Научная статья на тему 'Мировой продовольственный кризис и его последствия'

Мировой продовольственный кризис и его последствия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
98
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — А.С. Сайганов, З.М. Ильина

В статье дана оценка современным тенденциям мирового продовольственного кризиса, системе социальной защиты населения от его последствий. Установлено, что для выработки конструктивных программныхмер по борьбе с ростом цен на продовольствие в Республике Беларусь необходимо учитыватьмировыетенденции в продовольственной сфере. Вэтой связи рассмотрены проблемы и основные направления государственного регулирования цен на сельскохозяйственное сырье и продовольствие, совершенствования ценообразования в аграрном секторе экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — А.С. Сайганов, З.М. Ильина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WORLD FOOD CRISIS AND ITS AFTERMATH

This article assesses current trends of global food crisis, the social protection system from its aftermath. It was established that the global trends in the food sphere should be taken into account for the development of constructive policy measures to reduce rising food prices in the Republic of Belarus. Thereupon the problems and the main directions of state regulations of prices of agricultural products and food, improving pricing in the agricultural sector, were considered.

Текст научной работы на тему «Мировой продовольственный кризис и его последствия»

УДК 338.439.053(100)

МИРОВОЙ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЙ КРИЗИС И ЕГО ПОСЛЕДСТВИЯ

А.С. САЙГАНОВ, доктор экономических наук, профессор З.М. ИЛЬИНА, член-корреспондент НАН Беларуси, доктор экономических наук, профессор Государственное предприятие «Институт системных исследований в АПК НАН Беларуси»

WORLD FOOD CRISIS AND ITS AFTERMATH

A.S. SAJGANOV, Doctor of Economics, professor Z.M. ILIYNA, corresponding member of NAS of Belarus,

Doctor of Economics, professor The State Enterprise «The Institute of System Researches in Agroindustrial Complex of NAS of Belarus»

В статье дана оценка современным тенденциям мирового продовольственного кризиса, системе социальной защиты населения от его последствий. Установлено, что для выработки конструктивных программных мер по борьбе с ростом цен на продовольствие в Республике Беларусь необходимо учитывать мировые тенденции в продовольственной сфере. В этой связи рассмотрены проблемы и основные направления государственного регулирования цен на сельскохозяйственное сырье и продовольствие, совершенствования ценообразования в аграрном секторе экономики.

This article assesses current trends ofglobalfood crisis, the social protection system from its aftermath. It was established that the global trends in the food sphere should be taken into account for the development of constructive policy measures to reduce rising food prices in the Republic of Belarus. Thereupon the problems and the main directions of state regulations ofprices of agricultural products and food, improving pricing in the agricultural sector, were considered.

Введение. Следует подчеркнуть, что современный этап развития глобальной продовольственной системы определяют последствия продовольственного, экономического, энергетического кризисов, существенно отличающихся от подобных явлений прошлых лет. Одновременность и масштабность их воздействия привели к низкой эффективности традиционных механизмов решения проблем. Резкий скачок цен на продовольствие на мировом рынке (более чем в два раза) невероятно

усложнил решение задачи сокращения количества голодающих. Многие эксперты полагают, что рост цен по причине дефицита ресурсов сохранится до конца столетия. Финансовая и коммерческая интеграция развивающихся стран в мировую экономику ставит их в прямую зависимость от колебаний рынков.

Заметим, что особенность современного этапа решения мировой продовольственной проблемы заключается в том, что во избежание негативных последствий кризиса для защиты населения меры оперативного реагирования, вплоть до введения продовольственных талонов и карточек, вынуждены принимать все государства - как развивающиеся, так и экономически состоятельные. Это привело к изменению концепции социальной защиты населения и механизмов ее реализации в направлении от оказания продовольственной помощи к управлению рисками и их предупреждению, от отдельных проектов к системному регулированию, от международной помощи к государственной ответственности, от выдачи пособий к инвестициям. Системы социальной защиты направлены не на предоставление помощи населению непосредственно, а на возможности совершенствования навыков, знаний и способностей, а также на стимулирование инициативной предпринимательской деятельности.

Основная часть. Рассматривая инициативу ФАО по борьбе с ростом цен на продовольствие на уровне различных стран, в частности применительно к Республике Беларусь, следует отметить, что она в данный момент располагает необходимым потенциалом обеспечения безопасности в продовольственной сфере, поскольку на достижение цели направлены соответствующие меры агроэкономической политики, способствует этому и экспортная ориентация АПК в международном разделении труда. В то же время в условиях глобализации экономики, нарастания проблем в продовольственной системе избежать влияния негативных тенденций сложно и практически невозможно.

