населения), которые позволят выполнять углубленный анализ продовольственной уязвимости домашних хозяйств, оценивать культуру питания в белорусских семьях, качество рациона детей, объективно выявляя проблемы и потребности населения разных возрастов, категорий и социальных групп;

■ создается перспективная модель национальной продовольственной безопасности (оптимальные и критические параметры собственного производства сельскохозяйственного сырья по республике и для каждого региона, емкость внутреннего потребления, размер страховых запасов, экспорт, импорт), которая наряду

с основными продуктовыми рынками будет описывать сегмент детского и здорового питания, а также продукции органического сельского хозяйства;

■ формируется организационный механизм мониторинга продовольственной безопасности, включающий алгоритм оценки, базовые функции ответственных ведомств на национальном, региональном и местном уровнях,

а также методы взаимодействия с Евразийской экономической комиссией и международными структурами. ED

ff See: http://innosfera.by/2016/10/food_security

Литература

1. Гусаков В.Г. Продовольственная безопасность Республики Беларусь в условиях функционирования Евразийского экономического союза. Мониторинг - 2015. В 2 Ч. Ч. 1.-Мн., 2015.

2. Гусаков В.Г. Продовольственная безопасность Республики Беларусь в условиях функционирования Евразийского экономического союза. Мониторинг - 2015. В 2 Ч. Ч. 2.- Мн., 2015.

3. Agricultural policy monitoring and evaluation 2015 // OECD. 2015. https://www.oecd.org/tad/ agricultural-policies/monitoring-eva l uation-2015-highl ights-ju ly-2 015 .pdf.

4. OECD-FAOAgricultural Outlook 2015-2024 // OECD / Food and Agriculture Organization of the United Nations. http://dx.doi.org/10.1787/agr_outlook-2015-en.

5. Food and Agriculture Organization of the United Nations. Statistics Division / FAO. 2016. http:// faostat3.fao.org/home/E/.

6. Global food security index 2016: An annual measure of the state of global food security // The Economist Intelligence Unit. 2016. http://foodsecurityindex.eiu.com/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.