Неустойчивое состояние характерно для любой сферы, а для продовольственной, имеющей высокую социальную значимость, постоянно подвергающейся воздействию деструктивных факторов, особенно. Учитывая тенденции мирового рынка, при всем разнообразии путей и механизмов решения проблемы, основным направлением является обеспечение стабильности национального производства на основе инновационного и устойчивого развития.

Преодоление кризисных явлений в продовольственной сфере предполагает реализацию долговременной стратегии, направленной на достижение продовольственной безопасности, как важнейшего условия

сохранения суверенитета, экономической стабильности и социальной устойчивости.

Национальная продовольственная безопасность обеспечивается совокупностью экономических и социальных факторов, обуславливающих как развитие сельского хозяйства и продовольственного комплекса, так и общее состояние экономики. Это означает, что она заключается в оптимальной для национальных условий комбинации политических, экономических, социальных, культурных, психологических и иных факторов решения проблемы.

Достижение продовольственной безопасности сводится к двум аспектам решения проблемы: первый - поддержание снабжения на уровне, достаточном для здорового питания, и доступности его всем социальным группам; второй - устранение зависимости от импорта и защита интересов продуцента. Эффективное функционирование национальной продовольственной системы, перспективы ее развития в условиях глобализации экономики в значительной степени обусловлены мировыми тенденциями.

Стратегия национальной продовольственной безопасности - обеспечение продовольственной независимости государства на основе устойчивого развития агропромышленного производства, ориентированного на экспорт. Анализируя безопасность республики в сфере продовольствия в 2010 г., следует отметить продолжение позитивной динамики. Физическая доступность продовольствия населению, как и в предыдущие годы, гарантирована за счет собственного производства. Наличие продукции более чем в 1,6 раза превышает потребность внутреннего рынка. Сохраняется многолетняя положительная динамика экономической доступности продовольствия. Расходы на продовольствие в общих потребительских расходах домашних хозяйств составили 36,8 % (2009 г. - 37, 9 %).

В структуре дохода домашних хозяйств снизился удельный вес личных подсобных хозяйств (1,8 % против 2,5 % в 2009 г.). При стабильности рынка и достаточности продуктов эта тенденция закономерна. Однако она неустойчива и в случае опережающего роста цен на продовольствие по сравнению с доходами может быстро поменяться на противоположную тенденцию. Такая ситуация возможна в текущем году. Но при любом раскладе цен, учитывая сокращение численности подсобных хозяйств, доля их в общей структуре доходов сохранится на сложившемся уровне, то есть в пределах двух процентов.

Для Беларуси с 2005 г. и до конца прошлого года был характерен рост качества жизни практически всех слоев населения. Соответственно повышалась экономическая доступность продовольствия, определяемая

доходами на душу населения. Население с доходами, близкими к среднему значению по республике, расходовало на продовольствие менее 40 %. Учитывая бесплатность образования и медицинских услуг, а также поддержку государства в оплате коммунальных услуг и проезда в общественном транспорте, расходы на продовольствие можно было бы считать оптимальными. При этом более 10 % населения могли позволить себе потребление продуктов высокого качества при расходах на продовольствие менее 30 % доходов, а 7 % - с доходами выше прожиточного минимума, но ниже минимального потребительского бюджета расходовали на продовольствие более 60 % потребительских расходов.

Тенденция резкого роста цен и ажиотажного спроса в конце прошлого и начале текущего года, впервые появившаяся на внутреннем рынке за последнее десятилетие, свидетельствует не об угрозах в сфере продовольствия как таковых, а скорее о зависимости от угроз, имеющих место в других сферах безопасности (энергетическая, финансовая, информационная), а также о недостаточной устойчивости системы.

Несбалансированность функционирования рынка вызывает не только дефицит продукта непосредственно, но и предположение о возможности его появления или неблагоприятный прогноз на производство и цену. Практически сразу срабатывает комплекс деструктивных факторов (ожидание неблагоприятной ситуации, слухи, спекуляция, непредсказуемый рост цен, информационный прессинг и др.). Упреждение такой ситуации заключается как в устранении деструктивных факторов непосредственно, так и в повышении уровня безопасности в сферах, смежных с продовольственной.

Анализ ценовой конъюнктуры показывает, что на основные продукты питания розничные цены в Беларуси некоторое время складывались ниже цен в сопредельных российских регионах и других странах. Однако при общем росте мировых цен и неопределенности курса валют к национальной денежной системе такая тенденция не могла быть длительной, что и подтвердилось в последующем неблагоприятной конъюнктурой рынка. В первом квартале по отношению к такому же периоду 2010 г. продукты питания подорожали на 17 %. Беларусь оказалась первой по росту цен в сравнении с государствами, ранее опережавшими ее по этому показателю. В этой ситуации важно не только и не столько сохранять низкие цены, но и повышать покупательную способность населения, особенно групп с низкими доходами. Именно эти меры и принимаются в настоящее время.

План действий правительства включает меры защиты внутреннего рынка и населения, совершенствование финансовой политики и

регулирование ситуации на валютном рынке. В мерах по оказанию помощи превалирует адресность с тем, чтобы ее получили те, кто в ней больше всего нуждается. Социальная защита предусматривает перерасчет размеров трудовых и социальных пенсий. Вводятся безналичные жилищные субсидии для граждан, у которых расходы на жилищно-коммунальные услуги (при нормативном потреблении) в совокупном доходе семьи превышают 20 %. Определены источники финансирования расходов на индексацию заработной платы, денежного довольствия, пособий. Определен порядок выплат стимулирующего и компенсирующего характера. Предусмотрены компенсации расходов нанимателей на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников, находящихся под угрозой увольнения и впервые ищущих работу. Увеличены размеры стипендий для безработных, направленных на обучение органами занятости и социальной защиты. Компенсируются расходы на оздоровление детей в оздоровительных лагерях; установлен норматив индексации части доходов населения с учетом инфляции. Принимались и другие меры, имеющие краткосрочный характер. В частности, на 90 дней был утвержден дополнительный перечень социально значимых товаров, цены на которые регулировались. Принимаемые меры корректируются соответственно ситуации.

Гарантом стратегии обеспечения продовольственной независимости является Государственная программа устойчивого развития села на 2011-2015 годы, утвержденная Указом Президента Республики Беларусь от 01.08.2011 г. N° 342 [1]. Она координирует реализацию 18 разработанных подпрограмм, из которых 16 в установленном порядке утверждены Правительством и уже выполняются. Уровень господдержки составляет 3 % ВВП, и она нарастает.

Государство кардинально обновило материальную базу сельхозпредприятий, создало современную социальную инфраструктуру. Объем господдержки на гектар сельхозугодий сопоставим с европейским. Система ценообразования на продукцию АПК стала практически полностью свободной от государственного регулирования и выходит на мировой уровень цен. Для эффективной работы на селе созданы необходимые условия. В текущей пятилетке пристальное внимание, как и ранее, будет уделено социальной инфраструктуре села. Государственная программа устойчивого развития села на 2011-2015 годы стратегически ориентирована на дальнейшее укрепление села и обеспечение безопасности в продовольственной сфере.

Необходимо подчеркнуть, что в рыночных условиях производственные отношения и хозяйственные связи между субъектами агропромышленного

комплекса опосредованы товарно-денежными отношениями. В Республике Беларусь порядок формирования цен на сельскохозяйственное сырье и продовольствие, как и в ряде других стран, регулируется государством путем не только прямого, но и косвенного воздействия. С января 2011 г., в связи с принятием Директивы №2 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь», в стране положено начало либерализации ценообразования в сфере производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции и продовольствия [2]. Это обусловлено необходимостью гармонизации и унификации внутренней системы ценообразования, вызванной вступлением Беларуси в Таможенный союз и формированием Единого экономического пространства.

Что касается собственно ценообразования, то данной директивой предусматривается переход к рыночным механизмам ценообразования, способствующим повышению качества и конкурентоспособности товаров (работ, услуг), исключение вмешательства органов государственного управления в процесс ценообразования субъектов предпринимательской деятельности, отмена ограничений надбавок в оптовой и розничной торговле и обязательного составления экономического обоснования уровня применяемых цен (тарифов) на товары (работы, услуги), сохранение государственного регулирования цен только на продукцию организаций-монополистов и социально значимые товары (работы, услуги), определяющие жизненный уровень населения.

Степень государственного регулирования цен на сельскохозяйственное сырье и продовольствие определяется состоянием экономики. Поэтому на сельскохозяйственную продукцию, реализуемую сельскохозяйственными товаропроизводителями для государственных нужд, применяются предельные минимальные закупочные цены. Кроме того, на некоторую продукцию применяются надбавки к закупочной цене. На сортовые семена многолетних и однолетних трав в 2010 г. применялась надбавка в размере от 10 до 150 % в зависимости от репродукции, на оригинальные и элитные семена наиболее ценных по качеству сортов пшеницы, гороха, проса и диплоидных сортов ржи - 10 % от установленной цены.

При поставке пивоваренного ячменя с параметрами, превышающими норматив базисных кондиций, также применяются надбавки к закупочной цене. В 2011 г. предусмотрена надбавка в размере 1 % при содержании белка 11,0-11,5 %, в размере 3 % - при содержании белка ниже 11 %. На рожь, тритикале и пшеницу для производства спирта надбавка к цене составляет 20 %.

Производство сельскохозяйственной продукции в Республике Беларусь находится под влиянием свободных цен на промышленные товары, приобретаемые сельскохозяйственными товаропроизводителями, темпы роста цен на которые выше, чем закупочные и розничные цены на продукцию сельского хозяйства. Кроме этого сельскохозяйственные производители находятся под постоянным ценовым прессингом со стороны посредников на продукцию, реализуемую сверх госзаказа. За период с 2005 по 2009 г. средняя цена на зерно, реализованное сельскохозяйственными организациями республики, выросла на 79,8 %, средняя цена на муку пшеничную высшего сорта и хлеб из муки пшеничной высшего сорта в торговых организациях розничной торговли - на 66,2 и 83,3 % соответственно (рис. 1) [3].

Если рассматривать себестоимость 1 т зерна в организациях Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь за рассматриваемый период, то она выросла на 132,8 %, средняя цена реализации 1 т зерна - на 130,2 % (рис. 2) [3].

Анализ показывает, что в 2005-2006 гг. средняя цена реализации зерна сельскохозяйственными организациями была ниже средней закупочной цены, а в 2007-2009 гг., наоборот, превышала (рис. 3) [3].

Год

ф Ср едняя цена на зер но, р еализованное сельскохозяйственными ор ганизациями

-■-Средняя розничная цена на муку пшеничную высшего сорта

■ М "Средняя розничная цена на хлеб из муки высшего сорта

Рисунок 1 - Динамика средних цен на зерно, муку пшеничную высшего сорта и хлеб из муки пшеничной высшего сорта

Тыс. руб. 400

350

300

250

200

150

100

50

0

355,7

275,1

241,1 248,9

320,2 324,3

2007

2008

Год

2009

□ Себестоимость 1 т зерна

□ Средняя цена реализации 1 т зерна

Рисунок 2 - Соотношение себестоимости и средней цены реализации 1 т зерна в организациях Минсельхозпрода Республики Беларусь

400 350 300 250 200 150 100 50

0 4

] Среднегодовая цена на зерно, реализованное сельскохозяйственными организациями -Средняя закупочная цена на зерно, реализуемое для государственных нужд

Рисунок 3 - Динамика среднегодовых цен и средней закупочной цены на зерно

В этой связи проблема диспаритета цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию по-прежнему остается весьма актуальной. За пять последних лет цены на минеральные удобрения возросли более чем в 2,5 раза, на горючее - в 2, на газ и электроэнергию - в 4 раза. Отсюда видно, что темпы роста цен на реализованную сельскохозяйственную и на промышленную продукцию и услуги для сельского хозяйства в течение этого периода были различны. Надо отметить, что рост цен на продукцию для сельского хозяйства объясняется в первую очередь ростом затрат на энергетическую составляющую. Прямые затраты на горючее в себестоимости растениеводческой продукции составляют 9,2 %, в том числе на зерновые и зернобобовые - 10,4, картофель - 7,7, рапс - 9,8 %. При этом за последние пять лет доля затрат на топливо в общей сумме затрат на производство растениеводческой продукции сократилась на 9,4 %, животноводческой - увеличилась на 27,1 %.

Наибольший удельный вес в структуре затрат на производство растениеводческой продукции занимают затраты на удобрения и средства защиты растений - 25,6 %, затраты по содержанию основных средств и на оплату труда с отчислениями - 12,1 и 9,9 % соответственно.

В производстве животноводческой продукции основной статьей затрат являются затраты на корма - 56,5 %, а также на оплату труда с отчислениями - 16,0 %. За период с 01.01.2011 по 01.06.2011 г. (6 месяцев) цены на зерно в белорусских рублях выросли на 27,6 %, КРС - 10,0 %, при их неизменности на мясо свинины и молоко. За это время цены на удобрения выросли также на 3-5 %, энергоносители - 40-65, сельскохозяйственную технику - 55-75 %. Однако в долларовом эквиваленте в связи с проведенной девальвацией белорусского рубля цены снизились, за исключением цены на газ и отдельных видов сельскохозяйственной техники (табл. 1) [4].

Средняя цена на пшеницу продовольственную в Беларуси в 2,6 раза ниже, чем в России, 4,4 - Польше, 3,1 - Украине, в 2,9 раза - в Казахстане. Цена на рожь продовольственную в Беларуси ниже, чем в Польше, в 5,8 раза, в России - в 4,2 раза и т. д. (табл. 2) [4]. Расхождения в уровне цен на рынке животноводческой продукции менее существенны, однако также в разы ниже, чем в анализируемых странах. На розничном рынке продуктов питания в Беларуси сложившаяся ценовая ситуация является неоднозначной даже несмотря на принятие мер по ограничению роста цен. Так, если розничные цены на мясо говяжье в Беларуси в 1,3-2,3 раза ниже, чем в таких сопредельных странах, как Россия, Украина, Литва и Казахстан, то, например, цены на яйцо куриное практически находятся на одном уровне (табл. 3) [4].

Таблица 1 - Изменение цен на отдельные виды сельскохозяйственной, промышленной продукции и энергоносители в 2011 г., долл. США без НДС

Наименование Цена Изменение, %

продукции и энергоносителей на 01.01. на 01.05. на. 01.06. (июнь к январю)

Зерновые, т 110,0 103,9 84,7 -29,9

КРС, т 1 576,7 1 726,9 1 046,9 -50,6

Свиньи, т 1 906,0 1 897,8 1 150,5 -65,7

Молоко, т 354,0 352,5 213.7 -65.7

Аммофос марки 12-52, т 561,0 579,5 351,3 -59,7

Карбамид марки Б, высший сорт, т 246,3 270-, 8 164,2 -50,0

Удобрения азотные (КАС-30), т 166,7 175,2 106,2 -57.0

Газ, тыс. м3 276.0 275.8 275.9 -0,0

Электроэнергия, тыс. кВт»ч 123,7 123,5 110,5 -11,9

Тракторы; МТЗ-82.1. шг. 12 3333 14 603,4 12 474,8 +1.1

«Беларус 1221 В,2», шт. 29 333,3 33 189,5 28 169,0 -4,1

«Беларус 1523-В», шт. 45 666,7 51 775,6 48 692,2 +6,2

Комбайны;

зерноуборочный КЗ С-10 К-23, шт. 1 35 000,0 138 400.3 12 7967,8 -5,5

зерноуборочный КЗС-1218-10, шт. 151 000,0 154 Ш,1 143 058,4 -5,6

кормоуборочный КВК-800-6«Полесьел, шт. 198 000,0 202 787.9 187 525.2 -5.6

свеклоуборочный навесной КСН-6-3 с подборщиком ППК-6. шт. 33 666,7 34 517,1 31 790,7 -5,9

Бензин А-76, т 836,7 962,2 716,5 -16,8

Дизтопливо, т 8260 995,0 762,0 -8,4

Таблица 2— Цены на сельскохозяйственную продукцию в 2011 г., долл. США/т

Беларусь Россия Украина Польша Литва Казахстан

Продукция Средние цзны по состоянию на

01 06 16.05 07.06. 05.06. 05.06. 07 06.

Растениеводство

Пшеница продовольственная 86,92 224,31 269.64 382,86 329,28 255,0-8

Рожь продовольственная 51,71 21&.85 - 303,13 277,67 -

Ячмень фуражный 5030 255,19 194,39 294,68 275,88 224,01

Рапс 160,97 448,83 - 683,05 614.57 -

Животноводство

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

КРС (убойный вес) 1824.35 4434,79 - 3999,§5 3608,2 5580.00

Свиньи (з'бойный вес) 1875,05 4857.13 - 2074,88 2280.4 3979.00

Птица (отпускная пена) 1747.03 2945,85 - 2300.12 2180,3 2784,00

Молоко коровье 215,90 553,86 355,87 441,21 437,41 591,00

.Яйца куриные {1000 шт^ 69.78 113.00 - 93.99 80,62 114,10

^ Таблица 3 - Средние потребительские цены на отдельные продукты питания в 2011 г.. долл. США/кг

Беларусь Россия Укргмна Польша Литва Казахстан

Продукция Средние цены по состоянию на

13.06. 06.06. 30.05. 05.06. 0-9.06. 07.06.

Говядина 3,42 7,77 4,66 - 7.66 5,93

Свинина 2,89-3,73 7,25 - 4,98 5.04 4,84

Куры 2,70-3,04 3,71 2.16 2.30 3,88 3.13

Колбаса вареная 1 сорта 2,58^1,53 6,60 3,62 - 8,77 4,29

Масло сливочное 3,90-4,98 8,81 6,68 5,66 2,04 4,38

Масло подсолнечное 1,79-2,66 2,79 1,72 - 3,62 1,99

Молоко пастеризованное, л 0,35-0,42 1,14 0,78 0.63 1.10 0,81

Сметана 1.44-1.93 4,06 2.11 1.87 1,76 3.28

Творог жирный 2,33-2,93 6,15 - 3,49 5.69 3,59

Сыры сычужный твердые 3,83-6,18 9,40 4.26 5,03 10.24 6.76

и мягкие

Яйца куриные, дес. 0,81-1,05 1,16 0,66 0,94 1,56 1,01

Сахар-песок 1,01 1,40 1,20 - 1,60 1,44

Мука пшеничная 0,35-0,51 0,76 0,49 - 1,39 0,54

Картофель 0,40-0,60 1,20 - 0,46 0,78 0,70

Заключение. Установлено, что дефицит продовольствия на мировом рынке характеризуется резким скачком роста цен, который обусловлен такими основными факторами, как неустойчивость и нестабильность производства, постоянный рост цен на энергоносители, проявление негативных последствий развития глобальной продовольственной системы (уход от решения интеграционных проблем в сфере продовольствия на уровне развивающихся стран в сторону их политизации).

Изучение показало, что в условиях открытости национальной экономики Беларуси и защиты отечественных товаропроизводителей и потребителей требуется принятие мер по выравниванию внутренних цен с ценами в сопредельных государствах как на рынке сельскохозяйственного сырья, так и продовольствия. Для обеспечения устойчивого развития сельского хозяйства и создания предпосылок для совершенствования механизма ценообразования необходимо создать эффективную систему сбыта агропромышленной продукции, включая всю необходимую инфраструктуру (оптовые рынки, базы хранения, маркетинговые службы и логистические центры продвижения и позиционирования продукции и др.), позволяющую реализовать производственный потенциал агропромышленного комплекса, увеличить экспортные поставки сельскохозяйственной продукции.

Список литературы

1. Государственная программа устойчивого развития села на 2011-2015 годы, утвержденная Указом Президента Республики Беларусь от 1 августа 2011 г. № 342 г. // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 2011 г. - № 1/12739.

2. О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь: Директива Президента Респ. Беларусь, 31 дек. 2010 г., № 4 // Официальный интернет-портал Президента Респ. Беларусь: директивы [Электронный ресурс]. - 2011. - Режим доступа: http:// www.president.gov.by/press107177.html. - Дата доступа: 17.03.2011.

3. Цены в Республике Беларусь: стат. сб. / Нац. стат. комитет Респ. Беларусь. - Минск, 2010. - 177 с.

4. Конъюнктура аграрного рынка (декадный обзор 1-10 июля 2011 г) / сост.: В.Ф. Карпович, В.А. Метелица [и др.]. - Минск: Институт системных исследований в АПК НАН Беларуси, 2011. - 22 с.

Информация об авторах

Сайганов Анатолий Семёнович - доктор экономических наук, профессор, заместитель директора по научной и инновационной работе Государственного предприятия «Институт системных исследований в АПК НАН Беларуси». Информация для контактов: тел. (раб.) (+375 17) 278-69-23.

Ильина Зинаида Макаровна - член-корреспондент НАН Беларуси, доктор экономических наук, профессор, заведующая отделом рынка Государственного предприятия «Институт системных исследований в АПК НАН Беларуси». Информация для контактов: тел. (раб.) (+375 17) 212-15-20. E-mail: ilyinazm@tut.by.

Дата поступления статьи - 2 сентября 2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.